Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 210»
г. Новосибирска
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Английский театр «School Wonderland»
Возрастная группа учащихся: 2-4, 5-9 классы
Составитель(и):
О.А. Кравцова учитель первой квалификационной категории,
А.В. Демидова учитель первой квалификационной категории.
Новосибирск
2021
Пояснительная записка
В современном мире с его безграничными коммуникативными возможностями трудно представить себе образованного и успешного человека способного жить и творить без знания иностранного языка. Освоение основ английского языка дает учащимся возможность расширения кругозора, развития общей и речевой культуры, возможность приобщения к средству межкультурной коммуникации. Но в рамках урока невозможно решить все эти задачи, поэтому большое внимание должно уделяться повышению мотивации учащихся, формированию интереса к культуре стран изучаемого языка и стремлению к саморазвитию через внеклассную работу
Настоящая программа внеурочной деятельности составлена на основании: Закона об образовании РФ; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Учебного плана гимназии; Устава гимназии; Программы формирования универсальных учебных действий и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Реализация ФГОС второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения младших школьников. Особую роль приобретает организация внеурочной деятельности. Она становится важным звеном, обеспечивающим полноту и цельность начального общего образования. Дополнительное образование ориентируется на достижение преемственности и планируемых результатов освоения ООП НОО в области иностранных языков.
Рабочая программа «Английский театр» относится к программам общекультурной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр является способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения.
Новизна программы заключается в том, что ее реализация основана на современных технологиях, позволяющих развивать в детях творческую активность, вовлекать детей и родителей в совместную деятельность.
В программе заложены принцип междисциплинарной интеграции (литература и музыка, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика) и принцип креативности, предполагающий максимальную ориентацию на творчество ребенка, раскрепощение личности.
Основной целью реализации программы является создание условий для активного, творческого развития личности, стимулирования интереса учащихся к изучению английского языка. Главное в работе кружка – коллективное творчество детей, их инициативность и самостоятельность.
В процессе работы ставятся следующие задачи:
1. Обучающие
- овладение знаниями о культуре стран изучаемого языка: театр, литература, история, традиции, праздники и т.д.;
- ознакомление с особенностями перевода и понимания английской детской поэзии и прозы;
- знакомство с менталитетом других народов в сравнении с другой культурой;
- формирование навыков актерского мастерства и умения держаться на сцене;
- формирование навыков сценической речи, сценического движения, работы с текстом;
- систематизация, обобщение и закрепление лексических и грамматических средств, усвоенных на уроке.
2. Развивающие
- развитие интереса к иностранной культуре;
- развитие фантазии, воображения и эмоциональной сферы детей;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации.
3. Воспитательные
- воспитание толерантности и уважения к другой культуре;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- формирование стремления к взаимопомощи, поддержке, доброго отношения друг к другу;
- формирование навыков самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Общая характеристика курса
Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Когда учащиеся попадают в ситуацию игры, оказываются вовлечёнными в общий творческий процесс, они легко преодолевают «языковой барьер». Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове ребенка в сказочного героя, легко произносящего свою роль. Английский язык становится не только предметом изучения, но и необходимым средством для выражения мыслей, чувств, эмоций. Театр для детей – это чудесная возможность присвоения себе измененной действительности.
Совместная работа над спектаклем развивает у участников умение слушать партнёра, создаёт условия для взаимопонимания, укрепляет чувство ответственности за успех общего дела. В процессе работы над сценарием меняется модель взаимоотношений между учителем и учениками, поскольку они превращаются в режиссера и актеров.
Сцена приучает детей к четкой речи, правильно оформленной фонетически и интонационно. А соприкосновение с искусством превращает изучение языка в кружке в увлекательное занятие. Постановка, подготовка спектаклей, их музыкальное оформление, выполнение декораций – все это помогает развивать чувство «прекрасного», приобщать детей к труду, расширять их кругозор.
Театр - это коллективное творчество, где от работы и усилий каждого зависит общий результат. Поэтому умение работать в команде очень важно, это умение актуально и для будущей жизни.
Кружок должен сплотить учащихся, научить работе с коллективом, обнаружить и проявить скрытые творческие способности ребенка, оптимизировать изучение иностранного языка, помочь учащимся в овладении языковыми навыками, познакомить с образцами мировой литературы и театрального жанра.
Отличительная особенность данного кружка – его творческая и эстетическая направленность, позволяющая развивать знания, умения и навыки всех учащихся независимо от уровня освоения ими школьной программы.
Развитию творческих способностей детей и навыков разговорного английского языка способствует участие детей в показах театрализованных и кукольных сценок по мотивам произведений литературы и поэзии англо-говорящих и русских писателей.
Специфичность программы заключается:
· в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны;
· в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты.
Описание места курса в учебном плане
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 35 часов в год. Продолжительность занятия – 45 минут.
Данная рабочая программа реализуется в работе в течение 2021-2022 учебного года.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли и т.д.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Предусматривается изучение теоретического материала и другие формы работы (беседа, игра–драматизация, рассказ, прослушивание магнитофонных записей, дисков, просмотр компьютерных презентаций, экскурсия, изготовление декораций и костюмов, чтение сказок, лексические, фонетические и грамматические игры, разучивание песен, пантомима и пр.) Теоретические занятия проводятся в форме бесед и коротких сообщений с использованием компьютерных презентаций.
Виды деятельности:
1. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
2. Игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
3. Чтение, литературно-художественная деятельность;
4. Постановка драматических сценок;
5. Прослушивание и разучивание стихов и песен;
6. Проектная деятельность.
Результаты освоения программы
.
Планируемыми личностными результаты изучения английского языка в ходе осуществления внеурочной деятельности являются: знакомство с миром, отражаемым иностранным языком, разными аспектами жизни зарубежных сверстников на основе использования средств изучаемого языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции); осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Планируемые метапредметные результаты: развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей; развитие коммуникативных способностей; расширение общего лингвистического кругозора младших школьников; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер.
Планируемые предметные результаты:
В результате реализации данной программы воспитанники кружка научатся:
- правильно артикулировать, интонировать, ритмически организовывать отдельные лексические единицы, фразы и связные высказывания, соблюдая при этом логическое и фразовое ударение;
- передавать интонационно свои мысли и чувства, входить в образ, импровизировать;
- вести этикетный диалог, разговор по телефону, определять время;
- переводить детские стихи;
- составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- вести этикетный диалог, используя речевые клише;
- понимать имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
- понимать и разучивать рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
- соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев.
Получат возможность научиться:
- использовать на практике элементарные представления об искусстве и театре, основах актерского мастерства.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
· театральные постановки
· игры;
· совместные просмотры и обсуждения постановок;
· конкурсы;
· детские проекты.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения, менять порядок следования тем и пр.
Методическое обеспечение программы
Учебно-иллюстративный материал:
Методические материалы:
Материалы по результатам освоения программы:
Материально-техническое обеспечение:
Учебно-тематическое планирование
(34 часа)
№ п/п |
Наименование разделов, блоков, тем |
Количество часов |
|
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности. Детская литература Великобритании. Знакомство с различными литературными жанрами. Понятие о пьесе, персонажах, действии. Выразительное чтение. Ролевое чтение. |
1 |
|
2 |
Мир театра. Театральные жанры. Профессии. Мини-сценка. |
1 |
|
3 |
Работа над спектаклем № 1. Первое знакомство со сценарием. Разбор его лексического и грамматического материала. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты. Читка. Распределение ролей. Выбор актерского состава |
2 |
|
4 |
Культура речи. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов и со словами. |
2 |
|
5 |
Сценические действия и театральные игры. Этюды на материале спектакля. |
1 |
|
6 |
Музыкальные занятия. Музыкальное сопровождение. Разучивание песен, танцев. |
2 |
|
7 |
Изготовление декораций, костюмов. Репетиции. |
1 |
|
8 |
Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля. Работа актера - движения, текст. Музыкальные занятия. Занятия по технике речи. Завершение работы по изготовлению костюмов. Завершение работы по изготовлению декораций и реквизита. |
2 |
|
9 |
Подготовка к выступлению. Отработка отдельных сцен и ролей. Прогонные репетиции сцен. Съемка. Разбор, анализ. |
2 |
|
10 |
Генеральная репетиция. |
1 |
|
11 |
Показ спектакля зрителю. С предварительной подготовкой. |
1 |
|
12 |
Анализ с чаепитием. |
1 |
|
13 |
Техника безопасности. Английский детский фольклор. |
1 |
|
14 |
Рифма. Юные переводчики. Пробуем рифмовать. Обсуждение и выбор пьесы. |
1 |
|
15 |
Работа над спектаклем № 2. Первое знакомство со сценарием. Разбор его лексического и грамматического материала. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты. Читка. Распределение ролей. Выбор актерского состава |
2 |
|
16 |
Культура речи. Диалоги и монологи по спектаклю. Мимика и жесты. |
1 |
|
17 |
Сценические действия и театральные игры. Этюды на материале спектакля. |
2 |
|
18 |
Музыкальные занятия. Музыкальное сопровождение. Разучивание песен, танцев. |
2 |
|
19 |
Изготовление декораций, костюмов. Репетиции. |
2 |
|
20 |
Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля. Работа актера - движения, текст. Музыкальные занятия. Занятия по технике речи. Завершение работы по изготовлению костюмов. Завершение работы по изготовлению декораций и реквизита. |
1 |
|
21 |
Подготовка к выступлению. Отработка отдельных сцен и ролей. Прогонные репетиции сцен. Съемка. Разбор, анализ. |
2 |
|
22 |
Генеральная репетиция. |
1 |
|
23 |
Показ спектакля зрителю. С предварительной подготовкой. |
1 |
|
24 |
Анализ с чаепитием. |
1 |
|
Итого |
34 часа |
Список использованной литературы
1. Бодоньи М.А. Путешествие в мир английского. English for juniors. 3-4 классы. Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности школьников.– Ростов н/Д: Легион, 2013. – 16 с.
2. Ерхова Е.Л., Захаркина С.В., Атаманчук Е.С. Английский язык. 5-11 классы: театрально-языковая деятельность: технология, сценарии спектаклей/- Волгоград: Учитель, 2009. – 111 с.
3. Комаров А.С. Игры и пьесы в обучении английскому языку / Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 220 с.
4. Конышева А. В. Английский для малышей: Стихи, песни, игры, рифмовки, инсценировки, утренники / СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008. – 150 с.
5. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб.:КАРО, Мн.:Издательство «Четыре четверти», 2008.–192 с.
6. Кулинич Г. Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка 2-4 классы. / Мастерская учителя иностранного языка.– М.: ВАКО, 2009. – 224 с.
7. Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка: 2-4 классы. – М.:ВАКО, 2010. – 144 с.
8. Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия по английскому языку в начальной школе/ М.: Глобус, 2008
9. Ошуркова И..М. Школьный англо-русский страноведческий словарь: Великобритания, США, Австралия/– 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.
10. Питер Клаттербак Грамматика – это просто!: средний уровень: учебное пособие /М.: Астрель:АСТ, 2007. – 142 с.
11. Степанов В.А. «Театр на английском языке»
12. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: Пособие для учителя. / М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
13. Шишкова И. А., Вербовская М.Е. и др. Английский язык для малышей. Игры, сценки, песенки. – М.: ООО «Издательство» РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.- 72 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.