Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательные вопросы русского языка и математики"
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательные вопросы русского языка и математики"

Оценка 5
doc
03.06.2022
Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательные вопросы русского языка и математики"
Рабочая программа внеурочной деятельности.doc

Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Занимательные вопросы русского языка и математики» разработана на основании следующих нормативных материалов:

·                    Федерального закона «Об образовании  в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года)

·                    Федерального государственного образовательного стандарта  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598)

   Программа курса предназначена для учащихся с ЗПР.

Задержка психического развития проявляется в нарушении познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, возбудимости или вялости, апатичности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений

Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, понятий.

Недоразвитие моторики руки отрицательно отражается на продуктивной деятельности лепке, рисовании, конструировании.

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществлении переноса усвоенного на другие предметы и действие при выполнении последующих заданий.

  Цель программы: обеспечить  системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

 Программа нацелена на решение следующих задач:

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение  знаний учащихся  исходя из интересов и специфики их способностей.

— подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;

       — восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;

Развивающие:

   — коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.

   - формирование  и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

-развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение  учитывать в своей работе заданную систему требований);

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению.

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

- формирование умения работать в группе.

Часы коррекционно-развивающих  занятий в 1 классе (1 год обучения)   позволяют обеспечить дифференцированный, индивидуальный подход к учащимся.

Описание места внеурочной деятельности в учебном процессе

Коррекционно-развивающие занятия являются обязательной частью внеурочной деятельности.

Занятия проводятся в соответствии с учебным планом один раз в неделю, всего 33 занятия в год.

          Занятия внеурочной деятельности направлены на формирование личностных, метапредметных и предметных  результатов

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

— Использование речевых средств.

 — Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных предметов.

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

 Результаты внеурочной  деятельности предусматривают освоение обучающимися трёх уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о цифрах, числах, математических знаках, математических выражений, геометрических фигур; о звуках, буквах, словах, предложениях, текстах и др.;
понимание необходимости изучения  в социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений    школьника      к базовым    ценностям   общества   (умение применять полученные знания на практике и в повседневной жизни); ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса и школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия: осуществление  самоконтроля; оценивание устных и письменных работ с точки зрения зрительного восприятия, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; соблюдение норм речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

 

Методы и методические приемы, используемые на занятиях:

- дидактические игры

- изографы (рисунки из букв и цифр)

- загадки

- кроссворды

-анаграммы (перестановка букв)

 

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс (1 год обучения)

 

№ занятия

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности ребенка

1

Знакомство детей с новым предметом

Игры: « Разноцветная гусеница»

В игре «Разноцветная гусеница» используются готовые «деревянные гусеницы», цветные пластмассовые пружинки.

На каждое правильно произнесённое слово ребёнок нанизывает пружинку на гусеницу определённого цвета (зелёного)или красного. Если произносит неправильно  В конце игры происходит подсчёт правильных и неправильных ответов ребёнка.

Игру можно использовать и в качестве соревнования – «Кто быстрее соберет разноцветную гусеницу».

http://www.maaam.ru/upload/blogs/3b9d3416512d0a47da44c3310e0cecbe.jpg.jpg
 

 

 

 

 

 


«Удержи шарик»

Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

- Отрабатывает   умение правильно держать ручку

- Отрабатывает и формирует координации      мышц пальцев, кистей рук

 

2

Правильное расположение букв на строке. Строчная и прописная буква.

Игры: «Письмо по воздуху»

Ученики выбирают ведущего. Стоя спиной к классу, он крупно пишет по воздуху какую-нибудь букву (дату, формулу и пр.) – не меньше метра в диаметре! Все отгадывают ее (при этом отгадывающие часто непроизвольно повторяют движения ведущего, что способствует запоминанию материала).

- Формирует  зрительно-         

двигательную  координацию

- Формирует  моторный образа букв

 

3

Гласная буква, согласные буквы

Игра: «Лото»

В игру играют 4 человека: 3 игрока и 1 ведущий. У игроков карточки, на которых изображена схема слова: на первой карточке- в начале слова, на второй карточке – в середине слова. На третьей – в конце слова. У  ведущего комплект карточек с изображением различных предметов. Ведущий по очереди показывает карточки с картинкой игрокам, игроки, проговаривая название картинки, определяют местоположение звука, который находится у них в данный момент на игровой карточке, в названии картинки. Кто правильно определил, тот берет и закрывает пустое окошко на своей карточке. Кто первый закроет, тот выигрывает

Игра: «Собери букет».

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, черный, желтый, коричневый, фиолетовый, оранжевый, малиновый и т.д. Ребенок расставляет цветы по вазам. Синий цветок должен остаться.

Отрабатывает  орфографическую     

      зоркость, пишет разным цветом

 

4

Звуко - буквенный анализ и синтез слогов и слов.  Моделирование слов.

Игра: «Буква потерялась»

На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.

Гласные: О С Е М У

Согласные: Н К ИАТ (пример)

Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят  буквы на место.

 - Закрепляет знания о звонких и         глухих согласных

 

5

Моделирование звукового состава слова

Игра «Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению; обучение звуковому синтезу слов.

Ход игры: Играют двое детей, они — телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово — название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» — называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.

 -  Развивает зрительное внимание

 

6

Слог и слогоделение

Игра: «Кто быстрей»

На доске (столе) выставлены впере­мешку предметные картинки с одно-, двух - и трехсложными названиями предметов: КИТ, ТОПОР, МОСТ, КАРАНДАШ, АВТОБУС, РАК, ПИЛА, СТАКАН, ГОЛУБИ, ВОРОБЕЙ, ТИГР, КОНЬ, РАМА, ШАРЫ, БАРАБАН, СОВА, СТОЛ, КУРЫ, ПОПУГАЙ, СЛОН, ЛАСТОЧКА, МАК, КУКЛА, САМОЛЕТ,

ЧАЙНИК, ЛИНЕЙКА, ЛУК, ДОМ, ЛОЖКА, СОРОКА.

Один из играющих подбирает картинки с односложными названиями предметов, второй — с двухсложными, третий — с трехсложными. Класс проверяет и оценивает результаты ра­боты.

Примечание. Игру можно повторить, заменив полностью или частично состав предметных картинок.

«Почтальон»»

 «Телеграмма» - это карточка с определенным слогом  и точками,  указывающими  количество гласных и, соответственно, слогов в слове. На партах (доске) разложены картинки. Каждый ребёнок – «почтальон» должен найти адресата - картинку не только с нужным слогом, но и с нужным количеством слогов.

 

-Развивает  аналитическое

     восприятие

- Читает,  записывает, сравнивает, делит слова на слоги

- Составляет  из слогов слова и читать их

 

 

7

Ударение

·                     Игра: «Стук - постук»

слова с ударением на разных слогах, например: РЕЧКА, СТЕНА,

ЛАСТОЧКА, МОЛОКО, СОБАКА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ, РАБО­ТА, КОЛЕСО, НОЖНИЦЫ, КАРАНДАШ, УРОК, ГРАМОТА и др.

Игроки поднимают карточки с цифрой — порядковым номе­ром ударного слога. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

·                      «Вышивание крестиком»

Для этого ударный слог нужно изобразить большим крес­тиком, а безударный — маленьким, например: X х — ШКОЛА, х х X — ПЕТУШОК и др.

Играющие под диктовку обозначают крестиками ударные и безударные слоги в словах ШКОЛА, МАМА, ПАРТА, РУКА, КОЗА, ДОСКА, ОКНО, КОРОВА, ЯГНЕНОК, УТЯТА, КОТЯТА, КОТЕНОК, СОБАКА, ПЕТУШОК, КОЛОБОК, КОЗОЧКА, УТОЧКА, КОШЕЧКА, МЕДВЕЖОНОК, ИНДЮШОНОК, ПО­РОСЕНОК.

 Развивает  фонематический  слух

 

8

Глухие и звонкие согласные

Игра: «Не ошибись»

         У каждого ученика 2 карточки с буквами Г (глухой согласный) и 3 (звонкий). Ведущий называет слова с начальными парными согласными: БАЛКА — ПАЛКА, БИТЬ — ПИТЬ, ПРАВЫЙ — БРАВЫЙ,

БОЧКА — ПОЧКА, БЛЕСК — ПЛЕСК.

Дети поднимают соответствующие сигнальные карточки. По­беждает команда, допустившая меньше ошибок.

Примечание. Игру следует повторить с другими парами слов: ВАТА — ФАТА, ФЛЯГА — ВЛАГА, ФАСОН — ВАЗОН, ФАНЯ — ВАНЯ, ВЕНЯ — ФЕНЯ; КОСТИ — ГОСТИ, ГОД - КОТ, ГОРКА —КОРКА, КОРА —ГОРА, КУСТЫ — ГУСТЫ; ДАМ — ТАМ, ТОМ — ДОМ, ДУБ — ТУП, ДИМА - ТИМА, ДРОВА — ТРАВА, ДЕЛО — ТЕЛО; ЖИЛИ - ШИЛИ, ШАЛЬ — ЖАЛЬ, ЖАРЬ — ШАРЬ, ШИРОК -- ЖИРОК, ШЕСТ —ЖЕСТ; ЗИМА - СИМА, СЛОЙ —ЗЛОЙ, СЛИТЬ — ЗЛИТЬ, ЗАЙКА — САЙКА, ЗАХАР — САХАР.

 «Назови парный и непарный»

Игроки 1-й команды по очереди называют звонкие согласные звуки (в произвольном порядке), а игроки 2-й команды в ответ должны назвать только парные. Затем команды меняются ролями. Класс определяет победителей.

Измени слово! (2 ком. по 8 чел.) Команды получают по 8 кар­точек со словами: БАЛКА, ГОСТИ, ГОРКА, БИТЬ, ЗАЙКА, БЛЕСК, ДРОВА, ЖИЛИ; ПЫЛЬ, ТОМ, ТОСКА, СУП, СИМА, ТИМА, ШАЛЬ, ШЕСТЬ.

Игроки 1-й команды по очереди говорят свои слова с началь­ным звонким согласным, а игроки 2-й команды должны заменить начальный согласный парным и сказать полученное слово. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Не ошибись! (3 ком.) На доске записаны слова с глухими и звонкими согласными: АЗБУКА, ЗУБЫ, КАША, ГАЗЕТА, БУ­КЕТ, ЖАБА, ЩИ, КОФЕ, ГУБЫ, ШУБА, КОЖА, СУП, ТЕСТО, БУДУ, СУШКИ, ГВОЗДИКА, ПЫШКА, ЗАГАДКА, ПОСУДА, ЖИВУ, УХА, ДВА, ЗАПАХ, ДУГА, ГВОЗДИ, ПИЩА, ВЕТКА, УЖИ, ВЯЖУ, СОСИСКИ.

На доске записаны слова с пар­ными и непарными согласными: ЧАЙ, ДУБ, ХАТА, ГОРКА, ЩУКА, ШЕСТЬ, ПЕТУХ, ДРОВА, РОЩА, ПЕЧКА, ПАРТА, ОХОТА, ПАЛКА, ЦЕПЬ, КОТ, РЕЧКА, ШУБА, ПИЩА, КУСТЫ, ШАР, ЩЕПКА, ОВЦА, ФЛАГ, ПАХАРЬ, ЗАЙКА, ЧУГУН, САНКИ, ЩАВЕЛЬ, ДЕРЕВО, ХИТРЫЙ, РОЗА, ЦАПЛЯ, КОСА, ЧИСТОТА, СТЕНА, ФОРМА, ЦИФРА, ВОЛК, ЖАР, МО­ЛОДЦЫ.

 Тренирует  слух  в различении артикуляционно (по произношению) и акустически (по звучанию) схожих звуков.

 

9

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений

Игра: «Зашифрованное слово»

Цель: закреплять знания детей о графическом изображении букв. Упражнять в чтении слов. Развивать интерес к грамоте.

20 

 

 

 

 

 

 


Игра «Футбол»

http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/610/609003/609003_html_m758c4696.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Учится  разгадывать изографы, закрепляет написание и произношение звуков и букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте.

Игра – эстафета «Цепочка слов»

http://raduga.name/wp-content/uploads/2014/05/158877.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подобрать заголовок к тексту

http://www.studfiles.ru/html/2706/353/html_iud8awF2FJ.1c0c/htmlconvd-yWPpqC_html_4eb2ca63.png 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Устанавливает  смысловую связь между словами в предложении

 

11

Главные члены предложения (первоначальное ознакомление)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра: «Ручеек»

Главные члены предложения всегда о ком-нибудь или о чём-нибудь что-то сообщают.

а) Дети по очереди выходят к доске и распределяют слова по группам (существительные – глаголы).

б) Из получившихся групп выбираются слова и составляются предложения по схемам (цифры показывают количество слогов в слове):

 

 


 -Умеет устанавливать смысловые связи в предложении

- Определяет главные члены предложения

 

12

Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных

Игра: «Имена», «Собери предложения»

Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах. 
Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек. 
Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т. е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.

Буква обычная выросла вдруг,

Ставится буква 
Выросла выше букв – подруг

У строчки в начале, 
Смотрят с почтением

Чтобы начало мы замечали. 
На букву подруги,

Имя, фамилия 
Но почему?

 Пишутся с нею, 
За какие заслуги?

 Чтобы заметнее быть и виднее, 
Чтобы звучали громко и гордо 
Буква расти не сама захотела,

Имя твое 
Букве поручено важное дело:

 Имя улицы, города. 
Ставиться в слове

Буква большая - 
Не зря и непросто

Совсем не пустая, 
Буква такого высокого роста.

В букве большой - 
Уважения знак.(С. Измайлов) 

 

 - Ориентируется  в изучаемом материале

-  Активирует  словарный запас

-  Решает  ребусы

 

13

Сочетания жи – ши, ча – ща,  чу - щу

Игра: «Кто больше»

У водящего, I вариант: ВЕРШИНА, ВАШИ, ВЫШИТЬ, ДРУЖИТЬ, ДУШИСТЫЙ, ДЕРЖИ, ЕЖИ, ЖИЗНЬ, ЖИРАФ, ЖИВОТНОЕ, ЖИР, ЖИДКИЙ, КАРАНДАШИ, КРЫШИ, КОВШИК, КУВШИН, КАМЫШИ, ЛЫЖИ, ЛЕЖИТ, ЛАНДЫШИ, ЛУЖИ, МЫШИ, МАЛЫШИ, МАШИНА, МАШИ­НИСТ, МОРЖИ, НОЖИ, НЕРУШИМЫЙ, НАШИ, ШИЛО.

II вариант: ПУШИСТЫЙ, РЫЖИЙ, СТРИЖИ, ТУШИТЬ, УЖИ, ХИЖИНА, ЧИЖИК, ШАЛАШИ, ПАССАЖИР, РЕШИТЬ, СЛУЖИТЬ, ТИШИНА, УЖИН, ШИПОВНИК, ПРУЖИНА, РЫЖИК, СНЕЖИНКА, УШИ, ПОХОЖИЙ, СТОРОЖИТЬ, ШИНЕЛЬ, ПУШИНКА, ШИРОКИЙ, ШИПЫ, ШИНА, ЖИЖА, КОЖИ, КУВШИНКА, ЖИЛА.

Игра «Поймай слово» (ча-ща)

Для игры у каждого ученика должны быть карточки с сочетаниями ЧА и ЩА. Чтобы легче было увидеть ошибку, все сочетания ЧА должны быть одного цвета, а сочета­ния ЩА — другого.

Ведущий называет слова: ЧАЙ, ПИЩА, ЧАСЫ, СМУЩАТЬ­СЯ, СВЕЧА, ЩАВЕЛЬ, ЧАС, ЧАЙНИК, ВСТРЕЧА, ПРОЩА­НИЕ, ПЕРЧАТКИ, ПЛОЩАДЬ, ЧАЙНАЯ, РОЩА, ЧАЙКА, ЧАЙНИЦА, СОВЕЩАНИЕ, УЧАЩИЕСЯ, ЧАСОВЩИК, НА­ЧАЛЬНИК, ЧАСОВОЙ, ЧАИНКА, ПЛОЩАДКА, СГУЩАТЬ, КОНЧАТЬ, ДОЩАТЫЙ, ЗАДАЧА, ПРОЩАЙ, ОВЧАРКА, КУЧА, ОБЕЩАНИЕ, ОБРАЩАТЬ, ПЕЧАТЬ, ПОЩАДА, ВНУЧА­ТА, ПОПРОЩАТЬСЯ, ТЫСЯЧА, ПУЩА, ПИЩАТЬ, ГАЛЧАТА, ТРЕЩАТЬ, НАЧАЛО, ОБЕЩАТЬ, СОВЕЩАТЬСЯ, ДАЧА, КРИЧАТЬ, ЧАСТО, СМУЩАТЬ, ПЕЧАЛЬ, ПРОЩАЛЬНЫЙ, ЧАЙНЫЙ, КОНЧАЙ, ТУЧА, ПЕЧАЛЬНЫЙ, ОБЕЩАННЫЙ,

ОБРАЩАТЬСЯ, ПОЩАДИТЬ, ОБЕЩАЮ, ПЕЧАТАТЬ, ЧАЩА.

Игра «Поймай слово» (чу-щу)

Игра проводится в форме выборочного диктанта. 1-я команда записывает слова с соче­танием ЧУ, 2-я — с сочетанием ЩУ.

Ведущий диктует слова: ЩУКА, ЧУГУН, ЩУПЛЫЙ, ТАЩУ, КРИЧУ, ПУЩУ, ЧУТЬЕ, ГРУЩУ, ПРОГЛОЧУ, ЧУДАК, ЩУРИТЬСЯ, ЧУТКИЙ, ИЩУ, СХВАЧУ, ХОЧУ, УТАЩУ, ЧУ­ЖОЙ, ВЫТАЩУ, ЧУЛОК, ЧУДЕСА, ПРИТАЩУ, ЧУДО, ЗА­ТАЩУ, ЧУЛАН, ЧУТКОСТЬ, ПОИЩУ, ЧУДОВИЩЕ, ПОЩУ­ПАТЬ, ПРОЩУ, ПЕЧУРКА, ВЫРАЩУ, ЧУБ, ЧУЧЕЛО, ОТРАЩУ, СОЩУРИЛСЯ, ЧУРБАН, ЩУЧКА, ЩУПАТЬ, ЧУВ­СТВО, ЧУРКА, ЗАПУЩУ, ЧУГУННЫЙ, ОТПУЩУ, ПРИТАЩУ.

Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

 Работает  по опоре

Развивает  зрительный анализ

 

14

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Игра «Времена года»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Развивает  связную речь

-  Активизирует  словарный  запас

 

15

Перенос слов по слогам

Игра «Будь внимателен!»

Голыш, ураган, тюрбан, гамма, новелла, зубрила, диадема, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча 

 

http://uslide.ru/images/15/21464/960/img2.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Умеет делить слова на слоги;

- Умеет правильно делить слова на письме

16

Знаки препинания в конце предложения (ознакомление)

 

 

Собери предложения

http://bigslide.ru/images/19/18165/960/img8.jpg
http://komane.ru/nuda/uprajneniya-dlya-razvitiya-svyaznoj-rechi-detej-s-ogranichenni/16.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Умеет  отделять одно предложение от другого;

- Развивает  фонематический слух

 

17

Синонимы, антонимы, омонимы (ознакомление без выделения терминологии)

Дидактическая игра  по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»

1.                               Со словом коса составьте два предложения, различные по значению.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.                               Зачеркни в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

3.                               Сравни два предмета по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по смыслу слова.

По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей __________________________.

Щука (какая?) крупная рыба, а плотва - ______________________.

По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________.

По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар _________________________.

По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик _______________________.

1.       Найди соответствия.

Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию

Антонимы

Слова, противоположные по лексическому значению

Омонимы

Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению

Синонимы

2.                               Подбери синонимы

печальный- _________________

маленький-__________________

враг- _____________

умный-______________________

отважный - ___________

 война-______________________

3.                               Подбери антонимы.

мокрый - ______________

 быстрый-___________________

тихо- _________________

трудно-____________________

открытый-______________

день- _____________________

4.                               Подчеркни омонимы.

Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.

http://fs1.ppt4web.ru/images/17985/103345/640/img32.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Умеет подбирать слова, связанные с терминами

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕМАТИКА 1  класс (1 год обучения)

 

занятия

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности ребенка

1

Выявление знания отношений больше, меньше, столько же

Рассмотри игрушки на столе учителя.

Нарисуй столько же зеленых кружков, сколько игрушек

Нарисуй красных квадратиков больше на 2

Нарисуй синих треугольников меньше на 1. чем квадратов

- развивает мышление;

- развивает зрительную память;

- формирует  математическую зоркость

 

2

Умение ориентироваться в пространстве

Поставь в тетради в уголке клеточки точку. Проведи в правую сторону линию в 1 клетку, спустись вниз на 1 клетку, проведи линию в 2 клетки в левую сторону, спустись вниз на 3 клетки, иди вправо на 4 клетки, вверх на 2 клетки. Продолжи узор.

 

 

- усваивает  понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

- развивает  внимание

3

Усвоение терминологии, обозначающей размер, высоту, длину, толщину

- Нарисуй большой мяч, а рядом маленький

- Что выше стол или стул? Дядя Степа или Айболит?

-В чем измеряли длину  Удава? (попугаем, 33 шага)

- У реки есть длина и …? (ширина)

- Винни – Пух какой по толщине?

-А Пятачок?

- формирует  зрительную память;

- отрабатывает  математические  понятия;

- пополняет  словарный  запас математической терминологией

4

Выявление знаний о геометрических фигурах. Составление фигуры из частей геометрических фигур

1.            Нарисуй квадрат. Рядом нарисуй столько же.

- Сколько получилось квадратов?

2. нарисуй треугольников столько же, да еще один.

- Сколько получилось треугольников?

3. Нарисуй кружков столько же, да еще два.

- Сколько получилось кругов?

- Сколько разных фигур ты нарисовал?.

4. Нарисуй столько же прямоугольников. С какой фигурой он похож? В чем их разница?

5. ПР/Р: собери из геометрических фигур ракету

- развивает  умение различать геометрические фигуры;

- развивает  наглядно – образное мышление;

- развивает  умение рисовать геометрические фигуры;

- развивает  мелкую  моторику рук

5

Число и цифра. Название и последовательность натуральных чисел от 1 до 20

 

 

 

 

 

 

  1. сосчитай от 1 до 10 в прямом порядке.
  2.  Сосчитай от 10 до 1 в обратном порядке.
  3. Сосчитай от 11 до 20 и обратно.
  4.  Назови соседей числа: 2, …,4, 6,…8, 11,…13, 15,…17, 18….,20
  5. Вставь пропущенные числа: 20,…,18, 17, 16,…, 14,…….,…, 10,9….,7…,…,4, 3, 2,…

- развивает  умения считать от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;

- умеет  воспроизводить последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа

6

Понимание выражений: над, под, на, за, перед, между, вне, внутри

1. Сосчитай до 20 в прямом порядке, а за тем в обратном.

2. Какие числа стоят перед 5, 8, 12, 15. 18?

3. Какие числа стоят между 5 и 9, 17 и 20, 3 и 7, 14 и 18?

4. Какое число стоит за 6, 9, 10, 15, 17, 19?

5. Какая фигура находится внутри квадрата? Круга?  Вне прямоугольника?

 

- формирует знания и математические  понятия, способность ориентироваться в тетради и числовом ряду;

- формирует  зрительную память;

- развивает  мышление

7

Сравнение чисел. Знаки >, < , =

Сравни:

4…8           10…8         7…7              10…5

9… 6           1…3           4…6              8…3

10… 2          4…5          7…3               2…3

- развивать умение сравнивать числа;

- формирование зрительной памяти

8

Точка и отрезок.

Длина отрезка. Сантиметр, дециметр

- Начерти отрезок длиной 5 см. поставь точки в начале и конце отрезка.

- Начерти отрезок длиной в 1 дм.

- Сколько см в 1 дм?

- Измерь линейкой заданный мной отрезок.

 

- развитие умения чертить отрезки заданной длины при помощи линейки и карандаша;

- развивать мелкую моторику пальцев

9

Табличные случаи сложения и вычитания

Впиши числа

4 +… = 5             … + 4 = 5          … + 2 = 2

5 + … =6             6 + … = 6          … + 3 = 4

7 +… = 8             9 + … = 10         1 + … = 2

… + 2 = 3            10 + … = 10       1 +… = 1

7 + … = 7            6 + … = 7           3 +…= 3

 

 

4+…=6                4+… = 7             …+3= 5

2+…= 4               3+…= 6               1+…= 4

…+5=7               …+2 = 5               1+…= 3

1+…= 4               5+…= 8               6+…= 9

6+… = 8              7+…= 10              7+…= 9

8+…= 10

 

1+…= 5             …+2=6                   4+…=8

3+…= 7             …+3=8                   5+…=9

…+2= 7               1+…=6                 6+…=10

…+4= 9             …+5=10

 

 

 

 

- развивать умение решать табличные случаи сложения и вычитания;

- формировать автоматический навык решения примеров;

- развивать мышление, зрительную память

10

Решение задач на нахождение суммы;

- остатка;

- отношения «больше на…»;

- «меньше на…»

Миша нашел в лесу 4 белых гриба, а Петя – 3. Сколько белых грибов нашли мальчики?

 

На тарелке было 7 пирожков, дети съели 3 пирожка. Сколько пирожков осталось на тарелке?

 

В пакете 4 груши, а в сумке на 3 груши больше, чем в пакете. Сколько груш в пакете?

 

Оле 6 лет, а Сережа на 2 года больше. Сколько лет Сереже?

 

Папа выписал 5 газет, а журналов на 2 меньше. Сколько журналов выписал папа?

Саше 7 лет, а Игорю на 3 меньше. Сколько лет Игорю?

 

- развивать логическое мышление;

- формировать вычислительный навык при решении задач разных видов

11

Состав чисел 11, 12. 13. 14

11= 2+..,4+…,9+…,8+…,6+…,7+…, 3+…, 5+…

12 = 3+…, 4+…, 7+…, 5+…, 8+….9+…, 6+...

13= 4+…, 5+…, 6+…, 7+…, 8+…, 9+…

14= 9+…, 8+…,7+…, 6+…, 5+…

- развивать зрительную память;

- формировать вычислительный навык при решении примеров с переходом через десяток;

- развивать математическую зоркость

12

Состав чисел 15,16,17

 

 

15= 9+…, 8+…, 7+….6+…

16= 9+….8+….7+…

17= 9+…, 8+…

- развивать зрительную память;

- формировать вычислительный навык при решении примеров с переходом через десяток;

 

13

Состав чисел 18,19,20

18= 9+…

19= 10+…

20 = 10+…

- развивать зрительную память;

- формировать вычислительный навык при решении примеров с переходом через десяток;

 

14

Случаи сложения и вычитания в пределах 20

10+6    16-10     14-10    10+3     13-10        17-10

16-6     10+4      14-4      13-3      10+7          17-7

 

10+2    12-10     15-5       10+8    18-10

12-2     10+5      15- 10    18-8

- развивать умение решать примеры в десятичной системе счисления;

- развивать математический навык решения примеров

15

Смысл умножения и деления

1. «Четыре ученика принесли по 2 тетради. Сколько всего тетрадей принесли?»

 

2. Возьмите по 3 палочки 4 раза. Сколько всего палочек вы взяли?

 

3. По 4 яблока положили в 3 тарелки. Сколько всего яблок положили?

 

4. «8 тетрадей надо раздать поровну четырем ученикам. По сколько тетрадей достанется каждому?»

 

5. 6 тетрадей раздали 3 детям поровну. Сколько тетрадей дали каждому?

 

6. Разложите 12 палочек по 3 палочки. Сколько кучек получилось?

 

 

- познакомить с новыми действиями в математике;

- развивать навык работы по образцу

16

Решение примеров, содержащих скобки

(18-10)+2       10-(9+1)       (8-4)+10

16-(20-10)             18-(5+3)          (12-2)+5

3+(7-5)                 15-(2+3)          20-(6+4)

- развивать умение решать примеры по действиям;

- развивать зрительную память;

- формировать вычислительный навык

17

Знакомство с новым понятием «Осевая симметрия»

ПР/Р:

1) Возьмите лист белой бумаги, согните его пополам.

 

2) Проткните двойной лист стержнем,  а затем разогните.

 

3) Вы получили две точки. Обозначьте одну буквой А, а другую - А1.

 

4) Соедините А и А1 отрезком.

 

5) Измерьте расстояние от А и от А1 до линии сгиба.

 

Расстояние от А до линии сгиба равно _______________________

 

Расстояние от А1 до линии сгиба равно ______________________

 

6) Сравните эти расстояния. Они ____________________

 

 

Постройте отрезок АА1 и найдите его середину току О. Как иначе можно назвать точку О. (Центр).

Точки A и A1 называются симметричными относительно точки О, если О – середина отрезка AA1.

 

-познакомить с новым понятием «Осевая симметрия»;

- развивать умение чертить отрезки и находить ось симметрии по образцу и подобию;

- развитие логического мышления, зрительной памяти

 

 

 


Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Занимательные вопросы русского языка и математики» разработана на основании следующих нормативных материалов: ·

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Занимательные вопросы русского языка и математики» разработана на основании следующих нормативных материалов: ·

Коррекционно-развивающие занятия являются обязательной частью внеурочной деятельности

Коррекционно-развивающие занятия являются обязательной частью внеурочной деятельности

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс (1 год обучения) № занятия

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс (1 год обучения) № занятия

Кто первый закроет, тот выигрывает

Кто первый закроет, тот выигрывает

Примечание. Игру можно повторить, заменив полностью или частично состав предметных картинок

Примечание. Игру можно повторить, заменив полностью или частично состав предметных картинок

СИМА, СЛОЙ —ЗЛОЙ, СЛИТЬ — ЗЛИТЬ,

СИМА, СЛОЙ —ЗЛОЙ, СЛИТЬ — ЗЛИТЬ,

Учится разгадывать изографы, закрепляет написание и произношение звуков и букв 10Связь слов в предложении

Учится разгадывать изографы, закрепляет написание и произношение звуков и букв 10Связь слов в предложении

Игра: «Ручеек» Главные члены предложения всегда о ком-нибудь или о чём-нибудь что-то сообщают

Игра: «Ручеек» Главные члены предложения всегда о ком-нибудь или о чём-нибудь что-то сообщают

Игра: «Кто больше» У водящего,

Игра: «Кто больше» У водящего,

Побеждает команда, допустившая меньше ошибок

Побеждает команда, допустившая меньше ошибок

Умеет отделять одно предложение от другого; -

Умеет отделять одно предложение от другого; -

Синонимы, антонимы, омонимы (ознакомление без выделения терминологии)

Синонимы, антонимы, омонимы (ознакомление без выделения терминологии)

МАТЕМАТИКА 1 класс (1 год обучения) № занятия

МАТЕМАТИКА 1 класс (1 год обучения) № занятия

Понимание выражений: над, под, на, за, перед, между, вне, внутри 1

Понимание выражений: над, под, на, за, перед, между, вне, внутри 1

Решение задач на нахождение суммы; - остатка; - отношения «больше на…»; - «меньше на…»Миша нашел в лесу 4 белых гриба, а

Решение задач на нахождение суммы; - остатка; - отношения «больше на…»; - «меньше на…»Миша нашел в лесу 4 белых гриба, а

Смысл умножения и деления 1

Смысл умножения и деления 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2022