РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок «Я познаю мир» 1 класс

  • Документация
  • docx
  • 13.07.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала я познаю мир.docx

Обособленное структурное подразделение филиал муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм

 

 

 

РАССМОТРЕНО на методическом совете

Протокол №_____от

 

«____»__________20____г.

 

Руководитель МС

_________О.А. Чупина

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ОСПФ МОУ

«СОШ с. Сторожевка»

в с. Курдюм

 

__________М.В. Прокофьева

 

«___» ___________ 20___  г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ

«СОШ с. Сторожевка»

 

__________Е.А. Никитина

 

«___» ___________ 20___  г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Кружок «Я познаю мир»

 

Уровень обучения: 1 – 4 классы

 

Общее количество часов: 135

Количество часов в неделю: 1 час     

 

Учитель: Тишкина Наталья Викторовна

 

 

Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4 классов). При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

с. Курдюм

2022

 

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного курса.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

-         Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

-         Изучение природы родного края.

-         Развитие познавательного интереса учащихся к природе

-         Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

На первом уровне школьник должен уметь:

·     называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

·     называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

·     называть основные особенности каждого времени года:

·     перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

 

На втором уровне школьник должен уметь:

·     объяснять, как люди помогают друг другу жить;

·     оценивать правильность поведения людей в природе;

·     оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

 

На третьем уровне школьник должен уметь:

·        наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,

·        выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.

·        моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях

·        уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.

·        доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

 

 

1 класс:

Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

-                   Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

-                   Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-                   Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-                   В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:

-                   Учиться высказывать своё предположение (версию).

-                   Учиться работать по предложенному учителем плану.

-                   Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

-                   Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-                   Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.

-                   Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

-                   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-                   Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-                   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

-                   Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

-                   Слушать и понимать речь других.

-                   Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-                   Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2 класс:

Личностные результаты:

-                   Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

-                   Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-                   Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-                   В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-                   Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .

-                   Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

-                   Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

-                   Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

-                   Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

-                   Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

-                   Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

-                   Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

-                   Слушать и понимать речь других.

-                   Вступать в беседу.

-                    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

3 класс:

Личностные результаты:

-                   Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

-                   Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-                   Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-                   В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-                   Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-                   Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-                   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-                   В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

-                   Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

-                   Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

-                   Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

-              Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-              Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-              Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-              Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-              Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

-              Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

-              Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

-              Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-              Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-              Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-              Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-              Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

 

4 класс:

Личностные результаты:

-              Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

-              Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-              Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-              В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-                   Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-                   Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-                   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-                   В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

-                   Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-                   Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-                   Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-                   Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-                   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

-                   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

-                   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

-              Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-              Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-              Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-              Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

-              Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-              Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

 

 

 

Раздел 2. Содержание учебного предмета.

1 класс

 

Как мы понимаем друг друга. (5ч)

Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой. Школьные правила вежливости.

Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.                                                         

Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)

Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.

Времена года (4 ч.)

Приметы осени. Листопад. Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель. Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны. Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.

Как ты узнаёшь мир (2 ч.)

Органы чувств человека.

Память – хранилище опыта. Ум.

Твоя семья и друзья (3 ч.)

 Твоя семья и её состав.

  Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.

 Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.

  Как вести себя на кухне, в ванне.

   Значение общения в жизни человека.

Что нас окружает (6 ч.)

Город (село) и его особенности.

Взаимосвязь людей разных профессий.

Зависимость человека от природы.

  Три состояния воды.

Живые обитатели планеты (8 ч.)

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.

Сходство растений и животных.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Правила поведения в природе. Бережное отношение к окружающему миру.

Коллективно – творческое дело (3 ч.)

Конкурсные и развлекательные программы.

Свойства предметов, их части и действия с ними.

Книга хранит знания и опыт людей.

Правила безопасного поведения на улице.

Итоговое занятие. (1 ч.)

Игра «Поле чудес»

      

2 класс

Наша планета Земля (22 ч)

Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?

Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте. Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?

 

Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.

Земля – наш общий дом (12 ч )

Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса.

Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса.  Жизнь в горах.                       Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»

 

 

 

 

3 класс

Вещество и энергия (3 ч)

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)

Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»  

 

 

Экологическая система (4 Ч)

Цепи питания.

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

Живые участники круговорота веществ (5 ч )

Растения и их роль на Земле. Экскурсия.

О братьях наших меньших.

Рыбы и их многообразие. 

Час эрудитов «Птичьи имена».

Проект «Сохраним красоту природы»

Твои родные и твоя Родина (3 ч)

Человек и его корни. Родословное древо семьи.

Моя Родина – Россия!

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

Времена древней Руси, Московского государства,

 Российской Империи, советской России СССР  (13 ч)

Откуда пошла земля Русская!

Ледовое побоище.

Слово о полку Игореве.

Московское государство.

Московский Кремль.

Смутное время в России.

Преобразования Петра I

Екатерина Великая

Михаил Васильевич Ломоносов

Отечественная война 1812 года.

Император Александр II

Времена Советской власти и СССР.

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»

Современная Россия (2ч)

Российская Федерация

Проект «Сохраним историю родного края»

 

 

 

 

 

4 класс

Как работает организм человека (7ч)

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. 

Опора тела и движение

Наше питание

О дыхании и вреде курения.

Органы чувств человека.

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

Рукотворная природа (8ч)

Растения и животные на службе у человека.

Изобретение рычага и колеса и их применение

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

Как человек использует горные породы и минералы

Как обрабатывают металлы.

Невидимая сила

Человек проникает в тайны природы

Экологический проект «Земля – планета жизни»

Человек и его внутренний мир (3ч)

Как стать личностью?

 

Эмоции и чувства

 

Как настроение?

 

Человек в мире людей (3Ч)

 

Почему возникают конфликты?

Совесть.

Путешествие по правам человека.

Человек и прошлое человечества (4ч)

Добро и зло в Первобытном мире

Мир средневековых цивилизаций

Технические достижения эпохи Нового времени

21 век

Человек и многоликое человечество (4ч)

«В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

Мы не похожи, ну и что же?

Пути духовных исканий.

Выставка работ «Дети разных народов»

 

Человек и единое человечество (5ч)

Что такое деньги.

Почему разные страны помогают друг другу?

Сказки разных народов

Глобальные проблемы

 

 

 

 

 

Раздел 3. Тематическое планирование.

 

Номер

раздела

                    Тема раздела

Кол – во часов

 

1 класс

 

1

Как мы понимаем друг друга.

 

5

2

Как мы узнаём, что перед нами

 

1

3

Времена года

 

4

4

Как ты узнаёшь мир

 

2

5

Твоя семья и друзья

 

3

6

Что нас окружает

 

6

7

Живые обитатели планеты

 

8

8

Коллективно – творческое дело

 

3

9

Итоговое занятие

 

1

 

ИТОГО

33

 

2 класс

 

1

Наша планета Земля

 

22

2

Земля – наш общий дом

12

 

ИТОГО

34

 

3 класс

 

1

Вещество и энергия

3

2

Оболочка планеты, охваченная жизнью

4

3

Экологическая система

4

4

Живые участники круговорота веществ

5

5

Твои родные и твоя Родина

3

6

Времена древней Руси, Московского государства, Российской Империи, советской России СССР 

13

7

Современная Россия

2

 

ИТОГО

34

 

4 класс

 

1

Как работает организм человека

7

2

Рукотворная природа

8

3

Человек и его внутренний мир

3

4

Человек в мире людей

3

5

Человек и прошлое человечества

4

6

Человек и многоликое человечество

4

7

Человек и единое человечество

5

 

ИТОГО

34

 

 

135

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки

рабочей программы кружка «Мир вокруг нас»

на 2022/2023 учебный год

 

В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий по причине

_________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________в рабочую программу вносятся следующие изменения:

 

Корректировка тематического планирования

 

 

Раздел

Количество часов

по программе

Количество часов

в связи с корректировкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

Обособленное структурное подразделение филиал муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм

 

 

 

РАССМОТРЕНО на методическом совете

Протокол №_____от

 

«____»__________20____г.

 

Руководитель МС

_________О.А. Чупина

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ОСПФ МОУ

«СОШ с. Сторожевка»

в с. Курдюм

 

__________М.В. Прокофьева

 

«___» ___________ 20___  г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ

«СОШ с. Сторожевка»

 

__________Е.А. Никитина

 

«___» ___________ 20___  г.

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Кружок «Я познаю мир»

 

Уровень обучения: 1 класс

 

Общее количество часов: 33 часа

Количество часов в неделю: 1 час     

 

Учитель: Тишкина Наталья Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Курдюм

2022

 

1 класс

 

 

 

Название темы
 
Количество часов

всего

 

план

факт

 

Как мы понимаем друг друга

    5ч

 

 

1

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

1

02.09

 

2-3

Школьные правила вежливости. 

 

2

09.09

16.09

 

4

Режим дня школьника.

 

1

23.09

30.09

 

5

Ты – ученик.

 

1

07.10

 

 

 Как мы узнаём, что перед нами

 

 

6

Что за словом?

 

1

14.10

 

7

 Путешествие в Угадайку.  КТД

 

 

1

21.10

 

 

Времена года

 

 

8

Осенние посиделки.

 

1

28.10

 

9

Зимушка-зима.

 

1

11.11

 

10

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.

1

18.11

 

11

Весёлое лето.

 

1

23.11

 

 

Как ты узнаёшь мир

 

 

12

Глаза – главные помощники человека.

 

1

30.11

 

13

Память и ум – помощники человека.

 

1

02.12

 

14

Жить – с книгою дружить.  КТД

 

1

09.12

 

 

 Твоя семья и друзья

 

 

 

15

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

     1

16.12

 

16

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

    

     1

23.12

 

17

Без друга в жизни туго. Мои друзья

    

     1

12.01

 

 

Что нас окружает

   

 

 

18

Моя станица. Достопримечательности станицы.

     1

19.01

 

19

Мы – пешеходы.

     1

26.01

 

20

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

     1

03.02

 

21

Из чего что сделано?

     1

10.02

 

22

Водица-царица. (Три состояния воды)

     1

17.02

 

23

Транспорт. Мы – пассажиры.

     1

03.03

 

24

Мой путь от дома до школы. КТД

     1

10.03

 

 

 Живые обитатели планеты

   

 

 

25

Живое и неживое.

    1

17.03

 

26

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

    1

24.03

 

27

Путешествие по зоопарку.

     1

07.04

 

28

Домашние любимцы и комнатные растения.

     1

14.04

 

29

Собака – верный друг человека

     1

21.04

 

30

Строение тела человека.

     1

28.04

 

31

Правила поведения в природе.

 

     1

05.05

 

32

Земля – наш общий дом.

     1

12.05

 

 

Итоговое занятие

    1ч

 

 

33

Итоговое занятие Игра «Поле чудес»

     1

19.05