Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш в гостях у сказки"

  • docx
  • 08.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Клуб Веселый карандаш 2 б.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Волшебный карандаш в гостях у сказки»

2020/2021 учебный год

Направление: общекультурное

Возраст детей:   8-9лет

Класс:  2

Учитель начальных классов:

Колынденкова Наталья Анатольевна,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.г.т. Уренгой

 

 

I.       Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Волшебный карандаш в гостях у сказки» предназначена для  учащихся 2-х  классов. Работа организована в форме клуба по интересам.

Работа клуба  направлена на достижение следующих целей:

·      раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.

·      развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

·  формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; 

·  расширение читательского кругозора первоклассников.

                 Задачи программы:

· учить сотворчеству детей и взрослых;

· учить открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;

· учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, при   помощи карандаша;

· обучать чтению – рассматриванию.

· развивать  воображение, фантазию, художественный вкус;

· формировать  культуру личности ребёнка во всех проявлениях;

· использовать сказки о животных, вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;

· развивать эмоционально – чувственную сферу;

· формирование навыка чтения;

· развивать желание детей участвовать в совместной деятельности,

· игровых действиях;

· развивать навыки содружества педагогов и учеников;

· развивать групповую сплоченность, самооценку детей;

· развивать творческие способности детей.

· воспитывать любовь к чтению сказок;

· воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и сказкам.

Занятия клуба проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 1 занятия – 40 минут. Количество часов в год составляет 34 часа.

            В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей первоклассников.

       Программа клуба предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с фольклорной (народной) сказкой. Выбор сделан не случайно. Второклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя школьников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка и творческая деятельность  – это ещё и начало культурного воспитания.

Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

На занятиях активно используются виды художественной деятельности:  выполняются    зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Занятия клуба проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка, умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Ученики получают новые знания в разных сферах окружающей действительности.

Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.

Результатом деятельности детей на занятиях в клубе являются выставки лучших работ в конце изучения каждого раздела «Наш вернисаж», а так же проведение интерактивной игры «В мире сказок» в конце учебного года.

 

II.    Личностные и метапредметные  результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

1.      Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; о русских народных сказках; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2.      Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему внутреннему миру.

3.      Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:

Личностные универсальные учебные действия.

Ø  У обучающегося будут сформированы:

Ø  Обучающийся интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

Ø  познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

Ø  адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Получит возможность для формирования:

Ø  внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

Ø  выраженной познавательной мотивации;

Ø  устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

Ø  планировать свои действия;

Ø  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

Ø  адекватно воспринимать оценку учителя

Ø  различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

Ø  проявлять познавательную инициативу;

Ø  самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

Ø  допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

Ø  учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению;

Ø  соблюдать корректность в высказываниях;

Ø  задавать вопросы по существу;

Ø  контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

Ø  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи;

Ø  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Ø  осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

Ø  высказываться в устной и письменной форме;

Ø  анализировать объекты, выделять главное;

Ø  осуществлять синтез (целое из частей);

Ø  проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

Ø  устанавливать причинно-следственные связи;

Ø  строить рассуждения об объекте.

  Обучающийся получит возможность научиться:

Ø  осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

Ø  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

 

III.Содержание курса внеурочной деятельности

 

Народные сказки. Бытовые сказки (7 часов)

Народные сказки. Сказки о животных (16 часов)

Волшебные народные сказки (3 часа)

Праздник «В гостях у сказки» (1 час)

Итоговое занятие (1 час)

Чтение любимых сказок (3часа)

Интерактивная игра «В мире сказок». Проект «В гостях у сказки»(3 часа)

В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Формы организации работы:

1.    Беседа, рассказ учителя.

2.    Слушание.

3.    Различные виды чтения.

4.    Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.

5.    Устный журнал, театрализация.

6.    Лепка из пластилина, соленого теста, глины.

7.    Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.

8.    Конкурсы, викторины.

9.    Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.

            Во внеурочной деятельности  используются следующие виды учебных действий:

            1.Репродуктивные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу (прочитать, нарисовать, воспроизвести и т.д.).

2.Мыслительные действия: установить причинно-следственную связь; выделить в объекте его составляющие, найти отличия и сходства; сделать вывод; выделить общее и существенное.

3. Контролирующие действия: сверить продукт своей деятельности с образцом, целью;  оценить результат своей деятельности или деятельности других.

4. Продуктивные действия: создание нового продукта – придумать предложение, рассказ; преобразовать данный продукт в новый: пересказ, изменение порядка слов в предложении; формирование новых целей: задать вопросы к тексту; планирующие действия: составление плана будущего действия, рассказа, сказки.

 

 

IV.Календарно-тематическое планирование

 

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Дата

проведения

1-2

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых».   Иллюстрация к сказке «Репка» (акварель)

Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». Иллюстрирование.

06.09

13.09

3

Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик».   Иллюстрация к сказке «Заячья избушка» (карандаш)

Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. Иллюстрирование.

20.09

4

 Русская народная сказка  «Заяц – хвост». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».  Иллюстрация к сказке «Заяц-хвост» (акварель)

Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Иллюстрирование.

27.09

5

Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко».  Иллюстрация к сказке «Бобовое зёрнышко» (акварель)

Чтение сказки. Работа над пересказом. Иллюстрирование.

04.10

6

Русская народная сказка «У страха глаза велики».  Иллюстрация к сказке «У страха глаза велики» (акварель)

Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. Иллюстрирование.

11.10

7

Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка». Иллюстрация к сказке

Чтение сказки. Иллюстрирование.

18.10

8

Русская народная сказка «Хаврошечка».   Иллюстрация к сказке «Хаврошечка» (карандаш)

Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту. Иллюстрирование.

25.10

9

Русская народная сказка «Байка про тетерева».  Иллюстрация к сказке «Байка про тетерева» (карандаш)

Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц. Иллюстрирование.

08.11

10

Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев».  Иллюстрация к сказке (акварель)

Чтение и инсценирование сказки. Иллюстрирование.

15.11

11

Русская сказка «Лиса и тетерев».   Иллюстрация к сказке «Лиса и тетерев» (акварель)

Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки. Иллюстрирование.

22.11

12

Адыгейская сказка «Кто  сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».   Иллюстрация к сказке «Кто сильнее» (акварель)

Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица. Иллюстрирование.

29.12

13

Сказки про зайцев.  Иллюстрация к сказкам про зайцев

Подбор сказок про зайцев. Викторина. Иллюстрирование.

06.12

14

Украинская народная сказка «Колосок».    Иллюстрация к сказке «Колосок» (акварель)

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

13.12

15

  Украинская народная сказка «Рукавичка».  Сказка «Теремок» в разных обработках».   Иллюстрация к сказке «Рукавичка» (карандаш)

Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. Иллюстрирование.

20.12

16

Чукотская сказка «Хвост».   Иллюстрация к сказке «Хвост» (акварель)

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

27.12

17

Удмуртская сказка «Как произошли медведи».  Иллюстрация к сказке «Как произошли медведи» (акварель)

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. Иллюстрирование.

17.01

18

Мордовская сказка  «Благодарный медведь» Обобщение  знаний детей о сказочном герое – медведе.  Иллюстрация к сказке «Благодарный медведь» (карандаш)

Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина.

24.01

19

Мордовская сказка «Разудалый петушок». Иллюстрация к сказке «Разудалый петушок» (акварель)

Чтение сказки.  Чтение по ролям. Пересказ. Иллюстрирование.

31.01

20

Сказки про лису. Русская сказка «Думы».    Иллюстрация к сказке «Думы» (акварель)

Беседа.  Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.

07.02

21

Сказки про зайца, лису и медведя.  Иллюстрация к сказке

Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. Иллюстрирование.

14.02

22

 Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей».    Иллюстрация к сказке «Весёлый воробей» (карандаш)

Чтение. Сравнение с мордовской сказкой. Иллюстрирование.

21.02

23

Удмуртская сказка «Синица и старый воробей».   Иллюстрация к сказке

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Иллюстрирование.

28.02

24

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».  Иллюстрация к сказке

Чтение сказки. Анализ прочитанного. Иллюстрирование.

07.03

25

Праздник «В гостях у сказки». Выставка творческих работ

Литературный праздник

14.03

26

Ингушская сказка «Сокол и ворона».  Иллюстрация к сказке  (акварель)

Чтение сказки. Работа над текстом. Иллюстрирование.

21.03

27

  Сказки про птиц. Иллюстрации к сказкам

Выставка книг. Чтение. Сравнение. Иллюстрирование.

04.04

28

Моя любимая сказка о животных. Иллюстрации к сказкам о животных (акварель)

Чтение и пересказ любимых сказок. Иллюстрирование.

11.04

29-31

 Чтение любимых сказок.  Иллюстрации к сказкам (акварель, карандаш)

Чтение и пересказ любимых сказок. Иллюстрирование.

18.04

25.04

02.05

 

32

Итоговое занятие.  Выставка творческих работ

Литературная викторина

09.05

33-34

Интерактивная игра «В мире сказок».

Проведение викторины и выставка поделок сказочных персонажей (по выбору детей)

16.05

23.05