Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
религиоведение
5 кл
31.03.2017
Рабочая программа
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012.
орксэ.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Модин»                                        Озинского района Саратовской области «Рассмотрено» «Согласовано» Руководитель   ШМО __________/Мыльникова С.Т.   Протокол № ____                      от   «___»_________2016г. Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ  п.Модин  » ____________/Рябинина Л.А./ «___»____________2016 г. «Утверждено»   МОУ   «СОШ Директор   п. Модин  » ____________/Сармина А.Е./ Приказ № _____ от «___»___________2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учителя   Каирсапиевой Асель Амержановны по  ОРКСЭ «Основы духовно­нравственной культуры народов России»   5  класс 1 Рассмотрено                             на заседании                             педагогического совета протокол № __                         от «_31_» августа 2016г. 2016  ­  2017 учебный год Пояснительная записка         Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России»,   авторы:   Н.Ф.   Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.     «Основы духовно­нравственной культуры народов России»: 5 класс:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана­Граф, 2012.  В   соответствии   с   федеральным   государственным   образовательным   стандартом   общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно­нравственной культуры народов России» предполагается в  пятом классе.  Цель  курса  «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России»:   обогатить   процесс воспитания в  школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского   государства),   но   и   новым   пониманием   сущности   российской   культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно­нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое   значение   изучения   данного   предмета   младшими   подростками   определяется   их возрастными   и   познавательными   возможностями:   у   детей   10­12   лет   наблюдается   большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы,   включая   религиозные.   Школьники   этого   возраста   уже   располагают   сведениями   об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического   мышления,   на   достаточном   уровне   представлено   логическое   мышление, воображение,   что   позволяет   решать   более   сложные   теоретические   задачи   и   работать   с воображаемыми   ситуациями.   Пятиклассники   могут   читать   более   серьезные   тексты, исторические   документы,   они   достаточно   хорошо   владеют   информационными   умениями   и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). 2 Задачи курса:  Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д., обеспечивают: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных   этнических   культур;   пятиклассники   продолжают   работать   с   рубриками   учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; –   отражение   основного   содержания   текстов   учебника   в   иллюстративном   ряде   (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы); – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика). Данная программа рассчитана на 35 часов, исходя из 1 часа в неделю                     3 Учебно­тематический план № п/п Содержание программного материала Количе ство часов Контрольные работы Формы контроля Проверочные работы Практические и лабораторные работы 1 2 3 4 5  В мире культуры Нравственные  ценности  российского  народа Религия и  культура Как сохранить  духовные  ценности Твой духовный  мир 4 14 10 4 3 2 1 Итого: 35 часов 3 часа 4 Календарно – тематическое планирование № п/п Наименование  разделов и тем Универсальные учебные действия В мире культуры 1 2 3 Величие многонационально й российской культуры. Величие многонационально й российской культуры. Человек­творец носитель культуры   и   национальности, Личностные результаты: –  осознание   своей   принадлежности   к народу,   стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский   народ   и   историю   России (элементы гражданской идентичности);   Колич ество часов Дата проведения фак план т 4 1 1 1 5 4 Человек­творец носитель культуры   и 1   в       к       норм     искусстве,   религиозных развитию нравственных, –  понимание роли человека в обществе, принятие нравственного поведения; –  проявление   гуманного   отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания   участников   диалога или деятельности; –  стремление интеллектуальных, эстетических потребностей. Познавательные: –  характеризовать   понятие   «духовно­ нравственная культура»; –  сравнивать   нравственные   ценности разных народов, представленные в фольклоре, учениях; –  различать   культовые   сооружения разных религий; – выводы   и умозаключения   на   основе   анализа учебных текстов. Коммуникативные: – характеризовать   нравственные   ценности   человека (патриотизм, трудолюбие,   доброта,   милосердие   и др.). Рефлексивные: –   и   оценивать совместную   деятельность   (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)   и   в   разных   источниках (текст,   произведение искусства).  формулировать   иллюстрация,  анализировать  анализировать   задачей,  кратко     6 Нравственные ценности   российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую» «Береги землю родимую, как мать любимую» 5 6 7 Жизнь ратными  подвигами полна Жизнь ратными  подвигами полна 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 В труде ­ красота человека В труде ­ красота человека  «Плод добрых трудов славен»  Люди труда «Плод добрых трудов славен»  Люди труда Люди труда  Бережное отношение к природе Бережное отношение к природе Семья – хранитель духовных ценностей Семья – хранитель духовных ценностей 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1     национальности, Личностные результаты: –  осознание   своей   принадлежности   к народу,   стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский   народ   и   историю   России (элементы гражданской идентичности); –  понимание роли человека в обществе, принятие нравственного поведения; –  проявление   гуманного   отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания   участников   диалога или деятельности; норм   в             к   искусстве,   религиозных развитию нравственных, –  стремление интеллектуальных, эстетических потребностей. Познавательные: –  характеризовать   понятие   «духовно­ нравственная культура»; –  сравнивать   нравственные   ценности разных народов, представленные в фольклоре, учениях; –  различать   культовые   сооружения разных религий; – выводы   и умозаключения   на   основе   анализа учебных текстов. Коммуникативные:   – характеризовать нравственные   ценности   человека (патриотизм, трудолюбие,   доброта,   милосердие   и др.). Рефлексивные:  формулировать  кратко     7 18 Проект «Моя семья» 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Религия и культура Роль религии в развитии культуры Роль религии в развитии культуры Культурное наследие христианской Руси. Культурное наследие христианской Руси. Культура ислама Культура ислама Иудаизм и культура Иудаизм и культура Культурные традиции буддизма Культурные традиции буддизма 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1     задачей,  анализировать –   и   оценивать совместную   деятельность   (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)   и   в   разных   источниках (текст,   произведение искусства).   иллюстрация,  анализировать     национальности, Личностные результаты: –  осознание   своей   принадлежности   к народу,   стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский   народ   и   историю   России (элементы гражданской идентичности);  проявление – правильноговзаимодействия в совместной   деятельности,   независимо от возраста, национальности, вероисповедания   участников   диалога или деятельности;           к развитию нравственных, –  стремление интеллектуальных, эстетических потребностей. Познавательные: –  характеризовать   понятие   «духовно­ нравственная культура»; –  сравнивать   нравственные   ценности разных народов, представленные в фольклоре, учениях; –  различать   культовые   сооружения разных религий;   религиозных   искусстве, 8 Как духовные ценности сохранить 29 30 Забота государства о сохранении духовных ценностей Забота государства о сохранении духовных ценностей 31 Хранить память 4 1 1 1      кратко  анализировать  формулировать – выводы   и умозаключения   на   основе   анализа учебных текстов. Коммуникативные:   – характеризовать нравственные   ценности   человека (патриотизм, трудолюбие,   доброта,   милосердие   и др.). Рефлексивные:   и   оценивать – совместную   деятельность   (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)   и   в   разных   источниках (текст,   произведение искусства).   иллюстрация,  анализировать     задачей,     национальности, Личностные результаты: –  осознание   своей   принадлежности   к народу,   стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский   народ   и   историю   России (элементы гражданской идентичности); –  понимание роли человека в обществе, принятие нравственного поведения; норм       9 32 Хранить память Твой духовный мир Твой духовный мир Твой духовный мир 33 34 1 3 1   к      кратко  формулировать развитию нравственных, –  стремление интеллектуальных, эстетических потребностей. Познавательные: –  различать   культовые   сооружения разных религий; – выводы   и умозаключения   на   основе   анализа учебных текстов. Коммуникативные:   – характеризовать нравственные   ценности   человека (патриотизм, благодарность.). Рефлексивные: –   и   оценивать совместную   деятельность   (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: информацию, – представленную в разной форме (в том числе графической)   и   в   разных   источниках (текст,   произведение искусства).   иллюстрация,  анализировать  анализировать   задачей,         Личностные результаты: –  понимание роли человека в обществе, принятие нравственного поведения; норм     10 35 Фестиваль проектов 1 –  проявление   гуманного   отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания   участников   диалога или деятельности; в             к    кратко  формулировать развитию нравственных, –  стремление интеллектуальных, эстетических потребностей. Познавательные: –  характеризовать   понятие   «духовно­ нравственная культура»; –   выводы   и умозаключения   на   основе   анализа учебных текстов. Коммуникативные:   – характеризовать нравственные   ценности   человека (патриотизм, трудолюбие,   доброта,   милосердие   и др.). Рефлексивные: –   и   оценивать совместную   деятельность   (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)   и   в   разных   источниках (текст,   произведение искусства).   иллюстрация,  анализировать  анализировать   задачей,   Итого; 35 часов Содержание тем  учебного курса Раздел 1. В мире культуры Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. 11 Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы   нравственности   –   часть   культуры   общества.   Источники,   создающие нравственные установки. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре   разных   народов.   Герои   национального   эпоса   разных   народов   (Улып, Сияжар, Боотур, Урал­батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур­Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Раздел 3. Религия и культура Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII­XII века) –  золотое   время   исламской   культуры.   Успехи   образования   и   науки.   Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно­прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые   сооружения   буддистов.   Буддийские   монастыри.   Искусство   танка. Буддийский 12 календарь. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной   культуры,   охрана   исторических   памятников,   связанных   с   разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Раздел 5. Твой духовный мир. Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Требования   к     уровню   подготовки     учащихся, обучающихся  по  данной  программе  13 К концу обучения учащиеся научатся: •   Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. •   Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно­нравственными ценностями. •   Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. •   Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. •   Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. •   Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. •   Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. К концу обучения учащиеся смогут научиться: •   Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. •   Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. •   Работать с историческими источниками и документами Предметные результаты обучения  •   осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской   многонациональной   культуре,   особенностях   традиционных   религий России; •   использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;   способность   к   работе   с   информацией,   представленной   разными средствами; •   расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: •   готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; •   достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; •   личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: •   формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости   за   свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России;   формирование ценностей многонационального российского общества; •   воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к 14 родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; •   понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; •   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Личностные результаты: – осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); – понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; – проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия   в   совместной   деятельности,   независимо   от   возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; – стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные),   которые   успешно   формируются   средствами   данного   предмета. Среди них: •   владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); •   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; •   овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); •   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •   умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Универсальные учебные действия. Познавательные: – характеризовать понятие «духовно­нравственная культура»; – сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; – различать культовые сооружения разных религий; – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: – рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; – кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, 15 трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: – оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; – анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)   и   в   разных   источниках   (текст,   иллюстрация,   произведение искусства). 16 Перечень  учебно­методического обеспечения                          Для  реализации  рабочей   программы   используется   учебно­методический комплект, включающий в себя:  1. Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001. 2. Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000. 3. История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002. 4. Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005. 5. Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991. 6. Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003 7. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1­11. – Иерусалим, 1976­2005. 8. Васильев  Л.С. История религий  Востока: религиозно­культурные традиции и общество. – М., 1983. 9. Введение в буддизм. – СПб., 1999. 10. Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004. 11. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005. 12. Пиаже   Ж.   Моральное   суждение   ребенка   /   Пер.   с   фр.   –   М.:   Академический Проект, 2006.   И. 13. Слободчиков   В.   Антропологическая   перспектива   отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010. 14. Адамова   А.Г.   Духовность   как   ценностная   основа   личности   // Совершенствование   учебно­воспитательного   процесса   в   образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007. 15. Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006. 16. Косачёва   И.П.   Нравственное   развитие   младшего   школьника   в   процессе обучения и воспитания. – М., 2005. 17 17. Как   проектировать   универсальные   учебные   действия   в   начальной   школе:   от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008. 18. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004. 19. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста   /   Л.В.   Чепикова   // Воспитание школьников. ­ 2007. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (основной и дополнительной) 1.Программа к курсу учебника  « Основы духовно­нравственной культуры народов России»  Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана­Граф, 2014    2. Учебник «Основы духовно­нравственной культуры народов России»                                   Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана­Граф, 2014.  18

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017