Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» направлен на формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Специфика курса «Финансовая грамотность» состоит в том, что, реализует интересы обучающихся 1-4 классов в сфере экономики семьи.
Цель обучения: являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,
Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Личностные результаты:
В результате изучения курса «Финансовая грамотность»» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
1. Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях.
2. Духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).
3. Эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
5. Трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений.
6. Экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях..
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание программы
Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Программа реализуется с 1-4 класс из расчета 1 час в две недели,
1 класс
Раздел 1
Тема 1 Введение в экономику1ч.
Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?
Раздел 2
Тема 2 Потребности 2ч
Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
Раздел 3
Тема 3 Источники удовлетворения потребностей 4ч
Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.
Раздел 4
Тема 4 Домашнее хозяйство 7ч
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы».
Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.
Раздел 5
Тема 5 Товары и услуги 3
Что такое
«товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги.
2 класс
Раздел1. Обмен и деньги
Тема 1.Что такое деньги и откуда они взялись(4)
Появление обмена товаров. Первые деньги. Монеты. Бумажные деньги. Экономический словарик: бартер, договор, товар. Решаем экономические задачи.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (4 ч)
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Гурт. Подделка монет. «Орёл» и «решка». Аверс и реверс. Номинал. Номинал банкнот. Защита от подделок. Творческое занятие. Построение «оси времени» появления российских денег.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России (5 ч)
Клады. «Меховые» деньги. Первые русские монеты. Деньга и копейка. Рубль, гривенник и полтинник. Интересные истории о деньгах из истории. Творческие работа. Придумать название и разработать дизайн купюры для страны, описанной в вашей любимой сказке или фантастической повести. Викторина «Экономический словарик»
Тема 4. Современные деньги России и других стран (4ч)
Современные деньги России. Монеты.Купюры. Доллары и евро – самые известные. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Иностранные деньги. Занятие – обобщение по курсу «Финансовая грамотность» 2 класс.
3 класс
Раздел 2. Семейный бюджет
Тема 5. Откуда в семье деньги (4 ч)
Клады, лотереи, наследство. Заработная плата. Профессия и образование. Пенсии, пособия, стипендии. Аренда и проценты в банке, кредиты Решение задач на получение доходов.
Тема 6. На что тратятся деньги (4 ч) Расходы на самое необходимое. Откладывание денег и непредвиденные
Расходы. Хобби. Вредные привычки.Игра «Жизненные ситуации». Экономический словарик. Творческая работа «Почему мы делаем покупки?».
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами (5 ч)
Расходы. Доходы. Считаем деньги. «Отправляемся в поход» Расчет бюджета мероприятия по группам. Работа с экономическим словарём.
«Это интересно». Проект «День рождения моего одноклассника». Занятие - игра «Реклама».
Тема 8. Как делать сбережения (4ч)
Куда и как откладывать деньги? Интересные истории из мира коллекций. Игра «Хочу купить велосипед». Занятие обобщение по курсу «Финансовая грамотность», 3 класс. Игра «Большой аукцион».
4 класс
Раздел 4. Что такое деньги и какими они бывают.
Тема 1. Как появились деньги (1 ч)
Как появились деньги. Деньги и страны. Преимущества и недостатки разных видов денег. Где и как хранятся деньги. Задачи с денежными расчетами.
Тема 2. История монет (1 ч)
История монет. Составить рассказ по картинкам о монете с описанием.
Тема 3. Бумажные деньги. (1ч)
Бумажные деньги. Составить рассказ по картинкам о купюре с описанием. Как распоряжаться карманными деньгами. Желанная покупка. Игра «Средневековые купцы». Учимся решать экономические задачи.
Тема 4. Безналичные деньги (1 ч)
Безналичные деньги. Банковская карта для детей. Где можно делать покупки .Творческая работа: «Оборот денег». Учимся решать экономические задачи.
Тема 5. Валюты (1 ч)
Валюты. Игра «Мы едем за границу»
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги (2ч)
Заработная плата. Жизненные задачи. Социальные пособия и их виды. Задачи
Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Тема 7. На что семьи тратят деньги (4ч) На что семьи тратят деньги. Виды и сроки расходов, сравнение и их оценка. Задачи. Зачем нужна реклама? Влияние рекламы. Викторина. Сколько стоит «Свое дело»
Раздел 4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет (1ч)
Как правильно планировать семейный бюджет. Игра «Семейный бюджет»
Раздел 5 Деньги настоящие и ненастоящие 5ч
Деньги настоящие и ненастоящие. Когда рискуешь деньгами. Что такое страхование. Когда берешь в долг. Привлекательное дело
Тематическое планирование
1-й год обучения
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего, часов |
Количество часов |
Характеристика деятельности учащихся |
Основные направления воспитательной деятельности |
||
аудиторные |
внеаудиторные |
|
|||||
Раздел1. |
|
||||||
Тема 1. Введение в экономику (1) |
|
||||||
1. |
Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?
|
1 |
1 |
|
-понимание и правильное использование экономических терминов;
|
1,3,6,7 |
|
Раздел 2 |
|
||||||
Тема 2 Потребности 2ч |
|
||||||
2. |
Что такое «потребность».
|
1 |
1 |
|
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений |
1,2 |
|
3. |
Какие бывают потребности.
|
1 |
1 |
|
|
||
Раздел 3 |
|
||||||
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей 4ч
|
|
||||||
4. |
Источники удовлетворения потребностей. |
1 |
1 |
|
составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий;
|
|
|
5. |
По Почему все потребности нельзя удовлетворить.
|
1 |
1 |
|
|
||
6. |
Виды потребностей. |
1 |
1 |
|
|
||
7. |
Мои желания и потребности. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Раздел 4 |
|
||||||
Тема 4. Домашнее хозяйство 7ч..
|
|
||||||
8. |
Домашнее хозяйство.
|
1 |
0,5 |
0,5 |
• представление о роли денег в семье и обществе;
|
1,2,4,5,6, |
|
9. |
Распределение ролей в семье.
|
1 |
1 |
|
|
||
10. |
Домашние обязанности в семье.
|
1 |
1 |
|
|
||
11. |
Что такое бюджет семьи. |
1 |
1 |
|
|
||
12. |
Что такое «доходы» и «расходы». |
1 |
1 |
|
|
||
13. |
Важно ли быть богатым. |
1 |
1 |
|
|
||
14. |
Посчитаем семейный бюджет |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Раздел 5 Тема 5 Товары и услуги 3ч.
|
|
||||||
15. |
Что такое «товар». |
1 |
1 |
|
|
6,7 |
|
16. |
Какие бывают товары |
1 |
1 |
|
|
|
|
17. |
Где можно
|
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Итого: |
|
17 |
15 |
2 |
|
|
|
Тематическое планирование
2-й год обучения
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего, часов |
Количество часов |
Характеристика деятельности учащихся |
Основные направления воспитательной деятельности |
|
аудиторные |
внеаудиторные |
|||||
Раздел1. Обмен и деньги |
1,3,4,6, |
|||||
Тема 1.Что такое деньги и откуда они взялись(4) |
|
|||||
1 |
Появление обмена товаров. Первые деньги |
1 |
1 |
|
Объяснять выгоды обмена. • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. • Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами. • Описывать ситуации, в которых используются деньги. • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. • Составлять задачи с денежными расчётами |
|
2 |
Монеты. Бумажные деньги. |
1 |
1 |
|
|
|
3 |
Экономический словарик: бартер, договор, товар. |
1 |
|
1 |
|
|
4 |
Решаем экономические задачи. |
1 |
1 |
|
|
|
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (4 ч) |
6,7 |
|||||
5 |
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Гурт. Подделка монет |
1 |
0,5 |
0,5 |
Объяснять, почему появились монеты. • Описывать купюры и монеты. • Сравнивать металлические и бумажные деньги. • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. |
|
6 |
«Орёл» и «решка». Аверс и реверс. Номинал. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
7 |
Номинал банкнот. Защита от подделок. |
1 |
1 |
|
|
|
8 |
Творческое занятие. Построение «оси времени» появления российских денег. |
1 |
|
1 |
|
|
Тема 3. Какие деньги были раньше в России (5 ч) |
1,2,3,7 |
|||||
9 |
Клады. «Меховые» деньги |
1 |
1 |
|
Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. |
|
10 |
Первые русские монеты. Деньга и копейка. Рубль, гривенник и полтинник |
1 |
1 |
|
|
|
11 |
Интересные истории о деньгах из истории |
1 |
1 |
|
|
|
12 |
Творческие работа. Придумать название и разработать дизайн купюры для страны, описанной в вашей любимой сказке или фантастической повести. |
1 |
|
1 |
|
|
13 |
Викторина «Экономический словарик» |
1 |
1 |
|
|
|
Тема 4. Современные деньги России и других стран (4ч) |
1,2,3,5, |
|||||
14 |
Современные деньги России. Монеты. Купюры. |
1 |
1 |
|
• Рисуем дизайн пластиковой карты для школьника |
|
15 |
Доллары и евро – самые известные иностранные деньги |
1 |
1 |
|
|
|
16 |
Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. |
1 |
1 |
|
|
|
17 |
Занятие – обобщение по курсу «Финансовая грамотность» 2 класс |
1 |
|
1 |
|
|
|
Итого: |
17 |
|
|
|
|
3 класс |
|
|||||
Раздел 2. Семейный бюджет |
1,2,3,5, |
|||||
Тема 5. Откуда в семье деньги (4 ч) |
|
|||||
1 |
Клады, лотереи, наследство |
1 |
1 |
|
Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. • Объяснять, кому и почему платят пособия. • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду |
|
2 |
Заработная плата. Профессия и образование |
1 |
1 |
|
|
|
3 |
Пенсии, пособия, стипендии |
1 |
1 |
|
|
|
4 |
Аренда и проценты в банке, кредиты Решение задач на получение доходов |
1 |
|
1 |
|
|
Тема 6. На что тратятся деньги (4 ч) |
|
|||||
5 |
Расходы на самое необходимое |
1 |
1 |
|
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. • Сравнивать покупки по степени необходимости. • Различать планируемые и непредвиденные расходы. • Объяснять, как появляются сбережения и долги. |
1,3,4,6, |
6 |
Откладывание денег и непредвиденные расходы |
1 |
1 |
|
|
|
7 |
Хобби. Вредные привычки. Игра «Жизненные ситуации» |
1 |
1 |
|
|
|
8 |
Экономический словарик Творческая работа «Почему мы делаем покупки?» |
1 |
|
1 |
|
|
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами (5 ч) |
|
|||||
9 |
Расходы. Доходы.
|
1 |
1 |
|
• Объяснять, как управлять деньгами. • Сравнивать доходы и расходы. • Объяснять, как можно экономить. • Составлять бюджет на простом примере |
1,2,3,6,7 |
10 |
Считаем деньги. «Отправляемся в поход» Расчет бюджета мероприятия по группам. |
1 |
1 |
|
|
|
11 |
Работа с экономическим словарём «Это интересно» |
1 |
1 |
|
|
|
12 |
Проект «День рождения моего одноклассника» |
1 |
1 |
|
|
|
13 |
Занятие - игра «Реклама» |
1 |
|
1 |
|
|
Тема 8. Как делать сбережения (4ч) |
|
|||||
14 |
Куда и как откладывать деньги? |
1 |
1 |
|
Объяснять, какой форме можно делать сбережения. • Приводить примеры доходов от различных вложений денег. • Сравнивать разные виды сбережений. |
3,4,6,7 |
15 |
Интересные истории из мира коллекций |
1 |
1 |
|
|
|
16 |
Игра «Хочу купить велосипед» |
1 |
|
1 |
|
|
17 |
Занятие обобщение по курсу «Финансовая грамотность», 3 класс. Игра «Большой аукцион», |
1 |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
17 |
|
|
|
|
4 класс |
|
|||||
Раздел . Что такое деньги и какими они бывают |
|
|||||
Тема 1. Как появились деньги (1ч) |
1,3,4,5,7 |
|||||
1 |
Как появились деньги. Деньги и страны. Преимущества и недостатки разных видов денег. Где и как хранятся деньги. Задачи с денежными расчетами.
|
1 |
1 |
|
Объяснять выгоды обмена. •Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. • Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами. • Описывать ситуации, в которых используются деньги. • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. • Составлять задачи с денежными расчётами. |
|
Тема 2. История монет (1 ч) |
7 |
|||||
2 |
Составить рассказ по картинкам о монете с описанием |
1 |
1 |
|
|
|
Тема 3. Бумажные деньги. (1 ч) |
|
|||||
3 |
Бумажные деньги. Как распоряжаться карманными деньгами. Желанная покупка. Учимся решать экономические задачи. |
1 |
1 |
|
• Объяснять, почему появились бумажные деньги. • Оцениать преимущества и недостатки использования бумажных денег. • Приводить примеры первых бумажных денег. • Описывать первые российские бумажные деньги. • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением |
|
Тема 4. Безналичные деньги (31ч) |
|
|||||
4 |
Безналичные деньги. Банковская карта для детей. Где можно делать покупки
|
1 |
1 |
|
Сравнивать виды денег. • Объяснять роль банков. • Объяснять условия вкладов и кредитов. • Рассчитывать проценты на простых примерах. • Объяснять принцип работы пластиковой карты. |
1,3,4,7 |
Тема 5. Валюты (1 ч) |
6,7 |
|||||
5 |
Валюты Игра «Мы едем за границу» |
1 |
|
1 |
|
|
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье |
|
|||||
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги (2 ч) |
|
|||||
6 |
Заработная плата. Жизненные задачи |
1 |
1 |
|
Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Объяснять причины различий в заработной плате. • Объяснять, как связаны профессии и образование. • Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке. • Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, при- водить примеры пособий |
|
7 |
Социальные пособия и их виды. Задачи. Личные деньги |
1 |
|
|
|
|
Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать |
1,2,3,4,5,6,7 |
|||||
Тема 7. На что семьи тратят деньги (4ч) |
|
|||||
8 |
На что семьи тратят деньги |
1 |
1 |
|
Объяснять причины, по которым люди деают покупки. • Описывать направления расходов семьи. • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. • Сравнивать и оценивать виды рекламы. • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. • Составлять собственный план расходов |
|
9 |
Виды и сроки расходов, сравнение и их оценка. Задачи |
1 |
1 |
|
|
|
10 |
Зачем нужна реклама? Влияние рекламы. |
1 |
1 |
|
|
|
11 |
Сколько стоит «Свое дело» |
1 |
|
1 |
|
|
Раздел 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал |
|
|||||
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет (1 ч) |
|
|||||
12 |
Как правильно планировать семейный бюджет. Игра «Семейный бюджет» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. • Объяснять последствия образования долгов. • Составлять семейный бюджет на условных примерах. |
|
Раздел 5 Деньги настоящие и ненастоящие 5ч |
|
|||||
13 |
Деньги настоящие и ненастоящие |
1 |
|
1 |
|
|
14 |
Когда рискуешь деньгами |
1 |
1 |
|
|
|
15 |
Что такое страхование |
1 |
1 |
|
|
|
16 |
Когда берешь в долг |
1 |
1 |
|
|
|
17 |
Привлекательное дело. |
1 |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
17ч |
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от « » августа 2021 года руководитель ШМО ____ ______________________ФИО |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР __________ ФИО от «27» августа 2021 года
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.