РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины география
для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
2016 год
Автор: Халтурина Р.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259), на основе Примерной программы по дисциплине «География», рекомендованной ФГАУ ФИРО 2015 года.
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической
информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и
интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
•
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения и призвано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире. Программа развивает познавательный интерес к другим народам и странам.
Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания. У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.
Изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых специальностей СПО.
Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
В содержание учебной дисциплины включены практические работы, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные специальности СПО.
Практико-ориентированные задания, выполнение творческих заданий и подготовка докладолв и презентаций являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В ГБПОУ МО «Раменский колледж», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
−сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов-
ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель-
ности;
−сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
−умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить аргументы и контраргументы;
−критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критич-
ной оценки получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обоб-
щения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного
выбора оснований и критериев;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргумен-
тированные выводы;
−−представление о необходимости овладения географическими знаниями с
целью формирования адекватного понимания особенностей развития совре-
менного мира;
−понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
−владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов
и проблем;
−сформированность системы комплексных социально ориентированных гео-
графических знаний о закономерностях развития природы, размещения на-
селения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов,
протекающих в географическом пространстве;
−владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
−владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
−владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
−владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
−сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаи-
модействия природы и общества, природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии
при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1. Источники географической информации
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы.
Международные сравнения.
Практические работы
Ознакомление с географическими картами различной тематики.
Нанесение основных географических объектов на контурную карту (по желанию студента).
Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.
Использование статистических материалов и геоинформационных систем.
2. Политическое устройство мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.
Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
Практические работы
Ознакомление с политической картой мира.
Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов (по желанию студета).
3. География мировых природных ресурсов
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.
Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресур-
сообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Практические работы
Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.
Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.
4. География населения мира
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и
страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.
Половая и возрастная структура населения.
Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.
Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.
Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.
Практические работы
Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.
Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.
Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.
Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.
Сравнительная оценка культурных традиций различных народов.
5. Мировое хозяйство
Современные особенности развития мирового хозяйства
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.
Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.
Практические работы
Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.
Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.
Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
6. Регионы мира
География населения и хозяйства Зарубежной Европы
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Германия и
Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал,
население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Зарубежной Азии
Место и роль
Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История
формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай
и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития.
Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население,
ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Африки
Место и роль Африки
в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его
политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения
и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура
хозяйства. Интеграционные группировки.
География населения и хозяйства Северной Америки
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.
США. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.
География населения и хозяйства Латинской Америки
Место и роль
Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной
специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Австралии и Океании
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
Практические работы
Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.
Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира.
7. Россия в современном мире
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.
Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.
Практические работы
Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.
Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли
товарами России.
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Практические работы
Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.
Примерные темы докладов
• Новейшие изменения политической карты мира.
• Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
• Современные международные миграции населения.
• Особенности урбанизации в развивающихся странах.
• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
• Международный туризм в различных странах и регионах мира.
• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
• Экономико-географические особенности ведущих стран Зарубежной Европы.
• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
• Особенности политической карты Африки.
• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
• Географический рисунок хозяйства США.
• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
• Экономико-географические особенности ведущих стран регионов Африки, Латинской Америки.
• Причины и проявление глобальных проблем человечества
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:
по специальностям СПО гуманитарного профиля профессионального образования — 115 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 78 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 37 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вид учебной работы |
Количество часов
|
|
|
|
|
Аудиторные занятия. Содержание обучения |
Специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
|
|
Введение. 1. Источники географической информации |
4 |
|
2. Политическое устройство мира |
4 |
|
3. География мировых природных ресурсов |
4 |
|
4. География населения мира |
6 |
|
5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства |
2 |
|
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства |
4 |
|
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства |
6 |
|
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства |
4 |
|
Обобщение и контроль 1 раздела |
2 |
|
6. Регионы мира. География населения и хозяйства Зарубежной Европы |
6 |
|
География населения и хозяйства Зарубежной Азии |
8 |
|
География населения и хозяйства Африки |
2 |
|
География населения и хозяйства Северной Америки |
4 |
|
География населения и хозяйства Латинской Америки
|
6 |
|
География населения и хозяйства Австралии и Океании |
2 |
|
7. Россия в современном мире |
6 |
|
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
6 |
|
9. Обобщение и итоговый контроль |
2 |
|
Итого |
78 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа |
|
|
Работа с географическими картами различной тематики, проработка опорного конспекта, работа с материалом учебника, составление сообщений или презентаций, составление систематизирующих таблиц.
|
37 |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
|
Всего |
115 |
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение. 1. Источники географической информации |
Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии, знакомство с методическим аппаратом учебника и картами атласа. |
2. Политическое устройство мира |
Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития. |
3. География мировых природных ресурсов |
Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана. |
4. География населения мира |
Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы. |
5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства |
Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-технической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития. |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства |
Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира. |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства |
Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей. |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства |
Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами. |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы |
Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании. |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии |
Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии. |
География населения и хозяйства Африки |
Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки |
География населения и хозяйства Северной Америки |
Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США. |
География населения и хозяйства Латинской Америки |
Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике. |
География населения и хозяйства Австралии и Океании |
Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. |
7. Россия в современном мире |
Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России. |
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения. |
Тематический план внеаудиторной работы
№ темы № Занятия
|
Наименование разделов и тем |
Кол –во часов |
Количество часов самостоятельной работы в часах |
Формы работы |
1 |
Введение |
1 |
|
|
1 раздел |
Общая
экономико-географическая характеристика мира |
36 |
16 |
|
I тема
|
Источники географической информации |
4 |
1 |
|
1-2 |
Источники географической информации |
2 |
0,5 |
проработка конспекта
|
3-4 |
Источники географической информации |
2 |
0,5 |
проработка конспекта
|
II тема
|
Политическая карта мира |
4 |
2 |
|
5 |
Политическая карта мира, типология стран мира
|
1 |
0,5 |
Изучение номенклатуры карты. Проработка конспекта. |
6-7 |
Типология стран мира |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл.1, проработка конспекта. |
8 |
Политико-географическое положение страны. |
1 |
0,5 |
Письменная характеристика ПГП страны мира (по выбору студента) по плану. |
III тема |
География мировых природных ресурсов |
4 |
2 |
|
9 |
Взаимодействие человеческого общества и природной среды . Природопользование. |
1 |
0,5 |
Проработка материала учебника гл.2, проработка конспекта. |
10-11 |
Природные ресурсы: виды и особенности размещения. |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл.2,работа по картам атласа. |
12 |
Ресурсообеспеченность, |
1 |
0,5 |
Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности страны». |
IV тема |
География населения мира |
6 |
3 |
|
13 |
Численность и воспроизводство населения мира. Географические различия. |
1 |
0,5 |
Проработка материала учебника гл. 3 Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в странах и регионах мира. |
14-15 |
Структура населения |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл. 3, проработка конспекта. Сравнение структуры населения стран (по выбору). |
16 |
Размещение населения. Миграции. |
1 |
0,5 |
Проработка материала учебника гл. 3. Изучение направлений миграций в современном мире (составление схемы). |
17-18 |
Урбанизация. Влияние населения на окружающую среду. |
2 |
1 |
Письменная характеристика населения страны мира (по выбору студента) по плану. |
V тема |
География мирового хозяйства |
16 |
8 |
|
19-20 |
Этапы становления и развития мирового хозяйства. Современные особенности развития мирового хозяйства |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл. 4. Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. |
21-22 |
Отрасли первичной сферы. |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл. 5. Доделать систематизирующую таблицу. |
23-24 |
Отрасли первичной сферы |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл.5. Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. |
25-26-27 |
Отрасли вторичной сферы |
3 |
1,5 |
Проработка материала учебника гл.6 . Доделать систематизирующую таблицу. |
28-29-30 |
Отрасли вторичной сферы |
3 |
1,5 |
Проработка материала учебника гл.6 . Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. |
31-32 |
Отрасли третичной сферы |
2 |
1 |
гл.7 проработка конспекта. Доделать систематизирующую таблицу. Определение основных направлений международной торговли. |
33-34 |
Отрасли третичной сферы |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл.7, Характеристика хозяйства страны мира ( по выбору). |
35-36 |
Обобщение и контроль 1 Раздела |
2 |
1 |
Подготовиться к контрольной работе по пройденным темам. |
2 раздел |
Региональная характеристика мира
|
30 |
15 |
|
VI тема
|
Общая экономико-географическая характеристика региона Зарубежной Европы. |
6 |
3 |
|
37-38 |
Общая экономико-географическая характеристика региона Зарубежной Европы. |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл. 8 Составление комплексной экономико-географической характеристики региона. |
39-40 |
Ведущие страны Европы. Германия. |
2 |
1 |
Подготовка презентации о странах Зарубежной Европы. Составление комплексной экономико-географической характеристики страны. |
41-42 |
Ведущие страны Европы Великобритания. |
2 |
1 |
Подготовка сообщений и презентаций о странах Европы ( по выбору). |
VIIтема |
Общая экономико-географическая характеристика региона Зарубежной Азии. |
8 |
3,5 |
|
43-44 |
Общая экономико-географическая характеристика региона Зарубежная Азия. |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл.9. Составление комплексной экономико-географической характеристики региона. |
45-46 |
Ведущие страны региона Зарубежная Азия. |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл.9. Подготовка презентации о странах. Составление комплексной экономико-географической характеристики страны. |
47-48 |
Ведущие страны региона Зарубежная Азия. |
2 |
1 |
Подготовка сообщений и презентаций о странах Азии (по выбору). |
49-50 |
Ведущие страны региона Зарубежная Азия. |
2 |
1 |
Подготовка сообщений и презентаций о странах Азии (по выбору). |
VIII тема
|
Общая экономико-геогра-фическая характеристика региона Африки |
2 |
1 |
|
51-52 |
Общая экономико-географическая характеристика региона Африки |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл.10. Проработка конспекта. Составление комплексной экономико-географической характеристики региона. |
IX тема
|
Общая экономико-географическая характеристика региона Северная Америка. |
4 |
2 |
|
53-54 |
Общая экономико-географическая характеристика
региона Северная Америка. |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл.11. Проработка конспекта. Составление комплексной экономико-географической характеристики региона. |
55-56 |
Общая экономико-географическая характеристика США. |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл.11, Составление комплексной экономико-географической характеристики страны. |
Х тема
|
Общая экономико-географическая характеристика региона Латинская Америка. |
6 |
2,5 |
|
57-58 |
Общая экономико-географическая характеристика региона Латинская Америка. |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл.12. Составление комплексной экономико-географической характеристики региона. |
59-60 |
Ведущие страны региона Латинская Америка. Бразилия. |
2 |
0,5 |
Проработка материала учебника гл.12. Подготовка сообщений и презентаций о странах региона. |
61-62 |
Ведущие страны региона Латинская Америка. |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл.12. Подготовка сообщений и презентаций о странах региона.
|
XI |
Общая экономико-географическая характеристика региона Австралии и Океании |
2 |
1 |
|
63-64 |
Общая экономико-географическая характеристика региона Австралии и Океании |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл.13. Составление комплексной экономико-географической характеристики региона. |
XIIтема
|
Общая экономико-географическая характеристика России в современном мире. |
6 |
3 |
|
65-66 |
Географическое, геополитическое положение России. |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл.14. Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. |
67-68 |
Россия в мировом хозяйстве и международном разделении труда. |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл.14. Определение роли России в международном географическом разделении труда и производстве важнейшей мировой продукции. |
69-70
|
Роль России в МГРТ, участие в решении международных проблем в современном мире. |
2 |
1 |
Подготовка сообщений о современных политических и экономических событиях в мире, о роли России в решении мировых вопросов. |
3 раздел |
Глобальные проблемы человечества. |
6 |
3 |
|
71-72 |
Глобальные проблемы человечества. |
2 |
1 |
Проработка конспекта, выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией по картам. |
73-74 |
Глобальные проблемы человечества. |
2 |
1 |
Проработка материала учебника гл. 15. Подготовить сообщения и презентации о глобальных проблемах человечества. |
75-76 |
Прогнозы, гипотезы, стратегия устойчивого развития |
2 |
1 |
Проработка конспекта. Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества. |
77 |
Обобщение и повторение курса |
1 |
1 |
Подготовка к итоговой работе. |
78 |
Дифференцированный зачет |
1 |
||
Итого |
78 |
37 |
Рекомендованная литература
1. География Учебник для учреждений НПО и СПО. Е. В. Баранчиков – М., «Академия» 2013
2. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Максаковский. – М., 2012
3. Баранчиков Е.В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
4. Баранчиков Е.В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
5. Баранчиков Е.В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред, проф. образования. — М., 2014.
6. Баранчиков Е.В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Электронная библиотечная система ZNANIUM.COM.
Для преподавателей
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
3. География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
4. География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».
интернет-ресурсы
1. www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
2. www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
3. www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
4. www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
Средства обучения
1. Комплект аудиторный географических атласов
2. Политическая географическая карта мира
3. Комплект опорных конспектов по темам: «Современная политическая карта мира», «География мировых природных ресурсов», «География населения мира» «Зарубежная Европа»
4. Комплект дидактических заданий в виде минитестов и вопросов на карточках для текущего контроля
5. Комплект заданий контрольных работ для тематического и рубежного контроля по темам: «Современная политическая карта мира», «Население мира», «География мировых природных ресурсов», «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия, Австралия и Африка», «США и Канада», «Региональный раздел и глобальные проблемы человечества»
6. Инструктивные материалы для практических и самостоятельных работ.
7. Комплект презентаций о странах мира.
8. Комплект докладов о странах мира.
9. Комплект презентаций о глобальных проблемах человечества.
10. Комплект докладов о глобальных проблемах человечества
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.