Представлена рабочая программа «Преодолевая трудности общения» (1-й год обучения) для детей 11-16 лет
Цели: формирование у учащихся социальных умений с использованием английского языка.
Задача:формировать у обучающихся отношение к иностранному языку как средству межличностного и межкультурного общения .
Особенности: программа предназначена для разновозрастной группы детей, что позволяет... т на практике учиться преодолевать трудности общенияЦели: формирование у учащихся социальных умений с использованием английского языка.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 106 Приморского района СанктПетербурга
Рассмотрена
Утверждаю
Педагогическим советом
директор ГБОУ школы № 106
ГБОУ школы № 106
__________________________
Стариков Ю.С.
__________________________
(дата, № протокола) __________________________
(дата, № приказа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительная общеобразовательная программа
«Преодолевая трудности общения»
Возраст учащихся от 11 до 16 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Составитель программы:
Шайдурова Валентина Федоровна,
педагог дополнительного образования
1Санкт Петербург
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом требований федеральных государственных
стандартов второго поколения (ФГОС НОО 2011г.) и соответствует возрастным и
психологическим особенностям школьников.
Направление дополнительной общеобразовательной программы «Преодолевая
трудности общения» социальнопедагогическое и предназначено для детей 1116 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Концепция программы: курс дополнительной общеобразовательной программы
«Преодолевая трудности общения» состоит в том, что при обучении по этой программе
решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и
воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности, а также с
формированием понимания того, что английский язык – средство межнационального
общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в
поликультурном обществе.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она
позволяет устранить противоречия между требованиями общеобразовательной программы
и потребностями учащихся в общении на иностранном языке с использованием
дополнительного языкового материала и применении полученных знаний на практике;
условиями работы в классноурочной системе преподавания и потребностями учащихся
реализовать свой творческий потенциал.
Концептуальная новизна курса.
группы для занятий – разновозрастные (возраст детей от 11 до 16 лет), что
позволяет практически, а не только теоретически преодолевать трудности общения,
решать проблемы коммуникации и взаимопомощи;
социальнокультурное направление посвящено занятиям в Клубе
Интернациональных Встреч (КИВ), где создаются реальные ситуации для общения с
иноязычными представителями разных стран, что позволяет обучающимся не только
получать информацию об окружающем мире, законах общества, но и учиться жить в этом
мире, строить свои отношения и реализовывать творческие проекты в различных сферах
деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности
обусловлена важностью
создания условий для всесторонего развития личности ребенка, его неповторимой
индивидуальности;
гуманизации воспитательнообразовательной работы с детьми;
учета психологических и возрастных особенностях развития школьников;
формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые
необходимы для успешного интеллектуального и духовного развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных и универсальных учебных
умений, творческих способностей
обучающихся, необходимых для дальнейшей
самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя,
преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Цели, которые будут достигнуты в ходе реализации программы:
2воспитательные воспитание нравственных качеств личности обучающихся,
волевой саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных
культур, чувства патриотизма;
образовательные
формирование у учащихся социальных умений с
использованием английского языка, изучение культуры сверстников из других стран,
знакомство с соответствующим возрасту зарубежным фольклором и детской
художественной литературой, расширение кругозора и развитие межкультурных
представлений; формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в
устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение, письмо )видах речевой
деятельности;
развивающие развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных
умений обучающихся, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной
мотивации в изучении английского языка и расширение познавательных интересов;
развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических
способностей, творческого воображения .
Задачи для реализации этих целей:
формировать у обучающихся отношение к иностранному языку как средству
межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто
говорит и пишет на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности
через устное общение, чтение, слушание и письменную речь; мотивировать школьников к
изучению иностранных языков с целью расширения возможностей их межкультурного
общения;
развивать на доступном уровне системные языковые представления обучающихся
об изучаемом языке, его функционировании в устной и письменной речи, расширяя
лингвистический кругозор учащихся и обеспечивая усвоение лексикограмматических
средств для успешной коммуникации; отрабатывать дикцию, интонацию,выразительность
речи, культуру речевого общения;
создавать педагогические условия для приобщения обучающихся к новому для них
миру общения на изучаемом языке, преодоления языкового и культурного барьера и
формирования мотивации овладения новыми коммуникативносоциальными умениями;
создавать ситуации активного использования иностранного языка;
создавать условия для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему
мировой и отечественной культур; увлечь школьников процессом познания мира как
альтернативным видом организации досуга;
воспитывать качества личности, их нравственноценностную ориентацию;
эмоциональночувственную сферу, а также познавательные способности, мышление и
творчество в ходе овладения языковыми знаниями на коммуникативной основе; развивать
двигательные способности детей через драматизацию; осознанного мотивированного
отношения к изучению иностранного языка, толерантности по отношению к своим
сверстникам за рубежом, потребности в практическом использовании английского языка;
включать школьников в новый для них социальнокоммуникативный опыт
средствами обучающей игры, драматизации, фольклора, музыки, моделирования
жизненных ситуаций, обсуждения доступных возрасту проблем, учебного сотрудничества и
проектной деятельности;
обучать школьников универсальным познавательным стратегиям и способам
работы с различными источниками, мультимедийными приложениями, учебной
информацией в сети Интернет, символикографической репрезентацией знаний, а также
учебному сотрудничеству.
3Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся по
Модулю 1. «Как преодолеть трудности общения с самим собой и близкими.»
Методическое обеспечение программы. Педагогические технологии:
технология деятельностного метода, которая ориентируется на личность ученика;
технология проблемного обучения
технология исследовательской деятельности;
технология проектной деятельности;
технология групповой работы;
здоровьесберегающие технологии;
информационные технологии
Формы занятий:
информационнопрактические: урокилекции, урокибеседы, дискуссии, семинары
практикумы;
интерактивные: практические и тренинговые занятия, ролевые и коммуникативные
игры;
обучение через опыт и сотрудничество; просмотр видеофильмов, обсуждение;
психодиагностические: тестирование, анкетирование;
ведение предметной тетради, личного дневника, словаря терминов;
переписка по электронной почте;
очные и заочные путешествия по СанктПетербургу, России и англоговорящим
странам; викторины и конкурсы по страноведческому материалу;
шоу (дискуссии);
подготовка гидовпереводчиков для проведения экскурсий по школе и городу;
подготовка и проведение конференций/дискуссий в Клубе Интернациональных
Встреч; участие в международных проектах.
Формы организации деятельности учащихся: групповые, индивидуально –
групповые, коллективные.
Режим занятий: 4 часа в неделю.
В связи с открытием ОДОД ГБОУ школы №106 с 01.01. 2015 годовой объём76
часов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки анкетирование, самоанализ,
самооценка
К концу 1 года обучения обучающийся знает/понимает понятия, которые
заложены в программе (этикет, вежливость, воспитанность т.д). Умеет анализировать свои
достоинства и недостатки. Умеет анализировать свое эмоциональное состояние и может
понять эмоциональное состояние другого человека. Использует в своей речи (с учётом
ситуации общения) изученные формы словесной вежливости. Уместно использует звучание
своего голоса (тембр, темп, громкость) и невербальные средства общения (поза, жесты,
мимика) в речевой практике. Умеет создавать проектные работы
в формате
мультимедийной презентации с анализом своего общения с окружающими.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
экскурсии по школе и городу для англоговорящих гостей ;
международные проекты и акции;
учебноисследовательские конференции.
Учебнотематический план
4Модуль 1. Как преодолеть трудности общения с самим собой и близкими
1 –й год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Познаю себя
Мир моих чувств и эмоций
Круг моего общения
Дружба. Я и мои друзья
36
32
44
32
144
10
8
12
8
38
26
24
32
24
106
Итого
Содержание программы
1й год обучения
Модуль 1. Как преодолеть трудности общения с самим собой и близкими
Тема1. Познаю себя
Диагностика. Знакомство. Мой портрет в лучах солнца . Мои достоинства. Каким я себе
нравлюсь. Мои недостатки. Я глазами других людей. Умею ли я слушать? Умею ли я
сопереживать? Я в различных жизненных ролях. Тестирование. Анкетирование. Ролевые
игры. Тренинги. Создание мультимедийной презентации «Это я!»
Тема 2. Мир моих чувств и эмоций
Понятие «Эмоции». Виды эмоций. Я и мое настроение. Анализ своего эмоционального
состояния. Умение понять эмоциональное состояние другого человека. Положительные
эмоции. Отрицательные эмоции. Способы справиться с негативными эмоциями. Умение
выразить свои эмоции мимикой, словами. Использование звучания своего голоса (тембра,
темпа, громкости) при общении. Саморегуляция. Самоконтроль. Обсуждение притчи о
правильном выражении чувств. Тестирование. Анкетирование. Ролевые игры. Тренинги.
Тема 3. Круг моего общения
Понятие«общение». Виды общения. С кем я люблю общаться и почему. Что помогает
общению. Что мне мешает общению. Некоторые правила общения с людьми (дома, в школе,
в общественных местах). Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. Молчание
как форма общения. Развитие навыков невербального общения (поза, жесты, мимика) в
речевой практике.
Конфликты в общении, формы и способы их разрешения.
Тестирование. Анкетирование. Ролевые игры. Тренинги. Создание мультимедийной
презентации «Это моя семья».
Тема 4. Я и мои друзья
Я и мои друзья. Плохо одному: одиночество – хорошая вещь, но нужен ктото, кому
можно это сказать. Ищу друга. Что значит дружить. Как стать хорошим другом. Что
скрепляет дружбу. Что мешает дружбе. Развитие чувства эмпатии. Повышение уровня
эмпатии. Давая обещанье не шути, дал обещанье – нет назад пути. Важность оказания
поддержки и помощи другому. Обсуждение притчи о проблемах общения. Тестирование.
Анкетирование. Ролевые игры. Тренинги. Рефлексия: что мы узнали и чему научились.
Создание мультимедийной презентации «Я и мои друзья». Диагностика.
Рефлексия: что мы узнали и чему научились. Диагностика.
5В связи с открытием ОДОД в ГБОУ школы №106 с 01.01. 2015 занятия по данной
программе начались с 1 января 2015. Учебнокалендарный план скорректирован.
Годовой объём76 часов.
Учебнокалендарный план
Модуль 1. Как преодолеть трудности общения с самим собой и близкими
1 –й год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Круг моего общения.
Мир моих чувств и эмоций
Круг моего общения
Дружба. Я и мои друзья
Итого
Планирование занятий
22
14
18
24
76
4
6
5
5
20
18
8
13
17
56
№п\п Дата
Тема занятия
Колво часов
Формы занятий
теория практика
1.
2.
3.
13.01
15.01
Тема1. Круг моего
общения.Диагностика
Знакомство, обсуждение
результатов теста и анкет
20.01 Мой портрет в лучах
солнца
1
1
2
2
Тестирование,
анкетирование
Беседа впарах,группах.
Игры коммуникативные
Беседа в парах, группах.
Игры коммуникативные
64.
5.
6.
7.
8.
9.
22.01 Мои достоинства. Мои
недостатки
27.01 Я глазами других людей.
29.01 Умею ли я слушать?
03.02 Умею ли я сопереживать?
05.02 Я в различных жизненных
ролях.
10.02 Мультимедийная
презентации «Это я!»
10
12.02 Презентации «Это я!»
11.
17.02 Презентации «Это я!»
12.
19.02 Тема 2. Понятие
«Эмоции». Виды эмоций.
13.
24.02 Я и мое настроение.
14.
15.
26.02 Анализ своего
эмоционального состояния
и другого человека
03.03 Положительные эмоции.
Отрицательные эмоции.
Способы справиться с
негативными эмоциями .
16.
05.03 Использование звучания
голоса (тембра, темпа,
громкости) при общении
17.
18.
10.03 Саморегуляция.
Самоконтроль.
12.03 Притчи о правильном
выражении чувств.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
Беседа в парах, группах.
Игры коммуникативные
Беседа в парах, группах.
Игры коммуникативные
Беседа. Тренинг.
Коммуникативные игры
Беседа. Анкетирование.
Обсуждение в группах.
Тренинг. Обсуждение притчи
о самопознании.
Работа на компьютерах,
ватмане
Просмотр презентаций и
обсуждение
Просмотр презентаций и
обсуждение
Беседа. Тренинг.
Коммуникативные игры.
Записи в личные дневники
Беседа, обсуждение в парах,
группах. Коммункативные
игры
Беседа. Тренинг.
Коммуникативные игры
Беседа. Тренинг.
Коммуникативные игры
Беседа. Тренинг. Просмотр
видеофильма, осуждение.
Беседа. Тренинг. Записи в
личные дневники
Обсуждение притчи и
жизненных ситуаций
719.
17.03 Тема3.Понятие«общение».
Виды общения. С кем я
люблю общаться и почему.
20.
19.03 Что помогает общению.
Что мне мешает общению.
21.
24.03 Правила общения с
людьми
22.
26.03 Молчание как форма
общения.
23.
02.04
24.
07.04
Развитие навыков
невербального общения
(поза, жесты, мимика) в
речевой практике.
Конфликты в общении,
формы и способы их
разрешения.
25.
27.
28.
29.
30.
09.04 Создание презентации
«Это моя семья».
14.04 Презентация «Это моя
семья»
16.04 Презентация «Это моя
семья»
21.04 Тема 4. Я и мои друзья.
23.04 Одиночество. Ищу друга
31.
28.04 Что значит дружить.
Как стать хорошим
другом.
32.
30.04 Что скрепляет дружбу.
Что мешает дружбе.
33.
05.05
Развитие чувства эмпатии.
34.
07.05 Помощь другу
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
2
1
2
Беседа, рассказы,
обсуждение жизненных
ситуаций
Беседа, дискуссия.
Анкетирование
Беседа, дискуссия. Записи в
личные дневники
Беседа. Тренинг.
Беседа.Просмотр
видеофильма, обсуждение.
Тренинг невербального
общения.
Беседа. Обсуждение притчи,
драматизация.
Работа на компьютерах,
ватмане
Просмотр презентаций и
обсуждение
Просмотр презентаций и
обсуждение
Тестирование. Ролевые игры
Беседа, , обсуждение
ситуаций, коммуникативные
ролевые игры
Беседа, обсуждение притчи.
Беседа, дискуссия
Тренинг. Ведение записи в
дневнике.
Беседа, обсуждение
ситуаций, коммуникативные
ролевые игры
835.
12.05
Притча о проблемах
общения.
2=19
Обсуждение в группах,
драматизация
36.
14.05
Создание презентации «Я
и мои друзья».
37.
19.05 Презентации «Я и мои
друзья».
38.
21.05
Рефлексия: что мы узнали
и чему научились.
Диагностика.
1
1
2
2
Работа на компьютерах
Просмотр презентаций и
обсуждение
Беседа в парах, группах, в
коллективе. Анкетирование,
тестирование.
Всего
20
56
Итого
76 чаов
Материальнотехническое оснащение программы
1. Компьютер
2. Компьютерные интерактивные программы
3. Мультимедийный проектор, экран
4. Видеокамера для Skype
5. Сканер
6. Принтер
7. Географические карты
8. Дидактические игры
Список литературы для педагога
1. В.М. Бехтерев. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.
2. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. СПб.: Смысл: Питер, 2005.
3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.
СПб.: Питер, 2001.
4. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл: Academia, 2007.
5. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой,
Я. Яноушека. М.: Издво Моск. унта, 1987.
6. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг.М.: Смысл, 2007.
7. Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления // Вопросы
психологии. 1978.
Список литературы для обучающихся
1. М. Гершензон «Баллады о Робин Гуде
2. В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард», «Роб Рой»
3. Джек Лондон. Повести, Рассказы
4. Пантелеев «Республика "Шкид"«, «Пакет»
5. Джейн Остен «Чувство и чувствительность», «Гордость и предубеждение»
6. Марк Твен "Принц и нищий"
97. Харпер Ли "Убить пересмешника"
8. Г. БичерСтоу «Хижина дяди Тома»
9. Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»
10. Дж. Д. Селлинжер «Над пропастью во ржи» и рассказы
11. Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая
публично. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать
беспокоиться и начать жить»
Цифровые образовательные ресурсы
1. Электронная библиотека www.litru.ru
2. Журнал «PSYCHOLOGIES» www.psychologies.ru
3. Блог школьного психолога http://schoolpsycholog.blogspot.com
4. Открытый класс для психологов http://www.openclass.ru
5. Единая коллекция ЦОР http://schoolcollection.edu.ru
6. Интеллектуальная поисковая система www.nigma.ru
10