Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
музыка
4 кл
01.06.2017
Рабочая программа
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по музыке . Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и методическими рекомендациями по предметам. Учтены новые требования выдержать три пункта в рабочей программе: планируемые результаты, разбитые по годам, содержание учебного курса, содержание учебного предмета с характеристикой содержательных линий .
музыка.docx
1 Программа   разработана   в   соответствии   с   требованиями:   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программ начального общего образования и авторской   программы     по   музыке     авторов     М.И.Моро,   М.А.Бантова,   Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова,   С.В.Степанова   «Математика.   1­4   классы»   (УМК   «Школа   России»   М: Просвещение 2011 г.).   Предметное содержание курса «Музыка»   направлено на достижение результатов освоения   основной   образовательной   программы   основного   начального   образования   и соответствует решению следующих задач;  Реализация   идеологической   основы   ФГОС   –   Концепция   духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Реализация методологической и методической основы ФГОС – организация учебной деятельности учащихся на основе системно­деятельностного подхода.  Достижение   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов   освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы умения учиться   1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Достижение   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов   освоения программы  обучающимися  происходит в процессе  активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально­творческой деятельности   обучающихся:   хорового   пения   и   игры   на   элементарных   музыкальных инструментах,   пластическом   интонировании,   подготовке   музыкально­театрализованных представлений. В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально­культурных   традиций,   осознание   своей   этнической   и   национальной принадлежности,   уважение   к   истории   и   духовным   традициям   России,   музыкальной культуре   ее   народов,   понимание   роли   музыки   в   жизни   человека   и   общества,   духовно­ нравственном   развитии   человека.   В процессе   приобретения   собственного   опыта музыкально­творческой   деятельности   обучающиеся   научатся   понимать   музыку   как составную и неотъемлемую часть  окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной   культуры,   выражать   свои   мысли   и   чувства,   обусловленные   восприятием музыкальных   произведений,   использовать   музыкальные   образы   при   создании театрализованных и музыкально­пластических композиций, исполнении вокально­хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.  Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к   искусству;   проявлять   эстетические   и   художественные   предпочтения,   интерес   к музыкальному   искусству   и   музыкальной   деятельности;   формировать   позитивную самооценку,   самоуважение,   основанные   на   реализованном   творческом   потенциале, развитии   художественного   вкуса, музыкально­ исполнительских замыслов.    осуществлении   собственных  У   обучающихся   проявится   способность   вставать   на   позицию   другого   человека, вести   диалог,   участвовать   в   обсуждении   значимых   для   человека   явлений   жизни   и искусства,   продуктивно   сотрудничать   со   сверстниками   и   взрослыми   в   процессе музыкально­творческой   деятельности.   Реализация   программы   обеспечивает   овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально­ игровую   деятельность,   способности   к   дальнейшему   самопознанию   и   саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально­ творческую  деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями. 2 Личностными результатами изучения курса « Музыка»  является формирование  Планируемые результаты 1 класс  следующих умений: ­ наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; ­ ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; ­ наличие эмоционально ­ ценностного отношения к искусству; ­ реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; ­ позитивная оценка своих музыкально ­ творческих способностей. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: ­ умение  строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной  форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса); ­ осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; ­ умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: ­ умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и  изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; ­ умение устанавливать простые аналогии  (образные, тематические) между  произведениями музыки и изобразительного искусства; ­ осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с  использованием учебника. Коммуникативные УУД: ­ наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие)  со сверстниками при решении музыкально ­ творческих задач; ­ участие в музыкальной жизни класса (школы, города). Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются  формирование следующих умений. Обучающийся научится:      определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных  определений, представленных в учебнике для 1 класса; узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты  ( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь,  баян, балалайка); проявлять навыки вокально ­ хоровой деятельности (вовремя начинать и  заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять  музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать  дирижерский жест). воспринимать     музыку   различных    жанров; эстетически    откликаться    на  искусство,  выражая  своё  отношение  к  нему в  различных  видах  музыкально    творческой    деятельности;   общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  ансамблевого,  коллективного  (хорового  и  инструментального)  воплощения   различных    художественных     образов. воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей  жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение,  драматизация, музыкально­пластическое движение, импровизация и др.).   Обучающийся получит возможность научиться    :  владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро 3 ­ медленно)   динамики (громко ­ тихо);  определять  виды  музыки,  сопоставлять  музыкальные  образы  в  звучании   различных   музыкальных    инструментов,    в  том  числе   и   современных    электронных;  продемонстрировать понимание интонационно­образной природы музыкального  искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,  многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных  видов искусств. Личностными результатами  изучения курса «Музыка» являются формирование Планируемые результаты 2 класс  следующих умений: ­   наличие   широкой   мотивационной   основы   учебной   деятельности,   включающей социальные,  учебно­познавательные и внешние мотивы; ­ ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; ­ наличие учебно­познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; ­   выражение   чувства   прекрасного   и   эстетических   чувств   на   основе   знакомства   с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; ­ наличие эмоционально­ценностного отношения к искусству; ­ развитие этических чувств; ­  реализация  творческого   потенциала   в  процессе  коллективного   (  индивидуального) музицирования; ­ позитивная самооценка музыкально­творческих способностей. Метапредметные результаты:  Регулятивные УУД: ­   умение   строить   речевые   высказывания   о   музыке   (музыкальных   произведениях)   в устной  и письменной форме; ­ осуществление элементов синтеза как составление целого из частей. Познавательные УУД: ­ осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса; ­   умение   проводить   простые   аналогии   и   сравнения   между   музыкальными произведениями,   а   также   произведениями   музыки,   литературы   и   изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; ­ осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи. Коммуникативные УУД: ­   наличие   стремления   находить   продуктивное   сотрудничество   со   сверстниками   при решении музыкально­творческих задач; ­ участие в музыкальной жизни класса (школы, города). Предметными   результатами  изучения   курса   «Музыка»   во   2   классе   являются формирование следующих умений.  Обучающийся научится:  определять   характер   и   настроение   музыки   с   учетом   терминов   и   образных определений, представленных в учебнике для 2 класса; понимать главные отличительные особенности музыкально ­ театральных жанров ­ оперы и балета; узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина;   4     узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; продемонстрировать   знания   о   различных   видах   музыки,   певческих   голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; продемонстрировать   личностно­окрашенное   эмоционально­образное   восприятие музыки,   увлеченность   музыкальными   занятиями   и   музыкально­творческой деятельностью;  высказывать   собственное   мнение   в   отношении   музыкальных   явлений,   выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; Обучающийся получит возможность научиться:  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;  эмоционально   откликаться   на   музыкальное   произведение   и   выразить   свое впечатление в пении или пластике;  продемонстрировать понимание интонационно­образной природы музыкального искусства,   взаимосвязи   выразительности   и   изобразительности   в   музыке, многозначности музыкальной  речи в  ситуации  сравнения  произведений разных видов искусств. Личностными результатами  изучения  курса «Музыка» является формирование Планируемые результаты 3  класс следующих умений:   ­   наличие   широкой   мотивационной   основы   учебной   деятельности,   включающей социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы; ­ ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; ­   наличие   учебно­познавательного   интереса   к   новому   учебному   материалу   и   способам решения новой частной задачи; ­   наличие   основы   гражданской   идентичности   личности   в   форме   осознания   «я»   как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ­   наличие   основы   ориентации   в   нравственном   содержании   и   смысле   поступков   как собственных. Так и окружающих людей; ­ наличие эмпатии как понимания чувств  других людей и сопереживания им; ­   выражение   чувства   прекрасного   и   эстетических   чувств   на   основе   знакомства     с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; ­ позитивная самооценка своих музыкально ­ творческих способностей. Метапредметные результаты:  Регулятивные УУД: ­ умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3­го класса) ­ умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно­ творческих задач; ­   умение   использовать   знаково­символические   средства,   представленные   в   нотных примерах учебника. Познавательные УУД: ­   осуществление   поиска   необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий   с использованием учебника для 3­го класса; ­ умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; ­осуществление   простых   обобщений     между   отдельными   произведениями   искусства   на основе выявления сущностной связи; ­ осуществление элементов синтеза как составление целого. 5 ­   наличие   стремления   находить   продуктивное   сотрудничество   со   сверстниками   при решении музыкально ­ творческих задач; Коммуникативные УУД: ­ участие в музыкальной жизни класса (школы, города). Предметными   результатами  изучения   курса   «Музыка»   в   3­м     классе   являются формирование следующих умений. Обучающийся научится:  демонстрировать   знания   о   различных   видах   музыки,   певческих   голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; проявлять     личностно­окрашенное   эмоционально­образное   восприятие   музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально­творческой деятельностью выражать     понимание   интонационно­образной   природы   музыкального   искусства, взаимосвязи   выразительности   и   изобразительности   в   музыке,   многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально   откликаться   на   музыкальное   произведение   и   выразить   свое впечатление в пении, игре или пластике; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; знать и отечественных композиторов(   П.Чайковский,   В.Моцарт,   А.Бородин,   Н.Римский­   Корсаков, М.Глинка); уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.  Обучающийся получит возможность научиться:   знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и выдающихся зарубежных          имена       деревянных инструментов;  определять,   оценивать,   образную   сферу   и музыкальный   язык   народного   и   профессионального   музыкального   творчества разных стран мира.   соотносить   содержание, Личностными результатами  изучения  курса «Музыка» является формирование Планируемые результаты 4 класс следующих умений:  ­ положительное отношение и интерес к изучению музыки;  ­ опыт музыкально­исполнительской деятельности;  ­ первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве;  ­ умение вслушиваться в музыку;  ­ система духовно­нравственных ценностей.  Могут быть сформированы: ­ восприятие музыки как части общей культуры личности;  ­ потребность в самостоятельной музыкально­творческой деятельности;  ­ адекватная самооценка;  ­ чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный  ансамбль);  ­ положительная учебно­познавательная мотивация к обучению. Предметными результатами изучения курса «Музыка»  являются формирование  следующих умений:  ­ владеть основами музыкальных знаний;  ­ владеть первоначальными певческими умениями и навыками;  ­ выразительно исполнять народные и композиторские песни;  ­ различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;  ­ владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;  ­ узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;  ­ выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике; 6  ­ связывать художественно­образное содержание музыкальных произведений с  конкретными явлениями окружающего мира;  ­ оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты,  доброты, справедливости и т. д; ­ координировать движение и пение, отражая настроение музыки ­ эмоционально  откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений;  пластического интонирования;  ­ владеть навыками «свободного дирижирования»;  ­ понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;  ­ эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,  религиозной музыке, классической и современной;  ­ понимать содержание, интонационно­образный смысл простейших произведений (песня,  танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет);  ­ высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей,  национальных и композиторских школ;  ­ импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические,  художественные импровизации);  ­ анализировать содержание, форму, музыкальный язык разных жанров;  ­ использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского  музицирования;  ­ знать ведущих музыкантов­исполнителей и исполнительские коллективы;  ­ узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;  ­ узнавать музыку различных жанров (простых и сложных);  ­ понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература,  ИЗО, кино, театр);  ­ личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы;  ­ приобретать навыки художественного, музыкально­эстетического самообразования.  Метапредметные результаты. Регулятивные УУД. Обучающийся научится:  ­ принимать учебную задачу;  ­ понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных  сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;  ­ осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах  музыкальной деятельности;  ­ адекватно воспринимать предложения учителя.  Обучающийся получит возможность научиться:  ­ принимать музыкально­исполнительскую задачу;  ­ воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно  исполнения музыки) сверстников, родителей;  ­ принимать позицию исполнителя музыкальных произведений. Познавательные УУД. Обучающийся научится:  ­ ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной  информации (Музыкальный словарик);  ­ находить в музыкальном тексте разные части;  ­ понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;  ­ читать простое схематическое изображение;  ­ использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи.  Обучающийся получит возможность научиться:  ­ соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам  музыкальной выразительности (темп, динамика); 7 ­ пользоваться карточками ритма;  ­ понимать нотную запись;  ­ строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;  ­ соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. Коммуникативные УУД. Обучающийся научится:  ­ воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;  ­ учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;  ­ принимать участие в групповом  музицировании, в коллективных инсценировках;  ­ понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель  аккомпанирует, дети поют и т.д.);  ­ контролировать свои действия в коллективной работе.  Обучающийся получит возможность научиться:  ­ исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные  функции;  ­ использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;  ­ следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов  совместной музыкальной деятельности В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: ­ воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности; ­   ориентироваться   в   музыкально­поэтическом   творчестве,   в   многообразии   фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; ­ соотносить  выразительные  и  изобразительные  интонации,  узнавать  характерные  черты музыкальной   речи   разных   композиторов,   воплощать   особенности   музыки   в исполнительской деятельности; ­   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе   ансамблевого,   коллективного   (хорового   и инструментального) воплощения различных художественных образов; ­   исполнять   музыкальные   произведения   разных   форм   и   жанров   (пение,   драматизация, музыкально­пластическое   движение,   инструментальное   музицирование,   импровизация,   и др.); ­определять   виды   музыки,   сопоставлять   музыкальные   образы   в   звучании   различных музыкальных инструментов; ­ оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.                       Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира».. «Музыка в жизни человека». 35 ч. Истоки   возникновения   музыки.   Рождение   музыки   как   естественное   проявление человеческого  состояния.  Звучание  окружающей  жизни,  природы,  настроений,  чувств  и характера человека. Обобщенное   представление   об   основных   образно­   эмоциональных   сферах   музыки   и   о многообразии   музыкальных   жанров   и   стилей.   Песня,   танец,   марш   и   их   разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.  Отечественные   народные   музыкальные   традиции.   Народное   творчество   России. Музыкальный   и   поэтический   фольклор:   песни,   танцы,   действа,   обряды,   скороговорки, 8 загадки,   игры­   драматизации.   Народная   и   профессиональная   музыка.   Сочинение отечественных композиторов о Родине.  « Основные закономерности музыкального искусства» .66ч. Выразительность  и изобразительность  в музыке.   Интонация  как  озвученное  состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации   музыкальные   и   речевые.   Сходство   и   различие   .   интонация­   источник музыкальной   речи.   Основные   средства   музыкальной   выразительности   (   мелодия,   ритм, темп, динамика и др.)  Музыкальная   речь   как   способ   общения   между   людьми,   ее   эмоциональное   воздействие. Композитор   –   исполнитель   –   слушатель.   Особенности   музыкальной   речи   в   сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. «Музыкальная картина мира».34 ч.  Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD). Различные   виды   музыки:   вокальная,   инструментальная,   сольная,   хоровая,   оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Основные виды учебной деятельности школьников. Слушание музыки.  Опыт эмоционально­образного восприятия музыки, различной по   содержанию,   характеру   и   средствам   музыкальной   выразительности.   Обогащение музыкально­слуховых   представлений   об   интонационной   природе   музыки   во   всём многообразии её видов, жанров и форм. Пение.  Самовыражение   ребёнка   в   пении.   Воплощение   музыкальных   образов   при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально­хоровых умений и навыков для передачи музыкально­исполнительского замысла, импровизации. Инструментальное   музицирование.  Коллективное   музицирование   на элементарных   и   электронных   музыкальных   инструментах.   Участие   в   исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация). Музыкально­пластическое   движение.  Общее   представление   о   пластических средствах выразительности. Индивидуально­личностное выражение образного содержания музыки   через   пластику.   Коллективные   формы   деятельности   при   создании   музыкально­ пластических композиций. Танцевальные импровизации. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально­ творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры­ драматизации.  Содержание материала   1 класс Раздел 1. «Музыка вокруг нас» 16 ч.  Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно­музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. 9 Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 2. «Музыка и ты» 17 ч.  Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова­ краски­ звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно­осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради 2 класс Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч. Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн­ главная песня нашей Родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России(Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 2. «День, полный событий» 6 ч. Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче  содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и и различие. Музыкальный инструмент— фортепиано, его его выразительные возможности. Звучащие картины. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 5 ч. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных  жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы. Праздники Русской Православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч Фольклор — народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая пар­ 10 титура. Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица). встреча весны.  Разыгрывание народных песен: песня­игра, песня­диалог, песня­хоровод. Опыты сочинения мелодий   на   тексты   народных   песенок,   закличек,     потешек.  Выразительное,   интонационно осмысленное исполнение русских народных песен, танцев, инструментальных наигрышей разных жанров. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 5. «В музыкальном театре» 5 ч. Опера и балет.  Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля.  Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера,   художника   в   создании   музыкального   спектакля.  Элементы   оперного   и балетного спектаклей. Увертюра. Музыкальные  темы­характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Ролевая   игра   в   дирижера   Сценическое   воплощение   учащимися   отдельных фрагментов   музыкального   спектакля.   Выразительное,   интонационно   осмысленное исполнение тем­характеристик действующих лиц опер и балетов. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 6. «В концертном зале» 5 ч Жанровое   многообразие   инструментальной   и   симфонической   музыки. Симфоническая   сказка   С.   Прокофьева:   тембры   инструментов   и   различных   групп инструментов   симфонического   оркестра.   Музыкальная   живопись.   Выразительность   и изобразительность образов музыки В.­А.Моцарта, М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем­образов: повтор, контраст.  Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 6 ч Композитор   —   исполнитель   —   слушатель.   Интонационная   природа   музыки. Музыкальная   речь   и   музыкальный   язык.   Музыкальные   инструменты   (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.­С. Баха. М. Глинки. В.­А. Моцарта, Г. Свиридова. Д. Кабалевского. Жанры музыки. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия ­ рисунок, лад ­ цвет). Международные конкурсы исполни­ телей. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. 3 класс Раздел 1. «Россия — Родина моя» 5 ч. Песенность   русской   музыки.   Образы   родной   природы   в   романсах   русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма­композиция,   приемы   развития   и   особенности   музыкального   языка   различных произведений.  Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 2. «День, полный событий» 4 ч. Жизненно­музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной  и инструментальной  музыке. Выразительность и  изобразительность  музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ). 11 Сценическое   воплощение   отдельных   сочинений   программного   характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч. Древнейшая   песнь   материнства.   Образы   Богородицы   (Девы   Марии)   в   музыке, поэзии,   изобразительном   искусстве.   Икона   Богоматери   Владимирской   —   величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье(вход Госпо­ день в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч. Жанр   былины   в   русском   музыкальном   фольклоре.   Особенности   повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы­гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов­музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины. Сценическое   воплощение   отдельных   фрагментов   оперных   спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 5. «В музыкальном театре» 6 ч. Путешествие   в   музыкальный   театр.   Обобщение   и   систематизация   жизненно­ музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем­ характеристик действующих лиц, сценических ситуаций,   драматургии   в   операх   и   балетах   (М.Глинка,   К.­В.Глюк,Н.Римский­ Косаков,П.Чайковский).   Мюзикл   —   жанр   легкой   музыки   (Р.   Роджерс.   А.   Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения. Сценическое   воплощение   отдельных   фрагментов   музыкальных   спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 6. «В концертном зале» 6ч. Жанр   инструментального   концерта.   Мастерство   композиторов   и   исполнителей   в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в   инструментальном   концерте   (П.   Чайковский).   Музыкальные   инструменты:   флейта, скрипка   —   их   выразительные   возможности   (И.­С.Бах.   К.­В.   Глюк.   Н.   Паганини.   П. Чайковский).   Выдающиеся   скрипичные   мастера   и   исполнители.   Контрастные   образы программной   сюиты,   симфонии.   Особенности   драматургии.   Музыкальная   форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.  Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 5 ч. Музыка   источник   вдохновения,   надежды   и   радости   жизни.   Роль   композитора, исполнителя,   слушателя   в   создании   и   бытовании   музыкальных   сочинений.   Сходство   и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.  Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения   джазовой   музыки.   Импровизации   как   основа   джаза.   Дж.   Гершвин   и   симфоджаз. Известные джазовые музыканты­исполнители. 12 Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ ­ певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. 4 класс Раздел 1. «Россия — Родина моя» 4 ч. Красота   родной   земли,   человека   в   народной   музыке   и   сочинениях   русских композиторов.   Общность   интонаций   народного   и   композиторского   музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова   (инструментальный   концерт,  вокализ),  патриотическая   тема   в   музыке   М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины. Вокальные   импровизации   на   заданный   текст.   Выразительное,   интонационно осмысленное   исполнение   сочинений   разных   жанров   и   стилей.   Выполнение   творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч. Нравственные   подвиги   святых   земли   Русской   (княгиня   Ольга,   князь   Владимир,   князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и  Илья Муромец), их почитание и восхваление.   Святые   Кирилл   и   Мефодий   —   создатели   славянской   письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма,   исполнения.   Праздники   Русской   православной   церкви:   Пасха   –   «праздник праздников,   торжество   торжеств».   Церковные   и   народные   традиции   праздника.   Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 3. «День, полный событий» 6 ч. «В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское: музыкально­поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский.   М.   Мусоргский.   Н.   Римский­Корсаков,   Г.   Свиридов   и   др.).  Многообразие жанров   народной   музыки.   Святогорский   монастырь:   колокольные   звоны.   Тригорское: Музыкально­литературные вечера ­ романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.  Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.  Народная песня ­ летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества.   Устная   и   письменная   традиция   сохранения   и   передачи   музыкального фольклора.  Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных   инструментов.   Мифы,   легенды,   предания,   сказки   о   музыке   и   музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 5. «В концертном зале» 5 ч. 13 Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).  Музыкальные   инструменты:   виолончель,   скрипка.   Симфонический   оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 6. «В музыкальном театре» 5 ч. События   отечественной   истории   в   творчестве   М.   Глинки,   М.   Мусоргского,   С. Прокофьева.  Опера.   Музыкальная   тема   ­   характеристика   действующих   лиц.   Ария,   речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.  Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.  Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.  Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. Сценическое   воплощение   отдельных   фрагментов   музыкальных   спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 7 ч. Произведения композиторов­классиков (С. Рахманинов, Н. Римский­Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня   и   др.).   Интонационная   выразительность   музыкальной   речи.   Музыкальные   инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики,   джазовая  импровизация,  авторская   песня).  Обработка.  Переложение.  Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского­Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Разделы программы Музыка  вокруг нас Темы, входящие в раздел И Муза вечная со мной!» Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени.   Сочини    мелодию. Кол­во часов по классам 3 2 кл кл 4 кл 1 кл 16 Характеристика основных видов деятельности  Знать/ понимать: понятия «хоровод», «хор», их общие   признаки   и   различия.   Что   музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов. Названия изученных произведений, их авторов,   сведения   из   области   музыкальной грамоты   (скрипичный   ключ,   басовый   ключ, ноты), смысл понятий: запев, припев, мелодия, аккомпанемент,   название  первичных   жанров: Музыкальная азбука  Музыкальные инструменты.  «Садко». Из русского  былинного сказа. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество,  начинается  торжество.  Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.  14   звучания.     произведений,    певческого   голоса. песня, танец, марш.  Музыкальные   термины: мелодия   и   аккомпанемент.   Что   мелодия   – главная мысль муз. произведения. Внешний вид муз.   инструмента   –  фортепиано   и   скрипки, музыкальные термины –  оркестр, солист, что музыкальные   произведения   композиторов, рисунки   художников,   стихотворения   поэтов тесно связаны с впечатлениями детей об осени. грамоты. Элементы   нотной     Значение  скрипичный   ключ, музыкальных   терминов: ноты,   нотный  стан.  название   русских народных   инструментов   –  свирель,   гусли, рожок    и   их   внешний   вид,   своеобразие   их интонационного Образцы музыкального   фольклора,   народные   муз. традиции,   праздники   –  Рождество,   названия рождественских песнопений ­  колядки.  узнавать   на   слух   основную   часть Уметь: передавать музыкальных   выделять настроение   музыки   в   пении,   отдельные признаки предмета и объединять по общему   признаку,   давать   определения   общего характера  музыки,  эмоционально  откликнуться на   музыкальное   произведение   и   выразить   свое впечатление   в   пении,   показать   определенный уровень   развития   образного   и   ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и   слуха,   определять характер,  настроение,   жанровую  основу  песен­ попевок.   Принимать   участие   в   элементарной импровизации и исполнительской деятельности. выявлять   характерные  особенности     жанров: песни,   танца,   марша,   откликаться   на   характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. различать  тембр   музыкального   инструмента   ­ скрипки,   выделять   отдельные   признаки предмета   и   объединять   по   общему   признаку, осмысленно   владеть   способами   певческой деятельности: мелодии, проникнуться   чувством   сопричастности   к природе,   добрым   отношением   к   ней. Участвовать   в   коллективной   творческой деятельности   при   воплощении   различных музыкальных   образов.   найти   нужную   речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки   на   стихи   А.Барто   «Золотая   осень»   и песенки   «Дождь   идет»,   владеть   элементами алгоритма   сочинения  мелодии,   самостоятельно выполнять   упражнения.   Проявлять   личностное отношение   при   восприятии   музыкальных произведений,   эмоциональную   отзывчивость. узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном   пении,   исполнение   ритма, изображение звуко­высотности   мелодии движением рук, правильно передавать мелодию песни,   узнавать   изученные   произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуко­ высотности мелодии движением   рук.  распознавать   духовые     и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания   народных инструментов, вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных   народов.  внимательно   воспринимать информацию, внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки   в   прозвучавших     литературных пропевание   исполнять Музыка и  ты 17 Край, в котором ты живешь. Художник, поэт, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музы не молчали. Музыкальные портреты. Разыграй сказку Мамин праздник. Музыкальные инструменты.  Звучащие картины. Дом, который звучит. Опера­сказка. «Ничего на свете  лучше  нету». 15 звучания,     фрагментах,   определять   на   слух   звучание народных инструментов. сопоставлять звучание народных   и   профессиональных     инструментов, выделять   отдельные   признаки   предмета   и объединять   по   общему   признаку,   передавать настроение   музыки   в   пластическом   движении, пении,   давать   определения   общего   характера музыки. узнавать музыкальные инструменты по изображениям,     участвовать   в   коллективном пении, вовремя начинать   и заканчивать пение, слушать   паузы,   понимать   дирижерские   жесты. планировать   свою   деятельность,  выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного  текста,  находить  нужный характер импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. соблюдать при пении  певческую установку, петь выразительно,   слышать   себя   и   товарищей, вовремя   начинать     и   заканчивать   пение, понимать дирижерские жесты. Знать/ понимать: что в музыке любого народа   отражена любовь к своей родной природе, с  каким настроением надо исполнять песни о  Родине. Выразительность и  изобразительность музыкальной интонации;  названия изученных произведений и их авторов. что виды искусства ­ музыка, литература,  живопись, имеют общую основу­ жизнь, что у  музыки есть свойство ­ без слов передавать   чувства, мысли, характер  человека, состояние  природы, как связаны между собой разговорная  речь и музыкальная речь, названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о  русских защитниках, образы народного  фольклора, названия изученных жанров  музыки; названия изученных произведений и их авторов;  особенности звучания музыкальных  инструментов: волынка  и фортепиано,  понятия: громко ­ тихо. Звуками фортепиано  можно выразить чувства человека и  изобразить  голоса разных музыкальных инструментов.  Названия музыкальных инструментов, их  тембровую окраску, фамилии композиторов и их произведения, определения: опера, хор,  солисты, оркестр. Различать характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый,  элементарные понятия о музыкальной грамоте  и использовать их во время урока,  понимать  триединство: композитор – исполнитель –  слушатель Уметь: выказывать какие чувства возникают,  когда поешь о Родине, различать выразительные  возможности – скрипки. Определять жанровую  принадлежность музыкальных произведений,  песня­ танец – марш.­ узнавать изученные  музыкальные произведения и называть имена их  авторов; ­    передавать   настроение   музыки   и   его изменение:   в   пении,   музыкально­пластическом движении.   Уметь   сопоставлять,     сравнивать, различные   жанры   музыки,   через   различные формы   деятельности     систематизировать словарный   запас   детей.  Определять   характер музыки   и передавать ее настроение, описывать образ сопереживать музыкальному образу, внимательно слушать.   русских   воинов, День, полный событий О   России петь   –   что стремиться в храм Гори, гори  ясно, чтобы  не погасло! Музыкальные инструменты  (фортепиано) Природа и музыка.   Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие  картины. Расскажи сказку.  Колыбельные. Утро. Портрет в музыке.  «В   детской»   На   прогулке. Вечер.                   «Приют спокойствия, трудов  и вдохновенья…» Зимнее утро, зимний вечер. «Что за прелесть эти  сказки!!!».  Ярмарочное гулянье.    «Приют, сияньем  муз  одетый…».  Молитва. Музыка на Новогоднем  празднике  Радуйся Мария! Богородице  Дево, радуйся!  Древнейшая песнь  материнства.  Вербное Воскресение.  Святые земли Русской.  Княгиня Ольга и  князь  Владимир.  Святые земли Русской. Илья  Муромец Кирилл и Мефодий. Праздников праздник,  торжество из торжеств.  Родной обычай старины.  Светлый праздник. Русские народные  инструменты. Плясовые  наигрыши. Музыка в народном стиле.  Сочини песенку.  Проводы зимы.  6 4 6 5 4 4 4 4 3 16       и их         и     в  смысл музыки,   полька, настроение тарантелла,   «исполнитель»,   Изученные Знать/понимать: понятий:   названия «композитор», изученных произведений и их авторов; наиболее популярные   России   музыкальные   Знать   названия   изученных инструменты. произведений   композиторов    (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев),   знать   названия   динамических  названия   танцев: оттенков:  форте   и   пиано.   мазурка вальс, (фортепиано).    музыкальные сочинения, называть их авторов.Уметь: узнавать изученные   произведения,   называть   их   авторов, сравнивать   характер,   настроение   и   средства выразительности в музыкальных произведениях определять   на   слух   основные   жанры   музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать   настроение   музыки   в   пении, музыкально­пластическом   движении,   игре   на элементарных музыкальных инструментах. Продемонстрировать   знания   о   музыке,   охотно участвовать   в   коллективной   творческой деятельности   при   воплощении   различных музыкальных   образов;   продемонстрировать личностно­окрашенное   эмоционально­образное восприятие увлеченность музыкальными   занятиями   и   музыкально­ творческой   деятельностью;   развитие   умений   и навыков хорового и ансамблевого пения.  Знать/   понимать:   изученные   музыкальные сочинения, называть их авторов; Ввести понятие духовная   музыка.  изученные   муз.   сочинения, называть   их   авторов;   образцы   музыкального фольклора,   народные   музыкальные   традиции родного края,  религиозные традиции. Уметь: определять и сравнивать характер,  настроение и средства  музыкальной  выразительности в музыкальных произведениях.  Участвовать в коллективной творческой  деятельности при воплощении различных  музыкальных образов; эмоционально  откликнуться на музыкальное произведение и  выразить свое впечатление в пении, игре или  пластике. Определять на слух знакомые жанры,  узнавать изученные музыкальные произведения,  называть имена их авторов, исполнять несколько народных и  композиторских песен (по выбору  учащегося). Выражать свое эмоциональное  отношение к музыкальным образам  исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др. Уметь определять, оценивать, соотносить  содержание, образную сферу и музыкальный  язык народ­ного и профессионального  музыкального творчества. ­   сопоставлять   выразительные   особенности языка   музыки,   живописи,   иконы,   фрески, скульптуры.    народные Знать/понимать: традиции, праздники,   музыкальный   фольклор   России. Смысл понятий: композитор, музыка в народном   образцы стиле, музыкального народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды)..    Различные виды музыки (былина),   наигрыш,   фольклора,     мотив,   напев, Встреча весны…  Настрою гусли на старинный  лад… (былины).  Певцы русской старины.  Лель. Звучащие картины. Прощание с Масленицей Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты  России. «Музыкант­чародей».  Народные праздники.  Троица. 5 6 6 В музыкальном театре Детский музыкальный  театр.   Опера.     Балет. Театр оперы и балета.  Волшебная палочка  дирижера. Опера «Руслан и Людмила».  Сцены из оперы.                   Увертюра. Финал. Опера «Руслан и Людмила». Опера «Орфей и Эвридика» Опера «Снегурочка». «Океан – море синее» Балет «Спящая красавица». В современных ритмах  (мюзикл). Опера «Иван Сусанин»  М.И.Глинки. Опера  «Хованщина»  М.П.Мусоргского  Русский Восток. Сезам,  откройся! Восточные  мотивы. Театр музыкальной комедии. Балет «Петрушка» 17             музыкальные   певческих   голосах, музыкальные   инструменты   (гусли);   былинный напев,   распевы.    названия   изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле, понимать определение:   музыка   в   народном   стиле, названия  музыкальных инструментов,  состав оркестра   русских   народных     инструментов. Знать   и   понимать   народные     музыкальные традиции родного края  Уметь:  определять,   оценивать,   соотносить содержание,   образную   сферу   и   музыкальный язык   народного   и   профессионального музыкального   творчества   разных   стран   мира; продемонстрировать   знания   о   музыкальных инструментах.   Уметь   высказывать   собственное мнение   в   отношении   музыкальных   явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;   ­   эмоционально   откликнуться   на музыкальное   произведение   и   выразить   свое впечатление   в   пении,   игре   или   пластике; исполнять произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально­пластическое движение, инструментальное   музицирование).передавать настроение   музыки   и   его   изменение:   в   пении, музыкально­пластическом   движении,   игре   на   музыкальных инструментах, исполнять несколько   народных   песен.   Определять, оценивать,   соотносить   содержание,   образную сферу   и   музыкальный   язык   народного   и профессионального   музыкального   творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки,   музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы. Знать/понимать: названия музыкальных   театров, особенности музыкальных жанров  опера, названия изученных жанров и форм  музыки. особенности музыкального жанра –  балет ,названия изученных произведений и их  авторов; смысл понятий: композитор,  исполнитель, слушатель, дирижер.  Определять на слух основные жанры (песня,  танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки,  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, узнавать изученные  музыкальные сочинения, называть их авторов  (М.Глинка); смысл понятий – солист, хор.  названия изученных жанров и форм музыки  песня, романс, вокализ, сюита. Знать названия  изучаемых жанров и форм музыки: восточные  интонации, вариации, орнамент, контрастные  образы.                                                                       Уметь: передавать настроение музыки в пении,  исполнять в хоре вокальные произведения  с  сопровождением и без сопровождения. узнавать  изученные музыкальные произведения и  называть имена их авторов, определять и  сравнивать характер, настроение и средства  музыкальной выразительности в музыкальных  фрагментах. узнавать изученные музыкальные  произведения , передавать собственные  музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально­творческой деятельности,   выступать в роли слушателей 5 6 5 6 5 6 В концертном зале Симфоническая сказка. С.  Прокофьева «Петя и волк». Картинки с выставки.  Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий  Моцарт».  Симфония № 40. Увертюра Музыкальное состязание  Музыкальные инструменты  (флейта, скрипка). Сюита «Пер Гюнт». «Героическая». Призыв к  мужеству.  Мир Бетховена. Музыкальные     инструменты (скрипка, виолончель).  Старый замок. Счастье в сирени живет… «Не смолкнет сердце чуткое  Шопена…» Танцы, танцы, танцы… Патетическая соната.  Царит гармония оркестра. Чтоб музыкантом быть   так надобно уменье Волшебный цветик­ семицветик. Музыкальные  инструменты (орган). И все  это – Бах.                             Все в движении. Попутная  песня. Музыка учит людей понимать друг друга.  Два лада. Легенда. Природа и музыка.  Печаль моя светла.  Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии.         Чудо музыка. Острый ритм  Мир Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Прелюдия. Исповедь души.  Революционный этюд. Мастерство исполнителя.  Музыкальные инструменты  (гитара). В каждой интонации спрятан  18 Знать/понимать: музыкальные инструменты  симфонического оркестра, смысл понятий:  партитура, симфоническая сказка,  музыкальная  тема, взаимодействие тем.  Накопление сведений и знаний  о творчестве   композиторов,  названия изученных жанров и  форм музыки (рондо, опера, симфония,  увертюра), названия изученных произведений и  их авторов. Смысл понятий: композитор –  исполнитель – слушатель вариационное  развитие;  изученные музыкальные сочинения,  называть их авторов; изученные музыкальные  сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз.; Знать названия изученных  жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма).  Знать названия групп симфонического оркестра, музыкальные инструменты    Уметь:  демонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта, скрипка)  передавать  собственные музыкальные впечатления с  помощью различных видов музыкально­ творческой деятельности,  выступать в роли  слушателей, узнавать изученные музыкальные  сочинения, называть их авторов. Передавать  собственные музыкальные впечатления с  помощью различных видов музыкально­ творческой деятельности,  выступать в роли  слушателей,                                   ­ узнавать  изученные музыкальные сочинения, называть их  авторов;                                                     ­  показать определенный уровень развития  образного и ассоциативного мышления. Уметь  высказывать собственное мнение в отношении  музыкальных явлений. выдвигать идеи и  отстаивать собственную точку зрения;  определять, оценивать, соотносить содержание    Знать/понимать:  продемонстрировать понимание   интонационно­образной   природы музыкального взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать знания о различных видах музыки,   музыкальных   инструментах   ,   название музыкальных   выразительности, понимать   и   воспринимать  интонацию  как носителя   образного   смысла   музыки,   смысл понятий:  музыкальная   речь,   музыкальный язык, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки.. творчество   отечественных   и   зарубежных композиторов, знакомство с джазовой музыкой, ее   специфические   особенности,   известных джазовых   исполнителей.   Детские   музыкальные коллективы театры. Уметь:  определять   и   сравнивать   характер, настроение   и   средства   выразительности   в музыкальных узнавать изученные   музыкальные   произведения   и называть   имена   их   авторов,   исполнять   в   хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения  Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной   выразительности).   Исполнять различные   по   характеру   музыкальные произведения   во   время   вокально­хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук. Проявлять   интерес   к   отдельным   группам музыкальных   инструментов;   называть   имена произведениях,   искусства, и средств Россия   – Родина моя человек. Музыкальный сказочник.  Рассвет на Москве­реке.  Обобщающий урок. Мелодия. Здравствуй, Родина моя!. Гимн России Мелодия  ­ душа музыки. Природа и музыка.  Виват, Россия!  Кантата «Александр  Невский».            Опера «Иван Сусанин». Мелодия. «Ты запой мне ту  песню…» «Что не выразишь  словами, звуком на душу  навей». «Ты откуда русская,  зародилась, музыка?  На великий праздник  собралася  Русь!» 3 5 3 19 выдающихся   композиторов   и   исполнителей разных   стран   мира.   Личностно   оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы. Знать/понимать: выразительность и  изобразительность музыкальной интонации,  названия изученных жанров (романс), смысл  понятий: солист, мелодия, аккомпанемент,  лирика, названия изученных жанров (кант),  смысл понятий: песенность, маршевость  названия изученных произведений и их авторов;  названия изученных жанров и форм музыки  (кант, кантата смысл понятий: хоровая сцена,  певец, солист, ария).  Знать жанры народных  песен. Уметь демонстрировать личностно­ окрашенное эмоционально­образное восприятие  музыки, увлеченность музыкально­творческой  деятельностью;  Исполнять народные песни,  подбирать ассоциативные ряды к  художественным произведениям различных   видов искусства. что мелодия  – это основа  музыки, участвовать в коллективном пении.  Узнавать изученные музыкальные сочинения,  называть их авторов, названия изученных  произведений, их авторов, сведения из области  музыкальной грамоты (скрипичный ключ,  басовый ключ, ноты), смысл понятий: запев,  припев, мелодия, аккомпанемент. Слова и  мелодию Гимна России. Иметь представления о  музыке своего народа   Уметь:   узнавать   изученные   музыкальные произведения   и   называть   их   авторов,   продемонстрировать   понимание   интонационно­ образной   природы   музыкального   искусства, взаимосвязи и изобразительности   в   музыке,   многозначности музыкальной   речи   в   ситуации   сравнения произведений   разных   видов   искусств. демонстрировать   понимание   интонационно­ образной   природы   музыкального   искусства, взаимосвязи и изобразительности   в   музыке,   многозначности музыкальной   речи   в   ситуации   сравнения произведений разных видов искусств. выразительности выразительности         Итого 33 34 34 34 СОГЛАСОВАНО                                                                     СОГЛАСОВАНО Протокол заседания                                                          Заместитель директора по УВР  методического объединения  учителей начальных  классов СОШ № 9                                _____________  Некрылова О.В от 25.08.16 года № 1                                                                                                                                                                                                                           26 августа 2016 года ___________ Бондарь Л.И 20

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017