Рабочая тетрадь по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный театр» (II полугодие)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 12.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тетрадь составлена к дополнительной обшеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный театр» составителя Поливода Т.А. Тетрадь дополняет процесс освоения детьми данного предмета. Материал способствует развитию и формированию музыкально-творческих способностей у обучающихся на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области основ актерского мастерства, сольного и хорового пения. Домашние задания позволяют закрепить содержание урока, проявить творчество, самостоятельность, оригинальность, а также повысить интерес к учебному материалу. Тетрадь имеет практическую направленность, может быть использована студентами при изучении ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» по специальности «Преподавание в начальных классах», рекомендована преподавателям музыкальных и общеобразовательных школ.
Иконка файла материала раб тет цветн 2 пол.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рубцовск 2017

 
 


Надпись: Рабочая тетрадь
по дополнительной общеразвивающей программе
в области музыкального искусства
«Музыкальный театр»
II полугодие

для студентов специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
ПМ 02.  Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

Печатается по решению ПЦК

дисциплин профессионального цикла

Протокол № 4 от  28.11. 2017

 

 

 

 

 

Поливода Т.А. – Рабочая тетрадь по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный театр» II полугодие для студентов по специальности 44.02.02. « Преподавание в начальных классах»  ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников». – Рубцовск, 2017.  – с. 24.

 

 

 

 

Тетрадь составлена к дополнительной обшеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный театр» составителя Поливода Т.А.

Тетрадь дополняет процесс освоения детьми данного предмета. Материал способствует развитию  и формированию музыкально-творческих способностей у обучающихся на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области основ актерского мастерства, сольного и хорового пения. Домашние задания позволяют закрепить содержание урока, проявить творчество, самостоятельность, оригинальность, а также повысить интерес к учебному материалу.

Тетрадь  имеет практическую направленность, может быть использована студентами при изучении ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» по специальности «Преподавание в начальных классах», рекомендована преподавателям музыкальных и общеобразовательных школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент: преподаватель высшей категории  КГБПОУ «Рубцовского педагогического колледжа» Смирнова Е.В.

 

 

 

 

Третья Четверть

«Жест – движение - мысль»

(сценическое движение)

http://www.muz-urok.ru/pauza/solmina.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Первый урок

«Музыка – эмоция - движение»

 

       В театральном искусстве этюд - это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации.

 

v Выполни эти упражнения у зеркала.

 

1. Нахмурься, как:

·        король;

·        ребенок, у которого отняли игрушку;

·        человек, который скрывает улыбку.

 

2. Улыбнись, как:

·        вежливый японец;

·        мать любящему младенцу;

·        кот на солнце.

 

3. Сядь, как:

·        пчела на цветке;

·        наказанный Буратино;

·        обиженная собака.

 

v Прослушай пьесу П. И. Чайковского «Новая кукла»   из «Детского альбома», изобрази состояние, эмоции, движения девочки, которой подарили новую куклу.

 

v Подбери музыку и станцуй: «радость порхающей бабочки», «испуг кошки», «удивление лошади», «грусть цветка».

 

vСочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Моя любимая сказка!»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второй урок

«Музыка – чувство – движение»

 

v Сочини сюжетно – образные движения к стихам:

 

«Цветы»

Раз-два-три, выросли цветы!!!

К солнцу потянулись - высоко:

Стало им приятно тепло!

Ветерок пролетал, стебельки качал.

Влево качнулись,  низко пригнулись.

Ветерок, убегай!  Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Детям радость несут!

 

«Снежный балет»

 

Ветер снежинки гонит и гонит...

Кто там поет за стеной?

Это Морозец - маленький гномик,

Дует в рожок ледяной.

Музыка ветра, зимняя песня

Слышится снова чуть свет.

Кружат снежинки, словно танцуют

Зимний метельный балет.

 

vСочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Мой любимый мультфильм!»_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Третий урок

«Выразительность в пластике»

 

v Владение жестом позволяет на сцене сделать роль более яркой и выразительной. Выучи основные жесты:

 

«иди сюда» - вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе»;

«уходи» - согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя»;

«согласие» -  кивнуть головой один или два раза (утверждающий);

«несогласие» - покачать головой из стороны в сторону (отрицающий);

«просьба» - рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью, тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп, шея и корпус направлены вперед;

«отказ» - рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью, ладонь повернута от себя, корпус наклонен назад, голова повернута в сторону;

«плач» - закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи (плечи вздрагивают);

«ласка»  - поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза;

«клич» - ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука»;

«приветствие» - правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону;

«прощание» - глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед, плавные маховые движения кистью поднятой правой руки;

«приглашение» - правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой;

«благодарность» - сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед;

«негодование» - возмущение: «Да, что же это такое!»;

«не знаю» - приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

 

v Сочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Мои любимые игрушки!»__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________


 

Четвертый урок

«Изобразительность в пластике»

 

v Сочини сюжетно – образные движения к стихам:

 

Скок, поскок  молодой дроздок.

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька  - невеличенька, 

Сама с вершок, голова с горшок.

 

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, жена на коровке.

Дети на телятках, внуки на козлятках

Гоп, гоп, гоп, гоп. Гоп, гоп, гоп, гоп.

Тпру-у.

v Изобрази мимикой и пантомимикой:

 

·        проколотый воздушный шарик;

·        часы с кукушкой;

·        мигающую лампочку;

·        кипящий кофейник;

·        яблоко с червяком;

·        попугая в клетке;

·        гусеницу на ветке;

·        распускающуюся розу;

·        завядший цветок;

·        звенящий сотовый телефон.

 

v Сочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Мои любимые животные!»___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пятый урок

«Танцевальные движения в фольклоре

(пляска, хоровод)»

v Разучи основные виды шага:

·        бодрый шаг — обыкновенный бытовой шаг, но несколько более устремленный, благодаря чему тяжесть тела сразу переносится с пятки на переднюю часть ступни. Характер этого шага соответствует радостному, бодрому маршу;

·        высокий шаг — шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. Корпус прямой, голова поднята, энергичное движение руками. Соответствует энергичному характеру маршевой музыки;

·        тихая ходьба — корпус наклонен слегка вперед, ноги мягко ступают на всю ступню, движение рук сдержанное. Характер шага соответствует тихому звучанию музыки;

·        хороводный шаг — голова чуть приподнята, плечи немного отведены. В хороводах исполняется детьми, взявшимися за руки. При этом возможна смена положения рук, т. е. рука, которая была впереди, идет назад, а та, что сзади — вперед. Таким образом, дети идут хороводным шагом, повернувшись в круг то лицом, то спиной; шаг на носках исполняется выпрямившись, как бы вытянувшись вверх;

·        мягкий пружинящий шаг соответствует спокойной танцевальной музыке. Нога, опускаясь на пол, мягко сгибается в колене и сразу пружинно выпрямляется и встает на носок (полупальцы).

·        шаг с притопом на месте — на «раз» — шаг левой ногой, ставя ее рядом с правой, на «два» — притоп правой ногой впереди левой (не перенося на нее тяжесть тела), затем на «раз» следующего такта — шаг на месте правой ногой, на «два» — притоп левой впереди правой и т.д.;

·        дробный шаг исполняется с продвижением вперед и при кружении на месте. Выполняется ритмично, на всей ступне, при согнутых коленях и прямом положении корпуса;

·        тройной шаг — на «раз-и» делаются два коротких шага, на «два» — один долгий (равный четверти). Основной характер движения — плавный;

·        переменный шаг — на «раз» делается удлиненный шаг правой ногой, на «и» — небольшой шаг левой, на «два-и» — небольшой шаг правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги;

 

v Сочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Мои любимые друзья!»_________________________________________________________________________________________________________________

Шестой урок

«Танцевальные движения в классических танцах (вальс, полька, танго)»

 

v Выучи разминку плечевого пояса.

 

«Ветряная мельница» -  ноги на ширине плеч, руки прямые подняты вверх, кулаки сжаты. Делаем максимально широкие круговые вращения руками, постепенно увеличивая скорость от самой медленной до максимально быстрой - сначала вперед, затем назад (по 20 вращений в каждую сторону).

«Миксер» - стоя, прямые руки со сжатыми кулаками вытянуты вперед. Вращаем кулаками на себя, работает запястье. Затем подключаем вращение локтями в ту же сторону. Работают запястья и локти. Далее присоединяем плечевые суставы. Таким образом, запястья, локти, плечи - работают одновременно в одном направлении. Далее упражнение выполняется в противоположном направлении.

«Кошка лезет под забор» -  встать на четвереньки. Зафиксировав ладони на месте, оттянуть корпус назад. Представим себе воображаемую щель под забором и попытаемся в нее пролезть. Упражнение заканчиваем прогибом спины, положив бедра на пол. Затем выполняем все в обратном порядке.

«Тележка»- упражнение выполняется в паре. Один – тележка, а другой – тот, кто ее везет. Тележка опирается на руки и подает свои ноги партнеру. Затем пара передвигается вокруг матов (тележка - на руках). При этом необходимо следить за тем, чтобы пальцы тележки смотрели по направлению движения. Пройдя круг, партнеры меняются ролями.

 «Пружина» -  стоя, прямые руки вытянуты в стороны – вверх, ладони, находящиеся чуть выше плеч, смотрят вверх, пальцы натянуты. Ладони максимально далеко отвести назад пружинящими движениями. Вариант. Наклониться вперед. Прямые руки за спиной собраны в «замок»

Пружинящими движениями отводим прямые руки вверх.

«Гусиный шаг» - присесть, спина прямая, ладони лежать на затылке. В таком положении пройти. Затем выполнить упражнение спиной по ходу движения.

«Прыжок на месте» - ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса. Делать прыжки на месте на каждый счет: раз – два – три – четыре  и т.д. затем на каждый 4-й счет сделать разворот: сначала на 90*, далее на 180* и 360*.

 

v Сочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Мое любимое увлечение!»_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Седьмой урок

«Танцевальные движения в современных танцах»

 

v Сочини сюжетно – образные движения к стихам

 

«Били лен»

Били лен, били.

Топили, топили.

Колотили, колотили.

Мяли, мяли.

Трепали, трепали.

Белы скатерти ткали,

На столы накрывали.

 

v Изобрази любыми средствами:

·        паутину на стене;

·        коврик на полу;

·        часы с маятником;

·        кактус;

·        вешалку;

·        летящее перышко;

·        тугой замок в двери;

·        треснувшее зеркало;

·        рекламу пирожных;

·        шкаф с книгами.

 

v Продемонстрируй:

o   игру скрипача;

o   игру пианиста;

o   игру контрабасиста;

o   игру барабанщика;

o   игру трубача;

o   игру балалаечника;

o   дирижера оркестра;

o   оперного певца;

 

v Сочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Я – путешествую!»___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восьмой урок

«Импровизация мимики, жеста и движений»

 

Импровизация (от латинского improvises – внезапный, неожиданный)

 

v Передай с помощью пластики образ облаков. 

 

                                  «Облака»

Облака, облака,

К нам летят из далека.

То похожи на оленя,

То похожи на быка.

        То похожи на верблюда,

        То похожи на козла…

        Расскажите вы откуда?

        Расскажите как дела?

Отвечают облака:

«- Наша ноша не легка.

               Мы в себе несем дожди,

           Ты немного подожди,

     В тучу соберемся,

На поля прольемся!» (Турар Кожомбердиев, перевод И. Ватагина)

 

 

       Прослушай «Осеннюю песню» П.И. Чайковский,  прочитай стихи и сочини танцевально-образную импровизацию: «Осенние листья»

 

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы светлою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки синеют,

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы неба, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

(И. Бунин)

 

v Сочини свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Я и Природа!»_________________________________________________________________________________________________________________

Девятый урок

«Диалог мимики, жеста и движений»

 

v Прослушай произведение «Зайчик дразнит медвежонка» Д. Б. Кабалевского,  передай пластическими жестами и мимикой два образа, развитие музыкального диалога между героями.

 

v Выучи песню «Игра в гостей» Д. Б. Кабалевского в форме диалога. Инсценируй содержания песни: радушные хозяева и неудачливые гости. В исполнении передай шутливый характер  песни.

 

v Сочини сюжетно – образные движения к стихам.

 

«Мы ногами топ-топ-топ…»

Мы ногами топ-топ-топ,

А, руками хлоп-хлоп-хлоп,

Головою круть-круть-круть,

Постучали в грудь-грудь-грудь.

Пяточками топ-топ-топ,

По коленкам шлеп-шлеп-шлеп,

Мы конфетку ам-ам-ам

И погладим по бокам.

А, потом животики,

Улыбнулись ротики,

Хлопнем мы в ладошки

И погладим ножки,

А, на улице мороз

Заморозил деткам нос,

Заморозил ушки,

Щечки, словно плюшки!

 

v Изобрази мимикой и пантомимикой:

·        подозвать и погладить щенка;

·        прорыхлить землю на грядке;

·        нарвать букет цветов;

·        украсить новогодними игрушками ёлку;

·        пришить пуговицу;

·        покормить рыбок в аквариуме;

 

v Сочинить свое театральное образно – игровое упражнение или этюд с использованием пластики и движений на тему: «Я и Искусство!»

 

 

Четвертая Четверть

«Сезам, откройся!» (сценическая драматургия)

 

 

 

 

 

Первый урок

«Театр песни»

 

    Театр песни представляет собой разыгрывание песни как мини-спектакль. Виды театрализации песни:

·        музыкальный диалог (исполнение песни по ролям: солист и хор, ансамбль и хор, две группы хора и т.п.);

·        инсценирование песни (содержание песни воспроизводится в «лицах» при помощи различных выразительных средств: музыкальной и речевой интонаций, пантомимы, жеста, позы, мизансцены, танцевальных движений, костюмов или деталей костюма);

·        музыкальный рассказ  (солист или солисты исполняя песню, передают ее эмоционально-образное содержание, как бы «рассказывают» ее. На втором плане появляются герои в костюмах. Действие представляет собой танцевально - пластическую композицию, костюмированное шествие, элементы цирковых и акробатических номеров и т.п.).

 

 

v Четко произнеси согласные.

 

«Летний день»

Ут-ут-ут-ут - на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют - птички весело поют,

Ят-ят-ят-ят - злобно комары звенят,

Ит-ит-ит-ит - заяц под кустом сидит.

 

v Подбери рифму и сочини стихи на тему: «Зимний день».

 

Ёт-ёт-ёт-ёт –

Ут-ут-ут-ут -

Ат-ат-ат-ат –

Ит-ит-ит-ит –

 

v  Напиши мини – сценарий театрализации русской народной песни – прибаутки -  «Комара женить мы будем…» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второй урок

«Театрализованное представление»

 

    Театрализованное представление -  представляет собой объединение разных эпизодов, номеров в единое целое, связанное одной мыслью всего сценария. В театрализованном представлении музыкальные номера сочетаются с шутками, играми, загадками, театральными сценками, фокусами, танцевальными номерами. Зрители не только смотрят, но и могут стать участниками представления (поют, танцуют, участвуют в играх). Обычно театрализованное представление – это массовое зрелище с большим числом участников.

 

v Четко произнеси согласные.

 

«В лесу»

Ёт-ёт-ёт-ёт - соловей в лесу поет,

Ут-ут-ут-ут - у пенька грибы растут,

Ат-ат-ат-ат – под кустом ежи шуршат,

Ит-ит-ит-ит – дятел на сосне стучит.

 

v Подбери рифму и сочини стихи на тему: «На поляне».

 

Ут-ут-ут-ут -

Ют-ют-ют-ют -

Ят-ят-ят-ят -

Ит-ит-ит-ит -

 

 

v  Разработай мини - сценарий театрализованного представления на тему: «Встреча Весны!»_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Третий урок

«Театрализованный концерт»

 

    Театрализованный концерт состоит из отдельных тематически связанных номеров. Тематика  детских театрализованных концертов может быть разнообразной. Например, концерты: «Волшебный Мир Музыки!», «Пусть всегда будет Солнце!», «Путешествие в Мульти-Пульти», «Хоровод сказок» и т. д. 

 

v Сочини сюжетно – образные движения к стихам.

 

Кот проснулся рано-рано,

Спрыгнул с мягкого дивана,

Выгнул спинку, потянулся,

Сбоку на бок перевернулся,

И пошел совсем неслышно,

Будто спрятался от мышки.

Увидал кот за окном -

Птичка кружит с ветерком,

И летает, и резвится,

Никого здесь не боится!

Ногти нужно подточить,

Чтобы птиц не упустить!

 

 

v Разработай мини - сценарий театрализованного концерта на тему: «Нам этот Мир завещано беречь!»__________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Четвертый урок

«Музыкальная сказка»

 

    Музыкальная сказка  – синтетический жанр, объединяющий  музыку, слово, движение (танец, мимику, пластику, жест) и драматическое действие. Музыкальная сказка  – один из вариантов современной детской оперы. Это более простой жанр, предназначенный, прежде всего для исполнения самими детьми. Музыкальная сказка имеет следующие отличительные особенности:

·        Небольшие размеры (не более 30 минут).

·        Четкая сюжетная линия.

·        Номерная структура.

·        Музыкальное сопровождение написано в основном  для одного инструмента (фортепиано).

·        Характеристика героев сказки дается через небольшие песни с яркими, образными интонациями.

·        Пение сочетается с речевыми диалогами, танцевальными номерами.

v Нарисуй любимых героев из сказок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v Сочини  сказку, где Ежик перевоспитал «отрицательных героев» (Бабу Ягу, Лису, Змея Горыныча, Волка и др.)________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пятый урок

«Музыкально – литературная

 (поэтическая) композиция»

 

    Музыкально-поэтическая композиция – хоровой спектакль с самостоятельными номерами, объединенными одной главной мыслью.

Композиция (от латинского – составление, сочинение), построение художественного произведения. Важнейшей особенностью композиции является последовательность развертывания художественного содержания. В музыкально-поэтической композиции может быть много исполнителей, но все номера подчинены одной теме, где каждый отдельный номер обыгрывается, театрализуется. Часто музыкально-поэтические композиции основываются на литературных и поэтических произведениях, посвящены отдельному композитору или музыкальному произведению. ,

     Разновидности музыкально - поэтических композиций:

·        композиция с единой сюжетно-драматической линией развития, где даже ведущий или ведущие – театральные персонажи;

·        композиция с элементами театрализации. Здесь ведущие связывают все номера в единое целое, сами при этом являются и ведущими и зрителями одновременно.

Основные традиционные элементы драматургии сценария:

 

·        вступление (экспозиция),

·        развитие действия,

·        кульминация,

·        финал.

 

v Выбери слова и сложи в «волшебную корзинку» то, что имеет отношение к театру (занавес, иголка, голубь, афиша, ваза, сцена, книга, стекло, актер, компьютер, ведро, репетиция, лук, краб, антракт).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

v Разработай мини - сценарий музыкально – литературной (поэтической ) композиции на тему: «Музыкальность поэзии С.Есенина».

 

 

 

Шестой урок

«Детская опера»

 

   Детская опера – это небольшое произведение (не более 1 ч. 30 мин.), написанное на сказочный сюжет, состоящее из музыкальных  и хореографических номеров, чаще всего связанных разговорными вставками (диалоги персонажей, декламация, мелодекламация).    

    Прекрасные сказочные оперы создал композитор Н.А.Римский - Корсаков: «Сказка о Царе Салтане», «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Садко» и др. Оперное наследие оставил детям  и  Ц.А.Кюи. - «Кот в сапогах», «Снежный Богатырь», «Красная Шапочка», «Иванушка - Дурачок».  Яркая мелодичность, контрастные характеристики героев делают эти оперы доступными для исполнения и самими детьми.

 

v Сочини сюжетно – образные движения к стихам.

 

Белый пух, снежный пух,

Все, все, все в пуху вокруг.

Пух на шапках, пух на шубках,

Пух на бровках, пух на губках.

Как щекотно! Ух!

Кто щекочет? Пух!

Изобрази:

·        человека, который ест лимон;

·        человека, который ест тающее мороженое;

·        человека, который несет пакет, который порвался  и из него все время падают яблоки;

·        человека, который не может открыть замок в двери;

·        человека, который очень хочет пить.

 

v  Выбери слова и сложи в «волшебную корзинку» то, что имеет отношение к музыке (нота, платье, кадушка, скрипичный ключ, палитра, кадр, регистр, краски, ритм, браслет, проза, песня и т.д.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

v Сочини мини – либретто детской оперы на современный лад русской народной сказки: «Красная Шапочка».

 

Седьмой урок

«Рок - опера»

 

    Рок – опера музыкально - сценический жанр, использующий структурные принципы традиционной оперы (сюжетная связность элементов), стилистической основой, которого является рок- музыка.

    Возник этот жанр в 1960-х годах в США, как разновидность мюзикла.

Первая русская рок – опера «Орфей и Эвридика» композитора А. Журбина (написал около  50 рок – опер). В современное время этот жанр становиться очень популярным. Появляются и детские рок – оперы. Первая в мире детская рок – опера «Джельсомино» А. Клевицкого, Н. Денисова, а также, «Гадкий утенок» В. Калле, Н. Денисова, «Сказка о мертвой Царевне и семи Богатырях» Е. Лапейко, В. Калле  на основе сказки А.Пушкина, «Алые паруса» Н. Воробьева.

 

Особенности жанра:

·        сюжет со сквозной драматургией;

·        наличие лейтмотива – музыкального оборота характеризующего определенный персонаж, эмоцию или событие;

·        наличие конструктивных элементов классической оперы: арии, речитатива, ансамблей, хоров и т. п.;

·        соединение с любыми жанрами: оперетта, мюзикл, рок - музыка …;

·        инструменты: электрогитары, синтезаторы, ударные.

Изобрази:

 

v человека, который только что сдал экзамен на «5», на «2»;

v человека, который болен;

v человека, который несёт тяжелую сумку.

 

v Вообрази, что ты «отправился в путешествие»,  выполни все действия согласно заданной теме:

·        загораешь на морском пляже;

·        собираешь в лесу ягоды;

·        собираешь грибы в берёзовой роще;

·        рвешь цветы в поле;

·        кормишь  редких животных в зоопарке;

·        участвуешь в весёлом цирковом представлении.

 

v Сочинить мини – либретто детской рок - оперы на современный лад русской народной сказки: «Колобок».

Восьмой урок

«Мюзикл»

 

Мюзикл вид музыкально-сценического представления, синтетически сочетающего в себе музыку, танец, пение и драматическое действие. Musical – сокращенное слово от musical comedy – музыкальная комедия. Возник этот жанр в США в последней трети 19 века преимущественно как развлекательное музыкально-театральное зрелище. Затем мюзикл обрел более содержательные черты, способность решать серьезные драматургические задачи через более серьезные выразительные средства. Со временем драматургия мюзикла, вначале в основном песенного спектакля, усложнилась, обогатилась  развитыми хореографическими формами, приобрела черты сквозного, в некоторых эпизодах и симфонического развития. Расширилась и тематика мюзиклов, углубилась проблемность содержания, жизненность и актуальность сюжета. Усложнился и собственно музыкальный язык – он становится более насыщенным, интересным с мелодической и гармонической точек зрения, ритмически богатым.

    Характерная особенность мюзикла – его эстетическая «открытость» самым разным стилям и жанрам. Он обогатился чертами таких театрально-эстрадных представлений, как ревю и мюзик-холл, яркостью цирковых трюков, сентиментальными песенками и танцами чечеточников, элементами фольклора и джаза, оперы и оперетты.

    Расцвет мюзикла пришелся на 50-е годы 20 столетия. Мировую популярность приобрели мюзиклы «Звуки музыки» Р. Роджерса (1959).

    В нашей стране известны мюзиклы: «Мэри Поппинс» М. Дунаевского, «Приключения Кузнечика Кузи» Ю. Антонова, «Юнона и Авось» А. Рыбникова, «Норд Ост» А. Иващенко и Т. Васильева по повести «Два капитана» В. Каверина и др.

       Особенности мюзикла:

·        соединение разных стилей и жанров;

·        манера пения в мюзикле отличается, например от оперной. Это скорее напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, вскрики, пение-шопот;

·        танцующий хор в мюзикле – обычное явление;

·        оркестр аккомпанирует действию, сопровождая и пение, и танцы, речь, жесты. Состав инструментов – синтез  инструментов симфонического и эстрадного оркестров;

·        мелодии яркие и запоминающиеся.

v Сочинить мини – либретто мюзикла на основе сказки: «Золушка».

 

 

Творческие задания

·            Подобрать музыкальное сопровождение к стихотворению, рассказу, сказке, полотну живописи.

·            Сочинить песню любимого сказочного героя и спеть ее.

·            Разыграть музыкальную сценку с участием положительных и отрицательных персонажей, сопроводив ее соответствующими характеристиками.

·            По прослушанному музыкальному произведению воспроизвести возраст, род занятия, характер героя, мотивировать свои ответы.

·            Импровизации на уточнение детали: «О чем думает мальчик на картине?», «Куда идут люди на картине?», «Какая у девочки из рассказа любимая песня, стихи, друзья и т.д.?»

·            Переделать сказку в другом стиле, перенести в другую эпоху, местность, страну.

·            Переделать сказку «наизнанку» (Красная Шапочка – злая, а Волк – добрый…, Золушка – плохая, а Мачеха – ласковая, приветливая  женщина)

·            Приготовить «коллаж» из сказок, например: «Три Поросенка» и «Золушка», «Мальчик с пальчик» и «Красная Шапочка».

·            Рассказать сказку от имени одного героя (Волка, Медведя, Лисицы, Карабаса и т.д.)

·            Воссоздать в произведении отсутствующие слова, эпизоды, музыку, звуки и т.д.

·            На основе стиха или музыкального произведения – сочинить рассказ, сказку, повесть и т.д.

·            Закончить рассказ, сказку, басню на свой лад.

·            Сочинить рассказ на основе статей из журнала, газеты.

 


 

Посмотрите также