Рабочая программа внеурочной деятельности "Химия на отлично"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 28.08.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа используется для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Практическая значимость: повышение качества образования по химии.
Иконка файла материала Химия на отлично.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сусанинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

«Утверждаю»

 

Директор

 

__________С.А.Финяк

Приказ № ________от

«____»_______2021 г.

«Согласовано»

 

Заместитель директора по УВР

_______________________

 

«____»_________2021  г.

«Рассмотрено»

на методическом совете

 

 _____________________

Протокол № ___ от

«____»________2021 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 

(кружок)

«Химия на отлично»

возраст детей – 15лет

срок реализации – 1 год

 

Автор-составитель:

Обливанова Светлана Викторовна,

учитель химии,

 высшая квалификационная категория.

 

 

 

 

 

 

 

п. Сусанино

2021 год                                                      

1.     Пояснительная записка

Нормативные документы и материалы

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Химия на отлично» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

Ø Федерального закона от 29.12.2012 3273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Ø Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Ø Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09 – 3664 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

Ø Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993 и Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

Ø Положения о структуре, порядке разработки и утверждения программ внеурочной деятельности  Муниципального общеобразовательного учреждения «Сусанинская средняя общеобразовательная школа»;

Ø Учебного плана внеурочной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Сусанинская средняя общеобразовательная школа» на 2021 – 2022 учебный год.

Актуальность программы:  

Программа  используется  для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.

Практическая значимость: повышение качества образования по химии.

Цель курса:

    подготовить девятиклассников к успешной сдаче экзамена по химии  в форме ГИА.

 Задачи курса:

- закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса химии основной школы;

- формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;

- развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений;

- формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

 Количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано  изучение курса:

рабочая программа по внеурочной деятельности  «Химия на отлично»    рас­считана на  обучающихся  9 класса, сдающих экзамен по химии в форме ОГЭ. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю – всего 32 занятия.

Сроки реализации программы:

 данная  программа внеурочной деятельности рассчитана на один учебный год и будет реализована в 2021-2022 учебном году.

                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Планируемые результаты

 

Личностные результаты:

          Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

          Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

          Осознавать    потребность    и готовность     к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

          Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

          Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

          Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

          Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

          Выдвигать    версии    решения    проблемы,    осознавать    конечный    результат, выбирать      из  предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

          Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

          Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

          В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

          Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

          Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

          Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

          Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

          Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

          Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

          Вычитывать все уровни текстовой информации.

          Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания.

Коммуникативные УУД:

          Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

 

Предметные результаты

Выпускник научится:

• характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

• описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

• раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

• различать химические и физические явления;

• называть химические элементы;

• определять состав веществ по их формулам;

• определять валентность атома элемента в соединениях;

• определять тип химических реакций;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

• составлять формулы бинарных соединений;

• составлять уравнения химических реакций;

• соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

• пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

• вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

• характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

• получать, собирать кислород и водород;

• распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

• раскрывать смысл закона Авогадро;

• раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

• характеризовать физические и химические свойства воды;

• раскрывать смысл понятия «раствор»;

• вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

• приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

• называть соединения изученных классов неорганических веществ;

• характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

• определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

• составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

• проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

• распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

• характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

• раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

• объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

• составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

• раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

• характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

• определять вид химической связи в неорганических соединениях;

• изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

• раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

• определять степень окисления атома элемента в соединении;

• раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

• объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

• составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

• определять возможность протекания реакций ионного обмена;

• проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

• определять окислитель и восстановитель;

• составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

• классифицировать химические реакции по различным признакам;

• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

• проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

• распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

• называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

• оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

• определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

• критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

• осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

• создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

Формы и методы контроля.

В            начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний, умений и навыков по химии. В ходе занятий предполагается после каждого раздела, подраздела, элементов ИОМ промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий (за каждый правильный ответ один балл или два балла), промежуточное тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов, таким образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы.

Оценка умений  и навыков

Диапазон

Грамотность

Практическая целесообразность

Высокий  уровень

Владеет всеми навыками

(технологическими,

коммуникативными,

оргдеятельностными,)

предусмотренными программой (знание основных химических

понятий и терминов, сравнивать изученные процессы, характеризовать изученные

химически реакции,

интерпретировать изученные химические явления, приводить

собственные примеры, давать оценку изученных химических объектов и  оборудования

Не допускает

ошибок при

выполнении

навыков,

предусмотренных

программой.

Самостоятельно может построить алгоритм

продуктивного

процесса

(технологического, поискового, творческого), не допуская ошибок в выборе приемов и

действий, установлении их

последовательности.

Анализирует процесс и результат в сопоставлении с

целью деятельности.

Средний  уровень

Владеет основными навыками,

предусмотренными программой

(знание основных и терминов, сравнивать изученные химические

Процессы, характеризовать

изученные процессы, приводить

собственные примеры)

Допускает (иногда)

незначительные

ошибки при

выполнении

навыков. Способен

самостоятельно

исправить эти

ошибки.

Умеет выбрать

действия и установить

их последовательность

для достижения

практической цели.

Допускает

незначительные

ошибки

Низкий уровень

Владеет лишь частью навыков, предусмотренных программой. Часто нуждается в помощи педагога.

Допускает серьезные ошибки

при выполнении

умений. Навыки не

сформированы.

Нуждается в

руководстве.

Не может

самостоятельно

выбрать  действия для достижения

поставленной цели и установить их

порядок.

 

 

3. Содержание   программы

 

Раздел 1.  Особенности ГИА (ОГЭ)   по химии.

Особенности проведения ОГЭ по химии. Кодификатор и спецификация  КИМ для проведения ОГЭ по химии. Демоверсия ОГЭ по химии. Информационные ресурсы по подготовке к ОГЭ.

Раздел 2. Входной срез КИМ 2020 года.

Диагностическое выполнение Демоверсии ОГЭ по химии.

Раздел 3. Реализация индивидуального плана по подготовке к ОГЭ через индивидуально образовательные маршруты.

Подраздел 1 «Вещество»

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах. Электронные и графические формулы атомов элементов. Работа с тренировочными тестами по теме.

Периодический закон и периодическая система химических элементов ДИ. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов. Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Работа с тренировочными тестами по теме.

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Работа с тренировочными тестами по теме.

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления. Работа с тренировочными тестами по теме.

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы. Классификация неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация оксидов, кислот, солей и оснований. Работа с тренировочными тестами по теме.

Подраздел 2. «Химическая реакция»

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка коэффициентов. Закон сохранения массы веществ. Работа с тренировочными тестами по теме.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. Различные классификации химических реакций, примеры. Работа с тренировочными тестами.

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации. Работа с тренировочными тестами.

Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Составление молекулярных и ионных уравнений. Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена. Работа с тренировочными тестами.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод). Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. Упражнение на составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Подраздел 3. Металлы. Неметаллы. Основные классы неорганических соединений.

Химические свойства простых веществ металлов и неметаллов. Химические свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. Характеристики щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Общая характеристика неметаллов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Химические свойства неметаллов. Характеристики водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их соединений. Работа с тренировочными тестами.

Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов. Работа с тренировочными тестами.

Химические свойства оснований. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований. Работа с тренировочными тестами.

Химические свойства кислот. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения кислот. Работа с тренировочными тестами.

Химические свойства солей (средних). Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей. Работа с тренировочными тестами.

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Выполнение упражнений на цепочку превращений.

Подраздел 4. Методы познания веществ и химические явления. Экспериментальные основы химии.

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат -, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Работа с тренировочными тестами.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Решение задач. Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Работа с тренировочными заданиями.

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа). Практическая работа «Решение экспериментальных заданий»

Подраздел  5. Химия и жизнь.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Работа с тренировочными тестами.

Раздел 4. Решение вариантов ГИА (ОГЭ) по химии

Решение вариантов ГИА (ОГЭ) по химии с последующей взаимопроверкой или  самопроверкой.

Раздел 5. Итоговое повторение и обобщение.

Подведение итогов. Консультация перед экзаменом.

 

4. Учебно-тематический план

 

Название раздела

Кол-во часов

1

Особенности ГИА (ОГЭ)   по химии.

 

1

2

Входной срез КИМ 2020 года

1

3

Реализация индивидуального плана по подготовке к ОГЭ через индивидуально образовательные маршруты.

24

4

Решение вариантов ГИА (ОГЭ)

5

5

Итоговое повторение и обобщение.

1

итого

32

 

 

5.Учебно-методическое обеспечение программы

 

1. Добротин Д.Ю., Каверина А.А., Болотов Д.В., Боровских Т.А.ГИА. Химия. Тематические тренировочные задания. М.: Эксмо, 2020-2021.

2. ФИПИ. ГИА. Экзамен в новой форме. Химия. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ. М.: АСТ-Астрель, 2021

3. Федеральный центр тестирования. Тесты. Химия. 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: ООО “РУСТЕСТ”, 2021

4. Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралёва В.А.Химия. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. Ростов-на-Дону: Легион, 2018.

5. Хомченко А.В. Химия. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). 9 класс. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2008.

6. Левина Э.М. 9 класс. Химия. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Раздаточный материал тренировочных тестов. Санкт-Петербург: ТРИГОН, 2021