Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 90»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 4 класса В
на 2019 – 2020 учебный год
П
Составила:
Дырнаева Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов
пппп
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………………...…..3
1.Планируемые результаты освоения программы, курса…………………………………...….....…5
2.Содержание тем учебного курса……………………………………………………………….....….8
3.Тематическое планирование с указанием кол-ва часов по темам…………….…………….........10
-Приложение 1 (календарно-тематическое планирование, описание учебно – методического и материально – технического обеспечения)…..…………………………………..………………..….11
- Приложение 2 Основные направления воспитательной деятельности (из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)…………………………….............13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путь к успеху» для 4 А общеобразовательного класса составлена в качестве приложения к Основной общеобразовательной программе начального общего образования МБОУ «СОШ № 90» (ООП НОО), на основе следующих нормативных документов:
Ø Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (вступивший в силу 1 сентября 2013 года) п. 3.6 ст. 28.
Ø ФГОС НОО (утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.10 № 1897)
Ø Рабочей авторской программы А.З. Зак «Интеллектика: систематический курс формирования универсальных учебных действий в 1-4 классах». Методическое руководство. – Москва: Интеллект – Центр, 2013.
Ø О.А. Холодова «Занимательная математика». Методическое пособие. – М.: Издательство РОСТ, 2015 г. /Юным умникам и умницам. Курс «Заниматика»/
Ø Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей». Методическое пособие. – М: Издательство РОСТ, 2013 г.
Ø Учебного плана МБОУ «СОШ №90» на 2020 -2021уч.год.
Ø Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №90»
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Ø .З. Зак «Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей». – Москва: Интеллект – Центр, 2015 г
Ø Л.В. Мищенкова, Занимательный русский язык: Рабочие тетради для 4 класса: В 2-х частях. – М: Издательство РОСТ, 2012 г
Цель – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам.
Задачи:
- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- решение нестандартных логических задач;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Актуальность программы
Данный курс способствует целенаправленному комплексному развитию способностей ребенка. Он позволяет реализовать актуальный в настоящее время деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень знаний, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в начальной и средней школе, а затем в жизни. Курс связан со школьными дисциплинами, включая такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.
В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня.
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Отличительные особенности данной программы
Программа предназначена для работы с детьми 4 класса. Занятия внеурочной деятельности «Путь к успеху» проводятся по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
Занятия носят обучающий и развивающий характер.
Объем материала постепенно увеличивается, задания усложняются сообразно возрасту и уровню развития учащихся.
Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Основные виды деятельности учащихся: знакомство с научно-популярной литературой, решение занимательных задач, участие в олимпиадах, творческие работы.
Количество детей в группе 20-25 человек.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные
формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники,
конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
- проблемно-поисковые (эвристический, исследовательский и др.);
- методы самоуправления учебными действиями;
- методы контроля и самоконтроля.
Приемы:
- постановка проблемных вопросов;
- выделение главного;
- прием классификации;
- прием установления аналогии;
- прием обобщения, систематизации;
- прием моделирования;
- прием составления алгоритмов и т. д.
Методы и приемы в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной, практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Формы и виды контроля
1. Викторины.
2. Турниры.
3. Конкурсы.
4. Олимпиады.
5. Конференции.
6. Защита проектов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Первый уровень |
ü приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, ü приобретение новых знаний, умения работать со справочной литературой, находить материал в различных пособиях, журналах и т. д., опыта решения проектных задач |
Второй уровень |
ü формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом, ü позитивное отношение детей к образованию и самообразованию; активное использование школьниками метода проектов, приобретение опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации |
Третий уровень |
ü приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия, ü приобретение школьником опыта самостоятельного социального взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки информации; ü участие школьников в реализации социальных проектов |
1.Планируемые результаты освоения программы, курса
Личностные универсальные учебные действия:
– осознавать основы гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России);
– воспринимать картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (мир профессий, их социальная значимость и содержание);
– сформировать «Я-концепцию» и самооценку личности (адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самопринятие).
– ставить цели и определять мотивы для её достижения
– знать основные моральные нормы;
– выполнять моральные нормы;
– оценивать свои поступки.
Целеполагание:
– формулировать и удерживать учебную задачу;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
– применять установленные правила в планировании способа решения;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
– составлять план и последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Прогнозирование:
– предвосхищать результат;
– предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль и самоконтроль:
– различать способ и результат действия;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коррекция:
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Оценка:
– выделять и формулировать то, что усвоено, что нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения;
– устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
– соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция:
– конкретизация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
– стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;
– активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Исходя из «Стратегии воспитания», Рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ № 90» личностные результаты, в том числе, отражают сформированность:
1. Гражданского воспитания
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
2. Патриотического воспитания
- ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения истории науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества.
3.Духовно-нравственного воспитания
- представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи - в процессе этой учебной деятельности;
- готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
5.Физического воспитания
- формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
6. Трудового воспитания
-коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей.
7. Экологического воспитания
- экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
8. Ценностей научного познания
- Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
- познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых исторических процессов и явлений;
- познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
– использовать общие приёмы решения задач;
– применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
– осуществлять рефлексию способов и условий действий;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– ставить, формулировать и решать проблемы;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы в ходе выполнения проектов;
– моделировать, то есть выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач;
– поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
– сбор информации;
– запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ;
– анализ информации;
– передача информации устным, письменным, цифровым способами;
– интеграция информации (структурирование; презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);
– применение и представление информации.
Логические:
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;
– анализ, синтез, сравнение;
– классификация по заданным критериям, установление аналогий;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Планирование учебного сотрудничества:
– определять общую цель и пути её достижения;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Постановка вопросов:
– формировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы, обращаться за помощью, формировать свои затруднения;
– предлагать помощь и сотрудничество;
– проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Разрешение конфликтов:
– прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли:
– строить понятные для партнёра высказывания;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– осуществлять взаимный контроль;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2.Содержание тем учебного курса
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие
речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с
помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря учащихся. Развитие умения
составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование
умения давать несложные определения понятиям.
Содержание дополнительной образовательной программы можно разделить на
несколько разделов:
«Тренировка психических процессов»
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию
психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются
задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.
« Задачи геометрического характера»
Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию
пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать
геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для
получения новых фигур.
« Нестандартные задачи логического характера»
Систематическое решение логически - поисковых задач из области математики
способствует развитию гибкости мышления
«Нестандартные задачи алгебраического характера»
Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию
мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное
условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов
применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие
и решение.
«Игры Зака А.А.»
Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
Содержание 4 года обучения
1.Тренировка психических процессов:
- развитие концентрации внимания; тренировка слуховой и зрительной памяти;
совершенствование воображения; развитие быстроты реакции, мышления;
2. Задания
геометрического характера:
- составление и моделирование многогранников; построение фигур из счетных
палочек; уникурсальные кривые;
- построение фигур из конструктора "Колумбово яйцо". «Вьетнамская
игра" , "Монгольская игра", "Танграм".
3. Нестандартные
задания алгебраического характера:
- задачи на переливание и на взвешивание; математический фокус; математические
ребусы; арифметические лабиринты с воротами; магические фигуры; цифровая головоломка
"судоку"; кросснамберы.
4. Нестандартные
задания логического характер:
- провоцирующие задачи; логические задачи на причинно-следственные цепочки;
задачи с опорой на жизненные ситуации; комбинаторные задачи; задачи с
альтернативным условием.
5.Игры А. З.
Зака:
- игры, способствующие развитию способности действовать в уме
("Муха", "Просветы", "Ход конём",
"Почтальон").
Методическое обеспечение программы
Для успешного
обучения учащихся проводятся различные формы занятий, как традиционные, так и
нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой
штурм.
Мозговая гимнастика состоит из:
- упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);
- упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");
-упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи( "шапка для
размышлений");
-упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза",
"стрельба глазами").
После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы,
рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.
Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических
процессов, как память, внимание, воображение и мышление.
В основной части
занятия учащиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач,
анализируют их, коллективно обсуждают решения задач. Продолжительность основной
части - 30-25мин.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения
занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир,
занятие-конкурс, занятие – тестирование. Для решения задач, поставленных
дополнительной образовательной программой кружка «Путь к успеху» используются
основные методы обучения:
- словесность;
- наглядность;
- проблемная ситуация;
- игровые моменты;
- исследовательская деятельность.
3. Тематическое планирование с указанием кол-ва часов по темам
№ |
Тема |
По рабочей программе |
Основные направления воспитательной деятельности |
|
1 |
Развитие концентрации внимания. |
9 ч. |
2,3,6,7 |
|
2 |
Тренировка слуховой памяти. |
5 ч. |
1,2,3,5,6,7 |
|
3 |
Тренировка зрительной памяти. |
8 ч. |
2,3,5,6,7 |
|
4 |
Развитие логического мышления. |
10 ч. |
2,3,5,6,7 |
|
5 |
Диагностика умений |
2 ч. |
1,2,3,6,8 |
|
|
ИТОГО |
34 ч. |
|
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
занятий кружка «путь к успеху» в 4 А классе (34ч, 1ч/нед)
№ |
Тема |
Дата |
|
1гр. |
2гр. |
||
1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. мы мышления. |
|
|
2 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
|
|
3 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Логически – поисковые задания. |
|
|
4 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
|
|
5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
|
|
6 |
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. |
|
|
7 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. |
|
|
8 |
Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. Логически – поисковые задания. |
|
|
9 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
|
|
10 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи на профессиональную тематику (продовольственный магазин, цветочный салон, дом ткани, магазин инструментов). |
|
|
11 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Логически – поисковые задания. |
|
|
12 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
|
|
13 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Логически – поисковые задания. |
|
|
14 |
Совершенствование воображения. Развитие пространственного воображения. Развитие умения решать нестандартные задачи на профессиональную тематику (строительная фирма, мебельный салон, дом ткани, пошивочная мастерская). |
|
|
15 |
Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
|
|
16 |
Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. Логически – поисковые задания. |
28.12. |
|
17 |
Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. Логически – поисковые задания. |
|
|
18 |
Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задания. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
|
|
19 |
Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. Логически – поисковые задания. |
|
|
20 |
Тренировка зрительной памяти. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
|
|
21 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Развитие пространственного воображения. |
|
|
22 |
Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции, мышления. Логически – поисковые задания. |
|
|
23 |
Тренировка концентрации внимания. Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
|
|
24 |
Тренировка внимания. Логически – поисковые задания. Решение нестандартные задачи. |
|
|
25 |
Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задания. |
|
|
26 |
Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. |
|
|
27 |
Тренировка зрительной памяти. Обучение поиску закономерностей. |
|
|
28 |
Совершенствование воображения. Логически – поисковые задания. |
|
|
29 |
Развитие быстроты реакции, мышления. Логически – поисковые задания. |
|
|
30 |
Тренировка концентрации внимания. Решение нестандартных задач. |
|
|
31 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
32 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач. |
|
|
33 |
Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. |
|
|
34 |
Совершенствование воображения. Логически – поисковые задания. Выявление уровня развития познавательных процессов.
|
|
|
Список литературы для учителя:
1. Программа курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". Автор О.А.Холодова
2. О. А. Холодова «Методическое пособие для 4 класса» Издательство «Рост» Москва 2017.
3. Вахновецкий Б.
А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый
учебник", 2004 г.
4. .Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М.,
"Педагогический поиск", 1999.
5. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва:
Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.
6. Зак А.З. "Развитие интеллектуальных способностей у детей 9-11
лет". - М., "Новая школа", 1996 г.
7. Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в 1-4 классе."-
М., Илекса, 2005.
8.Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. -
Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.
9. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников.
- Ярославль: "Академия развития", 2001 г.
10. Хацкевич Р. П. Математика для дошкольного и младшего школьного возраста. -
Москва: АСТ, 2000 г.
11. Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие,4
класс".-М., Росткнига, 2005.
Информационно – техническое обеспечение
- Компьютер
- Проектор
- Интерактивная доска
Приложение 2
Основные направления воспитательной деятельности
(из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
1. Гражданское воспитание включает:
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; - воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотическое воспитание предусматривает:
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военнопатриотического воспитания;
- формирование умения ориентироваться в современных общественнополитических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
- развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
3. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетическое воспитание предполагает:
- приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; - создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия включает:
- формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
6. Трудовое воспитание реализуется посредством:
- воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание включает:
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
8. Ценности научного познания подразумевает:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.