Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС
Личностные:
· понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
· осознание эстетической ценности русского языка;
· достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
· готовность к самостоятельной творческой деятельности;
· толерантное сознание и поведение в обществе;
· навыки сотрудничества со сверстниками;
· нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
· готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
· умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
· умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
· умение ориентироваться в различных источниках информации;
· умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
· умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
· владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные:
· сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
· способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
· свободное использование словарного запаса;
· сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
· владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
· владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
· владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
· овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
· научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
· научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
· владеть формами обработки информации исходного текста;
· работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
· четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
· самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
· уметь работать с бланками экзаменационной работы;
Содержание ученого предмета, курса.
1. Культура речи.2ч Адекватное понимание письменной речи. Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте
2. Сжатое изложение.10ч Как готовиться к написанию сжатого изложения. Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений. Составление плана. Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения.
3. Сочинение-рассуждение.10ч Структура сочинения-рассуждения. Сочинение 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания. Аргументация. Речевые клише. Шаблон написания сочинения. Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Практикум. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение 15.2. Структура сочинения. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение 15.3. Сходство и различие в структуре. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.
4. Техника речи.1ч Виды дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания.
5. Орфоэпия.1ч Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного произношения. Понятие ударения. Особенности его проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности. Акцентологический минимум.
6. Лексика.2ч Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм.
Практическая часть: «Средства выразительности речи».
7. Словообразование.2ч Орфография. Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании.
8. Морфология. 3чПравила согласования, образования и употребления форм рода. Числа и падежа. Правописание суффиксов.
9. Синтаксис и пунктуация.4ч Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Сложные предложения с различными видами связи.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. |
1 |
2 |
Язык и речь. |
1 |
3 |
Языковая норма как историческая категория. |
1 |
4 |
Понятие нормы в современной лингвистике. |
1 |
5 |
Формирование норм литературного языка. Признаки нормы. |
1 |
6 |
Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения.
|
1 |
7 |
Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи |
1 |
8 |
Типология норм. Ошибки грамматические и речевые. |
1 |
9 |
Качества хорошей речи. |
1 |
10 |
Основные качества хорошей речи. Общая характеристика. |
1 |
11 |
Правильность как основа хорошей речи. |
1 |
12 |
Содержательность хорошей речи. |
1 |
13 |
Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи. |
1 |
14 |
Точность речи. |
1 |
15-16 |
Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике. |
2 |
17 |
Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей. |
1 |
18 |
Лексика. Лексические нормы. |
1 |
19 |
Акцентологические нормы. |
1 |
20 |
Словообразовательные нормы. Орфография |
1 |
21
|
Морфологические нормы и их особенности. |
1 |
22 |
|
1 |
23 |
Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. |
1 |
24 |
Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. |
1 |
25 |
Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. |
1 |
26 |
Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. |
1 |
27 |
Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях. |
1 |
28 |
Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. |
1 |
29 |
Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. |
1 |
30 |
Синтаксический минимум. |
1 |
31 |
Функциональные стили. Стилистические нормы. |
1 |
32 |
Функционально-смысловые типы речи. |
1 |
33
|
Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.
|
1 |
34-35 |
Итоговый турнир |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.