Рабочая проограмма
Оценка 4.9

Рабочая проограмма

Оценка 4.9
Документация
docx
русский язык
5 кл
21.11.2023
Рабочая проограмма
Цель данной программы состоит в обучении обучающихся с ЗПР
рабочая программа.docx

                                                                                                          Актуальность

Планируемые результаты освоения учебного предмета

                                                                                      

Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида: 5-9 кл. под редакцией  В.В. Воронковой .  Москва  «Владос», 2011г. Содержание рабочей программы адаптировано к уровню классов.

Главной целью коррекционной школы является социально-бытовая адаптация детей с нарушениями развития в современное общество. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию  личности в целом. Первостепенное внимание  уделяется таким  синтаксическим  структурам, как  предложение  и  текст,  обеспечивающим  реализацию  коммуникативной функции   речи  и  возможность  развернуто   выражать  мысли, точнее понимать  высказывания  других  людей.

Коммуникативно – речевая   направленность  обучения  делает  более  продуктивным  решение  коррекционно – развивающих  задач,  так  как  предполагает большую  работу  над  значением  таких  языковых  единиц, как  слово,  словосочетание, предложение, текст, и  над  способами   выражения  смыслового  развития  с  помощью  этих  единиц.Коммуникативно –  речевой  подход  к  обучению  языку  не  может  быть обеспечен  без  освоения языковедческого  материала, так  как  языковая  и  речевая  деятельность  взаимосвязаны.  Работа  над  усвоением  грамматических категорий  и  орфографических  правил реализуется  в  процессе  формирования   собственно  речевых  умений  и  навыков. Большое  значение  приобретает не  столько  запоминание  грамматических  категорий и  орфографических правил  (как  называется, как  изменяется), сколько  умение  применять изученный  грамматико – орфографический  материал в  речевой  практике,  в  её  устной и  письменной  форме. Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

 

Изучение предмета «Русский язык»  русского языка должно обеспечить достижение следующих результатов:

1)

2)

 

1)      получение  достаточно прочных  навыков  грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

2)      овладение  навыками правильного  и последовательного изложения  своих  мыслей  в устной и письменной форме;

3)       —быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы:

 

-  Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения:

-  Формирование достаточно прочных навыков грамматического письма.

-  Умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

-  Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

 

Задачи программы:

 

- Учить детей владеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, умение слушать, грамотно говорить)

- Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и 

   создание высказываний в устной и письменной форме;

- Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарём;

- Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие,

   самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

 - Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при

    формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.

 

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию  личности в целом.

 

Программа  5  класса по  русскому  языку (раздел - грамматика, правописание  и  развитие  речи) специальной (коррекционной) школы  имеет  коммуникативную  направленность. Первичной  является задача  развития  речи  как средства  общения и как  способа  коррекции мыслительной  деятельности.

Во взаимообусловленном решении  этих  задач  строится  содержательная  часть программы.    Первостепенное внимание  уделяется таким  синтаксическим  структурам, как  предложение  и  текст,  обеспечивающим  реализацию  коммуникативной функции   речи  и  возможность  развернуто   выражать  мысли, точнее понимать  высказывания  других  людей.

Коммуникативно – речевая   направленность  обучения  делает  более  продуктивным  решение  коррекционно – развивающих  задач,  так  как  предполагает большую  работу  над  значением  таких  языковых  единиц, как  слово,  словосочетание, предложение, текст, и  над  способами   выражения  смыслового  развития  с  помощью  этих  единиц.

Коммуникативно – речевой  подход  к  обучению  языку  не  может  быть обеспечен  без  освоения языковедческого  материала, так  как  языковая  и  речевая  деятельность  взаимосвязаны.  Работа  над  усвоением  грамматических категорий  и  орфографических  правил реализуется  в  процессе  формирования   собственно  речевых  умений  и  навыков. Большое  значение  приобретает не  столько  запоминание  грамматических  категорий и  орфографических правил  (как  называется, как  изменяется), сколько  умение  применять изученный  грамматико – орфографический  материал в  речевой  практике  в  её  устной и  письменной  форме. С помощью осваиваемых языковых  средств   (части  речи, словосочетание, предложение)  пятиклассники  обучаются конструировать разнообразные  тексты. Обучающиеся должны  поэтапно  освоить  в  практической  деятельности основные  законы  структуирования  текста.

 Разнообразные  виды  работ на  уроках  связной  письменной речи, которые  рекомендуется  проводить  1  раз в  месяц  выделяются  в  самостоятельный  раздел.

                             

                                    

                                                                          

 

 

 

 

  Содержание  учебного  предмета

                                                                          

 

1. Звуки  и буквы. Текст.

   - Звуки  речи: гласные  и  согласные. Характеристика гласных (слогообразующая  роль, ударные  и  безударные)  и  согласных  (мягкие  - твердые, звонкие – глухие). Буквенная  азбука – алфавит. Знакомство с орфографическим  словарем.                                 

    -Мягкие  и  твердые  согласные. Их  дифференциация.  Обозначение  мягкости  согласных  на  письме  буквами 

ь, е, ё, ю, я. Согласные  звонкие  и  глухие. Их  дифференциация. Установление  несоответствия звука  и буквы. Правописание  звонких  и  глухих  согласных на  конце  и  в  середине  слова.                                                                                                                           

Ударные  и  безударные  гласные.  Соответствие  звука  и  буквы под  ударением       и  несоответствие в  безударной  позиции. Введение  термина  - орфограмма. Проверка  написания безударной  гласной. Непроверяемые  безударные  гласные.

   - Различение  текста  и  не  текста. Определение темы  текста. Заголовок. Выделение  основной  мысли.  

                       

II. Предложение. Текст

   

    - Предложение  как  единица  речи. Его смысловая  и  интонационная  законченность. Связь  слов  в  предложении. Главные  и  второстепенные  члены  предложения

    - Отличие  предложения  от  текста (с помощью предложения  можно  выразить  мысль, с  помощью  текста – развить её в двух  и  более  предложениях). Деление  текста  на  предложения. Границы  предложений. Установление последовательности предложений в  тексте. Связь  предложений  в  тексте (нахождение  местоимений и  текстовых  синонимов – без  называния  терминов).                          

 

III. Слово.  Текст.

                  

  Состав  слов

   - Корень  и  однокоренные  слова.

   - Правописание  проверяемых  безударных  гласных, звонких  и  глухих  согласных в корнях слов, путем  изменения  формы слова  или подбора однокоренных  слов. Непроверяемые  безударные  гласные.                                                                                               

Непроизносимые  согласные  в  корне.  Составление   словаря слов  с  непроизносимыми  согласными, размещение  их  по  алфавиту. Двойные  согласные  в  корне. Составление  словаря  с  двойными  согласными  в  корне. Наблюдение  над  единообразным  написанием 

орфограмм  в  ряду  однокоренных  слов.                                                                                                                                            

- Окончание. Связь  слов  в  предложении  с  помощью  окончания.                                                                                            

- Приставка. Наблюдение  за  изменением значения  слова  в  зависимости  от   приставки. Составление словосочетаний,  противоположных  их  значению  (пришел  на  стадион - ушел  со  стадиона). Приставка  и  предлог. Их различие.            

    - Разделительный ъ  в словах  с  приставками.                                                                                                                                    

- Суффикс. Изменение  значения слова в  зависимости от суффикса. Суффиксы  с  уменьшительно – ласкательным  значением (-оньк-, --еньк_, -ушк-, - юшк-, -ик- и  др.).

      - Тема  и  основная  мысль. Отражение  темы  или  основной мысли в  заголовке  текста: о  ком? Или  о  чем? говорится  в  тексе (тема) : что  главное говорится  о предмете  темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего  тему  или  основную  мысль

 Части  речи                                                                                                                                                                                              

       - Слово  как  название  предмета, его признака  или  действия. Части  речи.  Имя  существительное,  имя  прилагательное,  глагол.  Их  значение  и  вопросы  как  средство для  выявления  этих  частей  речи.

 

  

       - Имя  существительное.

      - Значение  в  речи. Разделение  существительных  на  слова  различных  смысловых  категорий: люди, их  профессии, животные,  растения,  явления  природы, состояние  и  т. д.

       - Существительные, близкие (предмет один, а слов  много) и  противоположные по  значению. Упражнения в  подборе  синонимов  и  антонимов. Образование  сравнительных  оборотов с  союзом как  (один предмет  похож  на  другой:  глаза, как  бусинки).

       - Имена  существительные собственные  и  нарицательные, одушевлённые и  неодушевлённые.

       - Большая  буква в  именах  собственных. Адрес  на  конверте. Поздравительная  открытка. Правильное  написание  названий  праздников.

       - Изменение  имён  существительных  по  числам.

       - Род  имён  существительных. Мягкий знак после  шипящих на  конце  слова  у  существительных  женского  рода.

       - Изменение имен  существительных   по  падежам (склонение).Склонение  существительных   в  единственном  числе с  ударным  окончанием.

       - Выделение из  предложений  различных  словосочетаний  с  именем  существительным, постановка вопросов  от  главного  слова к  зависимому и  определение  падежа.

       - Постановка  существительных, стоящих в  косвенных  падежах, в  начальную  форму.

       - Предлоги  и падежи. Предлог  и  падежное  окончание для  связи слов  в  предложении.  Упражнения в  правильном  выборе падежной  формы  существительного  после  предлога.

       - Выделение опорных  слов (существительных) в  тексте и коллективное  восстановление  текста   по  плану   и  опорным  словам

       - Практические  упражнения в  отборе примеров и  фактов для  развития основной  мысли (из  ряда  предложенных).

 

      - Имя  прилагательное.

      - Значение в  речи (оценить предмет, определить  его  качественные  стороны). Признаки, обозначаемые  прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал,  из  которого сделан  предмет, его  одиночная  характеристика.

      - Упражнения в  образовании  прилагательных  от  существительных.

     -  Прилагательные, близкие и  противоположные  по смыслу. Использование имен  прилагательных для  выражения  сравнения (ласковый  как  котенок), художественных  определений (синее море), переносного значения (грозные  тучи).

       - Выделение из  текста  словосочетаний  существительных  с  прилагательными и  коллективное  восстановление  текста  по  опорным  словосочетаниям.

       - Род прилагательных. Его  зависимость  от рода  имен  существительных. Наблюдение  за родовыми  окончаниями.

       - Подбор  к  существительным нескольких  прилагательных по  смыслу. Их  согласование  с  существительным.

       - Распространение предложений именами  прилагательными.

       - Упражнения  в  подборе  прилагательных  для  описания  предмета (на  уровне  словосочетаний) с  опорой  на  сам предмет  или картинку. Создание текста  по  опорным  словосочетаниям.

 

      

 

       - Глагол.

       - Значение  в  речи. Семантические группы глаголов (глаголы  движения, речи, мысли, труда, чувства).

       - Изменение  глаголов  по  временам. Употребление в  речи глаголов различных  временных  категорий.

       - Выделение  из  текста  глаголов и  коллективное восстановление  текста по  опорным  словам.  Дополнение  текста  фактами, подтверждающими  основную  мысль,  с  опорой на  картинку  или  вопросы.

 

  VI. Предложение. Текст.   

       - Нераспространённое  и  распространенное  предложения. Главные  и  второстепенные  члены  предложения (без  деления на  виды). Распространение  предложения. Использование  структурных  схем  с   изменением  порядка  слов  в  предложении.

     - Выделение  из  предложения  словосочетаний. Постановка  вопросов  от  главного слова  к  зависимому. Составление  предложений  с  данными  словосочетаниями.

      - Наблюдение  над  интонацией предложения. Точка, вопросительный,  восклицательный знаки  в  конце  предложения

      - Выделение  вопросительных  слов  в  предложении. Составление   вопросительных  предложений с  данными  вопросительными  словами и  без  них. Правильное интонирование.

      - Упражнения в  составлении  восклицательных  предложений. Интонация в  восклицательном  предложении.

      - Составление  диалогов (с  опорой  на  картинку, текст, ситуацию). Определение речевых  задач диалога: хотим  узнать, (спрашиваем), хотим  сообщить (отвечаем, рассказываем).

       - Логическое  ударение  в  предложении (усилении голоса на  отдельном  слове  или  словосочетании). Наблюдение  за  изменением  смысла предложения в  зависимости от перемены места  логического  ударения.  Паузы в  связи со  знаками препинания.

       - Практическое  знакомство  с  однородными  членами  предложения. Интонация  перечисления.

       - Структура  текста. Части  текста,  красная  строка. Расположение частей текста  в  соответствии  с  данным  планом, деление текста   на  части   по  данному  плану,  связь  частей  и  предложений в тексте  с  помощью слов  однажды, вдруг, как – то  раз. Работа  с  деформированным  текстом.

 

 

 

 V. Повторение.                   

 

    Связная  речь.               

 

     - Коллективное  составление  рассказа  по  серии  сюжетных  картинок с  обсуждением  темы, средств  связи предложений  и  частей

       текста. Озаглавливание  текста в  связи  с  выделенной  темой. Запись  текста  на  доске  и  в  тетрадях.

     - Свободный  диктант. Озаглавливание  текста  с  отражением   его  темы.  Выделение  опорных  слов из  каждой  части. Наблюдение за

       изобразительными  средствами  языка. Коллективная  запись  каждой  части  с  опорой  на  выделенные  слова.

     - Коллективное изложение  зрительно  воспринимаемого  текста  по  данному  плану  и  опорным  словам. Обсуждение  темы  и  основной

       мысли. Отражение  в  заголовке идеи  текста.  Наблюдение за  средствами  связи  и  образными  словами,  использование их в  качестве 

       опорных  слов. Запись  текста  на  доске  и  в  тетрадях.

     - Коллективное  составление  рассказа  по  опорным  словам  с  обсуждением  темы,  структуры  текста  и  средств  связи. Использование

       образных  слов  и  выражений. Запись текста  на  доске  ив  тетрадях.

     - Составление  рассказа  по  сюжетной  картинке  и  данному  плану  с  обсуждением  темы, структуры  текста, отбором  словаря,

       построением  предложений, использованием средств  связи между ними.  Озаглавливание  рассказа. Коллективная  запись  начала 

       рассказа  с  последующим самостоятельным  воспроизведением частей  текста (наиболее  простых).

     - Коллективное изложение  текста, воспринятого  на  слух. Запись  текста  на  доске  и  в  тетрадях.

     - Свободный  диктант.  Озаглавливание  текста. Выделение опорных  слов  и  средств  связи из  каждой  части.  Самостоятельная  запись 

       каждой  части. Использование  изобразительных  средств языка.

     - Изложение  текста, воспринятого  на слух, по  плану, опорным  словам и выделенным  из  текста средствам  связи предложений.

       Самостоятельная  запись основной  части.

     - Составление  текста  письма к  родственникам (друзьям). Анализ структуры  письма. Отбор  содержания  и  речевых  средств  для 

       основной  части  письма. Коллективная  запись  на  доске  и  в  тетрадях. 

 

 Словарь: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть,

                  желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь,

                 космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа,

                 природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный  (48  слов).

 

 

                                                

 

 

Основные требования  к умениям  учащихся.

 

    1 – й  уровень:

 (6  человек :Орозахунов  Ханзад, Малышев Игорь, Спирикова  Галина, Холодов  Максим, Садыгов  Илкин, Трофимов Алексей).

   - списывать текст  целыми  словами и  словосочетаниями, структурно  сложные  слова  - по  слогам;

    - писать  под  диктовку  текст, включающий слова с изученными орфограммами (40- 45 слов);

   - участвовать  в  обсуждении темы  текста, в  выделении основной мысли;

   - коллективно  составлять  текст и  записывать  его  под  руководством учителя (до  50  слов);

   - подбирать однокоренные  слова, разбирать  слов  по составу с  помощью  учителя;

    - различать  части речи (имя  существительное, имя  прилагательное, глагол) по  вопросам, с опорой на  таблицу;

   - находить  решение  орфографической  задачи (с помощью  учителя);

   - пользоваться школьным орфографическим  словарем  под  руководством  учителя.

 

2 – й уровень:  (уровень требований понижен  в связи со сложностью интеллектуального дефекта, используются  коррекционно-

                           развивающие приемы обучения, дифференцированный  и  индивидуальный  подход).

 (2 человека: Яблочкин Михаил,  Хайруллин Валерий).

   -  списывать текст  целыми  словами, структурно  сложные  слова  - по  слогам;

   - писать  под  диктовку  текст  с  предварительным  разбором изученных  орфограмм;

   - участвовать  в  обсуждении темы и  идеи текста;

   - подбирать однокоренные  слова  с  помощью  учителя;

   - проверять безударные  гласные, сомнительные  согласные на основе изменения  формы  слова (с  помощью  учителя);

   - учиться пользоваться школьным орфографическим  словарем  под  руководством  учителя.

 

Методы обучения на уроках русского языка:

 

-  объяснительно - иллюстративные  (рассказ, описание,  упражнение, беседа, практическая работа, анализ таблицы, схемы)

 

- репродуктивные - (пересказ прочитанного, списывание  готового материала с доски, выполнение заданий по образцу, работа с книгой)

 

- проблемно - сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения  подобий предметов)

- частично – поисковые  (комментирование практических действий с выводом, выбор примеров  подтверждений  с опорой на наглядность, перенос общих признаков  известного на новое).

 

                                                          


 

Актуальность Планируемые результаты освоения учебного предмета

Актуальность Планируемые результаты освоения учебного предмета

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков,…

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков,…

Цели программы: - Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения: -

Цели программы: - Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения: -

Коммуникативно – речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно – развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово,…

Коммуникативно – речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно – развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово,…

Предложение как единица речи

Предложение как единица речи

Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению

Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению

Глагол. - Значение в речи

Глагол. - Значение в речи

Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова

Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова

Яблочкин Михаил, Хайруллин Валерий)

Яблочкин Михаил, Хайруллин Валерий)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2023