Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Занимательная биология" 5 "б" класс 2023
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Занимательная биология" 5 "б" класс 2023

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
11 кл
18.06.2024
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Занимательная биология" 5 "б" класс 2023
Цель: развитие практических умений и навыков при проведении лабораторных опытов и выполнении проектных работ. Задачи: формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений общебиологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов; развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности; подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении; формирование основ экологической грамотности.
внеурочка занимательная биология 5кл..docx

 

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Кизлярского района Республики Дагестан

 

Согласовано

Заместитель директора по ВР

 

__________         Мансурова Г.Г.

 

«___» _______ 2023г

.                                                       

 

Утверждаю

Директор школы

 

_________   Завзанов С.З.

 

                 «___» _______ 2023г.

 


 

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии

«Занимательная биология»

5 «б» класс

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

учитель биологии

Базаева А.Ю.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

с. Красный Восход

 

2023г.

 

 


Пояснительная записка

                   Рабочая программа  внеурочной деятельности  по биологии «Занимательная биология» для 5 «б» класса составлена на основе:

1.Федерального  закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

3.Основной  образовательной  программы основного общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2023-2024 учебный год;

                       Цель: развитие практических умений и навыков при проведении лабораторных опытов и    выполнении проектных работ.  

Задачи: формирование системы    научных         знаний о        системе живой  природы и начальных представлений общебиологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов; развитие умений и навыков проектно исследовательской деятельности; подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении; формирование           основ  экологической грамотности.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы обучения:

индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы); групповые (биологические эксперименты, опыты, викторины, конкурсы, игры); обучение                     в микро-группах (проектная          деятельность, создание                                     компьютерных  презентаций).

Методы обучения:

словесные (рассказ, беседа, лекция); наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);

проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность);


практические (лабораторные работы, практические работы);

контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, лабораторно- практический контроль, устный и письменный контроль динамики роста знаний, умений, навыков).

Типы и виды занятий

1.      Учебные занятия:

·         комплексное;

·         индивидуальные;

·         полевой практикум;

·         лабораторные и практические работы.

2.      Контрольные занятия:

·         защита проекта;

·         конференции, круглые столы;

·         викторины;

·         Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.

 

Основные идеи программы

Научная: идея единства и неразрывной связи всего живого, зависимости организма от условий окружающей среды и его влияние

на   экосистему.

Общепедагогическая: идея талантливости каждого ученика. Ориентация педагогического процесса на личность школьника,

на создание для каждого ситуации успеха, на формирование положительной «я – концепции».

Принципы обучения и воспитания, заложенные в программе:

-               принцип гуманизации использование богатого гуманитарного потенциала содержания экологического образования, формирование системы моральных ценностей, уважение к законам природы, реализация права человека на благоприятную среду жизни.

-              принцип научности – достаточный уровень учебной информации об организации живых систем и биосферы.

-            принцип интеграции: обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания различных видов деятельности учащихся.

-               принцип непрерывности: постепенное и этапное формирование компетенций личности школьника. Организация обучения, воспитания и развития школьников как в младшем, так и в среднем и старшем звене, как на уроках, так и во внеурочное время.

-            принцип активной и самостоятельной деятельности: возникающая в ходе самостоятельной работы поисковая доминанта вызывает возбуждение коры больших полушарий, является предпосылкой исследовательской деятельности, в результате которой ученик совершает

«открытие» существенных связей между изучаемыми фактами, явлениями, процессами, учится конструировать способы обнаружения этих связей.

-               принцип дифференциации: подразумевает личностно ориентированный, деятельностный подход, учитывает обученность и обучаемость детей,


Планируемые результаты

Предметные результаты:

1)     формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;

2)     умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эво- люционного развития органического мира в его единстве с неживой природой;   сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции;

3)     владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

4)     понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов;

5)     умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;

6)     умение объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам;

7)     умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека;

8)     сформированность представлений о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков;

9)     сформированность представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном факторе;

10) сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их преодоления;

11) умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчёты, делать выводы на основании полученных результатов;

12) умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы;

13) понимание вклада российских и зарубежных учёных в развитие биологических          наук;

14) владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности;

15) умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;


16) умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;

17) сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

18) умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 

Структура программы

Занятия в программе логически связаны между собой, составляют единую систему, что обеспечивает целостное восприятие окружающего мира и формирование системы знаний по биологии, экологии, охране природы.

 

Тематический план курса внеурочной деятельности

 

Тема

Кол-во часов

1.

Введение

4

2.

Клетка основа строения и жизнедеятельности организмов

7

3

Многообразие живых организмов

8

4.

Процессы жизнедеятельности растений

16

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

Календарное планирование 5 класс

 

Проведение                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   по плану

наименование тем

оборудование

Тема 1.Введение (4ч)

1

1

1неделя сентября

Экскурсия явления

природе»

 

в

«Осенние

живой

 

2

2

2неделя  

сентября

Техника безопасности   в лаборатории. Лабораторное                    оборудование

 

3

3

3неделя

 сентября

Критерии              вида. Определение видов  растений по морфологическому критерию.

Гербарные материалы

4

4

4неделя

 сентября

Определение среды обитания организмов  по внешнему признаку.

Натуральные объекты

Тема 2. Клетка основа строения и жизнедеятельности организмов (7 ч)

5

1

1неделя октября

Л/Р. «Рассматривание под микроскопом  клеток кожицы лука, традесканции».

Цифровая лаборатория. Комплект оборудования для биологии.

6

2

2неделя октября

Л/р «Рассматривание под    микроскопом различных

растительных тканей».

Цифровая лаборатория

Готовые микропрепараты растений.

7

3

3неделя октября

Отличительные

особенности растительной клетки.

Цифровая лаборатория

Готовые микропрепараты растений и животных.

8

4

4неделя октября

Особенности химического состава   живых                   организмов: органические       и неорганические вещества. Их роль в организме.

Химическое оборудование

9

5

2ноября

неделя

Л/р «Наблюдение фаз митоза в клетках растений»

Цифровая лаборатория Готовые микропрепараты

10

6

3ноября

неделя

Единство живого. Л/р

«Отличие растительной     и

животной клеток»

Цифровая лаборатория

Готовые микропрепараты


11

7

4неделя     ноября

Семинар      на      тему

«Клетка-основа    строения жизнедеятельности организмов»

Защита проектов

Тема 3. «Многообразие живых организмов» (8ч)

12

1

1неделя   декабря

Л/р «Изучение морфологии бактерий, вызывающих

молочнокислое брожение»

Цифровой микроскоп,

молоко, молочная сыворотка. Химическая посуда, мерные цилиндры.

13

2

2неделя декабря

л/Р «Исследование

качества хлебопекарных дрожжей»

Электронные весы.

Цифровой микроскоп, программное обеспечение,

цифровой лаборатории;

6.Химическая посуда, мерные цилиндры, фарфоровые чашки,

14

3

3неделя              декабря

Л/р «Выращивание плесневых грибов»

Работа с натуральными объектами.

15

4

4неделя  декабря

Съедобные и ядовитые

грибы.

Работа с натуральными объектами.

16

5

1неделя  января

Грибы паразиты.

Цифровой микроскоп. Готовые микропрепараты

17

6

2неделя  января

Л/р «Строение

дрожжевых грибов»

Цифровой микроскоп. Готовые микропрепараты

18

7

3неделя                  января

Экскурсия «Зимние

Явления в живой природе»

 

19

8

4неделя              января

Защита проектов- отчётов по экскурсии.

 

Тема 4. «Процессы жизнедеятельности растений» (16ч)

20

1

1неделя    февраля

Л/р                  «Влияние

факторов     среды     на прорастание семян»

)

21

2

2неделя               февраля

Л/р           «Зависимость транспирации      и

температуры              от

площади поверхности листьев».

Компьютер с программным обеспечением

 

∙Комнатное растение: монстера или пеларгония

22

3

3неделя  февраля

Л/р              «Клеточное

строение корня».

Цифровая лаборатория

Готовые микропрепараты.

23

4

4неделя               февраля

Л/р      «Наблюдение за  устьичными  движениями под микроскопом»

Компьютер с программным обеспечением Цифровая лаборатория.

24

5

1 неделя марта

Л/Р.«Дыхание растений»

Цифровая      лаборатория      по      экологии.      Датчик

углекислого газа

25

6

2 неделя марта

Л/р «Поглощение

воды корнем»

 

26

7

3 неделя марта

Л/р «Выделение растением

кислорода на свету»

 


27

8

4 неделя марта

Л/р «Испарение воды листьями до и после полива».

Компьютер с программным обеспечением

Комнатное растение: монстера или пеларгония

28

9

1неделя  апреля

Л/р     «Образование  крахмала                   в           листьях

зелёных растений»

 

29

10

2неделя  апреля

Л/р«Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения»

 

30

11

3неделя  апреля

Л/р«Измерение влажности             и

температуры в классе и около растения».

Компьютер с программным обеспечением

 

∙Комнатное растение: монстера или пеларгония

31

12

4неделя       апреля

Л/р«Измерение влажности            и температуры в разных зонах класса»

Компьютер с программным обеспечением

 

∙Комнатное растение: монстера или пеларгония

32

13

1 неделя мая

Л/р       «Передвижение веществ    по        побегу

растения»

 

33

14

2 неделя мая

Экскурсия    «Весенние

явления       в       живой природе»

 

34

15

3 неделя мая

Защита           проектов

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах

Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах

1) владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;…

1) владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;…

Структура программы Занятия в программе логически связаны между собой, составляют единую систему, что обеспечивает целостное восприятие окружающего мира и формирование системы знаний по биологии, экологии,…

Структура программы Занятия в программе логически связаны между собой, составляют единую систему, что обеспечивает целостное восприятие окружающего мира и формирование системы знаний по биологии, экологии,…

Календарное планирование 5 класс № №

Календарное планирование 5 класс № №

Единство живого. Л/р «Отличие растительной и животной клеток»

Единство живого. Л/р «Отличие растительной и животной клеток»

Л/р «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев»

Л/р «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев»

Л/р «Передвижение веществ по побегу растения» 33 14 2 неделя мая

Л/р «Передвижение веществ по побегу растения» 33 14 2 неделя мая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024