Рабочая проограмма

  • Документация
  • docx
  • 21.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель данной программы состоит в обучении обучающихся с ЗПР
Иконка файла материала рабочая программа.docx

                                                                                                          Актуальность

Планируемые результаты освоения учебного предмета

                                                                                      

Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида: 5-9 кл. под редакцией  В.В. Воронковой .  Москва  «Владос», 2011г. Содержание рабочей программы адаптировано к уровню классов.

Главной целью коррекционной школы является социально-бытовая адаптация детей с нарушениями развития в современное общество. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию  личности в целом. Первостепенное внимание  уделяется таким  синтаксическим  структурам, как  предложение  и  текст,  обеспечивающим  реализацию  коммуникативной функции   речи  и  возможность  развернуто   выражать  мысли, точнее понимать  высказывания  других  людей.

Коммуникативно – речевая   направленность  обучения  делает  более  продуктивным  решение  коррекционно – развивающих  задач,  так  как  предполагает большую  работу  над  значением  таких  языковых  единиц, как  слово,  словосочетание, предложение, текст, и  над  способами   выражения  смыслового  развития  с  помощью  этих  единиц.Коммуникативно –  речевой  подход  к  обучению  языку  не  может  быть обеспечен  без  освоения языковедческого  материала, так  как  языковая  и  речевая  деятельность  взаимосвязаны.  Работа  над  усвоением  грамматических категорий  и  орфографических  правил реализуется  в  процессе  формирования   собственно  речевых  умений  и  навыков. Большое  значение  приобретает не  столько  запоминание  грамматических  категорий и  орфографических правил  (как  называется, как  изменяется), сколько  умение  применять изученный  грамматико – орфографический  материал в  речевой  практике,  в  её  устной и  письменной  форме. Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

 

Изучение предмета «Русский язык»  русского языка должно обеспечить достижение следующих результатов:

1)

2)

 

1)      получение  достаточно прочных  навыков  грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

2)      овладение  навыками правильного  и последовательного изложения  своих  мыслей  в устной и письменной форме;

3)       —быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы:

 

-  Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения:

-  Формирование достаточно прочных навыков грамматического письма.

-  Умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

-  Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

 

Задачи программы:

 

- Учить детей владеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, умение слушать, грамотно говорить)

- Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и 

   создание высказываний в устной и письменной форме;

- Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарём;

- Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие,

   самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

 - Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при

    формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.

 

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию  личности в целом.

 

Программа  5  класса по  русскому  языку (раздел - грамматика, правописание  и  развитие  речи) специальной (коррекционной) школы  имеет  коммуникативную  направленность. Первичной  является задача  развития  речи  как средства  общения и как  способа  коррекции мыслительной  деятельности.

Во взаимообусловленном решении  этих  задач  строится  содержательная  часть программы.    Первостепенное внимание  уделяется таким  синтаксическим  структурам, как  предложение  и  текст,  обеспечивающим  реализацию  коммуникативной функции   речи  и  возможность  развернуто   выражать  мысли, точнее понимать  высказывания  других  людей.

Коммуникативно – речевая   направленность  обучения  делает  более  продуктивным  решение  коррекционно – развивающих  задач,  так  как  предполагает большую  работу  над  значением  таких  языковых  единиц, как  слово,  словосочетание, предложение, текст, и  над  способами   выражения  смыслового  развития  с  помощью  этих  единиц.

Коммуникативно – речевой  подход  к  обучению  языку  не  может  быть обеспечен  без  освоения языковедческого  материала, так  как  языковая  и  речевая  деятельность  взаимосвязаны.  Работа  над  усвоением  грамматических категорий  и  орфографических  правил реализуется  в  процессе  формирования   собственно  речевых  умений  и  навыков. Большое  значение  приобретает не  столько  запоминание  грамматических  категорий и  орфографических правил  (как  называется, как  изменяется), сколько  умение  применять изученный  грамматико – орфографический  материал в  речевой  практике  в  её  устной и  письменной  форме. С помощью осваиваемых языковых  средств   (части  речи, словосочетание, предложение)  пятиклассники  обучаются конструировать разнообразные  тексты. Обучающиеся должны  поэтапно  освоить  в  практической  деятельности основные  законы  структуирования  текста.

 Разнообразные  виды  работ на  уроках  связной  письменной речи, которые  рекомендуется  проводить  1  раз в  месяц  выделяются  в  самостоятельный  раздел.

                             

                                    

                                                                          

 

 

 

 

  Содержание  учебного  предмета

                                                                          

 

1. Звуки  и буквы. Текст.

   - Звуки  речи: гласные  и  согласные. Характеристика гласных (слогообразующая  роль, ударные  и  безударные)  и  согласных  (мягкие  - твердые, звонкие – глухие). Буквенная  азбука – алфавит. Знакомство с орфографическим  словарем.                                 

    -Мягкие  и  твердые  согласные. Их  дифференциация.  Обозначение  мягкости  согласных  на  письме  буквами 

ь, е, ё, ю, я. Согласные  звонкие  и  глухие. Их  дифференциация. Установление  несоответствия звука  и буквы. Правописание  звонких  и  глухих  согласных на  конце  и  в  середине  слова.                                                                                                                           

Ударные  и  безударные  гласные.  Соответствие  звука  и  буквы под  ударением       и  несоответствие в  безударной  позиции. Введение  термина  - орфограмма. Проверка  написания безударной  гласной. Непроверяемые  безударные  гласные.

   - Различение  текста  и  не  текста. Определение темы  текста. Заголовок. Выделение  основной  мысли.  

                       

II. Предложение. Текст

   

    - Предложение  как  единица  речи. Его смысловая  и  интонационная  законченность. Связь  слов  в  предложении. Главные  и  второстепенные  члены  предложения

    - Отличие  предложения  от  текста (с помощью предложения  можно  выразить  мысль, с  помощью  текста – развить её в двух  и  более  предложениях). Деление  текста  на  предложения. Границы  предложений. Установление последовательности предложений в  тексте. Связь  предложений  в  тексте (нахождение  местоимений и  текстовых  синонимов – без  называния  терминов).                          

 

III. Слово.  Текст.

                  

  Состав  слов

   - Корень  и  однокоренные  слова.

   - Правописание  проверяемых  безударных  гласных, звонких  и  глухих  согласных в корнях слов, путем  изменения  формы слова  или подбора однокоренных  слов. Непроверяемые  безударные  гласные.                                                                                               

Непроизносимые  согласные  в  корне.  Составление   словаря слов  с  непроизносимыми  согласными, размещение  их  по  алфавиту. Двойные  согласные  в  корне. Составление  словаря  с  двойными  согласными  в  корне. Наблюдение  над  единообразным  написанием 

орфограмм  в  ряду  однокоренных  слов.                                                                                                                                            

- Окончание. Связь  слов  в  предложении  с  помощью  окончания.                                                                                            

- Приставка. Наблюдение  за  изменением значения  слова  в  зависимости  от   приставки. Составление словосочетаний,  противоположных  их  значению  (пришел  на  стадион - ушел  со  стадиона). Приставка  и  предлог. Их различие.            

    - Разделительный ъ  в словах  с  приставками.                                                                                                                                    

- Суффикс. Изменение  значения слова в  зависимости от суффикса. Суффиксы  с  уменьшительно – ласкательным  значением (-оньк-, --еньк_, -ушк-, - юшк-, -ик- и  др.).

      - Тема  и  основная  мысль. Отражение  темы  или  основной мысли в  заголовке  текста: о  ком? Или  о  чем? говорится  в  тексе (тема) : что  главное говорится  о предмете  темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего  тему  или  основную  мысль

 Части  речи                                                                                                                                                                                              

       - Слово  как  название  предмета, его признака  или  действия. Части  речи.  Имя  существительное,  имя  прилагательное,  глагол.  Их  значение  и  вопросы  как  средство для  выявления  этих  частей  речи.

 

  

       - Имя  существительное.

      - Значение  в  речи. Разделение  существительных  на  слова  различных  смысловых  категорий: люди, их  профессии, животные,  растения,  явления  природы, состояние  и  т. д.

       - Существительные, близкие (предмет один, а слов  много) и  противоположные по  значению. Упражнения в  подборе  синонимов  и  антонимов. Образование  сравнительных  оборотов с  союзом как  (один предмет  похож  на  другой:  глаза, как  бусинки).

       - Имена  существительные собственные  и  нарицательные, одушевлённые и  неодушевлённые.

       - Большая  буква в  именах  собственных. Адрес  на  конверте. Поздравительная  открытка. Правильное  написание  названий  праздников.

       - Изменение  имён  существительных  по  числам.

       - Род  имён  существительных. Мягкий знак после  шипящих на  конце  слова  у  существительных  женского  рода.

       - Изменение имен  существительных   по  падежам (склонение).Склонение  существительных   в  единственном  числе с  ударным  окончанием.

       - Выделение из  предложений  различных  словосочетаний  с  именем  существительным, постановка вопросов  от  главного  слова к  зависимому и  определение  падежа.

       - Постановка  существительных, стоящих в  косвенных  падежах, в  начальную  форму.

       - Предлоги  и падежи. Предлог  и  падежное  окончание для  связи слов  в  предложении.  Упражнения в  правильном  выборе падежной  формы  существительного  после  предлога.

       - Выделение опорных  слов (существительных) в  тексте и коллективное  восстановление  текста   по  плану   и  опорным  словам

       - Практические  упражнения в  отборе примеров и  фактов для  развития основной  мысли (из  ряда  предложенных).

 

      - Имя  прилагательное.

      - Значение в  речи (оценить предмет, определить  его  качественные  стороны). Признаки, обозначаемые  прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал,  из  которого сделан  предмет, его  одиночная  характеристика.

      - Упражнения в  образовании  прилагательных  от  существительных.

     -  Прилагательные, близкие и  противоположные  по смыслу. Использование имен  прилагательных для  выражения  сравнения (ласковый  как  котенок), художественных  определений (синее море), переносного значения (грозные  тучи).

       - Выделение из  текста  словосочетаний  существительных  с  прилагательными и  коллективное  восстановление  текста  по  опорным  словосочетаниям.

       - Род прилагательных. Его  зависимость  от рода  имен  существительных. Наблюдение  за родовыми  окончаниями.

       - Подбор  к  существительным нескольких  прилагательных по  смыслу. Их  согласование  с  существительным.

       - Распространение предложений именами  прилагательными.

       - Упражнения  в  подборе  прилагательных  для  описания  предмета (на  уровне  словосочетаний) с  опорой  на  сам предмет  или картинку. Создание текста  по  опорным  словосочетаниям.

 

      

 

       - Глагол.

       - Значение  в  речи. Семантические группы глаголов (глаголы  движения, речи, мысли, труда, чувства).

       - Изменение  глаголов  по  временам. Употребление в  речи глаголов различных  временных  категорий.

       - Выделение  из  текста  глаголов и  коллективное восстановление  текста по  опорным  словам.  Дополнение  текста  фактами, подтверждающими  основную  мысль,  с  опорой на  картинку  или  вопросы.

 

  VI. Предложение. Текст.   

       - Нераспространённое  и  распространенное  предложения. Главные  и  второстепенные  члены  предложения (без  деления на  виды). Распространение  предложения. Использование  структурных  схем  с   изменением  порядка  слов  в  предложении.

     - Выделение  из  предложения  словосочетаний. Постановка  вопросов  от  главного слова  к  зависимому. Составление  предложений  с  данными  словосочетаниями.

      - Наблюдение  над  интонацией предложения. Точка, вопросительный,  восклицательный знаки  в  конце  предложения

      - Выделение  вопросительных  слов  в  предложении. Составление   вопросительных  предложений с  данными  вопросительными  словами и  без  них. Правильное интонирование.

      - Упражнения в  составлении  восклицательных  предложений. Интонация в  восклицательном  предложении.

      - Составление  диалогов (с  опорой  на  картинку, текст, ситуацию). Определение речевых  задач диалога: хотим  узнать, (спрашиваем), хотим  сообщить (отвечаем, рассказываем).

       - Логическое  ударение  в  предложении (усилении голоса на  отдельном  слове  или  словосочетании). Наблюдение  за  изменением  смысла предложения в  зависимости от перемены места  логического  ударения.  Паузы в  связи со  знаками препинания.

       - Практическое  знакомство  с  однородными  членами  предложения. Интонация  перечисления.

       - Структура  текста. Части  текста,  красная  строка. Расположение частей текста  в  соответствии  с  данным  планом, деление текста   на  части   по  данному  плану,  связь  частей  и  предложений в тексте  с  помощью слов  однажды, вдруг, как – то  раз. Работа  с  деформированным  текстом.

 

 

 

 V. Повторение.                   

 

    Связная  речь.               

 

     - Коллективное  составление  рассказа  по  серии  сюжетных  картинок с  обсуждением  темы, средств  связи предложений  и  частей

       текста. Озаглавливание  текста в  связи  с  выделенной  темой. Запись  текста  на  доске  и  в  тетрадях.

     - Свободный  диктант. Озаглавливание  текста  с  отражением   его  темы.  Выделение  опорных  слов из  каждой  части. Наблюдение за

       изобразительными  средствами  языка. Коллективная  запись  каждой  части  с  опорой  на  выделенные  слова.

     - Коллективное изложение  зрительно  воспринимаемого  текста  по  данному  плану  и  опорным  словам. Обсуждение  темы  и  основной

       мысли. Отражение  в  заголовке идеи  текста.  Наблюдение за  средствами  связи  и  образными  словами,  использование их в  качестве 

       опорных  слов. Запись  текста  на  доске  и  в  тетрадях.

     - Коллективное  составление  рассказа  по  опорным  словам  с  обсуждением  темы,  структуры  текста  и  средств  связи. Использование

       образных  слов  и  выражений. Запись текста  на  доске  ив  тетрадях.

     - Составление  рассказа  по  сюжетной  картинке  и  данному  плану  с  обсуждением  темы, структуры  текста, отбором  словаря,

       построением  предложений, использованием средств  связи между ними.  Озаглавливание  рассказа. Коллективная  запись  начала 

       рассказа  с  последующим самостоятельным  воспроизведением частей  текста (наиболее  простых).

     - Коллективное изложение  текста, воспринятого  на  слух. Запись  текста  на  доске  и  в  тетрадях.

     - Свободный  диктант.  Озаглавливание  текста. Выделение опорных  слов  и  средств  связи из  каждой  части.  Самостоятельная  запись 

       каждой  части. Использование  изобразительных  средств языка.

     - Изложение  текста, воспринятого  на слух, по  плану, опорным  словам и выделенным  из  текста средствам  связи предложений.

       Самостоятельная  запись основной  части.

     - Составление  текста  письма к  родственникам (друзьям). Анализ структуры  письма. Отбор  содержания  и  речевых  средств  для 

       основной  части  письма. Коллективная  запись  на  доске  и  в  тетрадях. 

 

 Словарь: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть,

                  желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь,

                 космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа,

                 природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный  (48  слов).

 

 

                                                

 

 

Основные требования  к умениям  учащихся.

 

    1 – й  уровень:

 (6  человек :Орозахунов  Ханзад, Малышев Игорь, Спирикова  Галина, Холодов  Максим, Садыгов  Илкин, Трофимов Алексей).

   - списывать текст  целыми  словами и  словосочетаниями, структурно  сложные  слова  - по  слогам;

    - писать  под  диктовку  текст, включающий слова с изученными орфограммами (40- 45 слов);

   - участвовать  в  обсуждении темы  текста, в  выделении основной мысли;

   - коллективно  составлять  текст и  записывать  его  под  руководством учителя (до  50  слов);

   - подбирать однокоренные  слова, разбирать  слов  по составу с  помощью  учителя;

    - различать  части речи (имя  существительное, имя  прилагательное, глагол) по  вопросам, с опорой на  таблицу;

   - находить  решение  орфографической  задачи (с помощью  учителя);

   - пользоваться школьным орфографическим  словарем  под  руководством  учителя.

 

2 – й уровень:  (уровень требований понижен  в связи со сложностью интеллектуального дефекта, используются  коррекционно-

                           развивающие приемы обучения, дифференцированный  и  индивидуальный  подход).

 (2 человека: Яблочкин Михаил,  Хайруллин Валерий).

   -  списывать текст  целыми  словами, структурно  сложные  слова  - по  слогам;

   - писать  под  диктовку  текст  с  предварительным  разбором изученных  орфограмм;

   - участвовать  в  обсуждении темы и  идеи текста;

   - подбирать однокоренные  слова  с  помощью  учителя;

   - проверять безударные  гласные, сомнительные  согласные на основе изменения  формы  слова (с  помощью  учителя);

   - учиться пользоваться школьным орфографическим  словарем  под  руководством  учителя.

 

Методы обучения на уроках русского языка:

 

-  объяснительно - иллюстративные  (рассказ, описание,  упражнение, беседа, практическая работа, анализ таблицы, схемы)

 

- репродуктивные - (пересказ прочитанного, списывание  готового материала с доски, выполнение заданий по образцу, работа с книгой)

 

- проблемно - сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения  подобий предметов)

- частично – поисковые  (комментирование практических действий с выводом, выбор примеров  подтверждений  с опорой на наглядность, перенос общих признаков  известного на новое).