МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Шахтёрская средняя школа №1 »
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла
Протокол от « » сентября 2019 № |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Л.П.Логвина
«____» _____________ 2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________ Т.П.Вакуленко
«____» ____________ 2019 г.
|
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
по индивидуальному учебному плану
обучающейся 10 – Б класса
Исаевой Киры Валериевны
Базовый уровень
на 2019-2020 учебный год
Составитель рабочей программы:
Алешина Г.П.
Шахтерск
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по географии 10 - 11 классы составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678), с учетом базового уровня образования; на основе Примерной основной образовательной программе по учебному предмету «Социально-экономическая география мира. 10-11 кл. (базовый уровень)» / сост. Панкина В.Е.,
Николенко В.А., Налбат Л.П. – 2-е изд. доработ. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 17 с..; в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год и Рабочей программой учебного предмета, согласно которой школьное географическое образование является составной частью образовательной отрасли «Естествознание». Программа разработана в соответствии с общими требованиями к уровню основного общего образования.
Реализация данной программы основана на использовании линии учебников, которые входят в перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных организациях (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1134 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-20920 учебном году).
Срок реализации программы – 1 год.
На изучение курса по индивидуальному рабочему плану отводится 66 часов за два года обучения – 10-й и 11-й класс (1 час в неделю).
Курс «Социально-экономическая география мира» (10-11 класс) завершает цикл
школьного географического образования. Он призван сформировать у учащихся целостное
представление об окружающем мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара, научить пространственному мышлению. В этом курсе объединяется общая
социально-экономическая география с географическим страноведением.
Содержание программы способствует формированию у школьников широких представлений о социально- экономической составляющей географической картины мира.
В процессе изучения курса предусмотрена опора на исторический, типологический,
дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с иисточниками географической информации. Отдельные вопросы курса предлагаются учащимся для самостоятельного изучения. В ходе реализации программы стимулируется самостоятельная познавательная деятельность старшеклассников; они учатся использовать типовые планы характеристик объектов и стран, материалы из СМИ и научно-популярной литературы, развивают проектную деятельность.
Программой предусмотрено обязательное выполнение 6 практических работ (три – в 10-м и три – в 11-м классе). Практические работы могут выполняться как во время изучения тем, где они предусмотрены, так и в отдельно отведенное время (по выбору учителя).
Изучение курса предусматривает использование нескольких типов уроков - урока- лекции, урока-семинара, урока-практикума, урока-конференции (диспута). Цель большинства уроков, посвященных выполнению практических заданий в классе, - самостоятельное получение обучающимися необходимого фактического материала.
Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими
принципами:
- переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;
- переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;
- вариативностью образования;
-приближением образования к современным потребностям страны,
востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной
жизни.
В образовательном процессе будут использоваться следующие формы, методы и средства обучения:
· технологии развития критического мышления; ТОГИС, технология дискуссий; технологии групповой работы; технология проблемного и проектного обучения; коллективные; индивидуальные, групповые формы;
· методы: беседа, объяснение, обучающие задания, рассказ, дискуссия, работа с книгой, самостоятельная работа, картографический практикум;
· средства обучения: иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, рисунки, фото; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные задания, технические средства обучения.
Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации: таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих
геогеографические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия при географической характеристике регионов и стран мира. На каждом
уроке используются тематические географические карты.
Оценивание учебных достижений учащихся по географии осуществляется с учетом их
индивидуальных особенностей и предусматривает дифференцированный подход к его
организации. Критерием оценки работы учащихся является не столько объем учебного
материала, который остался в памяти, сколько умение его анализировать, обобщать,
устанавливать причинно-следственные связи, использовать в жизненных ситуациях, умение самостоятельно добывать знания. Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика,
самостоятельной экспертизы собственной деятельности. Основными функциями
самооценки являются:
- констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);
- побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);
- проектированная (что мне еще необходимо изучить).
Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной
и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или
своих одноклассников. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста,
кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов. Задания обучающимся даются
дифференцированно, в зависимости от их способностей: менее подготовленным - задания
на воспроизведение матери ала; средним - на закрепление закономерностей, обсужденных
на уроке; заинтересованным в предмете - задание на поиск нового материала в источниках, анализ на основе использования статистических материалов.
При изучении курса предусматривается выполнение 4 обязательных контрольных работ (10 – 2 контрольных работы, 11 – 2 контрольных работы по одной в каждом полугодии).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
( 1 час в неделю)
№ п/п |
№ урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
|||||
1 |
Вступление. Предмет социально-экономической географии мира. Источники географических знаний. Методы экономико-географических исследований. Выдающиеся эконом-географы мира |
1 |
||||
РАЗДЕЛ Общая экономико-географическая характеристика мира |
31 |
|||||
Тема 1. Политическая карта мира |
5 |
|||||
2 |
1 |
Современная политическая карта мира. Отличие понятий «страна», «государство», «зависимая страна», «колония». |
1 |
|||
3 |
2 |
Этапы формирования политической карты мира. |
1 |
|||
4 |
3 |
Классификация стран по форме правления. Формы административно-территориального устройства. Различия федеративных государств. |
1 |
|||
5 |
4 |
Политические и экономические системы стран. Типология государств. |
1 |
|||
6 |
5 |
Международные организации, их функциональное и пространственное распределение. |
1 |
|||
Тема 2. Население мира |
6 |
|||||
7 |
1 |
Количество населения. Воспроизводство населения. Демографические процессы и демографическая политика. Размещение населения. |
1 |
|||
8 |
2 |
Миграционные процессы и миграционная политика государств. Причины и проблемы внешних миграционных потоков. |
1 |
|||
9 |
3 |
Городское и сельское население. Урбанизация. |
1 |
|||
10 |
4 |
Возрастная и половая структура населения. Языковой и этнический состав населения. Мировые религии. Возникновение и современное распространение религиозных учений. |
1 |
|||
11 |
5 |
Социальная и профессиональная структура населения. Трудовые ресурсы. Проблемы занятости и безработицы. Практическая работа 1. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира. |
1 |
|||
12 |
6 |
Контрольная работа 1 |
1 |
|||
Тема 3. Взаимодействие общества и природы. |
5 |
|||||
13 |
1 |
Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. Природопользование: рациональное и нерациональное. |
1 |
|||
14 |
2 |
Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. |
1 |
|||
15 |
3 |
География минеральных ресурсов. |
1 |
|||
16 |
4 |
География мировых природных ресурсов: земельных, лесных, водных, Мирового океана, рекреационных. |
1 |
|||
17 |
5 |
Практическая работа 2. Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух стран или регионов мира (по выбору). |
1 |
|||
Тема 4. Мировое хозяйство и НТР. |
4 |
|||||
18 |
1 |
Современное мировое хозяйство. Этапы формирования мирового хозяйства. |
1 |
|||
19 |
2 |
Международное географическое разделение и интеграция труда |
1 |
|||
20 |
3 |
Понятие «НТР» и ее основные черты. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, влияние на них НТР. |
1 |
|||
21 |
4 |
Факторы размещения производительных сил. Интернационализация, интеграция, информатизация и глобализация как важнейшие тенденции развития мирового хозяйства. |
1 |
|||
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства. |
8 |
|||||
22-24 |
1-3 |
Промышленность. География основных отраслей промышленности мира (электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, лесная промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность). |
3 |
|||
25 |
4 |
Мировое сельское хозяйство: значение, отраслевая структура, аграрные отношения. |
1 |
|||
26 |
5 |
География мирового транспорта. |
1 |
|||
27 |
6 |
Внешние экономические связи. Международный туризм. |
1 |
|||
28 |
7 |
Практическая работа 3. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. |
1 |
|||
29 |
8 |
Контрольная работа 2 |
1 |
|||
Тема 6. Глобальные проблемы человечества. |
3 |
|||||
30-31 |
1-2 |
Понятие про глобальные проблемы человечества (войны и мира, экологическую, сырьевую и энергетическую, голода, борьбы с преступностью и терроризмом). |
2 |
|||
32 |
3 |
Роль мировой общественности в их решении. |
1 |
|||
33 |
Резерв времени |
1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Максаковский В. П. География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций:
базовый уровень / В. П.Максаковский. – 25-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 416 с. :
ил., карт.
2. Экономическая и социальная география мира: атлас и контурные карты / ООО
Новосибирская картографическая фирма. – 2-е изд. – Новосибирск, 2014. – 64 с.
3. Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы:
учебно-метод. пособие / А. Б. Эртель. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион,
2013. – 400 с. – (Серия «Готовимся к ЕГЭ»).
4. Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминол. слов. /
Э.Б.Алаев. – Москва: Мысль, 1983. – 350 с.
5. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины / гл. ред.
А.Ф.Трешников. – М. : Сов. энцикл., 1988. – 431,[1] с.
6. Географический энциклопедический словарь : геогр. назв. / гл. ред. А.Ф.Трешников. – 2- е изд. – М. : Сов. энцикл., 1989. – 591 с.
7. География : справочное пособие / [Сост.: Г.А.Черниченко и др.)] ; Донец. нац. ун-т, экон. фак. – Донецк : Норд-Пресс, 2006. – 392 с.
8. Кизицкий, М.И. Репетитор по географии : Учеб. пособие / М.И.Кизицкий,
З.М.Тимофеева. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 411 с.
9. Дорошевский, М.В. Экономическая и социальная география мира : Учеб. пособие /
М.В.Дорошевский, Г.В.Мысливец ; Межрегион. акад. упр. персоналом. – К. : МАУП,
2003. - 184 с.
10. Пособие по географии: Для поступающих в вузы / Сост. Г.А.Черниченко,
Е.Н.Черноиванова, В.М.Дубель и др.; Донец. гос. ун-т. – Донецк: ДонНУ, 2003. – 392 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.