Уважаемые педагоги!
Рабочая тетрадь состоит из двусторонних страниц и обложки. Можно соединять обложку и произвольное число страничек (начиная с одной).
Основная цель: дать детям представление о величине предметов.
Основные задачи:
ü учить сравнивать предметы по размеру, длине, ширине, высоте;
ü учить сравнивать предметы способом приложения (приставления), на глаз, наложения;
ü учить манипулировать предметами;
ü формировать общения «взрослый – ребёнок»;
ü формировать средства общения, доступные детям с ГУО и ТМНР;
Расширение представления ребёнка о величине предметов происходит в следующей последовательности:
1. Различение и сравнение предметов по размеру «Большой - маленький».
2. Различение и сравнение предметов по длине «Длинный – короткий».
3. Различение и сравнение предметов по высоте «Высокий – низкий».
4. Различение и сравнение предметов по ширине «Широкий – узкий».
Тетрадь рекомендуется использовать в индивидуальной работе или с малой подгруппой. Тетрадь предназначена для обучающихся с ГУО и ТМНР 2 – 4 классов, не владеющих вербальной речью. Возрастная зависимость носит рекомендательный характер.
Новизна данной тетради состоит в том, что ребёнку предлагается не только смотреть на картинки, но и действовать с ними разными способами. Такой интерактивный и деятельностный подход способствует лучшему запоминанию и усвоению материала.
Упражнение «Разложи кубики». Посмотри, перед тобой две корзинки: большая и маленькая. Где большая корзинка? Покажи. Где маленькая корзинка? Покажи. Положи большие кубики в большую корзинку, а маленькие кубики в маленькую корзинку.
Упражнение «Построй башню». Возьми из корзинки кубики и построй башню. Сначала строим из маленьких кубиков. Поставь кубик. Поставь на него еще кубик. (Педагог помогает строить башню ребенку приемом «рука в руке»). Сейчас строим из больших кубиков. Возьми из корзинки большой кубик. Поставь кубик. Поставь на него еще кубик. Где большая башня? Покажи. Где маленькая башня? Покажи. Можно применить понятия: «выше - ниже», «высокая - низкая».
Упражнение «Расставь матрешек по местам». Поставь большие матрешки на верхнюю полку, а маленькие матрешки – на нижнюю.
Упражнение «Составь матрешку». Составь матрешку из двух половинок. Где большая матрешка? Покажи. Где маленькая матрешка?
Покажи.
Упражнение «Раздай игрушки». Где мишка? Покажи. Где кукла? Покажи. Дай мишке большой мяч. Дай кукле маленький мяч.
Дай мишке маленькую машинку. Дай кукле большую машинку. Какая машинка у мишки? Маленькая. Какая машинка у куклы? Большая.
Какой мяч у куклы? Маленький. Какой мяч у мишки? Большой.
Упражнение «Раздай предметы». Где мишка? Покажи. Где кукла? Покажи. Дай мишке короткую ленту. Дай кукле длинную ленту.
Дай мишке длинный карандаш. Дай кукле короткий карандаш. Какая лента у мишки? Короткая. Какая лента у куклы? Длинная.
Какой карандаш у куклы? Короткий. Какой карандаш у мишки? Длинный.
Упражнение «Раскрась карандаши». Посмотри, это карандаши. Где длинный карандаш? Покажи. Где короткий карандаш? Покажи.
Раскрась длинные карандаши красным цветом. Раскрась короткие карандаши синим цветом.
Упражнение «Раскрась ленточки». Посмотри, это ленточки. Где длинная ленточка? Покажи. Где короткая ленточка? Покажи.
Раскрась длинную ленточку зеленым цветом. Раскрась короткую ленточку желтым цветом.
Упражнение «Разложи карандаши». Посмотри, это коробка для карандашей. Где длинная коробка? Покажи. Где короткая коробка? Покажи.
Длинные карандаши положи в длинную коробку. Короткие карандаши положи в короткую коробку.
Упражнение «Посади игрушки в поезд». Где длинный поезд? Покажи. Где короткий поезд? Покажи. Посади в длинный поезд мишку и куклу. Посади в короткий поезд матрешку.
Упражнение «Раскрась коврики». Где длинный коврик? Покажи. Где короткий коврик? Покажи. На коротком коврике раскрась только круги. На длинном коврике раскрась только квадраты.
Упражнение «Посади игрушки на диван». Где широкий диван? Покажи. Где узкий диван? Покажи. Посади на широкий диван мишку. Посади на узкий диван куклу. ( 2 вариант задания: Посади на широкий диван большого мишку (куклу). Посади на узкий диван маленького мишку (куклу).
Упражнение «Проведи машинки по дорожке». Где широкая дорожка? Покажи. Где узкая дорожка? Покажи. Проведи синюю машинку по широкой дорожке. Проведи красную машинку по узкой дорожке. ( В упражнении можно менять цвет машинок, проводить по дорожкам игрушечные машинки).
Упражнение «Нарисуй полоски». Где широкий шарфик? Покажи. Где узкий шарфик? Покажи. Нарисуй на шарфиках полоски. На широком шарфике широкие, на узком – узкие.
Упражнение «Раскрась платье». Посмотри это девочки. (Жест). Где самая высокая девочка? Покажи. Где самая низкая девочка? Покажи. Раскрась у самой высокой девочки платье синим цветом, у самой низкой - желтым.
Упражнение «Раскрась картинку». Здесь нарисованы дома и деревья. Где высокий дом? Покажи. Где низкий дом? Покажи. Раскрась у высокого дома крышу синим цветом, у низкого - зеленым. Раскрась окно у низкого дома красным цветом, а окна у высокого дома – жёлтым. Покажи высокое дерево, низкое дерево. Раскрась высокое дерево зеленым цветом, а низкое дерево жёлтым цветом. Нарисуй к высокому дому широкую (узкую) дорожку, а к низкому дому узкую (широкую) дорожку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.