Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»
«Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа № 3» ___________ Тюрина Г.Н. Приказ № 54 31 августа 2020 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя школа № 3» _______ Феоктистова Е. К.
31 августа 2020 г. |
«Рассмотрено» на заседании методического объединения _________ Данькова С. М. Протокол № 1 от 28 августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Курс практической математики»
направление общеинтеллектуальное
среднее общее образование
10 класс
Составитель: Никитина Елена Анатольевна
г. Гагарин
2020
Программа внеурочной деятельности по математике для10 класса создана на основе:
1)Федерального государственного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2017г. № 413
2)Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-
ФЗ
Программа внеурочной деятельности по математике «Курс практической математики» для 10 класса МБОУ «Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола» рассчитана на один год обучения. Преподавание ведется 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.
Программа внеурочной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
· Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
· Содержание курса внеурочной деятельности
· Тематическое планирование
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Изучение данного курса дает обучающимся возможность:
· повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
· освоить основные приемы решения задач;
· овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной
· задачи;
· овладеть и пользоваться на практике техникой прохождения теста;
· познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
· повысить уровень своей математической культуры, творческого развития,
· познавательной активности;
· познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том
· числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
У обучающихся могут быть сформированы
Личностные :
· ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
· умение контролировать процесс и результат математической деятельности; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
· иметь опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научно-практической ученической конференции; оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
· критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
обучающиеся получат возможность научиться:
· составлять план и последовательность действий;
· определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
· осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
· концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
· препятствий;
· самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для
· них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
· самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения
· различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при
· необходимости и компьютера;
· выполнять творческий проект по плану;
· интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу,
· презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
· логически мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий, а также свои действия;
· адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её
· объективную трудность и собственные возможности её решения.
· обучающиеся получат возможность научиться:
· устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,
· умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
· формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования
· информационно-коммуникационных технологий;
· выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
· планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
· исследовательского характера;
· выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
· интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу,
· презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
· сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
· взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее
· решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
· слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
· аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
· сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
· сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· работать в группе; оценивать свою работу.
· слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
Предметные результаты
· решать задачи на делимость чисел и отгадывание чисел
· разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры;
· решать задачи на нахождение площади и объёма фигур, отгадывать геометрические головоломки;
· решать сложные задачи на движение;
· решать логические задачи;
· применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на
· перекладывание предметов, на взвешивание предметов;
· решать сложные задачи на проценты;
· решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;
· решать занимательные задачи;
· анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
· пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой
· для нахождения информации;
· находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства;
· строить плоские и пространственные фигуры; делать оригами, изображать бордюры, орнаменты.
· правильно употреблять термины «множество», «подмножество»;
· составлять различные подмножества данного множества»;
· определять число подмножеств, удовлетворяющих данному условию;
· решать задачи, используя круги Эйлера
· правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;
· самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
· пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
· уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
· выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения
· учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
· применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных
· реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных
· алгоритмов;
· первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой
· деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
· понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;
· знать старинные меры измерения длин, площадей;
Содержание курса внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по математике «Курс практической математики»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана один год (66 часов) и предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов.
Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение
учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе
с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности. Может быть рекомендована как рабочая программа для внеурочной деятельности для учащихся 10-11классов, обучающихся в режиме ФГОС. Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации. Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
1. Текстовые задачи
Задачи на сложные проценты, сплавы, смеси, задачи на части и на разбавление. Решение задач на равномерное движение по прямой, движение по окружности с постоянной скоростью, равноускоренное (равнозамедленное) движение. Задачи на конкретную и абстрактную работу. Задачи с ограничениями на неизвестные нестандартного вида. Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Комбинированные задачи.
Основная цель – знакомить учащихся с различными способами решения задач,
выделяя наиболее рациональные.
2. Геометрия на плоскости
Теоремы синусов и косинусов. Свойства биссектрисы угла треугольника. Площади треугольника, параллелограмма, трапеции, правильного многоугольника. Величина угла
между хордой и касательной. Величина угла с вершиной внутри и вне круга. Окружности,
вписанные в треугольники и описанные вокруг треугольника. Вписанные и описанные
четырехугольники. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его
стороны и радиус вписанной окружности.
Основная цель – отрабатывать способы решения планиметрических задач, вызывают наибольшие затруднения у старшеклассников
3. Теория многочленов
Деление многочлена на многочлен с остатком. Делимость многочленов. Алгоритм
Евклида для многочленов. Корни многочленов. Теорема Безу и ее следствие о делимости
многочлена на линейный двучлен. Нахождение рациональных корней многочлена с
целыми коэффициентами. Обобщенная теорема Виета. Преобразование рациональных
выражений.
Основная цель – формировать у учащихся навык разложения многочлена степени
выше второй на множители, нахождение корней многочлена, применять теорему Безу и ее
следствия для нахождения корней уравнений выше второй, а также упрощения
рациональных выражений.
4. Модуль
Понятие модуля, основные теоремы и его геометрическая интерпретация. Способы
решения уравнений, неравенств с модулем и их систем. Способы построения графиков
функций, содержащих модуль. Модуль в заданиях ЕГЭ. Основная цель –формировать умение учащихся применять основные способы решения заданий с модулями: используя определение модуля, его геометрическую интерпретацию или по общей схеме.
Решение комбинированных заданий
5 .Тригонометрия
Тригонометрические функции и их свойства. Преобразование тригонометрических
выражений. Решение тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических уравнений. Комбинированные задачи.
Основная цель – систематизация полученных знаний по теме и углубление
школьного курса.
6 .Иррациональные уравнения и неравенства
Преобразование иррациональных выражений. Решение иррациональных уравнений
и неравенств. Комбинированные задания. Основная цель – рассмотреть с учащимися понятия иррационального выражения, иррационального уравнения и неравенства, изучить основные приёмы преобразований иррациональных выражений, основные способы решения иррациональных уравнений и неравенств.
7. Параметры
Линейные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Линейные неравенства. Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к ним Квадратные неравенства. Решение уравнений и неравенств при некоторых начальных условиях. Применение производной при решении некоторых задач с параметрами. Задачи с параметрами.
Основная цель – совершенствовать умения и навыки решения линейных,
квадратных уравнений и неравенств, используя определения, учитывая область
определения рассматриваемого уравнения(неравенства); познакомить с методами решения
уравнений (неравенств) при некоторых начальных условиях , комбинированных заданий.
8. Показательная и логарифмическая функции
Свойства показательной и логарифмической функций и их применение. Решение показательных и логарифмических уравнений. Решение показательных и логарифмических неравенств. Комбинированные задачи.
Основная цель – совершенствовать умения и навыки решения более сложных по
сравнению со школьной программой, нестандартных заданий.
9 .Стереометрия (
Многогранники. Тела вращения. Комбинации тел.
Основная цель – систематизация и применение знаний и способов действий
учащихся по школьному курсу стереометрии.
В разделе
«Итоговое повторение»
предусмотрено проведение заключительной контрольной работы по материалам и в форме ЕГЭ, содержащую задания, аналогичные демонстрационному варианту (предполагается использование электронных средств обучения).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
1 |
Задачи на сложные проценты, сплавы, смеси, задачи на части и на разбавление |
1 |
|
2 |
Задачи на сложные проценты, сплавы, смеси, задачи на части и на разбавление |
1 |
|
3 |
Решение задач на равномерное движение по окружности, по прямой, равноускоренное (равнозамедленное) движение |
1 |
|
4 |
Задачи на конкретную и абстрактную работу |
1 |
|
5 |
Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессию |
1 |
|
6 |
Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессию |
1 |
|
7 |
Комбинированные задачи |
1 |
|
8 |
Комбинированные задачи |
1 |
|
9 |
Теоремы синусов и косинусов |
1 |
|
10 |
Свойство биссектрисы угла треугольника |
1 |
|
11 |
Величина угла между хордой и касательной. |
1 |
|
12 |
Величина угла с вершиной внутри угла и вне круга. |
1 |
|
13 |
Окружности, вписанные в треугольники и описанные около треугольников. |
1 |
|
14 |
Вписанные и описанные четырехугольники. |
1 |
|
15 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. |
1 |
|
16 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. |
1 |
|
17 |
Деление многочлена на многочлен с остатком. |
1 |
|
18 |
Деление многочлена на многочлен с остатком. |
1 |
|
19 |
Корни многочленов. Теорема Безу и ее следствие о делимости многочлена на линейный двучлен. |
1 |
|
20 |
Корни многочленов. Теорема Безу и ее следствие о делимости многочлена на линейный двучлен. |
1 |
|
21 |
Нахождение рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами |
1 |
|
22 |
Обобщенная теорема Виета. Преобразование рациональных выражений. |
1 |
|
23 |
Понятие модуля, основные теоремы и геометрическая интерпретация. |
1 |
|
24 |
Способы решения уравнений с модулем |
1 |
|
25 |
Способы решения неравенств с модулем и их систем. |
1 |
|
26 |
Способы решения неравенств с модулем и их систем. |
1 |
|
27 |
Способы решения неравенств с модулем и их систем. |
1 |
|
28 |
Способы решения неравенств с модулем и их систем. |
1 |
|
29 |
Способы решения неравенств с модулем и их систем. |
1 |
|
30 |
Модуль в заданиях ЕГЭ. |
1 |
|
31 |
Преобразование иррациональных выражений. |
1 |
|
32 |
Преобразование иррациональных выражений. |
1 |
|
33 |
Решение иррациональных уравнений и неравенств. |
1 |
|
34 |
Решение иррациональных уравнений и неравенств. |
1 |
|
35 |
Комбинированные задачи |
1 |
|
36 |
Линейные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Линейные неравенства. |
1 |
|
37 |
Линейные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Линейные неравенства. |
1 |
|
38 |
Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Квадратные неравенства. |
1 |
|
39 |
Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Квадратные неравенства. |
1 |
|
40 |
Решение уравнений и неравенств при некоторых начальных условиях. |
1 |
|
41 |
Задачи с параметрами. |
1 |
|
42 |
Задачи с параметрами. |
1 |
|
43 |
Задачи с параметрами. |
1 |
|
44 |
Задачи с параметрами. |
1 |
|
45 |
Свойства показательной и логарифмической функции и их применение. |
1 |
|
46 |
Решение показательных и логарифмических уравнений. |
1 |
|
47 |
Решение показательных и логарифмических уравнений. |
1 |
|
48 |
Решение показательных и логарифмических неравенств. |
1 |
|
49 |
Решение показательных и логарифмических неравенств. |
1 |
|
50 |
Комбинированные задачи. |
1 |
|
51 |
Многогранники. |
1 |
|
52 |
Многогранники. |
1 |
|
53 |
Тела вращения. |
1 |
|
54 |
Комбинация пространственных фигур |
1 |
|
55 |
Тригонометрические функции и их свойства. |
1 |
|
56 |
Преобразование тригонометрических выражений |
1 |
|
57 |
Решение тригонометрических уравнений. |
1 |
|
58 |
Решение тригонометрических уравнений. |
1 |
|
59 |
Решение систем тригонометрических уравнений. |
1 |
|
60 |
Решение систем тригонометрических уравнений. |
1 |
|
61 |
Комбинированные задачи |
1 |
|
62 |
Контрольная работа по материалам и в форме ЕГЭ |
1 |
|
63 |
Контрольная работа по материалам и в форме ЕГЭ |
1 |
|
64 |
Контрольная работа по материалам и в форме ЕГЭ |
1 |
|
65 |
Контрольная работа по материалам и в форме ЕГЭ |
1 |
|
66 |
Анализ контрольной работы. Решение задач из повторения |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.