Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
3 кл
09.06.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"
ВД Театральная студия.docx

 

 

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Театральная студия» (далее Программа) разработана   Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования (зарегистрирован в Минюсте 22 декабря 2009 года, рег. №17785);

Федеральным государственным стандартом начального общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 06 октября 2009 года №373);

Приказом Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 года №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года №19707);

Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года №19644);

Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся МАОУ «СОШ №1 г. Немана» от 18.06.19 приказ № 195.

Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная деятельность обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть учебного плана, который является компонентом основной образовательной Программы школы.

Внеурочная деятельность осуществляется в свободное от урочных занятий время и является составной частью образовательной деятельности, обеспечивающей формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности.

Направление Программы – общекультурное.

 

Отличительные особенности Программы:

-    содержание доступно для обучающихся;

- реализация Программы способствует созданию зоны комфорта и повышению эмоционального фона;

- программа предполагает приобретение обучающимися опыта индивидуальной и коллективной работы.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Программа театральной деятельности основана на следующих принципах:

-   принцип развития индивидуальности каждого обучающегося.

Занятия должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения, действовать от своего имен

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

 

Цель – формирование интереса обучающихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание.

 

Задачи:

1. Способствовать формированию навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.

2. Создать условия для развития эмоциональной сферы обучающегося, внимание, память, речь, чувства ритма, координацию движения, воображение, фантазию, самостоятельное мышление, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.

3. Создать благоприятные условия для детского творчества и сотрудничества.

4. Способствовать развитию творческих способностей, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости.

           

     Программа предназначена для детей в возрасте 9-10 лет.

 

Срок реализации Программы – 1 год.

На полное освоение Программы требуется 102 недели, включая индивидуальные консультации, тренинги, посещение театра и т.д.

 

Формы и режим занятий.

Форма обучения – очная. Общее количество часов в год – 34 часа (1 год – 102 часа). Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

·         игра

·         беседа

·         изучение основ сценического мастерства

·         мастерская образа

·         мастерская костюма, декораций

·         инсценирование прочитанного произведения

·         постановка спектакля

·         посещение спектакля

·         работа в малых группах

·         актёрский тренинг

·         экскурсия

·         выступление

 

С целью создания условий для самореализации обучающихся  используется:

- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

- моральное поощрение инициативы и творчества;

- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

- регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

- метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи;

- наглядные методы обучения (работа с картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы);

- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

Значительное место при проведении занятий занимают упражнения, тренинги актёрского мастерства, театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

- игрового самочувствия;

- от простого к сложному;

- от элементарного фантазирования к созданию образа.

Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой обучающиеся постигают азы сценического мастерства. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами.

Этюдный тренаж включает в себя:

- этюды (упражнения) на развитие внимания;

- этюды на развитие памяти;

- этюды на развитие воображения;

- этюды на развитие мышления;

- этюды на выражении эмоций;

- этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);

- этюды на выразительность жеста;

- этюды на воспроизведение отдельных черт характера.

 

Формы контроля по внеурочной деятельности.

      Для отслеживания результатов  предусматриваются  следующие формы контроля:

Текущий контроль:

  • летопись  театральной студии (видео-, фотоматериалы);
  • выступление на  классных часах, школьных мероприятиях;

 

Форма подведения итогов реализации Программы: результаты участия в конкурсе чтецов (школьного уровня) и показ мини-спектакля (экологическая сказка «Будь природе другом!»).

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

В процессе обучения обучающихся по данной Программе устанавливаются требования к результатам обучающихся:

Личностные результаты освоения программы:

·  потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·  целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

·  осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

.

Метапредметные результаты освоения Программы:

 

Регулятивные УУД:

• проговаривать последовательность действий на занятии;

• учиться работать по предложенному плану;

• учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

• учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, фото, картиной;

• учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

• делать предварительный отбор источников информации;

• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию; пользоваться памятками;

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

• уметь слушать и понимать речь других;

• уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

• совместно договариваться о правилах общения, поведения в школе и на занятиях театрального искусства и следовать им;

• учиться согласованно, работать в группе:

а) учиться планировать свою работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Предметные результаты: 

Обучающиеся научатся:

·         читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·         развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

·         основам актёрского мастерства;

·         умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

·         владеть монологической и диалогической речью;

·         приобретут знания о принятых в обществе нормах поведения в театре;

·         овладеют практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот;

·         научатся отличать понятие «театр» как здание и «театр» как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.

 

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         сочинять этюды по сказкам.

 

                      Требования к уровню подготовки обучающихся:

1. Уровень теоретических знаний.

- Низкий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующие корректировки наводящими вопросами.

- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений. Способность на практике применить полученные теоретические знания.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ.

Раздел 1. В театре  (14 ч).

Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Зрительный зал и сцена.  Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис». Экскурсия в драмтеатр г.Советска. Инсценирование русской народной  сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Тренинг актёрского мастерства.

Раздел 2. История театра (16 ч.)

Происхождение театра. Муза театра. Кукольный театр. Театр теней. Пальчиковый театр. Современный театр. Проект «Театр моей мечты». Инсценирование русской народной сказки «Сивка-Бурка». Тренинг актёрского мастерства.

Раздел 3. Театральные профессии  (17 ч).

Художник-декоратор. Костюмер. Бутафор. Реквизитор. Режиссёр. Актёр. Театральный этюд. Проект «Актёры и актрисы из  Калининградской области». Инсценирование отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Раздел 4. Искусство пластики (7 ч).

Осанка. Жесты. Поза. Мимика. Тренинг актёрского мастерства.

Раздел 5. Основы сценической речи (38 ч).

Артикуляция. Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. Интонационная выразительность. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Рифма. Синквейн. Хокку. Проект «Стихи собственного сочинения». Конкурс «На старт -  Рифма». Ритм. Сочинение стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Чтение скороговорок. Конкурс «Говорун-шоу». Чтение считалок. Исследование «Нужны ли современным детям считалки?» Искусство декламации. Участие в школьном конкурсе чтецов. Импровизация. Диалог.  Монолог или театр одного актёра. Инсценирование басен И.А.Крылова. Тренинг актёрского мастерства.

Раздел 6. Творческая мастерская  (10 ч).

Работа над спектаклем. Экологическая сказка «Будь природе другом!» Отчётный спектакль. Тренинг актёрского мастерства. Заключительное занятие (игры и упражнения).

 

Тематический план.

 

Наименование раздела

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1.       

В театре.

Этика поведения в театре.

0,5

0,5

2.       

«Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский).

0,5

0,5

3.       

Зрительный зал и сцена. 

0,5

0,5

4.       

Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

0,5

0,5

5-7.

Экскурсия в драмтеатр г.Советска.

 

3

8-13.

Инсценирование русской народной  сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

5

14.

Тренинг актёрского мастерства

0,5

0,5

15.

История театра.

Происхождение театра.

0,5

0,5

16.

Муза театра.

0,5

0,5

17.

Кукольный театр.

0,5

0,5

18.

Театр теней.

0,5

0,5

19.

Пальчиковый театр.

 

1

20.

Современный театр.

0,5

0,5

21-23.

Проект «Театр моей мечты».

1

2

24-29.

Инсценирование русской народной сказки «Сивка-Бурка».

1

5

30.

Тренинг актёрского мастерства.

0,5

0,5

31.

Театральные профессии.

Художник-декоратор.

0,5

0,5

32.

Костюмер.

0,5

0,5

33.

Бутафор.

0,5

0,5

34.

Реквизитор.

0,5

0,5

35.

Режиссёр.

0,5

0,5

36.

Актёр.

0,5

0,5

37.

Театральный этюд.

0,5

0,5

38-41.

Проект «Актёры и актрисы из  Калининградской области».

1

3

42-47.

Инсценирование отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

 

1

5

48.

Искусство пластики.

Осанка.

0,5

0,5

49-50.

Жесты.

 

2

51-52.

Поза.

 

2

53.

Мимика.

 

1

54.

Тренинг актёрского мастерства.

 

1

55.

Основы сценической речи.

Артикуляция.

 

1

56.

Дикция.

 

1

57.

Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных.

 

1

58.

Темп речи. Медленный и быстрый темп речи.

 

1

59.

Интонационная выразительность. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). 

 

1

60.

Рифма.

0,5

0,5

61.

Синквейн.

0,5

0,5

62.

Хокку.

0,5

0,5

63-66.

Проект «Стихи собственного сочинения».

1

3

67.

Конкурс «На старт -  Рифма».

 

1

68.

Ритм.

 

1

69-70.

Выразительное чтение стихотворений.

 

2

71.

Искусство декламации.

 

1

72-73.

Участие в школьном конкурсе чтецов.

 

2

74-75.

Чтение скороговорок.

 

2

76.

Конкурс «Говорун-шоу».

 

1

77.

Чтение считалок.

 

1

78-83.

Исследование «Нужны ли современным детям считалки?»

1

5

84.

Импровизация.

0,5

0,5

85.

Диалог.

 

1

86.

Монолог или театр одного актёра.

 

1

87-91.

Инсценирование басен И.А.Крылова.

1

4

92.

Тренинг актёрского мастерства.

0,5

0,5

93-99.

Творческая мастерская.

Работа над спектаклем. Экологическая сказка «Будь природе другом!»

1

6

100.

Отчётный спектакль.

 

1

101.

Тренинг актёрского мастерства.

 

1

102.

Заключительное занятие.

0,5

0,5

 

 


 

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Театральная студия» (далее

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Театральная студия» (далее

Поэтому в ходе занятий ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения, действовать от своего имен - принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их…

Поэтому в ходе занятий ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения, действовать от своего имен - принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их…

С целью создания условий для самореализации обучающихся используется: - включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей; - создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий…

С целью создания условий для самореализации обучающихся используется: - включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей; - создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий…

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

Обучающиеся научатся : · читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; · развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; · основам актёрского мастерства; · умению выражать…

Обучающиеся научатся : · читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; · развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; · основам актёрского мастерства; · умению выражать…

Чтение считалок. Исследование «Нужны ли современным детям считалки?»

Чтение считалок. Исследование «Нужны ли современным детям считалки?»

Инсценирование отрывка из сказки

Инсценирование отрывка из сказки

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020