Рабочая программа внеурочной деятельности "Умка" 1 класс

  • doc
  • 18.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа УМКА 1 класс.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района

«Основная общеобразовательная школа п. Пырьях»

 

              

 

                                                                                                                                                                               Приложение к ООП ООО                                                                                                                                                           

Приказ  от 30.08.2019 г. № 187-О                

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛУБ «УМКА»

 

1 класс

 

Составитель: Загребельная О.Н., учитель начальных классов, первая кв. категория.

 

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментального ядра содержания общего образования.

 

 

 

 

 

 

 

2019 – 2020 учебный год

 

І. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности  «Конструирование» по курсу «Умка»

 

Личностные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Учащиеся получат возможность научиться:

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

-называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

-работать по предложенным инструкциям;

-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

- работать по предложенному учителем плану;

- понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Учащиеся получат возможность научиться:

-излагать мысли в четкой логической последовательности;

-отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- решать проблемы творческого характера;

-совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

- строить суждения в простой форме;

-конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,  сравнивать и группировать предметы и их образы.

Учащиеся получат возможность научиться:

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

-работать в паре и в коллективе; эффективно распределять обязанности;

-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-читать и пересказывать текст.

Учащиеся получат возможность научиться:

-адекватно использовать речевые средства;

-отстаивать при необходимости свою точку зрения;

-слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов;

- простейшие основы конструирования и механики;

-определять последовательность событий;

-давать определения тем или иным понятиям;

-виды конструкций однодетальные и многодетальные;

-технологическую последовательность изготовления несложных  конструкций.

 Учащиеся получат возможность научиться:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять закономерности и проводить аналогии. 

II. Содержание программы внеурочной деятельности  «Конструирование» по курсу «Умка»

 

Математика- царица наук (3 часа).

Основные задачи урока: попытаться дать ответ, что изучает математика, для чего нужна математика. Изучение свойств  предметов, с помощью которых выделяются признаки предметов: цвет, форма, размер. Раскрытие смысла отношений “больше”, “меньше”, “столько же”, повторяются, закрепляются и уточняются пространственные отношения “выше-ниже”, “наверху – внизу”, “шире – уже”, “длиннее – короче”, “ближе – дальше”.

Путешествие в страну Геометрию (6 часов).

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Построение рисунка (на листе в клетку), в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его шагов. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Сравнение геометрических фигур по форме, деление геометрических фигур на заданные части, составление геометрических фигур из частей. Изготовление аппликации, с использованием геометрических фигур. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей Поиск треугольников в заданной фигуре.

Занимательная арифметика (8 часов).

Работа в центрах деятельности: логические цепочки, головоломки, ребусы, магические квадраты. Развитие навыка счета. Игры “Задумай число”, “Отгадай задуманное число”. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Построение математических пирамид. Сложение в пределах 10. Обучение составлению логических цепочек, нахождению лишнего, решение “круговых примеров”. Обучение решению числовых головоломок. Заполнение числового кроссворда (судоку). Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа. Обучение решению и составлению “магических квадратов”. Решение и составление задач-шуток. Решение  загадок и логических задач о сказочных героях. Решение логических примеров и задач.

 

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание программного материала

Кол-во

часов

Планируемые результаты

1.

Математика – царица наук

4

Предметные результаты:

учащийся научится: понимать как люди учились считать; ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; писать графический диктант;

учащийся получит возможность научиться: проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); определять последовательность событий.

Метапредметные результаты

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; адекватно воспринимать предложения учителя.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; воспринимать мнение других людей о математических явлениях; контролировать свои действия в классе.

Личностные результаты: положительное отношение к школе, к изучению математики;
интерес к учебному материалу.

2.

Путешествие в страну Геометрию

13

Предметные результаты:

учащийся научится: решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками; находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах; анализировать расположение деталей (танов,  треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

учащийся получит возможность научиться: выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции.

Метапредметные результаты

Регулятивные: высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;

работать по предложенному учителем плану; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); сравнивать и группировать такие математические объекты как плоские геометрические фигуры.

Коммуникативные: работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя); понимать необходимость использования правил вежливости;
стремится к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению.

Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. 

3.

Занимательная арифметика

16

Предметные результаты:

учащийся научится: работать с пословицами, в которых встречаются числа; разгадывать числовые головоломки и математические ребусы; учащийся получит возможность научиться: выявлять  закономерности   в   расположении   деталей;   составлять  детали   в соответствии с заданным контуром конструкции.

Метапредметные результаты

Регулятивные: принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; сравнивать   разные   приемы   действий,   выбирать   удобные   способы   для  выполнения конкретного задания; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные: понимать задаваемые вопросы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотруд­ничества; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Личностные результаты: воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

 

Итого

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Календарно-тематическое планирование

1 класс (33 часа)

Дата

по

плану

Дата

факт

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

I четверть 8 ч

Математика – царица наук (4 часа)

1.

05.09.

 

Вводное занятие «Математика – царица наук».

1 ч.

Для чего нужна нам математика. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? Людям каких профессий она необходима.

2.

12.09.

 

Как люди научились считать.

1 ч.

Из истории образования чисел.

3.

19.09.

 

Открытие нуля.

1 ч.

История открытия нуля.

4.

26.09.

 

Интересные приемы устного счёта. Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.

1 ч.

Решение задач в стихах и логических задач.

Путешествие в страну Геометрию (13 часов)

5.

03.10.

 

Знакомьтесь: Пифагор!

1 ч.

Пифагор – кто он?...

6.

10.10.

 

Игры со спичками. Римская нумерация.

1 ч.

Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач.

7.

17.10.

 

Волшебная линейка. Шкала линейки.

1 ч.

Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

8.

24.10.

 

Весёлая геометрия. Решение задач.

1 ч.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

II четверть 8 ч

9.

07.11.

 

Танграм: древняя китайская головоломка.

1 ч.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе.

10.

14.11.

 

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1 ч.

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.

11.

21.11.

 

Прятки с фигурами. Треугольники.

1 ч.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

12.

28.11.

 

Прятки с фигурами. Четырехугольники.

1 ч.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск четырехугольников в заданной фигуре».

13.

05.12.

 

Путешествие точки.

1 ч.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

14.

12.12.

 

Геометрические фигуры.  Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур.

1 ч.

Преобразование фигур. Аппликация из геометрических фигур.

15.

19.12.

 

Конструирование фигур из деталей танграма.

1 ч.

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе.

16.

26.12.

 

«Спичечный» конструктор.

1 ч.

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

III четверть 9 ч

17.

16.01.

 

Графический диктант.

1 ч.

Построение фигуры по данным на слух.

Занимательная арифметика (16 часов)

18.

23.01.

 

Очень важную науку постигаем мы без скуки. Задачи в стихах. Задачи – шутки. Арифметические ребусы.

1 ч.

Решение занимательных задач. Что такое арифметические ребусы? Разгадывание арифметических ребусов.

19.

30.01.

 

Весёлая арифметика. Решение и составление задач- шуток.

1 ч.

Решение и составление задач- шуток.

20.

06.02.

 

Путешествие в сказку. Решение загадок и логических задач о сказочных героях.

1 ч.

Решение загадок и логических задач о сказочных героях.

21.

13.02.

 

Волшебный квадрат. Обучение решению и составлению «магических» квадратов.

1 ч.

Решение и составление «магических» квадратов.

22.

20.02.

 

Умные цепочки. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего».

1 ч.

Составление логических цепочек, нахождение «лишнего» компонента.

23.

05.03.

 

Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.

1 ч.

Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.

24.

12.03.

 

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

1 ч.

Представление иероглифической системы древних египтян. Решение загадок и логических задач.

25.

19.03.

 

Римские цифры. Как читать римские цифры? Упражнения, игры, задачи.

1 ч.

Знакомство с римскими цифрами. Чтение римских цифр. Решение задач с римскими цифрами.

IV четверть 8 ч

26.

02.04.

 

Старинные системы записи чисел. Головоломки. Интересные приемы устного счёта.

1 ч.

Знакомство с старинной системой записи чисел. Представление о головоломках и их решение.

27.

09.04.

 

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

1 ч.

Знакомство с различными денежными знаками. Решение задач на стоимость.

28.

16.04.

 

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

1 ч.

Решение загадок и логических задач, ребусов и головоломок.

29.

23.04.

 

Учимся отгадывать ребусы.

1 ч.

Решение ребусов и головоломок.

30.

30.04.

 

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1 ч.

Представление о многозначных чисел.

31.

07.05.

 

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

1 ч.

Знакомство с занимательной математической литературой и старинными мерами длины.

32.

14.05.

 

Решение ребусов и логических задач.

1 ч.

Решение загадок и логических задач, ребусов и головоломок.

33.

21.05.

 

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1 ч.

Решение логических задач, ребусов и головоломок.