Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная зоология»
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная зоология»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология
7 кл
04.11.2021
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная зоология»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная зоология» для 7 класса
Внеурочная деятельность 7класс.docx

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Занимательная зоология»

                                           

                                                   I. Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная зоология» для учащихся  7 класса (общеобразовательный) средней общеобразовательной школы совхоза имени Ленина составлена на основе:

 

«Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»;

 

•  Программы.  Биология. 5-11классы. ФГОС. Алгоритм успеха.  Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г Драгомилов, Т.С. Сухова, Л.В. Симонова.   М. Вентана-Граф, 2016.

 

•   Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.                                                                            Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.М. Константинова.                                                 Российский учебник.  В.М .Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс.  .                                                        Москва.  Издательский центр. «Вентана- Граф».2015

 

Согласно Учебному плану на изучение данного курса предполагается только 1 час в неделю. Так как в рамках школьной программы не удается познакомить учащихся с особенностями  биологии тех или иных организмов, то рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Занимательная зоология" и разработана как дополнение к курсу биологи для учащихся 7-х классов.

 

 Рабочая программа предусматривает  изучение курса «Занимательная зоология»  в 7  классах,  рассчитанной   на 35 учебных  часа по 1часу в неделю.

 

 Новизна данного курса определяется тем, что внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся  в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий подростков, расширение видов источников информации, в которых обучающийся может найти самостоятельно необходимую информацию, обработать ее, преобразовать и публично представить.

 

Актуальность  программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.      

 

 Педагогическая целесообразность  изучения данного курса заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, участия в олимпиадах и конкурсах по биологии, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

 

Отличительной особенностью  программы является: деятельностный  подход к воспитанию и развитию ребенка через проектную деятельность; практическую направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;

групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и

- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей в области биологии и других.

  

Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов, программу воспитания и социализации обучающихся.

  Цели и результаты  внеурочной деятельности в 7 классе: систематизация   знаний о животном мире, как неотъемлемой части природного равновесия на основе расширенного изучения курса "Животные"; расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды; развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепараторами), компьютером (создание презентаций);воспитание бережного отношения к ресурсам животного мира.                                                                                                                                                                  Программа  направлена раскрыть и развить творческие способности учащихся, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников,  интеллекта учащихся. Развитие  личностных  качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной

В школьном курсе «Биология», недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате не охватывается весь материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала.

Преподавания внеурочного занятия «Занимательная зоология» способна эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение экологических знаний учеников, повышение культуры поведения на природе – всё это возможно осуществлять через дополнительное обучение на занятиях по внеурочной деятельности. Особое значение имеют изучение охраняемых животных для формирования у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней.

.

Занятия по программе внеурочной деятельности включают теоретические и практические модули. Деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

 

Возраст детей, участвующие в реализации данной программы 12-13лет.

 

Срок реализации данной образовательной программы

 

Формы контроля

 Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит через выполнение групповых проектов.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

 

Основные методы и технологии:

· Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог(диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом);

·Метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений; зарисовка, рисунки; запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов;

·Исследовательские методы. Лабораторные и экспериментальные занятия: опыты: постановка, проведение и обработка результатов опытов; лабораторные занятия:

·Метод проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы;  

· Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и др.; игры:игра-конкурс, игра- путешествие; ролевая игра, деловая игра.

·Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы.

 

 Содержательная линия внеурочной деятельности:

позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Программа курса позволит учащимся расширить знания по зоологии, экологии человека, развить творческие способности, сформировать практическую деятельность в изучаемых областях знаний.

 

Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно-полезная практика..

Важной формой занятий являются экскурсии на природу, где дети напрямую знакомятся с процессами в окружающей среде. Беседы о природе знакомят школьников в доступной им форме с особенностями природных явлений, его видами. Все это направлено на развитие познавательного интереса детей. Изучение основ ухода за домашними животными способствует формированию у школьников ответственности за тех, кого приручили.

 

Формы учебной деятельности: беседа, интерактивная лекция, групповые и индивидуальные исследования, проектные работы, самостоятельная работа, доклад, выступление. дискуссия, полемика, дебаты, диспут. Учащиеся активно участвуют в разговоре, задают вопросы. Семинар учащиеся самостоятельно готовят сообщения по теме занятий. Работа с литературой. Большое значение имеет работа над оформлением сообщений, докладов, альбомов, презентаций, эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности

 

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Занимательная зоология» предназначена для обучающихся 7 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.

 

Основная часть занятий проводятся в кабинете биологии.

 

Занятия внеурочной деятельности проводятся 1 раз неделю, всего 35часов.

 

Наполняемость группы 27 человек.

 

Ожидаемые результаты освоения программы.

 

Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

·  формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

 ·  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

 ·  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

·  формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

 

Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности;                                                          · умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;                                                           · умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

 · умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строитьлогическое  рассуждение и делать выводы;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;

· умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

 · планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью;

· формирование компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

 

Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

· формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях еѐ развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

 · формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных место обитаний видов растений и животных.

 

Форма итоговой аттестации - проект


 

II. Учебно – тематический план.

 

 

 

Тема

 

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теоретиче                    ские занятия

Практиче                            ские занятия

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Введение (1ч)

1.

Краткие сведения о многообразии животного мира. Сходство и различие растительной и животной  клетки.

1

1

-

 

Раздел 2.  Подцарство Простейшие (1ч)

2.

Значение простейших

1

1

-

 

Раздел 3.  Тип Кишечнопостные (1ч)

3.

Кишечнополостные - самые «жгучие» из морских животных.

Крепости, построенные кораллами. Морские «лилии». Медузы.

1

1

-

 

Раздел 4. Типы: Плоские черви, Круглые черви. Кольчатые черви(2ч)

4.

Классификация плоских червей. Образ жизни, строение и жизнедеятельности сосальщиков, ленточных и плоских червей.

1

1

-

 

5.

Внешнее строение человеческой аскариды. Аскаридоз. Профилактика и лечение аскаридоза.

1

1

-

 

Раздел 5.Тип Моллюски(1ч)

6.

Моллюски - мягкотелые животные. Способы питания: фильтраторы, растительноядные, хищники.

1

1

1

 

Раздел 6.Тип Иглокожие (1)

7.

Образ жизни морской звезды. Многообразие иглокожих.

1

1

-

 

Раздел 7. Тип Членистоногие (6ч)

8.

Зоопланктон. Многообразие ракообразных.

1

1

1

 

9.

Паук-крестовик. Паукообразные - хищники.

1

1

 

 

10.

Основные отряды насекомых.

1

1

-

 

11.

Одомашненные насекомые

 

1

1

1

 

12.

Общественные насекомые - муравьи и пчелы.

1

1

-

 

13.

Викторина по теме «Беспозвоночные животные- обитатели планеты»

1

1

-

 

Раздел.8 Тип хордовые.  Бесчерепные. Рыбы.(4ч)

14.

История изучения низших хордовых. Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых.

1

1

--

 

15.

Основные представители хрящевых рыб (акулы, скаты).

1

1

1

 

16.

Промысловые отряды костных рыб (осетровые, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, трескообразные).

1

1

1

 

17.

Современные кистеперые рыбы. Аквариумные рыбки.

1

1

1

 

18.

Виртуальная экскурсия в зоологический музей МГУ имени М.В. Ломоносова

1

1

1

 

                                            Раздел.9 Класс Земноводные, или Амфибии(2ч)

19.

Значение земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека.

2

1

1

 

20.

Охрана земноводных.

1

1

-

 

Раздел. 10 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии(2ч)

21.

Защита презентаций о рептилиях

1

1

-

 

22.

Древние пресмыкающиеся.

1

1

-

 

Раздел. 11 Класс Птицы(4ч)

23.

Систематические группы птиц, их отличительные черты.

1

1

-

 

24.

Классификация птиц по типу питания, по местам обитания.

1

1

-

 

25.

 «Гнезда птиц и коллекции перьев птиц» Сбор материала.

1

1

1

 

26.

Экскурсия «Птицы парка»

1

1

-

 

Раздел. 12 Класс Млекопитающие, или Звери(4ч)

27.

 Секреты  маскировки. Интересные факты из мира животных.

1

1

-

 

28.

Домашние питомцы. Породы собак и кошек.

1

1

1

 

29.

Игра-викторина «Зоомир».

1

1

-

 

30.

Животные в мифах, легендах и сказках» - просмотр презентации

1

1

1

 

31.

Красная  книга Московской области

1

1

-

 

32-33

Биологическая викторина «В мире позвоночных животных»

2

2

-

 

3435

Защита проектов

2

2

-

 

Итого 35часов

 

                                           

III. Содержание  изучаемого  курса.

«Занимательная зоология»  (35часов, 1час в неделю).

 

Название раздела

Количество часов

Раздел 1. Введение (1ч)

1.

Краткие сведения о многообразии животного мира. Сходство и различие растительной        и          животной      клетки.

1

Раздел 2. Подцарство Простейшие (1ч)

2.

Значение простейших.

1

Раздел 3. Тип Кишечнополостные (1ч)

3.         

Кишечнополостные - самые «жгучие» из морских животных.

Крепости, построенные кораллами. Морские «лилии». Медузы. Сифонофоры.

1

            Раздел 4.Типы: Плоские черви, Круглые черви. Кольчатые черви(2ч)

4.

Классификация плоских червей. Образ жизни, строение и жизнедеятельности сосальщиков, ленточных и плоских червей.

1

5.

Внешнее строение человеческой аскариды. Аскаридоз. Профилактика и лечение аскаридоза.

1

Раздел 5.Тип Моллюски(1ч)

6.

Моллюски - мягкотелые животные. Способы питания: фильтраторы, растительноядные, хищники.

1

Раздел 6.Тип Иглокожие (1)

7.

Образ жизни морской звезды. Многообразие иглокожих.

1

Раздел 7. Тип Членистоногие (6ч)

8.

Зоопланктон. Многообразие ракообразных.

1

9.

Паук-крестовик. Паукообразные - хищники.

1

10.

Основные отряды насекомых.

1

11.

Одомашненные насекомые.

1

12.

Общественные насекомые- муравьи и пчелы.

1

13.

Викторина по теме «Беспозвоночные животные – обитатели планеты»

1

                Раздел.8 Тип хордовые. Бесчерепные. Рыбы.(4ч)

14.

История изучения низших хордовых. Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых.

1

15.

Основные представители хрящевых рыб (акулы, скаты).

1

16.

Промысловые отряды костных рыб (осетровые, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, трескообразные).

1

17.

Современные кистеперые рыбы. Аквариумные рыбки.

1

18.

Виртуальная экскурсия в зоологический музей МГУ имени  М.В. Ломоносова.

1

Раздел.9 Класс Земноводные, или Амфибии(2ч)

19.

Значение земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека.

1

20.

Охрана земноводных.

1

Раздел. 10 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии(2)

21.

Защита презентаций о рептилиях.

1

22.

Древние пресмыкающиеся-фильм  

1

Раздел. 11 Класс Птицы (4ч)

23.

Систематические группы птиц, их отличительные черты.

1

24.

Классификация птиц по типу питания, по местам обитания.

1

25.

 «Гнезда птиц и коллекции перьев птиц» Сбор материала.

1

26.

Экскурсия «Птицы парка»

1

Раздел .12 Класс Млекопитающие, или Звери (4ч)

27.

 Секреты  маскировки. Интересные факты из мира животных.

1

28.

Домашние питомцы. Породы собак и кошек.

1

29.

Игра-викторина «Зоомир».

1

30.

Животные в мифах, легендах и сказках» - просмотр презентации

1

Это интересно

31

Красная  книга Московской области

1

32-33

 

Биологическая викторина «В мире позвоночных животных»

2

34-35

Защита проектов

2

Итого 35 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной                      программы.

 

Разнообразные формы внеурочной деятельности помогают установить   взаимопонимание                  между учащимися, учат их внимательно слушать друг друга,  радоваться удачам товарищей                        и адекватно оценивать свою работу, дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал.

 

 

На занятиях внеурочной деятельности преобладают следующие формы работы:

Теоретические занятия;

Презентации;

Творческие задания;

Индивидуальная работа;

Подготовка и проведение мероприятий;

Проектная деятельность;

Игры.

Сообщения

Лабораторные работы

 

.

Учебное оборудование

- компьютер

- проектор

- экран

- видеофильмы

- изобразительные инструменты и материал

 

В качестве источников информации могут выступать:

• отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы)

• организации (музеи, библиотеки, предприятия);

• мероприятия (экскурсии);

• отдельные люди (родители, специалисты, учителя)


 

V.  Список литература

 

•   Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.                                                                            Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.М. Константинова.                                                 Российский учебник.  В.М .Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.                                                        Биология. 7 класс.  Москва.  Издательский центр. «Вентана- Граф».2015

Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.

Акимушкин И.ИНевидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М., Просвещение, 1994. – 218 с.

Теремов А.В. Занимательная биология. Животные. Учебное пособие. М: Изд.                                            Учебная литература, 2018

Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. – 256 с.

Никишов А.И. За страницами школьной зоологии. Книга для учащихся. М.: ИЛЕКСА,                             2008

Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.

Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1999

Теремов А.В. Занимательная биология. Животные. Учебное пособие. М: Изд.                                         Учебная литература, 2018.

Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 2002

  Ресурсы интернета


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная зоология»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная зоология»

Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов, программу воспитания и социализации обучающихся

Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов, программу воспитания и социализации обучающихся

Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог(диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом); ·

Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог(диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом); ·

Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности: · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной…

Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности: · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной…

II . Учебно – тематический план

II . Учебно – тематический план

Общественные насекомые - муравьи и пчелы

Общественные насекомые - муравьи и пчелы

Животные в мифах, легендах и сказках» - просмотр презентации 1 1 1 31

Животные в мифах, легендах и сказках» - просмотр презентации 1 1 1 31

Современные кистеперые рыбы

Современные кистеперые рыбы

IV . Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

IV . Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

V . Список литература •

V . Список литература •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021