Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 5-6 классы
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 5-6 классы

Оценка 4.6
docx
11.02.2024
Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике "Занимательная  математика" 5-6 классы
Рабочая программа кружка Занимательная математика 5-6 классы.docx

Рабочая программа

  внеурочной деятельности по математике

«Занимательная математика»

 5-6 классы

                                                 

 

Пояснительная записка.

 

Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и  трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Для активизации познавательной деятельности учащихся и  поддержания интереса к математике вводится  курс «Занимательная математика», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.

В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них  есть способности и таланты,  надо в это верить, и развивать их.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление об этой науке. Решение

 математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

 Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

  Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую  следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ученику успешно овладевать не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на активную работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Срок реализации данной программы кружка – 2 учебных  года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 минут.

 

Принципы программы:

Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится на переходе от частных примеров (особенности решения отдельных заданий) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность.

Решение задач, встречающихся  в  реальной жизни.

В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:

· учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

· доброжелательный психологический климат на занятиях;

· личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

· подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

· оптимальное сочетание форм деятельности;

· доступность.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика курса.

Курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности  в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Это определило цели курса внеурочной деятельности:

·  Развитие логического и алгоритмического мышления.

·  Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.

·  Выработка навыков устной монологической речи.

·  Создание условий для эффективной групповой и индивидуальной  учебной деятельности, способствующей наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

• Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;

• Воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение математических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

 

Организация учебных занятий.

Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо  систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.

Задачи на  занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к  частично-поисковым, ориентированным на  овладение  обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий  ведет к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и доказывать гипотезы.

 

Методы и приемы обучения.

· укрупнение дидактических единиц в обучении математике.

· знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.

· иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.

· индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.

· дидактические игры.

 

Требования к математической подготовке.

В результате изучения курса «Занимательная математика» учащиеся должны иметь  представления о различных системах счисления и  о пространственных фигурах, уметь решать числовые ребусы, судоку и различного вида занимательные задачи, разгадывать магические квадраты и кроссворды,  иметь навыки быстрого и рационального счета.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная  математика» дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

Личностными результатами изучения данного курса являются:

Ø  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

Ø  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

Ø  воспитание чувства справедливости, ответственности;

Ø  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия

- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными  правилами.

- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

- Воспроизводить способ решения задачи.

- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

- Конструировать несложные задачи.

 

Формы подведения итогов реализации программы:

1. Итоговый контроль, который   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

2. Самооценка и самоконтроль определения учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

3. Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся, которые предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускают  сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя в рамках накопительной системы, создание портфолио.

 

 

 

Тематическое планирование занятий курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»

2022-2023 учебный год

5 класс

 

n/n

Дата проведения

Наименование разделов и тем урока

Всего часов

Как люди научились считать.

1

 

История возникновения цифр и чисел. Числа великаны.

1

2

 

Системы счисления.

1

3

 

Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации.

1

4

 

Проект «В мире чисел».

1

5

 

Защита проекта «В мире чисел».

1

Забавная арифметика.

6

 

Задачи-шутки.

1

7

 

Забавные исчезновения и остроумный дележ.

1

8

 

Затруднительные положения.

1

9

 

Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений.

1

10

 

Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложения этих чисел.

1

11

 

Игры со спичками.

1

12

 

Игры и забавы.

1

13

 

Проект «Старинные русские меры».

1

14

 

Работа над проектом «Старинные русские меры».

1

15

 

Защита проекта «Старинные русские меры».

1

Начальные понятия и факты курса геометрии, измерение геометрических величин.

16

 

Простейшие геометрические фигуры.

1

17

 

Конструирование, оригами.

1

18

 

Конструирование , оригами.

1

19

 

Задачи на разрезание и складывание фигур.

1

20

 

Проект «Занимательные задачи на разрезание и складывание фигур».

1

21

 

Защита проекта «Занимательные задачи на разрезание и складывание фигур».

1

22

 

Треугольник.

1

23

 

Геометрические головоломки.

1

24

 

Измерение длины, площади и объёма.

1

25

 

Задачи на вычисление длины, площади и объёма.

1

26

 

Окружность.

1

27

 

Геометрический тренинг.

1

28

 

Топологические опыты.

1

29

 

Задачи со спичками.

1

30

 

Задачи, головоломки, игры.

1

31

 

Замечательные кривые.

1

32

 

Проект «Удивительная геометрия».

1

33

 

Работа над проектом «Удивительная геометрия».

1

34

 

Защита проекта «Удивительная геометрия».

1

 

 

Тематическое планирование занятий курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»

2023-2024 учебный год

6 класс

 

n/n

Дата проведения

Наименование разделов и тем урока

Всего часов

Числа  и  вычисления.                                                             

1

 

Римская нумерация.

1

2

 

Древнерусская система счисления.                                              

1

3

 

Древнерусская система счисления.                                              

1

4

 

Правила и приемы быстрого счета.

1

5

 

Конкурс «Кто быстрее сосчитает».

1

6

 

Конкурс «Кто быстрее сосчитает».

1

7

 

Знакомство с числовыми ребусами.

1

8

 

Решение и составление числовых ребусов.                                

1

9

 

Решение и составление числовых ребусов.                                

1

10

 

Магические квадраты                                                                   

1

11

 

Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел».

 

Геометрические фигуры.

12

 

Треугольник, задачи с  треугольниками.

1

13

 

Четырехугольники. Геометрические головоломки.

1

14

 

Заключительное занятие «Занимательная геометрия».

1

Ребусы. Кроссворды.

15

 

Знакомство с принципами их составления.

1

16

 

Решение и составление ребусов.

1

17

 

Знакомство с кроссвордами.

1

18

 

Составление и решение кроссвордов.

1

19

 

Конкурс на лучший ребус и кроссворд.

1

Логические задачи.

20

 

Знакомство с  числовыми мозаиками.

1

21

 

Составление и решение числовых мозаик.

1

22

 

Решение и составление задач со спичками.

1

23

 

Головоломки со спичками.

1

24

 

Задачи на переливание жидкостей.

1

25

 

Знакомство с  судоку.   Решение судоку.                                    

1

26

 

Заключительное занятие    «Математический  КВН».

1

Решение задач.

27

 

Решение занимательных задач.

1

28

 

Решение шутливых задач.

1

29

 

Задачи на доказательство от противного.

1

30

 

Задачи  на движение.

1

31

 

Приключения на тропинках математики.

1

32

 

Приключения на тропинках математики.

1

33

 

Старинные задачи.  

1

34

 

Вечер «Занимательная математика».

1

 

           

Литература.

 

1.      Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике:  Задачи  логического характера: Кн. для учащихся 5-11 кл. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996 г.

2.      Свечников А.А., Сорокин П.И. Числа, фигуры, задачи по внеклассной работе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1999 г.

3.      Белоусов В.М. Занимательная стандартизация. Очерки. С.-П.: Детская литература, 1998

4.      Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2000 г.

5.      Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1979 г.

6.      Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк. – 5е изд. – М.: Просвещение, 1998 г.

7.      Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Сборник задач и контрольных работ по математике для 6 класса. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998 г.

8.      Перельман И. «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974 г.

9.      Штейнгауз Г. Сто задач: Пер. с пол. – 4-е изд. – М.: Наука. Гл.ред. физ.-мат.лит.,1996 г.


 

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» 5-6 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» 5-6 классы

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся

Создание условий для эффективной групповой и индивидуальной учебной деятельности, способствующей наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,…

Создание условий для эффективной групповой и индивидуальной учебной деятельности, способствующей наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,…

Универсальные учебные действия -

Универсальные учебные действия -

Тематическое планирование занятий курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 2022-2023 учебный год 5 класс № n/n

Тематическое планирование занятий курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 2022-2023 учебный год 5 класс № n/n

Замечательные кривые. 1 32

Замечательные кривые. 1 32

Решение занимательных задач. 1 28

Решение занимательных задач. 1 28
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2024