Рабочая программа "Юный географ"

  • docx
  • 08.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Юный географ.docx

Управление образования Администрации города Шахтёрска 

Муниципальное образовательное учреждение

«Шахтёрская средняя школа №1»

 

«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения учителей естественно – математического  цикла

 

Протокол от «___» ______ 20____ года № ___

 

Руководитель методического объединения:

______________

 

«Согласовано»

Заместитель директора __________

от «_____» ___________ 20__________ года

 

_______________________

 

«Утверждаю»

Директор МОУ __________________ от «___» _____ 20____ года

 

___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

факультативного курса

«Юный географ- краевед»

для 6 класса

0,5 часа в неделю (всего 17 часов)

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

 

Учитель Алешина Галина Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 уч. год

 

Шахтёрск

 

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Юный географ – краевед» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); на основе Государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП), учебного плана и авторской программы факультативного курса по географии «Юный географ - краевед» Сокольниковой Л. А., Горловка, 2017

Программа «Юный географ-краевед» рассчитана на обучающихся 6 класса общеобразовательной школы. Необходимость углубления краеведческой работы в 6 классе продиктована как развитием общества в целом (глобализационные процессы, урбанизация), так и особенностями туристско-краеведческой работы в г.Горловка, малым объёмом краеведческого материала в программе данного класса.

  Содержание программы тесно связано с программным материалом школьных курсов географии, истории и рассчитано на углубление естественно - научных знаний обучающихся, формирование практических умений и навыков работы с приборами, картографическим материалом, расширению  кругозора школьников в целом.

  В программе факультатива отражены главные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные, - указаны основные требования к знаниям и умениям обучающихся. Предусмотрены практические работы в темах факультативного курса.

 Программа рассчитана на 17 ч. в год (0,5 часов в неделю). Согласно Рабочему учебному плану и Календарному графику Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» 34 рабочих недели, но с учетом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя – 14 часов,  планируемые результаты освоения программы будут достигнуты за счет интенсификации образовательного процесса.

   Методика обучения географии в школе учитывает краеведческий принцип как один из основных, направленных на изучение обучающимися среды их обитания. Краеведческая деятельность влияет на формирование личностных качеств обучающихся, развитие их положительных эмоций, обеспечивает оптимальные условия для воспитания ценностных ориентаций, побуждает желание больше знать о природе, заботиться о ней и охранять ее. Географическое краеведение - это источник воспитания патриотизма, национального сознания и экологической грамотности подрастающего поколения.

   Необходимость краеведческой работы продиктована как проблемами развития общества в целом (стремительные темпы изменений в науке и технике, рост уровня урбанизации, глобальные и локальные экологические проблемы), так и отдельными особенностями краеведческой работы в населённых пунктах нашего края. 

   Рекомендуемая программа факультатива рассчитана на обучающихся  6 класса общеобразовательной школы.  Программа предусматривает изучение и обобщение теоретического материала, выполнение практических работ, в том числе в ходе полевых исследований, проведение учебных экскурсий, туристических прогулок и путешествий.

Целью программы является:

- расширение у обучающихся естественно-научного кругозора;

- повышение интереса обучающихся к изучению географии и краеведения;

- формирование практических навыков работы с различными источниками географических знаний, навыков самостоятельного поиска, анализа и систематизации географической информации;

- воспитание сознательного гражданина, патриота своего края.

 Задачи факультативного курса:

- углубление знаний обучающихся по школьному курсу географии;

- изучение географических особенностей родного края;

- воспитание гуманного отношения к окружающей среде;

- воспитание национально-сознательного гражданина, патриота и заботливого хозяина;

 - формирование навыков  работы с источниками географических знаний, приобретение навыков полевых исследований;

- развитие творческого мышления, формирование собственной точки зрения и критического отношения к информации.

   Содержание материала программы включает знания физической и социально-экономической географии и смежных с ними наук - истории, этнографии, археологии, искусствоведения. Предлагается 17-часовое изучение материала (по 0,5 часа в неделю). При этом, учитывая возрастные особенности обучающихся, уделяется большее внимание физической географии. Виды практических занятий, предлагаемых для выполнения, и их количество -  на усмотрение учителя.

     Учебная программа предусматривает теоретические, практические занятия в течение учебного года, обработки географической краеведческой информации, полученной во время экскурсий. Знания и умения, полученные на таких занятиях, воспринимаются сравнительно легко и запоминаются особенно глубоко, так как ученики работают более активно, творчески проявляют себя в проблемных ситуациях, учатся правилам природоохранного поведения.

Форма проведения занятий: групповая и индивидуальная.

Программой не предусмотрено проведение контрольных и проверочных работ. Результатом освоения содержания становятся заложенные в программе знания и умения, а также качественное выполнение практических и творческих работ, личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.

  Итогом факультативных занятий за учебный год может быть оформление выставки, проведение тематического вечера, конференции, конкурса, участие в соревнованиях, викторинах и др. Целесообразно проводить небольшие конкурсы и соревнования среди участников факультатива, в разработке которых посильную помощь учителю могут предоставлять сами ученики.

Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса. География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий: проектной и  информационной технологии обучения.

Формы и методы обучения: дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, игры, экскурсии, конференции;

Принципы обучения: индивидуальность, доступность, преемственность, результативность;

Методы контроля: беседа, опрос, тестирование, олимпиады, викторины, кроссворды, анализ результатов конкурсов;

Средства  обучения:  карты, атласы, глобус, энциклопедии, видеофильмы, слайды, презентации  и др. 

Планируемые результаты освоения программы  факультативного курса

«Юный географ – краевед»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). 

Личностными результатами обучающихся по программе  является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных  ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения;

1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному и духовному многообразию;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

3) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

4) формирование основ социально-критического мышления;

5) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности;

6) эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и   рационального использования;

7) патриотизм, любовь к своей местности, своей стране, окружающему миру природы и людей;

8) уважение к истории, культуре,   национальным   особенностям,  традициям   и  образу жизни  людей, толерантность.

Метапредметными результатами освоения программы  являются  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

1) способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей  учебной  деятельностью;

2) умение планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и практических задач;

3)) умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу  с помощью технических средств и информационных технологий.

4) умение взаимодействия с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;

5) умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

 Предметными результатами освоения программы являются такие знания учащихся: 

 • положение родного края на карте.

•  Положение своего района, населенного пункта на карте.

•  Определение форм поверхности и характеристика залегания пород

родного края.

•  Использование местных строительных материалов в хозяйственной

деятельности.

•  Реки своей местности, водные ресурсы, области и меры по их охране.

•  Времена года в родном крае, их фенологическое начало.

•  Климатические показатели погоды родного края.

•  Основные виды флоры и фауны родного края.

Учащиеся должны уметь:

•  показывать свой район, населенный пункт на карте;

•  определять по карте области азимуты, направления и расстояния;

•  описывать и объяснять рельеф своей местности;

•  приводить примеры минеральных ресурсов родного края;

•  определять горные породы своего края;

•  находить и показывать на карте реки своего родного края;

•  определять температуру воздуха, атмосферное давление, влажность,

направление ветра на местности при помощи приборов;

•  давать характеристику погоды, за сутки, месяц, описывать характерные

признаки погоды различных сезонов года своей местности;

•  приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на

природу;

•  определять виды флоры и фауны родного края;

•  использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и жизни.

 

 

 

Содержание факультативного курса

с указанием форм организации и видов деятельности.

 

Кол-во час.

Тема и её содержание

Формы организации и виды деятельности

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

Раздел I.

Географическое положение родного края. План и карта. Ориентирование на местности. Основы организации поисково-исследовательской краеведческой работы (4 часа)

Введение.

Тема 1.

Географическое положение родного края

    Что изучает курс «Юный географ-краевед». Понятие «своя местность», «родной край». Общие сведения о территории родного края. Размещение своего населенного пункта, местности и родного края на земном шаре, материке, территории Европы. Географические координаты своего населённого пункта.

Источники знаний о родном крае. Карты. Изображение нашей местности на космических снимках и картах. Печатные и рукописные краеведческие исследования. Материалы сети Интернет о нашем крае.

 

Практическая работа

● Определение на картах географического положения своего населенного пункта. Обозначение своего населенного пункта, др. крупных населённых пунктов края на контурной карте.

Определение направлений от своего населенного пункта до различных географических объектов земного шара.

Обучающиеся смогут:

- назвать, что изучает курс «Юный географ-краевед»;

- дать определение «родной край», «своя местность»;

- перечислить источники знаний о родном крае и своём населенном пункте;

- находить свою территорию на картах разного масштаба;

- характеризовать географическое положение своего населенного пункта;

- пользоваться поисковыми программами сети Интернет для сбора информации о своем крае.

2

2

Тема 2.

План и карта. Ориентирование на местности.

Масштаб. Планы и топографические карты своей местности различных масштабов. Определение расстояний, высот, азимутов. Ориентирование на местности с помощью компаса и без него. Чтение легенды карт. Анализ информации, изображенной на карте. Территория своей местности на плане и карте.

 

Практическая работа.

● Ориентирование на открытой и закрытой местностях с помощью компаса.

Обучающиеся смогут:

- Определять расстояния,  высоты, азимут на топографической карте;

- определять стороны горизонта на открытой и закрытой местностях с помощью компаса;

- ориентироваться по сторонам горизонта без компаса на основе различных признаков местности;

- характеризовать  территорию родного края на основе считывания информации с карт.

3

1

Тема 3.

Основы организации поисково-исследовательской краеведческой работы

Теоретические основы исследований. Роль научных исследований для человека. Правила сбора научных материалов. Работа в библиотеке. Полевые методы исследований. Походы, экскурсии. Правила безопасности во время полевых исследований. Туризм как способ краеведческих исследований. Установка палатки в разных условиях. Медицинские и гигиени

ческие навыки туриста. Сбор краеведческого материала во время походов и экскурсий.

Обучающиеся смогут:

- знать и применять правила безопасности во время полевых исследований;

- сделать подборку литературы на заданную тему;

 - с помощью взрослого установить палатку.

 

 

4

 

 

2

Раздел II.

Особенности природы родного края.(9 часов)

Тема 1.

Геология, рельеф, горные породы и минералы.

Геологическое развитие территории в прошлом. Основные формы рельефа. Абсолютные и относительные, преобладающие, максимальные и минимальные высоты.

    Горные породы и минералы. Свойства минералов и горнах пород. Выветривание, перемещение и накопление горнах пород. Особенности распространения и залегания горных пород в своей местности. Обнажение и его описание. Полезные ископаемые.

Практическая работа (на местности)

● Сбор коллекции минералов и горных пород родного края и своей местности.

Обучающиеся смогут:

- назвать формы рельефа родного края , показатели высот рельефа;

-называть особенности рельефа своей местности;

-определять распространенные минералы, горные породы и полезные ископаемые нашего края на основе их признаков и свойств.

5

2

Тема 2.

Погода и климат.

Погода, наблюдение за ней. Прогнозирование погоды и народные приметы. Календарь наблюдений за погодой. Фенологические наблюдения. Воспоминания старожилов о погоде в прошлом. Особенности местных примет и фенологических данных о погоде. Общие особенности климата нашей местности. Неблагоприятные климатические явления и процессы в родном крае.

 

Практическиеработы

● Ведение календаря погоды и анализ его данных.

● Записи воспоминаний старожилов об особенностях погоды и климата своей местности.

Обучающиеся смогут:

-характеризовать состояние погоды, климатические особенности нашего края;

- описать состояние погоды за определенный период времени;

- вести наблюдение за погодой и сопутствующими природными явлениями;

-вести календарь погоды и фенологические наблюдения;

- анализировать собственные собранные данные о погоде и климатические особенности родного края, своей местности.

6

1

Тема 3.

Воды нашего края

    Реки и их притоки. Особенности гидрологического режима. Паводки и наводнения. Подземные воды. Озера, болота и водохранилища. Экологические проблемы поверхностных и подземных вод. Гидронимы родного края. Основные водные объекты свого края и местности. Охрана водных объектов своего края.

Обучающиеся смогут:

-знать и называть основные правила охраны малых степных рек;

-характеризовать особенности поверхностных и подземных вод своей местности;

-называть водные объекты нашего края.

 

 

7

3

Тема 4.

Растительный, животный мир, почвы нашего края.

   Общая характеристика живых организмов нашего края. Растительный мир и его разнообразие. Лекарственные растения, их значение и использование. Ядовитые растения. Культурные и дикорастущие растения.

    Разнообразие животного мира. Характеристика фауны местности.

    Растения и животные Красной книги родного края.

     Почва, её состав и свойства. Значение почв в жизни и деятельности человека. Самые распространенные почвы своей местности.

Природные комплексы родного края.

Топонимы родного края.

 

Практическаяработа

● Сбор данных о лекарственных растениях нашего края.

Обучающиеся смогут:

-называть характерные для данной местности виды растений и животных;

- называть растения и животных края, занесенных в Красную книгу;

- дать определение, что такое почва, назвать её состав;

- назвать основные типы природних комплексов родного края;

-отличать почву от горной породы;

-приводить примеры взаимосвязей между растениями и животными и другими компонентами природы;

-различать распространенные виды растений и животных, типы почв;

-знать правила охраны растений, животных, почв родного края.

8

1

Тема 5.

Экологические проблемы и охрана среды.

Основные проблемы, связанные с влиянием человека на природу своей местности. Влияние хозяйственной деятельности человека на изменение природы. Источники загрязнения.

Значимые местные объекты природы (урочища, водохранилища, выступы горных пород, родники т.п.). Заповедные территории.

Практическаяработа

● Изучение правил поведения на природе во время экскурсии в заповедную (охраняемую) территорию.

Обучающиеся смогут:

-знать основные экологические проблемы своего края;

- знать правила поведения в природе;

- называть значимые природоохранные территории своей местности и родного края;

-объяснять, каким изменениям подверглась природа края под влиянием хозяйственной деятельности человека;

- определять последствия

воздействия человека на природу; источники загрязнения окружающей среды на территории родного края и своей местности;

-соблюдать правила природоохранного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

3

Раздел III.

Население и хозяйство родного края. Влияние деятельности человека на природу.(3 часа)

Тема 1.

Население и хозяйство родного края.

     Заселение человеком территории родного края и своей местности. Этапы исторического развития. История хозяйственного развития. Возникновение, происхождение названия, история своего населенного пункта.

    Особенности языка, быта, обычаев и традиций, одежды, домашних промыслов и ремесел. Фольклор. Песни, пословицы, поговорки, поверья, загадки, легенды и др. Современные обычаи и традиции. Твоя родословная и её география.

   Выдающиеся люди своего края.

Современные виды производственной деятельности местного населения. Культура и искусство. Отображение географических особенностей края в произведениях искусства. Выдающиеся архитектурные здания края. Памятники истории и культуры . Возможности развития туризма в родном крае.       

Экскурсии и практика:

-Путешествие по памятным местам края.

-Посещение музеев родного края.

Обучающиеся смогут:

- называть основные исторические события на территории своего края; выдающихся исторических деятелей края;

 - приводить примеры традиционных и современных занятий и профессий жителей края;

- самостоятельно делать выводы о значении природы и её богатств для хозяйственной деятельности людей.

 

 

10

1

Итоговое занятие (1 час)

 

 

 

 

Учебно-тематический план

факультативного курса «Юный географ-краевед», 6 класс (17 часов)

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

Раздел 1.

Географическое положение нашего края. План и карта. Ориентирование на местности.

Основы организации поисково-исследовательской краеведческой работы

 

Введение.

Тема 1.

Географическое положение родного края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовый опрос. Проверка работы на контурных картах.

Тема 2.

План и карта. Ориентирование на местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

Практические задания по карте и глазомерная съёмка. Контроль практических навыков по ориентированию.

Тема 3.

Основы организации поисково-исследовательской краеведческой работы

Итого по разделу:

1

 

 

 

 

 

 

 

4

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2,5

-

 

 

 

 

 

 

 

1,5

Устное собеседование по теме

Раздел 2.

Особенности природы родного края.

Тема 1.

Геология, рельеф, горныепороды и минералы.

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

Собеседование по теме, отбор экземпляров коллекции минералов.

Викторина по полезным ископаемым края.

Тема 2. Погода и климат.

 

2

1

1

Проверка календарей погоды.

Тема 3.

Воды нашего края

 

1

1

-

Работа с картой родного края.

Тема 4.

Растительный, животный мир, почвы родного края.

 

3

2

1

Составление сборника о лекарственных растениях степной зоны.

Тема 5.

Экологические проблемы и охрана среды.

 

Итого по разделу:

1

 

 

 

 

 

9

0,5

 

 

 

 

 

5,5

0,5

 

 

 

 

 

3,5

Игра-беседа по правилам поведения в природе

Раздел 3.

Население и хозяйство родного края. Влияние деятельности человека на природу.

Тема 1.

Население и хозяйство родного края.

 

Итого по разделу:

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

Составление фотоотчёта об экскурсиях

Итоговое занятие

1

1

-

Устное собеседование

     Всего

17

11

6

 

 

Календарно – тематическое планирование

6 класс, 0,5 часов в неделю, 17 часов в год

№ урока

Дата проведения урока

Содержание (тема урока)

Коли-

чество часов

Раздел 1.

Географическое положение нашего края. План и карта. Ориентирование на местности.

Основы организации поисково-исследовательской краеведческой работы.

1

 

Введение.

1

2

 

Тема 1.

Географическое положение родного края.

1

3

 

Тема 2.

План и карта. Ориентирование на местности.

1

4

 

Тема 3.

Основы организации поисково-исследовательской краеведческой работы.

1

Раздел 2.

Особенности природы родного края.

5 - 6

 

Тема 1.

Геология, рельеф, горные породы и минералы.

2

7 - 8

 

Тема 2.

План и карта. Ориентирование на местности.

2

9 - 10

 

Тема 3.

Воды нашего края.

2

11 - 12

 

Тема 4.

Растительный, животный мир, почвы родного края.

2

13

 

Тема 5.

Экологические проблемы и охрана среды.

1

Раздел 3.

Население и хозяйство родного края. Влияние деятельности человека на природу.

14 - 16

 

Тема 1.

Население и хозяйство родного края.

3

17

 

Итоговое занятие

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Географическое краеведение. Физическая география родного края. / Сост. Панкина В.Е. - Донецк, 2015. – 184 с.

2. Географическое краеведение: Физическая география родного края. Тетрадь для практических работ / Сост. Панкина В.Е., Степанова Н.Н. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 76 с.

3. Путешествуя по родному краю. 8 класс. Хрестоматия / Сост. Панкина В.Е. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2017. – 176 с.

4. Экономическое краеведение: Социальная и экономическая география Донецкого края / Сост. Денисова Е.Д., Гетьманцева Т.В., Бятенко Е.В. и др. - Донецк, 2015. – 186 с.

5. Экономическое краеведение: Социальная и экономическая география родного края. Тетрадь для практических работ / Сост. Денисова Е.Д., Вечёркина Н.И., Подолянская Л.Я. и др. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И. Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 64 с.

6. География: задания и упражнения: пособие для учащихся / Е.В.Баранчиков, А.Е. Козаренко, О.А. Петрусюк. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с. : ил. – (Шаг за шагом к пятерке).

 7. В. А. Копылов География населения: Учеб. пособие. – М.: ИТК Дашков и К, 2005.

 8. Наумов А.С., Даньшин А.И., Денисов Н.Б. и др. Задачи по географии. – М.: МИРОС, 2003.

9. Физическая география: Справочные материалы: Книга для учащихся / А.М. Берлянт и др. – М.: Просвещение, 2014.

10. Энциклопедия для детей. География. – М.: Аванта+, 1994.

11. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. - 3-е изд. / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2007.

Ресурсы Интернет:

 

1.Закон «Об образовании» / Министерство образования и науки ДНР http://mondnr.ru/?p=24719#more-24719

2.Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР / Министерство образования и науки ДНР http://mondnr.ru/wp-content/uploads/2015/09/322P.pdf

3.         Основные направления краеведческой работы в школе / http://festival.1september.ru/articles/625390/

4.         Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»  / http://festival.1september.ru/articles/625390/


 

Скачано с www.znanio.ru