Рабочая программа учителя-логопеда по проведению кружка "АБВГДейка" для детей с ОНР
(срок реализации - 2 года)
Составитель программы: учитель-логопед Сеткина Г.В.
Пояснительная записка
Программа кружка рассчитана на два года: первый год обучения - работа с воспитанниками старшей группы, второй год обучения - работа с воспитанниками подготовительной к школе группы.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее активный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей — одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждение и родители.
Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте. Педагогический процесс предполагает не только обучение чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе.
Цель программы:
Обучение дошкольников элементам грамоты — определить и структурировать содержательный элемент в многосторонней речевой подготовке к школе; выделить наиболее эффективные формы, методы и приемы освоения детьми программных задач.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические - и на их основе — развитие связной речи.
Теоретические основы программы
опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон «Об Образовании», анализ научно-методической литературы по проблеме. При разработке данной концепции учитывались: системный, комплексный, личностный и деятельностный подходы в развитии детей.
Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребенком культуры целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса.
Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики), но и комплексного подхода в решении задач речевого развития. Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических психо-физиологических особенностей детей, их потребностей.
Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра как ведущий вид деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе,
Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей данной группы, индивидуальными способностями к усвоению языка, зависит от степени подготовленности детей в той или иной области знаний по грамоте. Программа - не статичный документ, а весьма подвижный механизм в организации работы с детьми каждой возрастной группы.
Задачи программы:
· для воспитанников старшей группы с ОНР
-Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
-Познакомить со звучащим словом, его протяженностью;
-Овладеть способами интонационного выделения звука в слове, называть слова с заданным звуком;
-Познакомить со слогом, со слоговой структурой слова;
- Научить делить слова на слоги;
-Усвоить смыслоразличительную функцию звука, выделять гласные и согласные звуки.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют словесное ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное, — закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного.
· для воспитанников подготовительной группы с ОНР
- Знакомить детей с понятием «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- Знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
- Знакомить детей с моделью (схемами) слов и предложений, специальными символами для обучения звуков;
- Научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
- Научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
- Научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
- Научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов;
- Знакомить с печатными буквами.
Уровень развития речевых навыков и умений детей в области грамоты характеризуется следующими показателями:
• сформированность у ребенка представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании общения, выполнять поручения;
• наличие у ребенка представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные), о выразительных средствах речи;
• проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи;
• владение ребенком планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования; способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.
Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала.
Содержание программы обеспечивает:
-личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;
-развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;
-формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т. д.).
Наряду с основными задачами, программа кружка включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей; развитие мелкой моторики (умение управлять пальцами рук) и развитие графических навыков; развитие устной разговорной речи.
Программа также включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятию и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль и самооценку ребенка.
Основное назначение разработанной программы
· В организации и проведении работы по развитию фонематического слуха у детей 5-6 лет с целью обучения элементам грамоты.
На данном этапе обучения выделены три задачи, которые решаются комплексно на каждом занятии.
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму.
3. Развивать основные движения (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
Работа по развитию фонематического слуха начинается с обучения детей умению интонационно произносить свистящие («С-СЬ», «3- ЗЬ», «Ц»), шипящие («Ш», «Ж», «Ч», «Щ»), сонорные звуки («Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Н-НЬ», «Р-РЬ»); к концу года детям предлагаются взрывные, губные звуки («Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ»), что способствует не только развитию фонематического слуха, но и правильному произношению звуков. Эта задача решается практически на каждом занятии.
Работа с изучаемым звуком проходит четыре этапа, которые последовательно сменяют друг друга, позволяя детям успешно усваивать программу.
1. Ребенок слышит интонационно выделенный звук в словах и может сравнить его со звуками окружающего мира.
2. Ребенок сам интонационно произносит заданный звук в словах.
3. Ребенок может произнести заданный звук изолированно.
4. Ребенок может определить и назвать первый звук в слове.
Дети знакомятся со слоговой структурой слова. Так как они уже научились выделять гласные звуки, для них не представляет особого труда прохлопать или протопать ритмико-слоговую структуру слова.
Дети знакомятся с графическим изображением слова - прямоугольник; учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове, учатся подбирать схему к слову, к которому она подходит.
Эта новая задача введена автором с целью подготовки детей к следующему этапу обучения. Многолетний опыт работы показывает, что решение данной задачи не вызывает у детей трудностей, а, наоборот, делает процесс обучения работы с моделями слов развивающим, интересным.
На первых занятиях в игровой ситуации дети учатся различать на слух «песенку большого мотора» «р-р-р» и «песенку маленького мотора» «рь-рь-рь»; «песенку большого комара» «з-з-з» и «песенку маленького комара» «зь-зь-зь». Затем предлагаются пары звуков «К-КЬ», «Л-ЛЬ», «Б-БЬ» и др., где дети уже на слух определяют мягкие и твердые согласные, знакомятся с понятием твердых и мягких звуков. Для успешного решения задачи широко используется различный словесный материал: стихи, загадки, игры «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Звук потерялся», «Закончи предложение», что делает процесс обучения более интересным, занимательным, доступным.
Речевые игры приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словах.
Четверостишия, стихотворения для разучивания демонстрируют изучаемый звук, который встречается чаще других, что позволяет четко услышать звук, способствует его лучшему произношению. Заучивание стихотворений предлагается с опорой на сюжетный рисунок, помогающий ребенку лучше понять и запомнить его содержание. У детей развиваются произвольная память, дикция, темп и выразительность речи.
Задания типа «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.
Широко используются загадки, содержание и тематика которых значительно расширяются, — это загадки о транспорте, животных, птицах, о предметах окружающего мира и др. Отгадывание загадок развивает образное мышление, речь - объяснение, внимание, память.
С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.
К концу года даются упражнения на заштриховку, которые вызывают у детей определенные трудности, но по мере выполнения заданий навыки детей совершенствуются.
Задания по развитию графических навыков создают основу произвольности движений для овладения навыками письма.Произвольные движения пальцев рук (мелкой моторики) развиваются во время физкультминуток. На занятиях логопед выполняет задание вместе с детьми, чтобы они могли подражать его движениям. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе, педагог следит за правильностью положения рук и пальцев ребенка и точностью переключения с одного движения на другое.
Показатели развития фонематического слуха
Ребенок к концу года должен уметь: - правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие; - делить слова на слоги; - дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
- определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук
В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
· В организации и проведении работы с детьми 6 - 7 лет с целью обучения элементам грамоты.
Кружковая деятельность на данном этапе позволяет организовать работу по нескольким направлениям: подготовка к обучению грамоте, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму, развитию пространственных отношений и развитию мелкой моторики.
Подготовка к обучению грамоты. В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходит на школу. Но чтобы сделать обучение грамоты более успешным, можно часть умений сформировать в подготовительной группе детского сада.
Подготовка к обучению чтения.
Основное содержание обучения детей чтению представлено
следующими направлениями работы со своим кругом задач:
1. Звуки речи. Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец). Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове. Продолжать знакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка - гласных и согласных.
2. Образ буквы. Познакомить с образом букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.
3. Первоначальное чтение. Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т.е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.
4. Предложение. Слово. Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слушать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательность выведения слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальное представление о слоге и ударении.
Подготовка к обучению письму.
Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством педагога. Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя три основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи.
1. Развивать руку. Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный - сверху. Верхний конец карандаша направлен на плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Для развития пальчиков используются игры (массажный шарик Су-Джок, палочки, веревочки кофейные зерна и др. Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками).
2. Начать подготовку к технике письма. Развивать пространственную ориентировку. В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительного другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.
3. Развитие; речи; движения; мелкой моторики; памяти. Формирует пространственные представления.
Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.
Развитие речи осуществляется в следующих направлениях:
1. Развивающая речевая среда,
задачи: содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.
2. Формирование словаря,
задачи: обогатить эмоционально-оценочную лексику, развивать интерес к смыслу слова, использовать различные части речи.
3. ЗКР,
задачи: совершенствовать фонематический слух (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).
4. Грамматический строй речи,
задачи: знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени), составлять сложноподчинённые предложения.
5. Связная речь:
задачи: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небылиц и загадок).
6. Подготовка к обучению грамоте:
задачи: дать представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.
Формы работы
Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий. Режим занятий: 2 занятия в месяц.
Продолжительность занятий: в старшей группе - 20-25 минут; в подготовительной группе - 25-30 минут.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
1. Артикуляционная / речевая гимнастика;
2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение;
3. Новый материал:
· звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков;
· буква, её образ и графическое написание;
· составление и чтение слогов с данной буквой, чтение;
· составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения;
· Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова;
5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Ожидаемый результат
1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения:
· умение ориентироваться в содержании этого общения;
· выполнять поручения.
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности:
· о слове, слоге, звуке, ударении (без определения);
· о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой);
· о выразительных средствах речи.
Перспективное планирование программного содержания кружка "АБВГДейка" на учебный год для старшей логопедической группы
месяц |
тема занятия
|
краткое содержание |
Октябрь |
1. Звуки «С-Сь» |
1. Игровое упражнение "Песенка насоса" 2. Игра "Подскажи словечко" 3. Физкультминутка "Пальчики" 4. "Раскрась листья" 5. Заучивание стихотворения Г. Сапгира |
2. Звуки «3-Зь» |
1. Игровое упражнение "Как поют комары" 2. Игра "Загадки и отгадки" 3. Физкультминутка "Зайке холодно сидеть" 4. Заучивание стихотворения Б. Заходера 5. Игровое упражнение "Что забыл нарисовать художник?"
|
|
Ноябрь |
1. Звук «Ц» |
1. Чтение рассказа А. Максакова "Цыпленок Цып" 2. Игра "Закончи предложение" 3. Физкультминутка "Цапля" 4. "Рисуем огурцы" 5. Заучивание стихотворения Г. Сапгира |
2. Звуки «Ш-Ж» |
1. Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон" 2. Игра "Подскажи словечко" 3. Физкультминутка по желанию детей 4. Игровое упражнение "Соедини правильно" 5. Задание "Повторяем стихи" |
|
Декабрь |
1. Звуки «Ч-Щ» |
1. Разучивание потешки 2. Игровое упражнение "Раздели правильно" 3. Физкультминутка "Черепахи" 4. Игра "Кто внимательный?" |
2. Звуки «Р-Рь» |
1. Игровое упражнение "Как поет мотор?" 2. Игра "Загадки и отгадки" 3. Физкультминутка "Зарядка" 4. Игра "Кто внимательный?" 5. Заучивание стихотворения О. Высотской |
|
Январь |
1. Звуки «Л-Ль» |
1. Рисуем неваляшку 2. Игра "Подскажи словечко" 3. Физкультминутка "Мы немножко рисовали" 4. Игровое упражнение "Раздели правильно" 5. Заучивание стихотворения Е. Александровой |
2. Звуки «М-Мь» |
1. Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной 2. Рисуем мишку 3. Физкультминутка 4. Загадки и отгадки 5. Игровое упражнение "Раскрась правильно" |
|
Февраль |
1. Звуки «Б-Бь» |
1. Игровое упражнение "Подскажи словечко" и "Раздели правильно" 2. Игра "Соедини правильно" 3. Физкультминутка "Буратино" 4. Заучивание стихотворения Г. Сапгира 5. Рисуем бусы |
2. Звуки «К-Кь» |
1. Игровое упражнение "Назови первый звук" 2. Игра "Подскажи словечко" 3. Физкультминутка "Пальчики" 4. Игра "Найди и раскрась" 5. Заучивание стихотворения Д. Хармса |
|
Март |
1. Звук «Г» |
1. Игровое упражнение "Подскажи словечко" и "Раздели правильно" 2. Игра "Загадки и отгадки" 3. Физкультминутка "Зарядка" 4. Игра "Кто внимательный?" 5. Заучивание стихотворения Г. Сапгира |
2. Звуки «Г-К» |
1. Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно" 2. Игровое упражнение "Соедини правильно" 3. Физкультминутка " Пальчики " 4. Игра "Скворечник" 5. Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной |
|
Апрель |
1. Звуки «Д-Дь» |
1. Игра "Загадки и отгадки" 2. Игровое упражнение "Раскрась правильно" 3. Физкультминутка " Птички " 4. Игра "Кто внимательный?" 5. Заучивание стихотворения М. Дружининой |
2. Звуки «Т-Ть» |
1. Игровое упражнение "Назови первый звук" 2. Игровое упражнение "Раздели правильно" 3. Физкультминутка " Часы " 4. Рисуем тучи и зонтики 5. Заучивание стихотворения В. Берестова |
Перспективное планирование программного содержания кружка "АБВГДейка" на учебный год для подготовительной логопедической группы
месяц |
тема занятия
|
краткое содержание |
Октябрь |
1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. |
1 Игра "Узнай кто кричит" 2. Физкультминутка "Встретились Бяка и Бука" 3. Как определить, гласный звук или согласный. 4. Обозначение гласных и согласных звуков. |
2. Мягкие и твердые согласные звуки. |
1. Игровое упражнение "Звуковые дорожки" 2. Игра "покажи мягкость звука" 3. Физкультминутка " Вот так яблоко!" 4. Составить звуковую схему слова. |
|
Ноябрь |
1. Глухие и звонкие согласные звуки. |
1. Игра "Скажи наоборот" 2. Физкультминутка "В понедельник я купался..." 3. Обозначение звонкого и глухого звуков. 4. Игровое упражнение "Определи звук" |
2. Звуки и буквы. |
1. Игровое упражнение "Буковка и Слыш" 2. Игра "Определи место звука в слове". 3. Физкультминутка "Дождь! Дождь! 4. Графическое изображение звука в слове. 5. Различие между звуком и буквой. |
|
Декабрь |
1. Гласныебуквы А, О, У, Э, Ы |
1. Познакомиться с буквами. 2. Игровое упражнение "Раздели правильно" 3. Физкультминутка "Если нравиться тебе, то делай так!" 4. Игра "Кто внимательный?" |
2. Гласные буквы Я, Ё, Ю, Е, И |
1. Игровое упражнение "Пропой звуки" 2. Игра "Загадки и отгадки" 3. Физкультминутка "Зайки серые сидят" 4. Игра "Кто внимательный?" |
|
Январь |
1. Согласные буквы. |
1. Знакомствос согласными буквами. 2. Игра "Подскажи словечко" 3. Физкультминутка " Каждый день по утрам " 4. Игровое упражнение "Буковки дружат" |
2. Согласные буквы. |
1. Знакомствос согласными буквами. 2. Игра «Рисуем Буковки» 3. Физкультминутка «Льется чистая водица» 4. Игровое упражнение «Собери картинку». |
|
Февраль |
1. Слоги |
1. Игровое упражнение «Кто в каком домике живёт?» 2. Игра «Раздели правильно» 3. Физкультминутка «Плим» 4. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). |
2. Предлоги |
1. Игровое упражнение "Назови первый звук" 2. Игра "Что где находится?" 3. Физкультминутка " Мы топаем ногами " 4. Игра с предлогами. |
|
Март |
1. Предложение. Схема предложения. |
1. Составление предложений по картинкам. 2. Рисование по образцу в тетради в клетку. 3. Физкультминутка " Мы строгали " 4. Игра "Кто внимательный?" |
2. Деление предложения на слова. |
1. Игровое упражнение "Скажи наоборот". 2. Игровое упражнение "Сосчитай слова в предложении". 3. Физкультминутка " Мы по лугу прогулялись " 4. Графическое изображение предложения. |
|
Апрель |
1. Работа с разрезной азбукой. |
1. Игра "Загадки и отгадки" 2. Игровое упражнение "Собери слово" 3. Физкультминутка " Ну-ка, зайка, поскачи" 4. Игра "Кто внимательный?" |
2. Работа с разрезной азбукой. |
1. Игровое упражнение "Назови первый звук" 2. Игровое упражнение "Распутай слово". 3. Физкультминутка " На лошадке ехали " 4. Работа с разрезной азбукой. |
Используемая литература:
1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у школьников с ОНР. - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.-128с.
2.Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. — М., 1979.
Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. — Чебоксары, 1976.
3.Журова Е.Н., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998. - 92с.
4. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. — СПб., 1995.
5. Ковшиков В. А. Материалы для выявления и коррекции нарушений произношения звуков. — СПб., 1994.
6. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие...
Тетрадь для логопедических занятий №4.-Ярославль: «Академия развития», «Академия,К», 1999.-80с: ил.
7. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет - М.: Издательство "Ювента", 2015. - 96 с: ил.
8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 узоров Тренируем руку. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2010. - 120 с.
9. Юдина Я.Л., Захарова И.С. Сборник логопедических упражнений. - М.: ВАКО, 2010. - 128 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.