Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Модин»
Озинского района Саратовской области
«Рассмотрено»
«Согласовано»
Руководитель ШМО
__________/Мыльникова С.Т.
Протокол № ____ от
«___»_________2016г.
Заместитель директора по УВР
МОУ «СОШ п.Модин »
____________/Рябинина Л.А./
«___»____________2016 г.
«Утверждено»
МОУ «СОШ
Директор
п. Модин »
____________/Сармина А.Е./
Приказ № _____ от
«___»___________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
Каирсапиевой Асель Амержановны
по ОРКСЭ
«Основы духовнонравственной культуры народов России»
5 класс
1
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
протокол № __
от «_31_» августа 2016г.2016 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса
«Основы духовнонравственной культуры народов России», авторы: Н.Ф. Виноградова,
В.И. Власенко, А.В. Поляков. «Основы духовнонравственной культуры народов России»:
5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И.
Власенко, А.В. Поляков. – М.: ВентанаГраф, 2012.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовнонравственной
культуры народов России» предполагается в пятом классе.
Цель курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»: обогатить процесс
воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями
Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры,
развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого
особое значение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» заключается
в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость
и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их
возрастными и познавательными возможностями: у детей 1012 лет наблюдается большой
интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные
темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об
истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки
исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление,
воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с
воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты,
исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и
способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма,
иллюстрация и пр.).
2Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных
методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией,
представленной в иллюстрации и т.д., обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной
жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния
разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника
«Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам
священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика
учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного
содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Данная программа рассчитана на 35 часов, исходя из 1 часа в неделю
3Учебнотематический план
№
п/п
Содержание
программного
материала
Количе
ство
часов
Контрольные
работы
Формы контроля
Проверочные
работы
Практические
и
лабораторные
работы
1
2
3
4
5
В мире культуры
Нравственные
ценности
российского
народа
Религия и
культура
Как сохранить
духовные
ценности
Твой духовный
мир
4
14
10
4
3
2
1
Итого:
35
часов
3 часа
4Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Универсальные учебные действия
В мире культуры
1
2
3
Величие
многонационально
й российской
культуры.
Величие
многонационально
й российской
культуры.
Человектворец
носитель культуры
и
национальности,
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к
народу,
стране,
государству;
чувство привязанности и любви к малой
родине, гордости и за своё Отечество,
российский народ и историю России
(элементы
гражданской
идентичности);
Колич
ество
часов
Дата
проведения
фак
план
т
4
1
1
1
54
Человектворец
носитель культуры
и
1
в
к
норм
искусстве,
религиозных
развитию
нравственных,
– понимание роли человека в обществе,
принятие
нравственного
поведения;
– проявление гуманного отношения,
толерантности к людям, правильного
взаимодействия
совместной
деятельности, независимо от возраста,
национальности,
вероисповедания участников диалога
или деятельности;
–
стремление
интеллектуальных,
эстетических
потребностей.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно
нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности
разных народов, представленные в
фольклоре,
учениях;
– различать культовые сооружения
разных религий;
–
выводы и
умозаключения на основе анализа
учебных текстов.
Коммуникативные:
–
характеризовать
нравственные ценности человека
(патриотизм,
трудолюбие, доброта, милосердие и
др.).
Рефлексивные:
–
и оценивать
совместную деятельность (парную,
групповую
работу) в соответствии с поставленной
учебной
правилами
коммуникации и
делового этикета.
Информационные:
–
информацию,
представленную в разной форме (в том
числе
графической) и в разных источниках
(текст,
произведение
искусства).
формулировать
иллюстрация,
анализировать
анализировать
задачей,
кратко
6Нравственные
ценности российского
народа
«Береги землю
родимую, как мать
любимую»
«Береги землю
родимую, как мать
любимую»
5
6
7 Жизнь ратными
подвигами полна
Жизнь ратными
подвигами полна
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
В труде красота
человека
В труде красота
человека
«Плод добрых
трудов славен»
Люди труда
«Плод добрых
трудов славен»
Люди труда
Люди труда
Бережное
отношение к
природе
Бережное
отношение к
природе
Семья –
хранитель
духовных
ценностей
Семья –
хранитель
духовных
ценностей
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
национальности,
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к
народу,
стране,
государству;
чувство привязанности и любви к малой
родине, гордости и за своё Отечество,
российский народ и историю России
(элементы
гражданской
идентичности);
– понимание роли человека в обществе,
принятие
нравственного
поведения;
– проявление гуманного отношения,
толерантности к людям, правильного
взаимодействия
совместной
деятельности, независимо от возраста,
национальности,
вероисповедания участников диалога
или деятельности;
норм
в
к
искусстве,
религиозных
развитию
нравственных,
–
стремление
интеллектуальных,
эстетических
потребностей.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно
нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности
разных народов, представленные в
фольклоре,
учениях;
– различать культовые сооружения
разных религий;
–
выводы и
умозаключения на основе анализа
учебных текстов.
Коммуникативные:
–
характеризовать
нравственные ценности человека
(патриотизм,
трудолюбие, доброта, милосердие и
др.).
Рефлексивные:
формулировать
кратко
718
Проект «Моя семья»
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Религия и культура
Роль религии в
развитии культуры
Роль религии в
развитии культуры
Культурное
наследие
христианской Руси.
Культурное
наследие
христианской Руси.
Культура
ислама
Культура
ислама
Иудаизм и
культура
Иудаизм и
культура
Культурные
традиции буддизма
Культурные
традиции буддизма
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
задачей,
анализировать
–
и оценивать
совместную деятельность (парную,
групповую
работу) в соответствии с поставленной
учебной
правилами
коммуникации и
делового этикета.
Информационные:
–
информацию,
представленную в разной форме (в том
числе
графической) и в разных источниках
(текст,
произведение
искусства).
иллюстрация,
анализировать
национальности,
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к
народу,
стране,
государству;
чувство привязанности и любви к малой
родине, гордости и за своё Отечество,
российский народ и историю России
(элементы
гражданской
идентичности);
проявление
–
правильноговзаимодействия
в
совместной деятельности, независимо
от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога
или деятельности;
к
развитию
нравственных,
–
стремление
интеллектуальных,
эстетических
потребностей.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно
нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности
разных народов, представленные в
фольклоре,
учениях;
– различать культовые сооружения
разных религий;
религиозных
искусстве,
8Как
духовные ценности
сохранить
29
30
Забота
государства о
сохранении
духовных
ценностей
Забота
государства о
сохранении
духовных
ценностей
31
Хранить память
4
1
1
1
кратко
анализировать
формулировать
–
выводы и
умозаключения на основе анализа
учебных текстов.
Коммуникативные:
–
характеризовать
нравственные ценности человека
(патриотизм,
трудолюбие, доброта, милосердие и
др.).
Рефлексивные:
и оценивать
–
совместную деятельность (парную,
групповую
работу) в соответствии с поставленной
учебной
правилами
коммуникации и
делового этикета.
Информационные:
–
информацию,
представленную в разной форме (в том
числе
графической) и в разных источниках
(текст,
произведение
искусства).
иллюстрация,
анализировать
задачей,
национальности,
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к
народу,
стране,
государству;
чувство привязанности и любви к малой
родине, гордости и за своё Отечество,
российский народ и историю России
(элементы
гражданской
идентичности);
– понимание роли человека в обществе,
принятие
нравственного
поведения;
норм
932
Хранить память
Твой духовный
мир
Твой духовный мир
Твой духовный мир
33
34
1
3
1
к
кратко
формулировать
развитию
нравственных,
–
стремление
интеллектуальных,
эстетических
потребностей.
Познавательные:
– различать культовые сооружения
разных религий;
–
выводы и
умозаключения на основе анализа
учебных текстов.
Коммуникативные:
–
характеризовать
нравственные ценности человека
(патриотизм,
благодарность.).
Рефлексивные:
–
и оценивать
совместную деятельность (парную,
групповую
работу) в соответствии с поставленной
учебной
правилами
коммуникации и
делового этикета.
Информационные:
информацию,
–
представленную в разной форме (в том
числе
графической) и в разных источниках
(текст,
произведение
искусства).
иллюстрация,
анализировать
анализировать
задачей,
Личностные результаты:
– понимание роли человека в обществе,
принятие
нравственного
поведения;
норм
1035
Фестиваль проектов
1
– проявление гуманного отношения,
толерантности к людям, правильного
взаимодействия
совместной
деятельности, независимо от возраста,
национальности,
вероисповедания участников диалога
или деятельности;
в
к
кратко
формулировать
развитию
нравственных,
–
стремление
интеллектуальных,
эстетических
потребностей.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно
нравственная культура»;
–
выводы и
умозаключения на основе анализа
учебных текстов.
Коммуникативные:
–
характеризовать
нравственные ценности человека
(патриотизм,
трудолюбие, доброта, милосердие и
др.).
Рефлексивные:
–
и оценивать
совместную деятельность (парную,
групповую
работу) в соответствии с поставленной
учебной
правилами
коммуникации и
делового этикета.
Информационные:
–
информацию,
представленную в разной форме (в том
числе
графической) и в разных источниках
(текст,
произведение
искусства).
иллюстрация,
анализировать
анализировать
задачей,
Итого;
35
часов
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.
Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.
11Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека
невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие
нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып,
Сияжар,
Боотур, Уралбатыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван
Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности
на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,
влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья
Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние
особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VIIXII века)
– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад
мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративноприкладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка.
Буддийский
12календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников
духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными
религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
Требования
к
уровню
подготовки
учащихся,
обучающихся по данной программе
13К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из
прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и
прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами
Предметные результаты обучения
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий
России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными
средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения,
которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование
ценностей
многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
14родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо
от
их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество,
российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста,
национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных
действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные,
информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета.
Среди
них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией,
представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной
задачей и культурой коллективного труда.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовнонравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в
фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм,
15трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую
работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации
и
делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе
графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение
искусства).
16Перечень учебнометодического обеспечения
Для реализации рабочей программы используется учебнометодический
комплект, включающий в себя:
1. Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.
2. Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.
3. История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.
4. Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.
5. Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991.
6. Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003
7. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 111. – Иерусалим, 19762005.
8. Васильев Л.С. История религий Востока: религиознокультурные традиции и
общество. – М., 1983.
9. Введение в буддизм. – СПб., 1999.
10. Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004.
11. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.
12. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический
Проект, 2006.
И.
13. Слободчиков В.
Антропологическая перспектива отечественного
образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии,
2010.
14. Адамова А.Г.
Духовность как ценностная основа личности
//
Совершенствование учебновоспитательного процесса в образовательном
учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.
15. Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.
16. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе
обучения и воспитания. – М., 2005.
1717. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.
Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.
18. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.
19. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова //
Воспитание школьников. 2007.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(основной и дополнительной)
1.Программа к курсу учебника « Основы духовнонравственной культуры народов России»
Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: ВентанаГраф, 2014
2. Учебник «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: ВентанаГраф, 2014.
18