Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахматная школа"
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахматная школа"

Оценка 4.8
docx
12.02.2022
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахматная школа"
Шахматы 1кл.docx

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматная школа» для 1 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образование и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;

Основная образовательная программа начального общего образования ГКОУ НШ № 15, разработанная на основе примерной основной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденный Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированный в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993.9.(с изменениями от 22.05.2019);

Положение о рабочей программе внеурочной деятельности ГКОУ НШ № 15 (приказ № 26.09.2018 № 01-39/130)

Концепция спортивно-оздоровительного развития и воспитания личности гражданина России;

Учебный план ГКОУ НШ № 15 на 2020/2021 учебный год.

Рабочая Программа разработана в соответствии с программой : И.Г.Сухин "Программы курса "Шахматы – в школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.)

Цели и задачи

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого  воображения, умения производить логические операции).   

воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

принцип психологической комфортности - создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Общая характеристика курса

Курс внеурочной деятельности «Шахматная школа» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление умственного и психического здоровья, формирование культуры здоровья обучающихся, способствующей познавательному и эмоциональному развитию. Особенностью курса является углублённое обучение базовым комбинационным действиям, включая тактику шахматной партии. Обучающиеся получают представления о шахматной игре взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов пополняются представления об шахматной игре, соревнованиях, турнирах правилах техники безопасности.  

Основные образовательные технологии

При организации внеурочной деятельности в рамках данной программы предполагается применение следующий педагогических технологий обучения:

здоровьесберегающая;

игровые технологии;

информационно-коммуникационные технологии.

Место курса в плане внеурочной деятельности

В соответствии с планом внеурочной деятельности на изучение курса «Шахматная школа»

в 1 классах отводится 33 часа в год(1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “ Шахматная азбука” является формирование следующих умений:

Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учитьработать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценкудеятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Содержание курса внеурочной деятельности

Тематическое планирование

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

I

ШАХМАТНАЯ ДОСКА

2

II

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

 

2

III

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

 

1

IV

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

 

17

V

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

 

8

VI

ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

 

3

 

 

Итого:

33

 

 

 

ШАХМАТНАЯ ДОСКА (2 часа)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (2 часа)

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР (1 час)

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (17 часов)

(основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

 

 

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ (8 часов)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ (3 часа)

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Требования к результатам внеурочной деятельности

    К концу учебного года дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

Система оценки достижений планируемых результатов. Критерии оценивания.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:

1. Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках работы кружка

2. Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

3. Качественная и количественная оценка эффективности деятельности кружка основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

Представление коллективного результата группы обучающихся:

1. Шахматный турнир с приглашением родителей и администрации (1 раз в год).

2. Публичные выступления с творческими номерами на шахматную тематику.

3. Выступления на классных часах на шахматную тему («Из истории шахмат», «Что даёт игра в шахматы», «Знаменитые шахматисты» и др.)

Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется методика лесенка самооценки и накопление материалов в Портфолио (участие в массовых мероприятиях, конкурсах).

Педагогический контроль.

Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.

 Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

 Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.

Виды контроля:

текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменного опроса для определения объема освоенных теоретических знаний.

итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года в форме контрольных испытаний, проводимых в торжественной соревновательной обстановке.

 Качественная и количественная оценка эффективности деятельности кружка возможна при проведении мониторинга эффективности внеурочной деятельности.

Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.

Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности.

Задачи мониторинга:

получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности в школе;

отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов, изучение и представление опыта работы их руководителей;

организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности;

подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга;

подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности.

Критерии мониторинговых исследований:

личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности – усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);

сформированность детского коллектива в рамках кружка (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.);

качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности.

Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации программы:

рост личностных достижений всех субъектов деятельности;

удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;

положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п.;

успешность участия школьников в проектах различного уровня;

расширение спектра образовательных программ внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционный характер их содержания;

общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, грамоты, благодарности и т.п.);

сохранность контингента кружка.

 

Список учебно-методической литературы:

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.

Сухин И. Шахматы,играем и выигрываем.: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2012 Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.

Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.

Сухин И. Шахматы, второй  год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.

Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 

 

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Количество

часов

Дата занятия

 

по плану

по факту

Шахматная доска 2 часа

1

Знакомство с шахматной доской

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

1

03.09

 

2

Шахматная доска

1

10.09

 

Шахматные фигуры 2 часа

3

Знакомство с шахматными фигурами

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».

1

17.09

 

4

Знакомство с шахматными фигурами

1

24.09

 

Начальная расстановка фигур 1 час

5

Начальное положение

 

 

 

 

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

1

01.10

 

Ходы и взятие фигур 17 часов

6

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь» Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение».

1

08.10

 

7

Ладья в игре.

1

15.10

 

8

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры  «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух).

1

22.10

 

9

Слон в игре.

1

05.11

 

10

Ладья против слона.

1

12.11

 

11

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

 «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

1

19.11

 

12

Ферзь в игре.

1

26.11

 

13

Ферзь против ладьи и слона.

1

03.12

 

14

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

 «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух),

1

10.12

 

15

Конь в игре.

1

17.12

 

16

Конь против ферзя, ладьи слона.

1

24.12

 

17

Знакомство с пешкой.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».

 «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения).

1

14.01

 

18

Пешка в игре.

1

21.01

 

19

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

28.01

 

20

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).

 «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».

1

04.02

 

21

Король против других фигур.

1

11.02

 

22

Король против других фигур.

1

18.02

 

Цель шахматной партии 8 часов

23

Шах.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».

 

1

04.03

 

24

Шах.

1

11.03

 

25

Мат.

Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

1

18.03

 

26

Мат.

1

01.04

 

27

Ничья, пат.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

1

08.04

 

28

Ничья, пат.

1

15.04

 

29

Рокировка.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

1

22.04

 

30

Рокировка.

1

29.04

 

Игра всеми фигурами из начального положения 3 часа

31

Шахматная партия

Развитие у игрока внимания, интуиции, логического мышления и умения просчета ситуации вперед на несколько ходов. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.

1

06.05

 

32

Шахматная партия.

1

13.05

 

33

Повторение программного материала.

Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.

1

20.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «

Пояснительная записка Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития

Предметные результаты освоения программы курса

Предметные результаты освоения программы курса

Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии

Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии

Чем отличаются? (Цветом, формой

Чем отличаются? (Цветом, формой

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ (8 часов)

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ (8 часов)

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации

Список учебно-методической литературы:

Список учебно-методической литературы:

Календарно-тематический план № п/п

Календарно-тематический план № п/п

Знакомство с шахматной фигурой

Знакомство с шахматной фигурой

Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой

Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахматная школа"

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахматная школа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2022