ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»
(Филиал №4)
Рабочая тетрадь
для практических занятий по дисциплине: ОП.6 «Основы микробиологии и иммунологии»
Фамилия _____________________________________________________________
Имя _________________________________________________________________
Отчество _____________________________________________________________
Специальность ________________________________________________________
Курс ______________________________________________________________
Группа _______________________________________________________________
Составил : Маклаков И.А.- преподаватель микробиологии
2016-2017 учебный год.
Занятие 1
Тема: «Микробиологическая лаборатория, её устройство.
Морфология микроорганизмов»
Цель: ознакомить студентов с принципами микробиологической лабораторной диагностики инфекционных заболеваний; изучить микроскопический метод исследования.
Время – 90 минут
Задачи занятия:
1) Представлять принципы работы микробиологической лаборатории;
2) Знать: - технику безопасности при работе;
- формы микроорганизмов;
- методы окраски микроорганизмов;
3) Уметь:- приготовить микроскопический препарат;
- окрашивать простым и сложным способом по методу Грама;
- микроскопировать и определять морфологиюмикроорганизмов.
Вопросы для обсуждения:
1. Что изучает наука микробиология, каковы её задачи?
2. Какой вклад в науку внесли А.Левенгук, Э.Дженнер, Л.Пастер, Д.Листер, Р.Кох, И.И.Мечников, П.Эрлих, Д.И.Ивановский, А.Флеминг, З.В.Ермольева?
3. Как классифицируются микроорганизмы?Как даются названия микроорганизмам?
4. Что такое клон, штамм, культура микроорганизмов?
5. В каких единицах измеряются микроорганизмы?
6. Какие существуют формы бактерий?
7. Назовите виды морфологии кокков.
8. Что образуют палочковидные формы бактерий? Приведите примеры.
9. Назовите формы извитых микроорганизмов, приведите примеры.
10. Расскажите о строении бактериальной клетки.
11. Чем отличаются L-формы от остальных микроорганизмов?
12. Что такое микоплазмы, где они обитают?
13. Расскажите об особенностях строения спирохет.
14. Чем отличаются риккетсии от других микроорганизмов?
Правила поведения и техника безопасности при работе в бактериологической лаборатории:
Ø Входить в лабораторию только в медицинской форме и сменной обуви;
Ø Запрещается выпускать из-под спецодежды рукава, воротнички, волосы;
Ø Нельзя класть на столы пакеты, сумки и пр.
Ø Нельзя в лаборатории принимать пищу, жевать жевательную резинку;
Ø Необходимо внимательно слушать и наблюдать демонстрацию опыта преподавателем;
Ø Соблюдать осторожность при работе с культурой бактерией;
Ø Прежде чем зажечь спиртовку, необходимо приподнять фитиль и выпустить накопившиеся пары спирта;
Ø Тушить огонь спиртовки допустимо только колпачком от спиртовки;
Ø Необходимо аккуратно обращаться со стеклянными предметами;
Ø После работы следует убирать рабочее место и дезинфицировать поверхность стола;
Ø После работы необходимо мыть руки с мылом, а при необходимости - дезинфицировать.
Самостоятельная работа:
1. Приготовление мазков;
2. Высушивание;
3. Фиксация;
4. Окраска мазков;
5. Микроскопия мазков;
6. Исследование результатов.
Методические указания к работе
Работа 1.
Приготовление микропрепаратов
а)Приготовление мазка из зубного налета
· На обезжиренное предметное стекло пипеткой нанесите небольшую каплю физиологического раствора;
· Снимите стерильным ватным тампоном налет с зубов;
· Перенесите содержимое тампона в каплю физ.раствора и размешайте; сделайте тонкий мазок в виде небольшого круга;
· Высушите мазок на воздухе. Для ускорения высушивания, предметное стекло с мазком, обращенным кверху, подержите в струе теплого воздуха, высоко над пламенем спиртовки, не внося препарат в пламя.
б) Приготовление мазка из колоний культуры E. Coli
· На предметное стекло нанесите пипеткой каплю физ.раствора;
· Зажгите спиртовку, соблюдая правила техники безопасности;
· Простерилизуйте петлю, внося ее в пламень горелки в вертикальном положении. После того как петля накалится, проведите конец петледержателя через пламя. Необходимо помнить, что наивысшая температура развивается в верхней части пламени;
· В правую руку возьмите петлю.Левой откройте чашку Петри с выращенной культурой бактерий,
· Снимите часть колонии микробов и закройте чашку Петри;
· Перенесите микроорганизмы в каплю физ.раствора и размешайте, равномерно распределяя по стеклу (в виде небольшого круга);
· Простерилизуйте петлю над пламенем и поставьте в штатив;
· Высушите мазок на воздухе.
Работа 2
Фиксация мазков
- Возьмите предметное стекло за края, мазок обращайте кверху;
- Медленно проведите 3-4 раза через наиболее горячую часть пламени. Не следует перегревать мазок, т.к. при этом происходят изменения структуры клеток, их внешнего вида;
- Фиксация убивает микробы и делает безопасной работу с ними, обеспечивая прилипание клеток к стеклу, улучшает окрашивание;
- С обратной стороны стекла карандашом запишите номер препарата.
Работа 3
Окрашивание мазков
а) Простой способ окрашивания
- Фиксированный мазок из полости рта поместите на параллельные стеклянные палочки, лежащие над лотком;
- Нанесите раствор красителя – метиленового синего, и выдержите в нем в течение 1-3 минут;
- По окончании окраски препарат промойте водой до тех пор, пока стекающая вода не станет бесцветной;
-Просушитепрепарат фильтровальной бумагой, осторожно промокая.
При такой окраске дифференцируется ядро и протоплазма.
б) Окрашивание сложным методом по Граму
- На фиксированный мазок из культуры бактерий положите сухую полоску фильтровальной бумаги, пропитанную раствором генцианвиолета. Нанесите на бумагу 2-3 капли воды. Окрашивайте 2 минуты;
- Снимите бумагу пинцетом и промойте препарат водой;
- Обработайте раствором Люголя в течение 1 минуты. Слейте раствор в лоток;
- Нанесите на мазок несколько капель спирта для обесцвечивания. Выдержать в течение 30 секунд;
- Быстро промойте препарат водой;
- Нанесите 1-2 капли раствора фуксина на 2 минуты;
- Промойте мазок до тех пор, пока стекающая вода не станет бесцветной;
- Просушите аккуратно препарат фильтровальной бумагой.
При таком методе окрашивания одни бактерии, имеющие тонкую оболочку, обесцвечиваются спиртом и докрашиваются фуксином в красный цвет - это грамотрицательные микроорганизмы. Другие, имеющие толстую оболочку, хорошо окрашиваются генцианвиолетом и не обесцвечиваются спиртом, оставаясь фиолетовыми – они грамположительные.
К грамотрицательным бактериям относятся:менингококки, гонококки, кишечная палочка, дизентерийные и брюшнотифозные бактерии, холерный вибрион и др.К грамположительным относятся:стафилококки, стрептококки, пневмококки, бактерии сибирской язвы, столбняка, газовой гангрены, ботулизма.
Работа 4
Микроскопическое исследование препаратов
Окрашенный препарат микроскопируют с иммерсионным объективом (ОН х 90) и окуляром (ОК х 15), получая увеличение в 1350 раз (или ОН х 9 и ОК х 7 – увеличение в 650 раз)
- Подготовить микроскоп к работе: отрегулировать освещение, поднять конденсор до упора, открыть диафрагму, установить плоское зеркало;
- На окрашенный мазок нанести небольшую каплю иммерсионного масла, поместите мазок на предметный столик и осторожно опустите объектив ОНх90 до соприкосновения с маслом. Наблюдая в окуляр с помощью макровинта, проведите грубую фокусировку. Окончательную фокусировку произведите, используя микровинт, вращение которого допускается в пределах одного оборота. Правой рукой осторожно вращайте микровинт, левой – передвигайте препарат;
- Рассмотрите микроорганизмы, определите их форму и отношение бактерий к окраске по Граму;
- Зарисуйте препарат цветными карандашами, условно обозначив после зрения в виде круга;
- Сделайте заключение по проведенному исследованию.
Работа 5
По окончании работы проведите уборку рабочего места:
- Приведите в порядок микроскоп. Приподнимите тубус, снимите препарат, вытрите масло с объектива чистой салфеткой, опустите конденсор, переведите револьвер в нейтральное положение и опустите тубус до упора. Накройте микроскоп колпачком;
- Вылейте воду из лотка для промывания препаратов;
- Наведите общий порядок на столе;
- Сделайте заключительную дезинфекцию рабочего стола (протрите стол дезинфицирующим раствором);
- Вымойте руки с мылом, при необходимости продезинфицируйте.
Итоговый контроль –правильность и аккуратность выполнения работы.
Основные термины по теме:
1. Бактериология, вирусология, микология
2. Протозоология, гельминтология, иммунология, арахноэнтомология
3. Этиология
4. Диагностика
5. Патогенные микроорганизмы
6. Профилактика
7. Стафилококки (форма)
8. Стрептококки (форма)
9.Вибрион (форма, пример)
10.Спириллы (форма)
11.Спирохеты (форма, примеры)
12 .Клеточная стенка (строение, функция)
13.Цитоплазматическая мембрана
14.Нуклеоид (что это и его функции)
15.Капсула (что это, когда образуется)
16.Споры у бактерий (функции)
17.Споры у грибов (функции)
18.Микрометр
19.Нанометр
Литература: 1.1. стр. 3-54,2. стр. 6-25.
Студент____________________ Преподаватель _____________________________
Приложение к занятию №1
КОККОВИДНЫЕ И ПАЛОЧКОВИДНЫЕ ФОРМЫ БАКТЕРИЙ
Занятие 2
Тема:Экология микроорганизмов.
«Стерилизация и дезинфекция, асептика и антисептика»
Цель: закрепить понятия о действии внешней среды на микроорганизмы; изучить виды асептических и антисептических препаратов.
Время – 90 минут.
Задачи:знать:
- механизм действия физических и химических факторов внешней среды на микроорганизмы;
- препараты для антисептики и асептики;
- области практического применения дезинфекции, стерилизации, антисептики и асептики;
Вопросы для обсуждения:
1.Распространение микробов в природе:
а)микробиоценозпочвы;
б) микробиоценоз воды;
в) микробиоценозвоздуха.
2. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы:
а) назвать физические факторы и их действие;
б)перечислить виды стерилизации;
г) охарактеризовать виды тепловой стерилизации;
д) что такое дезинфекция, её виды?
е) назвать дезинфицирующие вещества;
ё) что такое асептика, антисептика, дезинсекция, дератизация?
ж) назвать антисептические вещества.
Контроль исходного уровня знаний – устный, письменный – тестирование.
Итоговый контроль –правильность и аккуратность выполнения работы.
Самостоятельная работа:
«Изучение асептических и антисептических препаратов, их применение»
· Прочитайте названия препаратов и определите, к какой группе они относятся: к антисептикам или асептикам;
· Запишите их в соответствующей схеме;
· Изучите и опишите их свойства (консистенцию, цвет, прозрачность, запах);
· Запишите их применение;
· Ознакомьтесь и запомните приготовление растворов хлорамина и их использование в микробиологической практике.
Антисептические препараты
№ п/п |
Название |
Характеристика |
Применение |
||||||||||||||||
1. |
|
|
|
||||||||||||||||
2. |
|
|
|
||||||||||||||||
3.
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Асептические препараты
|
|||||||||||||||||||
Памятка 1. Обработка рук – о,5 % р-р хлорамина 2. Обработка рабочих мест – 1% р-р хлорамина 3. Обработка помещений – 3% р-р хлорамина 4. Замачивание использованной посуды микробиологической лаборатории – 10% р-р хлорамина Обработка отработанного микробиологического материала – сухая хлорная известь |
Основные термины и понятия по теме:
1. Микрофлора почвы (примеры)
2. Микрофлора воды (примеры)
3. Микрофлора воздуха (примеры)
4. Физические факторы внешней среды (перечислить)
5. Стерилизация. Виды стерилизации (перечислить)
6. Температура и экспозиция при стерилизации паром под давлением
7. Предметы, стерилизуемые паром под давлением
8. Кипячение – температура и экспозиция, что стерилизуют таким образом?
9. Температура и экспозиция при стерилизации сухим жаром
10. Предметы, стерилизуемые сухим жаром
11. Стерилизация текучим паром
12. Пастеризация
13. Дезинфекция, её виды
14. Дезинфицирующие вещества (примеры)
15. Антисептика. Антисептические вещества (примеры)
16. Бактерицидные антисептики
17. Бактериостатические антисептики
18. Асептика
19. Дератизация
20. Дезинсекция
Литература: 1.1. стр. 103 – 112, 118 – 130, 151 – 161. 1.2. стр. 40 – 51, 52 – 58
Студент ______________ Преподаватель __________________
Приложение к занятию №2
ЭКОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
.
Занятие 3
Тема: « Учение об инфекционном и эпидемическом процессах. Профилактика распространения инфекционных болезней »
Время – 90 минут
Цель: закрепить знания, полученные на лекции по основам инфектологии и эпидемиологии.
Задачи:знать:
- основы инфекционного процесса;
- механизмы передачи инфекций, схему эпидемического процесса, очаг инфекционного заболевания;
- факторы, способствующие развитию внутрибольничной инфекции;
- методы, направленные на разрыв эпидемической цепи;
Уметь:
- провести инструктаж о действиях членов семьи при обнаружении больного в домашних условиях.
Микролекция
«Изолирующий сестринский уход»
При заболеваниях верхних дыхательных путей:
Измерение температуры, АД, подсчет пульса, контроль дыхания; при ухудшении самочувствия сообщить врачу;
ü Контроль текущей дезинфекции, влажной уборки и проветривании помещения не менее 4 раз в сутки. Пациент при проветривании не должен переохлаждаться;
ü Заполнение направлений в бактериологическую лабораторию, подготовка материала для доставки в лабораторию и обеспечение его доставки;
ü Обеспечение правильного и регулярного приема лекарств по назначению врача;
ü Выполнение парентеральных вмешательств по назначению врача;
ü Взятие мазка из носа, носоглотки, крови для лабораторной диагностики.
При кишечных инфекциях:
Обеспечить пастельный режим;
ü Постоянный контроль за самочувствием пациента, температурой и характером стула;
ü Обеспечение приема лекарств и диеты по назначению врача;
ü Обеспечение пациента и лиц, ухаживающих за ним, правилам соблюдения личной гигиены (мытье рук до стула и после туалета);
ü Выделить больному отдельную посуду.
ü В целях инфекционной безопасности у постели пациента должна проводиться текущая дезинфекция. Медсестра контролирует обеззараживание испражнений, судна, горшка, посуды, остатков пищи, предметов обстановки и белья.Дезинфицирует предметы ухода (термометр, шпатель, пузырь со льдом и др.).
ü Для обеспечения личной безопасности медсестра должна мыть руки после каждой манипуляции с пациентом, используя гигиенический уровень обработки рук.
Методы, направленные на разрыв эпидемической цепи
Начинают с мероприятий, направленных на изоляцию источника инфекции в домашних условиях или условиях стационара, лечение пациента. Затем необходимо прервать пути распространения инфекции. Это зависит от эпидемиологии заболевания и степени устойчивости возбудителей во внешней среде. Решающую роль играют общесанитарные мероприятия: санитарный контроль водоснабжения и пищевых предприятий, очистка населенных мест от нечистот, борьба с выплодом мух и комаров, сквозное проветривание помещений, применение бактерицидных ламп, влажная уборка помещений, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, стерилизация предметов ухода.
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие об инфекционном процессе.
2.Свойства патогенных микроорганизмов.
3.Факторы патогенности, ферменты агрессии и инвазии.
4.Периоды течения инфекционной болезни
5.Особенности инфекционной болезни.
6.Формы инфекционного процесса.
7.Эпидемиологический процесс; элементы эпидемиологического процесса.
8.Источники инфекции.
9.Механизмы передачи инфекции, его фазы.
10.Пути и факторы распространения инфекции
11.Восприимчивое население.
12Интенсивность эпидемиологического процесса, спорадические случаи заболевания, эпидемия, пандемия.
· Контроль исходного уровня знаний–устный, письменный.
Самостоятельная работа
Задание1
1. Изучить изолирующий сестринский уход и методы, направленные на разрыв эпидемиологической цепи.
2. Составить план ухода и методы, направленные на разрыв эпидемиологической цепи при заболевании, указанном преподавателем.
Выполнение работы
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 2
Составить и записать инструктаж членов семьи при обнаружении больного в домашних условиях с определенным заболеванием (указывает преподаватель).
Выполнение работы
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Итоговый контроль –правильность и аккуратность выполнения работы.
Основные термины по теме
1. Инфекционный процесс
2. Паразитизм облигатный, факультативный, случайный
3. Патогенность
4. Вирулентность, единицы её измерения (Dcl, Dlm, ID)
5. Адгезия
6. Колонизация микроорганизмов в тканях
7. Инвазивность
8. Агрессивность микроорганизмов
9. Гиалуронидаза
10. Фибринолизин
11. Кологеназа
12. Лецитиназа
13. Коагулаза
14.Дезоксирибонуклеаза
15. Протеаза
16. Антифагины
17. Токсины
18.Экзотоксин, анатоксин
19. Эндотоксин
20. Условно - патогенные микроорганизмы
21. Особенности инфекционной болезни:
- специфичность
- контагиозность (заразность)
- цикличность периодов
- формирование иммунитета
22. Периоды инфекционной болезни:
- инкубационный
- продромальный
- период выраженных клинических признаков
- период угасания болезни, реконвалесценция
23. Бактерионосительство
24. Экзогенная инфекция
25. Аутоинфекция
26. Очаговая инфекция
27. Генерализованая инфекция
28. Сепсис 29.Септикопиемия 30. Токсинемия
31. Эпидемиологический процесс
32. Источник инфекции
33. Механизм пути и факторы передачи
34. Восприимчивое население
35. Зоонозная инфекция
36. Антропонозная инфекция
37. Спорадическая заболеваемость 38. Эпидемия 39 Пандемия
Литература: 1 стр. 161 – 1792 стр. 61 – 70
Студент ___________________ Преподаватель ______________________
Приложение к занятию №6
Свойства экзо - и эндотоксинов
Экзотоксины |
Эндотоксины |
Белковой природы |
Липополисахаридопротеиновый комплекс |
Диффундируют из клетки в окружающую среду |
Связаны с телом микробной клетки |
Высокотоксичны |
Малотоксичны
|
Избирательно действуют на органы и ткани (специфичны) |
Вызывают общие явления интоксикации |
Термолабильны |
Термостабильны
|
Под действием формалина переходят в анатоксин |
Под действием формалина частично обезвреживаются |
Образуются в основном грамположительными бактериями |
Образуются в основном грамотрицательными бактериями |
Занятие 4. Семинар.
Тема:«Неспецифические и специфические факторы иммунитета»
Время – 90 минут
Цель:
- уточнить и закрепить понятия неспецифической и специфической защиты организма от чужеродных тел и веществ;
- закрепить знания о механизме возникновения антител и взаимодействие антител с антигеном.
Задачи:знать:
- факторы неспецифической защиты организма,
- антигены, их свойства и виды,
- антитела, виды иммуноглобулинов.
- виды иммунологических реакций;
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «иммунология», краткая история развития иммунологии;
2. Неспецифические факторы иммунитета;
3. Ретикуло-эндотелиальная система и виды фагоцитов;
4. Механизм фагоцитоза. Его регуляция. Что усиливает и ослабляет фагоцитоз?
5. Гуморальные факторы неспецифического иммунитета;
6. Понятие «специфический иммунитет». Чем обусловлен специфический иммунитет?
7. Виды и формы специфического иммунитета;
8. Антигены – какова их химическая структура и способы введения в организм;
9. Свойства антигенов. От чего зависит антигенность;
10. Антигены микробных клеток;
11. Антигены животных микроорганизмов;
12. Антитела. Виды антител (антибактериальные, антитоксические, антивирусные, противогрибковые, аутантитела, антиклеточные, естественные);
13. Виды антибактериальных антител, их взаимодействие с антигенами (агглютинины, преципитины, лизины, опсонины, бактерицидные);
14. Химическая природа антител. Виды иммуноглобулинов и их значение.
15. Взаимодействие между антигеном и антителом; использование серологических реакций.
16.Виды серологических реакций, применение иммунных реакций в медицине:
a) реакция агглютинации;
б) реакция преципитации;
в) реакция нейтрализации;
г) реакция лизиса;
д) реакция связывания компонента.
Контроль исходного уровня знаний- устный индивидуальный
Итоговый контроль – письменный, тестирование
Самостоятельная работадома
Составьте графологические структуры:
Литература:
I. 1. стр. 198 – 213
2. стр. 77 – 81, 101 – 106
II.6. стр. 192 – 204
Студент _______________ Преподаватель ________________________________
Приложения к занятию № 4
Иммунитет |
||||
неспецифический
|
специфический |
|||
клеточный:
- кожа - слизистые оболочки - нормальная микрофлора - фагоцитоз: завершенный, незавершенный - воспаление |
гуморальный
- комплемент -С-реактивный белок - лейкины - плакины - b лизины -интерфероны: a,b,y |
врожденный:
абсолютный относительный
|
приобретенный
|
|
естественный
|
искусственный |
|||
- пассивный - активный (постинфекци- онный): длительный короткий стерильный нестерильный |
- пассивный - активный |
Схема антигенной структуры бактериальной клетки
Схема строения иммуноглобулинов
Схематическое изображение развития иммунного ответа в организме
Лимфоидная система организма
Схематическое изображение развития иммунного ответа в организме
Занятие № 5
Тема: «Иммунодиагностика и иммунопрофилактика»
Время – 90 мин.
Цель: закрепить знания о механизме возникновения антител и увидеть практическое взаимодействие антител с антигеном.
- закрепить и углубить знания обиммунобиологическихпрепаратахи их применении;
-закрепить знания об аллергиях и других видах иммунной патологии.
Задачи:знать - принципы иммунодиагностики и иммунопрофилактики,
- сведения о приемах введения вакцин, анатоксинов, сывороток и иммуноглобулинов; о планировании вакцинации;
уметь:
- прочитать результаты иммунных реакций и проанализировать их.
- представить пациенту информацию о сути иммунопрофилактики иполучить информированное согласие на прививку;
-провести выбраковку непригодных иммунобиологических препаратов;
Микролекция
«Патология иммунной системы. Иммунодефициты»
Иммунный статус – это состояние иммунной системы организма, определяемое комплексом лабораторных показателей, необходимых при трансплантации органов и тканей, для диагностики аутоиммунных заболеваний, иммунодефицитных состояний, тяжелых аллергий, инфекционных, онкологических и многих соматических болезней.
Для определения иммунного статуса проводят:
· общее клиническое обследование пациента,
· исследование состояния гуморальных неспецифических факторов иммунитета,
· изучение клеточного иммунитета,
· исследование показателей гуморального специфического иммунитета
· дополнительные тесты.
Общее клиническое обследование включает:
- жалобы пациента,
- анамнез (сведения о жизни, болезнях пациента и его семьи),
- исследование общего анализа крови с определением абсолютного числа лимфоцитов и фагоцитов.
Состояние гуморальных неспецифических факторов выявляют по содержанию комплемента, интерферона, лизоцима в сыворотке крови и биологических жидкостях.
Состояние клеточного иммунитета оценивают по количеству Т-лимфоцитов и их разновидностей в периферической крови, состоянию Т-предшественников и веществ, стимулирующих образование Т-лимфоцитов (гормонов тимуса и цитокинов). Фагоциты проверяют на подвижность, способность адсорбировать антиген, поглощать его и лизировать.
Гуморальный специфический иммунитет оценивают по содержанию иммуноглобулинов разных классов, количеству стволовых клеток и В-предшественников в костном мозге; наличии веществ, стимулирующих образование антител.
Дополнительные тесты включают определение бактерицидности сыворотки крови, титрование комплемента, содержание С-реактивного белка, аутоантител сыворотки крови, наличие гиперчувствительности немедленного типа. Для проведения кожных проб используют аллергены, к которым в норме у большинства людей есть сенсибилизация. Например, проба Манту с туберкулином.
На основании изучения иммунного статуса определяют патологию иммунной системы, которая проявляется в виде:
а) реакций гиперчувствительности немедленного и замедленного типа,
б) аутоиммунных болезней,
в) иммунодефицитов.
Реакции гиперчувствительностиуказываютна нарушение иммунной системы при чрезмерно выраженных аллергиях, вызывающих изменения в организме человека.
Аутоиммунные болезни обусловлены образованием аутантител. Механизм их связан с поражением клеток органов специфическим комплексом «аутоантиген – аутоантитело». На этом основаны аутоиммунные болезни:
крови (гемолитическая анемия, тромбоцитопения, пернициозная анемия),
эндокринных желез (тиреоидитХошимото, сахарный диабет),
нервной системы (энцефалит),
соединительной ткани (ревматоидный артрит, системная красная волчанка), желудочно-кишечного тракта (язвенный колит).
Иммунодефицитные состояния могут быть врожденными (первичными), вызванными генетическими нарушениями, и приобретенными (вторичными).
Врожденные иммунные патологии встречаются редко и связаны с нарушением генома в эмбриональном периоде. Приобретенные иммунодефициты появляются у людей в течение жизни, в связи с перенесенными инфекциями (особенно вирусными) и инвазиями паразитов, а также при ожоговой болезни, опухолях, нарушении обмена веществ и истощении, при тяжелых травмах, больших хирургических операциях под наркозом, в результате лекарственных воздействий, при облучении, действии неблагоприятных экологических факторов, при старении. К вторичным иммунодефицитам относится также синдром приобретенного иммунодефицита – СПИД. Диагноз приобретенного иммунодефицита ставят на основании анамнеза, клинических симптомов: наличии оппортунистической инфекции, вызванной условно-патогенными бактериями (сапрофитами); наличии аллергии, опухолей, пороков развития, состояния лимфоузлов и по результатам оценки иммунного статуса.
Иммунодефициты могут проявляться в виде недостатка гуморального иммунитета – нарушении В-системы, при этом количество иммуноглобулинов резко снижено или они отсутствуют. Это возникает при нарушении синтеза или ускоренного распада иммуноглобулинов и приводит к снижению антибактериального, антитоксического и др. видов гуморального иммунитета.
Иммунодефициты могут проявляться также и в виде недостатка клеточного иммунитета – нарушения Т-системы, которое обусловлено изменением активности Т-клеток, а т.к. Т-лимфоциты влияют на активность В-клеток, то эти иммунодефициты комбинируются. Комбинированные иммунодефициты протекают наиболее тяжело. Для них характерны бактериальные, вирусные поражения и микозы, что приводит к летальному исходу в раннем возрасте.
Вторичные иммунодефициты обычно поддаются иммунокоррекции и лечению.
Иммунокоррекция проводится с помощью иммуномодуляторов, которые применяют для восстановления способности организма к иммунному ответу. Иммунокоррекция сводится к активации, а иногда и к подавлению активности иммунной системы. Например, при инфекционных заболеваниях повышают состояние иммунитета путем введения сывороток и вакцин. А при аллергиях и трансплантации органов и тканей необходимо подавить состояние иммунной системы с помощью иммунодепрессантов. К препаратам иммунокоррекции относятся антигены, специфические иммуноглобулины, гормоны, адъюванты, иммунодепрессанты.
Вопросы для обсуждения
1) Что такое аллергия? Виды аллергенов и способы их проникновения в организм.
2) Классификация аллергий.
3) Охарактеризовать различные аллергические реакции:
а) анафилаксию,
б) феномен Артюса – Сахарова,
в) сывороточную болезнь,
г) атопии (поллиноз, бронхиальная астма, крапивница),
д ) инфекционные аллергии,
е) контактные дерматиты,
ж) лекарственная аллергия;
1. Охарактеризовать аутоиммуннные болезни;
2. Иммунный статус;
3. Понятие о патологии иммунной системы;
7. Первичныеиммунодефицитные состояния:
8.Вторичные иммунодефициты;
9. Иммунокоррекция иммунодефицитов.
11. Задачи иммунопрофилактики и иммунотерапии, иммунодиагностики.
12.Виды вакцин, способы их приготовления и применение.
13.Схема применения вакцин, способы вакцинации, ревакцинация, пробочные действия, противопоказания.
14.Бактериофаги.
15.Эубиотики.
16.Иммунные сыворотки (гомологичные, гетерологичные), иммуноглобулины.
Их получение, применение, предупреждение аллергии.
Контроль исходного уровня знаний.Решение ситуационных задач и тестов.
Практическая работа:
1)Демонстрация иммунологических реакций. Анализ результатов реакций. Сделайте выводы.
2) Изучить иммунобиологические препараты.
Работа 1
Методика постановки реакции агглютинации на стекле.
· На предметное стекло нанесёмпипеткой три капли физиологическогораствора;
· В первую и вторую каплю добавим каплю иммунной сыворотки
·
· Во вторую и третью каплю внесём культуру бактерийстерильной бактериальной петлёй, перемешаем капли. Работаемвозле зажжённой спиртовки.
· Остаток микроорганизмов сожжём над спиртовкой;
· Рассмотрите результат реакции, отметьте ее положительный или отрицательный результат. О чём он свидетельствует?
· Сделайте вывод и зарисуйте результат реакции.
Схема расположения капель на стекле:
Ф- физраствор;
С – иммунная сыворотка;
К – культура микроорганизмов.
Выполнение работы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условные обозначения:
Ф- физраствор;
С – иммунная сыворотка;
К – культура микроорганизмов.
Выполнение работы.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Условные обозначения:
Ф –физ.раствор;
С – иммунная сыворотка;
К – культура микроорганизмов.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Методика постановки реакции преципитации.
Смыв кровяного пятна используем в качестве антигена.Осторожно наслаиваем его пастеровской пипеткой на преципитирующую сыворотку с известными антителами. Для контроля смыв кровяного пятна наслаиваем на нормальную сыворотку безантител. Реакция считается положительной, если на границе двух жидкостей образуется мутное кольцо преципитирующего белка. Это говорит об идентичности антигена и известных антител.
· Рассмотрите результаты реакции. Проанализируйте их и сделайте вывод.
· Зарисуйте реакцию кольцепреципитации.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Список литературы:
основная
1. Бакулина Н. А., Краева Э. Л. «Микробиология» М. «Медицина», 1976 г.
2. Воробьев А. А. Кривошеин Ю. С. Быков А. С. «Микробиология, вирусология и иммунология» М. «Мастерство», 2001 г.
3. Черкес Ф. И. «Микробиология» М. «Медицина», 1986 г.
4. Ярыгин В. Н. «Биология» М. «Медицина», 1987 г.
дополнительная
1.Биргер М. О. «Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования» М. «Медицина», 1967 г.
2. Борисова Л. Б. «Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии» М. «Медицина», 1993 год
3. Богоявленский Д.Е. « Медицинская паразитология» М. «Медицина» 1991г
4. Дранкин Д. И. «Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии и гельминтологии» М. «Медицина», 1978 г.
5. Зыков М. П. «Руководство к практическим занятиям по микробиологии, иммунологии, вирусологии» М. «Медицина», 1977 г.
6. Пяткин К. Д., Кривошеин Ю.С. «Микробиология» М. «Медицина», 1980г
7. Нитрусов А. И. «Практикум по микробиологии» М. «Академия», 2005 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.