Актуальность
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. под редакцией В.В. Воронковой . Москва «Владос», 2011г. Содержание рабочей программы адаптировано к уровню классов.
Главной целью коррекционной школы является социально-бытовая адаптация детей с нарушениями развития в современное общество. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативно – речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно – развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового развития с помощью этих единиц.Коммуникативно – речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимосвязаны. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматических категорий и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико – орфографический материал в речевой практике, в её устной и письменной форме. Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Изучение предмета «Русский язык» русского языка должно обеспечить достижение следующих результатов:
1)
2)
1) получение достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
2) овладение навыками правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной и письменной форме;
3) —быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Цели программы:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения:
- Формирование достаточно прочных навыков грамматического письма.
- Умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
- Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Задачи программы:
- Учить детей владеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, умение слушать, грамотно говорить)
- Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и
создание высказываний в устной и письменной форме;
- Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарём;
- Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие,
самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
- Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при
формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.
Программа 5 класса по русскому языку (раздел - грамматика, правописание и развитие речи) специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. Первичной является задача развития речи как средства общения и как способа коррекции мыслительной деятельности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативно – речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно – развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового развития с помощью этих единиц.
Коммуникативно – речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимосвязаны. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматических категорий и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико – орфографический материал в речевой практике в её устной и письменной форме. С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) пятиклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Обучающиеся должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структуирования текста.
Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить 1 раз в месяц выделяются в самостоятельный раздел.
Содержание учебного предмета
1. Звуки и буквы. Текст.
- Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие - твердые, звонкие – глухие). Буквенная азбука – алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.
-Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами
ь, е, ё, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина - орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
- Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.
II. Предложение. Текст
- Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения
- Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста – развить её в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов – без называния терминов).
III. Слово. Текст.
Состав слов
- Корень и однокоренные слова.
- Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов, путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение над единообразным написанием
орфограмм в ряду однокоренных слов.
- Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.
- Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных их значению (пришел на стадион - ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различие.
- Разделительный ъ в словах с приставками.
- Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно – ласкательным значением (-оньк-, --еньк_, -ушк-, - юшк-, -ик- и др.).
- Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком? Или о чем? говорится в тексе (тема) : что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль
Части речи
- Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.
- Имя существительное.
- Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.
- Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
- Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
- Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников.
- Изменение имён существительных по числам.
- Род имён существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слова у существительных женского рода.
- Изменение имен существительных по падежам (склонение).Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием.
- Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.
- Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
- Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.
- Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам
- Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).
- Имя прилагательное.
- Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его одиночная характеристика.
- Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
- Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).
- Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.
- Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями.
- Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.
- Распространение предложений именами прилагательными.
- Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным словосочетаниям.
- Глагол.
- Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).
- Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
- Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам. Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.
VI. Предложение. Текст.
- Нераспространённое и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.
- Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.
- Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения
- Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.
- Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.
- Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать, (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).
- Логическое ударение в предложении (усилении голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
- Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.
- Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как – то раз. Работа с деформированным текстом.
V. Повторение.
Связная речь.
- Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей
текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.
- Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за
изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.
- Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной
мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве
опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях.
- Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и средств связи. Использование
образных слов и выражений. Запись текста на доске ив тетрадях.
- Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря,
построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала
рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
- Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.
- Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись
каждой части. Использование изобразительных средств языка.
- Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений.
Самостоятельная запись основной части.
- Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для
основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.
Словарь: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть,
желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь,
космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа,
природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный (48 слов).
Основные требования к умениям учащихся.
1 – й уровень:
(6 человек :Орозахунов Ханзад, Малышев Игорь, Спирикова Галина, Холодов Максим, Садыгов Илкин, Трофимов Алексей).
- списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова - по слогам;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40- 45 слов);
- участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
- коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
- подбирать однокоренные слова, разбирать слов по составу с помощью учителя;
- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
- находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
2 – й уровень: (уровень требований понижен в связи со сложностью интеллектуального дефекта, используются коррекционно-
развивающие приемы обучения, дифференцированный и индивидуальный подход).
(2 человека: Яблочкин Михаил, Хайруллин Валерий).
- списывать текст целыми словами, структурно сложные слова - по слогам;
- писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
- учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Методы обучения на уроках русского языка:
- объяснительно - иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа, практическая работа, анализ таблицы, схемы)
- репродуктивные - (пересказ прочитанного, списывание готового материала с доски, выполнение заданий по образцу, работа с книгой)
- проблемно - сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов)
- частично – поисковые (комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.