|
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от 26 августа 2021 г. Гаврилина Г.В. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа - интернат» Ветрова А.Н. 26 августа 2021 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Приказом № 61 от 27 августа 2021 г. Директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа - интернат» Ветров А.А.
|
|
|
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
« Путь к грамотности»
4 «Б» класс
Составитель рабочей программы:
Орлова Надежда Васильевна - учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»» разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с положением о Рабочих программах МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – интернат», с учетом авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку: «Программа внеурочной деятельности по русскому языку. 4 класс / Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк. и на основе примерной программы внеурочной деятельности: Начальное и основное образование//[В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]: под ред. В. А. Горского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Цель программы: создание условий для развития интереса к изучению русского языка, формирования грамотности, успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска при изучении различных разделов русского языка;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность;
- формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
Место курса в учебном плане
На занятия внеурочной деятельностью «Путь к грамотности» в 4 классе отводится 1 час в неделю, программа рассчитана на 34 часа в 2021-2022 учебном году.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности к окончанию 4 класса
Личностные УУД
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Метапредметные результаты изучения курса в 4 классе
РегулятивныхУУД
Обучающиеся научатся:
владеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий .
- учиться работать по предложенному учителем плану.
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся :
-использовать знаково-символические средства;
- овладеют действием моделирования;
- овладеют широким спектром логических действий и операций
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Коммуникативных УУД
Обучающиеся научатся:
- умению учитывать позицию собеседника;
- организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Предметные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- представления об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- умение выбирать тему исследования, структуру исследования;
- умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- умение работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- умение классифицировать;
- умение наблюдать;
- умение проводить эксперименты;
- умение делать умозаключения и выводы;
- умение структурировать материал;
- умение готовить тексты собственных докладов;
- умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Содержание программы
Синтаксис (10 ч)
Понятия и этапы, составляющие проект. Работа с толковым словарём. Синтаксис – раздел русского языка. Методы исследования: анализ и синтез, индукция, наблюдение. Создание творческого проекта – стихотворения о русском языке в форме синквейна. Эксперимент как метод исследования. Грамматика предложений. Цель высказывания, эмоциональная окраска, знаки препинания. Наблюдение как метод познания. Грамматическая основа предложения. Как использовать анализ синтез и эксперимент при исследовании. Алгоритм синтаксического разбора предложения. Сравнение – метод исследования. Дополнение: чем выражено, графическое изображение. Косвенные падежи. Определение: чем выражено, графическое изображение. Обстоятельство: чем выражено, графическое изображение. Виды обстоятельств. Виды однородных членов предложения: чем выражено, графическое изображение. Презентация творческих и информационных продуктов: конспектов, плакатов, игр, сказок.
Пунктуация (6 ч)
Назначение пунктуации. Работа с толковым словарём. Назначение и алгоритм работы по программе Microsoft Office PowerPoint, компьютерная презентация, слайд, анимация. Роль обращения, постановка знаков препинания. Сбор информации об особенностях написания писем. Правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздравительный текст, электронное письмо. Экспертиза предложений. Методы исследований: анализ, сравнение. Простое и сложное предложение, грамматическая основа. Взаимосвязь морфологии, синтаксиса и пунктуации. Алгоритм пунктуационной грамотности.
Морфология (18 ч)
Назначение и роль глаголов в речи. Приём ассоциаций. Личные окончания глаголов. Алгоритм записи безударных окончаний глаголов: инфинитив, суффикс, спряжение, окончание. Решение орфографических задач. Морфологические признаки существительного: категория рода и числа. Общий род. Склонение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма, падеж. Прямой и косвенные падежи. Работа в группах, эксперимент, сбор информации: окончание, склонение, частотность падежей, местный, звательный падеж, письменная, деловая, разговорная, политическая, научная речь. Алгоритм правописания безударных окончаний имен существительных; таблицы, формулы, предлоги, слова-помощники. Варианты использования метода дедукции. Использование синтеза как метода исследования. Алгоритм морфологического разбора имени существительного: постоянные и непостоянные признаки. Беседа об именах прилагательных: признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет. Сравнение как метод исследования. Краткая и полная форма имён прилагательных. Значение и роль имен прилагательных в предложении. Анализ и синтез в проекте. Обобщение знаний о мягком знаке: буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак. Роль справочной литературы при разработке проекта. Пластический этюд. Значение категорий и понятий изученных разделов русского языка для грамотности. Алгоритм орфографической и пунктуационной грамотности. Презентация творческих и информационных продуктов. Конкурс чтецов «Язык, великолепный наш язык».
Внеурочная деятельность реализуется по направлению: обще-интеллектуальное,
проходит в форме кружка.
Виды деятельности: познавательная, игровая, художественно-творческая, проектная.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Синтаксис. |
10 ч |
2 |
Пунктуация. |
6 ч |
3 |
Морфология. |
18 ч |
|
Всего |
34ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Содержание (раздел, тема урока) |
Сроки проведения |
|
план |
факт |
||
|
Синтаксис 10 ч |
|
|
1 |
Как прекрасен наш язык! |
02.09.21 |
|
2 |
Королевство предложений. |
09.09.21 |
|
3 |
Виды предложений. |
16.09.21 |
|
4 |
Кто здесь главный? |
23.09.21 |
|
5 |
Дружба слов. |
30.09.21 |
|
6 |
Дополнение. |
14.10.21 |
|
7 |
Определение. |
21.10.21 |
|
8 |
Обстоятельство. |
28.10.21 |
|
9 |
Родня в предложении. |
11.11.21 |
|
10 |
Защита проектов по синтаксису. |
25.11.21 |
|
|
Пунктуация 6 ч |
|
|
11 |
Знаки препинания. |
02.12.21 |
|
12 |
Обращение. |
09.12.21 |
|
13 |
Как пишут письма? |
16.12.21 |
|
14 |
Эксперты предложений. |
23.12.21 |
|
15 |
Грамматическое исследование. |
30.12.21 |
|
16 |
Защита проектов по пунктуации |
13.01.22 |
|
|
Морфология 16 ч |
|
|
17 |
Неутомимые глаголы. |
20.01.22 |
|
18 |
Спряжение глаголов. |
27.01.22 |
|
19 |
Алгоритм правописания. |
03.02.22 |
|
20 |
Всезнающие существительные. |
10.02.22 |
|
21 |
Склонение существительных. |
17.02.22 |
|
22 |
Слово о падежах. |
03.03.22 |
|
23 |
Великолепная шестёрка падежей. |
10.03.22 |
|
24 |
Слова-помощники. |
17.03.22 |
|
25 |
Морфологический разбор существительного. |
24.03.22 |
|
26 |
Чувствительные прилагательные. |
31.03.22 |
|
27 |
Полезная краткость. |
14.04.22 |
|
28 |
Доброта мягкого знака. |
21.04.22 |
|
29 |
Обобщение знаний о мягком знаке: буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак. |
24.04.22 |
|
30 |
Суровость твёрдого знака. |
05.05.22 |
|
31 |
Конкурс «Грамотеи». |
12.05.22 |
|
32 |
Путь к грамотности. Подготовка к защите проекта |
19.05.22 |
|
33 34 |
Защита проекта. Лингвистические посиделки. |
26.05.22 |
|
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию
В соответствии с Рабочей программой кружка внеурочной деятельности «Путь к грамотности» в 4 классе отводится 1 час в неделю, общее количество часов по программе - 34. Согласно составленному расписанию и учебному календарю на 2021/2022 учебный год в календарно-тематическом планировании по курсу «Путь к грамотности» - 33 часа.
Расхождение с количеством часов по программе составляет 1 час, что не оказывает существенного влияния на усвоение программного материала. Этот час будет реализован за счёт уплотнения материала в разделе «Морфология»:
занятие № 33 Защита проекта
занятие № 34 Лингвистические посиделки.
Список литературы
Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М. Методическое пособие для учителя. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку 2-4 классы . – М.: ВАКО, 2016. –368 с.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку. Проектная деятельность. Путь к грамотности 4 класс / Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк. – М.: ВАКО, 2015
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.