Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея
«Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников Уджуху А.Х. « » 2022г Протокол №1 от 27.08.2022г. |
Согласовано Зам.директора по МиОМР _________Богус С.Х. «_____»_________2022 г. |
Утверждаю Директор школы ___________Чумаков Р.Н. «____» __________2022 г. |
Рабочая программа учителя
Шеметовой Е. С.
по предмету
«Индивидуальный проект»
в 10 - 11 классе
2022-2023 учебный год
г. Майкоп
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по индивидуальному проекту разработана в соответствии с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования и действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012г. (с изменениями к нему);
- Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 с изменениями к нему);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (институт стратегических исследований в образовании РАО);
- Межгосударственный стандарт к оформлению текстовых документов (ГОСТ 2.105. -95);
- Учебный план Государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»;
Цели курса:
В процессе изучения предмета «Индивидуальный проект» реализуются следующие цель
- создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию личности лицеистов, а именно: адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира, проявлять социальную ответственность, самостоятельно добывать новые знания, конструктивно сотрудничать с окружающими людьми, генерировать новые идеи, творчески мыслить, научить рассматривать различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием. Объем часов: в неделю - 1 час
-Объем часов в год - 34 часа – для 10 класса, 34 часа – для 11 класса.
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
– формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социальнозначимой проблемы
Задачи:
– сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
– выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
– продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
– развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
– мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;
Особенности организации учебного процесса по предмету
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная работа (учебное исследование или учебный проект).
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
- исследовательское;
– инженерное;
– прикладное;
– бизнес-проектирование;
– информационное;
– социальное;
– игровое;
– творческое.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:
– социальное;
– бизнес-проектирование;
– исследовательское;
– инженерное;
– информационное.
Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
– макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
– постеры, презентации;
– альбомы, буклеты, брошюры, книги;
– реконструкции событий;
– эссе, рассказы, стихи, рисунки;
– результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
– документальные фильмы, мультфильмы;
– выставки, игры, тематические вечера, концерты;
– сценарии мероприятий;
– веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:
– рефератов;
– статей, обзоров;
– отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям;
– моделей, образцов;
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:
– конференций,
– семинаров
– круглых столов и т.д.
Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Роль учителя.
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:
– Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.)
– Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
– Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации.)
– Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
– Координирует работу обучающихся.
Роль ученика
– Выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности.
– Имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
– Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме).
– Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.
– Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов.
– Возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации учителя.
Формы организации занятий:
– Индивидуальная;
– Парная;
– Работа в малой группе;
– Самостоятельная работа.
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть представлены два элемента проектной-исследовательской работы:
защита темы проекта/исследования (идеи);
защита реализованного проекта/исследования.
Оценивание производится на основе критериальной модели:
– Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования (Приложение 1);
– Оценка за защиту проекта/исследования (Приложение 2);
– Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок (Приложение 3).
Используемый учебно – методический комплект: Индивидуальный проект. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС. Половкова М.В., Майсак М.В., Половкова Т.В., Носов А.В. - М.: Просвещение, 2020.
Сроки реализации программы: два учебных года.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
– уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
– потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
– готовность и способность к самоорганизации и самореализации;
– готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
– умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия;
– умение конструктивно разрешать конфликты;
– готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
– потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
– умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
– устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
– готовность к выбору профильного образования.
Ученик получит возможность для формирования:
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
– готовности к самообразованию и самовоспитанию;
– адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Предметные результаты:
Выпускник получит представления:
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
Содержание учебного курса
10 класс
Раздел 1. Введение (3 ч.)
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.
Раздел 2. Инициализация проекта (24 ч.)
Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ.
Структура проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности.
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах.Работа в сети Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов
Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности (7 ч.)
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
11 класс
Раздел 1. Введение (4 ч.)
Анализ итогов проектов 10 класса. Анализ достижений и недостатков. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс.
Раздел 2. Управление оформлением и завершением проектов (24 ч.)
Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада.
Раздел 3. Защита результатов проектной деятельности (4 ч.)
Публичная защита результатов проектной деятельности. Экспертиза проектов. Оценка индивидуального прогресса проектантов.
Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности (2 ч.)
Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов
|
|
10 класс |
11 класс |
||
1. |
Введение |
3 |
4 |
2. |
Инициализация проекта |
24 |
|
3. |
Оформление промежуточных результатов проектной деятельности |
8 |
|
4. |
Управление оформлением и завершением проектов |
|
24 |
5. |
Защита результатов проектной деятельности |
|
4 |
6. |
Рефлексия проектной деятельности |
|
2 |
|
ИТОГО: |
69 часов |
№ п/п |
Тема урока |
Примечание |
10 класс |
||
1 |
Введение в курс. Что такое индивидуальный проект? Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». |
|
2 |
Культура исследования и проектирования. Типология проектов. |
|
3 |
Проектная деятельность и её особенности. Методология и технология проектной деятельности |
|
4 |
Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы. Проекты в современном мире проектирования. |
|
5 |
Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Анализ проектов сверстников. |
|
6 |
Тема и проблема проекта. Критерии оценивания проектов и исследовательских работ |
|
7 |
Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. |
|
8 |
Методика презентации и защиты проектов, курсовых и исследовательских работ |
|
9 |
Методические рекомендации по написанию и оформлению работ |
|
10 |
Конструирование темы и проблемы проекта |
|
11 |
Формулирование проектного замысла. |
|
12 |
Определение жанра проекта. Определение цели, формулирование задач. |
|
13 |
Проведение мини – выступления, посвященного презентации и защите замыслов проектов |
|
14 |
Методы исследования, используемые в проектной деятельности |
|
15 |
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуальных проектов. |
|
16 |
Разработка стратегии реализации, определение этапности и точек контроля. |
|
17 |
Виды переработки чужого текста |
|
18 |
Виды переработки чужого текста |
|
19 |
Логика действий при планировании работы. |
|
20 |
Календарный график проекта |
|
21 |
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовой работе. |
|
22 |
Работа в сети Интернет |
|
23 |
Работа с научной литературой |
|
24 |
Методика работы в музеях, архивах |
|
25 |
Методика работы в музеях, архивах |
|
26 |
Сбор и систематизация материалов |
|
27 |
Способы и формы представления данных. |
|
28 |
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов |
|
29 |
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов |
|
30 |
Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта». |
|
31 |
Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта». |
|
32 |
Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта». |
|
33 |
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов |
|
34 |
Защита пробных проектов, исследовательских работ. |
|
35 |
Защита пробных проектов, исследовательских работ. Промежуточная аттестация. |
|
11 класс |
||
36 |
Анализ итогов проектов 10 класса. Стартовая диагностика |
|
37 |
Культура исследования и проектирования. Типология проектов. |
|
38 |
Проектная деятельность и её особенности. Методология и технология проектной деятельности |
|
39 |
Планирование деятельности по проекту на 11 класс. Определение источников информации. |
|
40 |
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов |
|
41 |
Сбор и уточнение информации. |
|
42 |
Структура проекта и исследовательских работ. |
|
43 |
Проведение анкетирования, соцопроса. |
|
44 |
Анализ и обработка данных исследования |
|
45 |
Методы исследования при работе над проектом |
|
46 |
Сбор и систематизация материалов по проектной работе |
|
47 |
Сбор и систематизация материалов по проектной работе |
|
48 |
Проведение мини – выступлений по проделанной работе. |
|
49 |
Компьютерная обработка данных исследования Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта |
|
50 |
Мониторинг выполняемых работ |
|
51 |
Методы контроля исполнения |
|
52 |
Методы контроля исполнения |
|
53 |
Управление завершением проекта |
|
54 |
Управление завершением проекта |
|
55 |
Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта |
|
56 |
Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта |
|
58 |
Архив проекта. Составление архива проекта |
|
59 |
Составление архива проекта: электронный вариант |
|
60 |
Главные предпосылки успеха публичного выступления |
|
61 |
Навыки монологической речи. |
|
62 |
Аргументирующая речь |
|
63 |
Публичное выступление и личность. |
|
64 |
Публичная защита результатов проектной деятельности. |
|
65 |
Публичная защита результатов проектной деятельности. |
|
66 |
Экспертиза проектов |
|
67 |
Доработка и устранение замечаний |
|
68 |
Дальнейшее планирование осуществления проектов |
|
69 |
Дальнейшее планирование осуществления проектов |
|
Приложение 1.
Ш К А Л А
О Ц Е Н К И исследовательского П Р О Е К Т А
Показатели |
Градация |
Баллы |
Оценка |
1. Обоснованность актуальности темы – целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность |
Обоснована; аргументы целесообразны |
2 |
|
Обоснована; целесообразна часть аргументов |
1 |
|
|
Не обоснована, аргументы отсутствуют |
0 |
|
|
2. Конкретность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме |
Конкретны, соответствуют |
2 |
|
Неконкретны или не соответствуют |
1 |
|
|
Целей и задач нет или не соответствуют теме |
0 |
|
|
3. Обоснованность выбора методики работы – обеспечивает или нет достижение цели |
целесообразна, обеспечивает |
2 |
|
сомнительна |
1 |
|
|
явно нецелесообразна |
0 |
|
|
4. Фундаментальность обзора – использование современных основополагающих работ по проблеме |
Использованы достаточное количество источников информации |
2 |
|
Использовано недостаточное количество информации |
1 |
|
|
Необоснованный подбор информации |
0 |
|
|
5. Всесторонность и логичность обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы |
Освещена значительная часть проблемы |
2 |
|
Проблема освещена фрагментарно |
1 |
|
|
Проблема не освещена |
2 |
|
|
6. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором работы |
Доступны для самостоятельного выполнения |
2 |
|
Выполнимы под наблюдением специалиста |
1 |
|
|
Выполнимы только специалистом |
0 |
|
|
7. Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта |
Эксперимент логичен и обоснован |
2 |
|
Эксперимент частично логичен и обоснован |
1 |
|
|
Эксперимент не логичен и не обоснован |
0 |
|
|
8. Наглядность представления результатов (графики, гистограммы, схемы, фото и т.д.) |
Использованы все необходимые способы |
2 |
|
Использована часть способов |
1 |
|
|
Использован только один способ |
0 |
|
|
9. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций |
Приводятся и обсуждаются разные позиции |
2 |
|
Разные позиции приводятся без обсуждения |
1 |
|
|
приводится и обсуждается одна позиция |
0 |
|
|
10. Наличие собственной позиции (точки зрения) автора к изученной проблеме и полученным результатам |
Автор имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать |
2 |
|
Автор имеет собственную точку зрения, но не может ее аргументировать |
1 |
|
|
Автор не имеет собственной точки зрения (придерживается чужой точки зрения) |
0 |
|
|
10. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач, гипотезе |
Соответствуют, гипотеза оценивается автором |
2 |
|
Соответствуют частично |
1 |
|
|
Не соответствуют, нет оценки гипотезы |
0 |
|
|
14. Конкретность выводов и уровень обобщения |
Выводы конкретны, построены на обобщении результатов |
2 |
|
Выводы неполные |
1 |
|
|
Выводов нет, неконкретны |
0 |
|
|
Максимальный балл |
28 |
|
Оценка проекта
Оценка |
«5» |
«4» |
«3» |
Баллы |
28 - 25 |
24 – 21 |
20 – 17 |
Приложение 2.
Ш К А Л А
О Ц Е Н К И ВЫСТУПЛЕНИЯ
ПРИ ЗаЩИТЕ исследовательского П Р О Е К Т А
Показатели |
Градация |
Баллы |
Оценка |
1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта |
Соответствует полностью |
2 |
|
Соответствует не в полном объеме |
1 |
|
|
Не соответствуют |
0 |
|
|
2.Структурированность(организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания |
Структурировано, обеспечивает |
2 |
|
Частично |
1 |
|
|
Не структурировано, не обеспечивает |
0 |
|
|
3. Культура выступления |
Рассказ, обращённый к аудитории рассказ без обращения к тексту |
2 |
|
Рассказ с частым обращением тексту |
1 |
|
|
Чтение с листа |
0 |
|
|
4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах |
Доступно без уточняющих вопросов |
2 |
|
Доступно с уточняющими вопросами |
1 |
|
|
Недоступно с уточняющими вопросами |
0 |
|
|
5. Целесообразность наглядности и уровень её использования |
Целесообразна |
2 |
|
Частично |
1 |
|
|
Нецелесообразна |
0 |
|
|
6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут) |
Соответствует |
2 |
|
Превышен ( не более 2 минут) |
1 |
|
|
Превышен (более 2 минут) |
0 |
|
|
7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения |
Все ответы чёткие, полные |
2 |
|
Не на все вопросы есть четкие ответы |
1 |
|
|
Все ответы неполные |
0 |
|
|
8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении |
Владеет свободно |
2 |
|
Частично |
1 |
|
|
Не владеет |
0 |
|
|
9. Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументиро-вано ответить на его вопросы |
Умеет вести дискуссию |
2 |
|
Частично |
1 |
|
|
Не может аргументированно ответить оппоненту |
0 |
|
|
Максимальный балл |
18 |
|
Оценка защиты исследовательского проекта
Оценка |
«5» |
«4» |
«3» |
Баллы |
18 - 16 |
15 – 13 |
12 – 9 |
Приложение 3.
Общий балл за индивидуальный проект
(среднее арифметическое выполнения и защиты проект)
Баллы |
Оценка |
||
Выполнение проекта |
Защита проекта |
Средний балл |
|
28 – 25 |
18 – 16 |
23 – 21 |
«5» |
24 – 21 |
15 – 13 |
20 – 17 |
«4» |
20 – 17 |
12 – 9 |
16 – 13 |
«3» |
Приложение 4
Критерии оценки содержания проекта
Критерий 1. Постановка цели проекта |
|
Цель не сформулирована |
0 |
Цель сформулирована, но не обоснована |
1 |
Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах |
2 |
Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована |
3 |
Критерий 2.Планирование путей достижения цели проекта |
|
План достижения цели отсутствует |
0 |
План имеется, но не обеспечивает достижения поставленной цели |
1 |
Краткий план состоит из основных этапов проекта |
2 |
Развернутый план, включает основные и промежуточные этапы |
3 |
Критерий 3.Глубина раскрытия темы проекта, знание предмета |
|
Тема проекта не раскрыта |
0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно |
1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы |
2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы |
3 |
Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования |
|
Использована неподходящая информация |
0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы |
1 |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников |
2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников |
3 |
Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы целям и содержанию проекта |
|
Заявленные в проекте цели не достигнуты |
0 |
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта |
1 |
Используемые способы работы соответствует теме и цели проекта, но являются недостаточными |
2 |
Способы работы достаточны и используются уместно и эффективно, цели проекта достигнуты |
|
Критерий 6.Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе |
|
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора |
0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода |
1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества |
2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта |
3 |
Критерий 7.Анализ хода работы, выводы и перспективы |
|
Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы |
0 |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы |
1 |
Представлен обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте |
2 |
Представлен анализ ситуации, складывающийся в ходе работы, сделаны выводы, намечены перспективы |
3 |
Критерий 8.Соответствие требованиям оформления письменной части |
|
Письменная часть проекта отсутствует |
0 |
В письменной части работы отсутствует установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении |
1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру, допущены некоторые нарушения |
2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными требованиями |
3 |
Максимальный балл: 24 |
|
Приложение 5
Критерии оценки защиты проекта
Критерий 1.Качество проведенной презентации |
|
|
Презентация не проведена |
0 |
|
Автор читает с листа, не уложился в регламент |
1 |
|
Автор часто обращается к записям, уложился в регламент |
2 |
|
Автор свободно излагает сообщение, обращается к записям изредка, уложился в регламент |
3 |
|
Критерий 2.Речь выступающего |
|
|
Изложение непоследовательно и нелогичность |
0 |
|
Последовательность и логичность нарушаются |
1 |
|
Изложение последовательно и логично, но воспринимается сложно |
2 |
|
Изложение последовательно и логично, доступно для широкой аудитории |
3 |
|
Критерий 3. Ответы на вопросы |
|
|
Ответы на поставленные вопросы отсутствуют или не соответствуют содержанию вопроса |
0 |
|
Ответы на вопросы неразвернутые, неаргументированные |
1 |
|
Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, входят за рамки регламента |
2 |
|
Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, в рамках регламента |
3 |
|
Критерий 4. Качество компьютерной презентации |
|
|
Презентация отсутствует |
0 |
|
Презентация повторяет текст выступления, перегружена информацией, затрудняет восприятие |
1 |
|
Презентация дополняет текст выступления, но перегружена информацией, затрудняет восприятие |
2 |
|
Презентация дополняет текст выступления, не перегружена информацией, оптимальна для восприятия |
3 |
|
Критерий 5. Качество презентации |
|
|
Проектный продукт отсутствует |
0 |
|
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) |
1 |
|
Проектный продукт не полностью соответствует требованиям качества |
2 |
|
Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) |
3 |
|
Максимальный балл: 15 |
|
|
Приложение 6
Таблица перевода суммы баллов оценки в пятибалльную оценку
Процент |
Общий балл |
Отметка |
Уровень освоения МПР |
0 – 40 |
0 – 16 |
2 |
Пониженный |
41 – 74 |
17 – 29 |
3 |
Базовый |
75 – 90 |
30 – 35 |
4 |
Повышенный |
91 – 100 |
36 – 39 |
5 |
Высокий |
Планируемые результаты изучения курса «Индивидуальный проект».
Обучающийся научится:
-планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные проблеме;
-формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы;
-выделять основные задачи по реализации поставленной цели в проекте и исследовательской работе;
-распознавать проблемы и ставить вопросы, формулировать на основании полученных результатов;
-отличать факты от суждений, мнений и оценок;
-подбирать методы и способы решения поставленных задач; использовать основные методы и приемы, характерные для естественных и гуманитарных наук;
-оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели, определять допустимые сроки выполнения проекта или работы;
-находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
-анализировать различные источник информации;
-оформлять результаты своего исследования или отчет о выполнении проекта;
-формировать текст устной защиты и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для представления на школьной конференции;
-грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы;
-вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
- овладению понятийным аппаратом проектно-исследовательской деятельности;
- применению знания технологии выполнения самостоятельного исследования;
- реализовывать общую схему хода научного исследования: выдвигать гипотезу, ставить цель, задачи, планировать и осуществлять сбор материала, используя предложенные или известные методики проведения работ, оценивать полученные результаты с точки зрения поставленной цели, используя различные способы и методы обработки;
- грамотно использовать в своей работе литературные данные и материалы сайтов Internet;
- соблюдать правила оформления исследовательской работы и отчета о выполнении проекта;
- иллюстрировать полученные результаты, применяя статистику и современные информационные технологии;
- осознанно соблюдать правила сбора материала и его обработки и анализа;
- прогнозировать результаты выполнения работ и проектов;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов;
- отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- подготовить устный текст и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для выступления на научно-практической конференции;
-подготовить тезисы по результатам выполненной работы (проекта) для публикации;
-выбирать адекватные стратеги и коммуникации, гибко регулировать собственное речевое поведение;
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Список литературы:
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст./ В.А.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. -2003.-№10.-С. 130-139.
2. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования Текст./ П.П. Борисов// Стандарты и мониторинг в образовании.-2003. - №3. - 58-61.
3. Браверманн Э.М. Развитие самостоятельности учащихся - требование нашего времени Текст. / Э.М. Браверманн //Физика в школе. - 2006. - №2. - 15-19.
4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов /Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 176с.
5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 224с.
6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений Текст. / И.Г.Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
7. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 160 с.
8. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г.К.Селевко. -М.: Народное образование, 1998. -256 с.
9. Соколова Н.В. Проблема освоения школьниками метода научного познания Текст. / Н.В. Соколова // Физика в школе. - 2007. - №6. - с. 7-17.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.