Пояснительная записка
Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматная школа» для 3 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образование и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;
Основная образовательная программа начального общего образования ГКОУ НШ № 15, разработанная на основе примерной основной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденный Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированный в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993.9.(с изменениями от 22.05.2019);
Положение о рабочей программе внеурочной деятельности ГКОУ НШ № 15 (приказ № 26.09.2018 № 01-39/130)
Концепция спортивно-оздоровительного развития и воспитания личности гражданина России;
Учебный план ГКОУ НШ № 15 на 2020/2021 учебный год.
Рабочая Программа разработана в соответствии с программой : И.Г.Сухин "Программы курса "Шахматы – в школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.)
Цели и задачи
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Общая характеристика курса
Курс внеурочной деятельности «Шахматная школа» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление умственного и психического здоровья, формирование культуры здоровья обучающихся, способствующей познавательному и эмоциональному развитию. Особенностью курса является углублённое обучение базовым комбинационным действиям, включая тактику шахматной партии. Обучающиеся получают представления о шахматной игре взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов пополняются представления об шахматной игре, соревнованиях, турнирах правилах техники безопасности.
Основные образовательные технологии
При организации внеурочной деятельности в рамках данной программы предполагается применение следующий педагогических технологий обучения:
здоровьесберегающая;
игровые технологии;
информационно-коммуникационные технологии.
Место курса в плане внеурочной деятельности
В соответствии с планом внеурочной деятельности на изучение курса «Шахматная школа»
в 3 классах отводится 34 часа в год(1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “ Шахматная азбука” является формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учитьработать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценкудеятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Содержание курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|
I |
ОСНОВЫ ДЕБЮТА
|
34 |
|
|
Итого: |
34 |
|
ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Дидактические задания
“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат”Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).
“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
Требования к результатам внеурочной деятельности
К концу учебного года дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
Система оценки достижений планируемых результатов. Критерии оценивания.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:
1. Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках работы кружка
2. Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
3. Качественная и количественная оценка эффективности деятельности кружка основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
Представление коллективного результата группы обучающихся:
1. Шахматный турнир с приглашением родителей и администрации (1 раз в год).
2. Публичные выступления с творческими номерами на шахматную тематику.
3. Выступления на классных часах на шахматную тему («Из истории шахмат», «Что даёт игра в шахматы», «Знаменитые шахматисты» и др.)
Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется методика лесенка самооценки и накопление материалов в Портфолио (участие в массовых мероприятиях, конкурсах).
Педагогический контроль.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
Виды контроля:
текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменного опроса для определения объема освоенных теоретических знаний.
итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года в форме контрольных испытаний, проводимых в торжественной соревновательной обстановке.
Качественная и количественная оценка эффективности деятельности кружка возможна при проведении мониторинга эффективности внеурочной деятельности.
Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.
Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).
Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности.
Задачи мониторинга:
получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности в школе;
отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов, изучение и представление опыта работы их руководителей;
организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности;
подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга;
подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности.
Критерии мониторинговых исследований:
личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности – усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);
сформированность детского коллектива в рамках кружка (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.);
качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности.
Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации программы:
рост личностных достижений всех субъектов деятельности;
удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;
положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п.;
успешность участия школьников в проектах различного уровня;
расширение спектра образовательных программ внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционный характер их содержания;
общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, грамоты, благодарности и т.п.);
сохранность контингента кружка.
Список учебно-методической литературы:
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
Сухин И. Шахматы,играем и выигрываем.: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2012 Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
Календарно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Количество часов |
Дата занятия
|
|
по плану |
по факту |
||||
ОСНОВЫ ДЕБЮТА. 34 часа |
|||||
1 |
Игровая практика. Игра в шахматы. |
Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. |
1 |
04.09 |
|
2 |
Игровая практика. Игра в шахматы. |
1 |
11.09 |
|
|
3 |
Повторение изученного материала. Игра в шахматы. |
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения). |
1 |
18.09 |
|
4 |
Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). |
1 |
25.09 |
|
|
5 |
Двух и трехходовые партии. |
Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии). |
1 |
02.10 |
|
6 |
Решение задания “Мат в 1 ход” |
1 |
09.10 |
|
|
7 |
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. |
Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. |
1 |
16.10 |
|
8 |
Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. |
Дидактические задания «Защитись от мата».
Дидактические задания “Поставь детский мат”.
Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения). |
1 |
23.10 |
|
9 |
Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. |
1 |
06.11 |
|
|
10 |
Решение заданий. |
1 |
13.11 |
|
|
11 |
Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. |
Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». |
1 |
20.11 |
|
12 |
Решение заданий Игра в шахматы. |
1 |
27.11 |
|
|
13 |
“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. |
Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”. |
1 |
04.12 |
|
14 |
Решение заданий |
Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), Дидактическое задание “Выведи фигуру”. |
1 |
11.12 |
|
15 |
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. |
1 |
18.12 |
|
|
16 |
Решение задания “Выведи фигуру”.. |
1 |
25.12 |
|
|
17 |
Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). |
Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку
|
1 |
15.01 |
|
18 |
Решение заданий. |
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).
|
1 |
22.01 |
|
19 |
Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. |
1 |
29.01 |
|
|
20 |
Решение заданий. Игра в шахматы. |
Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”. |
1 |
05.02 |
|
21 |
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. |
1 |
12.02 |
|
|
22 |
Решение заданий. Игра в шахматы. |
1 |
19.02 |
|
|
23 |
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. |
Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”. |
1 |
26.02 |
|
24 |
Решение заданий. Игра в шахматы. |
Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”. |
1 |
05.03 |
|
25 |
Связка в дебюте. Полная и неполная связка. |
Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход». Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». |
1 |
12.03 |
|
26 |
Решение заданий. Игра в шахматы. |
1 |
19.03 |
|
|
27 |
Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. |
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».
|
1 |
02.04 |
|
28 |
Решение заданий. |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
1 |
09.04 |
|
29 |
Типичные комбинации в дебюте. |
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». |
1 |
16.04 |
|
30 |
Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. |
1 |
23.04 |
|
31 |
Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. |
1 |
30.04 |
|
32 |
Повторение программного материала |
Развитие у игрока внимания, интуиции, логического мышления и умения просчета ситуации вперед на несколько ходов. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. |
1 |
07.05 |
|
33 |
Повторение программного материала |
Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения. |
1 |
14.05 |
|
34 |
Повторение программного материала |
1 |
21.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.