Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости"
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости"

Оценка 4.7
docx
14.10.2021
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости"
Азбука вежливости 2021-2022...docx

I.Пояснительная записка

 

Количество недельных часов: 1

Количество часов в год: 34

Уровень программы: базовый

Тип программы: типовая

Программа внеурочной деятельности «Азбука вежливости» для 2 класса МБОУ «СОШ №42 им.Эшрефа Шемьи-заде» по направлению «духовно-нравственное» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ООП НОО МБОУ «СОШ № 42 им. Эшрефа Шемьи-заде» для учащихся 2 класса.

Актуальность программы заключается в том, что нравственное развитие личности школьника является приоритетной целью начальной школы. Нравственное образование направлено на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации.

Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения третьеклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Цель: развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости, формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Задачи:

·  обучать навыкам общения и сотрудничества;

·  формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;

·  развивать коммуникативные умения в процессе общения;

·  ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Содержание программного материала «Азбука вежливости» перекликается с содержанием тем учебных предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир».

Воспитательные идеи программы:

·  Старайся делать добро!

·  Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

·  Познай мир и себя!

Методы работы:

·  личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

·  стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний;

·  активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Формы обучения:

·  групповая, коллективная, парная;

·  тематические занятия;

·  игровые уроки;

·  конкурсы, викторины на лучшее знание правил поведения;

·  подготовка и проведение игр и праздников;

·  разработка проектов;

·  организация экскурсий.

Программа во 2 классе рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

 

Нормативные документы, определяющие содержание программы

В 2021/2022 учебном году преподавание в начальной школе определяется следующими нормативными документами:

 

 

Федеральный уровень

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

1.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».

1.3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

1.4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

1.5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.04.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

1.6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями, осуществляемыми образовательную деятельность» (в ред. от 23.12.2020).

1.7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201131/

1.8. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности».

1.9. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

1.10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»).

1.11. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352520/.

1.12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

1.13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371594/.

1.14. Примерные образовательные программы по украинскому (родному и неродному) и крымскотатарскому (родному и неродному) языкам и литературному чтению (одобрены решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации 20.05.2015 г. №2/15). (Реестр примерных основных общеобразовательных программ, www.fgosreestr.ru.).

1.15. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ (одобрены решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2015 г. №4/15). (Реестр примерных основных общеобразовательных программ, www.fgosreestr.ru.).

1.16. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09. 2019 г. №465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341857/.

1.17. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 №458 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362050/.

1.18. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 20.06.2018 года №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации».

Региональный уровень

2.1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

2.2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.05.2017 №1140 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Республике Крым».

2.3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017 № 1481«Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации в общеобразовательных организациях Республики Крым» (с изменениями).

2.4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год».

 

Уровень общеобразовательного учреждения

Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №42 имени Эшрефа Шемьи – заде» г. Симферополь на 2021/2022 учебный год. Учебный план составлен с учетом рабочей программы воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 42 имени Эшрефа Шемьи-заде» на 2021/2022 учебный год.

 

II.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учащиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, представления о значении «слов вежливости», правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Познакомятся с образом этих поступков посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Освоят в речевой и поведенческой практике «вежливые слова», их значение в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).

Научатся находить выход из конфликтной ситуации: преодоление ссор, драк, признание своей вины.

Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Личностные результаты:

учащиеся будут учиться:

· самооценке, самопроверке;

· ориентироваться на нравственное содержание собственных поступков и поступков окружающих людей;

· понимать чувства других людей и сопереживать им;

· соблюдать моральные нормы поведения.

Метапредметные результаты:

· адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей;

· осуществлять анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий;

· осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;

· адекватно использовать речевые средства общения;

· формулировать собственное мнение;

· вести диалог;

· признавать возможность существование различных точек зрения.

 

                      III.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел I. Речевой этикет

Понятия «этика», «этикет». Роль мимики и жестов в общении. Слова вежливости, их значение в установлении добрых отношений с окружающими. Этикетные речевые жанры.

Раздел II. Культура поведения

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене. Правила поведения на улице, в транспорте, в общественных местах, в гостях, за столом.

Раздел III. Я среди людей

Доброе, терпимое отношение к одноклассникам, друзьям, младшим и старшим. Пословицы и поговорки о дружбе и добре. Правила вежливости в общении с близкими людьми в семье. Анализ жизненных ситуаций: добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций.

Раздел IV. Культура внешнего вида

Культура внешнего вида: чистота, опрятность, аккуратность. Оценка внешнего вида человека. Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Бережливость.

Раздел V. Итоговое занятие

Праздник «Будьте вежливы».

 

VI.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Раздел

Количество часов

I.

Речевой этикет

11

II.

Культура поведения

13

III.

Я среди людей

5

IV.

Культура внешнего вида

4

V.

Итоговое занятие

1

 

 


 

V.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Дата проведения

Тема

 

По плану

По факту

 

Речевой этикет (11 часов)

 

1.

 

 

Что такое этика и этикет.

 

2.

 

 

Специфика речевого общения.

 

3.

 

 

Роль мимики, жестов и позы в общении.

 

4.

 

 

Вежливые слова.

 

5.

 

 

Правила знакомства.

 

6.

 

 

Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа.

 

7.

 

 

Приветствие и прощание.

 

8.

 

 

Выражение благодарности. Поздравляем и желаем.

 

9.

 

 

О сопереживании в радости и в горе.

 

10.

 

 

Общение по телефону.

 

11.

 

 

Викторина «Вежлив ли я?»

 

Культура поведения (13 часов)

 

12.

 

 

Мы на уроке.

 

13.

 

 

Зачем нужны перемены.

 

14.

 

 

Мы в школьной столовой.

 

15.

 

 

Правила поведения на улице. Экскурсия.

 

16.

 

 

Правила поведения в транспорте.

 

17.

 

 

Урок – игра «Я – пассажир».

 

18.

 

 

Правила поведения в общественных местах.

 

19.

 

 

Экскурсия в библиотеку.

 

20.

 

 

Приглашение гостей. Как вести себя в гостях.

 

21.

 

 

Умей накрыть стол.

 

22.

 

 

Как выбирать и дарить подарки?

 

23.

 

 

Повседневный этикет.

 

24.

 

 

Викторина «Знаю ли я правила поведения?

 

Я среди людей (5 часов)

 

25.

 

 

Мой класс.

 

26.

 

 

Умею ли я дружить?

 

27.

 

 

Один за всех и все за одного.

 

28.

 

 

Самолюб никому не люб.

 

29.

 

 

Уважительное отношение к старшим и младшим.

 

Культура внешнего вида (4 часа)

 

30.

 

 

Поговорим о внешнем виде.

 

31

 

 

Поговорим о внешнем виде

 

32.

 

 

Каждой вещи своё место.

 

33.

 

 

Бережливость.

 

Итоговое занятие (1 час)

 

34.

 

 

Праздник «Будьте вежливы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

I .Пояснительная записка Количество недельных часов: 1

I .Пояснительная записка Количество недельных часов: 1

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации от 22.12

Российской Федерации от 22.12

Метапредметные результаты: · адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей; · осуществлять анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий; · осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с…

Метапредметные результаты: · адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей; · осуществлять анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий; · осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с…

V .КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

V .КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021