Обособленное структурное подразделение филиал муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм
РАССМОТРЕНО на методическом совете Протокол №_____от
«____»__________20____г.
Руководитель МС _________О.А. Чупина |
СОГЛАСОВАНО Руководитель ОСПФ МОУ «СОШ с. Сторожевка» в с. Курдюм
__________М.В. Прокофьева
«___» ___________ 20___ г. |
УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ «СОШ с. Сторожевка»
__________Е.А. Никитина
«___» ___________ 20___ г. |
Кружок «Я познаю мир»
Уровень обучения: 1 – 4 классы
Общее количество часов: 135
Количество часов в неделю: 1 час
Учитель: Тишкина Наталья Викторовна
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4 классов). При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
с. Курдюм
2022
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы родного края.
- Развитие познавательного интереса учащихся к природе
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
На первом уровне школьник должен уметь:
· называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
· называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
· называть основные особенности каждого времени года:
· перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
На втором уровне школьник должен уметь:
· объяснять, как люди помогают друг другу жить;
· оценивать правильность поведения людей в природе;
· оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
· наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
· выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
· моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
· уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
· доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
1 класс:
Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс:
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс:
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
4 класс:
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
Как мы понимаем друг друга. (5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой. Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад. Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель. Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны. Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне.
Значение общения в жизни человека.
Что нас окружает (6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Правила поведения в природе. Бережное отношение к окружающему миру.
Коллективно – творческое дело (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте. Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
|
Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»
3 класс |
Вещество и энергия (3 ч) |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
Энергия. Что происходит при превращении энергии. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч) |
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. |
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»
|
|
Экологическая система (4 Ч) |
Цепи питания. |
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. |
Лесные заморочки. Игра «Детектив» |
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». |
Живые участники круговорота веществ (5 ч ) |
Растения и их роль на Земле. Экскурсия. |
О братьях наших меньших. |
Рыбы и их многообразие. |
Час эрудитов «Птичьи имена». |
Проект «Сохраним красоту природы» |
Твои родные и твоя Родина (3 ч) |
Человек и его корни. Родословное древо семьи. |
Моя Родина – Россия! |
Путешествие в прошлое. История моей Родины. |
Времена древней Руси, Московского государства, Российской Империи, советской России СССР (13 ч) |
Откуда пошла земля Русская! |
Ледовое побоище. |
Слово о полку Игореве. |
Московское государство. |
Московский Кремль. |
Смутное время в России. |
Преобразования Петра I |
Екатерина Великая |
Михаил Васильевич Ломоносов |
Отечественная война 1812 года. |
Император Александр II |
Времена Советской власти и СССР. |
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» |
Современная Россия (2ч) |
Российская Федерация Проект «Сохраним историю родного края»
4 класс |
Как работает организм человека (7ч) |
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. |
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. |
Опора тела и движение |
Наше питание |
О дыхании и вреде курения. |
Органы чувств человека. |
Диспут «Тело человека и охрана здоровья» |
Рукотворная природа (8ч) |
Растения и животные на службе у человека. |
Изобретение рычага и колеса и их применение |
Свойства воды и воздуха и их использование человеком. |
Как человек использует горные породы и минералы |
Как обрабатывают металлы. |
Невидимая сила |
Человек проникает в тайны природы |
Экологический проект «Земля – планета жизни» |
Человек и его внутренний мир (3ч) |
Как стать личностью? |
Эмоции и чувства |
Как настроение? |
Человек в мире людей (3Ч) |
|
Почему возникают конфликты? |
Совесть. |
Путешествие по правам человека. |
Человек и прошлое человечества (4ч) |
Добро и зло в Первобытном мире |
Мир средневековых цивилизаций |
Технические достижения эпохи Нового времени |
21 век |
Человек и многоликое человечество (4ч) |
«В некотором царстве, в тридевятом государстве…» |
Мы не похожи, ну и что же? |
Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных народов» |
|
Человек и единое человечество (5ч) |
Что такое деньги. |
Почему разные страны помогают друг другу? |
Сказки разных народов |
Глобальные проблемы |
Раздел 3. Тематическое планирование.
Номер раздела |
Тема раздела |
Кол – во часов |
|
1 класс |
|
1 |
Как мы понимаем друг друга.
|
5 |
2 |
Как мы узнаём, что перед нами
|
1 |
3 |
Времена года
|
4 |
4 |
Как ты узнаёшь мир
|
2 |
5 |
Твоя семья и друзья
|
3 |
6 |
Что нас окружает
|
6 |
7 |
Живые обитатели планеты
|
8 |
8 |
Коллективно – творческое дело
|
3 |
9 |
Итоговое занятие
|
1 |
|
ИТОГО |
33 |
|
2 класс |
|
1 |
Наша планета Земля
|
22 |
2 |
Земля – наш общий дом |
12 |
|
ИТОГО |
34 |
|
3 класс |
|
1 |
Вещество и энергия |
3 |
2 |
Оболочка планеты, охваченная жизнью |
4 |
3 |
Экологическая система |
4 |
4 |
Живые участники круговорота веществ |
5 |
5 |
Твои родные и твоя Родина |
3 |
6 |
Времена древней Руси, Московского государства, Российской Империи, советской России СССР |
13 |
7 |
Современная Россия |
2 |
|
ИТОГО |
34 |
|
4 класс |
|
1 |
Как работает организм человека |
7 |
2 |
Рукотворная природа |
8 |
3 |
Человек и его внутренний мир |
3 |
4 |
Человек в мире людей |
3 |
5 |
Человек и прошлое человечества |
4 |
6 |
Человек и многоликое человечество |
4 |
7 |
Человек и единое человечество |
5 |
|
ИТОГО |
34 |
|
|
135 |
Лист корректировки
рабочей программы кружка «Мир вокруг нас»
на 2022/2023 учебный год
В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий по причине
_________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________в рабочую программу вносятся следующие изменения:
Корректировка тематического планирования
Раздел |
Количество часов по программе |
Количество часов в связи с корректировкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
Обособленное структурное подразделение филиал муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм
РАССМОТРЕНО на методическом совете Протокол №_____от
«____»__________20____г.
Руководитель МС _________О.А. Чупина |
СОГЛАСОВАНО Руководитель ОСПФ МОУ «СОШ с. Сторожевка» в с. Курдюм
__________М.В. Прокофьева
«___» ___________ 20___ г. |
УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ «СОШ с. Сторожевка»
__________Е.А. Никитина
«___» ___________ 20___ г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кружок «Я познаю мир»
Уровень обучения: 1 класс
Общее количество часов: 33 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Учитель: Тишкина Наталья Викторовна
с. Курдюм
2022
1 класс
|
Название темы |
|
Количество часов |
|
всего
|
план |
факт |
||
|
Как мы понимаем друг друга |
5ч |
|
|
1 |
Вводное занятие. Как мы будем учиться. |
1 |
02.09 |
|
2-3 |
Школьные правила вежливости.
|
2 |
09.09 16.09 |
|
4 |
Режим дня школьника.
|
1 |
23.09 30.09 |
|
5 |
Ты – ученик.
|
1 |
07.10 |
|
|
Как мы узнаём, что перед нами |
2ч |
|
|
6 |
Что за словом?
|
1 |
14.10 |
|
7 |
Путешествие в Угадайку. КТД
|
1 |
21.10 |
|
|
Времена года |
4ч |
|
|
8 |
Осенние посиделки.
|
1 |
28.10 |
|
9 |
Зимушка-зима.
|
1 |
11.11 |
|
10 |
Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. |
1 |
18.11 |
|
11 |
Весёлое лето.
|
1 |
23.11 |
|
|
Как ты узнаёшь мир |
3ч |
|
|
12 |
Глаза – главные помощники человека.
|
1 |
30.11 |
|
13 |
Память и ум – помощники человека.
|
1 |
02.12 |
|
14 |
Жить – с книгою дружить. КТД
|
1 |
09.12 |
|
|
Твоя семья и друзья
|
3ч |
|
|
15 |
Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. |
1 |
16.12 |
|
16 |
Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? |
1 |
23.12 |
|
17 |
Без друга в жизни туго. Мои друзья |
1 |
12.01 |
|
|
Что нас окружает |
7ч |
|
|
18 |
Моя станица. Достопримечательности станицы. |
1 |
19.01 |
|
19 |
Мы – пешеходы. |
1 |
26.01 |
|
20 |
Что такое профессия? Какие бывают профессии? |
1 |
03.02 |
|
21 |
Из чего что сделано? |
1 |
10.02 |
|
22 |
Водица-царица. (Три состояния воды) |
1 |
17.02 |
|
23 |
Транспорт. Мы – пассажиры. |
1 |
03.03 |
|
24 |
Мой путь от дома до школы. КТД |
1 |
10.03 |
|
|
Живые обитатели планеты |
8ч |
|
|
25 |
Живое и неживое. |
1 |
17.03 |
|
26 |
Какие бывают растения? Какие бывают животные? |
1 |
24.03 |
|
27 |
Путешествие по зоопарку. |
1 |
07.04 |
|
28 |
Домашние любимцы и комнатные растения. |
1 |
14.04 |
|
29 |
Собака – верный друг человека |
1 |
21.04 |
|
30 |
Строение тела человека. |
1 |
28.04 |
|
31 |
Правила поведения в природе.
|
1 |
05.05 |
|
32 |
Земля – наш общий дом. |
1 |
12.05 |
|
|
Итоговое занятие |
1ч |
|
|
33 |
Итоговое занятие Игра «Поле чудес» |
1 |
19.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.