Представлена рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Преодолевая трудности общения» для второго года обучения. Программа имеет социально-педагогическое направление и предназначена для обучения детей 11-16 лет.
Особенность программы состоит в том, что она предполагает проводить занятия в разновозрастных группах. Это позволяет практически, а не только теоретически преодолевать трудности общения, решать проблемы коммуникации и взаимопомощи.Особенность программы состоит в том, что она предполагает проводить занятия в разновозрастных группах. Это позволяет практически, а не только теоретически преодолевать трудности общения, решать проблемы коммуникации и взаимопомощи.
1
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа
«Преодолевая трудности общения»
Второй год обучения
Составитель программы:
Шайдурова Валентина Федоровна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ «Школа №106»
Санкт Петербург
Краткое писание:
Представлена рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Преодолевая
трудности общения» для второго года обучения. Программа имеет социально
педагогическое направление и предназначена для обучения детей 1116 лет.
12
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом требований федеральных государственных
стандартов второго поколения (ФГОС НОО 2011г.) и соответствует возрастным и
психологическим особенностям школьников.
Направление дополнительной общеобразовательной программы «Преодолевая
трудности общения» социальнопедагогическое и предназначено для детей 1116 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Концепция программы: курс дополнительной общеобразовательной программы
«Преодолевая трудности общения» состоит в том, что при обучении по этой программе
решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и
воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности, а также с
формированием понимания того, что английский язык – средство межнационального
общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в
поликультурном обществе.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она
позволяет устранить противоречия между требованиями общеобразовательной программы
и потребностями учащихся в общении на иностранном языке с использованием
дополнительного языкового материала и применении полученных знаний на практике;
условиями работы в классноурочной системе преподавания и потребностями учащихся
реализовать свой творческий потенциал.
Концептуальная новизна курса.
группы для занятий – разновозрастные (возраст детей от 11 до 16 лет), что
позволяет практически, а не только теоретически преодолевать трудности общения,
решать проблемы коммуникации и взаимопомощи;
социальнокультурное направление посвящено занятиям в Клубе
Интернациональных Встреч (КИВ), где создаются реальные ситуации для общения с
иноязычными представителями разных стран, что позволяет обучающимся не только
получать информацию об окружающем мире, законах общества, но и учиться жить в этом
мире, строить свои отношения и реализовывать творческие проекты в различных сферах
деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности
обусловлена важностью
создания условий для всесторонего развития личности ребенка, его неповторимой
индивидуальности;
гуманизации воспитательнообразовательной работы с детьми;
учета психологических и возрастных особенностях развития школьников;
формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые
необходимы для успешного интеллектуального и духовного развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных и универсальных учебных
умений, творческих способностей
обучающихся, необходимых для дальнейшей
самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя,
преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Цели, которые будут достигнуты в ходе реализации программы:
23
воспитательные воспитание нравственных качеств личности обучающихся,
волевой саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных
культур, чувства патриотизма;
образовательные
формирование у учащихся социальных умений с
использованием английского языка, изучение культуры сверстников из других стран,
знакомство с соответствующим возрасту зарубежным фольклором и детской
художественной литературой, расширение кругозора и развитие межкультурных
представлений; формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в
устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение, письмо )видах речевой
деятельности;
развивающие развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных
умений обучающихся, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной
мотивации в изучении английского языка и расширение познавательных интересов;
развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических
способностей, творческого воображения .
Задачи для реализации этих целей:
формировать у обучающихся отношение к иностранному языку как средству
межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто
говорит и пишет на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности
через устное общение, чтение, слушание и письменную речь; мотивировать школьников к
изучению иностранных языков с целью расширения возможностей их межкультурного
общения;
развивать на доступном уровне системные языковые представления обучающихся
об изучаемом языке, его функционировании в устной и письменной речи, расширяя
лингвистический кругозор учащихся и обеспечивая усвоение лексикограмматических
средств для успешной коммуникации; отрабатывать дикцию, интонацию,выразительность
речи, культуру речевого общения;
создавать педагогические условия для приобщения обучающихся к новому для них
миру общения на изучаемом языке, преодоления языкового и культурного барьера и
формирования мотивации овладения новыми коммуникативносоциальными умениями;
создавать ситуации активного использования иностранного языка;
создавать условия для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему
мировой и отечественной культур; увлечь школьников процессом познания мира как
альтернативным видом организации досуга;
воспитывать качества личности, их нравственноценностную ориентацию;
эмоциональночувственную сферу, а также познавательные способности, мышление и
творчество в ходе овладения языковыми знаниями на коммуникативной основе; развивать
двигательные способности детей через драматизацию; осознанного мотивированного
отношения к изучению иностранного языка, толерантности по отношению к своим
сверстникам за рубежом, потребности в практическом использовании английского языка;
включать школьников в новый для них социальнокоммуникативный опыт
средствами обучающей игры, драматизации, фольклора, музыки, моделирования
жизненных ситуаций, обсуждения доступных возрасту проблем, учебного сотрудничества и
проектной деятельности;
обучать школьников универсальным познавательным стратегиям и способам
работы с различными источниками, мультимедийными приложениями, учебной
34
информацией в сети Интернет, символикографической репрезентацией знаний, а также
учебному сотрудничеству.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся по
Модулю 2 «Как преодолеть трудности при дистанционном общении с друзьями»
Методическое обеспечение программы. Педагогические технологии:
технология деятельностного метода, которая ориентируется на личность ученика;
технология проблемного обучения
технология исследовательской деятельности;
технология проектной деятельности;
технология групповой работы;
здоровьесберегающие технологии;
информационные технологии
Формы занятий:
информационнопрактические: урокилекции, урокибеседы, дискуссии, семинары
практикумы;
интерактивные: практические и тренинговые занятия, ролевые и коммуникативные
игры;
обучение через опыт и сотрудничество; просмотр видеофильмов, обсуждение;
психодиагностические: тестирование, анкетирование;
ведение предметной тетради, личного дневника, словаря терминов;
переписка по электронной почте;
очные и заочные путешествия по СанктПетербургу, России и англоговорящим
странам; викторины и конкурсы по страноведческому материалу;
шоу (дискуссии);
подготовка гидовпереводчиков для проведения экскурсий по школе и городу;
подготовка и проведение конференций/дискуссий в Клубе Интернациональных
Встреч; участие в международных проектах.
Формы организации деятельности учащихся: групповые, индивидуально –
групповые, коллективные.
Режим занятий: 4 часа в неделю.
Ожидаемые результаты и способы их проверки анкетирование, самоанализ,
самооценка
К концу 2 года обучения обучающийся знает правила и принципы международного
этикета, особенности поведения и общения с представителями различных культур. Умеет
разрешать проблемы общения с помощью открытого общения и других техник.
Умеет писать SMS сообщения на английском языке, вести переписку по
электронной почте и беседовать по Skype с английскими и американскими друзьями.
Умеет создавать проектные работы в формате мультимедийной презентации с
анализом дистанционного общения с друзьями.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
экскурсии по школе и городу для англоговорящих гостей ;
международные проекты и акции;
учебноисследовательские конференции.
45
Учебнотематический план
Модуль 2. Как преодолеть трудности при дистанционном общении с друзьями
2 –й год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Национальные особенности общения.
Особенности письменного общения
Особенности личного общения
Особенности общения по телефону и
Skype
36
32
44
30
Итого
144
10
8
12
10
38
26
24
32
20
106
Содержание программы
2й год обучения
Модуль 2. Как преодолеть трудности при дистанционном общении с друзьями
Тема 1. Национальные особенности общения
Диагностика. Лекции, беседы по страноведению и культуре общения на английском языке.
Правила и принципы международного этикета. Особенности поведения и общения с
представителями различных культур. Этикет различных стран мира. Различия британского
и американского вариантов английского языка. Анализ собственных стереотипов и
трудностей в общении.
Интерактивный тренинг межкультурных коммуникаций. Токшоу « Проблемы адаптации в
иной культурной среде». Викторины и конкурсы по страноведческому материалу.
Обсуждение притчи о проблемах общения. Создание мультимедийной презентации о
стереотипах, об особенностях поведения и общения в различных культурах.
Тема 2. Особенности письменного общения
Правила написания SMS, в том числе на английском языке. Личные письма. Заполнение
анкет и опросников (доведение до автоматизма умений, полученных на уроках). Деловая
переписка. Переписка по электронной почте.
Тема 3. Особенности личного общения
56
Каналы и средства общения (невербальные и вербальные). Технология открытого общения:
понимание чувств и желаний своих и собеседника, открытое выражение желаний и чувств.
Правила бесконфликтного общения двух человек. Искажение общения, психологические
игры и манипуляции. Разрешение конфликта:
восстановительная медиация, или
посредничество в решении конфликтных ситуаций. Тренинги по выработке стратегий
речевого поведения в разных ситуациях при личном общении.
Лекции, беседы по страноведению и культуре общения на английском языке. Сюжетные
игровые ситуации, тренирующие спонтанную речь на английском языке. Обсуждение
притчи о проблемах общения. Драматизация притчи. Тренинги по воспитанию культуры и
отработке как техники так и выразительности речи.
Тема 4. Особенности общения по телефону и Skype
Инструкции для международной связи. Телефонная терминология. Голосовое сообщение.
Типичные деловые и личные разговоры по телефону. Образцы телефонов
из
художественных произведений британских и американских писателей. Правила общения по
Skype. Переписка по электронной почте, телефону, общение по Skype с друзьями из
Англии и США. Рефлексия: что мы узнали и чему научились. Диагностика.
Учебнокалендарный план
Модуль 2. Как преодолеть трудности при дистанционном общении с друзьями
2–й год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Национальные особенности общения
Особенности письменного общения
Особенности личного общения
Особенности общения по телефону и
Skype
36
32
44
32
Итого
144
14
10
12
8
38
22
22
32
24
106
Планирование занятий
№п\п Дата
Тема занятия
Колво часов
Формы занятий
12
1.09
3.09
Тема1. Национальные
особенности общения.
Диагностика.
Культура общения
на английском языке.
теория практика
2
2
Диагностичекая работа:
тестирование,
анкетирование.
Лекция, беседа
62
2
2
2
2
2
34.
8.09
10.09
Правила и принципы
международного этикета
56.
15.09
17.09
78.
22.09
24.09
Этикет различных стран
мира.
Особенности поведения
и общения с
представителями
различных культур.
910.
29.09
1.10
Различия британского и
американского
вариантов английского
языка.
11.
6.10 Обсуждение притчи о
проблемах
самопознания.
1213.
8.01
13.10
Анализ собственных
стереотипов и
трудностей в общении.
14.
15.10 Социальные связи:
конференция со
студентами из США
1516.
20.10
22.10
Проектная работа:
создание
мультимедийной
презентации о
стереотипах, об
особенностях поведения
и общения в различных
культурах.
2
2
2
2
2
2
2
2
7
Беседа впарах,группах.
Игры коммуникативные
Беседа в парах, группах.
Игры коммуникативные
Беседа в парах, группах.
Тренинг.
Беседа в парах, группах.
Игры коммуникативные
Тренинг. Обсуждение притчи
о самопознании.
Драматизация притчи.
Беседа. Анкетирование.
Обсуждение в группах.
Экускурсия по школе,
конференция «Особенности
школьного образования в
России и США»
Работа на компьютерах,
ватмане
7
14
2
2
2
2
17
27.10 Презентация проектов
18.
29.10 Диагностика для
определения результатов
и качества
образовательного и
воспитательного
процессов
Всего часов по теме 1
12.
2.11
5.11
Тема 2. Особенности
письменного общения в
разных культурах.
Диагностика
Правила написания
SMS, в том числе на
английском языке
35.
10.11
12.11
17.11
67.
19.11
Правила общения ICQ
24.11
89.
26.11
1.12
Заполнение анкет и
опросников
1011.
3.12
Личные письма
8.12
Переписка по
электронной почте.
1214.
10.12
Деловая переписка.
2
15.12
Переписка по
электронной почте.
2
2
22
2
4
2
2
4
4
8
Просмотр презентаций и
обсуждение
Просмотр презентаций и
обсуждение
36
Диагностичекая работа:
тестирование,
анкетирование. Беседа.
Тренинг. Коммуникативные
игры. Записи в личные
дневники
Беседа, обсуждение в парах,
группах. Коммункативные
игры
Беседа. Тренинг.
Коммуникативные игры
Беседа. Тренинг.
Коммуникативные игры
Беседа. Тренинг. Просмотр
видеофильма, осуждение.
Беседа. Тренинг. Записи в
личные дневники
815.
16.
17.12 Социальные связи:
конференция со
студентами из Китая
22.12 Диагностика для
определения результатов
и качества
образовательного и
воспитательного
процессов
Всего часов по теме 2
10
1.
5.01
Тема3 Особенности
личного общения.
Диагностика.
23.
7.01 Каналы и средства
общения (невербальные
и вербальные).
45
12.01 Технология открытого ,
бесконфликтного
общения. Искажение
общения. Разрешение
конфликта.
67.
14.01
19.01
Культура и отработка
техники и
выразительности речи
89.
21.01
26.01
Страноведение и
культура общения на
английском языке:
«Стратегии речевого
общения: стратегии
намека,
дистанцирования»
2
2
2
2
2
2
22
2
2
2
2
2
9
Экускурсия по школе,
конференция «Особенности
школьного образования в
России и Китае»
Выполнение проверочных и
диагностических работ
32
Диагностичекая работа:
тестирование,
анкетирование. Беседа,
рассказы, обсуждение
жизненных ситуаций
Беседа, дискуссия. Записи в
личные дневники
Беседа, дискуссия. Записи в
личные дневники
Тренинг по воспитанию
культуры и отработке
техники и
выразительности речи
Лекция , беседа. Записи в
личные дневники
Тренинг по использованию
техник стратегий намека,
дистанцирования.
1011.
28.01 Страноведение и
культура общения на
2
2
Лекция, беседа.Просмотр
видеофильма,
92
2.02
1213
4.02
9.02
14.
11.02
английском языке:
«Стратегии речевого
общения: стратегия
поддержания
коммуникативного
контакта»
Страноведение и
культура общения на
английском языке:
«Стратегии речевого
общения: стратегия
коммуникативной
поддержки
собеседника»
Выбор стратегий
речевого поведения в
разных ситуациях при
личном общении.
15
16.02 Тренировка спонтанной
речи на английском
языке. Подготовка
экскурсии по школе на
английском языке.
1617
18.02
23.02
Социальные связи:
конференция со
школьниками из
Великобритании
18.
25.02 Притча о проблемах
общения.
1920.
1.03
3.03
Социальные связи:
конференция со
студентами из США
21
10.03 Подведение итогов встреч
с иностранными гостями
22.
15.03 Диагностика для
определения результатов
и качества
образовательного и
10
обсуждение. Тренинг по
использованию техник
стратегии поддержания
коммуникативного
контакта .
Лекция, беседа.Просмотр
видеофильма,
обсуждение. Тренинг по
использованию техник
стратегии
коммуникативной
поддержки собеседника
Тренинги по выработке
стратегий речевого
поведения.
Сюжетные игровые
ситуации, тренирующие
спонтанную речь на
английском языке
Экускурсия по школе,
конференция «Особенности
школьного образования в
России и Великобритании
Обсуждение притчи о
проблемах общения.
Драматизация притчи.
Экускурсия по школе,
конференция «Школа 21
века: достижения и
проблемы»
Обсуждение успехов,
проблем. Рефлексия
Выполнение проверочных и
диагностических работ
10
2
2
2
4
2
4
2
2воспитательного
процессов
Всего часов по теме 3
1.
29.03 Тема 4. Особенности
общения по телефону и
Skype
12
1
32
1
23.
31.03
5.04
Инструкции для
международной связи
Телефонная
терминология..
4.
7.04
Голосовое сообщение.
56.
12.04
14.04
Социальные связи:
конференция со
школьниками из Эстонии
78.
19.04
21.04
Типичные деловые и
личные разговоры по
телефону
910.
26.04
28.04
Образцы телефонов из
художественных
произведений
британских и
американских
писателей.
1112.
5.05
10.05
телефоных
Образцы
разговоров
из
кинофильмов
1345.
12.05
Общение по Skype.
17.05
2
1
1
1
1
1
2
1
4
3
3
3
3
11
Итого 44
Диагностичекая работа:
тестирование,
анкетирование.
Ролевые игры
Изучение инструкций,
пользование ими. Ролевые
ситуации для использования
терминологии
Изучение инструкций,
пользование ими. Ролевые
ситуации
Экускурсия по школе,
конференция «Особенности
школьной системы в России
и Эстонии»
Тренинг. Ведение записи в
дневнике.
Беседа, обсуждение
ситуаций, коммуникативные
ролевые игры
Обсуждение в группах,
драматизация
Общение по Skype с
друзьями из Англии и
США.
1115.
19.05 Переписка по
16.
24.05
электронной почте, ,
общение по телефону,
Skype с друзьями из
Англии и США.
Рефлексия: что мы узнали
и чему научились.
Диагностика для
определения результатов
и качества
образовательного и
воспитательного
процессов
Всего часов по теме 4
Итого за 2й год обучения
12
2
2
Переписка по электронной
почте, , общение по
телефону, Skype с
друзьями из Англии и
США.
Выполнение проверочных и
диагностических работ,
анкетирование,
тестирование.
8
38
24
106
32
144
Материальнотехническое оснащение программы
1. Компьютер
2. Компьютерные интерактивные программы
3. Мультимедийный проектор, экран
4. Видеокамера для Skype
5. Сканер
6. Принтер
7. Географические карты
8. Дидактические игры
Список литературы для педагога
1. В.М. Бехтерев. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.
2. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. СПб.: Смысл: Питер, 2005.
3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.
СПб.: Питер, 2001.
4. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл: Academia, 2007.
5. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой,
Я. Яноушека. М.: Издво Моск. унта, 1987.
6. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг.М.: Смысл, 2007.
127. Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления // Вопросы
психологии. 1978.
Список литературы для обучающихся
1. М. Гершензон «Баллады о Робин Гуде
2. В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард», «Роб Рой»
3. Джек Лондон. Повести, Рассказы
4. Пантелеев «Республика "Шкид"«, «Пакет»
5. Джейн Остен «Чувство и чувствительность», «Гордость и предубеждение»
6. Марк Твен "Принц и нищий"
7. Харпер Ли "Убить пересмешника"
8. Г. БичерСтоу «Хижина дяди Тома»
9. Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»
10. Дж. Д. Селлинжер «Над пропастью во ржи» и рассказы
11. Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая
публично. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать
беспокоиться и начать жить»
Цифровые образовательные ресурсы
. litru
. ru
1. Электронная библиотека www
2. Журнал «PSYCHOLOGIES» www
. psychologies
3. Блог школьного психолога http://schoolpsycholog.blogspot.com
4. Открытый класс для психологов http://www.openclass.ru
5. Единая коллекция ЦОР http://schoolcollection.edu.ru
6. Интеллектуальная поисковая система www
. ru
. nigma
. ru
13
13