Пояснительная записка
Введение
Настоящая
программа разработана для обеспечения развития познавательных и
творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в
интеллектуальных играх, олимпиадах, с включением
новых элементов, материала повышенной трудности, заданий творческого характера,
исследовательской и проектной деятельности. Данная программа позволяет учащимся
ознакомиться со многими интересными вопросами математики и русского языка на
данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей
к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию младших школьников.
Не менее важным фактором реализации данной
программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно
работать, думать,
решать творческие задачи, а также
совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному
вопросу.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Направленность программы
Направленность программы – социально-педагогическая.
Новизна программы
Новизна данной рабочей программы предполагает использование методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам» и применение информационных технологий в работе.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах, способных решать современные задачи интеллектуального развития младших школьников.
Данная программа способствует развитию познавательных способностей, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления.
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого уровня интеллектуального потенциала через систему познавательных заданий, способствующих развитию памяти, мышления, внимания, развитию творческих способностей, что подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.
Цель программы
Целью данной программы является развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи программы:
Воспитательные: формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам.
Формирующие, развивающие: развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.
Образовательные: развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Отличительная особенность данной программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что при развитии познавательных способностей применяются технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- игровые технологии;
- технология разноуровневого обучения;
- проблемное обучение;
- здоровьесберегающая технология;
- групповые технологии.
Возраст учащихся
Рабочая программа ориентирована на детей в возрасте от 9 до 11лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов - 144 часов.
Основными принципами работы курса являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход.
- управляемость образовательным процессом;
-индивидуальный подход к учащимся
Методы обучения
Используемые методы и приемы обучения:
Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- доказательство;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
Методы организации деятельности:
- состязание;
- показ примеров и образцов;
-создание ситуации успеха;
Методы стимулирования и мотивации:
Методы стимулирования интереса к учению:
- игры;
- соревнования;
- познавательные беседы;
- создание ситуации успеха;
- эмоционально-нравственных ситуаций;
- творческие задания
Форма и режим занятий
Форма занятий – групповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия – 40 мин. с перерывом 5 минут.
Набор в группы свободный по желанию детей.
Комплектование групп осуществляется в соответствии с возрастными особенностями. Дети приходят на занятия согласно расписанию, обучение организуются на добровольных началах.
Формы организации деятельности детей: групповая и коллективная работа, работа в парах.
Ожидаемые результаты обучения
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам:
В результате изучения учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД: осваивать способы решения проблем поискового характера:
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем), находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений: определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Способы определения результативности
Для отслеживания уровня развития сформированности основных умений и навыков, личностных качеств ребенка три раза в год проводятся диагностики (входная, промежуточная, итоговая), а также используются методы наблюдения, тестирования и опроса.
Критерии результативности
ü Соблюдение правил техники безопасности, отсутствие травм во время занятий.
ü Правильность выполнения заданий.
ü Качество выполнения заданий.
ü Применение полученных знаний и умений при самостоятельной деятельности.
ü Самостоятельность выполнения заданий.
Формы подведения итогов реализации программы
Ожидаемые результаты фиксируются через конкретные формы, например: соревнования, конкурс эрудитов, участие в областных и Всероссийских олимпиадах.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Диагностика |
2 |
1 |
1 |
2 |
Развитие мышления |
8 |
1 |
7 |
3 |
Развитие внимания. |
30 |
5 |
25 |
4 |
Совершенствование воображения. |
10 |
2 |
8 |
5 |
Тренировка памяти. |
20 |
5 |
15 |
6 |
Поиск закономерностей. |
16 |
1 |
15 |
7 |
Конкурсы эрудитов |
10 |
1 |
9 |
8 |
Развитие быстроты реакции |
8 |
1 |
7 |
9 |
Логически–поисковые задачи. |
22 |
6 |
16 |
10 |
Конкурсы, игры |
16 |
6 |
10 |
11 |
Итоговое занятие. |
2 |
1 |
1 |
12 |
Итого |
144 |
30 |
114 |
Содержание программы
1.Вводное занятие. (2 часа). Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Диагностика (№1)
2. Развитие мышления. (8 часов). Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие мышления. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. (№ 15, 24, 49, 64).
3. Развитие внимания. (30 часов). Волшебные нити. Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Не верь глазам своим. Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Следопыты. Тренировка внимания.(№2-4, 16,18, 21,28,31-33,46-48, 60,62)
4 Совершенствование воображения. (10 часов). Изографы. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Волшебные нити. Совершенствование воображения, логически-поисковые задания. (№12,26,43,57,69).
5. Тренировка памяти. (20 часов). Палиндромы. Тренировка слуховой памяти. Учись решать, стараясь рассуждать. Сравнение предметов по признакам. Тренировка зрительной памяти. «Кодированное слово». «Зашифрованные имена». Мозговой штурм.
Волшебное зеркало. «Мы сами с ушами». (№5,8,9,22,34,35,50,52,65,66).
6. Поиск закономерностей. (16 часов). Учись решать, стараясь рассуждать. Царство дядюшки Закона. (№ 10,11,17,25,37,45,54,68).
7. Конкурсы эрудитов. (10 часов). Конкурсы эрудитов (№42, 56, 63, 67,70).
8. Развитие быстроты реакции. (8 часов). Игра «Шифровальщик».Развитие быстроты реакции. Что сначала, что потом? Эстафета. Страна советов. (№14, 27,44,58).
9. Логически–поисковые задачи. (22 часа). «Шарады и загадки», Кроссворды. Логически–поисковые задачи. Задания по перекладыванию палочек. Ребусы. Фразеологизмы. Учись решать, стараясь рассуждать. (№6,7,13,19,20,23,36,41,51,59,61).
10. Конкурсы, игры. (16 часов). Игра "Калейдоскоп". Карусель загадок. Ищем рифму. Игра "Шифровальщики". Волшебные превращения цифр. Задачи на смекалку. (№29,30,38-40,53,55,71)
11. Итоговое занятие. (2 часа). Диагностика. Подведение итогов. (№72)
Методическое обеспечение программы
Методический блок
Программа творческого объединения «Знайка» построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста.
Основное время программы отводится для выполнения детьми развивающих заданий. Весь изучаемый материал педагог преподносит учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний.
Задания повышенной сложности
Методы и приёмы организации деятельности ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Нестандартные задачи
Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений.
Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Тренировка внимания
Материал ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти
Также вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
У детей, в процессе выполнения заданий, увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Поиск закономерностей
Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.
Задания по перекладыванию палочек. Ребусы
Включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием палочек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Основные принципы распределения материала
1) системность: задания располагаются в определенном порядке
2) принцип «спирали»: через каждые 7-9 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются
4) принцип увеличение объема материала;
5) принцип наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель
обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный
перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
· задания на развитие внимания;
· задания на развитие памяти;
· задания на совершенствование воображения;
· задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
· дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
· выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
· вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
· выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
· выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
· деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
· складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью выполняются задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.