Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Миасский геологоразведочный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УДД 02.«Дизайн»
основой профессиональной образовательной программы
по профессии 08.01.06 «Мастер сухого строительства»
г. Миасс
2018
«СОГЛАСОВАНО»
На заседании ПЦК Председатель Денищенко А.А./___________/ «___»_______ 2018 г. |
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по ТО и ППКРС Пащенко И.В. /_________/ «_»___________ 2018 г. |
Разработчик:
Байбарова С.А. - преподаватель ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
1.
|
Паспорт программы учебной дисциплины |
4 |
2.
|
Структура и содержание учебной дисциплины |
5
|
3. |
Условия реализации программы учебной дисциплины
|
12 |
4. |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
15 |
1.паспорт
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
1. Область применения программы
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Дизайн» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 08.01.06 Мастер сухого строительства.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих:
дисциплина входит в цикл учебных дисциплин дополнительных.
1.3. Цели и задачи дисциплины– требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;
- определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;
- различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;
- создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;
- использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;
- выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;
- выдерживать соотношение размеров;
- соблюдать закономерности соподчинения элементов;
- переводить изображения из одного масштаба в другой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для эстетической оценки явлений окружающего мира;
- при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;
- художественные материалы в своем творчестве;
- средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
- для отделки различных конструкций.
Внеаудиторная самостоятельная работа способствует оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
- составление опорного конспекта по темам, вынесенным на самостоятельное изучение;
- подготовка и оформление рефератов, сообщений;
- выполнение графических работ по заданию
- составление кроссвордов по теме и ответов к ним;
- создание презентаций.
В ходе изучения дисциплины предусмотрен промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль осуществляется в виде контрольных работ по темам (разделам). Итоговый контроль по дисциплине в соответствии с рабочим учебным планом для профессии проводится в форме дифференцированного зачета.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;
- принципы и законы композиции;
- элементы линейной перспективы;
- средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;
- специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов;
- принципы создания симметричных и асимметричных композиций;
- основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;
- ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;
- свойства теплых и холодных тонов;
- особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне;
- свойства и применение современных отделочных материалов для отделки различных конструкций
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 99час., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки - 66 час.:
из них - лабораторно – практические работы - 0 час.
Самостоятельная работа обучающихся – 33 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
99 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
66 |
в том числе: |
|
Лабораторные (практические) занятия |
– |
Самостоятельная работа |
33 |
в том числе: |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «дизайн»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1.Основы дизайна |
||||
Тема 1.1 Основы дизайна
|
Содержание учебного материала |
8 |
2 |
|
1 |
Введение. Понятие о дизайне. Виды дизайна. Материалы, принадлежности, инструменты для выполнения практических заданий. |
|
|
|
2 |
История дизайна. Производственный союз «Веркбунд». |
|
|
|
3 |
Первый дизайнер Петер Беренс. Зарождение дизайна в США. Архитектор Сюлливен |
|
|
|
4 |
Первое учебное заведение в Германии «Баухауз» (строительный дом). Зарождение дизайна в СССР. Этапы развития. |
|
|
|
|
|
|
||
Самостоятельная работа |
4 |
|
||
1 |
Дизайн в настоящее время.
|
|
|
|
|
2 |
Выполнение рисунка по представлению и с натуры. |
|
|
Тема 1.2.
Художественные средства построения композиции в дизайне |
Содержание учебного материала |
12 |
||
1 |
Графические средства в дизайне. Графические средства выразительности в композиции: точка, линия, пятно. Техника рисования линий в разных направлениях, деление линий на равные отрезки, рисование геометрических фигур. Виды орнамента. |
|
||
2 |
Цвет, особенности его восприятия. Природа цвета. Спектральные цвета. Виды спектральных цветов. Цветовой круг. Характеристики цвета. Понятие о цветовой гамме, колорите. Зрительные иллюзии при восприятии цвета. Типы цветовых гармоний. Психофизиологическое воздействие цвета на человека. |
|
||
3 |
Характеристика глубинно-пространственной композиции. Роль планировки. Виды глубинно-пространственных композиций. Композиционный центр и его формирование. Перспективно-зрительные изменения. Приемы трансформаций средствами тона. Основные композиционные средства формирования пространства. |
|
||
4 |
Построение рельефной композиции с использованием графических форм (в динамике или статике). |
|
||
5 |
Пластическое моделирование объемной формы с сохранением или разрушением объема графикой. |
|
||
6 |
Создание глубинно-пространственной композиции. |
|
||
Самостоятельная работа |
4 |
|||
|
1 |
Эскизирование неглубокого пространства с использованием графических средств.
|
|
|
|
2 |
Эскиз пространства. |
|
|
Тема 1.3.
Материалы и свет |
|
Содержание учебного материала |
8 |
|
1 |
Материалы, свет. Композиционно-художественные свойства материалов. Передача их в фактуре, текстуре. Естественные и искусственные виды материалов. |
|
|
|
2 |
Виды материалов по противоположным композиционным свойствам и сочетанию. Подбор материалов по цвету. Естественный и искусственный свет. Разделение естественного света по яркости, особенности и приемы светопластической моделировки формы внутреннего пространства. |
|
|
|
3 |
Свойства контражура при рассеянном свете. Пониженное естественное освещение. Свойства искусственного света. Основные виды светопластичных форм. Световой дизайн. |
|
|
|
4 |
Формообразование светильников (эскизы). |
|
|
|
Самостоятельная работа |
4 |
|
||
1 |
Эскизирование светильников для детской комнаты. |
|
|
|
|
2 |
Эскизирование светильников для гостиной комнаты. |
|
|
Тема 1.4. Средства гармонизации художественной формы |
Содержание учебного материала |
18 |
|
|
1 |
Нюанс – контраст, статика – динамика. Контраст и его виды. Нюанс. Тождество. Приемы нюансной и контрастной композиций. Одновременное использование контраста и нюанса. Статика, динамика и их основные виды. Приемы передачи статики и динамики в композициях. |
|
|
|
2 |
Симметрия – асимметрия, метр – ритм. Симметрия и ее виды. Разные оси симметрии в композициях. Асимметрия. Основные свойства симметричных и асимметричных композиций. Дисимметрия. Метр и ритм. Основные виды и приемы построений в метрических и ритмических композициях. |
|
|
|
3 |
Отношения – пропорции. Основные приемы построения пропорций. Понятие модуля. Геометрические и арифметические отношения. Методы и приемы построения пропорциональных отношений. |
|
|
|
4 |
Размер – масштаб – масштабность. Размер. Масштаб. Размерный (масштабность), численный и линейный масштабы. |
|
|
|
5 |
Приемы масштабной корректировки формы. Указатели масштаба. |
|
|
|
6 |
Выполнение графических композиций построенных на контрасте и нюансе, при разном сочетании цветовых элементов. |
|
|
|
7 |
Эскизирование декоративной решетки с использованием ритмических рядов. |
|
|
|
8 |
Создание модуля и выполнение композиции с использованием арифметических пропорций. |
|
|
|
9 |
Разномасштабных композиции. |
|
|
|
Самостоятельная работа |
4 |
|
||
1 |
Выполнение задания на построение разномасштабных композиций. |
|
|
|
2 |
Подбор изображений разных форм передающие статику или динамику, оформление работы. |
|
|
|
Тема 1.5. Основные принципы композиционно-художественного формообразования |
Содержание учебного материала |
14 |
|
|
1 |
Образность, органичность. Раскрытие художественного образа (идеи). Гармонизация образной структуры формы. Выразительность, стилевые признаки образа. Функциональная обусловленность дизайн-формы, раскрытие идеи в дизайне, в материале, во времени. Органичность. Органичное преобразование природных форм в дизайн-формах. Анализ форм. Биодизайн. |
|
|
|
2 |
Целостность, рациональность. Целостность. Выявление общего характера формы. Приемы достижения целостности композиции. Раскрытие целостности построенной на контрастном сочетании элементов. Свойство целостной композиции – системность. Рациональность: связь формы с функциональным содержанием, разработка собственной художественной формы. Требования к форме. |
|
|
|
3 |
Тектоничность, гибкость, структурность. Тектоника. Раскрытие и закрытие в форме конструктивной основы и декоративных элементов. Приемы использования тектоники в дизайн-формах. Структурность. |
|
|
|
4 |
Цели структурных формообразований и гармонизации. Крайнее состояние структурного соподчинения. Виды отношений. Гибкость. Приемы построения композиции, условия комбинирования форм, условия компоновки. Виды органичной модификации дизайн-форм. |
|
|
|
5 |
Изображение образа современного города. |
|
|
|
6 |
Формальной композиции на создание цельности. |
|
|
|
7 |
Раппортная композиция. |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
6 |
|
|
|
1 |
Подбор биоформных элементов на тему «Реклама». |
|
|
|
2 |
Разработка эскиза декоративного панно посредством абстрактных форм. Тема - изображение образа современного города. |
|
|
|
3 |
Создание раппортной композиции в двух вариантах. |
|
|
Тема 1.6. Планировка интерьера |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|
1 |
Планировка интерьера. Назначение комнаты и ее функции. Зонирование с целью создания комфорта и учетом интересов семьи, а также мебели и оборудования. Измерение помещения. Составление эскиза (план, развертки). Вырезание «габариток» мебели, окончательная расстановка на плане. Выполнение окончательного варианта плана. Работа в цвете. |
|
|
|
1 |
План интерьера. |
|
|
|
Самосоятельная работа |
4 |
|
|
|
1 |
Анализ журнала «Salon». |
|
|
|
2 |
Составление эскиза (план, развертки). |
|
|
Тема 1.7. Дизайн основных функциональных зон. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|
1 |
Дизайн основных функциональных зон. Комплексное решение интерьера помещения. Зонирование пространства в зависимости от его назначения. Архитектурно-планировочные приемы зонирования. Отделка помещения: световое и цветовое решение, выбор мебели, оформление оконных и дверных проемов, подбор аксессуаров и предметов искусства. |
|
2 |
|
|
|||
|
Самостоятельная работа |
9 |
|
|
|
1 |
Выполнение черновых набросков интерьера. |
|
|
|
2 |
Выполнение черновых набросков интерьера. |
|
|
|
3 |
Выполнение черновых набросков интерьера. |
|
|
|
4 |
Выполнение черновых набросков интерьера. |
|
|
Всего: |
66ч. (33 ч. самост. раб.) итого 99ч. |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета :
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся (30);
- комплект учебно – методической документации в соответствии с паспортом кабинета;
- электронные видеоматериалы в соответствии с паспортом кабинета;
- комплекты учебных карт в соответствии с паспортом кабинета;
- сборник медиа - уроков в соответствии с паспортом кабинета.
Технические средства обучения кабинета:
компьютер, мультимедийный проектор, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. В.С. Кузин. Программа “Основы дизайна” – Москва. Дрофа. 2015г.
2.Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учеб. пособие
– М.: «Архитектура-С», 2015. – 328с.
3.В.Б. Устин Художественное проектирование интерьеров. Учебник – М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2016. – 288 с.
Дополнительные источники:
1. Крутских Е.Ю., Д.В. Литвинов. Интерьер вашего дома. Практическое руководство. – Екатеринбург. У – Фактория. 2005.
2. Майкл Грейс. Дизайн. Изд. Фалькин 1996г Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М. Академия, 2002.
3. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – Москва. Молодая гвардия,1994.
4. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. – Минск. Высшая школа,1984
5. Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. Москва. МЗ – Пресс, 2001.
6. Хомянский Л.М. и Шипанов А.С. Дизайн. – Москва. Просвещение. 1985г
7. Черневич Е.В. Язык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования. – Москва. 1975.
Интернет – ресурсы:
Библиотека дизайн информации http://rosdesign.com/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения письменных опросов, тестирования, контрольных работ, а также в выполнении обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: - применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; - определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; - ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; - объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; - различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна; - создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна; - использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования; - выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды; - выдерживать соотношение размеров; - соблюдать закономерности соподчинения элементов; - переводить изображения из одного масштаба в другой; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для эстетической оценки явлений окружающего мира; - при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них; - художественные материалы в своем творчестве; - средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера). - для отделки различных конструкций. |
Экспертное наблюдение на практических занятиях. Практические работы. Групповые проектные задания. |
знать: основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; - основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); - выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; - наиболее крупные художественные музеи России и мира; - основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды; - принципы и законы композиции; - элементы линейной перспективы; - средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс; - специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов; - принципы создания симметричных и асимметричных композиций; - основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания; - ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними; - свойства теплых и холодных тонов; - особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне; - свойства и применение современных отделочных материалов для отделки различных конструкций
|
Тестовая проверка знаний. Устный опрос. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.