Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Волгино»
РАССМОТРЕНА педагогическим советом, протокол от 30.08.2021 года № 1
|
УТВЕРЖДЕНА приказом директора от 30.08. 2021 № 35-ОД |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
Новгородская область
г. Боровичи
2021 год
I Описание особенностей воспитательного процесса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Волгино» размещается в типовом здании, построенном в 1981 году.
Учреждение имеет следующие структурные подразделения: дошкольное отделение, находящееся по адресу: 174420, Новгородская область, Боровичский район, п.Волгино, ул.Дубовая, д.20;
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (сокращенное название Центр «Точка роста»), находящийся по адресу: 174420, Новгородская область, Боровичский район, п.Волгино, ул.Дубовая, д.22.
Учреждение в своей структуре имеет 2 филиала:
- Филиал в д.Заречная (дошкольное отделение).
Полное наименование: филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п.Волгино» в д.Заречная; сокращенное наименование: филиал МАОУ СОШ п.Волгино в д.Заречная.
Местонахождение филиала: 174420, Новгородская область, Боровичский район, д.Заречная, д.46А.
- Филиал в с.Кончанско-Суворовское (школьное отделение).
Полное наименование: филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п.Волгино» в с.Кончанско-Суворовское; сокращенное наименование: филиал МАОУ СОШ п.Волгино в с.Кончанско-Суворовское.
Местонахождение филиала: 174435, Новгородская обл., Боровичский р-н, с.Кончанско-Суворовское, ул.Центральная, д. 1 ;
Филиалы являются обособленными подразделениями Учреждения.
В 12 классах-комплектах школы обучаются 169 учащихся, в том числе:
- 76 учащихся в 1-4 классах по программе начального общего образования;
- 84 учащихся в 5-9 классах по программе основного общего образования;
- 9 учащихся в 10 классе по программе среднего общего образования.
В 7 классах-комплектах филиала школы в с. Кончанско – Суворовское обучаются 36 учащихся, в том числе:
- 15 учащихся в 1-4 классах по программе начального общего образования;
- 21 учащихся в 5-9 классах по программе основного общего образования
Их обучает профессионально компетентный и творческий коллектив педагогов, состоящий из 21 человека. В состав педагогического сообщества входят: 2 педагога, награжденные значками «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования РФ»; и 19 педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории.
В школе имеются: 13 учебных кабинетов, часть из которых оснащены мультимедийными проекторами и интерактивными досками; учительская комната; библиотека с книгохранилищем; спортивный зал и 2 спортивные площадки; кабинеты медицинской, социально-педагогической и психологической служб, столовая. За последние годы улучшилась материально-техническая база образовательного учреждения благодаря выделению средств из федерального и регионального бюджетов. В школьном дворе в 2017 году установлена детская спортивная площадка, приобретены спортивные тренажеры, выполнен капитальный ремонт спортивного зала. В 2020 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в школе обновлена база мультимедийного оборудования: ноутбуки, МФУ, 3-D принтер, шлем виртуальной реальности, лего – конструкторы, инструменты для уроков технологии, наглядный материал для уроков ОБЖ, шахматная зона.
В 2021 года в рамках ЦОС школа получила 17 ноутбуков, интерактивную панель, МФУ, ИПК.
В филиале школе в с. Кончанско – Суворовское имеются: 11 учебных кабинетов, часть из которых оснащены мультимедийными проекторами и интерактивными досками; учительская комната; библиотека с книгохранилищем; спортивный зал и спортивная площадка; столовая.
В школе создана широкая сеть кружков, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. В 4 объединениях занимаются 92 школьника. На базе учебного заведения работает филиал спортивной школы, занятия в которой посещают 30 учащихся.
Расположение школы недалеко от города позволяет использовать в воспитательной работе с учащимися возможности городских культурно-спортивных учреждений. Недалеко от школы расположены Дом культуры п. Волгино, с которым установлены многолетние и прочные связи сотрудничества, библиотека.
Удаленность филиала МАОУ СОШ п.Волгино в с. Кончанско – Суворовское от города не мешает деятельности школы по осуществлению воспитательного процесса. На территории поселения, где находится филиал, есть музей – усадьба А.В. Суворова, с которым филиал ведет активную совместную работу, дом культуры, библиотека.
Программа воспитания разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.02 2012 г. № 273-ФЗ), Конвенцией ООН о правах ребенка, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, проектом Примерной программы воспитания, составленной научными сотрудниками РАО.
Данная программа имеет следующую структуру:
I. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.
II. Цели и задачи воспитания.
III. Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров.
IV. Основные направления самоанализа воспитательной работы.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими социально значимых знаний;
2) в развитии их социально значимых отношений;
3) в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел.
Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. На уровне начального общего образования таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым; уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу;
- проявлять миролюбие;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. На уровне основного общего образования таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
3. На уровне среднего общего образования таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Цель воспитания на данном уровне соответствует общей цели воспитания.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
7) организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
8) организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
9) организовывать профориентационную работу со школьниками;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволяет организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что является эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
II. Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров
Практическая реализация поставленных целей и задач воспитания осуществляется в рамках следующих основных сфер совместной деятельности школьников и педагогов. Каждая из них представлена в соответствующем модуле.
1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь образовательной организации помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
- час памяти, проводимый у мемориала воинам, павшим в годы Вов;
- День рождения А.В.Суворова
- День памяти А.В.Суворова
- Межрайонные спортивные соревнования «Суворовская лыжня»
- Ночь искусств
- Ночь музеев
На уровне образовательной организации:
· для жителей микрорайона организуются совместно с ДК п. Волгино и семьями учащихся праздники, представления, спортивные состязания, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих:
- концерты, посвященные Дню пожилого человека, Дню матери, Дню Защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы;
- спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- Командные спортивные соревнования «Глазомер, быстрота, натиск!»
· социальный проект «Чистый двор» – ежегодный всесезонный совместно разрабатываемый и реализуемый школьниками и педагогами комплекс дел экологической и трудовой направленности, ориентированный на преобразование окружающего образовательную организацию социума. В процессе реализации проекта создаются трудовые десанты из числа учеников и учителей, которые выполняют следующие виды работ:
- уборка территории;
- посадка цветов, озеленение клумб и пришкольной территории;
- выращивание и уборка овощных культур на пришкольном участке (огороде);
· День учителя общешкольные праздники, в которых участвуют все классы школы:
- День знаний;
- Праздник Осени;
- День учителя;
- День белых журавлей;
- Новый год;
- Смотр строя и патриотической песни;
- Последний звонок.
· церемонии награждения (в течении года) школьников и педагогов за активное участие в жизни образовательной организации, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями
Работа с классом:
· инициирование и поддержка участия класса в общешкольных делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
· организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
· проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
· сплочение коллектива класса через: однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
· выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в образовательной организации.
Индивидуальная работа с учащимися:
· изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
· поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
· индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
· коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
· консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
· проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
· привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке:
- организация предметных недель;
- подготовка к предметным конкурсам и олимпиадам;
- сценические постановки.
· привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
· регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом:
- индивидуальные беседы и консультации;
- использование цифровых образовательных платформ (Дневник.ру, Учи.ру, Я класс, Яндекс учебник, Сферум);
· помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией образовательного учреждения и учителями-предметниками:
- работа школьной службы примирения;
- индивидуальные консультации психолога.
· организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников:
- общешкольные и классные собрания с привлечением специалистов заинтересованных служб: полиции, ПДН, представителей пожарных и медицинских учреждений.
· создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей:
- работа наблюдательного совета школы;
- работа совета профилактики.
· привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
· организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы:
- День матери;
- Рождественские посиделки;
- Игры на свежем воздухе.
Модуль 3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности преимущественно осуществляется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира:
- Основы духовно-нравственной культуры народов России;
- финансовая грамотность;
- занимательный русский язык;
- геометрика;
- робототехника;
- инфознайка;
- 3-D моделька;
- занимательная математика;
- математика с увлечением
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие;
- умелые ручки;
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда:
- эколята;
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых:
- ОФП;
- разговор о правильном питании;
Игровая деятельность., направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде:
- азбука дорожного движения;
- удивительный мир информатики;
- виртуальный мир;
4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока в МАОУ СОШ п.Волгино предполагает следующее:
· установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности:
- групповая работа на уроке;
- работа в парах;
- возможность каждого высказать собственное мнение по обсуждаемой проблеме;
· побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации:
- разработка памятки современного ученика.
· использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
· применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- виртуальные экскурсии
· включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
· организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
· инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- индивидуальный проект
5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Детское самоуправление в образовательной организации осуществляется следующим образом:
На уровне образовательной организации:
· через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
· через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе ( старшеклассники входят в состав школьной службы медиации).
На уровне классов:
· через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров - старост, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- день самоуправления
На индивидуальном уровне:
· через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
· через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
- экраны порядка
6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе образовательной организации детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). В МАОУ СОШ п.Волгино действуют два общественных объединения: «Юный инспектор движения» и «Эколята» для обучающихся начальной школы. Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:
· организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других:
- агитбригады;
- экологические десанты;
- инсценировки для дошкольников по ПДД;
- разработка памяток по ПДД, защите окружающей среды.
· мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, для привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, театрализаций и т.п.): агитбригады по ПДД, экологические викторины.
· поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения – наличие зеленых галстуков у эколят, эмблемы у юидовцев. Проведение ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения.
· Разработка символики и формы общественных объединений «Эколята», «ЮИД»
Модуль 7. «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. В МАОУ СОШ п.Волгино активно действует повседневное волонтерство, которое предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение, развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства в образовательном учреждении реализуется следующим образом:
· посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации:
- уборка дворовых территорий;
- уборка дров;
- помощь по хозяйству.
· привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы, в помощи по благоустройству территории данных учреждений:
- благоустройство территории дошкольного отделения.
· участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся:
- благотворительная помощь в рамках Рождественского марафона;
- благотворительная помощь фонду животных «Найда».
· участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы:
- проведение ежегодных акций: «Мы за здоровый образ жизни», «Водитель, не спеши!», «Курить – здоровью вредить!».
· участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров:
- организация и проведение праздника осени для дошколят;
- участие в инсценировке новогодних утренников;
· сбор информации для исследовательской деятельности, участие в муниципальных конкурсах исследовательских работ по планам Комитета образования.
8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
· циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего:
- классные часы в рамках превентивной программы «Полезный выбор».
· профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности:
- «Лабиринт выбора»;
- «Биржа труда»;
- «Кем быть?»
- Игры Н.В. Пряжникова.
· экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии:
- ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров»;
- Мебельные фабрики «Элегия» и «Боровичи-мебель»;
- ЗАО «Корона».
· посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах:
- ОГАПОУ «Боровичский техникум общественного питания и строительства»;
- ОГАПОУ «Боровичский техникум строительной индустрии и экономики»;
- ОАПОУ «Боровичский агропромышленный техникум»;
- ОГБПОУ «Боровичский автомобильно-дорожный колледж»;
- ОГАПОУ «Боровичский техникум общественного питания и строительства»;
- ОГАПОУ «Боровичский педагогический колледж»;
- ОГАПОУ «Боровичский медицинский колледж имени А.А. Кокорина».
· совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования:
- онлайн тестирование на платформе «За собой»;
· индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
· освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования:
- межсетевое сотрудничество на площадках профессиональных образовательных организаций по обучению учащихся первой профессии.
9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
· оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия:
- украшение к тематическим праздникам, памятным датам истории.
· размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе:
- выставки рисунков;
- фотоотчеты о встречах с ветеранами;
- фотоотчеты об экологических десантах;
- стенгазеты к праздникам;
- фотоотчеты о деятельности общественных объединений.
· озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий;
· благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
· совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (гимн школы, эмблема школы), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
10. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
· Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
· родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
· общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
На индивидуальном уровне:
· работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
· участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
· помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
· индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
III. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Анализ организуемого в образовательной организации воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Анализ осуществляется ежегодно силами учителей, родителей и учеников самой образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в образовательной организации, являются:
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Оценка эффективности воспитательного процесса определяется методиками педагогической диагностики. Диагностика воспитательной деятельности представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление уровня воспитанности учащегося и развития детского коллектива. Методы диагностики позволяют прогнозировать пути и средства оптимального построения процесса воспитания.
Для изучения, анализа и оценки перечисленных результатов разработан диагностико-аналитический инструментарий. Он включает в себя представленные в таблице критерии и методики оценочно-аналитической деятельности:
Результаты реализации Программы воспитания учащихся |
Критерии анализа и оценки
|
Показатели анализа и оценки
|
Методики изучения и анализа |
1. Продуктивность деятельности |
1.Уровень развития ребенка 2.Уровень развития коллектива |
1.1 Ценностные ориентации ребенка
1.2.Степень социализированности личности
1.3.Степень развития социальных качеств
2.1. Отношения между обучающимися
2.2. Уровень развития самоуправления
|
1.1.Проективный тест «Домики» (автор О.А. Орехова) 1 классы, Методика «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицына) Методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич) (7 – 11 класс) Методика «Пословицы» (по С.М. Петровой) (6-11 класс) Методика изучения нравственной воспитанности учащихся «Размышляем о жизненном опыте» (по Н.Е. Щурковой) (8-11 класс) Методика «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (по В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степанову) 1.2. Методика изучения социальной направленности обучающегося (по В.М. Миниярову) (6-11 класс) Методика изучения социализированности личности (по М.И. Рожкову) (3-9 класс) Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (по Р.В. Овчаровой) (9-11 класс) Методика определения общественной активности учащихся (по Е.Н. Степанову) (8-11 класс) 1.3. Методика оценки развития социальных качеств школьника (Н.И. Монахов) (1 – 11 класс) Профессиональная ориентированность Методика для выявления готовности учащихся к выбору профессии (по В.Б. Успенскому) (9-11 класс) Методика «Карта профессиональных интересов» (по Т.Е. Макаровой) (9-11 класс) Определение предпочтительного типа профессии (по Е.И. Климову) 2.1. Методика «Исследование взаимоотношений в классе» (Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхты) (7 – 11 класс) Методика изучения сплоченности ученического коллектива (Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович) Методика «Какой у нас коллектив» (разработана А.Н. Лутошкиным) 2.2. Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (Л.И. Гриценко) Методика Определения уровня развития ученического самоуправления М.И. Рожкова |
2. Чувство удовлетворения детей и взрослых процессом и результатами воспитания и жизнедеятельностью в образовательном учреждении |
Удовлетворенность детей и взрослых процессом и результатами воспитания и жизнедеятельностью в образовательном учреждении |
1. Удовлетворенность учащихся школьной жизнью
2. Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения
3. Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении и результатами процесса воспитания детей |
1.Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым) Методика оценки школьной социально-психологической комфортности (разработана А.А. Андреевым) 2. Методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (разработана А.А.Андреевым) Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана Е.Н. Степановым) Методика «Анализ воспитательной работы глазами родителей обучающихся» (Нечаев М.П.)
3.Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (разработана Е.Н. Степановым) Анкета «Ваше мнение» (составлена И.А. Забуслаевой) |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.