Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класс "Шахматная школа"
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класс "Шахматная школа"

Оценка 4.8
docx
12.02.2022
Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класс "Шахматная школа"
Шахматы 3кл.docx

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматная школа» для 3 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образование и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;

Основная образовательная программа начального общего образования ГКОУ НШ № 15, разработанная на основе примерной основной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденный Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированный в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993.9.(с изменениями от 22.05.2019);

Положение о рабочей программе внеурочной деятельности ГКОУ НШ № 15 (приказ № 26.09.2018 № 01-39/130)

Концепция спортивно-оздоровительного развития и воспитания личности гражданина России;

Учебный план ГКОУ НШ № 15 на 2020/2021 учебный год.

Рабочая Программа разработана в соответствии с программой : И.Г.Сухин "Программы курса "Шахматы – в школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.)

Цели и задачи

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого  воображения, умения производить логические операции).   

воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

принцип психологической комфортности - создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Общая характеристика курса

Курс внеурочной деятельности «Шахматная школа» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление умственного и психического здоровья, формирование культуры здоровья обучающихся, способствующей познавательному и эмоциональному развитию. Особенностью курса является углублённое обучение базовым комбинационным действиям, включая тактику шахматной партии. Обучающиеся получают представления о шахматной игре взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов пополняются представления об шахматной игре, соревнованиях, турнирах правилах техники безопасности.  

Основные образовательные технологии

При организации внеурочной деятельности в рамках данной программы предполагается применение следующий педагогических технологий обучения:

здоровьесберегающая;

игровые технологии;

информационно-коммуникационные технологии.

Место курса в плане внеурочной деятельности

В соответствии с планом внеурочной деятельности на изучение курса «Шахматная школа»

в 3 классах отводится 34 часа в год(1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “ Шахматная азбука” является формирование следующих умений:

Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учитьработать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценкудеятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Содержание курса внеурочной деятельности

Тематическое планирование

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

I

ОСНОВЫ ДЕБЮТА

 

34

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания

Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат”Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.

Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).

Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.

Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.

Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.

Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

 

 

 

Требования к результатам внеурочной деятельности

     К концу учебного года дети должны знать:

принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;

что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания.

Система оценки достижений планируемых результатов. Критерии оценивания.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:

1. Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках работы кружка

2. Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

3. Качественная и количественная оценка эффективности деятельности кружка основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

Представление коллективного результата группы обучающихся:

1. Шахматный турнир с приглашением родителей и администрации (1 раз в год).

2. Публичные выступления с творческими номерами на шахматную тематику.

3. Выступления на классных часах на шахматную тему («Из истории шахмат», «Что даёт игра в шахматы», «Знаменитые шахматисты» и др.)

Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется методика лесенка самооценки и накопление материалов в Портфолио (участие в массовых мероприятиях, конкурсах).

Педагогический контроль.

Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.

 Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

 Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.

Виды контроля:

текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменного опроса для определения объема освоенных теоретических знаний.

итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года в форме контрольных испытаний, проводимых в торжественной соревновательной обстановке.

 Качественная и количественная оценка эффективности деятельности кружка возможна при проведении мониторинга эффективности внеурочной деятельности.

Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.

Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности.

Задачи мониторинга:

получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности в школе;

отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов, изучение и представление опыта работы их руководителей;

организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности;

подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга;

подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности.

Критерии мониторинговых исследований:

личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности – усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);

сформированность детского коллектива в рамках кружка (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.);

качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности.

Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации программы:

рост личностных достижений всех субъектов деятельности;

удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;

положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п.;

успешность участия школьников в проектах различного уровня;

расширение спектра образовательных программ внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционный характер их содержания;

общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, грамоты, благодарности и т.п.);

сохранность контингента кружка.

 

Список учебно-методической литературы:

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.

Сухин И. Шахматы,играем и выигрываем.: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2012 Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.

Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.

Сухин И. Шахматы, второй  год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.

Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 

 

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Количество

часов

Дата занятия

 

по плану

по факту

ОСНОВЫ ДЕБЮТА.  34 часа

1

Игровая практика. Игра в шахматы.

Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

1

04.09

 

2

Игровая практика. Игра в шахматы.

1

11.09

 

3

Повторение изученного материала. Игра в шахматы.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения).

1

18.09

 

4

Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).

1

25.09

 

5

Двух и трехходовые партии.

Выявление причин поражения в них одной из сторон.

Дидактическое задание

“Мат в 1 ход”

(на втором либо третьем ходу партии).

1

02.10

 

6

Решение задания “Мат в 1 ход”

1

09.10

 

7

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

1

16.10

 

8

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

Дидактические задания

 «Защитись от мата».

 

 

 

 

 

 

Дидактические задания

“Поставь детский мат”.

 

 

 

Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения).

1

23.10

 

9

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

1

06.11

 

10

Решение заданий.

1

13.11

 

11

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

Дидактические задания

“Поставь детский мат”,

 “Мат в 1 ход”,

“Защитись от мата”.

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

 «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

1

20.11

 

12

Решение заданий Игра в шахматы.

1

27.11

 

13

“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

Дидактические задания

“Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”.

1

04.12

 

14

Решение заданий

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

 «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух),

Дидактическое задание “Выведи фигуру”.

1

11.12

 

15

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

1

18.12

 

16

Решение задания “Выведи фигуру”..

1

25.12

 

17

 Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие.

Взятие на проходе.

 Превращение пешки.

Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку

 

1

15.01

 

18

Решение заданий.

Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых»,

«Один в поле воин»,

«Кратчайший путь»,

 «Игра на уничтожение»

(король против короля).

 

1

22.01

 

19

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

1

29.01

 

20

Решение заданий. Игра в шахматы.

Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”,

 “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”,

“Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”,

“Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”.

1

05.02

 

21

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

1

12.02

 

22

Решение заданий. Игра в шахматы.

1

19.02

 

23

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.

1

26.02

 

24

Решение заданий. Игра в шахматы.

Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”.

1

05.03

 

25

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

1

12.03

 

26

Решение заданий. Игра в шахматы.

1

19.03

 

27

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

 

1

02.04

 

28

Решение заданий.

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

1

09.04

 

29

Типичные комбинации в дебюте.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

1

16.04

 

30

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

1

23.04

 

31

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

1

30.04

 

32

Повторение программного материала

Развитие у игрока внимания, интуиции, логического мышления и умения просчета ситуации вперед на несколько ходов. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.

1

07.05

 

33

Повторение программного материала

Повторение программного материала – викторина

«В стране шахмат».

Игра всеми фигурами из начального положения.

1

14.05

 

34

Повторение программного материала

1

21.05

 

 

 


 

Пояснительная записка Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «

Пояснительная записка Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «

Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении…

Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении…

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды

Требования к результатам внеурочной деятельности

Требования к результатам внеурочной деятельности

Критерии мониторинговых исследований: личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений;…

Критерии мониторинговых исследований: личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений;…

Календарно-тематический план № п/п

Календарно-тематический план № п/п

Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения)

Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения)

Место пешки в начальном положении

Место пешки в начальном положении

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2022