ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»
г. Тюмень
Рабочая тетрадь по внеаудиторной работе со студентами
«Психологическое здоровье»
Ф.И. студента
Группа, курс
Учась в колледже, студенты сталкиваются со многими вызовами жизни. Есть такие вопросы, на которые сложно найти ответы, это вопросы о наших эмоциях, чувствах, мыслях, причинах нашего поведения, в тех или иных ситуациях. Часто возникают такие вопросы:
ü Почему одни учатся хорошо, им дается все легко, а у других не получается?
ü Как стать смелым, привлекательным, более уверенным и интеллектуально развитым?
ü Куда пойти работать и как реализоваться в жизнь ?
Ответы на эти вопросы можно получить из цикла внеаудиторных занятий связанных с психологическими занятиями, цель которых – познать себя, свою личность, свое «Я», стать успешным, с мотивировать себя на развитие своих способностей и в будущем найти свое предназначение в жизни. Психологические занятия помогают студентам не только в учебе, но и в общении со сверстниками и окружающими их людьми, научиться лучше себя понимать, и максимально адаптироваться в колледже.
Фамилия, Имя, Отчество…………………………………………………………….
Как обычно вас называют ваши друзья…………………………………………...............
Как ласково вас называют родители………………………………………………….........
Твой девиз:…………………………………………………………………………………...
2. Перед тобой лесная школа. Ученики в ней — лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Возьмите коричневый карандаш (фломастер) и раскрасьте ствол и ветки дерева. А теперь возьмите красный карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Теперь возьмите зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.
3. «Человечек настроения».
Выберите и дорисуйте человечку лицо, которое отражает в данный момент ваше настроение.
1. Работа с карточками эмоций. Выбери карточку с той эмоцией, которая соответствует твоему настроению. Постарайся представить эмоцию с помощью мимики и жестов, так чтобы остальные поняли и назвали эмоцию.
2. «Какой я?». Положи свою ладошку на лист тетради и обведи ее. На каждом пальчике напиши свое положительное качество характера.
4.
Определите свое состояние, чувство, после нашего занятия.
1. «Мои сильные стороны»
Впишите в ромашку все ваши сильные стороны, то, что вы цените и любите в себе, что помогает вам в сложных ситуациях. Обсудите.
2. «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем». Вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем — какой ты сейчас, затем — каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными карандашами, фломастерами).
3. «Моя Вселенная». Нарисуйте в центре листа солнце, т.е. солнышко -это вы сами. Ведь вы в действительности являетесь солнышком в жизни близких вам людей, согреваете их теплом, лаской, дарите радость. Нарисуйте в пространстве Вселенной – планеты. Планеты – это значимые для вас люди. Назовите планеты их именами. Это могут быть родители, близкие родственники, друзья, т.е. все те, кого вы любите, уважаете, кем гордитесь, восхищаетесь. - На карте Вселенной обозначьте звездочками наиболее яркие впечатления, которые оставили в вашей душе неизгладимый след. Это могут быть радостные события, праздники, любимые занятия, любимые города, путешествия. - Изобразите в пространстве Вселенной облака, тучи, туманности, иначе говоря, ваши проблемы, которые нужно решить. Это даже могут быть какие-то планы на будущее, мечты, так как они тоже требуют решения.
4. «Звездопад»
Выберите ту звездочку, цвет которой совпадает с вашим настроением.
|
|
|
|
|
|
|
|
1. «Нарисуй двумя руками». Давай попробуем в воздухе нарисовать линии двумя руками. А теперь возьми два карандаша в левую руку и правую и постарайся обвести по контуру одновременно эти линии двумя руками.
А теперь обведи по контуру бабочку двумя руками. После выполнения раскрась бабочку цветными карандашами.
2. «Мой тип восприятия». Ответьте на вопросы, закрасьте тот вариант ответа, который подходит вам больше всего.
№ |
Вопросы |
Никогда |
Иногда |
Часто |
Всегда |
1 |
Я запоминаю материал лучше, когда записываю его |
0 |
1 |
2 |
3 |
2 |
Читая, я для запоминания подчеркиваю |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
Посторонние шумы раздражают меня во время занятий |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Я пользуюсь цветными пастами, карандашами для выделения главного, необходимого материала |
0 |
1 |
2 |
3 |
5 |
Чтобы понять, о чем говорит человек, мне необходимо смотреть ему в глаза |
0 |
1 |
2 |
3 |
6 |
Я люблю учиться и думать под музыку |
0 |
1 |
2 |
3 |
7 |
Я легко распознаю людей по голосам |
0 |
1 |
2 |
3 |
8 |
Включая телевизор, я больше слушаю, чем смотрю |
0 |
1 |
2 |
3 |
9 |
У меня очень хорошая память на однажды услышанный анекдот, шутку |
0 |
1 |
2 |
3 |
10 |
Я лучше запоминаю, когда мне рассказывают, а не когда я сам читаю |
0 |
1 |
2 |
3 |
11 |
Когда я читаю про себя, я шевелю губами |
0 |
1 |
2 |
3 |
12 |
Я начинаю нервничать, если долго остаюсь без движения |
0 |
1 |
2 |
3 |
13 |
При разговоре с человеком я прикасаюсь к нему |
0 |
1 |
2 |
3 |
14 |
Когда я нервничаю, я тереблю свои волосы или уши |
0 |
1 |
2 |
3 |
15 |
Во время занятий, работы мне необходимы частые перерывы |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Мой тип модальности (восприятия)
3. "Сейчас мы проверим уровень развития твоей памяти. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
4.
Внимательно слушайте и выполняйте мои команды. Перед вами игровое поле, по которому вы
будете совершать полет вместе с бабочкой. Начинайте с клеточки, где она располагается, и следуйте в том направлении, в котором будет лететь бабочка. В конце задания, в каком квадрате остановитесь, нарисуйте бабочку.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время выполнения задания ограниченно. Внимательно просматривайте
РОЛДВАКМИТЬЛОБЬОТЛПРОЛДНВАКМИТЬЛОБЬОТЛИРППТАРО ПОЛВДЮЖГРНЕУЦЧВВЫФИПОЛВДЮГРНЕУЦЧВВЫФИТГАЕКРГ ЧЫВАСМИТОЛГРВВАТИХИРЧЫВАСМИТОЛГРВВАТИХИРССАВЛ УЕНОЛГОРИТПАВАУСМРННУЕНОЛГОРИТПАВАУСМРННОЛДЗВ МПИТНЕАОТАИРАМСРТОЛАМПИТНЕАОТАИРАМСРТОЛЭХШИП ВАПМПИВСТРЕНОТЛГКВУШВАПМПИВСТРЕНОТЛГКВУШМАВП МИТОЛГШНЕВЭРИМАСВЕАНМИТОЛГШНЕВЭРИМАСВЕАПРОЛА ОЬЛШГНАПИМРЕПОМАРСВВМИТОЛГШНЕВЭРИМАСВЕАСТЕЛЛ ВМИРИМПЕРСМИТЬОЛГМАТВМИРИМПЕРСМИТЬОЛГМАБОРУЦ ПИМВСМИРПИВМИРТИАВУППИМВСМИРПИВМИРТИАВОЧАВЖ ВСМИТОРЬЛАБЛШОГОНЕАШ ВСМИТОРЬЛАБЛШОГОНЕАМИТЩ ЧЕНОГЛДБТИАСМВАИТОЛБДЧЕНОГЛДБТИАСМВАИТОЛУВАЕФ ВУЕПРНГОЛТИАМСВЧСВАЕРВУЕПРНГОЛТИАМСВЧСВАВАПЕЩ РОТЛЬБДШГНТИМСАВЧУРИТЧЕНОГЛДБТИАСМВАИТОЛВАПНШ СМИТОЛДБАИСВЧЫМСИТОЛСМИТОРЬЛАБЛШОГОНЕАРСАКТМ
3. Упражнение «Письмо себе, любимому»
Сейчас ты напишешь письмо самому близкому тебе человеку. Кто самый близкий тебе человек? Напишите кратко письмо самому себе.
В жизни мы часто сталкиваемся с различными трудностями, проблемами, что-то хотим изменить в себе. Выбросите (впишите) в это мусорное ведро все то, что вас очень сильно беспокоит в последнее время.
2. « Светофор самочувствия». Выберите один из вариантов ответа: После занятия я чувствую себя:
Грустно и печально |
|
Спокойно |
|
Восторженно и жизнерадостно |
|
1. «Тест темперамента (изучение типа темперамента»). Сегодня на занятии мы с вами
познакомимся |
с |
типами темперамента. |
Ответьте, пожалуйста, |
на |
предлагаемые |
ниже |
вопросы: |
|
Да «+» |
Нет «---« |
|
|
|
1 |
В жизни и учебе я стремлюсь к первенству, люблю соперничать и рисковать |
|
2 |
Обычно я молчалив, не люблю болтать попусту |
|
3 |
В общении с ребятами я стеснителен и застенчив |
|
4 |
Во время контрольной работы я обычно спокоен и уравновешен |
|
5 |
Иногда я волнуюсь так, что не могу усидеть на месте? |
|
6 |
Я лучше почитаю, дома, чем пойду общаться с ребятами на улицу? |
|
7 |
Я очень смущаюсь, когда хочу познакомиться с симпатичным мне человеком противоположного пола |
|
8 |
Я не могу долго сердиться на человека, который меня обидел |
|
9 |
Когда кто-то на меня из ребят кричит, я кричу им в ответ. |
|
10 |
Я всегда выполняю свои обещания, даже если мне трудно это сделать |
|
11 |
Я очень сильно переживаю даже незначительную ссору с друзьями |
|
12 |
Если дело перестает мне нравиться, я его бросаю и начинаю другое |
|
13 |
Нередко при общении с одноклассниками, я могу обидеть их как словесно, так и физически |
|
14 |
В школе и дома у меня есть четкий распорядок дел, которые я всегда выполняю тщательно и аккуратно |
|
15 |
Перед любым важным для меня делом, я очень сильно нервничаю и переживаю |
|
16 |
Неудачи и неприятности меня очень редко расстраивают |
|
17 |
Когда мне указывают на мои недостатки или ошибки, я резко реагирую на это, даже могу нагрубить |
|
18 |
Я очень люблю оставаться подолгу один |
|
19 |
Меня очень легко обидеть, довести до слез |
|
20 |
При общении с друзьями я часто выступаю в роли развлекателя, могу без особого труда внести оживление в скучную компанию |
|
2. «Рисунок человечка из геометрических фигур». Нарисуйте, пожалуйста, фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности.
Самые близкие люди в моей жизни, это………………………………………...
Когда я вырасту, я хочу жить в…………………………………………………..
Когда я повзрослею, то стану……………………………………………………..
Когда я злюсь, я похож(а) на…………………………….......................................
Когда я грущу, я похож(а) на……………………………………………………...
Когда я радуюсь, я похож(а) на……………………………...................................
Я горжусь собой потому, что……………………………………………………...
Заполните таблицу. Раскрасьте дни недели и время суток цветными карандашами: красным цветом закрасьте то время, которое совпадает с большей нагрузкой для вас, желтым цветом, то которое совпадает со средней нагрузкой, зеленым – с отдыхом и развлечениями. Данная таблица покажет правильность распределения ваших сил в течение недели и каждого дня.
Большая нагрузка Небольшая нагрузка Отдых и развлечение
|
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресенье |
утро |
|
|
|
|
|
|
|
день |
|
|
|
|
|
|
|
вечер |
|
|
|
|
|
|
|
Вспомните все ваши качества. Каких качеств у вас в избытке, а каких не хватает? Подумайте, какое качество, которое есть у вас, вы бы могли отдать тому, у которого, на ваш взгляд, такого качества нет, и оно могло бы ему пригодиться. При этом взамен взять у него то качество, которое, как вы считаете, у него в избытке, а у вас, на ваш взгляд, его не хватает. Запишите в таблицу.
№ |
Имя одноклассника |
Дарю ему свое качество |
Попрошу у него качество |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
10 |
|
|
|
5.
Выберите то погодное условие, которое в большей мере похоже сейчас на ваше настроение.
ÕÖ × Ø ÛÜÝ
Вам предлагается опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво. Здесь нет хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если
вы согласны с утверждением, которое зачитывает учитель, то под номером этого вопроса поставьте «+», если нет – «- ».
1 |
11 |
21 |
31 |
41 |
51 |
2 |
12 |
22 |
32 |
42 |
52 |
3 |
13 |
23 |
33 |
43 |
53 |
4 |
14 |
24 |
34 |
44 |
54 |
5 |
15 |
25 |
35 |
45 |
55 |
6 |
16 |
26 |
36 |
46 |
56 |
7 |
17 |
27 |
37 |
47 |
57 |
8 |
18 |
28 |
38 |
48 |
58 |
9 |
19 |
29 |
39 |
49 |
|
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
3. «Человек под дождем»
4. «Цветные слова». Запишите в каждом цветном листочке то слово, которое предъявлялось с данным цветом вам ранее.
5. «Оценка для занятия»
Закрасьте ту оценку, которую на ваш взгляд заслуживает наше занятие.
Если вы правильно выполните все команды, у вас получится изображение животного. Начинайте движение от точки.
4 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх вправо наискосок, 1 вниз, 1 вверх вправо наискосок, 1 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 12 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх,
1 влево,1 вверх,1 влево,3 вниз, 2 влево,1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1
вправо, 1 вверх, 6 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1
вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 5 влево, 2 вверх.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что получилось? Это
|
|
1. «Мандала». Сегодня мы с вами познакомимся с одним из методов арт-терапии: мандало- терапия. Мандала-это круг. «Закройте глаза и сосредоточьтесь на внутренних образах. Перед вами как на экране всплывают разные образы. Постарайтесь лучше вглядеться в эти образы и запомнить их. Кто уже увидел образы, может открыть глаза и начинать рисовать свою
2. «Весы самочувствия»
Определите, какое из состояний сейчас у вас перевешивает: спокойствие, расслабленность или напряженность, скованность. Разложите ваши состояния по чашам весов.
«Залатайте коврики». Перед вами коврики. У каждого из них внизу располагаются заплаточки. Изучите внимательно каждый, определите, какая из нижерасположенных заплаток больше всего подходит к просматриваемому коврику. Выделите ее. Результаты запиши в бланк ответов.
12 занятие. «Мой выбор».
1. «Чемодан ценностей». Представьте, что мы отправляемся в далекое путешествие. Вам необходимо взять с собой 8 самых важных и нужных вам в жизни ценностей (людей, вещей, понятий). Запишите, что вы возьмете с собой.
Нарисуйте в центре главную тему вашей карты (в нашем случае «Моя цель») Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы. На каждой из ветвей напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними
4. «Знаете ли вы себя?». Оцените ваши знания о себе по пятибалльной системе. «5» - ставится за отличное знание о себе, «1» - за его отсутствие. Подсчитайте сумму выбранных вами оценок- это уровень ваших знаний о себе.
Я знаю свой тип темперамента |
5 4 3 2 1 |
Не знаю |
Я знаю особенности своих органов чувств |
5 4 3 2 1 |
Не знаю |
Я знаю, какое у меня внимание и мышление |
5 4 3 2 1 |
Не знаю |
Я знаю, какая у меня память |
5 4 3 2 1 |
Не знаю |
Я знаю, как справится с плохими переживаниями |
5 4 3 2 1 |
Не знаю |
Я знаю свой характер |
5 4 3 2 1 |
Не знаю |
Я знаю особенности дружеских взаимоотношений |
5 4 3 2 1 |
Не знаю |
Я знаю свои достоинства и недостатки |
5 4 3 2 1 |
Не знаю |
Я знаю свои трудности и проблемы |
5 4 3 2 1 |
Не знаю |
Я знаю особенности своего поведения |
5 4 3 2 1 |
Не знаю |
УРОВЕНЬ ЗНАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СВОЕГО «Я» |
|
Вернитесь к нашим первым занятиям. Сравните, какой уровень знаний особенностей своего «Я» у вас был тогда, и какой, стал сейчас? Изменился ли он? В какую сторону?
Пожелания
Напишите, пожалуйста, в лучиках звездочки небольшие добрые пожелания себе, друзьям, родителям, учителю, психологу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.