Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Миасский геологоразведочный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УДД 02.«Дизайн»
основой профессиональной образовательной программы
по профессии 08.01.06 «Мастер сухого строительства»
г. Миасс
2018
|
«СОГЛАСОВАНО»
На заседании ПЦК Председатель Денищенко А.А./___________/ «___»_______ 2018 г. |
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по ТО и ППКРС Пащенко И.В. /_________/ «_»___________ 2018 г. |
Разработчик:
Байбарова С.А. - преподаватель ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
|
1.
|
Паспорт программы учебной дисциплины |
4 |
|
2.
|
Структура и содержание учебной дисциплины |
5
|
|
3. |
Условия реализации программы учебной дисциплины
|
12 |
|
4. |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
15 |
1.паспорт
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
1. Область применения программы
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Дизайн» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 08.01.06 Мастер сухого строительства.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих:
дисциплина входит в цикл учебных дисциплин дополнительных.
1.3. Цели и задачи дисциплины– требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;
- определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;
- различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;
- создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;
- использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;
- выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;
- выдерживать соотношение размеров;
- соблюдать закономерности соподчинения элементов;
- переводить изображения из одного масштаба в другой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для эстетической оценки явлений окружающего мира;
- при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;
- художественные материалы в своем творчестве;
- средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
- для отделки различных конструкций.
Внеаудиторная самостоятельная работа способствует оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
- составление опорного конспекта по темам, вынесенным на самостоятельное изучение;
- подготовка и оформление рефератов, сообщений;
- выполнение графических работ по заданию
- составление кроссвордов по теме и ответов к ним;
- создание презентаций.
В ходе изучения дисциплины предусмотрен промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль осуществляется в виде контрольных работ по темам (разделам). Итоговый контроль по дисциплине в соответствии с рабочим учебным планом для профессии проводится в форме дифференцированного зачета.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;
- принципы и законы композиции;
- элементы линейной перспективы;
- средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;
- специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов;
- принципы создания симметричных и асимметричных композиций;
- основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;
- ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;
- свойства теплых и холодных тонов;
- особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне;
- свойства и применение современных отделочных материалов для отделки различных конструкций
![]()
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 99час., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки - 66 час.:
из них - лабораторно – практические работы - 0 час.
Самостоятельная работа обучающихся – 33 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
|
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
99 |
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
66 |
|
в том числе: |
|
|
Лабораторные (практические) занятия |
– |
|
Самостоятельная работа |
33 |
|
в том числе: |
|
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «дизайн»
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Раздел 1.Основы дизайна |
||||
|
Тема 1.1 Основы дизайна
|
Содержание учебного материала |
8 |
2 |
|
|
1 |
Введение. Понятие о дизайне. Виды дизайна. Материалы, принадлежности, инструменты для выполнения практических заданий. |
|
|
|
|
2 |
История дизайна. Производственный союз «Веркбунд». |
|
|
|
|
3 |
Первый дизайнер Петер Беренс. Зарождение дизайна в США. Архитектор Сюлливен |
|
|
|
|
4 |
Первое учебное заведение в Германии «Баухауз» (строительный дом). Зарождение дизайна в СССР. Этапы развития. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Самостоятельная работа |
4 |
|
||
|
1 |
Дизайн в настоящее время.
|
|
|
|
|
|
2 |
Выполнение рисунка по представлению и с натуры. |
|
|
|
Тема 1.2.
Художественные средства построения композиции в дизайне |
Содержание учебного материала |
12 |
||
|
1 |
Графические средства в дизайне. Графические средства выразительности в композиции: точка, линия, пятно. Техника рисования линий в разных направлениях, деление линий на равные отрезки, рисование геометрических фигур. Виды орнамента. |
|
||
|
2 |
Цвет, особенности его восприятия. Природа цвета. Спектральные цвета. Виды спектральных цветов. Цветовой круг. Характеристики цвета. Понятие о цветовой гамме, колорите. Зрительные иллюзии при восприятии цвета. Типы цветовых гармоний. Психофизиологическое воздействие цвета на человека. |
|
||
|
3 |
Характеристика глубинно-пространственной композиции. Роль планировки. Виды глубинно-пространственных композиций. Композиционный центр и его формирование. Перспективно-зрительные изменения. Приемы трансформаций средствами тона. Основные композиционные средства формирования пространства. |
|
||
|
4 |
Построение рельефной композиции с использованием графических форм (в динамике или статике). |
|
||
|
5 |
Пластическое моделирование объемной формы с сохранением или разрушением объема графикой. |
|
||
|
6 |
Создание глубинно-пространственной композиции. |
|
||
|
Самостоятельная работа |
4 |
|||
|
|
1 |
Эскизирование неглубокого пространства с использованием графических средств.
|
|
|
|
|
2 |
Эскиз пространства. |
|
|
|
Тема 1.3.
Материалы и свет |
|
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
1 |
Материалы, свет. Композиционно-художественные свойства материалов. Передача их в фактуре, текстуре. Естественные и искусственные виды материалов. |
|
|
|
|
2 |
Виды материалов по противоположным композиционным свойствам и сочетанию. Подбор материалов по цвету. Естественный и искусственный свет. Разделение естественного света по яркости, особенности и приемы светопластической моделировки формы внутреннего пространства. |
|
|
|
|
3 |
Свойства контражура при рассеянном свете. Пониженное естественное освещение. Свойства искусственного света. Основные виды светопластичных форм. Световой дизайн. |
|
|
|
|
4 |
Формообразование светильников (эскизы). |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
4 |
|
||
|
1 |
Эскизирование светильников для детской комнаты. |
|
|
|
|
|
2 |
Эскизирование светильников для гостиной комнаты. |
|
|
|
Тема 1.4. Средства гармонизации художественной формы |
Содержание учебного материала |
18 |
|
|
|
1 |
Нюанс – контраст, статика – динамика. Контраст и его виды. Нюанс. Тождество. Приемы нюансной и контрастной композиций. Одновременное использование контраста и нюанса. Статика, динамика и их основные виды. Приемы передачи статики и динамики в композициях. |
|
|
|
|
2 |
Симметрия – асимметрия, метр – ритм. Симметрия и ее виды. Разные оси симметрии в композициях. Асимметрия. Основные свойства симметричных и асимметричных композиций. Дисимметрия. Метр и ритм. Основные виды и приемы построений в метрических и ритмических композициях. |
|
|
|
|
3 |
Отношения – пропорции. Основные приемы построения пропорций. Понятие модуля. Геометрические и арифметические отношения. Методы и приемы построения пропорциональных отношений. |
|
|
|
|
4 |
Размер – масштаб – масштабность. Размер. Масштаб. Размерный (масштабность), численный и линейный масштабы. |
|
|
|
|
5 |
Приемы масштабной корректировки формы. Указатели масштаба. |
|
|
|
|
6 |
Выполнение графических композиций построенных на контрасте и нюансе, при разном сочетании цветовых элементов. |
|
|
|
|
7 |
Эскизирование декоративной решетки с использованием ритмических рядов. |
|
|
|
|
8 |
Создание модуля и выполнение композиции с использованием арифметических пропорций. |
|
|
|
|
9 |
Разномасштабных композиции. |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
4 |
|
||
|
1 |
Выполнение задания на построение разномасштабных композиций. |
|
|
|
|
2 |
Подбор изображений разных форм передающие статику или динамику, оформление работы. |
|
|
|
|
Тема 1.5. Основные принципы композиционно-художественного формообразования |
Содержание учебного материала |
14 |
|
|
|
1 |
Образность, органичность. Раскрытие художественного образа (идеи). Гармонизация образной структуры формы. Выразительность, стилевые признаки образа. Функциональная обусловленность дизайн-формы, раскрытие идеи в дизайне, в материале, во времени. Органичность. Органичное преобразование природных форм в дизайн-формах. Анализ форм. Биодизайн. |
|
|
|
|
2 |
Целостность, рациональность. Целостность. Выявление общего характера формы. Приемы достижения целостности композиции. Раскрытие целостности построенной на контрастном сочетании элементов. Свойство целостной композиции – системность. Рациональность: связь формы с функциональным содержанием, разработка собственной художественной формы. Требования к форме. |
|
|
|
|
3 |
Тектоничность, гибкость, структурность. Тектоника. Раскрытие и закрытие в форме конструктивной основы и декоративных элементов. Приемы использования тектоники в дизайн-формах. Структурность. |
|
|
|
|
4 |
Цели структурных формообразований и гармонизации. Крайнее состояние структурного соподчинения. Виды отношений. Гибкость. Приемы построения композиции, условия комбинирования форм, условия компоновки. Виды органичной модификации дизайн-форм. |
|
|
|
|
5 |
Изображение образа современного города. |
|
|
|
|
6 |
Формальной композиции на создание цельности. |
|
|
|
|
7 |
Раппортная композиция. |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
6 |
|
|
|
|
1 |
Подбор биоформных элементов на тему «Реклама». |
|
|
|
|
2 |
Разработка эскиза декоративного панно посредством абстрактных форм. Тема - изображение образа современного города. |
|
|
|
|
3 |
Создание раппортной композиции в двух вариантах. |
|
|
|
Тема 1.6. Планировка интерьера |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|
|
1 |
Планировка интерьера. Назначение комнаты и ее функции. Зонирование с целью создания комфорта и учетом интересов семьи, а также мебели и оборудования. Измерение помещения. Составление эскиза (план, развертки). Вырезание «габариток» мебели, окончательная расстановка на плане. Выполнение окончательного варианта плана. Работа в цвете. |
|
|
|
|
1 |
План интерьера. |
|
|
|
|
Самосоятельная работа |
4 |
|
|
|
|
1 |
Анализ журнала «Salon». |
|
|
|
|
2 |
Составление эскиза (план, развертки). |
|
|
|
Тема 1.7. Дизайн основных функциональных зон. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|
|
1 |
Дизайн основных функциональных зон. Комплексное решение интерьера помещения. Зонирование пространства в зависимости от его назначения. Архитектурно-планировочные приемы зонирования. Отделка помещения: световое и цветовое решение, выбор мебели, оформление оконных и дверных проемов, подбор аксессуаров и предметов искусства. |
|
2 |
|
|
|
|||
|
|
Самостоятельная работа |
9 |
|
|
|
|
1 |
Выполнение черновых набросков интерьера. |
|
|
|
|
2 |
Выполнение черновых набросков интерьера. |
|
|
|
|
3 |
Выполнение черновых набросков интерьера. |
|
|
|
|
4 |
Выполнение черновых набросков интерьера. |
|
|
|
Всего: |
66ч. (33 ч. самост. раб.) итого 99ч. |
|
||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета :
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся (30);
- комплект учебно – методической документации в соответствии с паспортом кабинета;
- электронные видеоматериалы в соответствии с паспортом кабинета;
- комплекты учебных карт в соответствии с паспортом кабинета;
- сборник медиа - уроков в соответствии с паспортом кабинета.
Технические средства обучения кабинета:
компьютер, мультимедийный проектор, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. В.С. Кузин. Программа “Основы дизайна” – Москва. Дрофа. 2015г.
2.Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учеб. пособие
– М.: «Архитектура-С», 2015. – 328с.
3.В.Б. Устин Художественное проектирование интерьеров. Учебник – М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2016. – 288 с.
Дополнительные источники:
1. Крутских Е.Ю., Д.В. Литвинов. Интерьер вашего дома. Практическое руководство. – Екатеринбург. У – Фактория. 2005.
2. Майкл Грейс. Дизайн. Изд. Фалькин 1996г Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М. Академия, 2002.
3. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – Москва. Молодая гвардия,1994.
4. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. – Минск. Высшая школа,1984
5. Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. Москва. МЗ – Пресс, 2001.
6. Хомянский Л.М. и Шипанов А.С. Дизайн. – Москва. Просвещение. 1985г
7. Черневич Е.В. Язык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования. – Москва. 1975.
Интернет – ресурсы:
Библиотека дизайн информации http://rosdesign.com/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения письменных опросов, тестирования, контрольных работ, а также в выполнении обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
|
Результаты обучения |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
|
уметь: - применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; - определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; - ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; - объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; - различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна; - создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна; - использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования; - выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды; - выдерживать соотношение размеров; - соблюдать закономерности соподчинения элементов; - переводить изображения из одного масштаба в другой; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для эстетической оценки явлений окружающего мира; - при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них; - художественные материалы в своем творчестве; - средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера). - для отделки различных конструкций. |
Экспертное наблюдение на практических занятиях. Практические работы. Групповые проектные задания. |
|
знать: основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; - основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); - выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; - наиболее крупные художественные музеи России и мира; - основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды; - принципы и законы композиции; - элементы линейной перспективы; - средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс; - специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов; - принципы создания симметричных и асимметричных композиций; - основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания; - ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними; - свойства теплых и холодных тонов; - особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне; - свойства и применение современных отделочных материалов для отделки различных конструкций
|
Тестовая проверка знаний. Устный опрос. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.