Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
Согласовано Заместитель директора по ВР
__________ Мансурова Г.Г.
«___» _______ 2023г |
.
|
Утверждаю Директор школы
_________ Завзанов С.З.
«___» _______ 2023г.
|
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии
«Занимательная биология»
5 «б» класс
Составила:
учитель биологии
Базаева А.Ю.
с. Красный Восход
2023г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии «Занимательная биология» для 5 «б» класса составлена на основе:
1.Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
3.Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2023-2024 учебный год;
Цель: развитие практических умений и навыков при проведении лабораторных опытов и выполнении проектных работ.
Задачи: формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений общебиологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов; развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности; подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении; формирование основ экологической грамотности.
индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы); групповые (биологические эксперименты, опыты, викторины, конкурсы, игры); обучение в микро-группах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).
словесные (рассказ, беседа, лекция); наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);
проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность);
практические (лабораторные работы, практические работы);
контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, лабораторно- практический контроль, устный и письменный контроль динамики роста знаний, умений, навыков).
1. Учебные занятия:
· комплексное;
· индивидуальные;
· полевой практикум;
· лабораторные и практические работы.
2. Контрольные занятия:
· защита проекта;
· конференции, круглые столы;
· викторины;
· Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
Научная: идея единства и неразрывной связи всего живого, зависимости организма от условий окружающей среды и его влияние
на экосистему.
Общепедагогическая: идея талантливости каждого ученика. Ориентация педагогического процесса на личность школьника,
на создание для каждого ситуации успеха, на формирование положительной «я – концепции».
Принципы обучения и воспитания, заложенные в программе:
- принцип гуманизации – использование богатого гуманитарного потенциала содержания экологического образования, формирование системы моральных ценностей, уважение к законам природы, реализация права человека на благоприятную среду жизни.
- принцип научности – достаточный уровень учебной информации об организации живых систем и биосферы.
- принцип интеграции: обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания различных видов деятельности учащихся.
- принцип непрерывности: постепенное и этапное формирование компетенций личности школьника. Организация обучения, воспитания и развития школьников как в младшем, так и в среднем и старшем звене, как на уроках, так и во внеурочное время.
- принцип активной и самостоятельной деятельности: возникающая в ходе самостоятельной работы поисковая доминанта вызывает возбуждение коры больших полушарий, является предпосылкой исследовательской деятельности, в результате которой ученик совершает
«открытие» существенных связей между изучаемыми фактами, явлениями, процессами, учится конструировать способы обнаружения этих связей.
- принцип дифференциации: подразумевает личностно ориентированный, деятельностный подход, учитывает обученность и обучаемость детей,
Предметные результаты:
1) формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
2) умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эво- люционного развития органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции;
3) владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
4) понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов;
5) умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;
6) умение объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам;
7) умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека;
8) сформированность представлений о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков;
9) сформированность представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном факторе;
10) сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их преодоления;
11) умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчёты, делать выводы на основании полученных результатов;
12) умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы;
13) понимание вклада российских и зарубежных учёных в развитие биологических наук;
14) владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности;
15) умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;
16) умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;
17) сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
18) умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и
Занятия в программе логически связаны между собой, составляют единую систему, что обеспечивает целостное восприятие окружающего мира и формирование системы знаний по биологии, экологии, охране природы.
Тематический план курса внеурочной деятельности
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Введение |
4 |
2. |
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов |
7 |
3 |
Многообразие живых организмов |
8 |
4. |
Процессы жизнедеятельности растений |
16 |
№ |
№
|
Проведение по плану |
наименование тем |
оборудование |
|||
Тема 1.Введение (4ч) |
|||||||
1 |
1 |
1неделя сентября |
Экскурсия явления природе» |
в |
«Осенние живой |
|
|
2 |
2 |
2неделя сентября |
Техника безопасности в лаборатории. Лабораторное оборудование |
|
|||
3 |
3 |
3неделя сентября |
Критерии вида. Определение видов растений по морфологическому критерию. |
Гербарные материалы |
|||
4 |
4 |
4неделя сентября |
Определение среды обитания организмов по внешнему признаку. |
Натуральные объекты |
|||
Тема 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (7 ч) |
|||||||
5 |
1 |
1неделя октября |
Л/Р. «Рассматривание под микроскопом клеток кожицы лука, традесканции». |
Цифровая лаборатория. Комплект оборудования для биологии. |
|||
6 |
2 |
2неделя октября |
Л/р «Рассматривание под микроскопом различных растительных тканей». |
Цифровая лаборатория Готовые микропрепараты растений. |
|||
7 |
3 |
3неделя октября |
Отличительные особенности растительной клетки. |
Цифровая лаборатория Готовые микропрепараты растений и животных. |
|||
8 |
4 |
4неделя октября |
Особенности химического состава живых организмов: органические и неорганические вещества. Их роль в организме. |
Химическое оборудование |
|||
9 |
5 |
2ноября |
неделя |
Л/р «Наблюдение фаз митоза в клетках растений» |
Цифровая лаборатория Готовые микропрепараты |
||
10 |
6 |
3ноября |
неделя |
Единство живого. Л/р «Отличие растительной и животной клеток» |
Цифровая лаборатория Готовые микропрепараты |
||
11 |
7 |
4неделя ноября |
Семинар на тему «Клетка-основа строения жизнедеятельности организмов» |
Защита проектов |
Тема 3. «Многообразие живых организмов» (8ч) |
||||
12 |
1 |
1неделя декабря |
Л/р «Изучение морфологии бактерий, вызывающих молочнокислое брожение» |
Цифровой микроскоп, молоко, молочная сыворотка. Химическая посуда, мерные цилиндры. |
13 |
2 |
2неделя декабря |
л/Р «Исследование качества хлебопекарных дрожжей» |
Электронные весы. Цифровой микроскоп, программное обеспечение, цифровой лаборатории; 6.Химическая посуда, мерные цилиндры, фарфоровые чашки, |
14 |
3 |
3неделя декабря |
Л/р «Выращивание плесневых грибов» |
Работа с натуральными объектами. |
15 |
4 |
4неделя декабря |
Съедобные и ядовитые грибы. |
Работа с натуральными объектами. |
16 |
5 |
1неделя января |
Грибы паразиты. |
Цифровой микроскоп. Готовые микропрепараты |
17 |
6 |
2неделя января |
Л/р «Строение дрожжевых грибов» |
Цифровой микроскоп. Готовые микропрепараты |
18 |
7 |
3неделя января |
Экскурсия «Зимние Явления в живой природе» |
|
19 |
8 |
4неделя января |
Защита проектов- отчётов по экскурсии. |
|
Тема 4. «Процессы жизнедеятельности растений» (16ч) |
||||
20 |
1 |
1неделя февраля |
Л/р «Влияние факторов среды на прорастание семян» |
) |
21 |
2 |
2неделя февраля |
Л/р «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев». |
Компьютер с программным обеспечением
∙Комнатное растение: монстера или пеларгония |
22 |
3 |
3неделя февраля |
Л/р «Клеточное строение корня». |
Цифровая лаборатория Готовые микропрепараты. |
23 |
4 |
4неделя февраля |
Л/р «Наблюдение за устьичными движениями под микроскопом» |
Компьютер с программным обеспечением Цифровая лаборатория. |
24 |
5 |
1 неделя марта |
Л/Р.«Дыхание растений» |
Цифровая лаборатория по экологии. Датчик углекислого газа |
25 |
6 |
2 неделя марта |
Л/р «Поглощение воды корнем» |
|
26 |
7 |
3 неделя марта |
Л/р «Выделение растением кислорода на свету» |
|
27 |
8 |
4 неделя марта |
Л/р «Испарение воды листьями до и после полива». |
Компьютер с программным обеспечением Комнатное растение: монстера или пеларгония |
28 |
9 |
1неделя апреля |
Л/р «Образование крахмала в листьях зелёных растений» |
|
29 |
10 |
2неделя апреля |
Л/р«Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения» |
|
30 |
11 |
3неделя апреля |
Л/р«Измерение влажности и температуры в классе и около растения». |
Компьютер с программным обеспечением
∙Комнатное растение: монстера или пеларгония |
31 |
12 |
4неделя апреля |
Л/р«Измерение влажности и температуры в разных зонах класса» |
Компьютер с программным обеспечением
∙Комнатное растение: монстера или пеларгония |
32 |
13 |
1 неделя мая |
Л/р «Передвижение веществ по побегу растения» |
|
33 |
14 |
2 неделя мая |
Экскурсия «Весенние явления в живой природе» |
|
34 |
15 |
3 неделя мая |
Защита проектов
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.