Рабочая тетрадь по обучению грамоте
для детей 5 – 6 лет (1 часть)
Имя _______________ Фамилия ___________
Учитель-дефектолог: Аграфонова Т.А.
Рабочая тетрадь включает разнообразные задания, направленные на обучение грамоте и чтению, развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, формированию графомоторных навыков детей 5 – 6 лет. Тетрадь составлена в соответствии с комплексно-тематическим планированием занятий по развитию элементарных математических представлений и коррекционно-развивающей программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Нумерация занятий в рабочей тетради соответствует нумерации занятий в тематическом планировании.
Ребёнок работает в тетради на заключительном этапе каждого занятия по обучению грамоте. Если во время фронтального занятия дети не успели выполнить задание в тетради, то они заканчивают его вместе с педагогом во время индивидуальной работы.
При составлении рабочей тетради использовались материалы следующих авторов:
Колесникова Е.В. «От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.»
Бортникова Е.Ф. «Учимся читать. Тетрадь. 4-6 лет.»
ЗАНЯТИЕ 1 1. Обведи только те предметы, в названии которых есть звук «А». Назови их (скажите детям, что звук «А» — гласный и обозначать гласные звуки на схеме будем красным квадратом).
2. Нарисуй красный квадрат в прямоугольнике на том месте, где слышится звук «А» (в начале, середине, в конце).
|
|
|
|
||||
|
3. Нарисуй матрёшек, как показано на рисунке, сначала по точкам, а затем самостоятельно. Напиши буквы «А», как показано на рисунке, сначала по точкам, а затем самостоятельно.
4. Напиши букву «А» в соответствующем месте в прямоугольнике (в начале, середине, в конце).
|
|
|
|
|
|
ЗАНЯТИЕ 2
1. Обведи только тех животных, в названии которых есть звук «О». Назови их.
2. Нарисуй красный квадрат в прямоугольнике на том месте, где слышится звук «О». (В начале, середине, в конце.)
|
|
|
|
|
3. Нарисуй мяч, как показано на рисунке, сначала по точкам, а затем самостоятельно. Напиши букву «О», как показано на рисунке, сначала по точкам, а затем самостоятельно.
4. Соедини схему слова с предметом, к которому она подходит. (Ослика - с прямоугольником, где буква «О» в начале; дом - с прямоугольником, где буква «О» в середине; ведро - с прямоугольником, где буква «О» в конце.)
|
||||||
|
||||||
|
||||||
1. Обведи только тех птиц, в названии которых есть звук «У». Назови их.
2. Соедини схему слова с предметом, к которому она подходит.
|
|
|||||
|
|
|||||
|
||||||
3. Обведи платья по точкам и нарисуй крючок к каждому из них. Напиши букву «у» сначала по точкам, а затем самостоятельно.
1. Назови гласный звук, который слышится в названии каждого предмета. («Ы».)
2. Раздели под каждым предметом прямоугольник на столько частей, сколько слогов в его названии.
|
|
|
|
||||
|
3. Напиши букву «Ы» сначала по точкам, а затем самостоятельно.
4. Определи, какой гласный звук есть в названии каждого предмета, и соедини его с соответствующей буквой.
1. Назови первый звук в словах «эскимо», «этаж». («Э».) Где слышится звук «Э» в слове «аэродром»? (В середине.) Нарисуй в прямоугольнике под каждым предметом красный квадрат в месте, где слышится звук «Э».
|
|
|
|
|
2. Напиши буквы «Э» сначала по точкам, а затем самостоятельно.
3. Определи первый звук в названии каждого предмета и напиши в квадрате под ним соответствующую гласную букву. (в слове «бык» гласный звук в середине.)
1. Напиши и прочитай, как кричит девочка, которая заблудилась в лесу, и как плачет малыш.
|
|
||||
|
|
2. Покажи стрелочкой, кто в каком домике живёт, а для этого определи первый звук в названии нарисованных предметов.
3. Закрась только гласные буквы. Назови буквы, которые закрасил. («А», «О», «У», «Ы», «Э».)
4. В каждом квадрате напиши гласную букву, соответствующую гласному звуку, который есть в названии предмета.
1. Назови первый звук в названии нарисованных предметов. («Л».) (Скажите детям, что звук «Л» - согласный.)
2. Определи место звука «Л» в названиях нарисованных предметов и соедини картинку с соответствующей схемой. (Твёрдые согласные обозначаем квадратом синего цвета.)
|
|
|||
|
||||
|
3. Напиши букву «Л» в слоговом домике по точкам, а затем самостоятельно. Прочитай слоги.
4. Напиши под каждым предметом в прямоугольнике первый слог.
1. Назови первый звук в названии каждого предмета. («М».)
2. Определи место звука «М» в названии каждого предмета и нарисуй синий квадрат в прямоугольнике в соответствующем месте.
|
|
|
3. Напиши в слоговом домике букву «М» сначала по точкам, а затем самостоятельно.
4. Определи первый слог в названии каждого предмета и соедини его с соответствующим домиком.
4. Прочитай слова.
1. Обведи предметы, в названии которых первый звук «Н». Назови их. (Ножик, носорог.)
2. Определи место звука «Н» в названии каждого предмета и нарисуй синий квадрат в прямоугольнике в соответствующем месте.
|
|
|
|
|
|
|
3. Напиши букву «Н» в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. Прочитай слоги. Соедини каждый шарик с соответствующим слогом в домике.
4. Напиши названия предметов буквами, а внизу — условными обозначениями. (Гласные - красный квадрат, согласные - синий квадрат.)
1. Определи место звука «Р» в названии каждого предмета и нарисуй синий квадрат в прямоугольнике в соответствующем месте
|
|
|
2. Закрась только те овощи, в названии которых есть звук «Р». Назови их. (Картофель, помидоры, морковь, перец, брокколи.)
3. Напиши в слоговых шариках букву «Р» сначала по точкам, а затем самостоятельно. Прочитай слоги. Определи первый слог в названии каждого предмета и соедини его с соответствующим шариком.
4. Прочитай предложение. Назови первое слово, второе, третье.
МАМА МЫЛА РАМУ.
1. Напиши под каждой картинкой букву, соответствующую первому звуку в её названии, и прочитай, как зовут мальчика. (Рома.)
2. Соедини лучики с серединой солнышка и прочитай слоги.
3. Закрась кубики с гласными буквами красным карандашом, с согласными синим.
4. Определи последний звук в названии каждого предмета и напиши в квадрате рядом с ним соответствующую букву.
1. (Скажите, что в домике справа на крыше написана буква «Я».) Обведи по точкам букву «Я» и напиши её в слоговом домике. Прочитай слоги в домиках. Прочитай слова и закрась квадраты соответствующими цветами (гласные — красный квадрат, твёрдые согласные - синий, мягкие согласные -зелёный).
|
|
|
МЯЛ |
|
|
|
(Уточните, что согласные в домике слева произносятся твёрдо, потому что после них написана гласная буква «А», в домике справа — мягко, потому что после них написана гласная буква «Я».)
2. Напиши в квадрате под каждым предметом букву, с которой начинается его название.
3. Напиши под каждым предметом букву, с которой начинается его название. Прочитай, как зовут девочку.
|
4. Прочитай предложение. Назови первое слово, второе, третье, четвёртое.
НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА.
1. (Скажите, что в домике справа на крыше написана буква «Ю».) Обведи по точкам букву «Ю» и напиши её в слоговом домике. Прочитай слоги в домиках. Прочитай слова и закрась квадраты соответствующими цветами.
|
|
|||||||
|
|
|
|
ЛЮК |
|
|
|
ЛУК
2. Напиши в квадрате под каждым предметом букву, с которой начинается его название.
|
3. Напиши в квадрате под каждым предметом букву, с которой начинается его название. Прочитай, как зовут девочку, мальчика.
4. Прочитай слова. Запиши их внизу знаками. (Гласные - красный квадрат, твёрдые согласные — синий, мягкие согласные - зелёный.)
О |
Р |
Л |
Ы |
|
М |
А |
Л |
Я |
Р |
Ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. (Скажите, что в домике справа на крыше написана буква «Е».) Обведи букву «Е» по точкам, а затем напиши в слоговом домике самостоятельно. Прочитай слоги в слоговых домиках. В каком домике согласные произносятся твёрдо, в каком — мягко? (В левом — твёрдо, в правом - мягко.)
2. Напиши в каждом квадрате под предметом букву, с которой начинается его название.
|
|
|||
|
||||
|
|
3. Прочитай слова. Соедини схему со словом, к которому она подходит.
4. Придумай к картинке предложение из трёх слов. Каждое слово нарисуй в виде прямоугольника. У первого прямоугольника правая сторона повыше и обозначает начало предложения.
|
1. (Скажите, что в домике справа на крыше написана буква «Ё».) Обведи букву «Ё» по точкам и напиши в слоговом домике. Прочитай слоги в домиках. Как произносятся согласные в домиках и почему? (В левом твёрдо, потому что после них написана буква «О», в правом мягко, потому что после них написана буква «Ё»)
2. Напиши под каждым предметом в квадрате букву, с которой начинается его название.
3. Проведи от букв в ведре к верхним квадратам линии и напиши буквы в квадратах так, чтобы слева получилось слово «МЕЛ», а справа — «ЛЁН». Запиши эти слова внизу знаками.
4. Соедини букву с картинкой, название которой начинается с этой буквы.
1. Обведи предметы, в названии которых есть звук «И». Назови их. (Иголка, улитка, муравьи.)
2. Нарисуй красный квадрат в каждом прямоугольнике там, где слышится звук «И» в названии предмета.
3. Обведи букву «И» по точкам и напиши в слоговых шариках. Прочитай слоги.
4. Прочитай слова. Запиши их знаками.
ЛИМОН МАЛИНА
1. Напиши в пустых листочках слоги так, чтобы согласный при чтении произносился мягко.
3. Напиши названия предметов. Сделай анализ слова «ЛИМОН».
|
|
|
|
|
4. Послушай предложение. Назови первое слово, второе, третье.
МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН.
1. Назови первый звук в названии нарисованных предметов. Под каждой картинкой закрась квадрат соответственно звучанию первого звука в её названии.
|
||||
|
||||
|
||||
|
2. Допиши слова. Составь схему к слову.
|
О |
Р |
О |
Х |
|
С |
А |
П |
О |
|
|
|
И |
Т |
А |
Р |
А |
3. Обведи в домиках буквы «Г» по точкам, а затем напиши их слева от гласных. Прочитай слоги.
4. Составь предложение из трёх слов к картинке. Запиши его схематически.
|
1. Назови первый звук в названии нарисованных предметов. Под каждой картинкой закрась квадрат соответственно звучанию первого звука в её названии.
|
О |
М |
А |
Р |
|
С |
У |
Д |
А |
|
|
|
И |
Т |
Е |
Л |
Ь |
3. Обведи в домиках буквы «К» по точкам, а затем напиши их слева от гласных. Прочитай слоги.
|
1. Назови первый звук в названии нарисованных предметов. Запиши первый звук в названии нарисованных предметов. («Г», «К».) Под каждой картинкой напиши букву соответственно звучанию первого звука в её названии.
2. Допиши слова. Под каждой буквой закрась квадрат соответственно звучанию первого звука в её названии.
|
А |
Л |
К |
А |
|
|
И |
Т |
|
О |
Т |
|
Б |
Е |
|
Е |
М |
О |
Т |
3. Обведи в домиках буквы «Г», «К» по точкам, а затем напиши их слева от гласных.
Прочитай слоги.
Э Е Ы И
4. Составь предложение из трёх слов к картинке. Запиши его схематически.
|
1. Раскрась только те предметы, названия которых начинается со звука Д.
2. Допиши слова. Составь схему к слову.
|
О |
М |
|
Л |
О |
|
К |
А |
|
И |
Н |
|
Ю |
К |
Обведи в домиках буквы «Д» по точкам, а затем напиши их слева от гласных. Прочитай слоги.
4. Обозначь место звуков «Д-ДЬ» в прямоугольнике под каждым предметом, используя условные обозначения.
1. Раскрась только те предметы, названия которых начинается с буквы Т.
2. Допиши слова. Составь схему к слову.
|
Е |
Л |
Е |
Г |
А |
|
|
Р |
А |
К |
|
О |
Р |
|
С |
А |
Л |
А |
|
Обведи в домиках буквы «Т» по точкам, а затем напиши их слева от гласных. Прочитай слоги.
4. Обозначь место звуков «Т-ТЬ» в прямоугольнике под каждым предметом, используя условные обозначения.
1. Назови первый звук в названии нарисованных предметов. Запиши первый звук в названии нарисованных предметов. («Д», «Т».) Под каждой картинкой напиши букву соответственно звучанию первого звука в её названии.
2. Допиши слова. Под каждой буквой закрась квадрат соответственно звучанию первого звука в её названии.
Р |
А |
К |
Е |
|
А |
|
У |
|
О |
Ч |
К |
А |
|
И |
В |
А |
Н |
|
|
И |
Г |
Р |
Обведи в домиках буквы «Г», «К» по точкам, а затем напиши их слева от гласных. Прочитай слоги.
4.. Прочитай предложение. Назови первое слово, второе, третье.
КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО.
1. Назови первый звук в названии нарисованных предметов. Под каждой картинкой закрась квадрат соответственно звучанию первого звука в её названии.
|
|
|
|
|
2. Допиши слова. Составь схему к слову.
|
Е |
Т |
К |
А |
|
|
Е |
Д |
Р |
О |
|
К |
О |
Р |
О |
|
А |
Обведи в домиках буквы «В» по точкам, а затем напиши их слева от гласных. Прочитай слоги.
4. Выбери предметы в названии которых есть твёрдый или мягкий звук В и соедини стрелочкой с буквой.
В
1. Назови первый звук в названии нарисованных предметов. Под каждой картинкой закрась квадрат соответственно звучанию первого звука в её названии.
|
|
|
|
||
|
2. Допиши слова. Составь схему к слову.
|
И |
К |
У |
С |
|
Ж |
И |
Р |
А |
|
|
Б |
У |
|
Е |
Т |
Обведи в домиках буквы «Ф» по точкам, а затем напиши их слева от гласных. Прочитай слоги.
4. Выбери предметы в названии которых есть твёрдый или мягкий звук Ф и соедини стрелочкой с буквой.
Ф
1. арисованных предметов («В», «Ф»), Обведи предметы в
кружок, зачеркни лишний. Под каждой картинкой напиши букву соответственно звучанию первого звука в её названии.
|
2. Вставь пропущенные буквы. Обозначь место звуков «В-ВЬ», «Ф-ФЬ» в прямоугольнике под каждым предметом, используя условные обозначения.
|
Е |
Т |
К |
А |
|
К |
О |
Р |
О |
|
А |
К |
О |
Н |
|
Е |
Т |
А |
|
Ш |
А |
Р |
|
Обведи в домиках буквы «В», «Ф» по точкам, а затем напиши их слева от гласных.
Прочитай слоги.
4. Напиши названия нарисованных предметов. Гласные пиши красным карандашом, твёрдые согласные — синим, мягкие согласные — зелёным.
1. арисованных предметов. Под каждой картинкой закрась квадрат соответственно звучанию первого звука в её названии.
|
2. Допиши слова. Составь схему к слову.
|
Е |
Р |
К |
А |
Л |
О |
|
|
О |
Н |
Т |
|
|
Е |
М |
Л |
Я |
Обведи в домиках буквы «З» по точкам, а затем напиши их слева от гласных. Прочитай слоги.
4. Определи место твёрдого или мягкого звука З в слове и раскрась квадрат соответствующим цветом.
1. арисованных предметов. Под каждой картинкой закрась квадрат соответственно звучанию первого звука в её названии.
|
В |
Е |
Ч |
А |
|
Р |
Ы |
|
Ь |
|
М |
Е |
|
Я |
Ц |
Обведи в домиках буквы «С» по точкам, а затем напиши их слева от гласных. Прочитай слоги.
4. Определи место твёрдого или мягкого звука «С» в слове и раскрась квадрат соответствующим цветом.
1. арисованных предметов («З», «С».), Обведи предметы в
кружок. Под каждой картинкой напиши букву соответственно звучанию первого звука в её названии.
|
|
|
2. Вставь пропущенные буквы. Обозначь место звуков «З-ЗЬ», «С-СЬ» в прямоугольнике под каждым предметом, используя условные обозначения.
|
Е |
Т |
К |
А |
|
М |
А |
|
К |
А |
|
Т |
Р |
А |
У |
|
|
К |
О |
|
Ё |
Л |
Обведи в домиках буквы «З», «С» по точкам, а затем напиши их слева от гласных.
Прочитай слоги.
4. Напиши в пустых клетках недостающий слог.
|
|
|
|
1. арисованных предметов. Под каждой картинкой напиши букву соответственно звучанию первого звука в её названии.
3. Составь слоги, напиши их в клеточках и прочитай.
|
Н |
Т |
К |
С |
Р |
Л |
В |
А |
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
У |
|
|
|
|
|
|
|
Э |
|
|
|
|
|
|
|
Ы |
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
4.Раскрась картинку в соответствии с буквами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.