Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Закона «Об Образовании РФ»
- Положения о внеурочной деятельности образовательной организации МБОУ средняя школа №6 и плана внеурочной деятельности.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Актуальность программы
В последнее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.
Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
Воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Предпринимаются попытки привести цели, содержание и способы организации воспитания детей в соответствии с реалиями нынешнего состояния и перспективами развития Российского государства и общества. Важное звено в модернизации воспитательной практики – обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимодействии с детьми и их родителями. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.
Во многом именно от учителя зависит, какие ценности для ребенка станут наиболее важными. Главная задача учителя начальных классов (как воспитателя) помочь ребенку стать личностью, успешно найти свое место в жизни, опираясь на принципы гуманистического воспитания и системно- ролевого подхода в воспитательном процессе.
Чтобы стать личностью, следует помнить и о нравственных традициях, сложившихся издавна на Руси, которые способствуют успешной социализации детей в обществе. Так как одним из определений воспитания является « ..понятие о воспитании как о передаче социального опыта от одного поколения другому, подрастающему, а , следовательно, речь идет о формировании у молодежи определенных знаний и умений, и о способности применять эти знания на практике».
Цель и задачи воспитания и социализации младших школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, общественных организаций.
Цель модулей 1-4:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Задачи:
• формировать представлений о культурном поведении в школе, дома, в общественных местах, о здоровом образе жизни, милосердие и толерантности, о патриотизме и гражданственности.
• формирование умения применять полученные практические навыки.
• формировать способности обучающегося применять полученные знания в повседневной жизни.
Формы и методы реализации программы:
· Фронтальная и индивидуальная беседа.
· Практикум формирования умений
· Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
· Участие в конкурсах и выставках разного уровня.
· Дискуссии
· Ролевые игры
· Встречи
· Разбор педагогических ситуаций
Ожидаемый результат (личностные и метапредметные)
• будет знать практическое применение правил культурного поведения в школе, дома, в общественных местах, о здоровом образе жизни, милосердие и толерантности, о патриотизме и гражданственности.
• сумеет применить полученные знания при разрешении проблемных ситуаций;
• сможет самостоятельно применить полученные знания в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
· первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
· нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
Вся работа по
социализации поможет ребенку:
• Приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
• Научиться чувствовать и понимать других людей;
• Приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как
условию духовно-нравственного развития человека;
• Увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Место курса в учебном плане
Программа разработана для обучающихся 1-4 класса реализует социальное направление во внеурочной деятельности в общем объеме 268 часа. Количество часов за год: 1 класс – 64 часа, 2 класс – 68 часа, 3 класс – 68 часа, 4 класс – 68 часа.
Воспитательный процесс социализации детского коллектива проходит в четыре этапа: 1 этап - 1 класс « Я - школьник»; 2 этап - 2 класс « У меня все получается»; 3 этап - 3 класс « Вместе мы сила»; 4 этап - 4 класс « Я будущий пятиклассник»
Содержание программы
Эффективная адаптация, одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса младшего школьника.
К основным психолого-педагогическим условиям эффективности социальной адаптации младших школьников в рамках гуманистической концепции личностно ориентированного обучения можно отнести:
1. Преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса.
2. Достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних особенностей развития личности младшего школьника.
3. Опора учебно-воспитательного воздействия педагога на "зону ближайшего развития" ребенка при формировании мотивации достижения успеха.
4. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе воспитания.
5. Положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников.
6. Формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников.
В ходе освоения программы «Дружная семья» младшие школьники приобретают знания, умения, навыки согласно основной образовательной программы образовательного учреждения, преломленные через освоение воспитательной программы.
Связующим звеном социальной направленности внеурочной работы детей выступают различные мероприятия такие как:
социальный проект
Социальная проба:
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать, передавать те законы, по которым живет взрослый мир (различные соц. роли, межличностные отношения). И эта передача происходит всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.
1. Дает установку на развитие потенциала всех детей
2. Ориентирует на социальное «закаливание» детей
3. Уравнивает баланс между интеллектуальным и социальным становлением личности, предотвращает дисгармонию личностного развития
4. Предусматривает конкретные действия – шаги ребенка как первичной стратегии социального поведения «Теория малых дел»
5. Активизирует социальный опыт, вырабатывает «иммунитет» на социальную приемлемую обществом практику
6. Развивает открытую педагогическую систему диагностики ученика: диагностика предназначена для обсуждения всеми субъектами образования как приглашение к разговору и сотрудничеству.
Цели:
выявление склонностей, способностей и интересов к тем или иным видам деятельности;
создание благоприятных условий для становления самостоятельности и развития способности к самоорганизации.
Критерий – внешние показатели личностных проявлений и взаимодействий с внеучебной средой как результат способности проектировать свою жизнедеятельность.
Коллективно-творческое дело.
В современном образовательном пространстве педагог помогает ребёнку с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой – сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.
Цели КТД: развитие организаторских способностей лидеров классных коллективов; создать условия для проявления лидерских качеств младших школьников.
Задачи:
1 класс |
2 - 3 классы |
4 классы |
Формирование межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в разновозрастных группах. |
Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения друг с другом. |
Реализовать и развить свои способности;
|
Выявление потенциала лидеров. |
Воспитывать общность интересов, чувство локтя, взаимовыручки. |
Проявить организаторские умения; |
Обучение организации проведения КТД в процессе игровой деятельности. |
Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность. |
Приобрести навыки проектирования; Формировать способности к рефлексии (анализу) |
Социальный проект
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.
Цель – создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся; создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.
Задачи:
1класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
уточнить, сделать более четкими и осознанными представления о явлениях социальной сферы жизни, |
формировать целостный, обобщенный "образ мира"; |
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, |
ориентироваться в информационном пространстве, |
Программа воспитания младших школьников содержит 4 этапа:
I класс – « Я – школьник ».
Ребенок меняет свой социальный статус, он становится на новую ступень – школьника. Начинается новая жизнь – жизнь ученика. Главная задача этого этапа найти друга, найти свое место в новом коллективе. Умение находить друзей и оценивать их по поступкам, а не по словам. Научить этому задача педагога на данном этапе. Кроме того мы должны научить ребенка размышлять и рассуждать самостоятельно, находить и формулировать выводы.
II класс – « У меня все получается».
Теперь дети повзрослели, стали более самостоятельными. Учим детей приняв решение, немедленно приступать к его исполнению и планировать свои дела, составлять распорядок дня. Воспитываем умение владеть своими желаниями, контролировать себя.
III класс – « Вместе мы сила».
Воспитываем стремление к узнаванию нового, приносить радость, пользу себе и окружающим людям. Что такое доброта, и на что должна быть она направлена. Учим тому, что в школе учащиеся получают не только знания, но и учатся жить. Школа – источник формирования необходимых качеств гражданина.
IV класс – « Я – будущий пятиклассник»
На этом этапе начинаем подготавливать детей к среднему звену, к тому, что они будущие пятиклассники, что у них будут новые требования, наметив направление своей жизни, быть таким, каким должен, не только в мечтах, но и на деле.
I класс – « Я – школьник ».
1 класс |
тема |
час |
дата |
Корректировка даты |
|
Посвящение в первоклассники |
|
|
|
|
Мой дневник |
|
|
|
|
Давайте жить дружно |
|
|
|
|
Безопасный путь домой |
|
|
|
|
Рисуем деревья |
|
|
|
|
Азбука дорожного движения |
|
|
|
|
Правила поведения в школе |
|
|
|
|
Первичное знакомство с профессиями |
|
|
|
|
Азбука чистоты. Приведу в порядок вещи |
|
|
|
|
Знакомство с обязанностями дежурного |
|
|
|
|
КТД Поздравление учителей |
|
|
|
|
Школьный музей |
|
|
|
|
Золотая волшебница осень |
|
|
|
|
Классный уголок |
|
|
|
|
Я учусь быть самостоятельным |
|
|
|
|
Лучшее в себе |
|
|
|
|
Правила поведения на уроке |
|
|
|
|
Моё общественное поручение |
|
|
|
|
Работа с портфолио |
|
|
|
|
Азбука гигиены |
|
|
|
|
Я и моя семья |
|
|
|
|
КТД открытка маме |
|
|
|
|
КТД Любимая мама |
2 |
|
|
|
Мир профессий. Тестирование, рисунки |
|
|
|
|
Как я выполняю поручение |
|
|
|
|
Операция «Накорми птиц» |
|
|
|
|
Путешествие в страну здоровья, режим дня |
|
|
|
|
Оформление классной комнаты к Новому году |
|
|
|
|
Праздник букваря |
|
|
|
|
КТД Здравствуй Новый год |
3 |
|
|
|
Птицы – наши друзья |
|
|
|
|
Работа с портфолио |
|
|
|
|
Акция Красивая книга. Ремонт книг |
|
|
|
|
Добро и зло |
|
|
|
|
Мир профессий. Пожарный |
|
|
|
|
Творческая мастерская Подарок маме |
|
|
|
|
КТД «Милые дорогие мамы» |
|
|
|
|
День юного героя Антифашиста |
|
|
|
|
КТД Классный уголок |
|
|
|
|
Творческая мастерская Подарок папе |
|
|
|
|
КТД «А ну-ка мальчики» |
2 |
|
|
|
Мир профессий. Повар |
|
|
|
|
Творческая мастерская Подарок маме |
|
|
|
|
КТД Поздравляем мам |
|
|
|
|
КТД Поздравляем девочек |
|
|
|
|
Любимое животное Будь природе другом. |
|
|
|
|
Полезные и вредные продукты. Витамины |
|
|
|
|
Работа с портфолио |
|
|
|
|
Как я выполняю поручение |
|
|
|
|
КТД Классный уголок |
|
|
|
|
Этика общения |
|
|
|
|
1 мая День Труда |
|
|
|
|
Здоровая пища |
|
|
|
|
Работа с портфолио |
|
|
|
|
Мир профессий. Полицейский |
|
|
|
|
Лесная кладовая |
|
|
|
|
9 мая – День Победы |
|
|
|
|
КТД Классный уголок |
|
|
|
|
Как я выполняю общественное поручение |
|
|
|
|
Акция Красивая книга |
|
|
|
|
Тестирование Мир профессий |
|
|
|
|
Прощание с 1 классом |
|
|
|
II класс – « У меня все получается».
класс |
|
час |
дата |
Корректировка даты |
|
Знакомство с обязанностями дежурного |
|
|
|
|
Мой дневник |
|
|
|
|
КТД осенины Поход |
3 |
|
|
|
Поход Верёвочный тренинг |
2 |
|
|
|
Правила поведения в школе |
|
|
|
|
Введение в мир профессий |
|
|
|
|
Принимать решение нелегко |
|
|
|
|
Учимся принимать самостоятельное решение |
|
|
|
|
КТД Открытка учителю |
|
|
|
|
КТД Поздравление учителей |
|
|
|
|
Классный уголок |
|
|
|
|
Я учусь быть самостоятельным |
|
|
|
|
Давайте жить дружно |
|
|
|
|
Правила поведения на уроке |
|
|
|
|
Как я выполняю общественное поручение |
|
|
|
|
Работа с портфолио |
|
|
|
|
Рисуем деревья |
|
|
|
|
Работа с портфолио |
|
|
|
|
Я и моя семья |
|
|
|
|
КТД открытка маме |
|
|
|
|
КТД Любимая мама |
2 |
|
|
|
Мир профессий Архитектор |
|
|
|
|
Как я выполняю поручение |
|
|
|
|
Будь природе другом Птичья столовая |
|
|
|
|
Лучшее в себе |
|
|
|
|
Оформление классной комнаты к Новому году |
|
|
|
|
Как я выполняю общественное поручение |
|
|
|
|
КТД Здравствуй Новый год |
2 |
|
|
|
КВН Птичьи друзья |
|
|
|
|
Акция Трудовой десант |
|
|
|
|
Акция Красивая книга. Ремонт книг |
|
|
|
|
Добро и зло |
|
|
|
|
Мир профессий |
|
|
|
|
Принимать решение нелегко |
|
|
|
|
Я отвечаю за свои поступки |
|
|
|
|
Что я люблю |
|
|
|
|
День юного героя Антифашиста |
|
|
|
|
КТД Классный уголок |
|
|
|
|
Творческая мастерская Подарок папе |
|
|
|
|
КТД А ну-ка мальчики |
2 |
|
|
|
Мир профессий. Биолог |
|
|
|
|
Творческая мастерская Подарок маме |
|
|
|
|
КТД Поздравляем мам |
|
|
|
|
КТД Поздравляем девочек |
|
|
|
|
Любимое животное |
|
|
|
|
Будь природе другом |
|
|
|
|
Работа с портфолио |
|
|
|
|
Как я выполняю поручение |
|
|
|
|
КТД Классный уголок |
|
|
|
|
Я учусь быть самостоятельным |
|
|
|
|
Юные герои |
|
|
|
|
Дружная семья |
|
|
|
|
Юные герои –антифашисты |
|
|
|
|
Работа с портфолио |
|
|
|
|
Мир профессий. Водитель |
|
|
|
|
Трудовой десант |
|
|
|
|
КТД 9 мая |
|
|
|
|
КТД Классный уголок |
|
|
|
|
Как я выполняю общественное поручение |
|
|
|
|
Акция Красивая книга |
|
|
|
|
Тестирование Я выбираю |
|
|
|
|
Акция Красивая книга Ремонт книг |
|
|
|
|
Прощание со 2 классом |
|
|
|
III класс – « Вместе мы сила».
3 класс |
|
час |
дата |
Корректировка даты |
|
Что мне нравится в школе |
|
|
|
|
Осенины |
|
|
|
|
Делу время – потехе час. |
|
|
|
|
Азбука Гигиены |
|
|
|
|
Выбираем лидера |
|
|
|
|
Мои права и обязанности |
|
|
|
|
Расширение знаний о профессиях. Тестирование |
|
|
|
|
КТД Классный уголок |
|
|
|
|
КТД Поздравление учителю |
2 |
|
|
|
Правила этикета |
|
|
|
|
Русские народные игры Нет табаку |
|
|
|
|
Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки |
|
|
|
|
Школа мой второй дом |
|
|
|
|
Мир глазами эколога |
|
|
|
|
Природа в опасности |
|
|
|
|
Как я выполняю общественное поручение |
|
|
|
|
По знаменитым местам нашего края |
|
|
|
|
Поговорил бы кто со мной |
|
|
|
|
Азбука чистоты |
|
|
|
|
Бухгалтер |
|
|
|
|
Совместный труд объединяет |
|
|
|
|
КТД Моя мама лучшая на свете |
2 |
|
|
|
Классный уголок |
|
|
|
|
Совместный труд объединяет |
|
|
|
|
Новогодняя мастерская |
|
|
|
|
Акция оформление класса к Новому году |
|
|
|
|
Будь природе другом Птичья столовая |
|
|
|
|
Викторина Птицы |
|
|
|
|
Работа с портфолио |
|
|
|
|
Как я выполняю общественное поручение |
|
|
|
|
Я помогаю вам – вы помогаете мне |
|
|
|
|
Весёлые зимние игры |
|
|
|
|
КТД Поздравление Татьянам |
|
|
|
|
Татьянин день |
|
|
|
|
Операция Кормушка |
|
|
|
|
Археолог |
|
|
|
|
Полезные и вредные продукты Е |
|
|
|
|
Весёлые зимние игры |
|
|
|
|
Мой посёлок |
|
|
|
|
День святого Валентина |
|
|
|
|
Совместный труд объединяет |
|
|
|
|
КТД Зарница |
|
|
|
|
Дизайнер |
|
|
|
|
Работа с портфолио |
|
|
|
|
Творческая мастерская. Подарок маме |
|
|
|
|
КТД к 8 марта Наши девочки |
|
|
|
|
Путешествие в страну здоровья. |
|
|
|
|
По знаменитым местам нашего края |
|
|
|
|
Как я выполняю общественное поручение |
|
|
|
|
Трудовой десант |
|
|
|
|
Путешествие в страну здоровья. Е |
|
|
|
|
День смеха |
|
|
|
|
Дружная семья |
|
|
|
|
Военный |
|
|
|
|
Работа с портфолио |
|
|
|
|
Русские народные игры |
|
|
|
|
Работа с портфолио |
|
|
|
|
День космонавтики |
|
|
|
|
Как я выполняю общественное поручение |
|
|
|
|
День Труда |
|
|
|
|
По знаменитым местам нашего края |
|
|
|
|
День победы |
|
|
|
|
Тестирование Я выбираю |
|
|
|
|
Как я выполняю общественное поручение |
|
|
|
|
Акция Ремонт книг |
|
|
|
|
Трудовой десант |
|
|
|
|
КТД Скоро лето |
|
|
|
|
Прощание с 3 классом |
|
|
|
IV класс – « Я – будущий пятиклассник»
4 класс |
тема |
час |
дата |
Корректировка даты |
1. |
Герои второй мировой войны. Урок Мира |
|
|
|
2. |
ГТО |
|
|
|
3. |
Единный день финансовой грамотности |
|
|
|
4. |
Безопасность в сети интернета |
|
|
|
5. |
Выбираем лидера |
|
|
|
6. |
Я- талантлив |
|
|
|
7. |
Международный день памяти жертв фашизма |
|
|
|
8. |
Любим добрые поступки |
|
|
|
9. |
Осенины |
|
|
|
10. |
Что бы быть коллективом |
|
|
|
11. |
Азбука здоровья, личная гигиена |
|
|
|
12. |
Мир профессий. Тестирование |
|
|
|
13. |
КТД Классный уголок |
|
|
|
14. |
КТД Поздравление учителю |
|
|
|
15. |
Премудрости этикета |
|
|
|
16. |
Нет вредным привычкам |
|
|
|
17. |
Азбука дорожного движения |
|
|
|
18. |
Как я выполняю общественное поручение |
|
|
|
19. |
Изготовление кормушек, операция «Накорми птиц» |
|
|
|
20. |
Вглядись в себя |
|
|
|
21. |
Программист |
|
|
|
22. |
Работа с портфолио |
|
|
|
23. |
КТД Моя мама лучшая на свете |
|
|
|
24. |
Классный уголок |
|
|
|
25. |
Совместный труд объединяет |
|
|
|
26. |
Новогодняя мастерская |
|
|
|
27. |
Акция оформление классной комнаты к Новому году |
|
|
|
28. |
Будь природе другом Птичья столовая |
|
|
|
29. |
Работа с портфолио |
|
|
|
30. |
Как я выполняю общественное поручение |
|
|
|
31. |
Весёлые старты |
|
|
|
32. |
КТД Поздравление Татьянам |
|
|
|
33. |
Татьянин день |
|
|
|
34. |
Что я могу сделать для природы |
|
|
|
35. |
Экономист |
|
|
|
36. |
Полезные и вредные продукты. Читаем этикетки |
|
|
|
37. |
8 февраля День юного героя антифашиста |
|
|
|
38. |
Мой посёлок |
|
|
|
39. |
День святого Валентина |
|
|
|
40. |
Совместный труд объединяет |
|
|
|
41. |
КТД А ну-ка Папы! |
|
|
|
42. |
Лингвист |
|
|
|
43. |
Работа с портфолио |
|
|
|
44. |
Творческая мастерская. Подарок маме |
|
|
|
45. |
КТД к 8 марта Наши девочки |
|
|
|
46. |
Путешествие в страну здоровья. Е |
|
|
|
47. |
Памятники посёлка |
|
|
|
48. |
Как я выполняю общественное поручение |
|
|
|
49. |
Трудовой десант |
|
|
|
50. |
Е – что обозначает |
|
|
|
51. |
День смеха |
|
|
|
52. |
Дружная семья |
|
|
|
53. |
Морские профессии |
|
|
|
54. |
Работа с портфолио |
|
|
|
55. |
Тестирование Я будущий пятиклассник |
|
|
|
56. |
Работа с портфолио |
|
|
|
57. |
День космонавтики |
|
|
|
58. |
Как я выполняю общественное поручение |
|
|
|
59. |
День Труда |
|
|
|
60. |
По знаменитым местам нашего края |
|
|
|
61. |
День победы |
|
|
|
62. |
Тестирование Я выбираю |
|
|
|
63. |
Как я выполняю общественное поручение |
|
|
|
64. |
Акция Ремонт книг |
|
|
|
65. |
Трудовой десант |
|
|
|
66. |
КТД Скоро лето |
|
|
|
67. |
КТД Я - пятиклассник |
|
|
|
68. |
Выпускной в 4 классе |
|
|
|
Список использованной литературы
1. М.А.Бантова, Г.В.Бельтикова Концепция и программы для начальных классв.
2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина //
3. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение.
5. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе.
6. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева –Ленинград.
7. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор.
8. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение.
9. Галузинский, В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянськая школа.
10. Григорович, Л.А. Педагогика и психология.
11. Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение.
12. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры.
13. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России.
14. Интернет ресурсы
15. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.