Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Закона «Об Образовании» РФ.
- Положения о внеурочной деятельности образовательной организации МБОУ средняя школа №6 и плана внеурочной деятельности.
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Актуальность программы
Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, разрушения нравственных норм и ценностей, в силу которых существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Целенаправленные и стихийные процессы привели к значительным изменениям в общественной системе воспитания. Гаджеты заменили многие понятия о красоте, доброте, общении.
Внеурочная деятельность должна помочь открыть детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии, творческой активности, в воспитании художественного вкуса.
Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности позволяет обучающимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.
Программа имеет практическую значимостью. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Новые
жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в
жизнь, выдвигают свои требования:
1. быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые
оригинальные решения;
2. быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация же этих требований предполагает человека с творческими
способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема
творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной
гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно
из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной
жизни человека, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком
окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития
воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но,
пожалуй, наиболее ярко– творческое воображение и мышление. Одним из видов
конструирования является оригами.
Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами
является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для
британцев – еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами
фигурки – только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт
симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство.
Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках
голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.
Цель модулей 1-4:
Формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности.
Задачи:
• Формирование системы представлений о труде, общественно- полезной деятельности.
• Формирование умений для трудовой деятельности, создавать творческий продукт.
• Формировать способности обучающегося самостоятельно выполнять творческий продукт.
Место курса в учебном плане
Программа разработана для обучающихся 1-4 класса реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в общем объеме 135 часа. Количество часов за год: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Наполняемость группы от 5 до 12 человек.
Формы и методы реализации программы:
· Фронтальная и индивидуальная беседа.
· Практикум формирования умений пользоваться цифровой, графической схемой и терминологический.
· Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
· Участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Учебно-тематический план
С учетом специфики данной программы в рабочей программе выделены две содержательные линии, которые дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий в технике оригами».
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
-развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
-знакомит с основными геометрическими понятиями;
-улучшает способность следовать устным инструкциям;
-расширяет коммуникативные способности;
-воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
-воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Модуль 1 (1 класс)
Цель:
Формирование у детей умений и навыков потребности трудиться, добросовестного отношения к трудовой деятельности
Задачи:
-Формирование о труде, общественно- полезной деятельности
-Формирование умения подобрать материал к творческому продукту
-Формировать умение с помощью учителя создавать творческий продукт
Модуль 2 (2 класс)
Цель:
Развитие форм включения детей в творческую, художественно-эстетическую деятельность.
Задачи:
-Формирование умения включаться в творческую деятельность
-Формирование умения создавать творческий продукт
-Формировать умение применять полученные знания в повседневной жизни
Модуль 3 (3 класс)
Цель:
Формировать умения и навыки ответственного, творческого отношения к трудовой деятельности.
Задачи:
-Формирование знаний об эстетическом идеале
-Формирование умения ответственного отношения к созданию творческого продукта
-Создание условий для самостоятельного создания творческого продукта
Модуль 4 (4 класс)
Цель:
Создание условий и поддержка общекультурного развития детей.
Задачи:
- Формирование потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности.
-Формирование умения создавать творческий продукт
- Формировать способность самостоятельно выполнять творческий продукт.
Ожидаемые результаты (личностные и метапредметные)
- Будет знать об эстетических идеалах и ценностях.
- Сумеет изготовить творческий продукт.
- Сможет самостоятельно создавать украшения, декоративные поделки.
Примерное календарно-тематическое планирование
занятий курса по выбору «Оригами» 1 класс.
|
Дата |
Корректировка даты |
Тема занятия |
1. |
|
|
Вводное занятие. Из истории оригами. Правила безопасной работы. |
|
|
|
Азбука оригами. Основные правила работы. Условные знаки, принятые в оригами. Цветок. |
|
|
|
Происхождение бумаги. Условные знаки, принятые в оригами. Складывание квадрата. Василёк. |
|
|
|
Виды бумаги. Условные знаки, принятые в оригами. Тюльпан. |
|
|
|
Условные знаки, принятые в оригами. Панно «Цветы» |
|
|
|
Складывание различных геометрических фигур. «Стакан». |
|
|
|
Складывание различных геометрических фигур. «Лягушка». |
|
|
|
Условные знаки, принятые в оригами. Бабочка из квадрата. |
|
|
|
Условные знаки, принятые в оригами. Машина из квадрата. |
|
|
|
Базовые формы. Хлопушка. |
|
|
|
Базовые формы. Коробка. |
|
|
|
Базовые формы. Животные котёнок. |
|
|
|
Базовые формы. Животные собака |
|
|
|
Базовые формы. Животные цыплёнок |
|
|
|
Базовые формы. Животные голубь |
|
|
|
Базовые формы. Животные лебедь |
|
|
|
Изготовление основных деталей Панно «Кораблики» ко дню 23 февраля. |
|
|
|
Изготовление основных деталей Панно «Самолёты, парашюты» ко дню 23 февраля. |
|
|
|
Изготовление Панно ко дню 23 февраля. |
|
|
|
Изготовление основных деталей «Букет» ко дню 8 марта. Объёмные цветы. Тюльпан. |
|
|
|
Изготовление основных деталей «Букет» ко дню 8 марта. Объёмные цветы. Колокольчик. |
|
|
|
Базовые формы. Верба. |
|
|
|
Модуль. Объёмное оригами. |
|
|
|
Модуль. Изготовление основных деталей фигуры. Мышь. |
|
|
|
Модуль. Сбор фигуры Мышь. |
|
|
|
Модуль. Изготовление основных деталей фигуры Черепашка. |
|
|
|
Модуль. Сбор фигуры Черепашка. |
|
|
|
Модуль. Изготовление основных деталей фигуры Гусеница. |
|
|
|
Модуль. Изготовление основных деталей фигуры Гусеница. |
|
|
|
Модуль. Сбор фигуры Гусеница. |
|
|
|
Готовимся к лету. Оригами кепка. |
|
|
|
Организация выставки поделок. |
Примерное календарно-тематическое планирование
занятий курса «Бумагопластика» (оригами) 2 класс.
|
|
|
Тема занятия |
|
|
|
Правила безопасной работы. Условные знаки, принятые в оригами. |
|
|
|
Происхождение бумаги. Изготовление части фигуры цветной шар. |
|
|
|
Виды бумаги. Изготовление части фигуры цветной шар. |
|
|
|
Сборка частей. Букет «Цветной шар - букет» ко дню Учителя. |
|
|
|
Складывание различных геометрических фигур. |
|
|
|
Условные знаки, принятые в оригами. Мотылёк из квадрата. |
|
|
|
Мотылёк из квадрата. |
|
|
|
Сбор фигуры венок с мотыльками. |
|
|
|
Базовые формы. Тропическая рыбка |
|
|
|
Базовые формы. Хомяк |
|
|
|
Базовые формы. Воробей |
|
|
|
Базовые формы. Ворона |
|
|
|
Базовые формы. Пес |
|
|
|
Базовые формы. Утка |
|
|
|
Базовые формы. Кролик |
|
|
|
Базовые формы. Лошадь |
|
|
|
Базовые формы. Жираф |
|
|
|
Базовые формы. Белка |
|
|
|
Базовые формы. Елка. |
|
|
|
Базовые формы. Елка. |
|
|
|
Базовые формы. Ежик. |
|
|
|
Поделки к 23 февраля. «Истребитель» |
|
|
|
Базовые формы. «Танк» |
|
|
|
Панно «Букет». Объёмные цветы. |
|
|
|
Панно «Букет». Объёмные цветы. |
|
|
|
Объёмные цветы. |
|
|
|
Модуль. Изготовление основных деталей фигуры «Одуванчик». |
|
|
|
Модуль. Изготовление основных деталей фигуры «Одуванчик» Сбор фигуры |
|
|
|
Модуль. Изготовление основных деталей фигуры «Стрекоза» |
|
|
|
Модуль. Изготовление основных деталей фигуры «Стрекоза» Сбор фигуры «Стрекоза» |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Стрекоза» |
|
|
|
Модуль. Изготовление основных деталей фигуры .Сбор фигуры на тему «Мои фантазии» |
|
|
|
Модуль. Изготовление основных деталей фигуры .Сбор фигуры на тему «Мои фантазии» |
|
|
|
Организация выставки поделок |
Примерное календарно-тематическое планирование
занятий курса по выбору «Оригами» 3 класс.
|
Дата |
Корректировка даты |
Тема занятия |
|
|
|
Вводное занятие. Правила безопасной работы. |
|
|
|
Азбука оригами. Основные правила работы. Модуль «Змейка» |
|
|
|
Условные знаки, принятые в оригами. Модуль «Змейка» |
|
|
|
Условные знаки, принятые в оригами. Модуль «Солнце» |
|
|
|
Сборка фигуры «Солнце» |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры. Модуль «Подсолнухи» |
|
|
|
Сборка фигуры «Подсолнухи» |
|
|
|
Сборка фигуры «Подсолнухи» |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Снежинка». |
|
|
|
Сбор фигуры « Снежинка» |
|
|
|
Сбор фигуры « Снежинка» |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры « Елка» Сбор фигуры «Елка» |
|
|
|
Сбор фигуры «Елка» |
|
|
|
Сбор фигуры «Елка» |
|
|
|
Сбор фигуры «Елка» |
|
|
|
Базовые формы. Обезьяна |
|
|
|
Базовые формы. Машина |
|
|
|
Базовые формы. Самолёт |
|
|
|
Изготовление поздравительной открытки к 23 февраля. Объёмная звёздочка |
|
|
|
Изготовление поздравительной открытки к 8 марта Мозаика из модулей оригами. Цветочные мотивы. |
|
|
|
Изготовление поздравительной открытки к 8 марта Мозаика из модулей оригами. Цветочные мотивы. |
|
|
|
Мозаика из сердечек |
|
|
|
Мозаика из сердечек |
|
|
|
Круговая мозаика |
|
|
|
Круговая мозаика |
|
|
|
Оригами – мозаика. Орнамент |
|
|
|
Оригами – мозаика. Орнамент |
|
|
|
Оригами – мозаика. Орнамент |
|
|
|
Базовые формы. Голубь Мира |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Паук» |
|
|
|
Сбор фигуры « Паук» |
|
|
|
Сбор фигуры « Паук» |
|
|
|
Модуль. Мозаика. Изготовление основных деталей фигуры. Сбор фигуры на тему «Мои фантазии» |
|
|
|
Организация выставки поделок |
Примерное календарно-тематическое планирование занятий «Оригами» 4 класс.
Подарки к праздникам
|
дата |
Коррекция даты |
Тема занятия |
|
|
|
Вводное занятие. Из истории оригами. Правила безопасной работы. |
|
|
|
Азбука оригами. Основные правила работы. Условные знаки, принятые в оригами. Рыбка из веера. |
|
|
|
Виды бумаги. Поделки из вееров. |
|
|
|
Базовые формы. Открытка ко дню учителя. Подснежники |
|
|
|
Базовые формы. Лотос. Панно Лотосы |
|
|
|
Базовые формы. Закат на море |
|
|
|
Базовые формы. Летнее шоу |
|
|
|
Базовые формы. Парусная регата |
|
|
|
Базовые формы. «Анютины глазки» ко дню матери |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры Подсолнухи. |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры Подсолнухи. Сбор фигуры |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Цветок» |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Цветок». Сборка открытки |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Новогодняя ель». Сбор фигуры |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Елка со звездами».Сбор фигуры |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Корзина с розами». Сборка открытки |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Корзина с розами». Сборка открытки |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Корзина с розами». Сборка открытки |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Сердечки» Сборка открытки. |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Валентинка» Сборка открытки |
|
|
|
Изготовление основных деталей ко дню 23 февраля. Объёмные звездочки |
|
|
|
Изготовление основных деталей ко дню 23 февраля. Объёмные звездочки |
|
|
|
Изготовление основных деталей Панно «Букет» ко дню 8 марта. |
|
|
|
Изготовление основных деталей Панно «Букет» ко дню 8 марта. Цветочная восьмёрка |
|
|
|
Изготовление основных деталей Панно «Букет цветов» ко дню 8 марта. Сборка открытки |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Космос» Сборка открытки |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Лучики солнца» Сборка открытки |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Солнечный цветок» Сборка открытки |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Солнечный цветок» Сборка открытки |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Экзотика» Сборка открытки |
|
|
|
Изготовление основных деталей фигуры «Аквариум». Сборка открытки |
|
|
|
Происхождение бумаги. Модуль. Изготовление основных деталей фигуры «Рыбка» Сбор фигуры |
|
|
|
Модуль. Изготовление основных деталей фигуры. Сбор фигуры на тему «Мои фантазии» |
|
|
|
Организация выставки поделок |
Для реализации программного содержания используются:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.