Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Феде
рального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе
авторской программы по ИЗО, под редакцией Б.М.Неменского. Программа рассчитана на 35 часов.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с
остальными учебными предметами, развивающими рациональнологический тип мышления,
изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоциональнообразного,
художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной
деятельности растущей личности.
Цели программы.
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного
опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою
общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,
способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в
художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно
прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и
приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой деятельности, разными
художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи программы.
совершенствование эмоциональнообразного восприятия произведений искусства и окружающего
мира; развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи,
архитектура, дизайн, скульптура ), формирование навыков работы с различными художественными
материалами.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.
е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности
человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения,
формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в
себя изучение на единой основе всех основных видов пространственных искусств: изобразительных –
живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов
декоративноприкладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и
народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах –
искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими
искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной
деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительная художественная
деятельность; декоративная художественная деятельность, конструктивная художественная
деятельность. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций
художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности практическая художественнотворческая деятельность
ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства. Практическая художественнотворческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и
деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт
художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные
художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина,
различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы), а
также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика) .
Одна из задач постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными
возможностями. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия
произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование
образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной
художественной информации в Интернете.
Развитие художественнообразного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:
развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е.
способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое
отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность
к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными
условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель духовное развитие личности, т.е.
формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем,
выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального
практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Приоритетная цель художественного образования в школе духовнонравственное развитие ребёнка,
т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте
и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит
также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство
своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие
культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь
являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль
искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка
главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта
детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить
источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека,
способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом
развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а
прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в
форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся
личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит
развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоциональноценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только
через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных
действий. Для этого необходимо освоение художественнообразного языка, средств художест
венной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эсте тической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть
присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие
чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально ценностных критериев жизни.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также
достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
1 2 класс.
У обучающихся будут сформированы:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества каждого отдельного человека;
эстетические чувства, художественнотворческое мышление, наблюдательность и фантазия;
эстетические потребности: потребности в общении с искусством, природой, потребности в
творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической
творческой деятельности; навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть
работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
понимания значения изобразительного искусства в жизни человека:
понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное
искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественнотворческой
деятельности; уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе,
доброжелательном отношении к людям; мотивации к коллективной творческой работе;
представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;
личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире
профессий в изобразительном искусстве.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
овладеет умением творческого видения с позиций художника, т.е, умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
овладеет умением вести' диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
использовать средства информационных технологий для решения различных учебнотворческих
задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих
проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный
в учебнике;
на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения; осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;
воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей;
соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной
выразительности;
делать несложные выводы; строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых
свойствах изобразительного искусства;
соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;
обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;
использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения
живописи; следить за действиями других участников в совместной деятельности.
Предметные результаты:
Опыт учащихся в художественнотворческой деятельности
Обучающийся научится:
различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура),
конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
различать основные виды и жанры пространственновизуальных искусств;
понимать образную природу искусства;
эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира;
применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художест
веннотворческих работ; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и
выразительных средствах; усвоить названия ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона; видеть проявления визуальнопространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
использовать в художественнотворческой деятельности различные материалы и техники;
передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое
отношение к природе, человеку, обществу, компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ; освоит умения применять в художественно творческой деятельности основы
цветоведения, графической грамоты;
овладеет навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения
средствами аппликации и коллажа; характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны;
рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в
самых разных при родных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображать в творческих работах особенности художественной культуры разных (знакомых по
урокам) народов, передавать особенности понимания ими красоты природы, человека, народных
традиций; узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые
(знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик,
свидетелей нашей истории;
объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного
общества; выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов;
приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной
жизни, красоту внутреннего мира человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
принимать условность и субъективность художественного образа;
сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях
искусства, и объяснять разницу; выражать в беседе свое отношение к произведению
изобразительного искусства, создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного; выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
овладевать на практике основами цветоведения;
использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского
портрета; использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов
в целостный художественный образ; создавать средствами живописи эмоциональновыразительные
образы природы; видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;
изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
3 класс
Личностные результаты:
в ценностноэстетической сфере — эмоциональноценностное отношение к окружающему миру
(семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений,
национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической
оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений
окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение
применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности;
в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в
разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное искусство,
художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания
красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни
(техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств
произведений искусства; активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература,
окружающий мир, родной язык и др.); обогащение ключевых компетенций (коммуникативных,
деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественнотворческую
и предметнопродуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного
замысла; формирование способности оценивать результаты художественнотворческой
деятельности, собственной и одноклассников.
. Предметные результаты:
в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества;
восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего
региона;
в ценностноэстетической сфере — умения различать и передавать в художественнотворческой
деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в
собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и
мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным
традициям своего народа и других народов;
в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях
произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение
обсуждать коллективные результаты художественнотворческой деятельности;
в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование
новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного
искусства и компьютерной графики).
4 класс.
Личностные результаты
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и
духовнонравственном развитии человека; ознакомление учащихся с выразительными средствами
различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной
деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы
мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией,
музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественнотворческая изобразительная деятельность неразрывно связана с
эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический
контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно
включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство»
является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному
учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте,
в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным
средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей
тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или
небольшого текста). Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно
читать и пересказывать содержание текста. Совместно договариваться о правилах общения и
поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно
работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между
участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание программы.
3 класс 35ч.
Искусство
вокруг нас.
Искусство в
твоём доме 8ч
Искусство на
улицах твоего
города 7ч
Художник и
зрелище 11ч
Художник и
музей 9ч
4 класс 35ч.
Каждый народ
художник.
Истоки родного
искусства. 8ч
Древние города
нашей земли. 7ч
Каждый народ
художник. 11ч
Искусство
объединяет
народы. 9ч
2 класс 35ч.
Чем и как
работают художники 8 ч
Реальность и
фантазия 8 ч
О чём говорит
искусство 9 ч
Как говорит
искусство 9 ч
1 класс 33ч.
Ты изображаешь.
Знакомство с Мастером
Изображения. 1 1ч
Знакомство
с
Мастером Украшения. 8
ч
строишь.
Знакомство с Мастером
Постройки 8 ч
украшение,
постройка
всегда помогают друг
другу. 6 ч
Изображение,
Ты
Требования к уровню подготовки обучающихся. 1 класс.
В результате изучения изобразительного искусства должен:знать/понимать
значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация,
форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество,
набойка, гончар, русский народный костюм; отдельные произведения выдающихся художников и
народных мастеров; основные средства выразительности графики, живописи, декоративно
прикладного искусства; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности
труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза,
надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея; правила техники безопасности при
работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом; способы и приемы
обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные материалы);
уметь организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами,
линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой; применять элементарные способы (техники)
работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами
для выражения замысла, настроения; передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет
предметов; составлять композиции с учетом замысла;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры,
по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетнотематических и декоративных
композициях; рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов:
геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики,
завиток); решать художественнотрудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины,
природных материалов; выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по
линейке; на ткани — с помощью выкройки;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; выполнять набойку, используя
простейшие виды штампиков; выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.)
на основе приемов скручивания, скрепления, нанизывания;
пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать
налепы, заглаживать поверхность;
К концу второго года обучения обучающиеся должны :
получить начальные сведения:
с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о
средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст
света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света,
цветовые отношения, выделение главного центра); простейшими сведениями о наглядной
перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие
тени), о зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения;
делением цветового руга на группу «холодных» и «тёплых» цветов, промежуточный зелёный, на
хроматические и ахроматические цвета; начальными сведениями о видах современного декоративно
прикладного искусства и их роли в жизни человека;
начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов,
предметов быта, керамике, вышивке, дизайне; понятием о видах изобразительного искусства;
ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с
помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски
и пр.);
с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками;
о рисунке (живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре).
уметь:
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративноприкладного искусства (что
больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции,
общее строение и цвет предметов; правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно
проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; использовать формат
листа в соответствии с задачей и сюжетом; использовать навыки компоновки; передавать в рисунках
на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание
литературного произведения; передавать пространственное отношение , применять приёмы
рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность
материалов (акварель, гуашь, и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах
намеченного контура; менять направления штриха, линии, мазка согласно форме;
составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщённых и переработанных форм
растительного мира, из геометрических форм; лепить несложные объекты
составлять аппликационные композиции из разных материалов (цветная бумага, коллаж).
3 класс
должны знать:
основные виды и жанры изобразительных искусств; основы изобразительной грамоты (цвет, тон,
пропорции, композиция); имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их
основные произведения; названия наиболее крупных художественных музеев России; названия
известных центров народных художественных ремесел России.
Ученики должны уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой
деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к
произведениям литературы и музыки;
4 класс.
з н а т ь:
– основные виды и жанры изобразительных искусств;
– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
– выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
– наиболее крупные художественные музеи России;
– известные центры народных художественных ремесел России;
у м е т ь:
– применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности,
– различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры,
по памяти, воображению); в самостоятельной творческой деятельности, в иллюстрациях к
произведениям литературы и музыки;
– владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностноориентаци
онной, рефлексивной;
с п о с о б н ы р е ш а т ь следующие жизненные практические задачи:
– для самостоятельной творческой деятельности;
– для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев
изобразительного искусства, народного творчества и др.;
Календарнотематическое планирование
по изобразительному искусству, 4 класс
Тема урока
К
И
В
к
I четверт.
Каждый народ – художник. Истоки
родного искусства.
Какого цвета Родина? Осенний
пейзаж.
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой
Деревня – деревянный мир.
Изображение женских образов в
народных костюмах.
Изображение мужских образов в
народных костюмах.
Изображение сцен труда из
крестьянкой жизни.
Народные праздники (обобщение
темы)
Древние города нашей земли.
Родной угол.
2 четверть.
Древние соборы.
Города русской земли.
Древнерусские войнызащитники.
Города русской земли. Узорочье
теремов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
П
Т
Т
Т
Т
Т
Т
С
Т
С
Т
С
Т
С
Т
Города русской земли. Узорочье
теремов.
Праздничный пир в теремных
палатах.
Каждый народ – художник. Страна
восходящего солнца. Образ
художественной культуры Японии.
Японские постройки.
3 четверть.
Отношение к красоте природы в
японской культуре
Образ человека, характер одежды в
японской культуре.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Образ красоты древнегреческого
человека.
Древнегреческая архитектура.
Древняя Эллада.
Древнегреческий праздник.
Олимпийские игры.
Образ городов средневековой
Европы. Средневековая архитектура.
Средневековые костюмы.
Ремесленные цеха.
У
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Т
С
Т
С
Т
Т
С
Т
Т
С
Т
С
Т
Т
Искусство объединяет народы. Все
народы воспевают материнство.
4 четверть.
Все народы воспевают мудрость
старости.
Сопереживание – великая тема
искусства.
Герои, борцы и защитники.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира.
Праздник искусства «Здравствуй,
лето!»
Экскурсия в художественный музей.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
П
У
Т
С
Т
С
Т
С
Т
С
Т
С
Т
С
Т
С
Т
С
За год 35 часов.
Учебно – методическое обеспечение программы.
1. Примерная программа начального общего образования по образовательной области «Искусство».
Москва: Просвещение, 2010 г.
2. Авторская программа «ИЗО и художественный труд. 14 классы». Б.М. Неменский. Москва:
Просвещение, 2011 г.
3.Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы/ Е.И. Коротеева; под ред. Б. М.
Неменского. – М.: Просвещение, 2011г;
4. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству. 2 класс
Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. – М.: Просвещение, 2011г;
5. Методическое пособие: Изобразительное искусство 1 – 4 класс. Под редакцией Б.М.
Неменского. Москва «Просвещение» 2011 г
репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
портреты русских и зарубежных художников;
таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративноприкладному искусству;
открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением
пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов, животных и птиц,
насекомых;
CD. Изобразительное искусство.
Рабочая программа 3 класс Занков
Рабочая программа 3 класс Занков
Рабочая программа 3 класс Занков
Рабочая программа 3 класс Занков
Рабочая программа 3 класс Занков
Рабочая программа 3 класс Занков
Рабочая программа 3 класс Занков
Рабочая программа 3 класс Занков
Рабочая программа 3 класс Занков
Рабочая программа 3 класс Занков
Рабочая программа 3 класс Занков
Рабочая программа 3 класс Занков
Рабочая программа 3 класс Занков
Рабочая программа 3 класс Занков
Рабочая программа 3 класс Занков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.