Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
гимназия №6
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО «_____» ______________ г. «_____» ______________ г. «_____» __________ г. Заместитель директора по УВР Директор МБОУ гимназии №6 протокол № _________Н.М.Недосейкина _____________А.И.Никулин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Читаем, считаем, наблюдаем»
для 1 классов начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составители: Жданова О.А. учитель ВКК, Полозова О.А. учитель ВКК,
Родина О.Б учитель 1КК .
Воронеж 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, наблюдаем» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания. Программа «Читаем, считаем, наблюдаем» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Данная программа общеинтеллектуальной направленности внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3.Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
4.Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
5.Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
6.СанПиН 1.2.3685-21; основной образовательной программы
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность. Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответ ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Форма организации: литературные игры, литературные гостиные, КВНы, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение проектных задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические работы, ребусы и т.д. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Формируемые умения |
Электр. ресурсы |
|
Блок «Читательская грамотность» |
|
||
1. |
Виталий Бианки. Лис и мышонок. (Содержание сказки. Качество: осторожность, предусмотрительность). |
1 |
Определять жанр произведения; называть героев сказки; дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; давать характеристику героям; определять последовательность событий и рассказывать сказку; составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; различать научно-познавательный текст и художественный; определять, чему учит сказка. |
Презентация к уроку |
2. |
Русская народная сказка. Мороз и заяц (Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство.) |
1 |
Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия; отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст; давать характеристику героям сказки; наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия);делить текст на части в соответствии с предложенным планом;объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов); сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста; устанавливать истинность и ложность высказываний; подбирать из текста слова на заданную тему; определять, чему можно научиться у героя сказки; строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
Презентация к уроку |
3. |
Владимир Сутеев. Живые грибы. (Содержание сказки. Качество: трудолюбие) |
1 |
Давать характеристику героям;дополнять предложения на основе сведений из текста; определять последовательность событий и рассказывать сказку; составлять вопросы по содержанию сказки;на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. |
Презентация к уроку |
4 |
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко (Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки) |
1 |
Определять вид сказки; называть героев сказки, находить среди них главного героя; определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);определять последовательность событий сказки; находить необходимую информацию в тексте; определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста; соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку; объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей; определять, чему учит сказка. |
Презентация к уроку |
5. |
Михаил Пляцковский. Урок дружбы (Содержание сказки.Дружба, жадность) |
1 |
Определять лексическое значение слова; анализировать содержание текста и составлять план; определять по рисунку содержание отрывка из текста; давать характеристику героям; понимать, чему учит сказка; составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; фантазировать и придумывать продолжение сказки. |
Презентация к уроку |
6 |
Грузинская сказка. Лев и заяц. ( Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость) |
. |
Определять жанр произведения; называть героев сказки; выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; давать характеристику персонажам сказки; наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу; соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст; отвечать на вопросы по содержанию сказки; определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей, объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой. |
Презентация к уроку |
7 |
Русская народная сказка. Как лиса училась летать (Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость) |
1. |
Давать характеристику героям; определять по рисунку содержание отрывка из текста; располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; соединять части предложений; задавать вопросы к тексту сказки; объяснять главную мысль сказки; дополнять отзыв на прочитанное произведение. |
Презентация к уроку |
8 |
Евгений Пермяк. Четыре брата. (Содержание сказки. Семейные ценности.) |
|
Определять жанр произведения; называть героев сказки;находить в тексте образные сравнения;отвечать на вопросы по содержанию сказки;определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;разгадывать ребусы;объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. |
Презентация к уроку |
Блок «Математическая грамотность» |
|
|||
9 |
Про курочку Рябу, золотые и простые яйца. ( Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники |
. 1 |
Определять количество предметов при счёте; составлять и решать выражения с ответом 5; решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц; соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; решать задачу в два действия. |
Презентация к уроку |
10 |
Про козу, козлят и капусту. (Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная) |
1. |
Определять количество предметов при счёте; образовывать число 8;составлять и решать выражения с ответом 9; решать задачу в два действия; находить остаток числа; соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.
|
Презентация к уроку |
11 |
Про петушка и жерновцы. (Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы) |
1. |
Раскладывать число 9 на два слагаемых; отвечать на вопросы на основе условия задачи; анализировать данные и отвечать на вопросы; анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;работать в группе. |
Презентация к уроку |
12 |
Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки. (Разложение числа 10 на два и три слагаемых) |
1 |
Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; раскладывать число 10 на три слагаемых;раскладывать число 10 на три чётных слагаемых. |
Презентация к уроку |
13 |
Про наливные яблочки (Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20)
|
1 |
Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; находить недостающие данные при решении задач; складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот; определять истинность/ложность высказываний. |
Презентация к уроку |
14. |
Про Машу и трёх медведей (Состав чисел 9, 10, 11. Задачи на нахождение суммы).
|
1 |
Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; решать задачи на нахождение суммы; овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные; устанавливать закономерности. |
Презентация к уроку |
15 |
Про старика, старуху, волка и лисичку (Задачи на нахождение части.Состав числа 12). |
1 |
Раскладывать число 12 на несколько слагаемых; решать задачи на нахождение части числа: читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы; сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам; находить прямоугольники на рисунке. |
Презентация к уроку |
16 |
Про медведя, лису и мишкин мёд (Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка) |
1 |
Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых; читать простейшие чертежи. |
Презентация к уроку |
Блок «Финансовая грамотность» |
|
|||
17 |
За покупками (Цена, товар, спрос) |
1 |
Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже; рассуждать об умении экономно тратить деньги. |
Презентация к уроку |
18 |
Находчивый Колобок (Деньги, цена, услуги, товар) |
1 |
Наблюдать над понятиями: товар и услуга; определять необходимые продукты и их цены; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; работать в группе. |
Презентация к уроку |
19 |
День рождения Мухи-Цокотухи (Цена, стоимость, сдача, сбережения) |
1 |
Наблюдать над различием цены и стоимости; определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;определять стоимость покупки;анализировать информацию и делать соответствующие выводы;объяснять смысл пословиц. |
Презентация к уроку |
20 |
Буратино и карманные деньги (Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка) |
.1 |
Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка; выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен; анализировать информацию и делать соответствующие выводы; рассуждать о правильности принятого решения; проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. |
Презентация к уроку |
21 |
Кот Василий продаёт молоко. Реклама. |
1 |
Наблюдать над понятием «реклама»; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; делать выбор на основе предложенной информации;называть различные виды рекламы. |
Презентация к уроку |
22 |
Лесной банк (Банк, финансы, банковские услуги, работники банка) |
1 |
Наблюдать над понятием «банк»;объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне; анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы: строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
Презентация к уроку |
23 |
Как мужик и медведь прибыль делили (Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыльпродажа оптом) |
.1 |
Наблюдать над понятием «сделка»;объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль; понимать, почему оптом можно купить дешевле; выбирать товары для покупки на определенную сумму;строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
|
24 |
Как мужик золото менял (Услуга, равноценный обмен, бартер. |
1 |
Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»;объяснять, что такое бартер; формулировать правила обмена;строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
Презентация к уроку |
Блок «Естественно-научная грамотность» |
|
|||
25 |
Как Иванушка хотел попить водицы (Предмет изучения Вода, свойства воды). |
1 |
Наблюдать над свойством воды – прозрачность;определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. |
Презентация к уроку |
26 |
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик |
1 |
Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;показывать, что шарик можно наполнять водой; объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;объяснять, почему шарик не тонет в воде;рассказывать, в каком случае шарик может летать;делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. |
Презентация к уроку |
27 |
Про репку и другие корнеплоды |
1 |
Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. |
Презентация к уроку |
28 |
Плывёт, плывёт кораблик (Плавучесть предметов) |
1 |
Определять плавучесть металлических предметов; объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; объяснять, почему случаются кораблекрушения; объяснять, что такое ватерлиния; определять направление ветра. |
|
29 |
Про Снегурочку и превращения воды. (Три состояния воды). |
1 |
Объяснять, что такое снег и лёд; объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;наблюдать над формой и строением снежинок; составлять кластер;проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов;высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. |
|
30 |
Как делили апельсин (Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина) |
1 |
Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина;объяснять, почему не тонет кожура апельсина; объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;определять в каком из апельсинов больше сока; познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек; проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов. |
Презентация к уроку |
31 |
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду (Зеркало, отражение, калейдоскоп) |
1 |
Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде; определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение, наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; наблюдать многократность отражений; проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
Презентация к уроку |
32 |
Иванова соль (Соль, свойства соли). |
1 |
Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка; составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей; представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание; анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов; проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
Презентация к уроку |
33 |
Владимир Сутеев. Яблоко |
1 |
Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать; доказывать, что существует сила притяжения; пользуясь информацией из текста, дополнять предложения; соединять части текста и рисунки; называть героев сказки; отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий; давать характеристику герою; определять стоимость части от целого; – придумывать рекламу-упаковку; – определять профессию рабочего банка; – объяснять, чему учит сказка. |
Презентация к уроку |
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/collection/ 2. Онлайн библиотека gostei.ru 3. Электронная Энциклопедия о животных zooclub.ru 4. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия krugosvet.ru
Материально техническое обеспечение образовательного процесса: 1.Компьютер 2. Проектор 3.Экран
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.