МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КИРСАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено Протокол заседания МО № ___1___ от «28 августа» 2016г. Руководитель МО: _________ (Мелешко Ю.Н.) |
Согласовано
от «30 августа» 2016г. Зам. директора по УВР:________ (Галева А.А.) |
Утверждено Приказ по школе № ______ от «30 августа» 2016г. Директор школы: _____________ /Емельянова И.Э./
|
Рабочая программа
по историческому краеведению
учителя Ереминой Ольги Михайловны
составлена в соответствии с учебным планом школы
на 2016 – 2017 учебный год
основное общее образование, 6 , 8, 9 классы
МАОУ Кирсановская средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка к программе по историческому краеведению.
Краеведение - один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения.
Важным достоинством курса является его актуальность. Представленный курс создает определенные условия для качественного обновления структуры и содержания историко - культурологического образования, его гуманизации, вариативности, способствуя тем самым процессу возрождения российской школы.
Курс носит ярко выраженный краеведческий характер, является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков.
Историческое краеведение раскрывает учащимся связь родного края, его истории с жизнью и историей великой Родины, позволяет почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Большое значение историческое краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении их к работе по охране памятников истории и культуры. Экскурсии, поисковая работа, архивное дело, исследовательские экспедиции, краеведческие походы и др. помогают формировать положительное отношение детей к учению.
Цель курса:
-способствовать процессу познания в области культуры исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития Оренбуржья.
Задачи курса:
1) Обеспечить понимание важности изучения истории края, в котором ты живешь;
2) Дать необходимый объем знаний, помогающий осмыслить самобытность российской истории через призму краеведческого материала;
3) Развивать способность анализировать и оценивать факты, явления, события, имеющие место в Оренбургском крае, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также уметь высказывать обоснованные суждения о действиях людей, оставивших заметный след в истории Оренбуржья;
4) Приобщить школьников к социальному опыту и нравственным ценностям, к национальной культуре народов, населяющих Оренбургский край.
Принципы курса:
Краеведческий
Этот принцип обеспечивает связь школьного курса истории со знаниями и навыками, приобретенными в результате исследования родного края. Это дает возможность преподавать историю на богатом конкретном материале, позволяет связывать общеисторические закономерности с особенностями развития родного края;
Культурно-исторический
Данный принцип помогает заложить интеллектуальную, нравственную, гуманистическую основу формирования личности, показывает глубину и наследие составляющих культуру.
Учебно-методическое обеспечение:
Программа (авторская) по курсу « Школьное историческое краеведение»
Учебное пособие: История Оренбуржья (составитель Футорянский Л. И.),
Оренбургское книжное издательство, 1996 г.
Литература и источники к курсу « Школьное историческое краеведение»:
Александров А. И. Из истории Южного Урала. - Челябинск , 1967г.
Альтов В.Г. Города Оренбургской области. – Челябинск, 1974 г.
Дорофеев В.В. Над Уралом – рекой. – Южно – Уральское книжное издательство, 1988.
Десятков Г.М. Легенды старого Оренбурга. – Калуга, 1994.
За счастье народное. Воспоминания участников гражданской войны в Оренбуржье. – Челябинск, 1969.
Семёнов В. Г. , Семёнова В. П. Губернаторы Оренбургского края. Оренбургское книжное издательство, 1999.
История Оренбуржья (составитель Футорянский Л.И.)- учебное пособие.
История Оренбургского края: события, судьбы, реальность. Сборник научных трудов. - Оренбург, 1994.
Лисовский Л. И. Разгром дутовщины. - М., 1964.
Орденоносное Оренбуржье. Сборник статей. Составитель Мячин Н. И. - Челябинск, 1968.
Фёдорова А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. - Оренбургское книжное издательство, 1995.
Оренбург (составитель Футорянский Л. И.) – Челябинское книжное издательство,1993.
Уханов И. С. Рычков. – Москва, Молодая гвардия, 1996.
Любовь и Восток. Вся Россия. – Москва. Московский писатель. 1994.
Гостиный двор. Оренбургская глубинка – история, судьбы, надежды. – Оренбургское книжное издательство, 2001.
Футорянский Л. Я. Оренбуржье - Великой Победе. – Оренбург, 1994.
Молохова М. Н. Наш край. – Южно – Уральское книжное издательство, 1972.
Мой Оренбург. Фотоальбом. Автор – составитель Новохатский М. Е. Москва,1986.
Оренбуржье моё. Фотоальбом. Составитель Карасевич Ю. Москва «Плакат» 1988.
Оренбуржцы – Герои Советского Союза. Библиографический указатель – составитель Кузнецова Н. А. Оренбург, 1987.
Синельников В. Г. Знакомьтесь, Оренбуржье. Памятники истории и достопримечательности. Южно – Уральское книжное издательство, 1970.1
История родного края. Учебное пособие для 7 – 11 классов средних школ Оренбургской области. Южно – Уральское кн. Издательство, Челябинск, 1976.
Зобов Ю. С. , Футорянский Л. И Родной истории страницы. Оренбург, 1994.
Карты:
1. Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Древние государства Северного Причерноморья.
2. Древнерусское государство в 9 – 12 века.
3. Феодальная раздробленность Руси в 12 – первой четверти 13 веков.
4. Борьба русского народа с иноземными захватчиками
(нашествие монголо – татар).
5. Образование Российского централизованного государства.
6. Российское государство в 16 веке.
7. Российское государство в 17 веке.
8. Россия с конца 17 – до 60 годов 18 века.
9. Российская империя во второй половине 18 века.
10. Российская империя в начале 19 века по 1861 год.
11. Российская империя с 1961 года до конца 19 века.
12. Российское государство с конца 19 века до 1914 года.
13. Великая Октябрьская Социалистическая революция (октябрь 1917–1918 г).
14. Гражданская война 1918 – 1920 годы.
15. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годы.
16. Российская Федерация.
17. Оренбургская область.
На уроках исторического краеведения используются карты, изготовленные учителем и учащимися:
1. Древние обитатели приуральских степей.
2. Оренбургская экспедиция.
3. Оренбургская губерния в 18 веке.
4. Оренбургская губерния в первой половине 19 века.
В преподавании курса используются творческие отчёты учащихся, рефераты, сочинения, сообщения, исследовательские работы.
Опорой для организации и проведения уроков исторического краеведения является школьный историко-краеведческий музей, созданный в 1998 году. Экспозиции музея постоянно пополняются экспонатами, собранными учащимися во время поисково-исследовательской деятельности. Богатейший материал музея, состоящий в основном из подлинных источников, является дидактической и методической основой для проведения уроков исторического краеведения.
Данная программа предусматривает проведение определённых краеведческих уроков в самом музее. При этом используется не только объяснения учителя, но и рассказы экскурсоводов. Наряду с этим повествование по темам ведут приглашенные на уроки ветераны труда и войны, воины-афганцы, воины Чеченских войн, старожилы, выпускники школы и др. Уроки, проведенные на базе музея, способствуют активной познавательной деятельности учащимися, приобщают их к поисково-исследовательской деятельности.
Содержание и структура курса
Курс исторического краеведения проходят учащиеся 5, 6, 7 классов:
6 класс – История Оренбуржья с древнейших времен до второй половины XVIII века – 1 час в неделю, 34 часа в год;
8 класс – История Оренбуржья со второй половины XVIII века - XIX век – 1час в неделю, 34 часа в год;
9 класс – История Оренбуржья в XX веке – начале XXI века – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа по историческому краеведению
6 класс
Раздел I. История Оренбуржья с древнейших времён до второй половины XVIII века (34 ч)
Тема 1. Введение (2 ч)
1. Введение. Что изучает историческое краеведение: цели и задачи курса.
2. Введение. Край, в котором ты живёшь.
Тема 2. Древнее прошлое Оренбургского края (12 ч)
1. Древнейшие города Южного Урала (3 - 2 тыс. до н.э.) Поселения древних людей в эпоху бронзы. Срубная, андроновская культуры. Древние города Аркаим и Синташта
2. Сарматский мир (1 тыс. до н. э.). Жизнь быт сарматских племен. Общественный строй сарматов.
3. Религиозные верования сарматов. Курганы – сарматские захоронения.
4. Сарматские захоронения на территории Асекеевского района и села Аксютино.
5. Эпоха «Великого переселения» (VI –XII века). Гуннское нашествие. Печенежские племена. Кочевые племена половцев. Быт, занятия, культура кочевых племен.
6. В составе Золотой Орды (XIII - XV века).
7. Русские на Яике. (XVI - XVII века).
Тема 3. Исследование и изучение Оренбургского края в XVIII веке (9 ч )
1. Исследовательская экспедиция «Известная» (Оренбургская экспедиция), возглавляемая Кирилловым И. К. (1734 – 1737 годы)
2. «Оренбургская комиссия». Татищев В. Н, его вклад в развитие Оренбургского края. (1737 – 1739 годы).
3. Неплюев И. И. – руководитель Оренбургской экспедиции. Основание города Оренбурга. (19 апреля 1743 год). Образование Оренбургской губернии (15 марта 1744 года). Неплюев И. И. – первый Оренбургский губернатор, развитие края в период его губернаторства.
Тема 4. Заселение Оренбургского края в XVIII веке (4 ч)
1. Создание укреплённой пограничной линии. Основание крепостей по реке Яик.
2. Заселение Оренбургского края с 30 –х годов XVIII века.
Тема 5. Возникновение Яицкого и оренбургского (4 ч)
1. Образование яицкого казачества.
2. Создание Оренбургского казачьего войска.
Резервное время (3 ч)
Уроки обобщения и повторения, уроки контроля, экскурсии.
Основные понятия: сарматы, курган, переселение, промысел, бронзовый век, археология, раскопки, род, племя, экспедиция.
Основные умения:
1. Правильно применять счёт лет в истории; соотносить век с тысячелетием, устанавливать длительность и синхронность событий;
2. Правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду;
3. Элементарно анализировать исторические факты, обобщать отдельные факты и формулировать несложные выводы;
4. Пересказывать содержание текста учебного пособия, документа; самостоятельно строить рассказ на основе 2 – 3-х источников знаний;
5. Делать сравнительные описания, давать характеристику отдельным группам, историческим деятелям;
6. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.
7. Учиться применять информацию школьного музея на уроках краеведения и при подготовке к ним.
8 класс
Раздел 2. История Оренбуржья во второй половине XVIII – XIX веках
Тема: 6 Развитие Оренбургского края во второй половине XVIII века.
(6 ч.)
1. Заселение края.
2. Земледельческое освоение края.
3. Открытие месторождений руд и минералов.
4. Соляной промысел.
5. Заводское строительство.
6. Развитие торговли.
Тема 7. Оренбургская губерния – центр крестьянской войны
1773- 1775 гг ( 8 ч )
1. Причины крестьянской войны 1773 - 1775 годов.
2. Емельян Пугачёв - руководитель повстанцев.
3. Особенности и характер крестьянской войны 1773 - 1775 годов.
4. Оренбургский этап крестьянской войны.
5. Осада Оренбурга.
6. Причины поражения повстанцев.
Тема 8. Оренбургский край после крестьянской войны 1773 – 1775 годов
(4 ч)
1. Меры по укреплению военно-феодального режима в крае.
2. Дворянско-помещечья колонизация Оренбургской губернии.
3. Реформирование казачества.
4. Преобразование административного управления.
5. Колумб истории оренбургской.
Тема 9. Оренбургская губерния в первой половине XIX века (9 ч)
1. Оренбургский край в Отечественной войне 1812 года.
2. Отзвуки движения декабристов.
3. Край политической ссылки.
4. Оренбургский губернатор - Перовский В. А.
5. Новый этап заселения края.
6. Образование села Тоцкое
Тема 10. Оренбургская губерния во второй половине XIX века (4 ч)
1. Накануне и в период отмены крепостного права.
2. Переселение в пореформенное время.
3. Экономика и культура после отмены крепостного права.
4. Наши земляки в русско-турецкой войне.
5. Оренбургский отдел императорского русского географического общества.
6. Оренбургская учёная комиссия.
Резервное время (4 ч)
Уроки обобщения, повторения, экскурсии в школьный историко-краеведческий и тоцкий краеведческий краеведческие музеи.
Основные понятия: крестьянская война, самодержавие, преобразование (реформы), сословия, Отечественная война, крепостное право, научные общества.
Основные умения:
1. Уметь выделять главное в тексте учебника; работать с основными понятиями темы; выявлять логическую схему текста и основных параграфов; пользоваться простым и сложным планом; выполнять задания на уровне преобразующего воспроизведения (переконструировать текст в процессе подготовки ответа и конспектирования материала); осуществлять частичную поисковую деятельность при выполнении учебных заданий; выполнять отдельные задания на установление межпредметных связей на основе знаний; использовать таблицы, схемы, графики для систематизации знаний; делать обобщающие выводы.
2. Учиться в процессе прослушивания, чтения, объяснения учителя, сообщений учащихся делать записи (в свободной форме) главного содержания их; воспроизводить содержание прослушанного в форме простого и сложного планов; анализировать прослушанный текст со стороны содержания и формы.
3. Учиться работать с публицистической литературой, использовать её при подготовке к урокам. Регулярно работать с периодическими изданиями.
4. Отвечать на вопросы в соответствии с их характером, уметь самостоятельно формулировать вопросы творческого характера; владеть разными видами типовых ответов; связно излагать материал межпредметного характера из различных источников; использовать иллюстративный материал, учиться составлять характеристики, руководствуясь типовыми схемами, планами.
5. Уметь использовать краеведческий материал музея при подготовке к урокам, выделяя при этом самое главное и существенное.
6. Владеть следующими видами письменных работ: сочинения, отзыв, план, заметка в газету.
9 класс
Раздел 3. История Оренбуржья. XX век.
Тема 11. Оренбургский край с начала XX века до 1917 года. (6 ч)
1. Развитие края в начале XX-го века.
2. Участие оренбуржцев в русско-японской войне 1904-1905 годов.
3. Оренбуржье в годы первой русской революции.
4. Участие оренбуржцев в первой мировой войне.
5. Моё село, мой район в начале XX-го века.
Тема 12. Оренбуржье в годы революции и гражданской войны (6 ч)
1. Февраль 1917 года в Оренбуржье.
2. Октябрьские дни 1917 года.
3. Сосредоточение власти в руках Дутова А. И.
4. Гражданская война.
5. Белый и красный террор.
6. Оборона Оренбурга.
7. Почему и кто победил?
8. Тоцкий район и село Тоцкое в годы гражданской войны.
Тема 13. Оренбургский край в 20-е годы XX века (4 ч)
1. Восстановление и развитие экономики в 20-е годы.
2. Образование и культура.
3. Оренбург – столица Казахстана.
4. Образование Тоцкого района.
5. Село Тоцкое в 20-годы.
Тема 14. Оренбуржье в предвоенные годы (4 ч)
1. Индустриализация края.
2. Коллективизация. Раскулачивание и репрессии.
3. Образование Оренбургской области.
4. Тоцкий район и село Тоцкое в 30-е годы.
Тема 15. Оренбургский край в годы великих испытаний Великая Отечественная война (8 ч)
1. Единство тыла и фронта.
2. Прибытие эвакуированных предприятий и перевод промышленности на военный
лад.
3. Труд рабочих Оренбуржья во имя Победы.
4. Сельчане – фронту.
5. Оренбуржцы на фронтах Великой Отечественной войны.
6. Культура в годы войны.
7. Оренбуржцы – Герои Советского Союза.
8. Тоцкий район и село Тоцкое в годы Великой Отечественной войны.
Тема 16. Послевоенное развитие края (50 – 60 годы) (2 ч)
1. Переход к мирному труду. Восстановление и развитие народного хозяйства.
2. Освоение целины.
3. Культурная жизнь края.
4. Тоцкий район и село Тоцкое в период послевоенного восстановления.
Тема 17. Развитие Оренбургской области в 70 – 80 годы (1 ч)
1. Индустрия края.
2. Оренбургское село.
3. Тоцкий район и село Тоцкое в 70 - е годы.
Тема18. На современном этапе (1 ч)
1. Развитие края в последние десятилетия XX – го в первые годы XXI веков.
2. Тоцкий район, село Тоцкое на современном этапе.
Резервное время (2 ч)
Экскурсии в музей, встречи с ветеранами войн и труда, со старожилами села.
Основные понятия:
Революция, капитализм, партии, гражданская война, политика военного коммунизма, НЭП, индустриализация, коллективизация, репрессии, целина, перестройка, демократическое государство.
Основные умения:
1. Самостоятельно усваивать несложные учебные темы; выполнять задания воспроизводящего творческого характера; осваивать решение отдельных видов поисковых задач; выполнять проблемные задания сравнительно – обобщающего типа на несложном учебном материале; обнаруживать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях; пользоваться приёмом выделения главного; самостоятельно передавать содержание учебного материала в форме таблиц, схем; уметь обобщать, систематизировать учебный материал в пределах учебной темы.
2. Слушать лекцию учителя, делая самостоятельно записи основных положений; воспроизводить основные мысли прослушанного в виде выводов и анализа; регулярно обращаться к радио – телепередачам, к информации периодической печати, используя их содержание в учебном процессе.
3. Учиться работать с критической литературой; составлять план, конспекты, тезисы, выписки; делать вырезки из газет и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить их.
4. Уметь использовать, во время учебного процесса, информацию, полученную во время экскурсий в школьном историко – краеведческом музее; самостоятельно пользоваться документальными источниками музея для подготовки рефератов, исследовательских работ, работ творческого характера; получать информацию во время встреч с ветеранами войн и труда, с заслуженными людьми и применять её на уроках краеведения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.