МАОУ СОШ13 Вологодской обл. г.Череповец Лыгина Н.Н.Статья Работа с текстом.
Оценка 4.8

МАОУ СОШ13 Вологодской обл. г.Череповец Лыгина Н.Н.Статья Работа с текстом.

Оценка 4.8
Документация
docx
изобразительное искусство
Взрослым
16.02.2020
МАОУ СОШ13 Вологодской обл.   г.Череповец Лыгина Н.Н.Статья Работа с текстом.
Согласно ФГОС ООО работа с текстом учебника и дополнительным материалом обязательна на уроках изобразительного искусства. В статье приведены примеры работы с текстом.
МАОУ СОШ13 Вологодской обл. г.ЧереповецЛыгина Н.Н.Статья Работа с текстом..docx

Работа с текстом на уроках изобразительного искусства,

автор – учитель изобразительного искусства МАОУ «СОШ №13» г. Череповца Вологодской области

Лыгина Наталия Николаевна.

    О том, что уроки изобразительного искусства должны создавать условия для формирования и развития художественной культуры, говорится достаточно долго и много, наверное, с самого становления изобразительного искусства (а не рисования) в школе.  Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе  многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”?

   Казалось бы, что предмет «Изобразительное искусство» в школе – это один из самых нетекстовых предметов. Бытует ошибочное мнение, что ученики на этих уроках должны только рисовать. Но как можно что-то нарисовать, не осмыслив прежде предмет изображения, не получив при этом эмоционального заряда от прочтения поэтических строк? Как можно назвать себя эстетически развитой личностью, способной на суждения об искусстве в любом его проявлении, если ты двух слов связать не можешь,  или не способен выслушать и услышать мнения других, принять их или вступить в конструктивную полемику.

   Проблема развития речевого творчества детей является актуальной на протяжении многих лет. Недостаток жизненного опыта и ограниченность словарного запаса не позволяет детям адекватно выражать словами те чувства и эмоции, которые они испытывают при восприятии окружающего мира и художественного образа.

   Развитию речевого творчества способствует, конечно, внедрение в образовательный процесс новых федеральных стандартов, где уже в самом начале урока на этапе целеполагания дети учатся грамотно излагать свои мысли, рассуждать логически.             Современный урок  изобразительного искусства, построенный по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учит детей находить в тексте конкретные сведения, факты, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы,   видеоряда; выделять нужную информацию для решения практической задачи; анализировать, сопоставлять  и обобщать; интерпретировать и преобразовывать информацию; создавать творческие работы на основе этих знаний.

   Учебное занятие строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление – рефлексия.

Первая стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

·         актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

·         вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

·         сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

·         побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний у учащихся по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

·         получить новую информацию, осмыслить её;

·         соотнести с уже имеющимися знаниями;

·         искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом: чтение,  поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.

Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

·         целостное осмысление, обобщение полученной информации;

·         присвоение нового знания, новой информации учеником;

·         формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации.

   Помогает работать в данном направлении и линия  четырёх учебников «Изобразительное искусство» для всего курса средней школы, авторами которых являются Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова. В них помешён очень интересный материал по темам, стихи, сделана подборка иллюстраций, необходимых для объяснения темы урока. В учебниках имеется словарь художественных терминов. Для повышения эмоциональности детского восприятия  на занятиях можно использовать классические музыкальные произведения и сочинения современных композиторов.

   Тему урока дети озвучивают по названию параграфа в учебнике. Например: 5 класс: «Народный костюм. Головной убор»; «Народный костюм. Одежда»; «Народные праздники. Святки»; «Кукла как часть народной культуры. Кукла – закрутка» и т.д.

   На этапе целеполагания можно использовать тексты-загадки или стихи, которые помогают учащимся сформулировать цель урока. Например: 5 класс, первый урок темы «Натюрморт»:


Загадка: «Если видишь на картине

Самовар ты на столе,

Или виноград в корзине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это…»   ( натюрморт)

Стихи:  «Что такое натюрморт?

Это такая картина…

На ней нарисована дыня,

Апельсины и арбуз 

Замечательный на вкус.

Стихи: «Что такое натюрморт?

Мир предметов и вещей,

Фруктов, ягод, овощей,

Рыба с дичью и цветы…

Всё это натюрморты!»

 

5  класс. Тема «Народные праздники. Масленица»

Загадка:

Этот праздник - объеденье! 
Напечем блины с утра. 
К ним – сметана и варенье 
И,  конечно же, икра!   

(Масленица)


   Также помогают детям сформулировать цель урока наводящие вопросы учителя. Например: 6 класс, тема «Художественно-промышленное производство в культуре России. Тульский самовар». Вопросы учителя: «Когда и где появились первые самовары в России?», Как называли самовары в разных областях России?», «В каких странах можно встретить прототип самовара?», «Какой предмет и когда на Руси стал прообразом самовара?», «Как форма самоваров отразилась в их повседневных названиях?», «Какой предмет изображён на каждой  из репродукций  картин знаменитых художников в учебнике?» (самовар), «В каком жанре написаны картины, репродукции которых помещёны в учебнике? (натюрморт).

   Очень эффективен способ нахождения ответа на вопрос учителя, когда ученик ищет его в тексте соответствующего параграфа как на этапе целеполагания, так  и на этапе актуализации знаний и изучения нового материала. Например: 6 класс, тема «Художественная ковка металла». Вопрос: «Какие художественные приёмы ковки металла известны с давних пор?»; 6 класс, тема «Резьба по камню и кости». Вопрос: «В каких регионах нашей страны имеются центры промысла «резьба по камню?»; 5 класс, тема «Былинный образ русской земли». Вопрос: «Опишите, как выглядел историко-мифологический пейзаж русской земли?» и т.п.

   Ответ на вопрос учителя можно найти, внимательно рассмотрев репродукции картин, размещённых в данном параграфе. Например: 5 класс, тема «Народные праздники. Масленица». Вопросы: «Какие обряды праздника «Масленица» изображены на картинах знаменитых художников?» (смотреть иллюстрации в учебнике и слайды); «Какой день масленичной недели изображён на картине?» и т.п.

   Незнакомые термины выделены в параграфе синим шрифтом, объяснить их значение помогает словарь, расположенный в конце учебников. Например: 6 класс, тема «Художественная ковка металла». Задание: «Найти в словаре значение терминов: «филигрань», «гравировка», «насечка»; 6 класс, тема «Резьба по камню и кости». Задание; «Найти в словаре значение термина «анималистический жанр».

Задание: « Найти в тексте определения «витраж». 6 класс, тема «Монументально-декоративное искусство». Ответ стр. 58 учебника.

   Очень уместно на уроках составление кластера, когда дети записывают возникающие идеи,  по раскрытию сюжета.  Например: 5 класс, тема «Былинный образ русской земли».

Стрелка вправо: За пределами – чистое поле. (Тьма, гроза, звериный свист).,Стрелка вправо: Чёрное море – край Вселенной. Враги.,Стрелка вниз: Город  Киев. Поселения.,Стрелка вниз: Святые  горы – в стороне от Руси. Враги. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  

 

 

 

 

 

    В конце каждой темы дети составляют кроссворд, головоломку, в конце учебного года – пишут итоговый тест.

   Помогают развитию речевого творчества школьников задания описать картину: её композиция, цветовое решение; провести сравнительный анализ картин. Детям предлагается выразить своё личное мнение, использовать ряд ассоциаций из своего жизненного багажа с изображением, предлагается поразмышлять: почему художник остановился именно на такой композиции картины, выбрал именно эту колористическую гамму. Опираясь на яркие запоминающиеся литературные и художественные образы, дети учатся собирать и систематизировать материал, подбирать и правильно использовать эпитеты и необходимые прилагательные, детально рассматривать и описывать предлагаемый образ, правильно выстраивать устную и письменную речь. Например: В качестве упражнения «на красноречие» предлагается детям подобрать прилагательные и эпитеты, подходящие к описанию ( к любой картине по теме).    Можно включать элементы игры. Игра-соревнование: “Кто составит больше оттенков определенного цвета, например: “зеленой” или “красной” гаммы, «тёплой» или «холодной» цветовой гаммы.

   Разность цвета создаёт разность восприятие действительности. Ребёнок понимает, что радость, горе, нежность может быть выражена цветом, пластикой, конструкцией.

   При рассматривании произведений художников раскрываем замысел картины, рассуждаем о композиционном центре, в котором сконцентрирована основная идея, мысль. Чтобы привлечь внимание зрителя, художник, как правило, выделяет главное цветом, светом, объёмом. Чтобы написать картину, художник должен расположить на определённом формате холста или бумаги все предметы таким образом, чтобы выделялось главное.

    Предлагается для сравнения несколько картин, и учитель просит проследить, как композиция влияет на  идею произведения; найти в тексте описание картины или описание будущего сюжета. 

   Дополнительный раздаточный материал, который ребята изучают в группах или индивидуально во время урока, поисковые работы, заданные на дом, также этому способствуют. Например: 5 класс, тема «Народные праздники. Масленица». Дополнительный материал: «Значение дней масленичной недели», «Обряды, проводимые в дни масленичной недели».

   Дети учатся не только использовать чужой текст и иллюстрировать его, но и создавать обратный продукт –  рассказы по своим рисункам (5 класс, тема «Этнографический музей». Задание: «Описать интерьер русской избы по своему рисунку»).

   В конце каждого параграфа в учебниках имеется творческое задание, содержание которого нужно прочитать. К нему прилагается алгоритм выполнения задания, что облегчает учащимся определить задачи урока.

   Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока. Презентация объединяет большое количество демонстрационного материала, делает его более ярким, привлекательным, запоминающимся, что  повышает познавательный интерес к предмету.

   Появляется возможность включения игрового момента на экране. Задание: поставь на место декоративные детали русской избы (5 класс, тема «Образ старинной архитектуры»), вставишь правильно все буквы – отгадаешь название картины и т.п. Например: 6 класс, тема «Тульский самовар»,                                                          АОАРМВС, стр.130 учебника.

   На уроках изобразительного искусства тексты, раскрывающие тему урока,  помогают учителю формировать у детей начальные представления  о специфике языка искусства, об истории искусства, помогают найти интересные ассоциации и приёмы, помогают учащимся лучше понимать явления искусства и создавать собственные работы.

 

 

 


 

Работа с текстом на уроках изобразительного искусства, автор – учитель изобразительного искусства

Работа с текстом на уроках изобразительного искусства, автор – учитель изобразительного искусства

Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно

Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно

Ответ на вопрос учителя можно найти, внимательно рассмотрев репродукции картин, размещённых в данном параграфе

Ответ на вопрос учителя можно найти, внимательно рассмотрев репродукции картин, размещённых в данном параграфе

Предлагается для сравнения несколько картин, и учитель просит проследить, как композиция влияет на идею произведения; найти в тексте описание картины или описание будущего сюжета

Предлагается для сравнения несколько картин, и учитель просит проследить, как композиция влияет на идею произведения; найти в тексте описание картины или описание будущего сюжета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2020