РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Волшебный карандаш в гостях у сказки»
2020/2021 учебный год
Направление: общекультурное
Возраст детей: 8-9лет
Класс: 2
Учитель начальных классов:
Колынденкова Наталья Анатольевна,
высшая квалификационная категория
п.г.т. Уренгой
I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Волшебный карандаш в гостях у сказки» предназначена для учащихся 2-х классов. Работа организована в форме клуба по интересам.
Работа клуба направлена на достижение следующих целей:
· раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
· развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.
· формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти;
· расширение читательского кругозора первоклассников.
Задачи программы:
· учить сотворчеству детей и взрослых;
· учить открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
· учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, при помощи карандаша;
· обучать чтению – рассматриванию.
· развивать воображение, фантазию, художественный вкус;
· формировать культуру личности ребёнка во всех проявлениях;
· использовать сказки о животных, вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
· развивать эмоционально – чувственную сферу;
· формирование навыка чтения;
· развивать желание детей участвовать в совместной деятельности,
· игровых действиях;
· развивать навыки содружества педагогов и учеников;
· развивать групповую сплоченность, самооценку детей;
· развивать творческие способности детей.
· воспитывать любовь к чтению сказок;
· воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и сказкам.
Занятия клуба проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 1 занятия – 40 минут. Количество часов в год составляет 34 часа.
В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей первоклассников.
Программа клуба предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с фольклорной (народной) сказкой. Выбор сделан не случайно. Второклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя школьников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка и творческая деятельность – это ещё и начало культурного воспитания.
Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Занятия клуба проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка, умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Ученики получают новые знания в разных сферах окружающей действительности.
Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.
Результатом деятельности детей на занятиях в клубе являются выставки лучших работ в конце изучения каждого раздела «Наш вернисаж», а так же проведение интерактивной игры «В мире сказок» в конце учебного года.
II. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; о русских народных сказках; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:
Личностные универсальные учебные действия.
Ø У обучающегося будут сформированы:
Ø Обучающийся интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
Ø познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Ø адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Получит возможность для формирования:
Ø внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
Ø выраженной познавательной мотивации;
Ø устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
Ø планировать свои действия;
Ø осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Ø адекватно воспринимать оценку учителя
Ø различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø проявлять познавательную инициативу;
Ø самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
Ø допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
Ø учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению;
Ø соблюдать корректность в высказываниях;
Ø задавать вопросы по существу;
Ø контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи;
Ø осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Ø осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
Ø высказываться в устной и письменной форме;
Ø анализировать объекты, выделять главное;
Ø осуществлять синтез (целое из частей);
Ø проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Ø устанавливать причинно-следственные связи;
Ø строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
Ø осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
III.Содержание курса внеурочной деятельности
Народные сказки. Бытовые сказки (7 часов)
Народные сказки. Сказки о животных (16 часов)
Волшебные народные сказки (3 часа)
Праздник «В гостях у сказки» (1 час)
Итоговое занятие (1 час)
Чтение любимых сказок (3часа)
Интерактивная игра «В мире сказок». Проект «В гостях у сказки»(3 часа)
В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Формы организации работы:
1. Беседа, рассказ учителя.
2. Слушание.
3. Различные виды чтения.
4. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
5. Устный журнал, театрализация.
6. Лепка из пластилина, соленого теста, глины.
7. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
8. Конкурсы, викторины.
9. Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.
Во внеурочной деятельности используются следующие виды учебных действий:
1.Репродуктивные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу (прочитать, нарисовать, воспроизвести и т.д.).
2.Мыслительные действия: установить причинно-следственную связь; выделить в объекте его составляющие, найти отличия и сходства; сделать вывод; выделить общее и существенное.
3. Контролирующие действия: сверить продукт своей деятельности с образцом, целью; оценить результат своей деятельности или деятельности других.
4. Продуктивные действия: создание нового продукта – придумать предложение, рассказ; преобразовать данный продукт в новый: пересказ, изменение порядка слов в предложении; формирование новых целей: задать вопросы к тексту; планирующие действия: составление плана будущего действия, рассказа, сказки.
IV.Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Характеристика деятельности учащихся |
Дата проведения |
1-2 |
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых». Иллюстрация к сказке «Репка» (акварель) |
Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». Иллюстрирование. |
06.09 13.09 |
3 |
Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик». Иллюстрация к сказке «Заячья избушка» (карандаш) |
Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. Иллюстрирование. |
20.09 |
4 |
Русская народная сказка «Заяц – хвост». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Иллюстрация к сказке «Заяц-хвост» (акварель) |
Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Иллюстрирование. |
27.09 |
5 |
Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко». Иллюстрация к сказке «Бобовое зёрнышко» (акварель) |
Чтение сказки. Работа над пересказом. Иллюстрирование. |
04.10 |
6 |
Русская народная сказка «У страха глаза велики». Иллюстрация к сказке «У страха глаза велики» (акварель) |
Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. Иллюстрирование. |
11.10 |
7 |
Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка». Иллюстрация к сказке |
Чтение сказки. Иллюстрирование. |
18.10 |
8 |
Русская народная сказка «Хаврошечка». Иллюстрация к сказке «Хаврошечка» (карандаш) |
Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту. Иллюстрирование. |
25.10 |
9 |
Русская народная сказка «Байка про тетерева». Иллюстрация к сказке «Байка про тетерева» (карандаш) |
Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц. Иллюстрирование. |
08.11 |
10 |
Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев». Иллюстрация к сказке (акварель) |
Чтение и инсценирование сказки. Иллюстрирование. |
15.11 |
11 |
Русская сказка «Лиса и тетерев». Иллюстрация к сказке «Лиса и тетерев» (акварель) |
Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки. Иллюстрирование. |
22.11 |
12 |
Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». Иллюстрация к сказке «Кто сильнее» (акварель) |
Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица. Иллюстрирование. |
29.12 |
13 |
Сказки про зайцев. Иллюстрация к сказкам про зайцев |
Подбор сказок про зайцев. Викторина. Иллюстрирование. |
06.12 |
14 |
Украинская народная сказка «Колосок». Иллюстрация к сказке «Колосок» (акварель) |
Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. |
13.12 |
15 |
Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках». Иллюстрация к сказке «Рукавичка» (карандаш) |
Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. Иллюстрирование. |
20.12 |
16 |
Чукотская сказка «Хвост». Иллюстрация к сказке «Хвост» (акварель) |
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. |
27.12 |
17 |
Удмуртская сказка «Как произошли медведи». Иллюстрация к сказке «Как произошли медведи» (акварель) |
Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. Иллюстрирование. |
17.01 |
18 |
Мордовская сказка «Благодарный медведь» Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. Иллюстрация к сказке «Благодарный медведь» (карандаш) |
Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина. |
24.01 |
19 |
Мордовская сказка «Разудалый петушок». Иллюстрация к сказке «Разудалый петушок» (акварель) |
Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ. Иллюстрирование. |
31.01 |
20 |
Сказки про лису. Русская сказка «Думы». Иллюстрация к сказке «Думы» (акварель) |
Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки. |
07.02 |
21 |
Сказки про зайца, лису и медведя. Иллюстрация к сказке |
Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. Иллюстрирование. |
14.02 |
22 |
Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей». Иллюстрация к сказке «Весёлый воробей» (карандаш) |
Чтение. Сравнение с мордовской сказкой. Иллюстрирование. |
21.02 |
23 |
Удмуртская сказка «Синица и старый воробей». Иллюстрация к сказке |
Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Иллюстрирование. |
28.02 |
24 |
Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». Иллюстрация к сказке |
Чтение сказки. Анализ прочитанного. Иллюстрирование. |
07.03 |
25 |
Праздник «В гостях у сказки». Выставка творческих работ |
Литературный праздник |
14.03 |
26 |
Ингушская сказка «Сокол и ворона». Иллюстрация к сказке (акварель) |
Чтение сказки. Работа над текстом. Иллюстрирование. |
21.03 |
27 |
Сказки про птиц. Иллюстрации к сказкам |
Выставка книг. Чтение. Сравнение. Иллюстрирование. |
04.04 |
28 |
Моя любимая сказка о животных. Иллюстрации к сказкам о животных (акварель) |
Чтение и пересказ любимых сказок. Иллюстрирование. |
11.04 |
29-31 |
Чтение любимых сказок. Иллюстрации к сказкам (акварель, карандаш) |
Чтение и пересказ любимых сказок. Иллюстрирование. |
18.04
02.05
|
32 |
Итоговое занятие. Выставка творческих работ |
Литературная викторина |
|
33-34 |
Интерактивная игра «В мире сказок». |
Проведение викторины и выставка поделок сказочных персонажей (по выбору детей) |
16.05 23.05 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.