Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности» 3 класс
Возраст учащихся 8 лет
Срок реализации 1 год ( по 1 часу в неделю)
Составитель:
Романова
Татьяна
Анатольевна
Должность учитель
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) ОГБОУ "Шацкая школа-интернат" 2022-2026г.г. Утверждена приказом директора № 115 от 01.09.2022 г.
Результаты освоения курса
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
· осознание себя как члена семьи, общества и государства;
· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
· развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· составление простых планов с помощью учителя;
· понимание цели своих действий;
· проявление познавательной и творческой инициативы;
· оценка правильности выполнения действий;
· адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Познавательные УУД:
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
· овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные УУД:
· составление текстов в устной и письменной формах;
· умение слушать собеседника и вести диалог;
· умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
· понимание и правильное использование экономических терминов;
· представление о роли денег в семье и обществе;
· умение характеризовать виды и функции денег;
· знание источников доходов и направлений расходов семьи;
· умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
· определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
· проведение элементарных финансовых расчётов.
Планируемые результаты
· Выпускник научится:
· осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
· определять актуальные и потенциальные источники доходов;
· анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
· учить планировать личный бюджет и постановку целей;
· рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
· Выпускник получит возможность научиться:
· выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
· оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
· оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
· сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
· оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
· оценивать эффективность и качество финансовых ценностей, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества;
· формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.
Основные содержательные линии курса:
· • деньги, их история, виды, функции;
· • семейный бюджет.
· Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Результативность реализации программы отслеживается через:
· устный опрос;
· письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
· тестовое задание;
· решение задач;
· решение кроссворда и анаграммы;
· мини-исследование;
· графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
· творческая работа: постер, компьютерная презентация;
· викторина;
· проект.
Тематическое планирование 3 класс
№ |
Название раздела |
Количество часов |
|
1 |
Откуда в семье берутся деньги |
9 |
|
2 |
На что тратятся деньги |
9 |
|
3 |
Как с умом управлять своими деньгами |
8 |
|
4 |
Как делать сбережения |
8 |
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ |
Название раздела, тема |
Количество часов |
Дата проведения |
|
Факт |
План |
|||
|
Откуда в семье берутся деньги (9 ч.) |
|||
1. |
Регулярные и нерегулярные доходы |
1 |
|
|
2. |
Клады, лотереи, наследство |
1 |
|
|
3. |
Заработная плата |
1 |
|
|
4. |
Пенсия, пособия, стипендии |
1 |
|
|
5. |
Аренда и проценты в банке, кредиты |
1 |
|
|
6. |
Решение задач с элементарными денежными расчетами |
1 |
|
|
7. |
Обобщение по разделу «Откуда в семье берутся деньги» |
1 |
|
|
8. |
Наши проекты |
1 |
|
|
9. |
Защита проектов |
1 |
|
|
|
На что тратятся деньги (9 ч.) |
|||
10. |
Расходы на самое необходимое |
1 |
|
|
11. |
Сбережения и непредвиденные расходы |
1 |
|
|
12. |
Вредные привычки |
1 |
|
|
13. |
Хобби |
1 |
|
|
14. |
Потребности людей и ограниченность ресурсов |
1 |
|
|
15. |
Решение задач с элементарными денежными расчетами |
1 |
|
|
16. |
Обобщение по разделу «На что тратятся деньги» |
1 |
|
|
17. |
Наши проекты |
1 |
|
|
18. |
Защита проектов |
1 |
|
|
|
Как с умом управлять своими деньгами (8 ч.) |
|||
19. |
Расходы и доходы. Считаем деньги |
1 |
|
|
20. |
Учимся экономить |
1 |
|
|
21. |
Способы сокращения и увеличения доходов |
1 |
|
|
22. |
Семейный бюджет, правила его составления |
1 |
|
|
23. |
Решение задач с элементарными денежными расчетами |
1 |
|
|
24. |
Обобщение по разделу «Как с умом управлять своими деньгами» |
1 |
|
|
25. |
Наши проекты |
1 |
|
|
26. |
Защита проектов |
1 |
|
|
|
Как делать сбережения (8 ч.) |
|||
27. |
Как откладывать деньги |
1 |
|
|
28. |
Как распорядиться своими сбережениями |
1 |
|
|
29. |
Что мы узнали о доходах и расходах семьи |
1 |
|
|
30. |
Решение задач с элементарными денежными расчетами |
1 |
|
|
31. |
Обобщение по разделу «Как делать сбережения» |
1 |
|
|
32. |
Наши проекты |
1 |
|
|
33. |
Защита проектов |
1 |
|
|
34. |
Итоговое занятие. |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.