Рабочая программа учителя Шеметовой Е. С. по предмету «История» в 10 с классе
Оценка 4.6

Рабочая программа учителя Шеметовой Е. С. по предмету «История» в 10 с классе

Оценка 4.6
doc
06.11.2023
Рабочая программа учителя  Шеметовой Е. С. по предмету  «История»  в 10 с классе
РП история 10 кл.doc

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея

  «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»

 

 

Рассмотрено

на заседании МО

учителей-предметников

                     Уджуху А.Х.

«        »                           2022г

 Протокол №1 от 27.08.2022г.

Согласовано

Зам.директора по МиОМР

_________Богус С.Х.

«_____»_________2022 г.

Утверждаю

Директор  школы

___________Чумаков Р.Н.

«____» __________2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учителя

Шеметовой Е. С.

по предмету

«История»

в 10 с классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023 учебный год

г. Майкоп

I. Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (№ 1897 от 17.12.10), утвержденного Приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (№1577 от 31.12.15), Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (АООП ООО).

-  Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-  Историко-культурный  стандарт,  разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина  от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334

-  Учебный план Государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»;

-   Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с нарушениями зрения Государственного казенного  общеобразовательного учреждения Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»;

-   Положение о рабочей программе педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения;

-   Положение о критериях оценивания знаний обучающихся Государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения;

- 



 
Годовой календарный учебный график Государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения» на 2022 – 2023 учебный год примерной программы среднего общего образования по истории.

Учебник Всеобщая история. Уколова В.И., Ревякин А.В. / под ред. Чубарьяна А.О. 10 класс. Учебное пособие. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2016; (для слабовидящих обучающихся), (Комплект 3 части).

Учебник  История России. 10 класс. В 6 частях (для слабовидящих обучающихся) - Горинов М.М., Данилов А.А. и др. - М.: Просвещение, 2016

  Цель изучения курса:

дать учащимся целостное интегрированное представление о всеобщей истории, на этой основе выработать у них способность самостоятельно анализировать особенности исторического развития и современной ситуации, сформировать у учащихся гражданскую позицию.

Задачи изучения курса:

·        дать комплекс знаний об истоках, развитии, специфике отдельных периодов истории и цивилизаций, их роли в становлении современного мира;

·        помочь учащемуся выработать историческое мышление — подход к общественным явлениям в их становлении и развитии, в определенном историческом контексте и в связи с конкретным историческим опытом;

·        показать историю «с человеческим лицом», глубже раскрыть ее гуманитарные аспекты;

·         расширить представления учащихся о характере современной исторической науки, неоднозначности исторических знаний, выработать критический подход к ним;

·        способствовать овладению учащимися приемами исторического анализа;

·        помочь становлению гуманитарной культуры учащихся, научить быть открытыми опыту других народов, цивилизаций, способствовать усвоению ими демократических ценностей и выработке у учащихся толерантности.

Общая характеристика учебного предмета.

История в школе рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Курс «Истории России и Всеобщей истории» целесообразно сосредоточить на крупных исторических событиях, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

Место учебного предмета «История» в учебном плане:

Рабочая программа по истории предусматривает в 10с классе 70 часов за год согласно учебному плану ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения» на 2022– 2023 учебный год.

Критерии для оценивания устного ответа на уроках истории.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

 Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении. 4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий 5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

 Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. 3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 5. Полностью не усвоил материал.

 

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

Формы письменных работ

Критерии оценивания

Отметка

  • Конспект.
  • Таблица
  • Опорная схема
  • Письменный рассказ
  • Историческое сочинение.
  • Эссе
  • Дифференцированная тематическая работа (тематический тест, ответы на поставленные вопросы)
  • Дифференцированный контрольный тест /контрольная работа.
  • Итоговая контрольная работа

«5»

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

"4"

Если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

"3"

Если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

"2"

Если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета, курса «Всеобщая История.

С древнейших времен до конца XIX века» - 26 часов

Первобытность – 2 час

Историческое познание сегодня. Ход времени и способы его измерения.  Источники знаний о прошлом. История и предыстория. Периодизация первобытности. Неолитическая революция.

История Древнего мира – 7 час

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами.
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция и эллинистический мир Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Древний Рим
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление.Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.

История средних веков – 5час

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе.  Политическая раздробленность. Средневековое европейское общество. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Китай. Япония. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Культурное наследие Средневековья.

История нового времени – 6 час.

Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. Великие географические открытия и их последствия. Эпоха Возрождения
Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Реформация. Утверждение абсолютизма. Тридцатилетняя война и Вестфальская система. Первые буржуазные революции. Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов.

Английская революция середины XVII в. Эпоха Просвещения. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция.

 Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.

 Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма.
Завершениепромышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества. Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи.

Духовная культура -4 час.

Религия и церковь.  Реформация. Контрреформация Наука и общественно-политическая жизнь. Просвещение. Политические теории. Социалистическая мысль. Художественная культура. Классицизм. Барокко. Рококо. Романтическое искусство.

Международные отношения –1 час.

Наполеоновские войны. Священный союз. Крушение Венского порядка. Национальные войны. Восстановление Европейского равновесия.

Основные итоги Всеобщей истории - 1 час.

Сближение народов Земли. Экономическое процветание Европы и Северной Америки. Колониализм. Контуры мировой  цивилизации.

Содержание учебного предмета, курса «История России» - 44 часа

Россия в годы «великих потрясений». 1914―1921 гг.

Россия в Первой мировой войне Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъёма к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве. Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.

Российская революция 1917 г.

Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершённость и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль ― март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна ― лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В. И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». Православная Церковь. Всероссийский Поместный Собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В. И. Ленин как политический деятель.

Первые революционные преобразования большевиков

Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землёй. Отделение церкви от государства и школы от церкви.

Созыв и разгон Учредительного собрания

Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.

Гражданская война и её последствия

Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 ― весной 1918 гг.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н. Врангеля. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции. Политика «военного коммунизма». Продразвёрстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчётов и административное распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов ― ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и её значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921―1922 гг.

Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма»

«Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряжённости в деревне Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «чёрный рынок» и спекуляция. Проблема  массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения. Наш край в годы революции и гражданской войны.

Советский Союз в 1920―1930-е гг.

СССР в годы нэпа.

1921―1928 гг. Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921―1922 г. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразвёрстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922―1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. ― Герой социалистического труда). Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно- территориальные реформы 1920х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В. И. Ленина и борьба за власть. В. И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И. В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП (б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика. Социальные «лифты». Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей «эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду.

Советский Союз в 1929―1941 гг.

«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в 1932―1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой. Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно- индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение «культа личности» Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса» истории ВКП(б) и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937―1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г. Культурное пространство советского общества в 1920―1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий. Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и её особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты красной профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии и научно-  инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения. Культурная революция. От обязательного начального образования ― к массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х гг. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся учёные и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х гг. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников. Внешняя политика СССР в 1920―1930-е гг. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и в Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин- Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией. Наш край в 1920―1930-е гг.

Великая Отечественная война. 1941―1945 гг.

Первый период войны (июнь 1941 ― осень 1942 гг.). Вторжение. План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Вторжение Германии и её сателлитов на территорию СССР. Брестская крепость. Массовый героизм воинов ― всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И. В. Сталин ― Верховный главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны». Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой-весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм  военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развёртывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 ― 1943 гг.). Сталинградская битва. Германское наступление весной-летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом-осенью 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантам в 1943―1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд учёных. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня «Священная война» ― призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны (1944 ― сентябрь 1945 гг.). Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после её окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944―1945 гг. Восстановление хозяйства в освобождённых районах. Начало советского «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортации «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

 

Планируемые результаты освоения предмета, курса «История» в 10 классе включают в себя:

 

Предметные:

·      целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

·      яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций всего мира;

·      способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

·      представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

·      умения датировать события и процессы в истории, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

·      уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты , анализировать и обобщать данные карты;

·      уметь характеризовать важные факты истории , классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

·      уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории , выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

·      умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

·      умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории ;

·      умения соотносить единичные события в отдельных странах мира с общими явлениями и процессами;

·      готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории , способствовать их охране.

Метапредметные:

·      способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

·      готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

·      умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

·      способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

 

Личностные:

·      представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

·      приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

·      освоение гуманистических традиций и ценностей, , уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

·      опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

 

Тематическое планирование

Таблица распределения количества часов по темам

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX века

Вводная часть

1

 Предмет исторической науки, периодизация и хронология

1

Эссе «Три причины, по которым люди изучают историю, и что изучение истории дает лично мне»

Первобытность

2

Повторение: Россия XIX в.

 

Записи лекций

3

Предыстория

1

§1, обоснованно ответить, можно ли неолит. революцию рассматривать как модернизацию

4

Входная диагностическая контрольная работа

1

 

Древний мир

5

Ближний Восток

1

§2, составить план рассказа (вопр. 3)

6

Индия и Китай в древности

1

§3, сравнить систему варн с соц. структурой  вавилонского общества по законам Хаммурапи

7

Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса

1

§4, сравнить полисы: Афины и Спарту

8

Древняя Греция: от полиса к эллинистическим монархиям

1

§5, практическая работа на стр.78

9

Древний Рим: от основания города до падения республики

1

§6, перечислить факторы, способствующие кризису республики в Риме.

10

Римская империя

1

§7, сравнить эпохи принципата и домината в истории Римской империи.

Средневековье

11

Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы

1

§8,  начать заполнение таблицы «Этапы Средневековья»

12

Расцвет и кризис Западноевропейского христианского мира

1

§9, продолжить заполнение таблицы

13

Византийское Средневековье.

1

§10, сравнить византийскую автократию с восточной деспотией

14

Исламский мир в Средние века

1

§11, вопр.1,2 на стр. 251-252

15

Индия в Средние века

1

§12, вопр. 5 на стр.15 с элементами эссе

16

Китай и Япония в Средние века

1

§13, план  ответа по теме «Влияние китайской цивилизации в Японии».

Возрождение

17

Возрождение как культурно-историческая эпоха

1

§14, в. 5 (таблица)

18

Историческая игра «Формула Возрождения»

1

Записи лекций

Новое время

19

Возникновение мирового рынка

1

§15, вопрос 3 (таблица)

20

Общество и экономика «Старого порядка»

1

§16, вопрос 1 и 4 (сравнить мануфактуру и ремесленную лавку)

21

Промышленная революция.

1

§17, сравнить завод и мануфактуру, в.6

22

Индустриальное общество

1

§18, вопрос 3 (сравнить пром. переворот и индустриал.)

23

Религия и церковь в начале Нового времени

1

§19, вопрос 3 (сравнить лютеранство и кальвинизм)

24

Наука и общественно-политическая жизнь.

1

§20, вопрос 4 (таблица «Полит. движения»)

25

Художественная культура XVII-XIX вв.

1

§21, вопрос 1 (аргументировать свою точку зрения)

Политические отношения на Западе и Востоке

26

Государство на Западе и Востоке  

1

§22, вопрос 4 (таблица) индивид. – 5

27

Политические революции XVII-XVIII вв. Становление либеральной демократии

1

§23-24, вопросы 5, 7

Международные отношения эпохи позднего Нового времени

28

Встреча миров: Запад и Восток в Новое время

1

§25 - 26, практическая работа на стр. 118

29

«Европейское равновесие» XVIIXVIII вв.

1

§27, вопрос 4, 5 стр. 139

30

Конфликты и противоречия XIX в. Итоги мирового развития к концу XIX в.

1

§28, вопрос 4 на стр. 162

История России

Россия в годы «великих потрясений»

1

Россия и мир накануне Первой мировой войны.

1

§1 термины, вопросы после параграфа

2

Российская империя в Первой мировой войне.

1

§2 термины, таблица «Первая мировая война»

3

Российская империя в Первой мировой войне.

1

§2 термины, вопросы после параграфа

4

Великая российская революция: февраль 1917 г.

1

§3 термины, вопрос 1, стр. 60

5

Великая российская революция: октябрь 1917 г.

1

§4 термины, даты, имена, вопросы после параграфа

6

Первые революционные преобразования большевиков.

1

§5, вопросы 5, 6 на стр. 90

7

Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм

1

§6 термины, вопросы после параграфа

8

Гражданская война. Идеология и культура периода Гражданской войны.

1

§7 термины, даты, имена, вопросы после параграфа

9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в годы «великих потрясений»».

1

Повт. §§1-8-термины, карта, даты, имена, записи лекций

Советский союз в 1920—1930-х гг.

10

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Экономика нэпа.

1

§9 термины, даты, имена, вопросы после параграфа

11

Экономика нэпа.

1

§10 термины, даты, вопросы 1, 2 на стр. 47

12

Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

1

§11 термины, даты, имена, вопросы после параграфа

13

Политическое развитие в 1920-е гг.

1

§12 термины, даты, имена, вопросы 4 – 6 на стр. 70 - 71

14

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

1

§13 термины, даты, имена, вопросы после параграфа

15

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

1

§14 сообщение

16

«Великий перелом». Индустриализация.

1

§15 термины, даты, имена, вопросы после параграфа

17

Коллективизация сельского хозяйства.

1

§16 термины, даты, имена, вопросы после параграфа, вопрос 5 на стр. 121

18

Политическая система СССР в 1930-е гг.

1

§17 термины, даты, имена, вопросы 1 – 3 на стр. 134

19

Советская национальная политика в 1930-е гг.

1

сс.135-148; термины, вопросы на стр. 149

20

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.

1

§18 термины, даты, имена, вопросы на стр. 174

21

СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг.

1

§19 термины, даты, имена, вопросы после параграфа

22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Советский Союз в 1920-1930-е гг.»

1

Повт. §§ 9-19,термины, даты, имена, записи

Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)

23

СССР накануне Великой Отечественной войны.

1

§20 термины, даты, имена, вопросы 1,2 на стр. 18 - 19

24

Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны 

(22 июня 1941- ноябрь 1942 г.).  Битва под Москвой. Тульская оборонительная операция.

1

§21 термины, даты, имена, таблица «Великая Отечественная война», стр. 42

25

Первый период войны.  Город-Герой Ленинград.

1

§21 термины, даты, имена, таблица

26

Поражения и победы 1942 года. Предпосылки коренного перелома.

1

§22 термины, даты, имена, таблица

27

Поражения и победы 1942 года. Сталинградская битва.

1

§22 термины, даты, имена, таблица

28

Битва за Кавказ. Майкоп в годы Великой Отечественной войны

1

§22 термины, даты, имена, сообщения

29

Человек и война: единство фронта и тыла.

 

1

§23 термины, даты, имена, вопросы 1 - 3 на стр. 81

30

Культурное пространство СССР  в годы войны.

1

§23 термины, даты, имена, сообщения

31

Образование, здравоохранение и наука в годы войны.

1

§23 термины, даты, имена, задания 3, 5, 6 на стр. 82

32

Представление проектов «Фотофакт – без давности срока»

1

Подготовка проектов

33

Второй период  Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942-1943г.): Сталинградская битва, Битва на Курской дуге.

1

§24 термины, даты, имена, задание 3, 4 на стр. 93

34

Второй период  Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942-1943г.): битва за Днепр. Тегеранская конференция.

1

§24 термины, даты, имена, задание 5 на стр. 93, таблица

35

Народы СССР в борьбе с фашизмом

1

Стр. 93 – 101, сочинение «Мои земляки в годы войны»

36

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне.

1

§25 термины, даты, имена, презентация, сообщение «Десять сталинских ударов».

37

Окончание Второй мировой войны.

1

§25 термины, даты, имена, таблица «Конференции стран – участниц антигитлеровской коалиции».

38

Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны. Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны.

1

Стр. 122 – 131, сообщения, задание 2, 4 на стр. 132

39

«Нюрнбергский процесс» - ролевая игра. Итоги  Второй мировой и Великой Отечественной войны.

1

Подготовка дополнительного материала по теме, сбор фактов

40

Итоги и уроки Великой Победы. Фальсификации истории Великой Отечественной войны.

1

повт. по курсу- термины, вопр., карта, даты, имена, записи лекций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование

Планирование рассчитано на 70часов 2урока в неделю.

Всеобщая история с древнейших времен до кон. XIX в.

№ п/п

Тема урока.

час

Домашнее задание

Основные виды учебной деятельности

Дата

План

Факт

1.

Историческое познание сегодня. 

Предмет исторической науки, периодизация и хронология

 

1 ч.

 

Вводный урок

С. 6 - 23

 

Называть причины, по которым люди изучают историю, и что даёт изучение истории

 

 

 

Повторение основного содержания курса истории 9 класс

Повторение: Россия в XIX в.

 

2 ч.

 

 

 

 

2.

Предыстория.

1ч.

 

Параграф 1, источник на стр.26

Характеризовать человека и человеческое сообщество первобытной эпохи. Характеризовать человека и человеческое сообщество первобытной эпохи

 

 

3

Входная диагностическая контрольная работа за курс истории 9 класса

 

1 ч.

Записи лекций

Знать и сравнивать различные точки зрения на происхождение государства и права

 

 

4.

Ближний Восток.

1ч.

 

Параграф 2 

Анализировать происхождение и развитие индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций

 

 

5.

Индия и Китай в древности.

1ч.

 

Параграф 3

 

Определять специфику географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций

 

 

6.

Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса.

1ч.

 

Параграф 4 

Выявление уровня овладения обучающимися базовыми историческими знаниями за курс 9 класса

 

 

7

Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру.

 

 

1 ч.

Параграф 5, Заполнить таблицу «Искусство классической Греции»

Характеризовать полисную политико-правовую организацию

 

 

8.

Древний Рим. От возникновения города до падения республики.

1ч.

 

Параграф 6 

Сравнивать демократию и тиранию. Характеризовать особенности римского права

 

 

9.

Древний Рим. Римская Империя.

1ч.

 

Параграф 7, таблица Древняя Греция и Рим

сравнить эпохи принципата и домината в истории Римской империи. Выявлять причины появления и особенности христианства

 

 

10.

Западноевропейское Средневековье

1 ч.

Параграф 8, начать заполнение таблицы «Этапы Средневековья»

Определять характерные черты христианской средневековой цивилизации. Сравнивать их с цивилизациями Древнего мира.

Выявлять признаки и принципы феодальной системы. Характеризовать сословно-корпоративный строй

Выполнять задание стандартизированной формы

 

 

11.

Расцвет и кризис Западноевропейского христианского мира

1ч.

 

Параграф 9, продолжить заполнение таблицы

 

Выявлять причины изменения и особенности западноевропейского христианского мира.

Сравнивать европейскую правовую традицию и римское право

 

 

12.

Византийское Средневековье.

1ч.

 

Параграф 10, сравнить византийскую автократию с восточной деспотией

.Определять роль влияния Византии. Различать социокультурное и политическое влияние, мировоззренческие особенности католицизма и православия

 

 

13.

Исламский мир

1ч.

 

Параграф 11, вопр.1,2 на стр. 150-151

Анализировать особенности исламской цивилизации

 

 

14.

Индия, Китай, Япония в средние века

1ч.

 

Параграф 12, вопр. 5 на стр.160 с элементами эссе

Сопоставлять традиционные общества на Западе и Востоке. Выявлять причины отличий

 

 

15.

Эпоха Возрождения

1ч.

 

Параграф 13

Работать в группах. Выступать с сообщениями, обсуждать их.

 

 

16.

Возникновение Нового мира

1ч.

Параграф 14, в. 5 (таблица)

Составлять таблицу по тексту учебника

 

 

 

17.

Общество и экономика «Старого порядка»

1ч.

 

Параграф 15 , вопрос 3 (таблица)

Выявлять основные признаки торгового и мануфактурного капитализма

Выполнять задание стандартизированной формы

 

 

18.

Промышленная революция

1ч.

 

Параграф 16, сравнить завод и мануфактуру, в.6

Определять значение технического прогресса, причины и последствия циклического характера развития рыночной экономики

 

 

19.

Индустриальное общество

1ч.

 

Параграф 17 вопрос 3 (сравнить пром. переворот и индустриал.)

Называть причины и результат эволюции социальных групп в индустриальном обществе.

 

 

 

20.

Религия и церковь в начале Нового времени

1ч.

Параграф 18, вопрос 3 (сравнить лютеранство и кальвинизм)

Характеризовать социальную структуру общества в XIX в.

 

 

21.

Наука и общественно-политическая жизнь. Культура Нового времени

1ч.

 

Параграф 20, 21, вопрос 1 (аргументировать свою точку зрения), вопрос 4 (таблица «Полит. движения»)

Выявлять причины и последствия Реформации и Контрреформации. Сравнивать изменения в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации со средневековьем.

 

 

22.

Государство на Западе и Востоке         

1ч.

 

Параграф 22, вопрос 4 (таблица)

Сопоставлять мировосприятия человека традиционного и индустриального обществ. Характеризовать особенности классической научной картины мира BXVII-XIX вв.

 

 

23.

Политические революции XVII-XVIII вв.

1ч.

 

Параграф 23 – 24, вопрос 5, 7

Систематизировать и представлять материал, характеризующий культурное и философское наследие Нового времени

 

 

24.

Встреча миров: Запад и Восток в Новое время

1ч.

 

Параграф 25, практическая работа на стр. 321

Определять взаимосвязь социально-экономических и социально-политических изменений, их причины и последствия.

Характеризовать теорию естественного права и концепцию государственного суверенитета.

Выполнять задание стандартизированной формы

 

 

25.

«Европейское равновесие» XVIIXVIII вв.

1ч.

 

Параграф 26 - 27

Характеризовать исторические предпосылки, значение революций XVII-XIX вв.

Анализировать идеологии социальных и политических движений.

 

 

26.

Конфликты и противоречия XIX в. Итоги мирового развития к концу XIX в.

1ч.

 

Параграф 28, вопрос 4 на стр. 346

Работать с письменными историческими источниками. Объяснять  причины, особенности развития и итоги Великой французской революции.

 

 

27.

Итоги мирового развития к концу XIX в.

1ч.

 

Индивидуальные задания. Урок проверки и коррекции знаний. Урок обобщения и систематизации знаний.

Выполнять эвристические задания, отвечать на вопросы.

 

 

 

История России

 

№ п/п

Тема урока

Час

Домашнее задание

Основные виды учебной деятельности

 

 

 

Россия в годы «великих потрясений»

 

28.

Россия и мир накануне Первой мировой войны.

1 ч.

 

§1-2

Определять место периода Новейшей истории на ленте времени, указывать хронологические рамки периода. Раскрывать смысл, значение понятий индустриальное общество, империализм.

 

 

 

29.

Великая российская революция: февраль 1917 г.

1 ч.

 

§3

знать основные даты и временные периоды соотносить историческое время, исторические события и поступки исторических личностей ХХ века

 

 

 

30.

Великая российская революция: октябрь 1917 г.

1 ч.

 

§4

характеризовать основные события; анализировать ист. Источник

 

 

 

31.

Первые революционные преобразования большевиков.

1 ч.

 

§5

Сравнивать статистические данные и делать вывод; анализировать исторический источник; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации

 

 

 

32.

Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм

1 ч.

 

§6

характеризовать основные события; анализировать ист. Источник

 

 

 

33.

Гражданская война. Идеология и культура периода Гражданской войны.

 

§7-8

знать основные даты и временные периоды соотносить историческое время, исторические события и поступки исторических личностей ХХ века

 

 

 

Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.

 

 

§6 термины,вопр.,карта,даты,имена, записи

 

34.

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Экономика нэпа.

1 ч.

 

§9-10

Групповая работа, беседа учителя, обсуждение

 

 

 

35.

Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

1 ч.

 

§11

Сравнивать статистические данные и делать вывод. Групповая работа, рассказ учителя, анализ причинно – следственных связей, работа с картой

 

 

 

36.

Политическое развитие в 1920-е гг.

1 ч.

 

§12

Сравнивать статистические данные и делать вывод; анализировать исторический источник; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации

 

 

 

37.

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

1 ч.

 

§13

Практикум.

 

 

 

38.

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

1 ч.

 

§14

Беседа, рассказ учителя. Работа с учебником, составление характеристики исторической личности

 

 

 

39.

«Великий перелом». Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства.

 

§15

Сравнивать статистические данные и делать вывод; анализировать исторический источник; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации

 

 

 

40.

Политическая система СССР в 1930-е гг.

§16

Беседа, рассказ учителя. Работа с учебником, составление характеристики исторической личности

 

 

 

41.

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг

§17 - 18

Групповая работа, беседа учителя, обсуждение

 

 

 

42

СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг.

1 ч.

§19

знать основные даты и временные периоды соотносить историческое время, исторические события и поступки исторических личностей ХХ века

 

 

 

43.

СССР в годы ВОВ

1 ч.

 

§20 - 21

Беседа, рассказ учителя; знать основные даты и временные периоды соотносить историческое время, исторические события и поступки исторических личностей ХХ века

 

 

 

44.

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома.

1 ч.

 

§22

Беседа, рассказ учителя; логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли

 

 

 

45.

Человек и война: единство фронта и тыла. Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 г.).

1 ч.

 

§23

Практикум.

 

 

 

46.

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.

1 ч.

 

§24 - 25

Беседа, рассказ учителя; знать основные даты и временные периоды соотносить историческое время, исторические события и поступки исторических личностей ХХ века

 

 

 

Апогей и кризис советской системы. 1945 – 1991 гг.

 

 

-              §25

 

47.

Место и роль СССР в послевоенном мире. Восстановление и развитие экономики.

1 ч.

 

§26-27

Сравнивать статистические данные и делать вывод; анализировать исторический источник; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации

 

 

 

48.

Изменения в политической системе в послевоенные годы.

1 ч.

 

§28

Групповая работа, беседа учителя, обсуждение, Писать терминологический диктант

 

 

 

 

49.

Идеология, наука и культура в послевоенные годы.

1 ч.

 

§29

Беседа, рассказ учителя; логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли

 

 

 

50.

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны».

1 ч.

 

§30

Сравнивать статистические данные и делать вывод; анализировать исторический источник; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации

 

 

 

51.

Смена политического курса.

1 ч.

§32

знать основные даты и временные периоды соотносить историческое время, исторические события и поступки исторических личностей ХХ века

 

 

 

52.

Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг.

1 ч.

 

§33

Сравнивать статистические данные и делать вывод; анализировать исторический источник; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации

 

 

 

53.

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг.

1 ч.

 

§34

Беседа, рассказ учителя; логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли

 

 

 

54.

Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг.

1 ч.

§35

Групповая работа, беседа учителя, обсуждение

 

 

 

55.

Политическое и социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг.

1 ч.

 

§36

знать основные даты и временные периоды соотносить историческое время, исторические события и поступки исторических личностей ХХ века

 

 

 

56.

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. Политика разрядки международной напряжённости.

1 ч.

 

§37

Групповая работа, беседа учителя, обсуждение, Писать терминологический диктант

 

 

 

 

57.

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг.

1 ч.

 

§38

Беседа, рассказ учителя; логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли

 

 

 

58.

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки.

1 ч.

 

§39

Беседа, рассказ учителя. Работа с учебником, составление характеристики исторической личности

 

 

 

59.

Реформа политической системы.

1 ч.

 

§40-41

Беседа, рассказ учителя; логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли

 

 

 

60.

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике.

1 ч.

 

§42-43

Групповая работа, беседа учителя, обсуждение

 

 

 

61.

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР.

1 ч.

 

§44

Работать с картой. Составлять хронологию. Беседа, рассказ учителя; логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли

 

 

 

Российская Федерация 1991-2021 гг.

 

62.

Российская экономика на пути к рынку.

1 ч.

 

§45-46

Групповая работа, беседа учителя, обсуждение

 

 

 

63.

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг.

1 ч.

 

§48

характеризовать основные события; анализировать ист. Источник

 

 

 

64.

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг

1 ч.

 

§49

Работать в группах. Выступать с сообщениями, обсуждать их

 

 

 

65.

Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

1 ч.

 

§47,51

Объяснять причины

Писать терминологический диктант

 

 

 

 

66.

Политическая жизнь России в начале XXI в.

1 ч.

 

§50

систематизировать историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса,

 

 

 

67.

Экономика России в начале XXI в.

1 ч.

§50

Знать основные достижения России в обозначенный период,

 

 

 

68

Повседневная и духовная жизнь.

1 ч.

 

§51

Выполнять эвристические задания, отвечать на вопросы.

 

 

 

 

 

69

Россия в 2008— 2021 гг.

Внешняя политика России в начале XXI в.

 

1 ч.

§52-53

Работать в группах. Выступать с сообщениями, обсуждать их

 

 

 

70

Итоговый контроль

1 ч.

§53

Сравнивать статистические данные и делать вывод; анализировать исторический источник; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучающийся научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новейшего времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• сопоставлятьразвитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Обучающийся получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

 

Список литературы:

1.     Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс / Под ред. Чубарьяна А.О. 8-е изд. М.: Просвещение, 2013. – (в 3 частях, для слабовидящих)

2.     Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6―10 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2020.

3.     История России. 10 класс. Учебное пособие. Базовый и углублённый уровни. В 6 ч. для слабовидящих / Горинов М.М.Данилов А.А. Моруков М.Ю и др./ под ред. Торкунова А.В в трех частях. – М. :, «Просвещение», 2020.

4.     Барг М.А. Категории и методы исторической науки. — М., 1984.

5.     Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. — М., 1994.

6.     Румянцева М.Ф. Методология истории. — М., 2002.

Интернет-ресурсы.

7.     http://www.whiteforse.newmail.ru/-Белая гвардия :интернет-проект о Белом движении.

8.     http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PPICT/feudal.htm-Библиотека исторического факультета МГУ.

9.     http://www.bibliotekar.ru- электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам.

10. http://battle.volgadmin.ru/- Великая Отечественная война: Сталинградская битва.

11. htpt://gpw.tellur.ru-Великая Отечественная :материалы о Великой Отечественной войне.


Скачано с www.znanio.ru

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

I. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

I. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

Задачи изучения курса: · дать комплекс знаний об истоках, развитии, специфике отдельных периодов истории и цивилизаций, их роли в становлении современного мира; · помочь учащемуся…

Задачи изучения курса: · дать комплекс знаний об истоках, развитии, специфике отдельных периодов истории и цивилизаций, их роли в становлении современного мира; · помочь учащемуся…

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории

Оценка «4» ставится, если ученик: 1

Оценка «4» ставится, если ученик: 1

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

Содержание учебного предмета, курса «

Содержание учебного предмета, курса «

Начало процесса модернизации в

Начало процесса модернизации в

Политизация и начало морального разложения армии

Политизация и начало морального разложения армии

ВСНХ) и территориальных совнархозов

ВСНХ) и территориальных совнархозов

Катастрофические последствия Первой мировой и

Катастрофические последствия Первой мировой и

Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации

Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации

Парки культуры и отдыха. ВСХВ в

Парки культуры и отдыха. ВСХВ в

Поражение советских войск в Крыму

Поражение советских войск в Крыму

Начало советского «Атомного проекта»

Начало советского «Атомного проекта»

Метапредметные: · способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с…

Метапредметные: · способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с…

Вводная часть 1

Вводная часть 1

Исламский мир в Средние века 1 §11, вопр

Исламский мир в Средние века 1 §11, вопр

Конфликты и противоречия XIX в

Конфликты и противоречия XIX в

Великий перелом». Индустриализация

Великий перелом». Индустриализация

Культурное пространство СССР в годы войны

Культурное пространство СССР в годы войны

Рабочая программа учителя Шеметовой Е. С. по предмету «История» в 10 с классе

Рабочая программа учителя  Шеметовой Е. С. по предмету  «История»  в 10 с классе

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса

Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса

Византийское Средневековье. 1ч

Византийское Средневековье. 1ч

Религия и церковь в начале Нового времени 1ч

Религия и церковь в начале Нового времени 1ч

Европейское равновесие» XVII –

Европейское равновесие» XVII –

Великая российская революция: февраль 1917 г

Великая российская революция: февраль 1917 г

Международное положение и внешняя политика

Международное положение и внешняя политика

Третий период войны. Победа СССР в

Третий период войны. Победа СССР в

Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг

Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг

Российская Федерация 1991-2021 гг

Российская Федерация 1991-2021 гг

Политическая жизнь России в начале

Политическая жизнь России в начале

Рабочая программа учителя Шеметовой Е. С. по предмету «История» в 10 с классе

Рабочая программа учителя  Шеметовой Е. С. по предмету  «История»  в 10 с классе

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

История России. 10 класс. Учебное пособие

История России. 10 класс. Учебное пособие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023