Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—6 кл
30.06.2018
Программа курса внеурочной деятельности "Школа ритора" разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» на основе авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской "Риторика" для 5-11 классов// Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2014. Стр. 94 - 107. Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Основная цель – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана.
конспект.docx
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности "Школа ритора" разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897
"Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования» на основе авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской
"Риторика" для 511 классов// Образовательная система «Школа 2100». Сборник
программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2014. Стр. 94 107. Программа
реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование
коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет
выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию
людей в самых различных сферах деятельности.
Основная цель – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в
центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек. Эффективное
общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное
намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана.
Учебные задачи:
1. Познакомить учащихся с основами знаний о речи, качествах речи, с основными нормами
современного русского языка.
2. Научить проводить риторический анализ текстов различных разновидностей языка и
функциональных стилей.
3. Научить анализировать речевые образцы, оценивать устные и письменные высказывания
с точки зрения их содержания и языкового оформления, эффективности в достижении
поставленных коммуникативных задач в различных ситуациях и сферах общения
4. Научить свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных
коммуникативноречевых условиях.
Развивающие задачи:
1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
логики мышления.
2. Развитие речевой культуры, сознательного отношения к языку.
Воспитательные задачи:
1.Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
2. Воспитание интереса и любви к русскому языку.
3. Воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и
письменной речи.
4. Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в
различных областях
Изучение русского языка в школе позволяет школьнику овладеть знаниями о языке,
сформировать лингвистическое мировоззрение, осознать нормы русского языка, но для
обучения общению необходимо преподавание риторики. Риторика открывает для ребенка
систему речевой деятельности, средством которой является родной язык. Речь человека –
как письменная, так и устная – является показателем его интеллекта и культуры. Чем речь
точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он
для общества.
Риторику необходимо рассматривать как науку интеграционную по своим
функциям, универсальную по характеру применения и прикладную по своей
1 направленности. В основе изучения риторики лежит коммуникативный принцип. На
занятиях риторики формируются интеллектуальноречевые умения, которые, как известно,
делятся на умения, связанные с анализом речи, и умения, необходимые в самостоятельной
речевой деятельности.
Введение курса риторики или элементов риторики в учебную деятельность
школьников позволяет учителю совершенствовать их интеллектуальноречевые умения,
неразрывно связанные с прочими общеучебными умениями, прежде всего, логическими и
рефлексивными. Работа над интеллектуальноречевыми умениями даёт обучающемуся то
основание, ту базу, на которой возможно формирование всех групп общеучебных умений.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в
частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории
общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика –
самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой,
искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение
эффективному общению, общающийся человек.
Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики, который мы
назвали «Школа ритора», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как
содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.
Инновационный характер программы определяется содержанием и применяемыми
технологиями. Содержанием обучения является речь вокруг нас: выступления школьников,
доклады, сообщения, защита проектов. Важным является использование материалов
выступления публичных лиц и СМИ, что позволяет формировать модель поведения и
активизировать внимание на современной жизни общества.
Практическая значимость программы: предложенная программа предполагает
практическое применение полученных знаний в повседневной жизни при решении
коммуникативных задач; успешное освоение обучающимися данного курса направлено на
повышение успеваемости по ряду школьных дисциплин, в частности по русскому языку и
литературе, а в дальнейшем помочь при выборе профиля обучения.
Общая характеристика программы
В программе можно выделить два смысловых блока:
– первый – «Общение»;
– второй – «Речевые жанры».
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми,
которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о
коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и
т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где,
когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение
ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и
партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока:
речевая
(коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы
подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.
общение,
Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте
речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как
разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст
определенной коммуникативной направленности: жанр приказа, просьбы, заявления,
аннотации, хроники и т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к.
называет тот вид высказывания, которому следует учить. Речевой жанр – дидактическая
2 единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами
конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления,
адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом
оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец,
самостоятельное создание жанра на предложенную тему.
В каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют
«свои» речевые жанры. Предмет обучения в школе наиболее употребительные в
современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие
жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами
интервью, просьба с элементами комплимента). В результате обучающиеся используют
этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к
творчеству.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока,
предусмотрена их взаимосвязь. Вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с
углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере
конкретных речевых жанров.
Школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью,
где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;
– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах
деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать
собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
– понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической
установке курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например,
степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые
жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать
адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои
неудачи и промахи и т.п.
Курс школьной риторики ведётся так, чтобы вызвать у учеников размышления о
том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в
современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят
основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих
общекультурную ценность. Поэтому в разработанную нами программу мы включаем такой
компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в
школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным
– в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в
духовное развитие подрастающего поколения.
В предлагаемой нами программе приведены формулировки некоторых из
риторических идей, например:
Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
По речи узнают человека. (Пословица)
Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский)
На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н.
Рыленков)
Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются
идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем
3 конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.
Линейноступенчатый принцип расположения материала по классам отражен в
табличной форме программы для 5–9 классов.
Методы, приемы и формы преподавания
Курс риторики в школе – сугубо практический. Для достижения поставленной цели
большая часть времени на занятиях отводится такому общению, при котором говорящий
достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какомунибудь
действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и
писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания,
как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках
риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение
компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных
вопросов:
• что сказал говорящий (пишущий);
• что хотел сказать (написать);
• что сказал (написал) ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал
РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е.
насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого
человека, но и свою собственную.
Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа:
• восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;
• каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта;
• что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения;
• являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения;
• может ли быть несколько правильных решений этой задачи;
• какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные
намерения.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на
определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– почему (причина, мотив);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это
важно);
– когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное
для общения, если это важно).
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую
роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные
ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери),
4 учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических
задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и
благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских
школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают
умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того,
чтобы оно было эффективным.
Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный
элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и
т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное,
теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры
строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Многие риторические задачи учебников могут быть проведены в форме
риторических игр.
Эта задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея
определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации,
построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим
замыслом, коммуникативным намерением и т.д.
Формы работы: круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, поисковые и
научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты,
проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения
и т. д.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "
Школа ритора"
личностные:
овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях,
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости;
метапредметные:
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
предметные:
овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые
средства для успешного решения коммуникативных задач.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом программой предусмотрено изучение предмета 1
час в неделю (34 учебных часа в год, всего 170 часов).
Сроки реализации программы – 5 лет.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
ОБЩЕНИЕ
Общение
Что значит общаться. Собеседники, партнеры, коммуниканты. Коммуникативная
задача.
Виды общения
Межличностное, групповое, массовое общение. Словесное и несловесное общение.
Несловесное общение. Твой голос. Мимика, жесты. Вежливость. В чем она состоит.
Вежливо – невежливо – грубо. Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, но
5 не ссора.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учимся слушать
Слышать – слушать – понимать. Кто и как слушает. Два основных правила
слушания.
Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать? «Чтоб вершки не хватать».
Учимся читать
Правка текста. Виды правки.
Учимся писать
Учимся говорить
Голос, каким он может быть. Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.
КАЧЕСТВА РЕЧИ
Речь правильная и хорошая
Речь без ошибок. Чья речь богаче? Говори – пиши точно.
Учимся редактировать
Зачеркни ненужное. Замени – надпиши нужное. Включи недостающее (дополни).
Будь вежлив Просить – умолять – клянчить. Вежливый отказ. Что такое
комплимент. Лесть — льстивые слова.
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Тексты и речевые жанры
Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.
Вторичные тексты
Понятие о пересказе. Перескажи подробно. Перескажи кратко.
Секреты устных объявлений. Письменные объявления.
Объявление
Рассказы
Что такое рассказ. Как строится рассказ. Невыдуманные рассказы.
Сказки и притчи
Сказочная страна, ее особенности. Сказочные действия, герои, язык. Сочини свою
сказку. Понятие о притче. Уместность ее использования.
6 класс
ОБЩЕНИЕ
Общение
Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.
Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.
Несловесное общение
Виды общения
Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и
неуместные жесты.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учимся слушать
Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.
Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.
Учимся отвечать
Побеседуем
Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец –
делу венец.
Учимся читать
6 Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.
Клише, штампы. Находки.
КАЧЕСТВА РЕЧИ
Речь правильная и хорошая
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Учимся редактировать
Редактирование изучаемых речевых жанров.
Тексты и речевые жанры
Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры.
Характеристика речевых жанров.
Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.
Вторичные тексты
Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. Выдуманные истории.
Рассказы
Спор
Как управлять спором. Если ты – ведущий.
Понятие о притче. Уместность ее использования.
Сказки и притчи
Личное письмо
Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.
Особенности интервью. Как подготовиться к интервью.
Интервью
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ Тема занятия
Понятийные
инструментальные знания
и
Всего
часов
Всего часов
Теоретические Практические
Тема 1. Общение – 9 часов
2
2
2
1
1
1
1
1
1
7
12 Риторика.
Общение
34 Виды общения.
Межличностное,
групповое,
массовое
общение.
Словесное
несловесное
общение.
и
56 Вежливость.
общения.
Чему учит риторика. Что
такое общение? Речевая
ситуация. Коммуникативная
задача.
Собеседники,
партнеры, коммуниканты.
Виды
По
количеству
общающихся:
один – один; один – группа;
один – много.
Общение
словесное – несловесное.
Межличностное, групповое,
массовое общение.
Твой
голос. Мимика, жесты.
В чем она
Вежливость.
–
состоит.
грубо.
невежливо
Этикетный диалог. Вежливый
отказ. Комплименты. Спор,
но не ссора.
Вежливо
– 79 Этикетный
диалог.
Итого
Этикетный диалог. Вежливый
отказ. Комплименты.
Спор, но не ссора.
Учимся слушать
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема 2. Речевая деятельность – 8 часов
Слушание.
Правила для
слушающего. Рефлексивное и
нерефлексивное слушание.
Значение установки. Приемы
рефлексивного
и
нерефлексивного слушания.
Чтение и его суть. Значение
установки. Виды чтения.
Письмо. Правка текста. Виды
правки. (Зачеркни ненужное.
Добавь нужное. Замени слова
и
Измени
последовательность.)
Голос, каким он может быть.
Скороговорки.
сказки. Кричалки.
Докучные
выражения.
Учимся читать
Учимся писать
Учимся говорить
Итого
Тема 3. Качества речи 6 часов
18
20
Речь правильная
и хорошая
21
23
Учимся
редактировать
Итого
Правильно
Правильная речь. Надо –
нельзя.
–
неправильно – допустимо.
Человек и нормы языка.
Нормативные
словари.
Ортология.
Богатство
Хорошая речь.
языка и богатство речи.
Точность
как
коммуникативное качество
речи. Разные виды точности.
Богатство языка и богатство
речи.
как
коммуникативное качество
речи.
Точность
24
26
Тексты
речевые жанры
Тема 4. Речевые жанры – 11 часов
и
Тема,
основная мысль,
ключевые слова, части текста.
Типы заголовков. Ключевые
слова,
словосочетания и
предложения. Вступительный
и заключительный абзацы.
3
9
2
2
2
2
8
3
3
6
3
1
4
1
1
1
1
4
1
1
2
1
2
5
1
1
1
1
4
2
2
4
2
8 27
28
Вторичные
тексты
Объявление
Рассказы
Сказки и притчи
29
30
31
32
33
34
Итого
№
Тема
2
2
2
2
Секреты
объявлений.
Понятие
о пересказе.
Перескажи
подробно.
Перескажи кратко. Степень
сжатия текста.
Речь деловая.
устных
Письменные объявления.
Речь художественная. Что
такое рассказ. Как строится
рассказ.
Невыдуманные
рассказы.
художественная.
Речь
страна,
ее
Сказочная
особенности.
Сказочные
действия, герои, язык. Сочини
свою сказку. Понятие о
притче.
Уместность ее
использования.
11
6 класс
1
1
1
1
5
1
1
1
1
6
Понятийные и
инструментальные знания
Всего
часов
Всего часов
Теоретические Практические
12 Общение.
Адресат речи
Тема 1. Общение – 7 часов
Адресат – кто он?
Слово
Содержание речи.
ритора меняет ход истории.
35 Виды общения
Официальное –
неофициальное общение.
Классное собрание.
Великая сила голоса. Учим
голос
Жесты
помогают общаться. Уместные
и неуместные жесты.
«летать».
67 Несловесное
общение
Итого
2
3
2
7
Тема 2. Речевая деятельность – 8 часов
89 Учимся слушать
Слушание
бывает
разным.
на
восприятие. Способы и приемы
слушания.
Установка
Побеседуем
Учимся
отвечать
Учимся читать
10
11
12
13
14
15
Беседа, ее особенности.
Дружеская беседа.
Разные ответы.
Как
важно начать.
Развернутый
ответ. Основная часть. Конец –
делу венец.
Учимся читать учебный текст.
Ознакомительное чтение
2
2
2
2
1
1
1
3
1
1
1
1
1
2
1
4
1
1
1
1
9 8
Тема 3. Качества речи – 4 часа
2
Речь правильная и хорошая
Редактирование
речевых жанров.
изучаемых
2
4
Тема 4. Речевые жанры – 14 часов
2
Что значит изобретать речь.
Разные
Топ определение.
речевые
жанры.
Характеристика
речевых
жанров.
Понятие
аннотации.
Аннотации бывают разными.
Предисловие. Отзыв.
Автор – рассказчик – герой
рассказа. Услышанный рассказ.
Выдуманные истории.
Как управлять спором. Если ты
– ведущий.
об
2
2
2
2
2
2
Сказки и притчи Понятие о притче. Уместность
Личное письмо
Интервью
ее использования.
Особенности писем. Письмо –
поздравление.
Письмо –
просьба и т.д.
Интервью
Итого
16
17
18
20
Речь правильная
и хорошая
Учимся
редактировать
Итого
21
22
Тексты
речевые жанры
и
Вторичные
тексты
Рассказы
Спор
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
4
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
7
7
14
Итого
Основная
1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Минск, 1998 (Риторика.
Кн. 1ая, гл. 12; Кн. 2я, гл.1).
2. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. – М., 1998
3. Аннушкин В. И. Первая русская «Риторика» (Из истории риторической мысли). – М.,
1998
4. Антонова Л. Г. Письменные жанры речи учителя: Учебное пособие к спецкурсу. –
Ярославль, 1998
5. Десяева Н. Д., Ассуирова Л. В., Лебедева Т. А., Хаймович Л. В., Максимкина О. И.
Теоретические и прикладные аспекты педагогического общения. – Саранск, 1999
6. Десяева Н. Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. Культура речи педагога. – М., 2003
7. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998
8. Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для
студентов. – М., 1998
9. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. – М.; Нальчик, 1996
10. Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1997
10 11. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002
12. Матвеева Т. В. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика: Учебный словарь.
– М., 2003
13. Михальская А. К. Педагогическая риторика: История и теория. – М., 1998
14. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 2000
15. Панов М. И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. –
М., 1997
16. Педагогическое речеведение: Словарьсправочник. – Изд. 2е, испр. и доп. / Под ред. Т.
А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. – М., 2001
17. Педагогическая риторика: Учебное пособие / Под ред. И. А. Ипполитовой. – М., 2001
18. Педагогическая риторика: Практикум / Под ред. И. А. Ипполитовой. – М., 2003
19. Риторика: Методология и практика: Сборник программ. / Составители и редакторы М.
И. Панов, Л. Е. Тумина. – М.; Ярославль, 2003
20. Сборник упражнений по культуре речи, риторике и стилистике / Сост. Н. Е.
Богуславская, Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. – Екатеринбург, 1997
21. Смелкова З. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на
уроках словесности. – М., 1999
22. Филиппова О. В. Профессиональная речь учителя. Интонация. – М., 2001
Дополнительная
1. Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. – М., 1989
2. Акишина А. А. и др. Жесты и мимика в русской речи. – М., 1991
3. Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991
4. Андреев В. И. Деловая риторика. – Казань, 1993
5. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учимся быстро читать: Книга для учащихся старших
классов. – М., 1991
6. Безменова Н. А. Очерки по истории и теории риторики. – М., 1991
7. Богин Г. И. Субстанциальная сторона понимания текста. – Тверь, 1993
8. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов
н/Д., 2004
9. Веселов П. А. Аксиомы делового письма: Культура делового общения и официальной
переписки. – М., 1993
10. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. – М., 1993
11. Волков А. А. Основы русской риторики. – М., 1995
12. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. – М., 1991
13. Граудина Л. К., Мискевич Г. Теория и практика русского красноречия. – М., 1991
14. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1988
15. Головин Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. – М., 1988
16. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993
17. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М., 1980
18. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. – М., 1998
19. Горелов И. Н., Енгалычев Н. Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной
коммуникации. – М., 1991
20. Далецкий И. Б. Риторика: заговори, и я сказу, кто ты: Учебное пособие. М., 2004
11 21. Диалог: Теоретические проблемы и методы исследования: Сб. научноаналитических
обзоров. / Отв. ред. Н. А. Безменова. – М., 1991
22. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. – М.,
1984
23. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М.. 1982
24. Жинкин Н. И. Психологические основы развития мышления и речи // Русский язык в
школе. – М., 1985. № 1
25. Жинкин Н. И. Язык и творчество. Изб. труды. – М., 1998
26. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998
27. Земская Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь. – М.,
1983
28. Иванова С. Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – Пермь, 1992
29. Ивин А. А. Риторика: искусство убеждать. – М., 2002
30. Ипполитова Н. А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского
языка // Русский язык в школе. – М., 1995. № 3
31. Ипполитова Н. А. Обучение школьников разным видам чтения: Ознакомительное
чтение // Русский язык в школе. – М., 1999. № 2
32. Ипполитова Н. А. Обучение школьников разным видам чтения: Изучающее чтение //
Русский язык в школе. – М., 1999. № 1
33. Ипполитова Н. А., Саввова М. Р., Князева О. Ю. Русский язык и культура речи:
Учебник / Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2004
34. Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса: Методические разработки. – М.,
1982
35. Князьков А. А. О суггестивности педагогического голоса // Педагогическое
образование. – М., 1990. – Вып. 2
36. Кожин А. Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. – М.,
1982
37. Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988
38. Кохтев Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М., 1992
39. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева.
– М., 1998
40. Леонтьев А. А. Национальнокультурная специфика речевого поведения. М., 1977
41. Лосев А. Ф., ТахоГоди А. А. Платон; Аристотель. – М., 1993
42.Ломоносов: Хрестоматия / Авт. сост. С. А. Минеева, О. Л. Лейбович. – Пермь,1994
43. Львов М. Р. Основы теории течи. – М., 2000
44. Минеева С. А. Полемика – диспут – дискуссия. – М., 1990
45. Минеева С. А. Основы мастерства устного выступления: Как подготовить полемиста. –
Пермь, 1991
46. Мурашова А. А. Основы педагогической риторики. – М., 1996
47. Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. – М., 1996
48. Общая психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Сост. К. Ф. Седов. – М.,
2004
49. Одинцов В. В. Речевые формы популяризации. – М., 1982
12 50. Ораторы Греции. – М., 1985
51. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов
средней школы. – М., 1991
52. Пиз А. Язык телодвижений. – Н. Новгород, 1991
53. Платон. Федр // Платон. Избранные диалоги. // М., 1965
54. Пороховщиков П. С. Искусство речи на суде. – М., 1996
55. Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия / Под общ. ред. В. К.
Радзиховской. – М., 2003
56. Психологопедагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А.
А. Бодалева. – М., 1980
57. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М., 1999. – Гл.1
58. Русская риторика: Хрестоматия / Авторсост. Л. К. Граудина. – М., 1996
59. Смелкова З. С. Словарь делового человека. – М., 1996
60. Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. – М.,
1996
61. Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учебное пособие. – М., 1996
62. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992
63. Сохор А. М. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. –
М., 1988
64. Стоунс Э. Психопедагогика. Психолингвистика. Теория и практика обучения / Пер. с
анг. под ред. Н. Ф. Талызиной. – М., 1984
65. Сычев О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: Введение в опыт США. – М.,
1991
66. Троянская Е. С. Обучение чтению научной литературы. – М., 1989
67. Тумина Л. Е. Повествование в истории русского риторического учения ХУ11 – ХХ вв.
– М., 1998
68. Тумина Л. Е. Обучение слушанию на уроках риторики в У классе // Русская
словесность. – М., 1996. № 3
69. Тумина Л. Е. К проблеме профессионального педагогического слушания // Язык и
литература в школе. Украинский вестник: Республиканский научнометодический журнал.
– Харьков, 1997. № 2
70. Тумина Л. Е. Культура слушания в педагогическом общении // Язык и литература в
школе. Украинский вестник: Республиканский научнометодический журнал. – Харьков,
1998. № 12
71. Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык
для студентовнефилологов: Учебное пособие. – М., 1997
72. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989
73. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических
фигур. – Ростовн/Д., 1994
74. Цицерон. Топика // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994
75. Цицерон. Об ораторе// Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994
76. Щербинина Ю. В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления. – М., 2003
77. Юнина Е. А., Сагач Г. Общая риторика (Современная интерпретация). – Пермь, 1992
13 Риторика в школе
1. Грудцына Н. Г. Азбука общения: Книга для учащихся. – Самара, 1994
2. Детская риторика: I IV классы / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 19921997
3. Кохтев Н. Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 811 классов учебных заведений
с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также лицеев и гимназий. – М., 1994
4. Ладыженская Т. А. и др. Концепция и программа детской риторики: 11У классы //
Начальная школа. – М., 1994. № 7
5. Ладыженская Т. А. Курс школьной риторики: УХ1 классы // Русская словесность. – М.,
1996. № 2
6. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. –
М., 2000
7. Ладыженская Т.А. Школьная риторика. 5 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1. ФГОС. –
М.: Ювента, 2013. 160 с.
8. Ладыженская Т.А. Школьная риторика. 5 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2. ФГОС. –
М.: Ювента, 2013. 160 с.
9. Ладыженская Т.А. Школьная риторика. 6 класс. Учебник. В 2 частях. Часть1. Часть 2.
ФГОС. – М.: Ювента, Баласс, 2013. – 160 с.
10. Ладыженская Т.А. Школьная риторика. 7 класс. Учебное пособие для
общеобразовательной школы. В 2 частях. ФГОС. – М.: Ювента, Баласс, 2009. 416 с.
11. Ладыженская Т.А. Риторика. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательной
школы. В 2 частях. ФГОС. – М.: Ювента, Баласс, 2009. 384 с.
12. Ладыженская Т.А. Риторика. 9 класс. Учебное пособие. – М.: Ювента, Баласс, 2012.
272 с.
13. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 9 класс: Методические рекомендации. – М.:
Ювента, 1999. – 160 с.
14. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 8 класс: Методические рекомендации. – М.:
Ювента, 2005. – 128 с.
15. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 7 класс: Методические рекомендации. – М.:
Ювента, 2001. – 112 с.
16. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 6 класс: Методические рекомендации. – М.:
Ювента, 1999. – 128 с.
17. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации. – М.:
Ювента, 2001. – 128 с.
18. Львов М. Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся ХХ1 классов. – М., 1995
19. Речевые уроки: Книга для учителя начальных классов / Т. А. Ладыженская, Р. И.
Никольская, Т. И. Сорокина и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1994
20. Речь. Речь. Речь / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1990
21. Русское красноречие: Хрестоматия и система заданий для учащихся старших классов
общеобразовательных школ / Авт.сост. Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. – Екатеринбург,
1997
Программное обеспечение и Интернетресурсы:
http://rusgram.narod.ru/
http://www.mapryal.org
14 http://www.ropryal.ru
http://imwerden.de/cat/modules
http://ekislova.ru/russian/irlya1820
http://danefae.org/djvu/istrusla/
http://rus.1september.ru/
http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm
http://www.gramota.ru/biblio/
http://febweb.ru/
http://korunb.nlr.ru/
http://www.ruscorpora.ru/
http://www.edu.ru
http://www.rvb.ru/18vek
http://slovoopolku.ru/
http://www.lihachev.ru
http://www.ruthenia.ru
http://www.inforeg.ru
http://www.incampus.ru
http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины и учебнометодическое
обеспечение самостоятельной работы студентов.
Вопросы для обсуждения
1. Речевое событие. Дискурс. Речевая ситуация.
2. Структура речевой ситуации: участники, отношения, цели, обстоятельства.
3. Как совершать поступки с помощью слов: речевое действие (акт).
4. Сообщение прямое и косвенное (метасообщение).
5. Принцип гармонии речевого события.
6. Требования к поведению говорящего.
7. Законы современной общей риторики.
8. Принципы коммуникативного сотрудничества и гармонии дискурса.
9. Точность словоупотребления.
10. Понятность
Употребление терминов,
речи.
иностранных слов,
профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов.
11. Чистота, богатство и разнообразие речи.
12. Выразительность речи. Использование средств речевой выразительности.
13. Античный риторический канон как основа европейской риторической культуры.
Этапы классического риторического канона.
14. Риторика и логика. «Общее место» (топ) как смысловая модель. Топика.
15. Расположение как раздел классической и современной риторики. Классический
образец речирассуждения (хрия).
16. Риторика образа: понятие риторического тропа и риторической фигуры.
17. Структура публичного выступления.
18. Составление риторического эскиза публичного выступления.
19. Эпидейктическая речь, ее особенности и принципы ведения.
20. Аргументирующая речь: общая характеристика, планирование и тактика вводной
15 части, основной части и заключения.
21. Информирующая речь, ее разработка и исполнение.
22. Общие принципы управления вниманием аудитории.
23. О сущности беседы и ее типах.
24. Принципы поведения собеседников и возможности взаимопонимания.
25. Непродуктивные модели беседы и как их избежать.
26. О природе подлинного (продуктивного) спора.
27. Основные стратегии, тактики и приемы спора.
28. История риторики. Понятие риторического идеала.
29. Истоки и особенности древнерусского риторического идеала:
а. Цель и формы слова в Древней Руси;
б. «Поучение» и «Слово» как основные жанры древнерусского красноречия;
в. История и красноречие: «золотой век», «слова печальные», «плетение словес»;
г. Век полемики. «Огнепальный» Аввакум;
д. Начала древнерусского красноречия. Статус красноречия в древнерусской культуре;
е. Требования к речевому поведению и речи – основы древнерусского речевого идеала
30. Русские традиции красноречия и современность.
31. Русский риторический идеал: сферы существования, задача сохранения,
перспективы развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КРУГЛОГО СТОЛА
1. Проанализируйте определения риторики в различных учебниках и учебных пособиях.
Что в них общего и различного? Какие из них наиболее полно отражают сущность и задачи
риторики?
2. Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Сделайте вывод о
характере речевого идеала русского народа.
3. Проанализируйте речевое поведение окружающих, однокурсников, тележурналистов.
Соответствует ли оно требованиям риторического идеала?
4. Как вы понимаете смысл одной из частей определения риторики – «эффективное,
целесообразное, гармонизирующее общение»?
5. Нужны ли риторические знания учителю?
6. Назовите основные функции общения. Приведите примеры их реализации в различных
ситуациях общения.
7. Как в различных словарях (толковом, психологическом, педагогическом и др.)
толкуется значение слова «общение»? Что общего и различного в толковании этого
понятия?
8. Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Какие постулаты общения
в них сформулированы?
9. В чем специфика педагогического общения? Сформулируйте постулаты общения,
которыми должен, с вашей точки зрения, руководствоваться учитель.
10. Назовите стили педагогического общения. Опишите речевое поведение какоголибо
учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении.
11. Чем речевая деятельность отличается от других видов деятельности?
12. Проанализируйте свою речевую деятельность. Развиты ли у вас основные механизмы
речи (работают ли они)? В чем и как это проявляется?
13. Что такое коммуникативные качества речи? Приведите примеры речевых ошибок,
связанных с нарушением требований точности, богатства, выразительности, правильности и
т.п. речи.
14. Какие качества голоса являются профессионально значимыми для учителя?
16 Проанализируйте свойства своего голоса. Соответствуют ли они требованиям,
предъявляемым к голосу учителя?
15. Что общего в понятиях «индивидуальный стиль» и «индивидуальный стиль речи
учителя»? В чем отличие этих понятий?
16. Опишите, как вы слушаете лекцию. Совпадает ли ваш опыт слушания с характером
(спецификой) этого вида речевой деятельности?
17. Назовите признаки хорошего, зрелого чтения. Проанализируйте, как протекает процесс
чтения учебной литературы в вашей практике. Умеете ли вы читать?
18. Проанализируйте следующее высказывание. О каких свойствах и видах чтения в нем
говориться? «Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в
зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам,
историка Маколея – предложениями, писателя Теккерея – абзацами, а детективы Конан
Дойля – страницами». (Лаборатория развития образования, г. Хьюстон).
19. Назовите общие и различные свойства устной и письменной речи. В чем заключается
основное отличие устной речи от письменной?
20. В чем отличие понятий «устная речь», «разговорная речь», «устная озвученная речь»?
21. Всем известно выражение «И говорит, как пишет». Хорошо это или плохо?
22. Назовите основные этапы создания письменного текста. Как этот процесс происходит в
вашей речевой практике?
23. Посмотрите в словарях, как трактуются понятия «текст» и «дискурс». Что общего в
содержании этих понятий? В чем их различие?
24. Что такое риторический канон? Назовите его основные этапы. Сопоставьте содержание
риторического канона (риторики) и этапов речевой деятельности (психолингвистика,
теория речевой деятельности). Чем отличаются эти подходы к описанию процесса
создания текста? Что в них общего?
25. В чем заключается нравственный долг оратора? Какое значение приобретает это
понятие в современных условиях?
26. Размышляя о качествах оратора, Цицерон писал: « … Оратор должен обладать
остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью
законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев». О каких свойствах
личности оратора, обеспечивающих эффективность публичного выступления, говорит
Цицерон?
27. Назовите основные способы (средства) развития ораторских способностей. Составьте
для себя памятку «Что я должен сделать, чтобы стать хорошим оратором?».
28. Как сделать интересной информирующую речь?
29. Раскройте содержание понятий «спор», «полемическое мастерство».
30. Что общего в содержании следующих понятий: «дискуссия», «полемика», «дебаты»,
«диспут»? Чем эти понятия отличаются друг от друга?
31. Перечислите основные требования к поведению полемистов. Какие из них наиболее
актуальны в современных условиях?
32.Проанализируйте речевое проведение телеведущих в дискуссионных программах («Глас
народа», «Национальный интерес» и т.п.). Соответствует ли это поведение требованиям
риторики и культуры речи?
33. Что такое эпидейктическая речь? Какова ее основная функция? Приведите примеры
удачной эпидейктической речи.
34. Назовите основные функции устных и письменных педагогических жанров.
35.Охарактеризуйте коммуникативноречевые (учебноречевые) ситуации, в которых
реализуются основные профессионально значимые речевые жанры.
36. Чем отличается педагогический диалог от других видов диалогического общения?
17 37. Охарактеризуйте объяснительный монолог учителя как жанр профессиональной речи
(профессионального общения).
38. В чем заключается и как проявляется специфика педагогического речевого идеала?
39. Как проявляется взаимосвязь этики и риторики в понятии «педагогический речевой
идеал»?
40. Назовите основные принципы педагогического общения, которые непосредственно
связаны с понятием «педагогический речевой идеал».
41. А. К. Михальская в учебном пособии «Педагогическая риторика» называет учителя
«магистром культурных традиций и ценностей». Как вы понимаете смысл этого
выражения? Какую роль в достижении этого профессионального уровня играет знание
законов риторики?
18
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Рабочая программа (5, 6 класс) на тему: Внеурочная деятельность. Школа Ритора. 5, 6 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.