Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района
«Основная общеобразовательная школа п. Пырьях»
Приложение к ООП ООО
Приказ от 30.08.2019 г. № 187-О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛУБ «УМКА»
1 класс
Составитель: Загребельная О.Н., учитель начальных классов, первая кв. категория.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментального ядра содержания общего образования.
2019 – 2020 учебный год
І. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Конструирование» по курсу «Умка»
Личностные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Учащиеся получат возможность научиться:
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
-работать по предложенным инструкциям;
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- работать по предложенному учителем плану;
- понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Учащиеся получат возможность научиться:
-излагать мысли в четкой логической последовательности;
-отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- решать проблемы творческого характера;
-совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- строить суждения в простой форме;
-конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Учащиеся получат возможность научиться:
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
-работать в паре и в коллективе; эффективно распределять обязанности;
-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-читать и пересказывать текст.
Учащиеся получат возможность научиться:
-адекватно использовать речевые средства;
-отстаивать при необходимости свою точку зрения;
-слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов;
- простейшие основы конструирования и механики;
-определять последовательность событий;
-давать определения тем или иным понятиям;
-виды конструкций однодетальные и многодетальные;
-технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Учащиеся получат возможность научиться:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
II. Содержание программы внеурочной деятельности «Конструирование» по курсу «Умка»
Математика- царица наук (3 часа).
Основные задачи урока: попытаться дать ответ, что изучает математика, для чего нужна математика. Изучение свойств предметов, с помощью которых выделяются признаки предметов: цвет, форма, размер. Раскрытие смысла отношений “больше”, “меньше”, “столько же”, повторяются, закрепляются и уточняются пространственные отношения “выше-ниже”, “наверху – внизу”, “шире – уже”, “длиннее – короче”, “ближе – дальше”.
Путешествие в страну Геометрию (6 часов).
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Построение рисунка (на листе в клетку), в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его шагов. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Сравнение геометрических фигур по форме, деление геометрических фигур на заданные части, составление геометрических фигур из частей. Изготовление аппликации, с использованием геометрических фигур. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей Поиск треугольников в заданной фигуре.
Занимательная арифметика (8 часов).
Работа в центрах деятельности: логические цепочки, головоломки, ребусы, магические квадраты. Развитие навыка счета. Игры “Задумай число”, “Отгадай задуманное число”. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Построение математических пирамид. Сложение в пределах 10. Обучение составлению логических цепочек, нахождению лишнего, решение “круговых примеров”. Обучение решению числовых головоломок. Заполнение числового кроссворда (судоку). Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа. Обучение решению и составлению “магических квадратов”. Решение и составление задач-шуток. Решение загадок и логических задач о сказочных героях. Решение логических примеров и задач.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
1. |
Математика – царица наук |
4 |
Предметные результаты: учащийся научится: понимать как люди учились считать; ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; писать графический диктант; учащийся получит возможность научиться: проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); определять последовательность событий. Метапредметные результаты Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; адекватно воспринимать предложения учителя. Познавательные: осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; воспринимать мнение других людей о математических явлениях; контролировать свои действия в классе. Личностные результаты: положительное отношение к школе, к изучению математики; |
2. |
Путешествие в страну Геометрию |
13 |
Предметные результаты: учащийся научится: решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками; находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах; анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; учащийся получит возможность научиться: выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции. Метапредметные результаты Регулятивные: высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом; работать по предложенному учителем плану; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя
и самостоятельно. Коммуникативные: работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
понимать необходимость использования правил
вежливости; Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. |
3. |
Занимательная арифметика |
16 |
Предметные результаты: учащийся научится: работать с пословицами, в которых встречаются числа; разгадывать числовые головоломки и математические ребусы; учащийся получит возможность научиться: выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Метапредметные результаты Регулятивные: принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные: понимать задаваемые вопросы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Личностные результаты: воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. |
|
Итого |
33 |
|
III. Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ |
Дата по плану |
Дата факт |
Тема |
Кол-во часов |
Виды деятельности обучающихся |
I четверть 8 ч |
|||||
Математика – царица наук (4 часа) |
|||||
1. |
05.09. |
|
Вводное занятие «Математика – царица наук». |
1 ч. |
Для чего нужна нам математика. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? Людям каких профессий она необходима. |
2. |
12.09. |
|
Как люди научились считать. |
1 ч. |
Из истории образования чисел. |
3. |
19.09. |
|
Открытие нуля. |
1 ч. |
История открытия нуля. |
4. |
26.09. |
|
Интересные приемы устного счёта. Обучение решению и составлению рисуночных ребусов. |
1 ч. |
Решение задач в стихах и логических задач. |
Путешествие в страну Геометрию (13 часов) |
|||||
5. |
03.10. |
|
Знакомьтесь: Пифагор! |
1 ч. |
Пифагор – кто он?... |
6. |
10.10. |
|
Игры со спичками. Римская нумерация. |
1 ч. |
Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач. |
7. |
17.10. |
|
Волшебная линейка. Шкала линейки. |
1 ч. |
Сведения из истории математики: история возникновения линейки. |
8. |
24.10. |
|
Весёлая геометрия. Решение задач. |
1 ч. |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
II четверть 8 ч |
|||||
9. |
07.11. |
|
Танграм: древняя китайская головоломка. |
1 ч. |
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. |
10. |
14.11. |
|
Конструирование многоугольников из деталей танграма. |
1 ч. |
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. |
11. |
21.11. |
|
Прятки с фигурами. Треугольники. |
1 ч. |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». |
12. |
28.11. |
|
Прятки с фигурами. Четырехугольники. |
1 ч. |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск четырехугольников в заданной фигуре». |
13. |
05.12. |
|
Путешествие точки. |
1 ч. |
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
14. |
12.12. |
|
Геометрические фигуры. Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур. |
1 ч. |
Преобразование фигур. Аппликация из геометрических фигур. |
15. |
19.12. |
|
Конструирование фигур из деталей танграма. |
1 ч. |
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. |
16. |
26.12. |
|
«Спичечный» конструктор. |
1 ч. |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
III четверть 9 ч |
|||||
17. |
16.01. |
|
Графический диктант. |
1 ч. |
Построение фигуры по данным на слух. |
Занимательная арифметика (16 часов) |
|||||
18. |
23.01. |
|
Очень важную науку постигаем мы без скуки. Задачи в стихах. Задачи – шутки. Арифметические ребусы. |
1 ч. |
Решение занимательных задач. Что такое арифметические ребусы? Разгадывание арифметических ребусов. |
19. |
30.01. |
|
Весёлая арифметика. Решение и составление задач- шуток. |
1 ч. |
Решение и составление задач- шуток. |
20. |
06.02. |
|
Путешествие в сказку. Решение загадок и логических задач о сказочных героях. |
1 ч. |
Решение загадок и логических задач о сказочных героях. |
21. |
13.02. |
|
Волшебный квадрат. Обучение решению и составлению «магических» квадратов. |
1 ч. |
Решение и составление «магических» квадратов. |
22. |
20.02. |
|
Умные цепочки. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего». |
1 ч. |
Составление логических цепочек, нахождение «лишнего» компонента. |
23. |
05.03. |
|
Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей. |
1 ч. |
Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей. |
24. |
12.03. |
|
Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. |
1 ч. |
Представление иероглифической системы древних египтян. Решение загадок и логических задач. |
25. |
19.03. |
|
Римские цифры. Как читать римские цифры? Упражнения, игры, задачи. |
1 ч. |
Знакомство с римскими цифрами. Чтение римских цифр. Решение задач с римскими цифрами. |
IV четверть 8 ч |
|||||
26. |
02.04. |
|
Старинные системы записи чисел. Головоломки. Интересные приемы устного счёта. |
1 ч. |
Знакомство с старинной системой записи чисел. Представление о головоломках и их решение. |
27. |
09.04. |
|
Денежные знаки. Загадки-смекалки. |
1 ч. |
Знакомство с различными денежными знаками. Решение задач на стоимость. |
28. |
16.04. |
|
Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. |
1 ч. |
Решение загадок и логических задач, ребусов и головоломок. |
29. |
23.04. |
|
Учимся отгадывать ребусы. |
1 ч. |
Решение ребусов и головоломок. |
30. |
30.04. |
|
Числа-великаны. Коллективный счёт. |
1 ч. |
Представление о многозначных чисел. |
31. |
07.05. |
|
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. |
1 ч. |
Знакомство с занимательной математической литературой и старинными мерами длины. |
32. |
14.05. |
|
Решение ребусов и логических задач. |
1 ч. |
Решение загадок и логических задач, ребусов и головоломок. |
33. |
21.05. |
|
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
1 ч. |
Решение логических задач, ребусов и головоломок. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.