Рабочая программа

  • Образовательные программы
  • doc
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Иконка файла материала орксэ.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Модин»                                        Озинского района Саратовской области «Рассмотрено» «Согласовано» Руководитель   ШМО __________/Мыльникова С.Т.   Протокол № ____                      от   «___»_________2016г. Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ  п.Модин  » ____________/Рябинина Л.А./ «___»____________2016 г. «Утверждено»   МОУ   «СОШ Директор   п. Модин  » ____________/Сармина А.Е./ Приказ № _____ от «___»___________2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учителя   Каирсапиевой Асель Амержановны по  ОРКСЭ «Основы духовно­нравственной культуры народов России»   5  класс 1 Рассмотрено                             на заседании                             педагогического совета протокол № __                         от «_31_» августа 2016г.2016  ­  2017 учебный год Пояснительная записка         Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России»,   авторы:   Н.Ф.   Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.     «Основы духовно­нравственной культуры народов России»: 5 класс:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана­Граф, 2012.  В   соответствии   с   федеральным   государственным   образовательным   стандартом   общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно­нравственной культуры народов России» предполагается в  пятом классе.  Цель  курса  «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России»:   обогатить   процесс воспитания в  школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского   государства),   но   и   новым   пониманием   сущности   российской   культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно­нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое   значение   изучения   данного   предмета   младшими   подростками   определяется   их возрастными   и   познавательными   возможностями:   у   детей   10­12   лет   наблюдается   большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы,   включая   религиозные.   Школьники   этого   возраста   уже   располагают   сведениями   об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического   мышления,   на   достаточном   уровне   представлено   логическое   мышление, воображение,   что   позволяет   решать   более   сложные   теоретические   задачи   и   работать   с воображаемыми   ситуациями.   Пятиклассники   могут   читать   более   серьезные   тексты, исторические   документы,   они   достаточно   хорошо   владеют   информационными   умениями   и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). 2Задачи курса:  Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д., обеспечивают: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных   этнических   культур;   пятиклассники   продолжают   работать   с   рубриками   учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; –   отражение   основного   содержания   текстов   учебника   в   иллюстративном   ряде   (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы); – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика). Данная программа рассчитана на 35 часов, исходя из 1 часа в неделю                     3Учебно­тематический план № п/п Содержание программного материала Количе ство часов Контрольные работы Формы контроля Проверочные работы Практические и лабораторные работы 1 2 3 4 5  В мире культуры Нравственные  ценности  российского  народа Религия и  культура Как сохранить  духовные  ценности Твой духовный  мир 4 14 10 4 3 2 1 Итого: 35 часов 3 часа 4Календарно – тематическое планирование № п/п Наименование  разделов и тем Универсальные учебные действия В мире культуры 1 2 3 Величие многонационально й российской культуры. Величие многонационально й российской культуры. Человек­творец носитель культуры   и   национальности, Личностные результаты: –  осознание   своей   принадлежности   к народу,   стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский   народ   и   историю   России (элементы гражданской идентичности);   Колич ество часов Дата проведения фак план т 4 1 1 1 54 Человек­творец носитель культуры   и 1   в       к       норм     искусстве,   религиозных развитию нравственных, –  понимание роли человека в обществе, принятие нравственного поведения; –  проявление   гуманного   отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания   участников   диалога или деятельности; –  стремление интеллектуальных, эстетических потребностей. Познавательные: –  характеризовать   понятие   «духовно­ нравственная культура»; –  сравнивать   нравственные   ценности разных народов, представленные в фольклоре, учениях; –  различать   культовые   сооружения разных религий; – выводы   и умозаключения   на   основе   анализа учебных текстов. Коммуникативные: – характеризовать   нравственные   ценности   человека (патриотизм, трудолюбие,   доброта,   милосердие   и др.). Рефлексивные: –   и   оценивать совместную   деятельность   (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)   и   в   разных   источниках (текст,   произведение искусства).  формулировать   иллюстрация,  анализировать  анализировать   задачей,  кратко     6Нравственные ценности   российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую» «Береги землю родимую, как мать любимую» 5 6 7 Жизнь ратными  подвигами полна Жизнь ратными  подвигами полна 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 В труде ­ красота человека В труде ­ красота человека  «Плод добрых трудов славен»  Люди труда «Плод добрых трудов славен»  Люди труда Люди труда  Бережное отношение к природе Бережное отношение к природе Семья – хранитель духовных ценностей Семья – хранитель духовных ценностей 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1     национальности, Личностные результаты: –  осознание   своей   принадлежности   к народу,   стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский   народ   и   историю   России (элементы гражданской идентичности); –  понимание роли человека в обществе, принятие нравственного поведения; –  проявление   гуманного   отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания   участников   диалога или деятельности; норм   в             к   искусстве,   религиозных развитию нравственных, –  стремление интеллектуальных, эстетических потребностей. Познавательные: –  характеризовать   понятие   «духовно­ нравственная культура»; –  сравнивать   нравственные   ценности разных народов, представленные в фольклоре, учениях; –  различать   культовые   сооружения разных религий; – выводы   и умозаключения   на   основе   анализа учебных текстов. Коммуникативные:   – характеризовать нравственные   ценности   человека (патриотизм, трудолюбие,   доброта,   милосердие   и др.). Рефлексивные:  формулировать  кратко     718 Проект «Моя семья» 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Религия и культура Роль религии в развитии культуры Роль религии в развитии культуры Культурное наследие христианской Руси. Культурное наследие христианской Руси. Культура ислама Культура ислама Иудаизм и культура Иудаизм и культура Культурные традиции буддизма Культурные традиции буддизма 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1     задачей,  анализировать –   и   оценивать совместную   деятельность   (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)   и   в   разных   источниках (текст,   произведение искусства).   иллюстрация,  анализировать     национальности, Личностные результаты: –  осознание   своей   принадлежности   к народу,   стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский   народ   и   историю   России (элементы гражданской идентичности);  проявление – правильноговзаимодействия в совместной   деятельности,   независимо от возраста, национальности, вероисповедания   участников   диалога или деятельности;           к развитию нравственных, –  стремление интеллектуальных, эстетических потребностей. Познавательные: –  характеризовать   понятие   «духовно­ нравственная культура»; –  сравнивать   нравственные   ценности разных народов, представленные в фольклоре, учениях; –  различать   культовые   сооружения разных религий;   религиозных   искусстве, 8Как духовные ценности сохранить 29 30 Забота государства о сохранении духовных ценностей Забота государства о сохранении духовных ценностей 31 Хранить память 4 1 1 1      кратко  анализировать  формулировать – выводы   и умозаключения   на   основе   анализа учебных текстов. Коммуникативные:   – характеризовать нравственные   ценности   человека (патриотизм, трудолюбие,   доброта,   милосердие   и др.). Рефлексивные:   и   оценивать – совместную   деятельность   (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)   и   в   разных   источниках (текст,   произведение искусства).   иллюстрация,  анализировать     задачей,     национальности, Личностные результаты: –  осознание   своей   принадлежности   к народу,   стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский   народ   и   историю   России (элементы гражданской идентичности); –  понимание роли человека в обществе, принятие нравственного поведения; норм       932 Хранить память Твой духовный мир Твой духовный мир Твой духовный мир 33 34 1 3 1   к      кратко  формулировать развитию нравственных, –  стремление интеллектуальных, эстетических потребностей. Познавательные: –  различать   культовые   сооружения разных религий; – выводы   и умозаключения   на   основе   анализа учебных текстов. Коммуникативные:   – характеризовать нравственные   ценности   человека (патриотизм, благодарность.). Рефлексивные: –   и   оценивать совместную   деятельность   (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: информацию, – представленную в разной форме (в том числе графической)   и   в   разных   источниках (текст,   произведение искусства).   иллюстрация,  анализировать  анализировать   задачей,         Личностные результаты: –  понимание роли человека в обществе, принятие нравственного поведения; норм     1035 Фестиваль проектов 1 –  проявление   гуманного   отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания   участников   диалога или деятельности; в             к    кратко  формулировать развитию нравственных, –  стремление интеллектуальных, эстетических потребностей. Познавательные: –  характеризовать   понятие   «духовно­ нравственная культура»; –   выводы   и умозаключения   на   основе   анализа учебных текстов. Коммуникативные:   – характеризовать нравственные   ценности   человека (патриотизм, трудолюбие,   доброта,   милосердие   и др.). Рефлексивные: –   и   оценивать совместную   деятельность   (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)   и   в   разных   источниках (текст,   произведение искусства).   иллюстрация,  анализировать  анализировать   задачей,   Итого; 35 часов Содержание тем  учебного курса Раздел 1. В мире культуры Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. 11Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы   нравственности   –   часть   культуры   общества.   Источники,   создающие нравственные установки. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре   разных   народов.   Герои   национального   эпоса   разных   народов   (Улып, Сияжар, Боотур, Урал­батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур­Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Раздел 3. Религия и культура Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII­XII века) –  золотое   время   исламской   культуры.   Успехи   образования   и   науки.   Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно­прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые   сооружения   буддистов.   Буддийские   монастыри.   Искусство   танка. Буддийский 12календарь. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной   культуры,   охрана   исторических   памятников,   связанных   с   разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Раздел 5. Твой духовный мир. Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Требования   к     уровню   подготовки     учащихся, обучающихся  по  данной  программе  13К концу обучения учащиеся научатся: •   Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. •   Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно­нравственными ценностями. •   Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. •   Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. •   Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. •   Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. •   Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. К концу обучения учащиеся смогут научиться: •   Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. •   Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. •   Работать с историческими источниками и документами Предметные результаты обучения  •   осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской   многонациональной   культуре,   особенностях   традиционных   религий России; •   использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;   способность   к   работе   с   информацией,   представленной   разными средствами; •   расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: •   готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; •   достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; •   личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: •   формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости   за   свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России;   формирование ценностей многонационального российского общества; •   воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к 14родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; •   понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; •   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Личностные результаты: – осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); – понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; – проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия   в   совместной   деятельности,   независимо   от   возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; – стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные),   которые   успешно   формируются   средствами   данного   предмета. Среди них: •   владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); •   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; •   овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); •   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •   умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Универсальные учебные действия. Познавательные: – характеризовать понятие «духовно­нравственная культура»; – сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; – различать культовые сооружения разных религий; – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: – рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; – кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, 15трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: – оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; – анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)   и   в   разных   источниках   (текст,   иллюстрация,   произведение искусства). 16Перечень  учебно­методического обеспечения                          Для  реализации  рабочей   программы   используется   учебно­методический комплект, включающий в себя:  1. Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001. 2. Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000. 3. История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002. 4. Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005. 5. Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991. 6. Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003 7. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1­11. – Иерусалим, 1976­2005. 8. Васильев  Л.С. История религий  Востока: религиозно­культурные традиции и общество. – М., 1983. 9. Введение в буддизм. – СПб., 1999. 10. Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004. 11. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005. 12. Пиаже   Ж.   Моральное   суждение   ребенка   /   Пер.   с   фр.   –   М.:   Академический Проект, 2006.   И. 13. Слободчиков   В.   Антропологическая   перспектива   отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010. 14. Адамова   А.Г.   Духовность   как   ценностная   основа   личности   // Совершенствование   учебно­воспитательного   процесса   в   образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007. 15. Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006. 16. Косачёва   И.П.   Нравственное   развитие   младшего   школьника   в   процессе обучения и воспитания. – М., 2005. 1717. Как   проектировать   универсальные   учебные   действия   в   начальной   школе:   от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008. 18. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004. 19. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста   /   Л.В.   Чепикова   // Воспитание школьников. ­ 2007. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (основной и дополнительной) 1.Программа к курсу учебника  « Основы духовно­нравственной культуры народов России»  Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана­Граф, 2014    2. Учебник «Основы духовно­нравственной культуры народов России»                                   Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана­Граф, 2014.  18