Рабочая программа учебной дисциплины Социальное проектирование

  • docx
  • 01.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОП. 27 Социальное проектирование.docx

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.      условия реализации ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

 

13

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП.27 Социальное проектирование

 

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Социальное проектирование является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в рамках подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей СПО 40.00.00 Юриспруденция, а также при реализации программ дополнительного профессионального образования юридической направленности.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина Социальное проектирование входит в цикл общепрофессиональных дисциплин, обязательная часть.

                                                                                                                   

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины.

Содержание программы учебной дисциплины Социальное проектирование направлено на достижение следующих целей:

уметь:

 - составлять и оформлять документацию, отчеты, представлять результаты исследовательской работы;

- применять основные методы работы над социальным проектом;

- представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией;

- отбирать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях;

 

знать:

- основные теории, модели, методы исследования в сфере социального проектирования;

- цели и сущность социального проектирования;

- современное состояние и направления развития проектной деятельности, в том числе в социальной сфере;

- основные методы, применяемые в проектной деятельности, их достоинства и ограничения.

 

Освоение содержания учебной дисциплины Социальное проектирование способствует формированию у обучающихся следующих

общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

 

профессиональных компетенций:

ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

ПК 4.4. Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан.

ПК 4.5. Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организацийи учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения.

 

 

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов;

самостоятельной работы обучающегося 22 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

в том числе:

 

     практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в 6 семестре


 

2.2. Тематический план учебной дисциплины Социальное проектирование.

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Теоретические основы социального проектирования

Содержание учебного материала

2

1

1.

Подходы к сущности социального проектирования.

2.

Основные предпосылки социального проектирования.

3.

Объект, средства и задачи социального проектирования

4.

Понятие, признаки, основные функции социального проекта.

Самостоятельная работа обучающегося:

ВСР № 1: Подготовка сообщений и презентации по предложенным темам

6

 

Тема 2. Типологизация социальных проектов.

 

Содержание учебного материала

2

1

1.

Типология социального проекта

2.

Основные ошибки при разработке социального проекта.

3.

Жизненный цикл социального проекта и его описание.

4.

Технология работы над социальным проектом

Тема 3. Разработка социального проекта.

 

Содержание учебного материала

2

1

1.

Схема социального проектирования

2.

Этапы создания социального проекта: уяснение проблемы; социальный заказ; паспортизация объекта; цель социального проекта, ее обоснование; формулирование задач; прогнозирование

3.

Ресурсы и правила планирования социального проекта

Самостоятельная работа обучающегося:

ВСР № 2: Подготовка сообщений и презентации по предложенным темам

6

 

Тема 4. Социальный проект как текст.

 

Содержание учебного материала

2

2

1.

Концепция проекта, актуальность проекта, построение «дерева проблем, цель проекта, задачи проекта

2.

Содержание работы по проекту: обоснование проекта (финансовое обоснование).

3.

Ожидаемые последствия

Практическая работа № 1 «Разработка социального проекта: программа по профилактике игровой зависимости учащихся»

Практическая работа № 2 «Разработка социального проекта: программа по организации досуговой деятельности инвалидов»

8

 

Самостоятельная работа обучающегося:

ВСР № 3: подготовка сообщений и презентации по предложенным темам

6

 

Тема 5. Методы социального проектирования.

 

Содержание учебного материала

2

1

1.

Методы коллективной работы над проектом.

2.

Мозговая атака

3.

Метод синектики

4.

Деловая игра

5.

Метод фокальных объектов

6.

Метод создания сценариев

Тема 6. Жизнеспособность проекта

 

Содержание учебного материала

2

1

1.

Планирование проекта

2.

Способы планирования, составление бюджета социального планирования

3.

Окончательная форма проекта как текста

Тема 7. Социальная диагностика жизнеспособности проекта.

Содержание учебного материала

2

1

1.

Оценка результативности проекта.

2.

Источник финансирования социального проекта

3.

Фандрейзинг – способы привлечения средств для реализации социального проекта

Тема 8.Структура управления социальным проектом.

Содержание учебного материала

2

1

1.

Бюджет проекта

2.

Схема управления социальным проектом

3.

Кадровое обеспечение

4.

Оценка рисков социального проекта

5.

Контроль и завершение работ по проектной деятельности

Тема 9. Социальная экспертиза.

 

Содержание учебного материала

2

1

1.

Понятие социальной экспертизы.

2.

Организация социальной экспертизы.

3.

Модели социальной экспертизы.

4.

Методы социальной экспертизы.

5.

Метод экспертной оценки.

Тема 10. Экспертиза конкурсных проектов.

 

Содержание учебного материала

2

1

1.

Эксперты. Методы отбора экспертов

2.

Уменьшение субъективности экспертных оценок

3.

Оформление результатов экспертизы

4.

Создание экспертных систем

5.

Итоги социальной экспертизы

6.

Форма представления социальной экспертизы.

7.

Эффективность социальной экспертизы

Тема 11. Реализация социального проекта.

 

Содержание учебного материала

4

1

1.

Этапы реализации социального проекта

2.

Защита проекта

3.

Тактика презентации проекта

4.

Организационный механизм реализации проекта

5.

Управление проектами

6.

Контроль за реализацией проекта.

7.

Коррекция проекта по итогам мониторинга

8.

Завершение работ по социальным проектам

9.

Методология возможных миров в социальном проектировании

Тема 12. Социальные проекты муниципального уровня.

 

Содержание учебного материала

4

1

1.

Реализация социальных программ на уровне местного самоуправления. Формирование социальных программ в Свердловской области

2.

Поддержка некоммерческих организаций органами местного самоуправления.

3.

Правовая поддержка в ходе реализации социально значимых программ местного уровня.

4.

Механизм размещения муниципального социального заказа

5.

Создание органа по взаимодействию с некоммерческими организациями.

6.

Проведение конкурса на размещение социального заказа.

7.

Заключение контракта с победителем конкурса

Практическая работа № 3 Разработка положения о конкурсе на размещение социального заказа

4

 

Самостоятельная работа обучающегося:

ВСР № 4: Составить кроссворд

4

 

Дифференцированный зачет

2

 

                                                                               Итого

64

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3.– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

 


3. условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета конституционного и административного права.

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия;

- медиатека.

 

Технические средства обучения:

- персональный компьютер;

- мультимедийная установка.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Основные источники:

1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов н/Д., 2015 г.

2. Грищенко В.И., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. СПб., 2015

 

Дополнительные источники:

1.    Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск, 2014.

2.    Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технологии прогнозных разработок социальных проектов. М., 2015.

3.    Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. М., 2015

4.    Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. М., 2014

5.    Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М., 2015

6.    Прогнозное социальное проектирование в условиях ускоренного научно-технического прогресса. Кн. 1. М., 2014

 

Интернет-ресурсы:

База молодѐжных программ:

http://lider21vek.narod.ru/material.htm - сайт Всероссийского лагеря студенческого актива.

http://vsh.dvpion.ru/?main=kurs – сайт интернет-проект Виртуальная школа

www.rusal.ru/social_center.aspx - сайт центра Социальных программ в России.

http://socialproject.ru/socialproj/ - сайт, посвященный социальным проектам

http://nspt.ru/projects/ - сайт, посвященный новым социальным и педагогическим технологиям

http://lider21vek.narod.ru/CCY/10.htm - наглядная схема составление социального проекта

www.microsoft.com/Rus/SocialProjects/Default.mspx - примеры социальных проектов Microsoft

www.irex.ru/alumni/programs/smile/realizedprojects - примеры социальных проектов в рамках программы Project Smile в России

www.vd-spb.ru/index.php?id=113&rootid=3&lang=rus – социальных проект в СПб Социальная гостиница.

 

 

3.3. Требования к созданию специальных условий для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Реализация программы учебной дисциплины требует дополнительного обеспечения специальных условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- использование в образовательном процессе компьютерной техники с акустическим усилителем и(или) колонками, видеотехники (мультимедийного проектора, телевизора), мультимедийной системы;

- учет индивидуальных потребностей обучающихся данной категории при подборе и разработке учебного материала;

- использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, дистанционных образовательных технологий (сетевого кабинета педагога).

 


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе выполнения практических и контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

 

составлять и оформлять документацию, отчеты, представлять результаты исследовательской работы;

ОК 2 - 11

ПК 2.3

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, практическая работа № 1-3

применять основные методы работы над социальным проектом;

ОК 2, 4 - 6, 8, 9, 11, 12

ПК 2.3, ПК 4.4

.

 

Устный опрос, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная практическая работа № 3, практическая работа 1, 2.

представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией;

ОК 2-11

ПК 2.3, ПК 4.5

Устный опрос, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 3

отбирать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях;

ОК 2-11

ПК 2.3, ПК 4.4, ПК 4.5.

 

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 1,4,5 практическая работа № 2,4

Знания:

 

 

основные теории, модели, методы исследования в сфере социального проектирования

ОК 2, 4 - 6, 8

ПК 2.3

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 1

цели и сущность социального проектирования

ОК 2, 4 - 6, 8, 9

ПК 2.3, ПК 4.4, ПК 4.5.

 

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 4 практическая работа № 1, 2

современное состояние и направления развития проектной деятельности, в том числе в социальной сфере

ОК 2, 4 - 6, 8

ПК 2.3

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 2 практическая работа № 2, 3

основные методы, применяемые в проектной деятельности, их достоинства и ограничения

ОК 2-11

ПК 2.3, ПК 4.4, ПК 4.5.

 

Устный опрос, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 1-4 практическая работа № 1-3

 

Контроль формирования общих компетенций осуществляется также посредством педагогического наблюдения и при проведении текущего контроля.

 


 

Скачано с www.znanio.ru