Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Губернаторский лицей №100»
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
Наименование курса: |
Математический практикум |
Класс: |
9а, 9б |
Уровень общего образования: |
основное общее |
Направление: |
общеинтеллектуальное |
Учитель математики: |
Шуманова Наталья Александровна |
Срок реализации программы: |
2023 – 2024 учебный год |
Количество часов по учебному плану: всего |
34 |
часа в год; в неделю |
1 |
час |
Планирование составлено: В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»; на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Рабочую программу составил/а |
Шуманова Н.А. |
|
подпись расшифровка
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Предметные результаты:
— понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа
выражения доли величины;
— уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых
специальных случаях: 50 % — 1/2; 20 % — 1/5; 25%—1/4ит.д.);
— знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи
на проценты, применять формулу сложных процентов;
— производить прикидку и оценку результатов вычислений;
— при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять
калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес,
является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств
личности обучающихся. Для обучающихся, которые пока не проявляют заметной
склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к
предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится
цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном
рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке
обучающихся
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты.
• Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
• Познавательные УУД:
Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
• Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.
Тема 2. Сложные проценты.
• Личностные УУД: нравственно – эстетическое оценивание, самопознание.
• Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.
• Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей.
• Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
Тема 3. Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
• Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов.
• Познавательные УУД – логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
• Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Тема 4. Задачи на сплавы, смеси, растворы.
• Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
• Познавательные УУД: логические- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.
• Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.
Тема 5. Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА
• Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
• Регулятивные УУД контроль в виде сличения с эталоном
• Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.
Тема 6. Задачи с литературными сюжетами.
• Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
• Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.
• Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.
Тема 7. Деловая игра «Проценты в современной жизни»
• Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
• Познавательные УУД: логические- анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам.
• Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Тема 8. Решение разнообразных задач по всему курсу.
• Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
• Регулятивные УУД контроль в виде сличения с эталоном
• Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.
9. Итоговое занятие.
• Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов.
• Познавательные УУД – логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
• Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формы организации: индивидуальная, групповая, коллективная
Виды деятельности: краткие сообщения, выставка рисунков, составление и разгадывание кроссвордов, конкурсы, моделирование.
В период карантина (усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий) обучение детей может осуществляться в дистанционном режиме.
Для организации дистанционного обучения по математике используются следующие платформы: «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», Сервис «Яндекс.Учебник», Сервис «ЯКласс», образовательная платформа «Учи.ру», Google Forms, Электронные версии УМК от издательств «Просвещение» и «Российский учебник».
Допускается сокращение времени проведения уроков с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий до 30 минут. Уроки в дистанционном формате ведутся с учётом обязательной смены деятельности
не более 15 минут за компьютером (2-5 классы),
не более 20 минут за компьютером (6-7 классы),
не более 25 минут за компьютером (8-9 классов),
не более 30 минут за компьютером (10-11 классов) (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).
III. Тематическое планирование
№ |
Тема раздела |
Кол-во часов |
|
1 |
Проценты. Основные задачи на проценты |
5 |
|
2 |
Сложные проценты |
4 |
|
3 |
Процентные вычисления в жизненных ситуациях. |
6 |
|
4 |
Задачи на сплавы, смеси, растворы |
4 |
|
5 |
Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА |
5 |
|
6 |
Задачи с литературными сюжетами |
3 |
|
7 |
Деловая игра «Проценты в современной жизни» |
1 |
|
8 |
Решение задач по всему курсу |
3 |
|
9 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
ИТОГО |
32 |
|
Календарно-тематическое планирование. 9а, 9б классы
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
Электронные образовательные ресурсы и платформы |
|
план |
факт |
|||||
|
Проценты. Основные задачи на проценты. |
5 |
|
|
|
|
1 |
Процент (дробь) от числа. |
1 |
06.09 |
|
|
|
2 |
Нахождение числа по его проценту (дроби). |
1 |
13.09 |
|
|
|
3 |
Процентное отношение двух чисел (часть от целого числа). |
1 |
20.09 |
|
|
|
4 |
Увеличение и уменьшение число на процент. |
1 |
27.09 |
|
|
|
5 |
Задачи на простые проценты. |
1 |
04.10 |
|
|
|
|
Сложные проценты. |
4 |
|
|
|
|
6 |
Задачи на вклады |
1 |
18.10 |
|
|
|
7 |
Задачи на вклады |
1 |
25.10 |
|
|
|
8 |
Формулы сложных процентов. |
1 |
01.11 |
|
|
|
9 |
Формулы сложных процентов. |
1 |
08.11 |
|
|
|
|
Процентные вычисления в жизненных ситуациях. |
6 |
|
|
|
|
10 |
Задачи. (Распродажа) |
1 |
15.11 |
|
|
|
11 |
Задачи. (Бюджет. Зарплата.) |
1 |
29.11 |
|
|
|
12 |
Задачи. (Бюджет. Зарплата.) |
1 |
06.12 |
|
|
|
13 |
Задачи. (Тарифы). |
1 |
13.12 |
|
|
|
14 |
Задачи. (Тарифы). |
1 |
20.12 |
|
|
|
15 |
Задачи (Штрафы) |
1 |
27.12 |
|
|
|
|
Задачи на сплавы, смеси, растворы. |
4 |
|
|
|
|
16 |
Сплавы. |
1 |
10.01 |
|
|
|
17 |
Смеси. |
1 |
17.01 |
|
|
|
18 |
Растворы |
1 |
24.01 |
|
|
|
19 |
Растворы |
1 |
31.01 |
|
|
|
|
Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА |
5 |
|
|
|
|
20 |
Нахождение процентов числа. |
1 |
07.02 |
|
|
|
21 |
Нахождение числа по его процентам. |
1 |
14.02 |
|
|
|
22 |
Нахождение процентного отношения. |
1 |
28.02 |
|
|
|
23 |
Решение сложных задач на проценты. |
1 |
06.03 |
|
|
|
24 |
Решение сложных задач на проценты. |
1 |
13.03 |
|
|
|
|
Задачи с литературными сюжетами. |
3 |
|
|
|
|
25 |
Задачи с процентами на исторический сюжет. |
1 |
20.03 |
|
|
|
26 |
Задачи с процентами на литературный сюжет |
1 |
27.03 |
|
|
|
27 |
Задачи с процентами на литературный сюжет |
1 |
03.04 |
|
|
|
28 |
Деловая игра «Проценты в современной жизни» |
1 |
17.04 |
|
|
|
29 |
Решение задач по всему курсу |
1 |
24.04 |
|
|
|
30 |
Решение задач по всему курсу |
1 |
08.05 |
|
|
|
31 |
Решение задач по всему курсу |
1 |
15.05 |
|
|
|
32 |
Итоговое занятие. |
1 |
22.05 |
|
|
|
Приложение 2
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Класс : 9А, 9Б
2023-2024 учебный год
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
по плану |
по факту |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.