МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
ГБОУ «СОШ № 1 С.П. ВЕРХНИЕ АЧАЛУКИ»
Рассмотрено: На заседании методического объединения классных руководителей __________/Шадыжева М.А./ Протокол № ____ От «___» ____________2024 |
Согласовано: Заместитель директора по ВР
_______/Долтмурзиева М.М./ Приказ____ от «__» ___________2024 |
Утверждено: Директор ГБОУ «СОШ № 1 с.п. Верхние Ачалуки»
____________/ Аушева З.А / Приказ _______ От «__» _________ 2024 |
|
|
|
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
«Юный Пифагор»
Для 3 класса
на 2024 – 2025 учебный год
Преподаватель:
Кузгиева Лемка Мусаевна
с.п. Верхние Ачалуки
Программа дополнительного образования «Юный Пифагор» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся, имеет естественнонаучную направленность.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Педагогическая целесообразность: Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Юный Пифагор» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель: привитие интереса учащимся к математике, систематизация и углубление знаний по математике
Задачи программы:
Обучающие:
• расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
• развитие краткости речи;
• умелое использование символики;
• правильное применение математической терминологии;
• умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; • умение делать доступные выводы и обобщения;
• обосновывать свои мысли.
• создание условий для формирования и развития ключевых компетенций, обучающихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
• научить детей следить за развитием событий во время занятия.
• научить работать самостоятельно.
Развивающие:
• развитие универсальных способов мысли деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, воображения, умения производить логические операции);
• развитие и повышение спортивной работоспособности;
• развитие внимания, памяти, логического мышления и способности к концентрации внимания, развитие интеллектуальных способностей;
• развитие творческого мышления;
• развитие образного и ассоциативного мышления;
• развивать способность к самооценке и самоконтролю.
• Воспитывающие:
• воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
• воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность;
• обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие;
• расширить кругозор ребёнка;
• бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
• привить навыки самодисциплины;
• способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Ожидаемые результаты:
Занятия по программе должны помочь учащимся:
• усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
• помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
• формировать творческое мышление;
• способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Планируемые результаты изучения программы «Юный Пифагор».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
• развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
• воспитание чувства справедливости, ответственности;
• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предметные результаты:
• сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
• моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
• применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
• выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
Метапредметные результаты:
• анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
• включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
• аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
• сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
• контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Условия набора учащихся: для обучения по программе «Юный Пифагор» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.
Данная программа рассчитана на 1год обучения.
Программа рассчитана на детей с 10 до 12 лет.
1 год-68 часов в год.
Программа «Юный Пифагор» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, обмениваться мыслями). Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Формы и режим занятий: обучение по программе «Юный Пифагор» проводится в очной форме и предусматривает проведение аудиторных и практических занятий, обобщение результатов, полученных универсальных учебных действий.
Занятия обучения проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, т.е. 2 часа в неделю (68 часов в год).
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная.
Формы проведения занятий: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы, викторины.
Формы и виды контроля: Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависят от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, конкурсы, творческие работы, игры.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы. Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Материально-техническое обеспечение программы: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Кадровое обеспечение программы: Для реализации Программы необходим педагог дополнительного образования, который имеет образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Учебный план
№ |
Название темы |
|
Кол-во часов |
Формы |
|
|
|
|
|||
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
контроля |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (охрана труда) |
2 |
1 |
1 |
Входная диагностика, опрос |
2 |
Числа. Арифметические действия. Величины. |
15 |
7 |
8 |
Фронтальная, наблюдение |
3 |
Математические игры |
14 |
7 |
7 |
Комбинированный, наблюдение |
4 |
Математические пирамиды |
9 |
4 |
5 |
Комбинированный, наблюдение |
5 |
Геометрические фигуры |
6 |
3 |
3 |
Комбинированный, наблюдение |
6 |
Мир занимательных задач |
10 |
5 |
5 |
Комбинированный, наблюдение |
7 |
Геометрическая мозаика |
11 |
5 |
5 |
Комбинированный, наблюдение |
7 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
1 |
Фронтальный |
|
ИТОГО |
68 |
33 |
35 |
|
Особенности образовательного процесса обучения:
Отличительной особенностью является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Задачи обучения:
Обучающие:
• расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
• развитие краткости речи;
• умелое использование символики;
• правильное применение математической терминологии;
• умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; • умение делать доступные выводы и обобщения;
• обосновывать свои мысли.
• создание условий для формирования и развития ключевых компетенций, обучающихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
• научить детей следить за развитием событий во время занятия.
• научить работать самостоятельно.
Развивающие:
• развитие универсальных способов мысли деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, воображения, умения производить логические операции);
• развитие и повышение спортивной работоспособности;
• развитие внимания, памяти, логического мышления и способности к концентрации внимания, развитие интеллектуальных способностей;
• развитие творческого мышления;
• развитие образного и ассоциативного мышления;
• развивать способность к самооценке и самоконтролю.
• Воспитывающие:
• воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
• воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность;
• обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие;
• расширить кругозор ребёнка;
• бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
• привить навыки самодисциплины;
• способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПИФАГОР».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
• развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
• воспитание чувства справедливости, ответственности;
• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предметные результаты:
• сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
• моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
• применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
• выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
Метапредметные результаты:
• анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
• включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
• аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
• сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
• контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Содержание
Вводное занятие. Числа. Арифметические действия. Величины.
Теория: инструктаж по охране труда. Техника безопасности. Знакомство с программой. Цели и задачи объединения. «Что такое математика». Значение знаний математики в повседневной жизни. Информировать учащихся о последовательности чисел от 1 до 1000000; составлять задачи на сложение, вычитание, умножение, деление.
Практика: знать написание цифр и чисел от 1 до 1000000. Математические задачи. Уметь решать математические задачи на сложение, вычитание, умножение, деление. Уметь восстановить примеры: поиск числа.
1. Математические игры
Теория: знать игры с игральными кубиками, мячом, игры с двусторонними карточками. Научить определять задачу в играх, составлять несколько способов ее решения. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Практика: уметь применять математические игры в жизни, уметь принять решение в математических играх. Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами. включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
2. Математические пирамиды
Теория: сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Практика: моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
3. Геометрические фигуры
Теория: познакомить с формой и размерами, предметами, их размещением в пространстве. Познакомится с точками, плоскостями.
Практика: Уметь применять геометрические фигуры в заданиях. Знать и уметь начертить геометрические фигуры, такие как: круг, квадрат, прямоугольник, ромб, овал, трапецию, пятиугольник, шестиугольник.
4. Мир занимательных задач
Теория: анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаковосимволические средства для моделирования ситуации.
Практика: конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; воспроизводить способ решения задачи; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
5. Геометрическая мозаика
Теория: ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; ориентироваться
на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения; анализировать расположение деталей (тонов, тре-
угольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
Практика: проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
6. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов реализации программы. Награждение.
Особенности реализации программы в условиях работы в период пандемии коронавирусной инфекции.
Безопасность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, в том числе санитарно–гигиенической безопасности, в целях противодействия распространению в Санкт – Петербурге коронавирусной инфекции (covid-19) по направленности естественнонаучные дисциплины обеспечивается в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил.
С П 3.1/2. 4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы общеобразовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19), утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16.
1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (covid-19) в эпидемическом сезоне 2020 -2021 годов».
2. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 № 121 «О мерах по противодействию распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (covid-19) с изменениями и дополнениями на момент проведения занятий».
№ п/п |
Раздел/тема занятия* |
Количество |
Дата |
Форма контроля |
|||||||||||||||
всего |
Теория |
Прак тика |
По плану |
По факту |
|
||||||||||||||
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. «Что такое математика». Математика – это решение нестандартных задач. Математические игры: Игра «Муха»: «муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). |
1 |
1 |
|
3.09 |
|
Входная диагностика, |
||||||||||||
2 |
Инструктаж по охране труда. «Что такое математика». Математика – это решение нестандартных задач. Математические игры: Игра «Муха»: «муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). |
1 |
|
1
|
07.09 |
|
опрос |
||||||||||||
3 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. |
1 |
1 |
|
10.09 |
|
наблюдение |
||||||||||||
4 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Путешествие точки. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» по алгоритму. Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». |
1
|
|
1
|
14.09 |
|
наблюдение |
||||||||||||
5 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. |
1 |
1 |
|
17.09 |
|
наблюдение |
||||||||||||
6 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. |
1 |
|
1
|
21.09 |
|
наблюдение |
||||||||||||
7 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. |
1 |
1 |
|
24.09 |
|
наблюдение |
||||||||||||
8 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Праздник числа 10 «Сколько деревьев вокруг» Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». |
1 |
|
1
|
28.09 |
|
наблюдение |
||||||||||||
9 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Конструирование многоугольников. Составление многоугольников с заданным разбиением на части; из деталей танграм с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
1 |
|
1
|
01.10 |
|
наблюдение |
||||||||||||
10 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Игра-соревнование «Веселый счёт» Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Судоку. |
1 |
1 |
|
05.10 |
|
наблюдение |
||||||||||||
11 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Логические задачи со спичками. |
1 |
|
1
|
08.10 |
|
наблюдение |
||||||||||||
12 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Викторина «Своя игра» с величинами. |
1 |
1 |
|
12.10 |
|
наблюдение |
||||||||||||
13 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Решение задач на внимательность с различными величинами разного уровня. |
1 |
|
1 |
15.10 |
|
наблюдение |
||||||||||||
14 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Весёлая геометрия. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
1 |
1 |
|
19.10 |
|
наблюдение |
||||||||||||
15 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 100»; «Вычитание в пределах 100» |
1 |
|
1
|
22.10 |
|
наблюдение |
||||||||||||
16 |
Числа. Арифметические действия. Величины. «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. |
1 |
1 |
|
26.10 |
|
наблюдение |
||||||||||||
17 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. |
1 |
|
1
|
29.10 |
|
наблюдение |
||||||||||||
18 |
Математические игры. Математическая карусель. Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». |
1 |
1 |
|
5.11 |
|
наблюдение |
||||||||||||
19 |
Математические игры. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
1 |
|
1
|
9.11 |
|
наблюдение |
||||||||||||
20 |
Математические игры. Крестики-нолики. Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 1000). |
1 |
1 |
|
12.11 |
|
наблюдение |
||||||||||||
21 |
Математические игры. Числа от 1 до 100. Игра «Морской бой. Рисование». Построение математических пирамид: Сложение и вычитание в пределах 1000 |
1 |
|
1
|
16.11 |
|
наблюдение |
||||||||||||
22 |
Математические игры. Построение математических пирамид «Сложение в пределах 100» |
1 |
1 |
|
19.11 |
|
наблюдение |
||||||||||||
23 |
Математические игры. «Истина». «Ложь». Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве. |
1 |
|
1
|
23.11 |
|
наблюдение |
||||||||||||
24 |
Математические игры. Знакомство с таблицей. Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач. |
1 |
1
|
|
26.11 |
|
наблюдение |
||||||||||||
25 |
Математические игры. Построение истинных высказываний. Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру |
1 |
|
1
|
30.11 |
|
наблюдение |
||||||||||||
26 |
Математические игры. Работа с схематической моделью. Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. |
1 |
1 |
|
3.12 |
|
наблюдение |
||||||||||||
27 |
Математические игры. Знакомство с таблицей. Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач. |
1 |
|
1
|
7.12 |
|
наблюдение |
||||||||||||
28 |
Математические игры. Работа с ложными высказываниями. Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием оценивать истинность высказываний. |
1 |
1 |
|
10.12 |
|
наблюдение |
||||||||||||
29 |
Математические игры. Отрицание высказывания. Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. |
1 |
|
1
|
14.12 |
|
наблюдение |
||||||||||||
30 |
Математические игры. Моделирование как способ решения логических задач. Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний |
1 |
1 |
|
17.12 |
|
наблюдение |
||||||||||||
31 |
Математические игры. Установление истинности/ложности высказываний. Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию |
1 |
|
1
|
21.12 |
|
наблюдение |
||||||||||||
32 |
Математические пирамиды Решение логических задач методом исключения. Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний. |
1 |
1 |
|
24.12 |
|
наблюдение |
||||||||||||
33 |
Математические пирамиды Работа с текстовой и графической информацией. Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний. |
1 |
|
1 |
28.12 |
|
наблюдение |
||||||||||||
34 |
Математические пирамиды Построение цепочки умозаключений. Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом. |
1 |
1 |
|
4.01 |
|
наблюдение |
||||||||||||
35 |
Математические пирамиды Построение цепочки умозаключений. Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом. |
1 |
|
1 |
7.01 |
|
Промежуточная диагностика, викторина |
||||||||||||
36 |
Математические пирамиды Выдвижение гипотез. Пропедевтическая работа по формированию умения решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез. |
1 |
1 |
|
|
|
опрос |
||||||||||||
37 |
Математические пирамиды Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач. |
1 |
|
1 |
11.01 |
|
наблюдение |
||||||||||||
38 |
Математические пирамиды Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач. |
1 |
1 |
|
14.01 |
|
наблюдение |
||||||||||||
39 |
Математические пирамиды Построение цепочки рассуждений. Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. |
1 |
|
1 |
18.01 |
|
наблюдение |
||||||||||||
40 |
Математические пирамиды Построение цепочки рассуждений. Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. |
1 |
|
1 |
24.01. |
|
наблюдение |
||||||||||||
41 |
Геометрические фигуры. Прятки с фигурами. Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: Сложение и вычитание в пределах 1000 (с переходом через разряд) |
1 |
1 |
|
21.01 |
|
наблюдение |
||||||||||||
42 |
Геометрические фигуры. Прятки с фигурами. Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: Сложение и вычитание в пределах 1000 (с переходом через разряд) |
1 |
|
1 |
25.01 |
|
наблюдение |
||||||||||||
43 |
Геометрические фигуры. Геометрический калейдоскоп. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. |
1 |
1 |
|
28.01 |
|
наблюдение |
||||||||||||
44 |
Геометрические фигуры. «Шаг в будущее». Конструкторы: «Спички», «Полимино». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше? |
1 |
|
1 |
1.02 |
|
наблюдение |
||||||||||||
45 |
Геометрические фигуры. Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач. |
1 |
1 |
|
4.02 |
|
наблюдение |
||||||||||||
46 |
Геометрические фигуры. Геометрия вокруг нас. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
1 |
|
1 |
8.02 |
|
наблюдение |
||||||||||||
47 |
Мир занимательных задач Путешествие точки. Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
1 |
1 |
|
11.02 |
|
наблюдение |
||||||||||||
48 |
Мир занимательных задач Математическое путешествие. Вычисления в группах. Викторина. |
1 |
|
1 |
15.02 |
|
наблюдение |
||||||||||||
49 |
Мир занимательных задач «Часы нас будят по утрам...» Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» |
1 |
1 |
|
18.02 |
|
наблюдение |
||||||||||||
50 |
Мир занимательных задач Головоломки. Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. |
1 |
|
1 |
22.02 |
|
наблюдение |
||||||||||||
51 |
Мир занимательных задач В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математических газет (работа в группах). |
1 |
1 |
|
25.02 |
|
наблюдение |
||||||||||||
52 |
Мир занимательных задач В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математических газет (работа в группах). |
1 |
|
1 |
1.03 |
|
наблюдение |
||||||||||||
53 |
Мир занимательных задач «Космос и мы» Тайны окружности. Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу) |
1 |
1 |
|
4.03 |
|
наблюдение |
||||||||||||
54 |
Мир занимательных задач Составь квадрат. Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. |
1 |
|
1 |
11.03 |
|
наблюдение |
||||||||||||
55 |
Мир занимательных задач Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). |
1 |
1 |
|
15.03 |
|
наблюдение |
||||||||||||
56 |
Мир занимательных задач «Победа будет за нами» Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач. |
1 |
|
1 |
18.03 |
|
наблюдение |
||||||||||||
57 |
Геометрическая мозаика «Что скрывает сорока?» Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и 100рия и др. |
1 |
1 |
|
22.03 |
|
наблюдение |
||||||||||||
58 |
Геометрическая мозаика Интеллектуальная разминка, математические головоломки, занимательные задачки. |
1 |
|
1 |
1.04 |
|
наблюдение |
||||||||||||
59 |
Геометрическая мозаика Геометрия вокруг нас. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
1 |
1 |
|
5.04 |
|
наблюдение |
||||||||||||
60
|
Геометрическая мозаика «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». |
1 |
|
1 |
12.04 |
|
наблюдение |
||||||||||||
61 |
Геометрическая мозаика Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». |
1 |
1 |
|
15.04 |
|
наблюдение |
||||||||||||
62 |
Геометрическая мозаика Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». |
1 |
|
1 |
19.04 |
|
наблюдение |
||||||||||||
63 |
Геометрическая мозаика Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». |
1 |
1 |
|
22.04 |
|
наблюдение |
||||||||||||
64 |
Геометрическая мозаика Уголки. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. |
1 |
|
1 |
26.04 |
|
наблюдение |
||||||||||||
65 |
Геометрическая мозаика Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 1000. |
1 |
1 |
|
29.04 |
|
наблюдение |
||||||||||||
66 |
Геометрическая мозаика Конструирование фигур из деталей танграм. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. |
1 |
|
1 |
07.05
|
|
наблюдение |
||||||||||||
67 |
Геометрическая мозаика Игры с кубиками. Сложение и вычитание в пределах 1000000. Рисунки по клеточкам («морской бой») |
1 |
|
1 |
14.05
|
|
наблюдение |
||||||||||||
68 |
Итоговое занятие. Математическое путешествие. Сложение и вычитание в пределах 1000000. Вычисления в группах. |
1 |
1 |
|
21.05 |
|
наблюдение |
||||||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
68 |
33 |
35 |
|
|||||||||||||||
Оценочные материалы:
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводится многоступенчатый контроль.
1. Входной контроль: педагогическое наблюдение, собеседование.
2. Промежуточный контроль: (проводится в конце полугодия, конце 1-го года обучения) выполнение творческих работ, опрос, выставка, результативность участия в выпусках газет.
Подготовка и участие в различных конкурсах района, города.
3. Текущий контроль предполагает проведение бесед с учащимися по изучаемым темам, проблемам.
4. Итоговый контроль осуществляется в форме индивидуальных творческих работ учащихся, устного собеседования.
Литература:
• Фарков А.В. Математические кружки в школе
• Клименченко Д.В. Из истории метрической системы мер
• В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.
• Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
• Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
• Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
• Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
• Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
Интернет - ресурсы:
• http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
• http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
• http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
Протокол педагогического наблюдения
Педагог (Ф.И.О.): ____________________________________________________________
Объект исследования: (Ф.И. учащегося, год обучения) ___________________________
Предмет исследования: (например, способности ребёнка, личностные качества учащегося)
________________________________________________________________________________
Цель исследования: (например, выявление детей, склонных к проявлению одарённости)
________________________________________________________________________________
Ситуация исследования: (вид занятия по программе «название») ____________________
Факты поведения:
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Заключение педагога:
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
__________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.