Рабочая программа учителя по географии, 10 класс

  • docx
  • 08.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РПУ, Исаева.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Шахтёрская средняя школа №1 »

РАССМОТРЕНО

На заседании методического объединения учителей  естественно-математического цикла

 

Протокол

от «  »  сентября 2019  №

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

 

____________        Л.П.Логвина

  

 

«____» _____________ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор

 

__________  Т.П.Вакуленко                      

 

«____» ____________ 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

по индивидуальному учебному плану

обучающейся 10 – Б класса

Исаевой Киры Валериевны

Базовый уровень

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

Составитель  рабочей программы:

Алешина Г.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шахтерск

 

2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя по  географии 10 - 11 классы составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678), с учетом базового  уровня образования; на основе Примерной основной образовательной  программе  по учебному предмету «Социально-экономическая география мира. 10-11 кл. (базовый уровень)» / сост. Панкина В.Е.,

Николенко В.А., Налбат Л.П. – 2-е изд. доработ. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 17 с..;  в соответствии с Рабочим учебным планом  и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год  и Рабочей программой учебного предмета, согласно которой  школьное географическое образование является составной частью образовательной отрасли «Естествознание». Программа разработана в соответствии с общими требованиями к уровню основного общего образования.

Реализация данной программы основана на использовании линии учебников, которые входят в перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных организациях (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1134 «Об использовании учебников,  учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-20920 учебном году).

Срок реализации программы – 1 год.

На изучение курса по индивидуальному рабочему плану отводится 66 часов за два года обучения – 10-й и 11-й класс (1 час в неделю).

Курс «Социально-экономическая география мира» (10-11 класс) завершает цикл

школьного географического образования. Он призван сформировать у учащихся целостное

представление об окружающем мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара, научить пространственному мышлению. В этом курсе объединяется общая

социально-экономическая география с географическим страноведением.

Содержание программы способствует формированию у школьников широких представлений о социально- экономической составляющей географической картины мира.

В процессе изучения курса предусмотрена опора на исторический, типологический,

дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с иисточниками географической информации. Отдельные вопросы курса предлагаются учащимся для самостоятельного изучения. В ходе реализации программы стимулируется самостоятельная познавательная деятельность старшеклассников; они учатся использовать типовые планы характеристик объектов и стран, материалы из СМИ и научно-популярной литературы, развивают проектную деятельность.

Программой предусмотрено обязательное выполнение 6 практических работ (три – в 10-м и три – в 11-м классе). Практические работы могут выполняться как во время изучения тем, где они предусмотрены, так и в отдельно отведенное время (по выбору учителя).

Изучение курса предусматривает использование нескольких типов уроков - урока- лекции, урока-семинара, урока-практикума, урока-конференции (диспута). Цель большинства уроков, посвященных выполнению практических заданий в классе, - самостоятельное получение обучающимися необходимого фактического материала.

Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими

принципами:

- переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;

- переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;

- вариативностью образования;

-приближением образования к современным потребностям страны,

востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной

жизни.

  В образовательном процессе будут использоваться следующие формы, методы и средства обучения:

·           технологии развития критического мышления; ТОГИС, технология дискуссий; технологии групповой работы; технология проблемного и проектного обучения; коллективные; индивидуальные, групповые формы;

·           методы: беседа, объяснение, обучающие задания, рассказ, дискуссия, работа с книгой, самостоятельная работа, картографический практикум;

·           средства обучения: иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, рисунки, фото; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные задания, технические средства обучения.

Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации: таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих

геогеографические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные

взаимодействия при географической характеристике регионов и стран мира. На каждом

уроке используются тематические географические карты.

Оценивание учебных достижений учащихся по географии осуществляется с учетом их

индивидуальных особенностей и предусматривает дифференцированный подход к его

организации. Критерием оценки работы учащихся является не столько объем учебного

материала, который остался в памяти, сколько умение его анализировать, обобщать,

устанавливать причинно-следственные связи, использовать в жизненных ситуациях, умение самостоятельно добывать знания. Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика,

самостоятельной экспертизы собственной деятельности. Основными функциями

самооценки являются:

-  констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);

-  побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);

 - проектированная (что мне еще необходимо изучить).

Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной

и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или

своих одноклассников. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста,

кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов. Задания обучающимся даются

дифференцированно, в зависимости от их способностей: менее подготовленным - задания

на воспроизведение матери ала; средним - на закрепление закономерностей, обсужденных

на уроке; заинтересованным в предмете - задание на поиск нового материала в источниках, анализ на основе использования статистических материалов.

При изучении курса предусматривается выполнение 4 обязательных контрольных работ (10 – 2 контрольных работы, 11 – 2 контрольных работы по одной в каждом полугодии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

         ( 1 час в неделю)

п/п

№ урока

в теме

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1

Вступление.

Предмет социально-экономической географии мира. Источники географических знаний. Методы экономико-географических исследований. Выдающиеся эконом-географы мира

1

РАЗДЕЛ Общая экономико-географическая характеристика мира

31

Тема 1. Политическая карта мира

5

2

1

Современная политическая карта мира. Отличие понятий «страна», «государство», «зависимая страна», «колония».

1

3

2

Этапы формирования политической карты мира.

1

4

3

Классификация стран по форме правления. Формы административно-территориального устройства. Различия федеративных государств.

1

5

4

Политические и экономические системы стран. Типология государств.

1

6

5

Международные организации, их функциональное и пространственное распределение.

1

Тема 2. Население мира

6

7

1

Количество населения. Воспроизводство населения. Демографические процессы и демографическая политика.

Размещение населения.

1

8

2

Миграционные процессы и миграционная политика государств. Причины и проблемы внешних миграционных потоков.

1

9

3

Городское и сельское население. Урбанизация.

1

10

4

Возрастная и половая структура населения. Языковой и этнический состав населения. Мировые религии. Возникновение и современное распространение религиозных учений.

1

11

5

Социальная и профессиональная структура населения. Трудовые ресурсы. Проблемы занятости и безработицы.

Практическая работа 1. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.

1

12

6

Контрольная работа 1

1

Тема 3. Взаимодействие общества и природы.

5

13

1

Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. Природопользование: рациональное и нерациональное.

1

14

2

Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность.

1

15

3

География минеральных ресурсов.

1

16

4

География мировых природных ресурсов: земельных, лесных, водных, Мирового океана, рекреационных.

1

17

5

Практическая работа 2. Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух стран или регионов мира (по выбору).

1

Тема 4. Мировое хозяйство и НТР.

4

18

1

Современное мировое хозяйство. Этапы формирования мирового хозяйства.

1

19

2

Международное географическое разделение и интеграция труда

1

20

3

Понятие «НТР» и ее основные черты.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, влияние на них НТР.

1

21

4

Факторы размещения производительных сил.

Интернационализация, интеграция, информатизация и глобализация как важнейшие тенденции развития мирового хозяйства.

1

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства.

8

22-24

1-3

Промышленность. География основных отраслей промышленности мира (электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, лесная промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность).

3

25

4

Мировое сельское хозяйство: значение, отраслевая структура, аграрные отношения.

1

26

5

География мирового транспорта.

1

27

6

Внешние экономические связи. Международный туризм.

1

28

7

Практическая работа 3. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

1

29

8

Контрольная работа 2

1

Тема 6. Глобальные проблемы человечества.

3

30-31

1-2

Понятие про глобальные проблемы человечества (войны и мира, экологическую, сырьевую и энергетическую, голода, борьбы с преступностью и терроризмом).

2

32

3

Роль мировой общественности в их решении.

1

33

Резерв времени

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1. Максаковский В. П. География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций:

базовый уровень / В. П.Максаковский. – 25-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 416 с. :

ил., карт.

2. Экономическая и социальная география мира: атлас и контурные карты / ООО

Новосибирская картографическая фирма. – 2-е изд. – Новосибирск, 2014. – 64 с.

3. Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы:

учебно-метод. пособие / А. Б. Эртель. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион,

2013. – 400 с. – (Серия «Готовимся к ЕГЭ»).

4. Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминол. слов. /

Э.Б.Алаев. – Москва: Мысль, 1983. – 350 с.

5. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины / гл. ред.

А.Ф.Трешников. – М. : Сов. энцикл., 1988. – 431,[1] с.

6. Географический энциклопедический словарь : геогр. назв. / гл. ред. А.Ф.Трешников. – 2- е изд. – М. : Сов. энцикл., 1989. – 591 с.

7. География : справочное пособие / [Сост.: Г.А.Черниченко и др.)] ; Донец. нац. ун-т, экон. фак. – Донецк : Норд-Пресс, 2006. – 392 с.

8. Кизицкий, М.И. Репетитор по географии : Учеб. пособие / М.И.Кизицкий,

З.М.Тимофеева. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 411 с.

9. Дорошевский, М.В. Экономическая и социальная география мира : Учеб. пособие /

М.В.Дорошевский, Г.В.Мысливец ; Межрегион. акад. упр. персоналом. – К. : МАУП,

2003. - 184 с.

10. Пособие по географии: Для поступающих в вузы / Сост. Г.А.Черниченко,

Е.Н.Черноиванова, В.М.Дубель и др.; Донец. гос. ун-т. – Донецк: ДонНУ, 2003. – 392 с.