Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Заборская основная общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Заборская оош _____________ «___»_______________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Информатика и ИКТ. Базовый курс» в 8- 9 классе (наименование учебного курса, предмета)
Учитель: Зайцева Елена Николаевна
2016-2017 год |
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089), авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005) и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Количество часов по учебному плану
9 класс : в год - 68
в неделю – 2 часа
8 класс: в год - 68
в неделю – 2 часа
Компонент учебного плана (федеральный)
О внесенных изменениях в примерную учебную программу в 9 классе и их обоснование:
В авторской программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения за счет уменьшения количества часов с 10 до 8 раздела V «Моделирование и формализация».
В разделе «Алгоритмизация и программирование» возможно использование цифровых образовательных ресурсов, разработанных для других УМК и размещенных в Интернете в свободном доступе. Практические работы проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
· овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
· воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
· выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Обучение информатики в основной общеобразовательной школе организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий, затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне основной школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную будущую профилизацию обучения.
Образовательные результаты предмета «Информатика и ИКТ»
Образовательные результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные , общественные и государственные потребности.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные образовательные результаты:
· готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения
на смысл и ценности жизни;
· владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями;
· умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
· умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
· повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
· получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
· владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно;
· планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
· прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
· контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
· коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
· умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
· умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
· моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;
· выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;
· преобразование модели — изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
· представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.
Предметные образовательные резулътаты:
в сфере познавательной деятельности:
· освоение основных понятий и методов информатики;
· выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
· выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
· преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
· оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
· развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
· построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.)
· оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
· осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
· построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
· выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
· освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
· освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
· умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
· оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
· вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
· построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
· определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
· решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
· понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
· оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
· использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
· проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
· приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
· следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
· авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
· осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
· получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
· овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
· соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
· определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
· понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
· рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);
· знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
· умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
· использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
· приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
· выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
· использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
· решение задач вычислительного характера путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
· создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций;
· использование инструментов презентационной графики при подготовки и проведении устных сообщений;
· использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
· создание и наполнение собственных баз данных;
· приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;
· знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями и средствами их создания;
· приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
· понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
· соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Раздел I. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 ч)
Знать/понимать:
· формы представления графической информации
· характеристики растрового и векторного изображения
· характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов
· как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
· способы получения и редактирования цифровых фотографий: этапы создания цифрового видеофильма
Уметь:
· редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
· выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа
· проводить оценку качества оцифрованного звука
· проводить захват и редактирование цифрового фото и видео
Раздел II. Кодирование и обработка текстовой информации (9 ч)
Знать/понимать:
· виды и назначения редакторов текстов;
· интерфейс текстового редактора и процессора;
· режимы работы и систему команд текстового редактора;
· структурные элементы текстового документа;
· приемы внедрения объектов;
· основы конвертирования файлов.
Уметь:
· приводить примеры текстовых редакторов;
· использовать различные способы работы с текстовым документом;
· вводить, редактировать, форматировать структурные элементы текстового документа;
· работать с рисунками, списками и таблицами в текстовом документе;
· использовать буфер обмена и технологию OLE;
· подготовить различные текстовые документы;
· одновременно работать с несколькими текстовыми документами;
· осуществлять поиск и замену, проверку правописания в тексте.
Раздел III. Кодирование и обработка числовой информации (10 ч)
Знать/понимать:
· что такое электронная таблица и табличный процессор;
· основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
· какие типы данных заносятся в электронную таблицу;
· как табличный процессор работает с формулами;
· основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
· графические возможности табличного процессора.
Уметь:
· открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
· редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
· выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
· получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
· создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Раздел IV. Основы алгоритмизации и программирования (20 ч)
Знать/понимать:
· понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
· понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
· процесс исполнения алгоритма компьютером
· понятия транслятора, компилятора
· классификацию и названия языков программирования
· особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования
· основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры
· этапы разработки и способ загрузки проектов
· понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
· основные алгоритмические структуры
· структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных
· правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур
Уметь:
· обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта
· представлять алгоритм в виде блок-схемы
· изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры
· применять оператор присваивания
· описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
· выполнять арифметические операции над переменными
· организовать диалоговые окна сообщений
· применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов
· создавать простые графические редакторы
· определять результат программы по ее описанию
Раздел V. Моделирование и формализация (10 ч)
Знать/понимать:
· понятия моделирования, формализации, визуализации
· основные этапы моделирования
· принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними
· формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)
· структуру баз данных
· условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и сортировка данных в реляционных БД
Уметь:
· приводить примеры моделирования в различных областях деятельности
· создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
· строить информационные модели систем управления
· приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях
· просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных
· сортировать данные в таблице, создавать и редактировать форму
· формировать запрос, используя систему управления базами данных Ms Access
· выполнять поиск записей в готовой базе данных
· сортировку записей в готовой базе данных
Раздел VI. Информатизация общества (3 ч)
Знать/понимать:
· понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации
· что такое информационная культура
· перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Уметь:
· приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни
· приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий
Раздел VII. Повторение, разработка проектов, резерв времени (3 ч)
Уметь:
§ использовать приобретенные знания и умения при разработке проектов для различных предметных областей
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
Список литературы
Для учащихся:
1. Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
2. Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
3. Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Для учителя:
1. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и КВТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
2. Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Златопольский Д.М. Сборник задач по программированию. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
4. Самылкина Н. Н. Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие.
5. Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
6. Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. УМК. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
Электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные ресурсы Интернет-порталов:
§ Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
§ CD-ROM. Сборник обучающих курсов по информационным технологиям «КМ-Школа», 2000.
§ www.iit.metodist.ru – портал с авторскими материалами Угриновича Н.Д.
§ www.klyaksa.net – Информационно-образовательный портал для учителей информатики;
§ window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
§ Компьютер
§ Проектор
§ Принтер
§ Модем
§ Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
§ Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
§ Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
§ Операционная система – Windows XP, Linux.
§ Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
§ Антивирусная программа.
§ Программа-архиватор.
§ Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
§ Виртуальные компьютерные лаборатории.
§ Программа-переводчик.
§ Система оптического распознавания текста.
§ Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
§ Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
§ Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Календарно-тематическое планирование
№/№ |
Тема |
Сроки |
Основное содержание |
Средства обучения |
Контроль |
Домашнее задание |
|
||||
Раздел I. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации– 15 часов |
|
||||||||||
1. |
Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование графической информации. Практическая работа 1.1 «Кодирование графической информации» |
|
Пространственная дискретизация. Пиксель. Разрешающая способность. Глубина цвета. Объем видеопамяти |
Презентация У9-1-1 Учебник стр.10-21 |
Практическая работа |
|
|
||||
2-3 |
Растровая и векторная графика Интерфейс и основные возможности графического редактора. Практическая работа 1.2 «Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе» |
|
Форматы графических файлов. Область рисования Технология рисования. Инструменты рисования. |
Презентация У9-1-2, редакторы GIMP и Adobe Photoshop, сканер Учебник стр.21-31 |
Практическая работа |
|
|
||||
4 |
Растровый графический редактор. Работа со слоями |
|
Технология работы со слоями. Операции редактирования рисунка. |
Редакторы GIMP и Adobe Photoshop Учебник стр.31-34 |
Тренинг |
|
|
||||
5 |
Векторный графический редактор. Практическая работа 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» |
|
Область рисования. Инструменты рисования. Слои объектов. Градиентная заливка. Группировка объектов. Выноски в векторных редакторах. |
Презентация У9-1-4, графический пакет OpenOffice Draw
|
Практическая работа |
|
|
||||
6 |
Векторный графический редактор |
|
Технология работы со слоями. Операции редактирования рисунка. Геометрические преобразования. |
Редакторы Inkscape и Corel Draw Учебник стр.35-37 |
Опрос |
|
|
||||
7 |
Растровая и векторная анимация в презентациях |
|
Анимация. Анимация в презентациях. |
Приложение MS Power Point Учебник стр.37-40
|
Проект |
|
|
||||
8-9 |
Создание GIF-анимации. Практическая работа 1.4. Задание 1 Создание Flash-анимации. Практическая работа 1.4. Задание 2 |
|
GIF-аниматор Кадр, трансформация |
Редактор GIF-анимации
|
Практическая работа |
|
|
||||
|
|
||||||||||
10 |
Кодирование и обработка звуковой информации. |
|
Интенсивность, частота, громкость, тон. Временная дискретизация звука. Защита слуха(ТБ) |
Презентация У9-1-9, Звуковой редактор Audacity Учебник стр.41-44
|
Наблюдение |
|
|||||
11 |
Практическая работа 1. 5 «Кодирование и обработка звуковой информации» |
|
Установка и изменение параметров. Интенсивность, частота, громкость, тон. Временная дискретизация звука |
|
Практическая работа |
|
|||||
12 |
Цифровое фото и видео. Практическая работа 1.6 «Захват и редактирование цифрового фото и видео» |
|
Цифровая фотография. Цифровое видео. Потоковое видео. Захват и редактирование цифрового фото и видео |
Презентация У9-1-10, цифровая камера. Приложение MS Movie Maker
Учебник стр.45-48 Приложение MS Movie Maker, ГР ГИМП |
Практическая работа |
|
|||||
13-14 |
Создание видеофильма средствами операционной системы Практическая работа 1.7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» |
|
Импорт изображений, звука и видео, раскадровка, захват с экрана |
Приложение MS Movie Maker Приложение MS Movie Maker |
Практическая работа |
|
|||||
15. |
Контроль знаний и умений по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» |
|
Теоретические основы кодирования и обработки графической и мультимедийной информации |
Тест, карточки |
Тестирование, зачетная практическая работа |
|
|||||
Раздел II. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 часов |
|||||||||||
16. |
Кодирование текстовой информации. Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации». |
|
Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. Различные кодировки знаков. |
Приложения MS Word, Open Office.org Write Учебник стр.48-51
|
Практическая работа |
|
|||||
17.
|
Создание документов в текстовых редакторах. |
|
Текстовые редакторы. Способы создания документов. Выбор параметров страницы. |
Приложения MS Word, Open Office.org Write Учебник стр.52-53
|
Практическая работа |
|
|||||
18. |
Ввод и редактирование документа. Практическая работа 2.2 «Вставка в документ формул» |
|
Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, проверка правописания и автозамена, сохранение исправлений. Параметры страниц |
Приложения MS Word, Open Office.org Write Учебник стр.54-58
|
Практическая работа |
|
|||||
19. |
Сохранение и печать документов. |
|
Форматы текстовых файлов. Параметры печати. |
Приложения MS Word, OO.org Write Учебник стр.59-60
|
|
|
|||||
20. |
Форматирование документа. Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев» |
|
Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и интервалы абзацев |
Приложения MS Word, Open Office.org Write Учебник стр.61-63
|
Практическая работа |
|
|||||
21. |
Создание и форматирование списков. Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков» |
|
Назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков. |
Приложения MS Word, Open Office.org Write Учебник стр.64-66
|
Практическая работа |
|
|||||
22. |
Таблицы. Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» |
|
Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблицы. |
Приложения MS Word, Open Office.org Write Учебник стр.67-69
|
Практическая работа |
|
|||||
23. |
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» |
|
Возможности, аппаратное обеспечение и ПО компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов |
Сервисы Интернета Учебник стр.70
|
Практическая работа |
|
|||||
24. |
Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» |
|
Возможности, аппаратное обеспечение и ПО системы оптического распознавания документов. Этапы распознавания текстовых документов. |
Учебник стр.71-74
|
Практическая работа |
|
|||||
Раздел III. Кодирование и обработка числовой информации – 10 часов |
|||||||||||
25. |
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Практическая работа 3.1 «Перевод чисел в СС с помощью программного калькулятора» |
|
Двоичное кодирование чисел в компьютере. Правила перевода целых чисел в СС с помощью программного калькулятора |
Приложение «Калькулятор» Учебник стр.75-79
|
Практическая работа |
|
|||||
26. |
Арифметические операции в позиционных системах счисления. |
|
Арифметические операции в позиционных СС. |
Приложение «Калькулятор» Учебник стр.80-84
|
Тест |
|
|||||
27. |
Электронные таблицы (ЭТ). |
|
Объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и операции над объектами. Типы данных: число, текст, формулы |
ЭТ MS Excel, OO Calc Учебник стр.85-88
|
|
|
|||||
28. |
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа 3.2 « Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ». |
|
Преобразование и суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Изменение формата данных в ячейках. |
ЭТ MS Excel, OO Calc Учебник стр.89-90
|
Практическая работа |
|
|||||
29. |
Встроенные функции. Практическая работа 3.3 « Создание таблиц значений функций в ЭТ». |
|
Назначение мастера функций. Категории функций. |
ЭТ MS Excel, OO Calc Учебник стр.91-93
|
Практическая работа |
|
|||||
30. |
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа 3.4Построение диаграмм различных типов» |
|
Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы. |
ЭТ MS Excel, OO Calc Учебник стр.94-96
|
Практическая работа |
|
|||||
31.
|
Базы данных в электронных таблицах. |
|
Понятие БД. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. |
ЭТ MS Excel, OO Calc Учебник стр.97-100
|
Опрос |
|
|||||
32. |
Базы данных «Записная книжка». |
|
Создание базы данных |
ЭТ MS Excel, OO Calc |
Проект |
|
|||||
33. |
Сортировка и поиск данных в ЭТ. Практическая работа 3.5«Сортировка и поиск данных в ЭТ» |
|
Сортировка данных в столбцах ЭТ. Сортировка записей в ЭТ. Поиск данных в ЭТ. Операции сравнения. |
ЭТ MS Excel, OO Calc Учебник стр.101-103
|
Практическая работа |
|
|||||
34. |
Контроль знаний по теме «Кодирование и обработка числовой информации» |
|
Кодирование и обработка числовой информации в электронных таблицах |
Индивидуальные задания |
Тест |
|
|||||
Раздел IV. Основы алгоритмизации и программирования – 20 часов |
|||||||||||
35. |
Понятие и свойства алгоритмов. Исполнители |
|
Определение, свойства, исполнитель, система команд |
Презентация , Учебник стр.105-108
|
Тест |
|
|||||
36. |
Выполнение алгоритмов компьютером |
|
Формальность, история развития языков программирования |
Учебник стр.109-112
|
Сообщение |
|
|||||
37. |
Основы алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. Практическая работа 4.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного программирования» |
|
Интерпретатор, компилятор, объекты: свойства и методы. Графический интерфейс проекта. Событийные процедуры. Конструктор форм |
Презентация , системы программирования Учебник стр.113-118
|
Опрос |
|
|||||
38. |
Переменные: тип, имя, значение. Практическая работа 4.2 Проект «Переменные» |
|
Переменные: имя, тип, значение. Объявление переменных. Переменные в Бейсик256 и Visual Basic |
Презентация Учебник стр.119-122
|
Проект, тест |
|
|||||
39. |
Арифметические выражения. Практическая работа 4.3 Проект «Калькулятор» |
|
Элементы и состав арифметических выражений |
Презентация Учебник стр.123
|
Тест |
|
|||||
40. |
Строковые выражения. Практическая работа 4.4 Проект «Строковый калькулятор» |
|
Операция конкатенация или сложение строк |
Презентация Учебник стр. 123 |
|
|
|||||
41. |
Математические и строковые функции . Линейный алгоритм |
|
Калькуляторы, операции вырезки, замены. |
Презентация Учебник стр.123
|
Проект |
|
|||||
42. |
Функции даты и времени. Практическая работа 4.5 Проект «Даты и время» |
|
Установка различных форматов |
Проект «Часы» Учебник стр.124
|
Проект |
|
|||||
43. |
Алгоритмические структуры: «следование», «ветвление», «выбор». Практическая работа 4.7 Проект «Отметка» |
|
Задачи с выбором условия |
Презентация , Проект «Тест» |
Проект |
|
|||||
44. |
Ветвления в алгоритмах и в бейсике. |
|
Задачи с выбором условия |
Проект «Выбор цвета» |
Проект |
|
|||||
45. |
Алгоритмическая структура «цикл» со счетчиком. Практическая работа 4.6 Проект «Сравнение кодов символов» |
|
Вычислительные задачи с использование циклов |
Сборник задач Проект «Коды символов» |
Тестирование |
|
|||||
46. |
Построение блок-схем с помощью конструктора |
|
Построение блок-схем и разработка программ без компьютера |
Конструктор блок-схем |
|
|
|||||
47. |
Алгоритмическая структура «цикл» с условием. Практическая работа 4.9 Проект «Слово-перевертыш» |
|
Вычислительные задачи с использование циклов |
Сборник задач
|
Опрос |
|
|||||
48. |
Сочетание оператора цикла и условного оператора. |
|
Задачи обработки символьных величин с использование циклов |
проект «Текстовый редактор» |
Проект |
|
|||||
49. |
Графические возможности языка программирования бейсик. Практическая работа 4.10 Проект «Графический редактор» |
|
Область рисования. Перо. Кисть. Графические методы. Цвет. |
памятка «Оператор DRAW» |
Листинги программ |
|
|||||
50. |
Графические возможности языка программирования бейсик. Практическая работа 4.11 Проект «Система координат» |
|
Система координат. Операторы графики |
Демон ролики |
Проект |
|
|||||
51. |
Анимация в языке программирования. |
|
Иллюзия движения на экране. Изменение координат |
Карточки |
Проект |
|
|||||
52. |
Анимация в языке программирования. |
|
Иллюзия движения на экране. Изменение координат |
Карточки |
Практическая работа |
|
|||||
53. |
Разработка проектов |
|
По выбору обучающихся |
Карточки |
|
|
|||||
54. |
Контроль знаний по теме «Основы алгоритмизации и программирования» |
|
Базовые структуры, основные конструкции языка программирования |
|
Контрольная работа |
|
|||||
Раздел V. Моделирование и формализация – 8 часов |
|||||||||||
55.-56
|
Моделирование, формализация, визуализация. Описательные информационные модели |
|
Модель, материальные и информационные модели. Знаковые и табличные модели Генеалогическое дерево, формализация и визуализация моделей. |
Презентация , таблица Менделеева ЦОР «Живая родословная», ЦОР на сайте Учебник стр.138-152
|
Опрос, тест Практическая работа |
|
|||||
57.
|
Основные этапы разработки и исследования моделей |
|
Описательная, формализованная, компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. |
Презентация Учебник стр.152-154
|
Практическая работа |
|
|||||
58. |
Приближенное решение уравнений. Практическая работа 5.2 |
|
Применение в математике |
Проект в
|
Проект «Поиск решений» |
|
|||||
59. |
Построение физических и биологических моделей. |
|
Применение в физике и биологии |
Проект Учебник стр.155-160
|
Проект |
|
|||||
60. |
Построение биологических моделей. Практическая работа 5.3 «Экспертные системы распознавания химических веществ» |
|
Применение ЭТ в экспертных системах |
Проект |
Проект «Биоритмы» |
|
|||||
61. |
Информационные модели управления объектами. Практическая работа 5.4 «Модели систем управления» |
|
Применение ЭТ в экономике и управлении |
Проект Учебник стр.161-163
|
Тест |
|
|||||
62. |
Контроль знаний по теме |
|
Моделирование и формализация |
Карточки, тест |
тест |
|
|||||
Раздел VI. Информатизация общества – 3 часа |
|||||||||||
63. |
Информационное общество
|
|
Индустриальное общество. Производство компьютеров. Компьютерные сети. Занятость населения в информационной сфере. |
Презентация Учебник стр.165-169
|
Тест |
|
|||||
64. |
Информационная культура |
|
Знание и соблюдение юридических и этических норм и правил. |
Презентация Учебник стр.169-171
|
Дискуссия, презентация |
|
|||||
65. |
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий |
|
Электронная подпись. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Типы защиты информации. |
Ресурсы Интернета
Учебник стр.171-173
|
Таблица |
|
|||||
Раздел VI. Повторение, резерв времени – 3 часа |
|||||||||||
66.-67 |
Разработка проектов |
|
Проектная среда по выбору учащихся |
|
Практические работы, Итоговое тестирование |
|
|||||
68 |
Итоговый контроль знаний |
|
Все разделы |
Компьютерный тест |
|
||||||
|
|
|
|||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.