КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
|
Печатается по решению ПЦК
дисциплин профессионального цикла
Протокол № 4 от 28.11. 2017
Поливода Т.А. – Рабочая тетрадь по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный театр» II полугодие для студентов по специальности 44.02.02. « Преподавание в начальных классах» ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников». – Рубцовск, 2017. – с. 24.
Тетрадь составлена к дополнительной обшеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный театр» составителя Поливода Т.А.
Тетрадь дополняет процесс освоения детьми данного предмета. Материал способствует развитию и формированию музыкально-творческих способностей у обучающихся на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области основ актерского мастерства, сольного и хорового пения. Домашние задания позволяют закрепить содержание урока, проявить творчество, самостоятельность, оригинальность, а также повысить интерес к учебному материалу.
Тетрадь имеет практическую направленность, может быть использована студентами при изучении ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» по специальности «Преподавание в начальных классах», рекомендована преподавателям музыкальных и общеобразовательных школ.
Рецензент: преподаватель высшей категории КГБПОУ «Рубцовского педагогического колледжа» Смирнова Е.В.
Третья Четверть
«Жест – движение - мысль»
(сценическое движение)
Первый урок
«Музыка – эмоция - движение»
В театральном искусстве этюд - это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации.
v Выполни эти упражнения у зеркала.
1. Нахмурься, как:
· король;
· ребенок, у которого отняли игрушку;
· человек, который скрывает улыбку.
2. Улыбнись, как:
· вежливый японец;
· мать любящему младенцу;
· кот на солнце.
3. Сядь, как:
· пчела на цветке;
· наказанный Буратино;
· обиженная собака.
v Прослушай пьесу П. И. Чайковского «Новая кукла» из «Детского альбома», изобрази состояние, эмоции, движения девочки, которой подарили новую куклу.
v Подбери музыку и станцуй: «радость порхающей бабочки», «испуг кошки», «удивление лошади», «грусть цветка».
vСочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с
использованием пластики и движений на тему: «Моя
любимая сказка!»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второй урок
«Музыка – чувство – движение»
v Сочини сюжетно – образные движения к стихам:
«Цветы»
Раз-два-три, выросли цветы!!!
К солнцу потянулись - высоко:
Стало им приятно тепло!
Ветерок пролетал, стебельки качал.
Влево качнулись, низко пригнулись.
Ветерок, убегай! Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут,
Детям радость несут!
«Снежный балет»
Ветер снежинки гонит и гонит...
Кто там поет за стеной?
Это Морозец - маленький гномик,
Дует в рожок ледяной.
Музыка ветра, зимняя песня
Слышится снова чуть свет.
Кружат снежинки, словно танцуют
Зимний метельный балет.
vСочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с
использованием пластики и движений на тему: «Мой
любимый мультфильм!»_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Третий урок
«Выразительность в пластике»
v Владение жестом позволяет на сцене сделать роль более яркой и выразительной. Выучи основные жесты:
«иди сюда» - вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе»;
«уходи» - согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя»;
«согласие» - кивнуть головой один или два раза (утверждающий);
«несогласие» - покачать головой из стороны в сторону (отрицающий);
«просьба» - рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью, тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп, шея и корпус направлены вперед;
«отказ» - рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью, ладонь повернута от себя, корпус наклонен назад, голова повернута в сторону;
«плач» - закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи (плечи вздрагивают);
«ласка» - поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза;
«клич» - ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука»;
«приветствие» - правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону;
«прощание» - глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед, плавные маховые движения кистью поднятой правой руки;
«приглашение» - правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой;
«благодарность» - сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед;
«негодование» - возмущение: «Да, что же это такое!»;
«не знаю» - приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.
v Сочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Мои любимые игрушки!»__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
Четвертый урок
«Изобразительность в пластике»
v Сочини сюжетно – образные движения к стихам:
Скок, поскок молодой дроздок.
По водичку пошел, молодичку нашел.
Молодиченька - невеличенька,
Сама с вершок, голова с горшок.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, жена на коровке.
Дети на телятках, внуки на козлятках
Гоп, гоп, гоп, гоп. Гоп, гоп, гоп, гоп.
Тпру-у.
v Изобрази мимикой и пантомимикой:
· проколотый воздушный шарик;
· часы с кукушкой;
· мигающую лампочку;
· кипящий кофейник;
· яблоко с червяком;
· попугая в клетке;
· гусеницу на ветке;
· распускающуюся розу;
· завядший цветок;
· звенящий сотовый телефон.
v Сочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Мои любимые животные!»___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пятый урок
«Танцевальные движения в фольклоре
(пляска, хоровод)»
v Разучи основные виды шага:
· бодрый шаг — обыкновенный бытовой шаг, но несколько более устремленный, благодаря чему тяжесть тела сразу переносится с пятки на переднюю часть ступни. Характер этого шага соответствует радостному, бодрому маршу;
· высокий шаг — шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. Корпус прямой, голова поднята, энергичное движение руками. Соответствует энергичному характеру маршевой музыки;
· тихая ходьба — корпус наклонен слегка вперед, ноги мягко ступают на всю ступню, движение рук сдержанное. Характер шага соответствует тихому звучанию музыки;
· хороводный шаг — голова чуть приподнята, плечи немного отведены. В хороводах исполняется детьми, взявшимися за руки. При этом возможна смена положения рук, т. е. рука, которая была впереди, идет назад, а та, что сзади — вперед. Таким образом, дети идут хороводным шагом, повернувшись в круг то лицом, то спиной; шаг на носках исполняется выпрямившись, как бы вытянувшись вверх;
· мягкий пружинящий шаг соответствует спокойной танцевальной музыке. Нога, опускаясь на пол, мягко сгибается в колене и сразу пружинно выпрямляется и встает на носок (полупальцы).
· шаг с притопом на месте — на «раз» — шаг левой ногой, ставя ее рядом с правой, на «два» — притоп правой ногой впереди левой (не перенося на нее тяжесть тела), затем на «раз» следующего такта — шаг на месте правой ногой, на «два» — притоп левой впереди правой и т.д.;
· дробный шаг исполняется с продвижением вперед и при кружении на месте. Выполняется ритмично, на всей ступне, при согнутых коленях и прямом положении корпуса;
· тройной шаг — на «раз-и» делаются два коротких шага, на «два» — один долгий (равный четверти). Основной характер движения — плавный;
· переменный шаг — на «раз» делается удлиненный шаг правой ногой, на «и» — небольшой шаг левой, на «два-и» — небольшой шаг правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги;
v Сочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Мои любимые друзья!»_________________________________________________________________________________________________________________
Шестой урок
«Танцевальные движения в классических танцах (вальс, полька, танго)»
v Выучи разминку плечевого пояса.
«Ветряная мельница» - ноги на ширине плеч, руки прямые подняты вверх, кулаки сжаты. Делаем максимально широкие круговые вращения руками, постепенно увеличивая скорость от самой медленной до максимально быстрой - сначала вперед, затем назад (по 20 вращений в каждую сторону).
«Миксер» - стоя, прямые руки со сжатыми кулаками вытянуты вперед. Вращаем кулаками на себя, работает запястье. Затем подключаем вращение локтями в ту же сторону. Работают запястья и локти. Далее присоединяем плечевые суставы. Таким образом, запястья, локти, плечи - работают одновременно в одном направлении. Далее упражнение выполняется в противоположном направлении.
«Кошка лезет под забор» - встать на четвереньки. Зафиксировав ладони на месте, оттянуть корпус назад. Представим себе воображаемую щель под забором и попытаемся в нее пролезть. Упражнение заканчиваем прогибом спины, положив бедра на пол. Затем выполняем все в обратном порядке.
«Тележка»- упражнение выполняется в паре. Один – тележка, а другой – тот, кто ее везет. Тележка опирается на руки и подает свои ноги партнеру. Затем пара передвигается вокруг матов (тележка - на руках). При этом необходимо следить за тем, чтобы пальцы тележки смотрели по направлению движения. Пройдя круг, партнеры меняются ролями.
«Пружина» - стоя, прямые руки вытянуты в стороны – вверх, ладони, находящиеся чуть выше плеч, смотрят вверх, пальцы натянуты. Ладони максимально далеко отвести назад пружинящими движениями. Вариант. Наклониться вперед. Прямые руки за спиной собраны в «замок»
Пружинящими движениями отводим прямые руки вверх.
«Гусиный шаг» - присесть, спина прямая, ладони лежать на затылке. В таком положении пройти. Затем выполнить упражнение спиной по ходу движения.
«Прыжок на месте» - ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса. Делать прыжки на месте на каждый счет: раз – два – три – четыре и т.д. затем на каждый 4-й счет сделать разворот: сначала на 90*, далее на 180* и 360*.
v Сочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Мое любимое увлечение!»_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Седьмой урок
«Танцевальные движения в современных танцах»
v Сочини сюжетно – образные движения к стихам
«Били лен»
Били лен, били.
Топили, топили.
Колотили, колотили.
Мяли, мяли.
Трепали, трепали.
Белы скатерти ткали,
На столы накрывали.
v Изобрази любыми средствами:
· паутину на стене;
· коврик на полу;
· часы с маятником;
· кактус;
· вешалку;
· летящее перышко;
· тугой замок в двери;
· треснувшее зеркало;
· рекламу пирожных;
· шкаф с книгами.
v Продемонстрируй:
o игру скрипача;
o игру пианиста;
o игру контрабасиста;
o игру барабанщика;
o игру трубача;
o игру балалаечника;
o дирижера оркестра;
o оперного певца;
v Сочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Я – путешествую!»___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восьмой урок
«Импровизация мимики, жеста и движений»
Импровизация (от латинского improvises – внезапный, неожиданный)
v Передай с помощью пластики образ облаков.
«Облака»
Облака, облака,
К нам летят из далека.
То похожи на оленя,
То похожи на быка.
То похожи на верблюда,
То похожи на козла…
Расскажите вы откуда?
Расскажите как дела?
Отвечают облака:
«- Наша ноша не легка.
Мы в себе несем дожди,
Ты немного подожди,
В тучу соберемся,
На поля прольемся!» (Турар Кожомбердиев, перевод И. Ватагина)
Прослушай «Осеннюю песню» П.И. Чайковский, прочитай стихи и сочини танцевально-образную импровизацию: «Осенние листья»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы светлою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы неба, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
(И. Бунин)
v Сочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Я и Природа!»_________________________________________________________________________________________________________________
Девятый урок
«Диалог мимики, жеста и движений»
v Прослушай произведение «Зайчик дразнит медвежонка» Д. Б. Кабалевского, передай пластическими жестами и мимикой два образа, развитие музыкального диалога между героями.
v Выучи песню «Игра в гостей» Д. Б. Кабалевского в форме диалога. Инсценируй содержания песни: радушные хозяева и неудачливые гости. В исполнении передай шутливый характер песни.
v Сочини сюжетно – образные движения к стихам.
«Мы ногами топ-топ-топ…»
Мы ногами топ-топ-топ,
А, руками хлоп-хлоп-хлоп,
Головою круть-круть-круть,
Постучали в грудь-грудь-грудь.
Пяточками топ-топ-топ,
По коленкам шлеп-шлеп-шлеп,
Мы конфетку ам-ам-ам
И погладим по бокам.
А, потом животики,
Улыбнулись ротики,
Хлопнем мы в ладошки
И погладим ножки,
А, на улице мороз
Заморозил деткам нос,
Заморозил ушки,
Щечки, словно плюшки!
v Изобрази мимикой и пантомимикой:
· подозвать и погладить щенка;
· прорыхлить землю на грядке;
· нарвать букет цветов;
· украсить новогодними игрушками ёлку;
· пришить пуговицу;
· покормить рыбок в аквариуме;
v Сочинить свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Я и Искусство!»
Четвертая Четверть
«Сезам, откройся!» (сценическая драматургия)
Первый урок
«Театр песни»
Театр песни представляет собой разыгрывание песни как мини-спектакль. Виды театрализации песни:
· музыкальный диалог (исполнение песни по ролям: солист и хор, ансамбль и хор, две группы хора и т.п.);
· инсценирование песни (содержание песни воспроизводится в «лицах» при помощи различных выразительных средств: музыкальной и речевой интонаций, пантомимы, жеста, позы, мизансцены, танцевальных движений, костюмов или деталей костюма);
· музыкальный рассказ (солист или солисты исполняя песню, передают ее эмоционально-образное содержание, как бы «рассказывают» ее. На втором плане появляются герои в костюмах. Действие представляет собой танцевально - пластическую композицию, костюмированное шествие, элементы цирковых и акробатических номеров и т.п.).
v Четко произнеси согласные.
«Летний день»
Ут-ут-ут-ут - на лугу цветы цветут,
Ют-ют-ют-ют - птички весело поют,
Ят-ят-ят-ят - злобно комары звенят,
Ит-ит-ит-ит - заяц под кустом сидит.
v Подбери рифму и сочини стихи на тему: «Зимний день».
Ёт-ёт-ёт-ёт –
Ут-ут-ут-ут -
Ат-ат-ат-ат –
Ит-ит-ит-ит –
v Напиши мини – сценарий театрализации русской народной песни – прибаутки - «Комара женить мы будем…» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второй урок
«Театрализованное представление»
Театрализованное представление - представляет собой объединение разных эпизодов, номеров в единое целое, связанное одной мыслью всего сценария. В театрализованном представлении музыкальные номера сочетаются с шутками, играми, загадками, театральными сценками, фокусами, танцевальными номерами. Зрители не только смотрят, но и могут стать участниками представления (поют, танцуют, участвуют в играх). Обычно театрализованное представление – это массовое зрелище с большим числом участников.
v Четко произнеси согласные.
«В лесу»
Ёт-ёт-ёт-ёт - соловей в лесу поет,
Ут-ут-ут-ут - у пенька грибы растут,
Ат-ат-ат-ат – под кустом ежи шуршат,
Ит-ит-ит-ит – дятел на сосне стучит.
v Подбери рифму и сочини стихи на тему: «На поляне».
Ут-ут-ут-ут -
Ют-ют-ют-ют -
Ят-ят-ят-ят -
Ит-ит-ит-ит -
v Разработай мини - сценарий театрализованного представления на тему: «Встреча Весны!»_______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Третий урок
«Театрализованный концерт»
Театрализованный концерт состоит из отдельных тематически связанных номеров. Тематика детских театрализованных концертов может быть разнообразной. Например, концерты: «Волшебный Мир Музыки!», «Пусть всегда будет Солнце!», «Путешествие в Мульти-Пульти», «Хоровод сказок» и т. д.
v Сочини сюжетно – образные движения к стихам.
Кот проснулся рано-рано,
Спрыгнул с мягкого дивана,
Выгнул спинку, потянулся,
Сбоку на бок перевернулся,
И пошел совсем неслышно,
Будто спрятался от мышки.
Увидал кот за окном -
Птичка кружит с ветерком,
И летает, и резвится,
Никого здесь не боится!
Ногти нужно подточить,
Чтобы птиц не упустить!
v Разработай мини - сценарий театрализованного концерта на тему: «Нам этот Мир завещано беречь!»__________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Четвертый урок
«Музыкальная сказка»
Музыкальная сказка – синтетический жанр, объединяющий музыку, слово, движение (танец, мимику, пластику, жест) и драматическое действие. Музыкальная сказка – один из вариантов современной детской оперы. Это более простой жанр, предназначенный, прежде всего для исполнения самими детьми. Музыкальная сказка имеет следующие отличительные особенности:
· Небольшие размеры (не более 30 минут).
· Четкая сюжетная линия.
· Номерная структура.
· Музыкальное сопровождение написано в основном для одного инструмента (фортепиано).
· Характеристика героев сказки дается через небольшие песни с яркими, образными интонациями.
· Пение сочетается с речевыми диалогами, танцевальными номерами.
v Нарисуй любимых героев из сказок.
v Сочини сказку, где Ежик перевоспитал «отрицательных героев» (Бабу Ягу, Лису, Змея Горыныча, Волка и др.)________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пятый урок
«Музыкально – литературная
(поэтическая) композиция»
Музыкально-поэтическая композиция – хоровой спектакль с самостоятельными номерами, объединенными одной главной мыслью.
Композиция (от латинского – составление, сочинение), построение художественного произведения. Важнейшей особенностью композиции является последовательность развертывания художественного содержания. В музыкально-поэтической композиции может быть много исполнителей, но все номера подчинены одной теме, где каждый отдельный номер обыгрывается, театрализуется. Часто музыкально-поэтические композиции основываются на литературных и поэтических произведениях, посвящены отдельному композитору или музыкальному произведению. ,
Разновидности музыкально - поэтических композиций:
· композиция с единой сюжетно-драматической линией развития, где даже ведущий или ведущие – театральные персонажи;
· композиция с элементами театрализации. Здесь ведущие связывают все номера в единое целое, сами при этом являются и ведущими и зрителями одновременно.
Основные традиционные элементы драматургии сценария:
· вступление (экспозиция),
· развитие действия,
· кульминация,
· финал.
v Выбери слова и сложи в «волшебную корзинку» то, что имеет отношение к театру (занавес, иголка, голубь, афиша, ваза, сцена, книга, стекло, актер, компьютер, ведро, репетиция, лук, краб, антракт).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
v Разработай мини - сценарий музыкально – литературной (поэтической ) композиции на тему: «Музыкальность поэзии С.Есенина».
Шестой урок
«Детская опера»
Детская опера – это небольшое произведение (не более 1 ч. 30 мин.), написанное на сказочный сюжет, состоящее из музыкальных и хореографических номеров, чаще всего связанных разговорными вставками (диалоги персонажей, декламация, мелодекламация).
Прекрасные сказочные оперы создал композитор Н.А.Римский - Корсаков: «Сказка о Царе Салтане», «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Садко» и др. Оперное наследие оставил детям и Ц.А.Кюи. - «Кот в сапогах», «Снежный Богатырь», «Красная Шапочка», «Иванушка - Дурачок». Яркая мелодичность, контрастные характеристики героев делают эти оперы доступными для исполнения и самими детьми.
v Сочини сюжетно – образные движения к стихам.
Белый пух, снежный пух,
Все, все, все в пуху вокруг.
Пух на шапках, пух на шубках,
Пух на бровках, пух на губках.
Как щекотно! Ух!
Кто щекочет? Пух!
Изобрази:
· человека, который ест лимон;
· человека, который ест тающее мороженое;
· человека, который несет пакет, который порвался и из него все время падают яблоки;
· человека, который не может открыть замок в двери;
· человека, который очень хочет пить.
v Выбери слова и сложи в «волшебную корзинку» то, что имеет отношение к музыке (нота, платье, кадушка, скрипичный ключ, палитра, кадр, регистр, краски, ритм, браслет, проза, песня и т.д.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
v Сочини мини – либретто детской оперы на современный лад русской народной сказки: «Красная Шапочка».
Седьмой урок
«Рок - опера»
Рок – опера – музыкально - сценический жанр, использующий структурные принципы традиционной оперы (сюжетная связность элементов), стилистической основой, которого является рок- музыка.
Возник этот жанр в 1960-х годах в США, как разновидность мюзикла.
Первая русская рок – опера «Орфей и Эвридика» композитора А. Журбина (написал около 50 рок – опер). В современное время этот жанр становиться очень популярным. Появляются и детские рок – оперы. Первая в мире детская рок – опера «Джельсомино» А. Клевицкого, Н. Денисова, а также, «Гадкий утенок» В. Калле, Н. Денисова, «Сказка о мертвой Царевне и семи Богатырях» Е. Лапейко, В. Калле на основе сказки А.Пушкина, «Алые паруса» Н. Воробьева.
Особенности жанра:
· сюжет со сквозной драматургией;
· наличие лейтмотива – музыкального оборота характеризующего определенный персонаж, эмоцию или событие;
· наличие конструктивных элементов классической оперы: арии, речитатива, ансамблей, хоров и т. п.;
· соединение с любыми жанрами: оперетта, мюзикл, рок - музыка …;
· инструменты: электрогитары, синтезаторы, ударные.
Изобрази:
v человека, который только что сдал экзамен на «5», на «2»;
v человека, который болен;
v человека, который несёт тяжелую сумку.
v Вообрази, что ты «отправился в путешествие», выполни все действия согласно заданной теме:
· загораешь на морском пляже;
· собираешь в лесу ягоды;
· собираешь грибы в берёзовой роще;
· рвешь цветы в поле;
· кормишь редких животных в зоопарке;
· участвуешь в весёлом цирковом представлении.
v Сочинить мини – либретто детской рок - оперы на современный лад русской народной сказки: «Колобок».
Восьмой урок
«Мюзикл»
Мюзикл – вид музыкально-сценического представления, синтетически сочетающего в себе музыку, танец, пение и драматическое действие. Musical – сокращенное слово от musical comedy – музыкальная комедия. Возник этот жанр в США в последней трети 19 века преимущественно как развлекательное музыкально-театральное зрелище. Затем мюзикл обрел более содержательные черты, способность решать серьезные драматургические задачи через более серьезные выразительные средства. Со временем драматургия мюзикла, вначале в основном песенного спектакля, усложнилась, обогатилась развитыми хореографическими формами, приобрела черты сквозного, в некоторых эпизодах и симфонического развития. Расширилась и тематика мюзиклов, углубилась проблемность содержания, жизненность и актуальность сюжета. Усложнился и собственно музыкальный язык – он становится более насыщенным, интересным с мелодической и гармонической точек зрения, ритмически богатым.
Характерная особенность мюзикла – его эстетическая «открытость» самым разным стилям и жанрам. Он обогатился чертами таких театрально-эстрадных представлений, как ревю и мюзик-холл, яркостью цирковых трюков, сентиментальными песенками и танцами чечеточников, элементами фольклора и джаза, оперы и оперетты.
Расцвет мюзикла пришелся на 50-е годы 20 столетия. Мировую популярность приобрели мюзиклы «Звуки музыки» Р. Роджерса (1959).
В нашей стране известны мюзиклы: «Мэри Поппинс» М. Дунаевского, «Приключения Кузнечика Кузи» Ю. Антонова, «Юнона и Авось» А. Рыбникова, «Норд Ост» А. Иващенко и Т. Васильева по повести «Два капитана» В. Каверина и др.
Особенности мюзикла:
· соединение разных стилей и жанров;
· манера пения в мюзикле отличается, например от оперной. Это скорее напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, вскрики, пение-шопот;
· танцующий хор в мюзикле – обычное явление;
· оркестр аккомпанирует действию, сопровождая и пение, и танцы, речь, жесты. Состав инструментов – синтез инструментов симфонического и эстрадного оркестров;
· мелодии яркие и запоминающиеся.
v Сочинить мини – либретто мюзикла на основе сказки: «Золушка».
Творческие задания
· Подобрать музыкальное сопровождение к стихотворению, рассказу, сказке, полотну живописи.
· Сочинить песню любимого сказочного героя и спеть ее.
· Разыграть музыкальную сценку с участием положительных и отрицательных персонажей, сопроводив ее соответствующими характеристиками.
· По прослушанному музыкальному произведению воспроизвести возраст, род занятия, характер героя, мотивировать свои ответы.
· Импровизации на уточнение детали: «О чем думает мальчик на картине?», «Куда идут люди на картине?», «Какая у девочки из рассказа любимая песня, стихи, друзья и т.д.?»
· Переделать сказку в другом стиле, перенести в другую эпоху, местность, страну.
· Переделать сказку «наизнанку» (Красная Шапочка – злая, а Волк – добрый…, Золушка – плохая, а Мачеха – ласковая, приветливая женщина)
· Приготовить «коллаж» из сказок, например: «Три Поросенка» и «Золушка», «Мальчик с пальчик» и «Красная Шапочка».
· Рассказать сказку от имени одного героя (Волка, Медведя, Лисицы, Карабаса и т.д.)
· Воссоздать в произведении отсутствующие слова, эпизоды, музыку, звуки и т.д.
· На основе стиха или музыкального произведения – сочинить рассказ, сказку, повесть и т.д.
· Закончить рассказ, сказку, басню на свой лад.
· Сочинить рассказ на основе статей из журнала, газеты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.