I.Пояснительная записка
Количество недельных часов: 1
Количество часов в год: 34
Уровень программы: базовый
Тип программы: типовая
Программа внеурочной деятельности «Азбука вежливости» для 2 класса МБОУ «СОШ №42 им.Эшрефа Шемьи-заде» по направлению «духовно-нравственное» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ООП НОО МБОУ «СОШ № 42 им. Эшрефа Шемьи-заде» для учащихся 2 класса.
Актуальность программы заключается в том, что нравственное развитие личности школьника является приоритетной целью начальной школы. Нравственное образование направлено на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации.
Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения третьеклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Цель: развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости, формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Задачи:
· обучать навыкам общения и сотрудничества;
· формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
· развивать коммуникативные умения в процессе общения;
· ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Содержание программного материала «Азбука вежливости» перекликается с содержанием тем учебных предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Воспитательные идеи программы:
· Старайся делать добро!
· Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
· Познай мир и себя!
Методы работы:
· личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
· стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний;
· активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Формы обучения:
· групповая, коллективная, парная;
· тематические занятия;
· игровые уроки;
· конкурсы, викторины на лучшее знание правил поведения;
· подготовка и проведение игр и праздников;
· разработка проектов;
· организация экскурсий.
Программа во 2 классе рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Нормативные документы, определяющие содержание программы
В 2021/2022 учебном году преподавание в начальной школе определяется следующими нормативными документами:
Федеральный уровень
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
1.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».
1.3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
1.4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
1.5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.04.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
1.6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями, осуществляемыми образовательную деятельность» (в ред. от 23.12.2020).
1.7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201131/
1.8. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности».
1.9. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
1.10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»).
1.11. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352520/.
1.12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
1.13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371594/.
1.14. Примерные образовательные программы по украинскому (родному и неродному) и крымскотатарскому (родному и неродному) языкам и литературному чтению (одобрены решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации 20.05.2015 г. №2/15). (Реестр примерных основных общеобразовательных программ, www.fgosreestr.ru.).
1.15. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ (одобрены решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2015 г. №4/15). (Реестр примерных основных общеобразовательных программ, www.fgosreestr.ru.).
1.16. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09. 2019 г. №465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341857/.
1.17. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 №458 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362050/.
1.18. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 20.06.2018 года №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации».
Региональный уровень
2.1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
2.2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.05.2017 №1140 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Республике Крым».
2.3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017 № 1481«Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации в общеобразовательных организациях Республики Крым» (с изменениями).
2.4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год».
Уровень общеобразовательного учреждения
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №42 имени Эшрефа Шемьи – заде» г. Симферополь на 2021/2022 учебный год. Учебный план составлен с учетом рабочей программы воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 42 имени Эшрефа Шемьи-заде» на 2021/2022 учебный год.
II.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учащиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, представления о значении «слов вежливости», правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Познакомятся с образом этих поступков посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Освоят в речевой и поведенческой практике «вежливые слова», их значение в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Научатся находить выход из конфликтной ситуации: преодоление ссор, драк, признание своей вины.
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Личностные результаты:
учащиеся будут учиться:
· самооценке, самопроверке;
· ориентироваться на нравственное содержание собственных поступков и поступков окружающих людей;
· понимать чувства других людей и сопереживать им;
· соблюдать моральные нормы поведения.
Метапредметные результаты:
· адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей;
· осуществлять анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий;
· осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
· адекватно использовать речевые средства общения;
· формулировать собственное мнение;
· вести диалог;
· признавать возможность существование различных точек зрения.
III.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел I. Речевой этикет
Понятия «этика», «этикет». Роль мимики и жестов в общении. Слова вежливости, их значение в установлении добрых отношений с окружающими. Этикетные речевые жанры.
Раздел II. Культура поведения
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене. Правила поведения на улице, в транспорте, в общественных местах, в гостях, за столом.
Раздел III. Я среди людей
Доброе, терпимое отношение к одноклассникам, друзьям, младшим и старшим. Пословицы и поговорки о дружбе и добре. Правила вежливости в общении с близкими людьми в семье. Анализ жизненных ситуаций: добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций.
Раздел IV. Культура внешнего вида
Культура внешнего вида: чистота, опрятность, аккуратность. Оценка внешнего вида человека. Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Бережливость.
Раздел V. Итоговое занятие
Праздник «Будьте вежливы».
VI.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
I. |
Речевой этикет |
11 |
II. |
Культура поведения |
13 |
III. |
Я среди людей |
5 |
IV. |
Культура внешнего вида |
4 |
V. |
Итоговое занятие |
1 |
V.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Дата проведения |
Тема |
|
|
По плану |
По факту |
|
||
Речевой этикет (11 часов) |
|
|||
1. |
|
|
Что такое этика и этикет. |
|
2. |
|
|
Специфика речевого общения. |
|
3. |
|
|
Роль мимики, жестов и позы в общении. |
|
4. |
|
|
Вежливые слова. |
|
5. |
|
|
Правила знакомства. |
|
6. |
|
|
Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа. |
|
7. |
|
|
Приветствие и прощание. |
|
8. |
|
|
Выражение благодарности. Поздравляем и желаем. |
|
9. |
|
|
О сопереживании в радости и в горе. |
|
10. |
|
|
Общение по телефону. |
|
11. |
|
|
Викторина «Вежлив ли я?» |
|
Культура поведения (13 часов) |
|
|||
12. |
|
|
Мы на уроке. |
|
13. |
|
|
Зачем нужны перемены. |
|
14. |
|
|
Мы в школьной столовой. |
|
15. |
|
|
Правила поведения на улице. Экскурсия. |
|
16. |
|
|
Правила поведения в транспорте. |
|
17. |
|
|
Урок – игра «Я – пассажир». |
|
18. |
|
|
Правила поведения в общественных местах. |
|
19. |
|
|
Экскурсия в библиотеку. |
|
20. |
|
|
Приглашение гостей. Как вести себя в гостях. |
|
21. |
|
|
Умей накрыть стол. |
|
22. |
|
|
Как выбирать и дарить подарки? |
|
23. |
|
|
Повседневный этикет. |
|
24. |
|
|
Викторина «Знаю ли я правила поведения? |
|
Я среди людей (5 часов) |
|
|||
25. |
|
|
Мой класс. |
|
26. |
|
|
Умею ли я дружить? |
|
27. |
|
|
Один за всех и все за одного. |
|
28. |
|
|
Самолюб никому не люб. |
|
29. |
|
|
Уважительное отношение к старшим и младшим. |
|
Культура внешнего вида (4 часа) |
|
|||
30. |
|
|
Поговорим о внешнем виде. |
|
31 |
|
|
Поговорим о внешнем виде |
|
32. |
|
|
Каждой вещи своё место. |
|
33. |
|
|
Бережливость. |
|
Итоговое занятие (1 час) |
|
|||
34. |
|
|
Праздник «Будьте вежливы». |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.