Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Черлакская гимназия»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по подготовке школьников
к участию во Всероссийской олимпиаде
«Я люблю английский»
7 – 8 классы
Учитель Сухоплюева И.Н.
Черлак
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа создана в соответствии с:
— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
— Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
— Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
— Федеральным базисным учебным планом, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312;
— Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;
— Письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 «О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях»;
— Письмом Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «О направлении Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
— Концепцией развития дополнительного образования детей. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.;
— Письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Актуальность разработки и создания рабочей программы обоснована анализом состояния преподавания английского языка в данном учебном заведении.
Для повышения интереса учащихся к предмету и большего вовлечения их в олимпиадное движение предварительно перед стартом подготовки к ВОШ проводится Предварительный мониторинг знаний учащихся, состоящий из пяти конкурсов или туров, которые нацелены на проверку владения учащимися всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, а также знаний лексико-грамматического и страноведческого материала.
Первый тур: аудирование текста или минидиалогов; контроль с помощью теста.
Второй тур: 1) чтение фабульного текста с последующей проверкой его содержания с помощью теста; 2) страноведческая викторина или тест с выбором правильного ответа из нескольких.
Третий тур: выполнение лексико-грамматического теста с заданиями на множественный выбор, на заполнение пропусков в связном тексте предложенными словами.
Четвертый тур: письменная работа – заполнение анкеты; написание личного письма.
Пятый тур: говорение (монологи и диалоги по ситуациям).
Перечисленные конкурсы позволяют выявить уровень знаний учащихся, высвечивают пробелы в том или ином виде речевой деятельности.
Созданная рабочая программа призвана помочь устранить эти пробелы, выбрать правильные ориентиры и достойно подготовиться к школьному и региональному этапам ВОШ; позволяет расширить и углубить знания по английскому языку, осознать необходимость его дальнейшего изучения, повысить мотивацию.
Программа базируется на коммуникативной направленности в обучении всем аспектам иноязычной культуры (познавательному, учебному, развивающему и воспитательному) и всем видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму), стимулировании развития потенциальных творческих способностей обучаемых.
Занятия спланированы в соответствии с пятью конкурсами олимпиады:
— конкурс понимания устной речи (Listening)
— конкурс понимания письменной речи (Reading)
— лексико-грамматический тест (Use of English)
— конкурс письменной речи (Writing)
— конкурс устной речи (Speaking).
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 7-8 классов общеобразовательной организации. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Цель программы: дальнейшее развитие интеллектуальных, творческих и личностных способностей одаренных детей, успешная подготовка к участию в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.
Задачи:
— диагностировать уровень сформированности знаний учащихся по английскому языку;
— познакомить с форматом олимпиады;
— научить разбираться в видах олимпиадных заданий;
— сформировать необходимые умения и навыки для письменной и устной речи на английском языке;
— изучить, повторить и обобщить материал по всем разделам грамматики и лексики, которые входят в задания олимпиады;
— сформировать навыки и умения, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий, для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой;
— развивать способность анализировать и оценивать результаты выполненной работы.
Планируемые результаты
Данный курс способствует развитию познавательной активности обучающихся, расширяет и углубляет знания по английскому языку, повышает мотивацию. Главным результатом является готовность учащихся к участию в олимпиаде любого уровня. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам олимпиады. Главной особенностью программы является то, что уделяется большое внимание изучению стратегий выполнения заданий каждого раздела. Успешная подготовка участников олимпиады основана на реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.
В
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная
рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и
предметных результатов школьного курса английского языка.
Личностными результатами являются:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
-формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной
траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
-формирование
основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора;
-формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил
поведения на дорогах;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
-осознание важности семьи в жизни человека и общества;
-принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
-формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к
самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
-осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
-стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации;
-развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность,
инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
-формирование
общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской
идентичности личности;
-стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
-толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
-осознание
себя гражданином своей страны и мира;
-готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;
-ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции;
-сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметными результатами являются:
-целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые
учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и
интересов;
-умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
-умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне
произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
-умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной
деятельности;
-готовность и способность противостоять трудностям и помехам;
-осознанное
владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления
аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований
и критериев, установления родовидовых связей;
-умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников, использовать способ взаимодействия учащихся и общие методы работы;
-умение
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
-развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
-развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;
-развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с
информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация
информации;
-развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль,
главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую
последовательность основных фактов;
-осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в
процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметными результатами являются:
Речевая компетенция:
В говорении:
-ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости
переспрашивая начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды
диалогов в стандартных, уточняя;
-расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение,
просьбу, -отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах
изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
-рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на
будущее;
-сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах
изучаемого языка;
-описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному,
давать краткую характеристику персонажей.
В аудировании:
-воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
-воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных
аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи
(сообщение/рассказ/интервью);
-воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку,
контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты,
выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.
В чтении:
-читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с
пониманием основного содержания;
-читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным
пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста
(языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов;
-уметь
оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
-читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей
информации.
В письменной речи:
-заполнять анкеты и формуляры;
-писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул
речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
-составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать
результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция:
-применение правил написания слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка;
соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных
коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное,
повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
-распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических
единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
-знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения,
конверсии);
-понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка:
синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
-распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и
синтаксических конструкций изучаемого языка;
-знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм
глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных,
степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных,
предлогов);
-знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная
компетенция:
-знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в
своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
-распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого
этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в
странах изучаемого языка;
-знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка,
некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорок, поговорок,
пословиц);
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной
литературы;
-представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого
языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе
в мировую культуру);
-представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка;
-понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения
в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт
использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей,
переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Формы проведения занятий
Основной формой обучения являются практические занятия (работа в группах, парах, индивидуальные консультации, самостоятельная работа, тестовые задания, проектная деятельность), на которых осуществляются активизация уже знакомого грамматического материала, работа над сложными грамматическими правилами, отработка материала на предложенных тренировочных упражнениях и практический выход усвоенного. Учитель не передает готовые знания, а является консультантом и координатором учебно-познавательной деятельности учащихся. Курс рассчитан на 35 часов учебного года.
Формы контроля
- текущий контроль (фронтальная и индивидуальная проверка выполнения работы);
-тестирование по итогам изучения темы.
Содержание
№ п/п |
Название раздела программы |
Количество часов |
содержание |
1. |
Предварительный мониторинг знаний учащихся. |
3 |
Первый тур: аудирование текста или минидиалогов; контроль с помощью теста. Второй тур: 1) чтение фабульного текста с последующей проверкой его содержания с помощью теста; 2) страноведческая викторина или тест с выбором правильного ответа из нескольких. Третий тур: выполнение лексико-грамматического теста с заданиями на множественный выбор, на заполнение пропусков в связном тексте предложенными словами. Четвертый тур: письменная работа – заполнение анкеты; написание личного письма. Пятый тур: говорение (монологи и диалоги по ситуациям).
|
2. |
Ознакомление с форматом школьного / муниципального / регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. |
1 |
Четыре основных вида речевой деятельности. Конкурс понимания устной речи. Конкурс понимания письменной речи. Лексико-грамматический тест. Конкурс письменной речи. Типы заданий. Продолжительность выполнения заданий. |
3. |
Аудирование |
5 |
Стратегии подготовки к разделу. Изучение инструкции. Работа с заданием. Работа с текстом. Работа с тестовыми заданиями по аудированию на понимание основного содержания. Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. Работа с тестовыми заданиями по аудированию на извлечение запрашиваемой информации. Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. Работа с тестовыми заданиями по аудированию на полное понимание прослушанного. Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. Выполнение теста по аудированию. Тестирование навыков аудирования в формате олимпиады. |
4. |
Чтение |
4 |
Стратегии подготовки к разделу. Изучение инструкции. Работа с заданием. Работа с текстом. Работа с тестовыми заданиями по чтению на понимание основного содержания. Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей. Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. Работа с тестовыми заданиями по чтению на полное понимание прочитанного. Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. Выполнение теста по чтению. Тестирование навыков чтения в формате олимпиады. |
5. |
Лексика и грамматика. |
9 |
Стратегии подготовки к разделу. Структура раздела, анализ заданий. Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола. Повторение форм глагола, употребление времен, употребление различных форм глагола, заполнение пропусков глаголами в соответствии с контекстом. Страдательный залог. Повторение форм глагола в страдательном залоге, выполнение упражнений на употребление страдательного залога. Степени сравнения прилагательных и наречий. Повторение правил образования степеней сравнения прилагательных и наречий, выполнение тренировочных упражнений. Множественное число существительных. Повторение правил образования множественного числа у английских существительных, исключения из правил, выполнение практических упражнений. Порядковые числительные. Правила образования и употребления порядковых числительных, выполнение практических упражнений. Работа с тестовыми заданиями по грамматике. Выполнение заданий на правильное употребление грамматических форм в формате олимпиады с последующим анализом. Работа с тестовыми заданиями по словообразованию. Определение частей речи и образование новых слов, добавление суффиксов, добавление приставок, выполнение практических упражнений. Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения. Выполнение упражнений на употребление устойчивых словосочетаний, фразовых глаголов и идиом. Предлоги и союзы. Выполнение практических упражнений. Работа с тестовыми заданиями по лексической сочетаемости единиц. Продумывание возможного варианта ответа, выбор правильного ответа, определение неверных ответов, выполнение заданий в формате олимпиады. Выполнение лексико-грамматического теста. Тестирование лексико-грамматических навыков в формате олимпиады. |
6. |
Письмо |
6 |
Стратегии подготовки к разделу. Написание письма личного характера. Образцы писем, характерные черты личного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера. Мини-практикум по написанию письма личного характера. Написание письма личного характера. Практика по выполнению заданий письменной части. |
7. |
Говорение |
6 |
Стратегии подготовки к разделу. Упражнения на преодоление типичных трудностей, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении. Диалог с целью обмена информацией. Различные типы диалогов, диалоги запроса и передачи информации. Тематика монологического высказывания. Тренировка выполнения заданий устной части. Выполнение олимпиадных заданий. |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Планируемая дата проведения занятия |
Фактическая дата проведения занятия |
1. |
Проверка сформированности умений по аудированию и чтению. |
|
|
2. |
Проверка знаний по лексике, грамматике и навыков письменной речи. |
|
|
3. |
Проверка способности к общению. |
|
|
4. |
Ознакомление с форматом школьного / муниципального / регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. |
|
|
5. |
Стратегии подготовки к разделу «Listening». |
|
|
6. |
Аудирование текстов на понимание основного содержания и на извлечение запрашиваемой информации. |
|
|
7. |
Аудирование текстов на извлечение запрашиваемой информации. |
|
|
8. |
Аудирование текстов на полное понимание прослушанного. |
|
|
9. |
Тестирование навыков аудирования в формате олимпиады. |
|
|
10. |
Стратегии подготовки к разделу «Reading». Чтение текстов на понимание основного содержания. |
|
|
11. |
Чтение текстов на понимание структурно-смысловых связей и на полное понимание прочитанного. |
|
|
12. |
Тестирование навыков чтения в формате олимпиады. |
|
|
13. |
Тестирование навыков чтения в формате олимпиады. |
|
|
14. |
Стратегии подготовки к разделу «Use of English». |
|
|
15. |
Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола. |
|
|
16. |
Видовременные формы глагола. |
|
|
17. |
Согласование времён. |
|
|
18. |
Страдательный залог. |
|
|
19. |
Степени сравнения прилагательных и наречий. Множественное число существительных. Порядковые числительные. |
|
|
20. |
Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы и идиомы. |
|
|
21. |
Способы словообразования. |
|
|
22. |
Тестирование лексико-грамматических навыков в формате олимпиады. |
|
|
23. |
Стратегии подготовки к разделу «Writing».Структура личного письма. |
|
|
24. |
Речевые клише. |
|
|
25. |
Мини-практикум по написанию письма личного характера. |
|
|
26. |
Написание письма другу. |
|
|
27. |
Мини-практикум по выполнению заданий письменной части. |
|
|
28. |
Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише. |
|
|
29. |
Диалог с целью обмена информацией. |
|
|
30. |
Диалог - запроса и передачи информации. |
|
|
31. |
Мини-практикум по выполнению заданий устной части. |
|
|
32. |
Выполнение заданий по говорению. |
|
|
33. |
Выполнение олимпиадных заданий. |
|
|
34. |
Выполнение олимпиадных заданий. |
|
|
35. |
Анализ результатов выполненных работ. |
|
|
Литература
1. Английский язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. Авторы-составители: С.Г.Тер-Минасова и др. – Москва, Просвещение, 2009.
2. Клековкина Е., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Сборник тестов для подготовки к единому государственному экзамену по английскому языку./Оксфорд: Макмиллан, 2009. – 247 с.
3. Создание программ к элективным курсам по английскому языку – принципы и практика/Конобеев А.В., учебно-методический журнал “Английский язык в школе”, №2-2007.
4. Соловова Е. Н. Разработка авторских программ и курсов / Иностранные языки в школе №4, 2004, с. 8.
5. Соловова Е.Н. Создание авторских элективных программ и курсов: актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования//Английский язык в школе.- 2004.- №1.- С. 21-31.
6. Соловова Е.Н.: «Методика обучения иностранным языкам», М., Просвещение, 2003г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.